Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды международных услуг и сферы их реализации

Транспортные услуги. Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, Германия и Норвегия. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними Великобритания и Франция.

Важное место во внешней торговле занимает доставка товара от продавца (экспортера) к покупателю (импортеру), так называемое товародвижение. Издержки обращения в системе товародвижения могут включать следующие расходы на услуги: на перевозку товара (транспортные расходы), исчисляемые как оплачиваемые транспортные тарифы; на транспортировку товара с предприятия в пункт перевозки (к транспортным средствам или на склад); на перевозку товара с транспортных средств на склад покупателя; на погрузку товара у отправителя, выгрузку у получателя и возможные перегрузки в пути следования; на хранение товара в процессе перевозки, переупаковку, пересортировку; на поставку и содержание товара на складах до продажи; на упаковку, маркировку, оформление документации, страхование товара в пути; на оплату грузовых сборов в портах и на погранстанциях, оплату налогов, административных расходов и т.д.

В тех случаях, когда экспортер считает нецелесообразным заниматься процессом товародвижения, он поручает его транспортно-экспедиторской фирме за соответствующее вознаграждение за все услуги.

Таблица 5

Объем и динамика транспортных услуг

транспортные услуги,2002 год, млрд. долл.
рост транспортных услуг в период с 1990 по 1995гг., %
рост транспортных услуг в период с 1995 по 2000 гг., %
рост транспортных услуг в 2000 г. по сравнению с 1999 г., %
рост транспортных услуг в 2001 г. по сравнению с 2000 г., % -1
рост транспортных услуг в 2002 г. по сравнению с 2001 г., %
Доля в мировом экспорте коммерческих услуг, % 22,3

 

Услуги по международному туризму. Операции по международному туризму – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью.

Туристские услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.


Таблица 6

Основные показатели по основным туристским

Макро-регионам

  прибытия туристов (млн. поездок) поступления (млрд. долл.)
2000 г 1990 г. Среднегодовые темпы роста, (%), 1990-2000 гг. 2000 г. 1990 г. Среднегодовые темпы роста, (%), 1990-2000 гг.
мир 698,8 457,2 4,8 475,8 263,6 7,32
Африка 27,6 7,64 10,7 5,3 9,26
Америка 92,8 3,55 136,4 69,2 8,83
Европа 403,3 282,7 3,88 231,5 143,5 5,57
Ближний Восток 20,6 11,72 9,7 4,4 10,95
Южная Азия 6,4 3,2 9,09 5,1 2,2 11,98

 

Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению туристов питанием; услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей и деловых интересов туристов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.).

Международный туризм – важный источник валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. В сфере туризма занято 8% трудоспособного населения (203 млн. чел.), вклад в мировой ВВП 3,3 трлн. долл. (свыше 11%), 630 млрд. долл. инвестиций, или 9% всех инвестиций в основной капитал. Быстрыми темпами увеличиваются и прибытия туристов, и поступления от туризма.

Но положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т.е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.

В развитых странах туризм дает 3-10% ВВП и до 40% в развивающихся. Туризм один из 5 основных источников иностранной валюты в 160 странах мира и главный источник в 70-ти.

В системе ООН имеется специальная организация – Всемирная туристская организация, созданная в 1975 году, она объединяет правительственные организации по туризму, цель
ее – содействие развитию туризма.

Лизинг.Международные арендные услуги предполагают предоставление внаем товаров, пересекающих границу страны арендодателя. В зависимости от сроков или продолжительности в международной практике различают 3 вида аренды: лизинг – долгосрочная аренда (3–5 лет и выше); хайринг – среднесрочная аренда (1–3 года); рентинг – краткосрочная аренда (от нескольких часов, дней, месяцев до 1 года). Наибольшее распространение в международной торговле приобрели лизинговые услуги, объем которых постоянно увеличивался, так же как и круг сдаваемых внаем товаров.

Выделяют прямой зарубежный лизинг– арендная сделка между юридическими лицами различных стран и косвенный лизинг – сдача в аренду через третье лицо. Сделка, в которой лизинговая компания покупает оборудование у национальной фирмы, а затем предоставляет его в аренду зарубежному арендатору, называется экспортным лизингом.При закупке оборудования у иностранной фирмы и предоставлении его отечественному арендатору сделка носит название импортного лизинга.

По определению Европейской федерации национальных лизинговых ассоциаций, под лизингомпонимается аренда основных средств производства (машин, оборудования, заводов, транспортных средств и средств связи, конторского оборудования, складских помещений и т.п.), а также других товаров для их использования в производственных целях арендатором, в то время как арендодатель сохраняет право собственности до конца сделки.

Рост объема лизинговых услуг, предоставляемых на мировом рынке, составляет более 500 млрд. долл. Наибольшей популярностью пользуется лизинг машинного оборудования – 32,3%. Далее следует лизинг техники и оборудования – доля в объеме мирового лизинга составляет 25,6%, удельный вес этого типа активов также весьма отличается по странам: в Канаде – 40,2%, в Голландии – 0%. Преимуществом на мировом рынке лизинга недвижимости обладают промышленные здания, которые занимают около 30% рынка.

По данным Европейского федеративного объединения компании по лизингу оборудования (Leaseurope), в экономику Европы за счет лизинга было инвестировано 178449 млн. евро, доля лизинга составляет в среднем 9,7% всех инвестиций.

Самого большого объема инвестирования посредством лизинга добилась Англия – 39255 млн. евро, затем с небольшим отрывом следует Германия – 38200 млн. евро, а замыкает тройку лидеров Италия с объемом операций 26742 млн.евро.

Финансовые услуги. Мировой рынок финансовых услуг включает банковские, страховые сделки и операции с ценными бумагами. Объем этого рынка оценивается более 1,5 трлн. долл.

Финансовая деятельность – сравнительно молодая, но развивающаяся отрасль международных экономических отношений. Наиболее важным ее сектором являются международные перемещения капиталов, которые растут быстрее, чем торговля товарами. В настоящее время в мире насчитывается несколько главных центров, которые соперничают между собой в международном перемещении капиталов. В течение долгого времени в роли главного экспортера капитала в мире выступали США. В последние годы страны Западной Европы по масштабам своих заграничных инвестиций превзошли США. Велика роль в экспорте капитала Великобритании, Германии, Франции. Третьим финансовым центром является Япония. Наряду с ними в последние годы сложились новые финансовые базы в развивающемся мире
(Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ).

Разновидностью международной финансовой деятельности является страхование. Это такая форма экономических отношений, которая предполагает формирование за счет взносов участников этой деятельности целевых фондов для возмещения потерь, связанных со стихийными и случайными действиями природы и человека. Объектом страхования являются все факторы производства, каждый из которых подвержен различным рискам. Во внешнеэкономических связях страхуются сделки, заключаемые иностранными контрагентами. Страховой бизнес характеризуется постоянным расширением числа видов предоставляемых услуг. Они включают различные виды страхования, перестрахования, сервисное обслуживание, трастовые услуги и пр.

Инжиниринговые услугипредставляют собой оказание одной стороной (консультантом) другой стороне (заказчику) комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых и усовершенствованием имеющихся технологических процессов на предприятии заказчика, внедрением изделия в производство, сбытом продукции.

Инжиниринговые услуги оказываются специализированными фирмами, строительными и промышленными компаниями на коммерческой основе. Обычная цена инжиниринговых услуг при оказании заказчику полного комплекса услуг по строительству объекта под ключ колеблется от 5 до 10% общей стоимости проекта, в случае оригинальных проектов стоимость увеличивается до 25%, при повторении существующих стандартизированных проектов уменьшается до 1-3%. Иногда рассчитывают оплату, исходя из почасовой оплаты работы специалиста. Специалист высокого класса получает 60-70 долл. в час, среднего класса –
30-35 долл. в час, низшего – 20-25 долл. в час. Средняя фирма имеет в штате не менее 3-4 высококвалифицированных специалистов, 1-2 секретарей, остальных приглашают по мере необходимости.

Консалтинг представляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем – делают аналитические обзоры экономической деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях аналогичного направления.

Данный рынок оценивается почти в 90 млрд. долл. с годовым потенциалом роста порядка 15-20 процентов в течение последних нескольких лет. В мире насчитывается около 1720 фирм, специализирующихся в области управленческого консалтинга.

Анализ структуры услуг, производимых 40 крупнейшими управленческими консалтинговыми фирмами, показал следующие результаты:

· 31% – консалтинговые услуги по вопросам управления операциями и процессами, включая вопросы реорганизации бизнеса и всеобщего управления качеством (TQM);

· 17% – консультирование по вопросам корпоративной стратегии;

· 17% – консультирование по вопросам информационно-технологической стратегии;

· 16% – консультирование по вопросам развития бизнеса;

· 11% – консультирование по вопросам организационного проектирования;

· 6% – финансовое консультирование;

· 2% – услуги по вопросам маркетинга и продажам.

Следует отметить, что на долю США приходится около 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых услуг. За последние три года рост объемов продаж консалтинговых услуг ежегодно составляет не менее 10%.

Регулирование рынка услуг

Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

Государство защищает внутренний рынок в сфере услуг с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Государство может проводить следующие мероприятия:

· устанавливать минимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;

· ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;

· вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг. Такие ограничения применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.);

· вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д. Это могут быть разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.

Существенную роль в регулировании международной торговли услугами играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации: Организация международной гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная туристическая организация (ВТО) и другие, а также международные торгово-экономические организации широкого профиля (прежде всего ВТО, ЮНКТАД, ОЭСР).

В январе 1995 года вступило в действие Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС). Специфика данного соглашения заключается в том, что оно касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг.
В дополнение к нему страны – члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг.


ГАТС содержит:

1) положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами;

2) приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;

3) списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;

4) определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере МТУ.

Таким образом, международное сообщество предпринимает меры по стимулированию роста международной торговли услугами, максимизируя при этом прибыльность данной сферы мирового хозяйства.

Контрольные вопросы к теме № 3

1. Чем отличается международная торговля услугами от международной торговли товарами?

2. Охарактеризуйте основные сегменты мирового рынка услуг.

3. Как классифицирует услуги Мировой банк?

4. Как подразделяются услуги в системе национальных счетов?

5. Назовите причины, стимулирующие развитие мирового рынка услуг.

6. Назовите основные виды международных услуг и сферы их реализации.

7. В чем заключается специфика международных туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров?

8. Назовите основные виды финансовых услуг.

9. Раскройте содержание мер государственного регулирования международной торговли услугами.

10. Охарактеризуйте инжиниринговые и консалтинговые услуги.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...