Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Великий русский писатель-педагог

Есть под городом Тулой деревенька — Ясная Поляна. Жители её до сих пор помнят высокого старика с огромной бородой, в больших сапогах и в длинной холщовой рубахе — графа Льва Николаевича Толстого, великого русского писателя.

 

Жизнь свою прожил он «не для себя одного, а для людей», написал книги, которые любят и читают во всём мире.

 

В Ясной Поляне среди зелёных лугов и полей, под сенью3 шумливых лесов прошло детство Л. Н. Толстого. Матери своей Левушка (так называли писателя в детстве) хорошо не помнил. Умерла она, когда мальчику не исполнилось ещё и двух лет. Вспоминая мать, он только видел перед собой «её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», нежные руки, которые так часто ласкали мальчика.

 

В семье было ещё четыре брата и сестра. Без них скучно стало бы жить на свете. Вместе можно было кататься на лошадях, рассказывать друг другу сказки, истории с привидениями и ведьмами или просто играть.

 

Самой любимой игрой была игра в «муравейных братьев». Главная тайна игры написана на зелёной палочке, зарытой где-то в саду, в земле. Найди палочку и узнаешь, как сделать людей счастливыми. «Чтобы не знали они ни горя, ни болезней, а жили в любви да согласии».

 

Всю свою жизнь пытался Лев Николаевич разгадать эту тайну, помочь людям. Любил он и уважал простых людей.

 

Работал вместе с ними: пахал, сеял, колол и пилил дрова, хоть и не было в этом необходимости. Богатый он был человек — граф. И если кто-то обращался за помощью — никому не отказывал. Недалеко от барского дома росло дерево с «колоколом для бедных». Каждый, кто приходил к писателю, звонил в колокол.

 

А для крестьянских детей открыл Лев Николаевич школу, в которой работал вместе с дочерьми. Сам писал для ребят учебные книжки. Был в этих книжках рассказ о Филипке, который отправился вместе со старшими ребятами в школу; история о двух мальчиках, чуть не погибших в акульей пасти. И всё из-за того, «что вздумали они плавать в открытом море». И много других интересных сказок, басен и рассказов. Помогали они детям познать мир, учили честности и добру.

 

 

ПОЭЗИЯ В ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ

 

Пейзажная лирика

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

 

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

 

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

 

 

Василий Жуковский

 

Жаворонок

 

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

 

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

 

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

 

 

Иван Савич Никитин

 

Утро

 

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь - безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут...

А восток все горит, разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встает, из-за пашен блестит.

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет - песню поет,

По плечу молодцу все тяжелое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро веселое!

 

 

 

 

 

Детская литература

XX – начала XXI веков

 

Агния Львовна БАРТО

(1906- 1981)

Великая русская поэтесса

Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу, Всё равно его не брошу, Потому что он хороший.

 

Эти строки из книги Агнии Львовны Барто «Игрушки» хорошо знают все девочки и мальчики. Бабушка, мама или старшая сестра прочли их вам, когда вы ещё ходили в детский сад, и они легко запомнились и полюбились. Почему? Да потому, что Агния Львовна знает все маленькие ребячьи хитрости, проказы и умеет об этом интересно рассказывать.

 

Родилась Агния Львовна Барто 17 февраля 1906 года в Москве. Отец её, Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом, лечил зверюшек и птиц. И дочь свою он научил любить животных. Он же показал дочери буквы, научил её читать. Первыми любимыми авторами были Крылов и Пушкин.

 

Писать стихи Барто начала в первых классах гимназии. Но только в 1925 году появилась первая книга стихов — «Китайчонок Ван Ли». За свою жизнь Агния Львовна придумала более 700 стихотворений для детей.

 

С героями стихотворений Агнии Львовны вы хорошо знакомы. С ними можно встретиться во дворе, в школе, детском саду. Всегда и всюду они находят себе занятия: заботятся о младших сестрёнках и братишках, работают на птичьей ферме или просто играют. Хотелось бы ребятам поскорее вырасти и стать врачами: «мы с Тамарой санита-

 

ры. Тамара лечит, я — реву»; учёными: «в пустой коробке спичечной четыре муравья, я изучаю их привычки, их образ жизни, внешний вид»; космонавтами, которые «лунограм-мы шлют с Луны, большой мечтой увлечены».

 

Порой это совсем не образцовые девочки и мальчики. Вот, например, главный герой стихотворения Барто «Лёшенька, Лёшенька» — бездельник и лентяй, а родители нянчатся с ним, чтобы выучил он уроки.

 

— Лёшенька, Лёшенька, Сделай одолжение: Выучи, Алёшенька, Таблицу умножения.

 

Встречали вы среди своих знакомых, может быть, и девочку Надю, заказывающую подарки своим подругам:

 

Купили б лучше торт! От торта польза есть — Его же можно съесть.

 

Сталкивались, наверное, и с дурными привычками давать друг другу прозвища:

 

Тот — мямля,

Тот — тупица,

А этот бестолков.

Нельзя ли

Обходиться,

Друзья,

Без ярлыков?

 

Но подшучивая над слабостями ребят, Агния Львовна помогает им избавиться от этих недостатков, учит понимать, что «хорошо», а что «плохо», кому нужно подражать, а кому нет.

 

Давным-давно придумала Барто песенку «Вежливый вальс»:

 

Пусть грубость исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

 

К сожалению, не придумали пока ещё учёные такого лекарства. Но оно есть в библиотеке — это стихи Агнии Львовны Барто.

 

 

 

 

Конспект урока в 1 классе по теме: "Агния Львовна Барто"

Тема: Агния Львовна Барто.

 

Возрастная категория: 1класс (6-7лет).

 

Цель: познакомить учащихся с творчеством А.Л. Барто.

 

Задачи:

1. Образовательная:

- учить читать и анализировать стихотворные тексты.

2. Развивающая:

-развивать навык сознательного, беглого, выразительного чтения.

3. Воспитательная:

-воспитывать добрые чувства, вкус.

 

Оборудование: Выставка сборников стихотворений А. Барто, портрет.

 

Ход урока.

Деятельность учителя.

Организационный момент.

 

-Здравствуйте дети. Сегодня мы познакомимся с писательницей Агнией Львовной Барто и ее стихотворениями.

 

Актуализация знаний.

-Давайте проверим домашнее задание. Что вам было задано на дом?

-Кто пойдет пересказывать?

-Хорошо. Молодцы. Подготовились сегодня.

 

Подготовка к восприятию.

 

-Сейчас я прочитаю часть стихотворения, а вы её продолжите:

-Идет бычок качается…

-Наша Таня громко плачет…

-Нет, напрасно мы решили…

-Зайку бросила хозяйка…

 

-А знаете ли вы, кто написал все эти стихотворения?

 

-Молодцы ребята, все эти строки из серии стихотворений Агнии Барто "Игрушки". Вот у нас на выставке есть книга, в которой есть все эти стихотворения.

 

-Какие ее стихотворения вы знаете наизусть? Расскажите.

 

-Теперь я вам расскажу об этом авторе. Агния Львовна Барто мечтала стать балериной, училась в хореографическом училище. Но желание писать детские книги оказалось сильнее. Еще она вела на радиостанции "Маяк" передачу "Найти человека", ей удалось соединить около 1000 семей, разбросанных по белу свету войной.

 

-У Агнии Барто есть несколько стихотворений про девочку Таню. Одно из них напечатано на стр. 230 Азбуки.

 

-Давайте откроем с.230..

 

-Сейчас я вам прочту стихотворение, которое называется "Помощница", а вы следите пальчиком.

 

-Вам понравилось это стихотворение? Чем?

 

-Давайте теперь прочитаете вы, вслух. Все следим кто-то продолжит. … начинай первые 4строки.

 

-Какие незнакомые слова вам встретились в этом стихотворении?

 

Столярный клей- клей, с помощью которого склеивают деревянные изделия.

 

-Давайте еще прочитаем стихотворение. Начинай…

 

-Как вы думаете, почему стих назван именно так "Помощница"?

 

-Правда ли, что Таня "Помощница"?

 

2)

-У вас есть любимые игрушки? Какие?

-Как вы с этими игрушками обращаетесь?

-Мы сейчас прочитаем стихотворение, в котором девочка по-другому относится к своей игрушке.(читаем)

-С каким чувством вы слушали это стихотворение? Почему? (чтение стихотворения 3-4р).

-Как вы понимаете выражение "до ниточки промок"?

-Почему зайка остался на скамейке?

-Как относится девочка к своей игрушке?

-Можно ли её назвать хозяйкой?

 

Чтение учителем.

-От чего зависит звучание слова?

-А какие звуки вы знаете?

-Какие звуки в этом стихотворении передают раскаты грома? В каких словах встречаются?

-Еще, какие звуки и в каких словах часто повторяются?

-Кто знает, что обозначает слово "листопад"?

-Из каких частей состоит слово "листопад"?

-Что можно представить, когда услышишь это слово? Прочитайте.

 

Дети читают.

 

-Что такое родник и с каким ключом его можно спутать?

 

Итог урока.

 

-Что нового вы сегодня узнали?

 

-С каким автором познакомились?

 

-Какие стихотворения читали?

 

 

Виталий Валентинович БИАНКИ

(1894- 1959)

Писатель – природовед

Снежная книга! Только бывалый человек может прочесть по ней о тайнах лесной жизни. Вот слева «под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный, от передних — круглый, маленький». А рядом с ним — «другой след, побольше, в снегу от когтей дырки — лисий след». Посмотрит знающий человек на цепочки этих следов, и ясно ему станет, что гналась за зайцем лисица, очень уж хотелось ей его съесть. Вот таким знающим человеком, переводчиком с языка природы на человеческий язык и был Виталий Валентинович Бианки. Много замечательных рассказов и сказок написал он для тех, кто любит природу, «сумрак леса, шёпот листьев».

 

Родился В. В. Бианки 12 февраля 1894 года в Петербурге. Отец его был учёным-орнитологом (знатоком птиц), работал в зоологическом музее.

 

Дома у Бианки в аквариуме жили рыбы, в террариуме — черепахи, ящерицы, змеи.

 

Каждое лето семья выезжала за город, в деревню. Рано стал брать отец сына в лес, учить лесной грамоте: «Каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл по имени, отчеству и фамилии. И самое главное — с детства приучил свои наблюдения записывать». Продолжал Виталий Бианки вести свои записи и учась в Петербургском университете, и во время путешествий-экспедиций по реке Волге, Уралу. Во многих местах побывал он, многое увидел и узнал. И решил Бианки «оживить» свои дневники, рассказать о кладах, тайнах и загадках природы. Так и стал он писателем.

 

В рассказах, сказках Виталия Валентиновича говорят звери, птицы, насекомые. Живут они своей обычной, естественной жизнью. Жаворонок (рассказ «Оранжевое Горлышко») радуется возвращению на родину. Всё кажется ему здесь «таким замечательным, красивым и милым». Поёт он, чтобы радовались с ним птицы и звери, веселей работалось людям.

 

На болоте, во мху, растёт маленькая травинка. У неё «белые цветочки в зелёных колокольчиках». А сядет Комар на эту травинку — «изогнутся гибкие булавочки, вонзятся в комариное тело» и выпьет Росянка, так зовут травинку эту, всю комариную кровь (рассказ «Росянка — комариная смерть»).

 

Есть в лесу и особая музыка. «Не все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами. Но и безголосые тоже поют». И каждый по-своему: один — хвостом, другой — шеей, третий — клювом (рассказ «Кто чем поёт»).

 

У каждого зверя, птицы, букашки свой домик, непохожий на другие, свои друзья и недруги. Вот и написал Бианки книгу, которую назвал «Лесная газета». Все новости о лесе и его обитателях можно узнать из этой «газеты».

 

Всю свою жизнь Виталий Валентинович разгадывал, открывал удивительные тайны природы. И нёс свои открытия, большие и маленькие, людям, чтобы поняли они — для них весь этот мир: солнце, цветы, порхающие бабочки, звери и птицы. И беречь нужно его, охранять! Чтобы вечно радовала природа людей.

 

 

 

 

 

Александра Осиповна Ишимова

(1804 — 1881)

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...