Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая классификация персонала.

Социологические иссле­дования в коллективе могут проводиться различными методами. Один из наиболее распространенных методов - анкетирование. Суть его заключается в том, что каждому участнику опроса вручается анке­та с вопросами, на которые он должен ответить. Вопросы анкеты могут быть закрытыми и открытыми. На закрытый вопрос отвечают словами "да" или "нет". На открытый вопрос опрашиваемый отвеча­ет по своему усмотрению. Анкеты с закрытыми вопросами имеют су­щественное преимущество - их легче обрабатывать. В анкетах не должно быть большое количество вопросов, т.к. в этом случае оп­рашиваемый переходит на небрежное и формальное ее заполнение.

Широко применяется и другой метод социологического иссле­дования - интервьюирование. Это - целенаправленный опрос и сбор необходимого материала путем личного контакта с опрашиваемым. Интервью имеет по сравнению с анкетированием то преимущество, что опрашиваемому могут быть поставлены дополнительные вопросы, позволяющие уточнить ответ. При интервью можно наблюдать также эмоциональную реакцию отвечающего на задаваемые вопросы, что является дополнительным источником информации. При проведении интервью очень важно обеспечить своевременную и точную запись ответов.

Важным методом социологического исследования является непосредственное наблюдение. Значение этого метода можно охарактери­зовать пословицей: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать” Каждый руководитель, встречаясь с сотрудниками, посещая цехи и участки производства, фиксирует и накапливает конкретный матери­ал для оценки складывающихся ситуаций в коллективе и принятия более правильного решения по тому или иному вопросу. При непо­средственном общении руководителя с подчиненными происходит двухсторонний обмен мнениями, создается возможность задавать вопросы и обсуждать их. При таком общении руководитель слышит, что говорит подчиненный, и видит, как он выглядит и ведет себя, т.е. руководитель может непосредственно получить дополнительную и важную для себя информацию.

В число методов социологического исследования входит и изучение документов. Изучение документов может дать руководителю много полезной информации социального характера. Такими докумен­тами являются личные дела, протоколы собраний, решения, заявле­ния, докладные и др.

Поскольку каждый коллектив объединяет людей разного возраста, образования, индиви­дуальных черт характера, темперамента, различных умений и способностей, то руководитель (менеджер) должен учитывать также особенности психологии людей, понимать мотивы их поведения и действий, уметь распределять работу с учетом индивидуальных особенностей ка­ждого человека.

По индивидуальным особенностям (по темпераменту) среди персонала мож­но выделить сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов.

Такую классификацию темпераментов впервые предложил древне­греческий врач Гиппократ. Она дошла и до наших дней. Темперамент человека по Гиппократу определяется тем, какая жидкость преобла­дает в его организме, "а именно: кровь (лат. -сангвис), слизь (греч. - флегма), желчь (греч. - холе) или черная желчь (греч. - мелайна холе). Отсюда и само название темпераментов. Их конкретные особенности состоят в следующем.

Сангвиник - это очень энергичной, трудолюбивый человек, но эти качества у него в полной мере проявляются лишь в том слу­чае, когда он занимается интересным делом. Он быстро и легко может переключаться с одной работы на другую, легко переживает неуда­чи, но не предрасположен к продолжительному напряжению своих сил при однообразной работе. В этих случаях для сангвиников необхо­димо постоянное внешнее побуждение.

Флегматик - человек спокойный, настойчивый и упорный в работе. Любит четкую организацию труда, трудно перестраивает­ся с одного вида работы на другой. Флегматик часто относится безразлично к окружающей обстановке.

Для холерика характерны импульсивность, быстрая смена нас­троения. Он может много работать сам и увлекать своим задором других. В то же время он легко раздражим, в общении с людьми может быть резким и вспыльчивым.

Меланхолик характерен тем, что проявляет излишнюю подозри­тельность, нерешительность, глубоко переживает неудачи. В новой обстановке и при встречах с новыми людьми он часто теряется.

Однако каждый тип характеране мешает человеку быть хорошим работником, авторитетной личностью.

Так, история свидетельствует, что сангвиниками были Петр I, Наполеон, А.И.Герцен, флегматиками - И.А.Крылов и М.И.Кутузов, ме­ланхоликами - Н.В.Гоголь, П.И.Чайковский, И.С.Тургенев. Холеричес­кийхарактер был у А.В.Суворова. Среди наших известных современ­ников сангвистический характеримеют летчики-космонавты Г.С.Титов, В.И.Севастьянов, флегматиком является летчик-космонавт А.Г.Ни­колаев.

Как видим, люди с совершенно различным темпераментом стали вы­дающимися личностями, и темперамент не является у человека непрео­долимым препятствием в получении той или иной профессии, в дости­жении своей цели.

 

С Указанные индивидуальные особенности людей ставят перед руководителем (менеджером) задачу находить нужные формы общения с ними и про­являть гибкость в предъявлении к ним требований. Нельзя не учиты­вать, например, того факта, что холерику сдержанность дается труднее, чем флегматику, а сангвиник легче идет на риск в работе, чем меланхолик.

Существует ряд рекомендаций по определению характера чело­века. Одна из них утверждает, что характер (темперамент) человека в некоторой степени связан с его телосложением. Например, люди пикнического типа (те, кто имеет широкую коренастую фигуру с короткой шеей) – сангвиники. Людям астенического типа (тем, кто имеет высокий рост, но со сла­бой мускулатурой) более - типичен меланхолический темперамент.

По другой рекомендации (японской) характер человека опреде­ляется особенностями его питания. В частности, вегетарианцам более присущ флегматичный характер, а те, кто предпочитает мясные и рыб­ные продукты, чаще всего обладают неустойчивым (холерическим) ха­рактером. Есть и другие рекомендации, однако достоверность их не бесспорна. Самый надежный способ определения характера (темперамента) человека - это непосредственное общение с ним в течение некото­рого периода времени.

На основе общности психологических качеств в коллективе мо­гут складываться разные группы работников: коллективисты, инди­видуалисты, претензионисты, подражатели, пассивные, изолирован­ные. Каждой из этих групп характерны свои правила поведения, своя мораль, которые оказывают влияние и на других людей.

Коллективисты - это люди, активно поддерживающие обществен­ные начинания, тяготеющие к коллективным действиям.

Индивидуалисты, наоборот, проявляют стремление к самостоя­тельным действиям в одиночку.

Претензионисты, так же как и коллективисты, склонны к актив­ному участию в общих мероприятиях коллектива, настойчивы в дос­тижении целей, но им присуще повышенное тщеславие, желание пос­тоянно находиться в центре внимания. Если же этого нет, они ста­новятся недовольными, начинают увлекаться критикой руководителей и проводимых конкретных мероприятий.

Подражатели легко приспосабливаются к имеющимся условиям, распространенному в коллективе мнению. Их главный принцип - поменьше каких-либо осложнений, делать так, как делают все. Понятно, что подражать доброму примеру - дело благородное. Но в дей­ствиях коллектива или какой-то его части могут встречаться и не­гативные явления, чему подражать не следует.

Пассивных отличает недостаточный уровень волевой подготов­ки. Чтобы эти люди были полноценными работниками, необходимы четкая организация их труда, постоянные побуждающие импульсы.

В число изолированных попадают те работники, которые свои­ми поступками или высказываниями оттолкнули от себя членов кол­лектива, в котором они работают. Иногда в положении изолирован­ного в первое время может оказаться и честный, принципиальный человек, который попал в группу с отсталыми взглядами и начал решительно отстаивать свои принципы.

Таким образом, группа может оказывать на личность как ге­неративное, так и дегративное воздействие.

Генеративное воздействие способствует развитию у каждого члена группы положительных качеств (принципиальности, инициати­вы, взаимовыручки и др.)

Дегративное воздействие на человека неизбежно проявляется тогда, когда в группе преобладают нездоровые отношения. В таких условиях положительные качества личности постепенно подавляются и развиваются отрицательные. И как еще в древности было замечено, порок преобразует человека го­раздо быстрее и глубже, чем добродетель.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...