Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие, сущность, виды и значение конкуренции в условиях рыночной экономики




Одним из важнейших направлений реформ в данный период развития России является демонополизация экономики и развитие конкуренции. Известный экономист Ф.А. Хайектак характеризовал значение конкуренции: «Кроме распределения продуктов с помощью рыночной конкуренции мы не знаем никакого иного способа информировать индивидов о том, куда каждый из них должен направить свои усилия, чтобы его вклад в создание совокупного продукта оказался максимальным»[106].

В силу того, что в советские времена экономика была сильно монополизирована[107], процесс возрождения конкуренции проходит довольно медленно, к тому же существует вероятность возникновения частных монополий вместо государственных. Так, Президент Торгово-промышленной палаты РФ Е.М. Примаков привел интересные сведения из доклада Мирового банка о состоянии российской экономики, согласно которому 23 бизнес-группировки контролируют третьвсех продаж на внутреннем рынке и предоставляют шестуючасть рабочих мест.[108] Там, где отсутствует конкуренция, нет стимулов для развития, что влечет застой в экономике страны. Роль и значение конкуренции очень хорошо отметил Ч. Дарвин, по его мнению «Здоровая конкуренция – двигатель прогресса». Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Ф. фон Хайеку утверждать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этой связи и В.В. Путинв статье «России надо быть сильной и конкурентоспособной» также отметил огромные резервы для развития конкуренции.[109]

На сегодня сложилось несколько определений понятия «конкуренция»[110]. Так, например, ее можно определить как:

- ситуацию на рынке, где покупатели и продавцы свободно осуществляют свою деятельность;

- постоянный механизм соперничества, с помощью которого достигаются более высокие показатели;

- элемент рынка, посредством которого распределяются имеющиеся хозяйственные ресурсы.

М.В. Баглай определяет конкуренцию как «самый надежный механизм координации индивидуальных действий без принуждения и вмешательства со стороны властей, … а также увязывающий производство и человека в единую систему саморазвивающейся экономики»[111]. Между тем, по нашему мнению, с этим нельзя согласиться, поскольку без государственного регулирования конкуренция может перерасти в чью-либо монополию. Однако в любом случае мы должны констатировать как совершенно очевидное то, что конкуренция правит рыночной экономикой, так как она, без сомнения, движущая пружина развития производства и торговли, движущий фактор непрерывного развития и совершенствования производства, внедрения научно-технических достижений, улучшения качества и расширения ассортимента товаров[112].



В этой связи наряду с развитием конкуренции необходима ее правовая защита. Требование о поддержке конкуренции закреплено в ст.8 Конституции РФ, следовательно, является конституционным положением. Статья 10 ГК РФ определяет конкуренцию в качестве принципа осуществления рыночных отношений.

Российское законодательство ранее (до 2006 г.) содержало следующее определение конкуренции: «конкуренциясостязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» (ст. 4 Закона РФ от 22.03.91. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»)[113].

В настоящее время - пункт 7 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.[114]

Из всех этих приведенных определений, на наш взгляд, можно выделить следующие составляющие конкуренции:

- во-первых, это самостоятельная деятельность;

- во-вторых, она осуществляется между хозяйствующими субъектами;

- в-третьих, существует на рынке.

На основании выделенных нами составляющих конкуренции К.Ю.Тотьев дает несколько определений конкуренции, определяющих ее юридическое содержание:

«Конкуренция – разновидность социального регулятора, влияющего на поведение различных субъектов.

Конкуренция – предпосылка реализации прав потребителей. Отсутствие конкуренции на рынке фактически превращает многие из этих прав в фикцию или существенно их ограничивает.

Конкуренция – правомерная деятельность хозяйствующих субъектов на рынке, целью которой является получение наиболее выгодных условий производства и сбыта товаров законными средствами.

Конкуренция– общественные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами в процессе их предпринимательской деятельности. Эти отношения урегулированы нормами права, содержащимися в различных актах российского законодательства»[115].

Сущность конкуренции проявляется в ее следующих функциях:

- обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

- стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

- дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются);

- давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

- ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

- стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

 

Таблица 10

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...