Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности мирового рынка технологийМировой рынок технологий представляет собой систему экономических отношений в сфере обмена научно-техническими знаниями, которые могут быть представлены как в овеществлённом, так и не в овеществлённом виде. Субъектами мирового рынка технологий выступают государственные структуры, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения, промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, а также физические лица – учёные и специалисты. Основными агентами на международном рынке технологий выступают ТНК, т.к. крупные затраты на НИОКР могут себе позволить лишь крупнейшие компании, тем более что и внедрение современных, обычно технически сложных нововведений требует больших капиталовложений. ТНК, как основной агент обмена технологиями, владеет более 4/5 патентов на новую технологию. В то же время не менее 1/3 мирового технологического обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологии ТНК, который используется ими для проникновения на новые рынки или для учреждения собственных дочерних фирм. Объектамимирового рынка технологий являются результаты интеллектуальной деятельности в овеществлённой (различные агрегаты, оборудование, инструменты, технологические линии и др.) и неовеществлённой (информация, различного рода техническая документация, знания, производственный опыт) формах. Мировой рынок технологий имеет специфическую нормативно-правовую базу своего функционирования – Международный кодекс поведения в области передачи технологий; а также такие международные органы регулирования, как Соглашение Всемирной торговой организации по аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), Комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ), Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ). Выделяют следующие сегменты мирового рынка технологий: · рынок патентов и лицензий; · рынок наукоемкой технологической продукции; · рынок высокотехнологичного капитала; · рынок научно-технических специалистов. Основная форма международного обмена научно-техническими достижениями – лицензионная торговля, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д. Лицензионная торговля, охватывающая сделки с ноу-хау и патентами на изобретения, является основной формой коммерческого трансферта технологий. В современных условиях подавляющая часть лицензионной торговли приходится на продажу беспатентных лицензий. Это связано с экономией на проведении дополнительных НИОКР и расходов на внедрение в производство. Поэтому наибольшее распространение в международном трансферте получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с представлением ноу-хау и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье – чисто патентные лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств. Поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии. Ведущие отрасли лицензионной торговли – электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники. Лицензия– это разрешение продавца (лицензиара) на использование другим лицом – покупателем (лицензиатом) – изобретения, технологических знаний, технологии, производственного опыта, секретов производства, торговых марок, которые необходимы для производства коммерческой и иной продукции в течение определенного срока (в среднем 5-7 лет) за обусловленное вознаграждение. Различают патентные лицензии, т.е. предоставление права использования запатентованного изобретения, и беспатентные (ноу-хау) лицензии, дающие право на использование научно– технических достижений. В мировой практике чаще всего используются лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу нескольких патентов и связанных с ними ноу-хау. Патент – документ, выданный государственным органом изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключительное право на использование изобретения. По оценкам экспертов ООН, покупатели платят за приобретённые лицензии По объему прав, передаваемых лицензиату, различают: · простую лицензию, по договору которой лицензиар разрешает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и продажи аналогичных лицензий третьим лицам (распространена в сфере массового производства и широкого потребления); · исключительную лицензию, по договору которой лицензиату предоставляются исключительные права на использование изобретения в пределах, оговоренных в соглашении, и лицензиар уже не может выдать аналогичные по условиям лицензии другим лицам, но оставляет право самостоятельного использования лицензии (характерно для несерийных товаров); · полную лицензию: лицензиар уступает все права на использование научно– технического достижения в течение срока действия соглашения и отказывается от самостоятельного использования лицензии (применяется редко). За предоставление права на использование предмета лицензионного соглашения лицензиат выплачивает лицензиару лицензионное вознаграждение. Формы выплаты лицензионного вознаграждения: · роялти– оговоренное участие в прибыли, т.е. периодическое отчисление от дохода покупателя в течение всего периода действия лицензионного соглашения. В виде роялти осуществляется 90% всех лицензионных платежей; · паушальный платеж– единовременный платеж, не связанный во времени с использованием лицензии, а устанавливаемый заранее на основе экспертных оценок (обычно для стран с неустойчивой экономикой и малознакомыми партнерами); · комбинированные платежи– включают первоначальную сумму в виде паушального платежа (обычно 10-15% от общей цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти). По категории предмета сделки различают лицензии на научно-технические знания (изобретения и ноу-хау), промышленные образцы, торговые знаки и различные виды услуг. Ноу-хау (know how)– предоставление технического опыта и секретов производства, включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера, использование которых обеспечивает определенные конкурентные преимущества. Законодательство многих стран определяет ноу-хау как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства. Промышленный образец– художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия. Промышленному образцу предоставляется правовая охрана. Товарный знак– это обозначение, позволяющее отличить товары и услуги одних лиц и фирм от однородных товаров других лиц или фирм. Товарные знаки могут содержать в себе слова, рисунки, символы и т.п. Товарный знак может быть признан недействительным, если незаконно зарегистрирован или стечением времени утрачены основания для дальнейшего поддержания в силе его государственной охраны, например, он вошел во всеобщее употребление как обозначение товара определенного рода. Так едва не произошло с товарными знаками Аспирин, Рэнк ксерокс. Разновидностью международной торговли лицензиями является франчайзинг. Франчайзинг– система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак. Продавец (франчайзер) не только передает покупателю (франчайзи) право на использование торговой марки, но и оказывает ему постоянную помощь в ведении бизнеса. Эта помощь выражается в оказании технических услуг, подготовке кадров и повышении их квалификации, управлении предприятием за определенную плату и т.д. По существу, продавец и покупатель в этом случае действуют как вертикально интегрированная фирма, филиалы которой взаимосвязаны и производят для потребителя часть товаров и услуг. Особенно характерно это для комплексного франчайзинга, который предусматривает полное обеспечение дилера, включая маркетинг, руководство эксплуатацией предприятия, стандарты и контроль качества продукции. Преимущества франчайзинга: · сохранение у франчайзи статуса юридического лица и права собственности на принадлежащее ему имущество даже при фактическом превращении этого ранее независимого предприятия в своеобразную дочернюю фирму известной компании; · возможность получения небольшой фирмой поддержки от франчайзера при обращении за кредитом в банк или при временных трудностях в расчетах с кредиторами (франчайзер может выступить поручителем); · использование имиджа фирмы, уже завоевавшей авторитет у клиентов, гарантирует быстрое признание у клиентов; · гарантированная помощь в менеджменте, маркетинге, исследованиях и разработках; · бесплатная взаимная поддержка рекламой и осуществление помощи друг другу при осуществлении поставок сырья и компонентов, запчастей, сбыта готовой продукции. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |