[]
Торговые дома – многопрофильные организации, которые занимаются не только торговлей, но и производственной деятельностью по обработке, расфасовке и упаковке реализуемых товаров.
| Дилерские фирмы - организации, специализирующиеся на продаже определенного товара.
| Трейдеры – посредники, которые осуществляют сделки по поручению клиента, но от своего имени и за свой счет.
| Дистрибьюторы - организации, специализирующиеся на сбыте импортных товаров.
| Брокеры– организации, физические лица, которые заключают договоры за счет и от имени клиента.
| Стокисты – особый вид посредников, которые сначала получают на товарный склад товар экспортера, а затем реализуют его по договору комиссии средним и мелким покупателям.
| Агентские фирмы – подыскивают покупателей для фирмы-продавца.
|
Третью группу участников составляют оптовые ярмарки, торги, выставки, товарные биржи и др.
Торгово-посреднические организации подразделяются также на виды в зависимости от выполняемых ими на товарном рынке функций, характера совершаемых операций с товаром, основных видов используемых договоров и др. оснований.
Организаторы (специальные субъекты) товарного рынка
По мнению Б.И. Пугинского, недостатком действующего Гражданского кодекса РФ является то, что в нем дан исчерпывающий перечень юридических лиц и не оставлено возможности создания новых. За пределами регулирования ГК РФ остался ряд организаций, которые формально юридическими лицами не являются, но могли бы получить статус юридических лиц в будущем. Было бы логично закрепить статус организаций, оставшихся за рамками Гражданского кодекса, в специальном Торговом кодексе[55]. Такими организациями, в частности, являются специальные субъекты – организаторы товарного рынка. Их основная характеристика и назначение в сфере торгового оборота состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами. К таковым относятся:
- Оптовые ярмарки[56]–самостоятельные рыночные мероприятия, доступные для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемые в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей. Их задача – создать условия для совершения торговых сделок посетителями ярмарки, организовать проведение торгов, оптовых продаж и закупок товаров. В настоящее время полностью отсутствует законодательная база деятельности оптовых ярмарок, что сдерживает их развитие.
- Оптовые продовольственные рынкипредставляют важный инструмент организации оптовых продаж и закупок товаров. Их задача состоит в создании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями для оптовых покупателей: организаций общественного питания, магазинов и др. В отличие от ярмарок оптовые рынки работают постоянно, круглогодично.
- Коммерческие торгивыступают организаторами оптового оборота. Самые общие правила осуществления торгов предусмотрены ст. 447-449 ГК РФ[57]. Торги осуществляются в форме конкурса или аукциона.
- Товарная биржа –организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам[58]. Главная цель товарных бирж – формирование оптового рынка (а не проведение торгов самих по себе). Биржа вправе осуществлять только деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. По своей природе биржа – это организация торговцев, извлекающих прибыль из самого процесса смены собственника товара. В инфраструктуре товарного рынка товарным биржам принадлежит достаточно многогранная роль, что подтверждается следующими общими функциями бирж:
1) Организация оптово-сырьевого рынка;
2) Организация сделок особого типа (т.е. купля-продажа реального товара, форвардные контракты купли-продажи реального товара с отсроченным сроком его поставки, фьючерсные контракты по купле-продаже стандартных контрактов, опционные контракты купли-продажи прав на будущую куплю и продажу по установленной цене товаров или контрактов на поставку товаров);
3) Информационное и прогнозное обеспечение.
Купля-продажа на бирже осуществляется в виде биржевых сделок. Биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. При этом следует отметить особенности биржевых сделок:
· биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи;
· биржевые сделки совершаются в ходе биржевых торгов и подлежат обязательной регистрации;
· сделки, совершенные на бирже, но не соответствующие требованиям для заключения данных сделок, не являются биржевыми; гарантии биржи на такие сделки не распространяются;
· биржа вправе применять санкции к участникам биржевой торговли, совершающим небиржевые сделки на данной бирже;
· порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей.
Таблица 3
Классификация биржевых сделок
Основные виды сделок, совершаемых на бирже
| []
- форвардные сделки, при которых происходит взаимная передача прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;
| - фьючерсные сделки,при которых происходит взаимная передача прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара;
| - опционные сделки, предполагающие уступку прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара;
| - обычные торговые сделки со взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;
| -а также другие сделки в отношении биржевого товара или прав, установленные в Правилах биржевой торговли.
|
Правовой механизм биржевой торговли имеет следующие особенности:
• узкий рынок реального товара (очень много условий приходится согласовывать в каждой сделке, низкая ликвидность реального товара, замедленный кругооборот капитала);
• продаваемый товар пользуется наибольшим спросом (например, сырье); для многократной перепродажи;
• на бирже установлен определенный и неизменный размер партии товара;
• возможность совершения сделки по рыночной цене;
• заключение фьючерсных контрактов на бирже является закономерным следствием эволюции биржевой торговли, обусловленной самой природой биржи;
• представление информации о реальных ценах на основные бюджетообразующие (экспортные) товары и ценообразующие (в частности, социально-значимые) товары;
• обеспечение максимальной скорости расчетов.
Деятельность бирж регулируется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле». Сущность биржи заключается в том, что это – особый вид рынка, где производится торговля заменимыми ценностями, причем эти ценности и плата за них не предъявляются. Подобное свойство объясняется характером товаров, составляющих предмет торговли. Характерный признак рынка состоит в присутствии покупателей и продавцов, денег и товара. На бирже чаще всего представлены другие лица. Первоначально здесь были производители и потребители, но они постепенно были вытеснены купцами. Торг на бирже идет не об определенном физически присутствующем товаре, например, мешке ржи, а просто ржи, т.е. о «виде товара», когда один мешок ржи можно заменить другим равнокачественным.
Отсюда следует, что все товары на бирже – замещаемые или заменимые. Присутствие же товаров превратило биржи в рынок. Из заменимости товаров и ценностей вытекает и второе следствие. Ценные бумаги или товары не только не должны быть к моменту покупки налицо, но они не должны быть даже в распоряжении владельца. Эти операции составляют основу биржевой спекуляции, которая зиждется на том, что каждую покупку можно скомпенсировать продажей и каждую продажу – покупкой.
Второй отличительный признак биржи – организация. Биржа - организованный рынок, т.е. в ней есть органы для определенных функций, связанных с управлением, поддержанием порядка, нормировкой биржевых сделок и т.д. Рынок такого устройства не знает. Единственный орган, который свойственен рынку, занимается поддержанием порядка. Продавцы и покупатели не рынке представляют собой большую неорганизованную массу. Но всюду, где рынок поднимается до уровня биржи, появляются органы. Однако эти органы не везде одни и те же. Каждая биржа имеет свое организационное строение, но везде есть, по крайней мере, биржевой комитет – главный и высший орган биржи.
В дополнение к вышеуказанным общим функциям биржи можно выделить и обозначить основные функции биржи.
1. Организация рынка с помощью биржевого механизма:
* прежде всего, биржа обеспечивает спрос, который прямо не связан с его использованием. Специфически биржевой спрос и предложение осуществляют деятели биржи – биржевые спекулянты. Биржевая торговля обеспечивает возможность того, что при существующих ценах не будет ни дефицита, ни затоваривания;
* на бирже обращается не сам товар, а титул собственности на него или же контракт на поставку товара. Современная биржа – это рынок контрактов на поставку товара при относительно небольших размерах его реальных поставок. Биржа, не связывая движение больших масс товаров, выравнивает спрос и предложение.
2. Стабилизация цен:
* колебания цены, вызванные расхождением реального спроса и реального предложения, слабо эластичны, не погашаются немедленно, а скорее, обладают кумулятивностью – способностью превращаться в резкие колебания цены;
* важным фактором стабилизации цен является гласность заключения сделки, публичное установление цен на начало и конец биржевого дня (биржевая котировка), ограничение дневного колебания цен пределами, установленными биржевыми правилами.
3. Выработка товарных стандартов, установление сортов, приемлемых для потребителей и потому обладающих относительной ликвидностью, регистрация марок фирм, допущенных к биржевой торговле.
4. По-прежнему биржи выполняют свою товаропроводящую функцию, т.е. из-за которой они первоначально и возникли – покупка и продажа реального товара.
5 .Стабилизируя цены на ограниченный список сырья и товаров, биржи стабилизируют и издержки на производство других, не только биржевых товаров.
6. Биржа – одна из важнейших сфер приложения ссудного капитала, поскольку она представляет надежное обеспечение ссуд и сводит риск к минимуму.
7. Урегулирование всевозможных споров и разногласий между сторонами - арбитражная деятельность.
8. Информационное обеспечение рынка.
9. Установление цен на котируемые на бирже товары.
Биржа может учреждаться юридическими и (или) физическими лицами и подлежит государственной регистрации в установленном порядке.
Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%.
Биржевая торговля может осуществляться на биржах только на основе лицензии, выдаваемой в установленном порядке Комиссией по товарным биржам.
Членами биржимогут быть юридические или физические лица, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
На бирже могут быть следующие категории членов биржи:
• полные члены – с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов секций (отделов, отделений) биржи;
• неполные члены – с правом на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.
На бирже имеются свои органы управления. Руководящим органом может быть общее собрание членов биржи, биржевой совет, исполнительный орган, могут быть функциональные органы. В структуру товарной биржи могут входить:
- торговый комитет, который следит за соблюдением правил биржевой торговли;
- информационный комитет;
- клиринговые центры, которые совершают форвардные, фьючерсные и опционные сделки, т.е. расчетные структуры;
- котировальный комитет, который составляет биржевой бюллетень, устанавливает складывающиеся цены.
Участниками биржи, кроме членов биржи, являются посетители.
|