Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности приемки импортных товаров

ТЕМА 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЕМКИ ПРОДУКЦИИ (ТОВАРОВ). ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА

Учебные вопросы:

6.1. Порядок приемки продукции (товаров) по количеству и качеству во внутреннем обороте: состояние правового регулирования и проблемы.

6.2. Особенности приемки импортных товаров.

6.3. Экспертиза качества товаров.

 

6.1. Порядок приемки продукции (товаров) по количеству и качеству во внутреннем обороте: состояние правового регулирования и проблемы

Как известно, постоянное получение товаров и различных материальных ресурсов является необходимым условием осуществления деятельности организации любой организационно-правовой формы. В этой связи у руководства

предприятий (организаций) возникает задача организовать как приемку получаемых материальных ценностей, так и проверку их количества и качества. В целом ряде случаев сам закон прямо обязывает коммерческие организации провести приемку товаров[1].

Целями организации приемки являются:

 

1)Проверка соответствия количества и качества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов для оприходования товаров;

2)Выявление и фиксирование фактов недостачи или ненадлежащего качества товара для возмещения потерь за счет виновных лиц;

3)Ускорение и удешевление процедуры приемки.

С учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества различают два следующих вида:

а) приемку товара непосредственно покупателем во взаимоотношениях с продавцом;

б) приемку товара от транспортной организации.

 

Порядок получения товара от транспортной организации регулируется транспортными уставами и кодексами, а также правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта. При этом следует различать случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчика и когда перевозчик не должен участвовать в проверке сохранности выдаваемого груза. Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то надлежит помнить о необходимости составления коммерческого акта (на автомобильном транспорте – проставления записи в товарно-транспортной накладной) для удостоверения несохранности товара (груза), соблюдать порядок обжалования отказа в составлении такого акта. Что касается приемки товара, передаваемого продавцом покупателю либо получаемого от органа транспорта без участия представителя перевозчика, то она осуществляется в одинаковом режиме и по общим правилам[2].

Необходимо отметить, что общие правовые акты о приемке существуют в виде документов, фактически утративших силу. Так, Положения о поставках продукции и товаров 1988 года предусматривают (п. 31; 38; 45), что порядок приемки по количеству и качеству регулируются инструкциями, утвержденными постановлениями Госарбитража при Совете Министров СССР. На сей счет имеются две неотмененные инструкции бывшего Госарбитража при Совете Министров СССР:

- Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству от 15.06.1965 г. № П-6;

- Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству от25.04. 1966 г. № П-7[3](далее – Инструкция о приемке по количеству и Инструкция о приемке по качеству).

Надо сказать, что указанные инструкции уже на момент их принятия были крайне несовершенны, нуждались в коренной переработке. Взамен им в 1991 году были подготовлены новые проекты этих инструкций. К сожалению, в связи с распадом СССР они так и не были приняты. В этой связи проблема правового регулирования порядка приемки по сей день остается и требует своего решения. Однако эти инструкции продолжают применяться, но уже не в качестве обязательных правовых актов. Стороны вправе предусмотреть в договоре, что приемка будет производиться согласно инструкциям Госарбитража СССР как факультативно применяемым нормам. Хозяйственная и судебно-арбитражная практика признают действие инструкций Госарбитража СССР в качестве обычаев делового оборота. И все-таки нельзя не признать, что приемка согласно этим инструкциям еще неэффективна и неэкономична.

25 декабря 1998 года Госкомстатом РФ был издан приказ № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций», который предусмотрел, что при приемке товара без участия органа транспорта получателем составляются акты согласно устанавливаемым формам №№ Торг-1, Торг-2 и Торг-3. Их реквизиты соответствуют содержанию актов приемки, установленному инструкциями №№ П-6 и П-7. Но, закрепив формы актов приемки, этот приказ Госкомстата РФ № 132 не урегулировал саму процедуру приемки. Поэтому в отношении порядка проведения приемки надлежит руководствоваться инструкциями о порядке приемки по количеству и качеству.

Здесь важно учитывать соотношение инструкций с нормативными документами и договором. Так, в стандартах всех уровней (ГОСТах, ОСТах, СТП) нередко предусматриваются отдельные требования к порядку приемки. По общему правилу, если какой-то вопрос в соответствующем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то применяются нормы стандарта[4].

Согласно п. 4 ст. 474 ГК РФ порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем, должны быть одинаковыми. Это предполагает необходимость согласования в договорах порядка приемки товаров по качеству, а условия договора, определяющие порядок приемки, должны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил. Контрагенты должны обеспечить это соответствие.

Пункт 2 ст. 513 ГК РФ, устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.

Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о приемке по количеству и качеству. Стороны вправе устанавливать в договоре любые требования, касающиеся порядка проведения приемки. При этом целесообразно предусматривать, что в вопросах, неурегулированных стандартами и договором, порядок приемки определяется вышеуказанными инструкциями.

 

Порядок приемки товаров по количеству и порядок приемки по качеству внешне сходны. Однако в их содержании имеется важное отличие, влияющее на всю процедуру приемки. Дело в том, при выявлении дефектов товара этот товар продолжает существовать (кроме скоропортящегося). Забракованное изделие можно вновь, причем неоднократно, подвергать экспертизе и в конце концов достаточно точно определить, когда, где и по какой причине возникли дефекты. Установление же недостачи характеризуется одномоментностью и невоспроизводимостью обстоятельств, при которых обнаружена недостача[5]. Отсюда необходимость точного и и детального отражения в документах всех обстоятельств приемки, поскольку только на основе анализа документов можно судить о достоверности утверждения комиссии о существовании факта недостачи.

Сам порядок приемки товаров включает несколько этапов.

Первый тап связан с процессом выгрузки товара из транспортного средства - вагона, автомобиля контейнера и др., когда участие перевозчика в проверке не предусмотрено. В процессе выгрузки проверяются:

а) в части количествавес брутто товара и число отдельных мест. Если груз перевозится без тары или в открытой таре, то здесь проверяется вес нетто, а также количество единиц товара в каждом месте – открытом ящике, корзине, связке;

б) в отношении качестваналичие внешних повреждений, которые могли возникнуть при перевозке, погрузке или выгрузке товара. Здесь же должны быть зафиксированы механические повреждения тары – поломка, наличие признаков вскрытия.

По инструкциям о приемке по количеству и качеству при выгрузке товара приемка производится не менее чем двумя лицами, назначаемыми руководителем организации.

Количество выгруженного товара сопоставляется со сведениями, указанными в транспортных и сопроводительных (вагонные и контейнерные спецификации, вкладыши, ярлыки и т.п.) документах. При отсутствии таковых проверяется фактическое количество поступившего товара. В случае обнаружения факта недостачи или повреждения товара получатель должен определить порядок дальнейшей проверки, проводимой по определенным правилам.

Дальнейшая приемка товара по количеству должна проводится комиссией, в состав которой входят представители покупателя и поставщика. Когда поставщик находятся в одном городе, то получатель обязан вызвать представителя поставщика, а тот должен явиться в назначенное время. Если поставщик находится в другой местности, то вызов его необходим, лишь в случае, если это предусмотрено договором. При отсутствии такого условия в договоре вызов не требуется. Если же вызов направлен, то поставщик в суточный срок по телефону должен известить, будет ли выслан его представитель и когда он прибудет.

Вызов представителя поставщика предусматривается редко, поскольку такой представитель обычно не может установить истину. Более же эффективно включение в договор условия, обязывающего покупателя незамедлительно извещать поставщика об обнаруженной недостаче и ее размерах. Подобный порядок затрудняет злоупотребления и усиливает возможности контроля за правильностью приемки.

При неявке представителя поставщика, а также в случае, когда его вызов не предусмотрен договором, дальнейшая приемка производится комиссией с участием незаинтересованного представителя[6]. В нее входят лица, начинавшие приемку, а также включается представитель, приглашенный из другой организации, либо из числа лиц, уполномоченных профсоюзной организацией получателя. При отсутствии на фирме профсоюзной организации представитель может быть назначен любой общественной организацией или трудовым коллективом[7].

 

Эту часть вопроса данной темы завершим сводом основных требований к грузоотправителю и грузополучателю товара, предъявляемые в целях обеспечения надлежащего количества и сохранности продукции.

Таблица 12

Основные требования к порядку приемки товаров по количеству и обязанности, возложенные на грузоотправителей и грузополучателей

Общие положения

[]

* поставка товаров возлагает на грузоотправителей и грузополучателей ряд обязанностей;
* грузополучатель обязан обеспечить приемку продукции по качеству в точном соответствии со стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки, Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 № П-6 (с изменениями, внесенными Постановлением ВАС РФ от 22.10.97), иными обязательными правилами и договором;
При приемке груза от органов транспорта грузополучатель обязан:

[]

• проверить в надлежащих случаях наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автофургоне и т.п.) или на контейнерах пломб отправителя или пункта отправления (станции, пристани, порта); исправность пломб, оттиски на них, состояние вагона, иных транспортных средств или контейнера; наличие защитной маркировки груза; а также исправность тары;

 

•проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе, и потребовать от органов транспорта выдачи груза по количеству мест или весу во всех случаях, когда такая обязанность возложена на них правилами, действующими на транспорте[8], и др. нормативными актами;
•в случаевыдачи груза без проверки количества мест или веса получатель в порядке, установленном правилами оформления выдачи грузов, обязан потребовать от органов транспорта, чтобы на транспортном документе была сделана соответствующая отметка.
Грузоотправитель обязан обеспечить:

[]

• строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;
•точное определение количества отгруженной продукции (веса, количества мест: ящиков, связок, кип, пачек и т.п.);
• при отгрузке продукции в упакованных или затаренных местах – вложение в каждое тарное место, предусмотренное стандартами, техническими условиями, Особыми условиями поставки, иными обязательными правилами или договором документа (упаковочного ярлыка, кипной карты и т.п.), свидетельствующего о наименовании и количестве продукции, находящейся в данном тарном месте;
• четкое и ясное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве продукции фактически отгружаемому количеству, своевременную отсылку этих документов получателю в установленном порядке;
• строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их отгрузке и крепления;
•систематическое осуществление контроля за работой лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов;
•приемка продукции производится лицами, уполномоченными на то руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя. Эти лица несут ответственность за строгое соблюдение правил приемки продукции.

Для проверки качества товаров, если на первом этапе приемки обнаружены какие-нибудь дефекты, покупатель обязан вызвать представителя одногороднего поставщика. Вызов представителя иногороднего поставщика необходим, когда это предусмотрено в договоре. Если представитель поставщика не явился или его вызов не обязателен, то для дальнейшей проверки качества товара вызывается эксперт.[9] В случае неявки представителя поставщика, необязательности его вызова, а также при отказе экспертной организации в выделении эксперта дальнейшая приемка по качеству производится комиссией, порядок образования которой аналогичен порядку создания комиссий для количественной приемки.

Выборочная проверка качества части товара с распространением результатов проверки этой части на всю партию допускается в случаях, установленных стандартом на товар или договором. Если такая возможность не предусмотрена, то проводится сплошная проверка.Отбор проб для выборочной оформляется отдельным актом. Результаты исследования образца (пробы) должны содержать данные о том, от кого и в каком состоянии поступил образец. Результаты исследования образца отражаются в акте о ненадлежащем качестве, к которому прилагается заключение об анализе образца. В указанном акте указывается стандарт или иной документ, на соответствие которому проверялось качество. Комиссия отражает в акте также точное количество забракованного товара, степень понижения качества - в процентах или долях.[10] Акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации.[11]

Основные требования к грузоотправителю и грузополучателю товара, предъявляемые в целях обеспечения надлежащего качества поставляемой продукции аналогично сведем в очередную таблицу.

 

 

Таблица 13

Основные требования к порядку приемки товаров по качеству и обязанности, возложенные на грузоотправителей и грузополучателей

 

Основные требования к грузополучателю

[]

Грузополучатель обязанобеспечить приемку продукции по качеству в точном соответствии со стандартами, Основными и Особыми условиями поставки, Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.66 № П-7(с изменениями, внесенными Постановлением ВАС РФ от 22.10.97); иными обязательными правилами и договором

[]

При приемке груза от органов транспорта предприятие-получатель в соответствии в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов обязано проверить:

[]

наличие на транспортных средствах (вагоне, цистерне, барже, трюме судна, автофургоне и т.п.) или на контейнере пломб отправителя или пункта отправления (станции, пристани, порта), исправность пломб, оттиски на них; состояние вагона, иных транспортных средств или контейнера; наличие защитной маркировки груза и исправность тары;
соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортном документе;
проверить, были ли соблюдены установленные правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от повреждения и порчи (укладка груза, температурный режим, льдоснабжение и др.), сроки доставки, а также произвести осмотр груза.

 

 

Грузоотправитель обязан обеспечить:

[]

• строгое соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных мест;
• отгрузку (сдачу) продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептурами, образцами-эталонами (продукция, не прошедшая в установленном порядке проверку по качеству, а также продукция, отгрузка которой была запрещена органами, осуществляющими контроль за качеством продукции, и другими уполномоченными на то органами, поставляться не должна);
• четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве и т.п.), отгрузочных и расчетных документов; соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности продукции фактическому качеству и комплектности ее;
• своевременную отсылку документов, удостоверяющих качество и комплектность продукции, получателю;
• строгое соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления, а также специальных правил погрузки, установленных стандартами и техническими условиями.

 

 

Большое значение имеет и соблюдение сроков приемки. Самое общее указание о сроках обнаружения недостатков мы находим в ст. 477 ГК РФ, согласно которой приемка товара должна быть проведена в разумные сроки. Обе вышеуказанные инструкции о приемке по количеству и качеству регламентируют сроки более детально. Так, в соответствии с ними приемка на первом этапе, т.е. при выгрузке из транспортных средств, осуществляется в сроки, установленные для выгрузки товара. Одновременно составляется акт по результатам первого этапа приемки.

Сплошная приемка всей партии по количеству со вскрытием тарных мест проводится на складе получателя в 10-дневный срок. Проверка качества всего товара, кроме внешних повреждений, которые должны фиксироваться в момент выгрузки, проводится в 20 дней, а скоропортящихся продуктов – в 24 часа с момента получения. В районах Крайнего Севера, в отдаленных районах и других районах досрочного завоза приемка продукции производственно-технического назначения производится не позднее 30 дней, а скоропортящейся продукции – не позднее 48 часов после поступления продукции на склад получателя. В указанных районах приемка промышленных товаров народного потребления производится не позднее 60 дней, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) – не позднее 40 дней, а скоропортящихся товаров – не позднее 48 часов после поступления их на склад получателя.

Товары, на которые установлены гарантийные сроки либо сроки годности[12], могут проверяться и актироваться в пределах этих сроков. Статья 477 ГК РФ устанавливает, что недостатки товара, на который отсутствуют гарантийные сроки, могут актироваться в пределах двух лет со дня получения товара, если договором не предусмотрены более длительные сроки. На большинство товаров у нас установлены гарантийные сроком продолжительностью 1год. С принятием же ГК РФ оказалось, что гарантийные сроки, призванные служить обеспечению интересов покупателей, фактически ущемляют интересы потребителей. Для исправления этого положения следует предусматривать в заключаемых договорах, что гарантийный срок на товар должен составлять не менее двух лет.

Для отдельных видов товаров существуют сроки их использования. Они составляют 10 лет, если иное не установлено стандартом или договором.

 

Экспертиза качества товаров

Нередко в коммерческих отношениях требуется экспертиза качества товаров. Под экспертизой вообще понимается исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

В зависимости от целей различают несколько разновидностей экспертиз:

- Экологическая экспертиза определяет воздействие товара на человека и окружающую среду. Она используется для определения воздействия товара в процессе его потребления;

- Экономическая экспертиза определяет правильность цены на товар в зависимости от величины производственных, транспортных и иных затрат. Она проводится для проверки правильности установления цены на товар в зависимости от величины вышеуказанных затрат;

- Технологическая экспертиза позволяет установить соответствие изделия технологическому режиму изготовления, соблюдению норм расходования сырья и дозирования компонентов (т.е. технологическим и производственным нормативам);

- Товарная экспертиза состоит в определении соответствия товара стандартам и условиям договора, данным маркировки и сопроводительных документов, фактической сортности (марке, артикулу и т.п.), причин брака или снижения качества.[15] Она позволяет установить причины в силу которых товары теряют свое качество (нарушение правил упаковки, неправильное хранение или транспортировка) и предложить способы предупреждения потерь.

Экспертиза качества товаров проводится в следующих случаях:

1) если одногородний продавец по вызову покупателя не направил своего представителя;

2) если вызов представителя иногороднего продавца не предусмотрен договором либо на посланный покупателем вызов продавец в суточный срок не сообщил о направлении представителя;[16]

3) экспертиза может назначаться по соглашению сторон либо по инициативе покупателя;

4) экспертиза может назначаться по инициативе суда, других правоохранительных органов.[17] Так, в связи с возбужденным делом экспертиза назначается определением арбитражного суда или постановлением следственного органа. В этих случаях она поручается Федеральному центру судебных экспертиз при Минюсте РФ или иной экспертной организации.

По организационным признакам такие экспертизы подразделяются на:

- первичные, т.е. назначаемые по соответствующим вопросам впервые;

- повторные, в т.ч.комиссионные, назначаемые при оспаривании актов экспертизы при наличии конкретных недостатков (сопутствующих основаниях), допущенных при проведении первичной экспертизы. Они могут также назначаться по постановлению следственных и судебных органов;

- основные;

- дополнительные,проводимые из-за неполноты или нечеткости основной экспертизы.

 

Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением, подписываемым экспертом и заверяемым печатью экспертного учреждения.

 

 

Перемена лиц в обязательстве

Как известно, во время исполнения гражданско-правовых обязательств законодательство допускает замену кредитора и (или) должника. Конечно, это не прекращает обязательства. Права и обязательства будут выполняться, только другим (и) лицом (ими).

Замена кредитора возможна только в двух случаях.

Так, 1) один из них, когда кредитор на основании своего волеизъявления вправе передать (уступить) свое право требования, принадлежащее на основании обязательства, другому лицу, именуется уступкой требования.

Уступка требования– это двустороння сделка между первоначальным кредитором и лицом, которому он уступает свое право требования.

2) Во втором случае передача права требования, принадлежащего кредитору, возможна на основании закона (например, на основании ст. 387 ГК РФ права требования кредитора могут переходить к другому лицу вследствие исполнения обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству). Для перехода права требования кредитора к другому лицу согласия должника не требуется, если иное не предусмотрено законом или договором.

Замена должника (перевод долга) в отличие от замены кредитора производится по другому принципу, а именно – с согласия кредитора.

Необходимо отметить, что также как и переход права требования, перевод долга носит акцессорный характер, т.е. может быть только производным из других обязательств. Поэтому требования, применяемые к форме основной сделки, на которой основана уступка требования или перевод долга, применяются и к самой уступке (переводу долга).

Так, например, п.п. 1 и 2ст. 509 ГК РФ предусматривают право покупателя возложить свои обязанности по принятию товара и его оплате на третье лицо – получателя (см. также ст. 313 ГК РФ). Подобное возложение может быть предусмотрено непосредственно в договоре либо осуществлено путем направления поставщику отгрузочных разнарядок, если это предусмотрено договором поставки. Между тем ответственность перед поставщиком за принятие и оплату товара получателями несет покупатель (ст. 403 ГК РФ).

Итак, как мы видим, в договоре стороны могут урегулировать вопрос о замене должника.

 

Шершеневич Г.Ф.

Договор поставки является одним из наиболее распространенных видов обязательств, используемых в предпринимательстве и охватывающих практически весь хозяйственный товарооборот. Надо сказать, что поставка (как и купля-продажа) является универсальной юридической формой отношений обмена, позволяющей опосредовать различные его виды.

На наш взгляд, необходимо отметить то, что в советское время свобода сторон в формировании договорных условий была значительно ограничена, роль договора поставки в построении хозяйственных отношений сужена. В тот период под договором поставки понимался плановый договор, по которому организация-поставщик была обязана передать в определенные сроки в оперативное управление организации-покупателю продукцию согласно обязательному для обеих организаций плановому акту распределения продукции, а организация-покупатель обязалась принять продукцию и оплатить ее по установленным ценам.

Тенденция к повышению роли договора характерна для всего современного гражданского права. Так, если раньше договор поставки лишь оформлял отношения по реализации различных товаров, то с принятием нового (действующего) Гражданского кодекса РФ договор стал также и правовым инструментом планомерной организации рыночного хозяйства. Теперь стороны договора поставки вправе самостоятельно выбирать контрагентов, решать вопрос о способе, порядке заключения договора и его оформления.

Ныне действующий ГК РФ сохранил договор поставки, но не в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, а как один из видов договора купли-продажи, ориентированный на регулирование отношений по реализации различных товаров, складывающихся в основном между профессиональными участниками имущественного оборота.

Легальное определение договора поставки в качестве разновидности договора купли-продажи, которое содержится в статье 506 ГК РФ, означает, он, во-первых, характеризуется родовыми признаками купли-продажи, и, во-вторых, имеет отличительные черты, обусловившие специфическое правовое регулирование. Применительно к договору поставки специальные правила, имеющие приоритет над общими положениями о купле-продаже, сосредоточены в § 3 главы 30 ГК РФ.[50] По своему характеру все эти правила и требования либо детализируют общие положения о купле-продаже, либо предусматривают иное, по сравнению с общими положениями о купле-продаже, регулирование соответствующих правоотношений, либо исключают возможность применения последних к договору поставки. Однако в тоже время родовые признаки позволяют в случае недостаточности правового регулирования применять к поставке большое количество общих положений о купле-продаже, отражающих указанную направленность. Поэтому законодатель в п. 5 ст. 454 ГК РФ прямо указал, что общие положения о купле-продаже применяются к поставке, если иное не предусмотрено специальными правилами поставки.

Необходимо особо отметить то, что в действующем ГК РФ не нашел себе место договор оптовой купли-продажи, как это было в ГК РСФСР 1964 года. Вследствие этого наиболее значимый договор рыночных отношений – оптовой купли-продажи – регулируется набором норм, содержащихся в разных параграфах ГК РФ и даже в разных нормативных актах. Данное обстоятельство, на наш взгляд, подталкивает предпринимателей к заключению по традиции договоров поставки, даже когда для этого отсутствуют объективные основания. Поэтому попытаемся провести разграничение между этими договорами.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

рекомендуемой литературы и нормативно-правовых актов по всем темам курса[119]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе изучения курса «Коммерческое право России», студенты 4 курса очной и очно-заочной форм обучения, а также 2 курса очно-заочной формы обучения (сокращенной) должны обратить внимание на то, что усвоение изложенного материала предполагает наличие уверенных знаний правовой теории, гражданского и предпринимательского права.

Знания, полученные при изучении коммерческого права, позволят уточнить содержание отдельных институтов гражданского и предпринимательского права, а также а также приобрести новые знания о правовом регулировании отношений, складывающихся в сфере торговли.

Усвоенный материал может быть успешно использован при подготовке к государственным экзаменам по дисциплине «Гражданское право», а также при подготовке к защите выпускной квалификационной работы - дипломного исследования по гражданско-правовой тематике.

Благодаря постоянной востребованности в юридической практике знаний об особенностях правового регулирования торговой деятельности, студенты, усвоившие курс коммерческого права, уверенно выдерживают конкуренцию среди коллег-юристов и успешно применяют приобретенные ими в ходе аудиторных занятий знаний и умения в повседневной деятельности специалистов юридических служб различных хозяйствующих субъектов.

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

 

Королев Юрий Никитович – старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Института экономики, управления и права МГОУ, полковник внутренней службы, полковник милиции, Государственный советник Российской Федерации 2 класса, Ветеран труда и МВД, автор более 70-ти работ по проблемам уголовного, гражданского, семейного, коммерческого права, национальной безопасности и социальной политики.

 

Технический редактор Л.В. Беляева

 

 

 

Подписано в печать: « » 2011 г.

Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman».

Формат бумаги 60/84 1/16 Усл. п.л. 15

Тираж 300 экз. Заказ №____

Изготовлено в Издательстве МГОУ

105005, Москва, ул. Радио, д. 10-а

 


[1] Так, в соответствии со ст. ст. 909 и 911 ГК РФ товарные склады при приеме товаров на хранение и при возвращении их обязаны произвести проверку и определить их количество и внешнее состояние.

[2] Так, например, п. 2ст. 523 ГК РФ устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.

[3] Справочная правовая система «Консультант плюс».

[4] По отношению к стандартам инструкции выполняют субсидиарную роль, регламентируя те вопросы приемки, которые не определены самим стандартом.

[5] Так, если при вскрытии вагона или автофургона установлено отсутствие нескольких ящиков или коробок с какой-либо продукцией, то вторично воспроизвести всю ситуацию приемки через день и даже через час уже невозможно.

[6] Такой представитель по своему образованию или опыту работы должен быть компетентен в вопросах приемки товара. Не могут назначаться представителями материально ответственные лица, бухгалтерские работники и юристы.

[7] Такой вариант рекомендован постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.92 № 21 «О практике применения законодательства при разрешении споров, связанных с поставкой продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления ненадлежащего качества» (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 01.07.93 № 13) / Бюллетень ВАС РФ. 1993. № 2. № 9.

[8] См.: Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ; Устав железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ (в ред. от 08.11.2007); Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (в ред. от 14.07.2008) ; Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (в ред. от 14.07.2008).

[9] Эксперты приглашаются из отделов товарных экспертиз при государственных торговых инспекциях, из экспертных бюро при торгово-промышленных палатах либо специализированных экспертных организаций. Подробнее об экспертизе качества товаров см. вопрос 6.3. настоящей темы книги.

[10] В акте указывается характер дефектов, делается заключение о возможности исправить дефекты в месте нахождения товара, дается заключение о месте, времени и причинах порчи товара.

[11] К акту приемки прилагаются все сопроводительные документы, упаковочные ярлыки, удостоверение представителя, другие необходимые документы.

[12] Правила о гарантийном сроке товара как сроке, в течение которого товар после его продажи покупателю должен соответствовать требованиям к его качеству, сформулированы

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...