Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и классификация (виды) объектов коммерческой (торговой) деятельности

Объекты коммерческого права являются составной частью единой системы, состоящей из субъектов торговой деятельности, а также из отношений, складывающихся в торговой сфере между этими субъектами. При этом отношения между субъектами коммерческой (торговой) деятельности складываются по поводу объекта, т.е. определенного имущества, товара, по поводу которого и складываются отношения межу субъектами указанной деятельности.

Итак, объектом торговых (коммерческих) правоотношений является товар[64].

Шершеневич Г.Ф. отмечал, что термин «товар» имеет двоякое значение.

Так, в широком смысле под товаром понимается все, что только способно быть предметом торговых сделок (движимые вещи, ценные бумаги, труд). В узком смысле, товаром называются материальные предметы торговых сделок, в противоположность другим объектам, особенно ценным бумагам[65]. Следовательно, к объектам торгового (коммерческого) права Г.Ф. Шершеневич относил только тот товар, который обозначен в узком смысле, как предмет торговых сделок.

Точно такой же позиции придерживаются и авторы книги «Курс международного торгового права»[66], считая, что основным объектом международного торгового оборота по-прежнему остается товар как предмет материального мира. При этом товар рассматривается как обозначение вещей, т.е. как вещи[67]. Обобщая подходы национальных правовых систем к определению товара в узком смысле, авторы названной книги дают следующее определение товара: «Под товаром… понимают предметы материального миралибо в их естественном, добываемом из природной среды виде либо в переработанном, подвергшемся влиянию человека состоянии, т.е. предметы, являющиеся объектами торговых сделок»[68].

В науке коммерческого права выделяют два основных подхода к пониманию объектов коммерческого права, обусловленные различиями в понимании предмета отрасли.

Для первого подхода характерно широкое толкование понятия коммерческих отношений, как любых отношений, целью которых является извлечение прибыли. Подобное понимание базируется на использовании в российском праве термина «коммерческий», как связанного с получением прибыли, в противоположность некоммерческому. Сторонники широкой трактовки понятия «коммерческий» отождествляют коммерческое с предпринимательским, и, как следствие, происходят синонимизация терминов «коммерческое право» и «предпринимательское право». С этой точки зрения объектами коммерческих правоотношений являются как товары, так и самые разнообразные услуги, включая оказываемые по различным договорам, не имеющим прямого отношения к торговле, но позволяющие извлечь прибыль.

По нашему мнению, такое употребление термина «коммерческий» не создает четких критериев для определения границ, прежде всего предпринимательского права. Гражданское законодательство РФ разграничивает предпринимательскую деятельность и коммерческую деятельность: согласно ГК РФ возможна некоммерческая предпринимательская деятельность. Так, хотя согласно ст. 117 ГК общественные и религиозные организации являются некоммерческими, но они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Отсюда вывод: их предпринимательская деятельность носит некоммерческий характер.

Другой аргумент, который довольно часто встречаются в работах авторов, придерживающихся подобной точки зрения состоит в том, что в зарубежных торговых кодексах понятие коммерческой деятельности имеет широкое толкование. Однако при этом игнорируется тот факт, что даже при широкой трактовке понятия коммерческой деятельности и коммерсанта, концептуальное ядро этих понятий составляет торговля.

Сторонники второго подхода жестко связывают коммерческое право с торговлей и конкретно с договором купли-продажи, что позволяет более четко структурировать отрасль и науку. Слабой стороной является отсутствие адекватного и непротиворечивого законодательного регулирования. В качестве объектов коммерческих правоотношений сторонники подобного подхода рассматривают только товары. Вместе с тем, это в свою очередь, ведет к необоснованному сужению круга объектов коммерческих правоотношений по сравнению с действующим законодательством.

На наш взгляд, острота проблемы определения предмета отрасли и соответственно круга объектов коммерческих отношений предопределена особенностями становления частного права в России. Так, в отличие от западных моделей, в которых законодатель «расщищал дорогу» для ранее возникших и сложившихся исторически отношений или модифицировал их, в России становление частного права осуществляется в несравнимо большей степени в результате усилий «сверху».

Таким образом, объектом коммерческих правоотношений является то, что может участвовать в торговле, коммерческом обороте, т.е. переходить от продавца к покупателю по используемым в торговле договорам, а также услуги непосредственно связанные с таким переходом. Иначе говоря, объектами коммерческой деятельности являются товары и некоторые услуги, непосредственно связанные с торговлей (доставка товаров покупателю, хранение товаров и др.).

 

Определение понятия товара

Для коммерческого права термин «товар» является одним из основополагающих, ключевых, поскольку именно он является определяющим для таких важнейших, используемых в данной отрасли права понятий, как цена, товарооборот, товарные запасы и др. Товар традиционно определяют как продукт трудовой деятельности, предназначенный для продажи, как обозначение вещи[69]. Это могут быть изделия, созданные в процессе производства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытые уголь, нефть и т.д.)[70]. Для того чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическими характеристиками: иметь потребительскую стоимость (способность удовлетворять конкретные человеческие потребности), и меновую стоимость (свойство обмениваться на другие товары). Объект торгового права становится товаром, когда по поводу него возникают имущественные правоотношения. Для имущественных отношений, равно как и для российского законодательства характерны довольно широкая трактовка сущности товаров, множественность определений понятия товара.

Необходимо отметить, что для имущественных отношений характерна широкая трактовка сущности товара. Между тем, само понятие «товар» в перечне объектов гражданских правоотношений[71] не упоминается. В цивилистической науке «понятие товара отождествляется в известном смысле с категорией объекта гражданских прав. Иначе говоря, подавляющее большинство объектов гражданских прав выступает в форме товаров и в силу этого входит в понятие гражданского (имущественного) оборота»[72].

Что касается законодательных определений понятия товара, то они привязаны к целям принятия нормативного акта и в силу этого отражают только ту часть понятия «товара», которая прямо относится к регулируемым отношениям. Так, в ст. 4Закона РФ от 22.03.91 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[73] товар определен как продукт деятельности, предназначенный для продажи, или обмена, или иного введения в оборот. Пункт3 ст. 38 Налогового кодекса РФ[74] устанавливает, что «товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации»[75]. Согласно п. 1 ст. 18Таможенного кодекса РФ[76] , «товары – любое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств», используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Нормы данного Кодекса исключают недвижимое имущество из числа товаров, по вполне понятным соображениям, очевидно, что оно не может представлять какой-то интерес для правового регулирования в таможенной сфере, поскольку его нельзя переместить через границу, а это означает, что недвижимое имущество не является товаром.

Подобным же образом дело обстоит и с международными актами. Так, например, в преамбуле Правил определения страны происхождения, утвержденных решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 30.11.2000 г. содержится следующее определение товара: «Товарлюбое движимое имущество, в том числе тепловая, электрическая, иные виды энергии и транспортные средства (за исключением транспортных, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров), перемещаемое через таможенную границу[77]. Здесь, как мы видим, из числа товаров исключаются недвижимое имущество и вообще любые виды товаров, не перемещаемых через границу.

Не ставят все точки над i и национальные правовые (подзаконные) акты, так как их анализ показывает, что в понятие товара вкладывается различное содержание. Как известно, унифицировать использование понятия был призван Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303 «Торговля. Термины и определения», принятый и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 г. № 242-ст с 1 января 2000 г. В нем имеется специальный раздел 2.4. «Объекты торговли, их свойства и показатели». Согласно этому ГОСТУ товар – это «любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи(п. 64). Как нам представляется, к сожалению, и это понятие, видимо, претендующее на универсальность, также является неполным. Во-первых, понятие товара сводится к вещам. Попытка выйти за пределы подобного определения содержится уже в п. 1. данного документа о товарном обращении, под которым понимается процесс обращения, под которым понимается процесс обращения объектов собственности посредством возмездных договоров. Примечание к названному пункту гласит, что объектами собственности являются продукты труда, ценные бумаги, валютные ценности, деньги, иное движимое и недвижимое имущество. Во-вторых, приведенное нормативно-правовое определение тоже достаточно спорно и с другой точки зрения: само по себе ограничение в обороте не исключает вещи из числа товаров. А означает всего лишь особый порядок их участия в коммерческом обороте.

Итак, на основании всего вышеизложенного, нам представляется, что в самом общем виде товар можно определить как то, что не изъято из торгового оборота. Товаром может быть имущество, имущественные права, информация, результаты интеллектуальной деятельности и т.д. Следовательно, объектами торгового оборота признаются товары, т.е. имущество, обладающее оборотоспособностью и реализуемое в ходе торговой деятельности на основе возмездных договоров.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...