Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учимся делать научное сообщение (стр. 33-34)

Азбука вежливости: учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям товарищей) (стр. 23-24)

Урок 9 (1 час)

Задачи урока:

Продолжать учить школьников составлять научный доклад и делать сообщение в классе. Учить школьников составлять тезисы и использовать их при подготовке научного доклада. На материале из учебника «Наш мир» 4 класс, 1 часть.

Учить школьников на практике применять знания о том, как грамотно, вежливо и последовательно оценивать доклады и выступления товарищей.

Ход урока:

Во время этого урока дети будут выполнять Упражнение 9.Школьники прочитают два параграфа из учебника «Наш мир» часть 1: «Зона лесов России. Растения зоны лесов» и «Животные леса». Затем они проверят, соответствует ли план, который составили Маша и Миша содержанию этих параграфов и расширят каждый пункт плана так, чтобы он превратился в тезис. Это задание потребует от школьников внимательного перечитывания параграфов, умения выбрать и коротко сформулировать главное. В качестве образца дети могут использовать тезисы, которые составил Костя Погодин к первому пункту плана.

Тезисы ко второму и третьему пунктам плана могут выглядеть примерно так:

2. Основные деревья тайги, смешанного леса и широколиственного леса.

Где расположена тайга, и какие деревья для неё характерны. С чем связана выносливость хвойных растений. Другие растения тайги. Что такое смешанный лес, и в каких районах он находиться. Мелколиственные и широколиственные деревья. Где расположены широколиственные леса. Какие деревья в них преобладают. Многоярусность широколиственного леса: кустарники, травянистые растения и мхи.

3. Животные зоны лесов.

Животные тайги и их способы приспособиться к жизни в суровых условиях. Богатство животного мира смешанных и широколиственных лесов: звери; птицы; животные, обитающие в лесной подстилке и в почве. Необходимость природоохранительных мер для сохранения животного мира наших лесов.

Затем детям предлагается сделать научное сообщение, опираясь на эти тезисы, и рассказать его своему соседу по парте. Эта работа проводится в парах.

В заключении школьники оценят сообщения друг друга, исходя из правил вежливости. Это могут сделать несколько учеников по очереди перед всем классом.

Вторая четверть (примерно 9-10 часов)

Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением (стр. 34-39)

Урок 10 (1 час)

Задачи урока:

Учить детей находить в тексте повествование, описание и рассуждение.

Продолжать знакомить их с логикой и структурой рассуждения. Развивать умение подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста.

Ход урока:

Школьники познакомятся с текстом Василия Пескова «Плёс» (Упражнение 10) и вспомнят, что уже читали текст этого автора: «Речка моего детства» (Упражнение 7).

Отвечая на вопрос: Каким увидел художник Исаак Левитан волжский городок Плёс, школьники приведут цитату из текста: «взгляд живописца привлёк маленький городок, убегавший от воды круто в гору, в зелень берёз и ёлок. На бугре стояла бревенчатая церковка, кругом темнел отражавшийся в Волге лес».

Затем школьники расскажут о том, как говорит о своих впечатлениях от Плёса автор текста — Василий Песков. Сначала он смотрит на городок и природу, окружающую его, снизу: «Овраги в Плёсе громадные»; «Глиняные дорожки змейками убегают на кручи мимо таинственных, непролазно-зелёных оврагов»; «В пахучем царстве зарослей тут хочется заблудиться». А затем — постепенно поднимаясь на гору: «Дорожки выводят тебя на вершину откоса под полог громадных старых берёз. Отсюда Волга – как на ладони».

Ещё раз перечитав текст, школьники выяснят, что самый эффектный вид на город открывается если переправиться на лодке на левый берег: «Через реку, как бы со стороны, городок виден весь целиком. Видна внизу слева бывшая рыбачья слобода, виден в ней домик, где жил Левитан. И в мелких подробностях видны уступы кружевной зелени леса, уступы домов, садов, паутина жёлтых дорожек, освещённые солнцем полянки и тёмные русла оврагов. Светел, зелен, радостен городок! А у ног его – зеркало Волги».

Далее дети обнаружат, что автору Плёс напоминает «большой многопалубный пароход, приставший тут и не желающий уплывать – так ему хорошо. Как мачты, белеют церквушки. Нижняя палуба – самая оживлённая…». Строчки, которые передают уютную и спокойную атмосферу городка: «Плотно друг к другу стоят дома. Почти что двухэтажные, низ – каменный, верх – деревянный. Заборы. Наличники. Двери с коваными запорами. В окнах – герань. У заборов – скамейки с обязательными старушками. Девятнадцатый век!»

Вопрос о том, что, по мнению автора, особенно ценно в облике Плёса, обратит внимание школьников на строчки: «Сто лет почти минуло с той поры, когда по жёлтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на её берегах. А Плёс остался Плёсом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад».

Школьники без труда обнаружат, что кроме зрительных впечатлений, автор описывает разные запахи, которые окружают его в городке. Это запахи лесных оврагов: «тут пахнет нагретыми лопухами, ежевикой, жасмином», запахи садов, огородов: «В огородах возле домов пахнет укропом, нагретой ботвой помидоров. Пахнет яблоками, колотыми дровами, вяленой рыбой, дымком».

В завершение работы с текстом дети выяснят, что первая часть текста (рассказ о художнике Левитане) представляет собой повествование. Далее автор рассуждает о том, почему городок Плёс сейчас выглядит почти так же, как и 100 лет назад: «Сто лет почти минуло с той поры, когда по жёлтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на её берегах. А Плёс остался Плёсом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад». Затем в тексте идёт подробное описание городка, в котором автор использует яркое сравнение (сравнивает город у реки с большим многопалубным пароходом, стоящим на пристани).

Важно, чтобы школьники каждый раз доказывали своё мнение, объясняя, почему та или иная часть текста представляет собой повествование, описание или рассуждение.

Работа с картиной (стр. 39-41)

Урок 11 (1 час)

Задачи урока:

Продолжать учить школьников письменно составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ.

Учить школьников рассуждать, подтверждая своё мнение деталями живописного произведения. На материале репродукции картины Исаака Левитана «Тихая обитель».

Ход урока:

Школьники найдут в Музейном доме («Литературное чтение»,часть 1) картину Исаака Левитана «Тихая обитель» (Упражнение 11). Они прочитают, что эта картина находится в

Школьники узнают, что на картине изображён монастырь. Примерные ответы на предложенные вопросы могут быть такими:

Как ты думаешь, почему художник назвал свою картину «ТИХАЯ обитель»? Видно ли по этой работе, что природа Плёса произвела на художника сильное впечатление?

Пусть дети присмотрятся к репродукции и почувствуют тишину и покой, разлитые в пейзаже. Безветренная погода, спокойная гладь воды, в которой отражаются храмы монастыря и розовые предзакатные облака – видно, что художник любуется этим местом волжской природы.

Что делает этот пейзаж необыкновенно красивым, праздничным, сказочно-нарядным?

Можно обратить внимание детей на то, как чередуются и повторяются контрастные по цвету изображения берега и неба, как отражаются в воде церкви и облака – это придаёт пейзажу равновесие и праздничную торжественность. Пейзаж выглядит сказочно-нарядным благодаря его красочной насыщенности: золотистые голубые, розовые и сиреневые краски неба; зеленовато-багряный лес, бело-золотистые храмы...

А что делает этот пейзаж близким и обжитым, напоминает о присутствии людей? Какие детали картины подтверждают, что в этом сказочно-прекрасном месте живут обыкновенные люди?

Школьники обратят внимание на деревянные мостки, переброшенные с одного берега на другой. Можно предложить детям мысленно пройти по этим мосткам, держась за деревянные, отполированные руками людей перила, ощущая лёгкое покачивание мостика и скрип досок под ногами. Пусть дети обратят внимание на то, что мостки старые, с заплатами (недалеко от ближнего к нам берега на месте выпавших досок перекинуты две горизонтальные дощечки). Ребята смогут мысленно попутешествовать по пейзажу: обнаружат тропинку, ведущую к мосткам, ступеньки и тропку на другой стороне реки, которые ведут к монастырю. Главное, чтобы школьники мысленно присвоили пространство картины ощутили присутствие в нём людей.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...