Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассматриваем старые фотографии (стр. 95-104)

Урок 30 (1-2 часа)

Задачи урока:

Продолжить обсуждение темы «Рассуждаем о нашем прошлом», которая входит в единый проект с предметами гуманитарного цикла – Окружающим миром и Литературным чтением.

Формировать у детей интерес к прошлому, к истории страны, через опыт знакомства с предметами древнего искусства.

Учить школьников рассматривать старые фотографии, на которых изображены их сверстники: видеть детали, вглядываться в лица, пытаться понять их переживания.

Подвести четвероклассников к выводу, что старые фотографии ценны для нас тем, что мы можем представить переживания и характеры людей, которые жили много раньше нас.

Готовить школьников к письменному сочинению по фотографии.

Ход урока:

Школьники рассмотрят фотографию детей семьи Хейфец (Упражнение 39). Пусть учащиеся обратят внимание на то, когда она была сделана (1907 год) и осмыслят слова Кости Погодина о том, что эта фотография была сделана почти сто лет назад.

На фотографии шесть детей. Трое из них по возрасту являются ровесниками четвероклассников (мальчик может быть чуть старше). Они уже учатся в гимназии и сфотографированы в форменной одежде. Младшие дети одеты нарядно, в светлую одежду, как было принято для торжественных случаев.

Видно, что из старших детей наиболее стеснённо и скованно чувствует себя мальчик. Он стоит в пол-оборота, чуть отстраняясь от девочек. В его лице видно какое-то напряжение и неуверенность. Скорее всего, если к нему обратиться с вопросом, он будет отвечать, стесняясь и говорить тихо.

Вопросы: «К кому из троих ты бы скорее всего обратил(ся)(лась) с вопросом или с просьбой? Тебе было бы интересно расспросить их о жизни в гимназии» направлены на то, чтобы сегодняшние школьники внимательнее вгляделись в лица своих сверстников, живших почти сто лет назад. Чтобы дети постарались представить, как они жили, как общались. Старшая девочка с короткой стрижкой может показаться более бойкой, чем другая девочка: с ней, возможно, легче завязать беседу. Старшая девочка с длинными волосами кажется серьёзной и задумчивой.

Если рассмотреть лица малышей, можно догадаться, что маленький мальчик (ему года 3) и девочка, которая постарше (ей примерно 5 лет) недавно поссорились: видно, что они расстроены и обижены, у мальчика надуты губки. Во время съёмки они не захотели стоять рядом и держаться за руки. Видимо, сначала предполагалось для фотографирования поставить детей по росту, но пришлось нарушить эту закономерность, чтобы разделить поссорившихся детей. Поэтому самая маленькая девочка (ей примерно 2 года) стоит не первая, а между ними. Из троих малышей наиболее уверенно и уютно чувствует себя самая младшая девочка. Она стоит очень уверенно и свободно, чуть отставив вперёд правую ножку.

Пусть четвероклассники рассмотрят, как ребята держаться за руки: кому каждый из них покорно доверяет свою руку, а кого сам(а) держит за руку. Школьники смогут обнаружить, что не во всех случаях на этой фотографии самых маленьких держат за руку более взрослые. Старший мальчик, например, только позволяет девочке с длинными волосами держать себя за руку, а сам не держит её. Пусть дети порассуждают о том, что в такой маленькой детали тоже проявляется характер.

Завершая обсуждение, школьники должны придти к выводу, что эта фотография представляет собой ценность не только для родственников и потомков, изображённых на ней людей, но и для нас тоже и объяснить своё мнение.

Школьники рассмотрят другую фотографию (Упражнение 40). На ней изображены двоюродные сёстры со своей тётей. Одну из девочек зовут Верочка Ноликова.

Девочки одеты в платья с матросскими воротниками. Можно объяснить школьникам, что в девятнадцатом веке так одевали детей по выходным и по праздникам. Волосы у девочек аккуратно причёсаны и украшены лентами.

Чтобы определить, в какое время года сделана фотография, нужно обратить внимание на обувь одной из девочек. На сестре Верочки – летние сандалии.

Дальнейшие вопросы направлены на то, чтобы школьники вглядывались в лица людей, изображённых на фотографии и старались представить себе их характеры, манеру поведения и общения. Нужно постараться, чтобы люди со старых фотографий представлялись современным школьникам живыми, конкретными. Школьники могут отметить, что Верочкина тётя умная, но смешливая девушка. Что Верочка очень похожа на свою тётю и внешне и характером. Школьники могут присоединиться к мнению Миши, что Верочка умная и требовательная; и к мнению Тани, что Верочка может быть временами упряма и нетерпелива. Могут подобно Маше представить, кто из девочек будет мириться первым в случае ссоры…

На третьей фотографии (Упражнение 41) изображены Галочка и Коля со своей мамой. Видно, что дети только что поссорились. Галочка очень расстроенная, а Коля обижен.

На заднем плане видна пышная зелень сада, в руках у мальчика букетик полевых цветов. Значит, скорее всего, эта фотография была сделана в разгар лета - в июле. Галочке примерно 8-9 лет, а её брату Коле лет 5-6. Мама детей выглядит довольно строгой, но дети любят её: можно обратить внимание школьников на то, как Галочка доверчиво упирается кулачком в мамино колено, как Коля наклонил голову к маминой щеке.

Когда школьники рассмотрят в лупу платье и украшения молодой женщины, они, скорее всего, придут к выводу, что на ней нарядная, а не повседневная одежда (платье украшено ажурной вышивкой, на вороте красивая застёжка в виде броши, на шее молодой женщины украшение из жемчуга).

Реплика Маши: «Мне жалко Галочку, Коля ей пока ещё не друг – слишком маленький и капризный. Не то, что мой Мишка!» и слова Евдокии Васильевны: «…Фотограф, возможно, сделал фотографию сразу после ссоры детей, а дети обычно быстро мирятся», помогут школьникам представить, как общаются брат и сестра, задуматься о том, какие у них характеры. Важно, чтобы дети пришли к выводу, что на старых фотографиях видны переживания людей и их характеры.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...