Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В активизации деятельности человека.
Основная задача современного менеджмента – это активизация деятельности человека. Активизировать его дёятельность - значит добиться того, чтобы он работал добросовестно, с полной отдачей. Нo человеческий фактор многогранен и включает в себя совокупность различных свойств человека (социальных, психологических, биологических), которые проявляются в его действиях и работе. Их недооценка, например, в условиях производства может привести к нерациональному использованию техники, нарушениям технологических режимов, к другим отрицательным последствиям. Активизация деятельности человека включает в себя проведение большой организаторской, разъяснительной и воспитательной работы, создание определенных предпосылок к труду. Чтобы повысить производительность своего труда, улучшить качество работы, изменить свое поведение, человек должен, во-первых, осознать, что ему это необходимо сделать. Он должен понять смысл стоящих перед ним задач, ответственность за их выполнение. Иногда самые правильные в техническом и организационном отношениях решения выполняются плохо, если они не осознаны исполнителями. Во-вторых, человек должен иметь возможность сделать то, что ему необходимо сделать. Возможности же человека определяются его физическими и умственными способностями, профессиональной подготовкой и другими факторами. Вот, например, как оценивают их влияние на результаты труда зарубежные социологи и психологи (табл.1) Таблица 1.
В третьих, для того, чтобы возможности превратились в действительность, необходимо, чтобы поставленные перед работником задачи отвечали его потребностям. Именно потребности являются глубинной основой всех мотивов поведения и деятельности человека. Реализация человеческих возможностей во многом определяется применяемыми методами управления, уровнем организации и стимулированием труда и другими обстоятельствами. Зарубежные социологи утверждают, что отношение к работнику имеет не менее важное значение в повышении эффективности и производительности его труда, чем даже такой фактор как деньги. В настоящее время многие крупные американские, немецкие и японские фирмы содержат специальных психологов-консультантов, в обязанности которых входит знать о заботах каждого рабочего, давать ему советы. С помощью таких консультантов капиталист стремится дать почувствовать работнику, что предприятие окружает его "подлинно человеческим теплом и вниманием". Дело здесь, конечно, не только и не столько в "тепле и внимании", сколько в отрешении получить от работника максимум того, что он может дать. Американские социологи пришли к выводу, что правильная эксплуатация психики трудящегося может принести такой же экономический эффект, какой дает автоматизация производства. Таким образом, результативность трудовой деятельности человека формируется под воздействием многих факторов и условий. Целенаправленное использование их для активизации человека в решении производственных, социальных и других задач является главным содержанием социально-психологических методов управления. Группу социально-психологических методов составляют: - выявление индивидуально-психологических особенностей членов коллектива и их учет в процессе управления; - установление в коллективе благоприятного социально-психологического климата (т.е. хороших отношений и взаимопонимания между всеми членами коллектива), - развитие активности и инициативы членов коллектива; - формирование, сохранение и развитие заводских традиций и обычаев; - применение различных форм морального поощрения; - формирование правильного стиля руководства коллективом; - планирование социального развития коллектива. В реализации этих методов на предприятии (в АО) важная роль принадлежит службе социального развития. Эта служба призвана проводить социологические и психологические исследования; изучать состав коллектива по профессиональному, культурно-образовательному и возрастному признакам; изучать отношение персонала к действующим на предприятии (в AО) системам оплаты труда и условиям труда; разрабатывать рекомендации по совершенствованию разделения и кооперации труда с целью устранения его однообразия и монотонности, по совершенствованию взаимоотношений руководителей с подчиненными, по созданию и укреплению благоприятного "социально-психологического климата" в коллективе, укреплению дисциплины, улучшению организации и стимулирования труда. Служба социального развития должна также оказывать помощь (в виде консультаций) менеджерам, отделам и службам предприятия (АО) в решении других возникающих социальных вопросов. Предложены нормативы для формирования службы социального развития на предприятии: в штатном расписании рекомендуется предусматривать должности специалистов этой службы из расчета 1 специалист на 1-2 тыс. работающих. К сожалению, в последние годы, особенно в период приватизации предприятий, службы социального развития на многих из них были упразднены. Это, безусловно, ошибочный шаг в реорганизации управления, и время исправит эту ошибку.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |