Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа факультатива «Антикризисное управление»




ФГОУВПО «Волгоградская Академия Государственной службы»

Кафедра Финансов и кредита

Брехова Ю.В.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Антикризисное управление (факультатив)

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..» .........................2010г.     Подпись Заведующего кафедрой Экономики и финансов Т.Б.Иванова ………………………………..    

 

Волгоград 2010

Содержание

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
1.4. Тематический план учебной дисциплины
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса
2.2. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
Раздел 4. Словарь основных терминов

 

 


РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа факультатива «Антикризисное управление»

 

1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактически единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт

_________

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

Программой курса предусмотрено рассмотрение различных аспектов управления кризисными ситуациями на предприятии, а также конкретных способов и инструментов финансового оздоровления организации.
Дисциплина «Антикризисное управление предприятием» предназначена для того, чтобы дать будущим финансовым менеджерам комплекс знаний и методических приемов для диагностики причин возникновения кризисной ситуации на предприятии и разработки стратегии предприятия в условиях банкротства, включающей мероприятия финансового оздоровления.

Курс базируется на знаниях в области финансов, экономики, бухгалтерского учета, анализа финансового – хозяйственной деятельности предприятия, рынка ценных бумаг и служит углублению и расширению полученных знаний, а также их систематизации с целью практического использования в условиях кризиса и банкротства.



Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

1. Изучение основ теории экономических кризисов;

2. Знакомство с современным состоянием финансовой несостоятельности промышленных предприятий;

3. Рассмотрение основных положений законодательства и нормативных документов о финансовом оздоровлении и банкротстве;

4. Практическое овладение методами диагностики причин возникновения кризисной ситуации на предприятии;

5. Рассмотрение основных процедур финансового оздоровления и способов их применениям в антикризисном управлении.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

ИМЕТЬ представление о круге проблем осуществления антикризисного управления в России, о существующих подходах к финансовому оздоровлению предприятия, о современных научных методах планирования в области финансов и об основных сферах применения полученных знаний;

ЗНАТЬ сущность, цели и задачи антикризисного управления, основные понятия, связанные с процедурами банкротства и финансового оздоровления, предпосылки возникновения кризисных ситуаций в финансовом обороте предприятия, методы финансового оздоровления и их связь с разработкой финансовой стратегии и тактики предприятия в условиях банкротства;

УМЕТЬ проводить диагностику финансовой несостоятельности предприятия, выбирать способы и методы финансового оздоровления, разрабатывать финансовую стратегию и тактику для обеспечения выхода из кризиса и стабильного развития предприятия.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Антикризисное управление»

для студентов Ф-500 (факультатив)

№ п Наименование тем Очное
Лек (ч) Сем (ч)
Государственное регулирование финансового оздоровления и реструктуризации предприятия .
  Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия
Инструменты диагностики кризиса
Планирование и моделирование деятельности предприятия в кризисной ситуации
Управление оборотным капиталом в период финансового оздоровления предприятия .
Инвестиции и инновации при финансовом оздоровлении предприятия
Подходы к оценке бизнеса предприятия находящегося в кризисе
Организация работы по финансовому оздоровлению предприятия
  Итого
  Форма контроля Зачет

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

 

Тема 1. Государственное регулирование финансового оздоровления и реструктуризации.

Задачи государственного антикризисного управления. Меры государственного регулирования финансового оздоровления. Административные рычаги; правовое обеспечение; разработка рекомендаций по выходу из кризиса; контроль деятельности; применение санкций. Экономические рычаги: налоговая политика; денежно-кредитная политика; валютное регулирование; отношения собственности; участие государства в различных финансовых институтах и крупных промышленных компаний в виде доли собственности. Основные инструменты государственного антикризисного регулирования в РФ.

 

Тема 4. Планирование и моделирование деятельности предприятия в кризисной ситуации.

Роль, содержание, задачи и методы планирования деятельности предприятия в кризисной и предкризисной ситуации. Значение бюджетного планирования (бюджетирования), как инструмент оперативного управления для предприятий, испытывающих кризис бизнес - планирования для финансового оздоровления организаций. Практические процедуры планирования: маркетинговый анализ и этапы бюджетирования. Использование гибких бюджетов для анализа отклонений и контроля затрат. Нахождение точки безубыточности и анализ её чувственности к изменениям. Управление затратами как мера предупреждения банкротства.

Планы семинарских занятий

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Федеральный закон от 19 ноября 1992 г. № 3929 – 1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
2. Федеральный закон от 8 января 1998 г. №6 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
4. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135 – ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

5.Алпатов А.А. Управление реструктуризацией предприятий. М.: Высшая школа приватизации и предпринимательства, 2000.
6.Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М. Короткова . М.: ИНФРА – М, 2008.
Антология экономической классики: В 2 т. Т.2 М.: ЭКОНОВ, 1992.
7.Аньшин В.М. Инвестиционный анализ. М.: Дело, 2002.
8. Белых Л.П. , Федотова М.А. Реструктуризация предприятия. М.: ЮНИТИ , 2001.
9. Бланк И.А. Управление использованием капитала. Киев: Ника-Центр: Эльга, 2007.
10.Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003.
11. Гиляровская Л.Т., Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. «Питер», М.: СПб; Н. Новг.; Воронеж; Р-н-Д; Е-бг; Самара, Киев; Харьков; Минск, 2003.
12.Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М.: Проспект, 2000.

13. Ребгун Э.К. Системная несостоятельность в промышленности: Монография/Э.К.Ребгун.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.-200с.

14.Реструктуризация предприятий и компаний / Полд ред. И.И. Мазура. М.: Высшая школа, 2000.
15. Росс С., Вестерфильд Р., Джордан Б. Основы корпоративных финансов / Пер. с англ. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
16.Рубинштейн Т.Б. Планирование и расчеты денежных средств компаний. М.: Ось – 89, 2001.

17.Теплова Т.В. Финансовый менеджмент: Управление капиталом и инвестициями. М.: ГУ ВШЭ, 2006.
18.Уткин Э.А., Бинецкий А.Э. Аудит и управление несостоятельным предприятием: Учебник. М.: ТАНДЕМ, 2007.
19.Хорнген Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект / Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2000.

РАЗДЕЛ 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса:

Раздел № 1 дает представление о содержании курса «Финансовое Антикризисное управение». В нем представлены, цели и задачи курса, тематический план, планы семинарских занятий, литература и вопросы к зачету.

В разделе № 2 приведены методические рекомендации по изучению учебной дисциплины «Антикризисное управление».

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на раздел № 3, в котором предложены практические задания для самостоятельного изучения и закрепления пройденного материала курса «Антикризисное управление».

 

2.2. Советы по подготовке к зачету (экзамену)

 

При подготовке к зачету особое внимание следует обратить на следующие моменты:

· необходимо знать сущность рассматриваемых категорий,

· знать формулы расчета основных показателей,

· следить за изменениями в законодательной базе.

Для того, чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем решить практические задачи, предложенные в Разделе № 3 данного учебно-методического комплекса.

Деловая игра

Задание 1

1.Используя материал о состоянии завода ( см. ниже) разработайте сценарий знакомства Евгения с трудовым коллективом (вид обращения к коллективу, информация о себе и своих целях, обсуждаемые вопросы)

2. Разработайте сценарий знакомства Евгения с работниками управленческого персонала предприятия в ходе совещания (цель, вре­менной график, результаты, материалы для раздачи руководителям).

3. Опишите стратегию разговора Евгения с руководителем отдела кадров (цели, запрос на кадровую информацию, способы привлечения на свою сторону).

4. Опишите стратегию разговора Евгения с заместителем директора по маркетингу

5. Опишите взаимодействие Евгения с бывшим директором завода.

6. Опишите стратегию разговора Евгения с главным инженером

7. Опишите стратегию разговора Евгения с начальником отдела снабжения.

 

Задание 2

1 Проанализируйте материал о заводе и охарактеризуйте:

• проблемы организационной структуры;

• основные кадровые процессы;

• управленческий персонал предприятия.

2. Предложите систему управления персоналом данного предприятия:

• сформулируйте основные цели работы с персоналом,

• опишите наиболее значимые процессы, которые должны быть реализованы.

3. Предложите программу внедрения системы управления персо­налом и сформулируйте первоочередные мероприятия, которые долж­ны быть проведены.

Евгений Хохлов назначен внешним управляющим на Н-ский маши­ностроительный завод по выпуску двигателей для большегрузных автомо­билей. Евгению 35 лет, имеет высшее техническое образование, прошел специальную подготовку в области антикризисного управления.

До назначения на должность Евгений несколько раз посещал предприятие вместе с руководителями территориального агентства по банкротству, встречался с некоторыми из его руководителей и доста­точно подробно знакомился с существующей документацией предпри­ятия. После решения арбитражного суда о передаче предприятия во внешнее управление А.М. Аркадьев, бывший директор завода, ушел в отпуск, чтобы затем уволиться и уйти на пенсию по возрасту. Управ­ленческий персонал завода, проработавший на предприятии много лет, старше среднего возраста (50—60 лет). Евгений считает, что по­скольку с бывшим руководителем их связывают многие годы совмест­ной работы и, возможно, дружеские отношения, они могут отнестись к нему не очень доброжелательно. Кроме того, один из лидеров преж­него состава руководства — главный инженер М.Л. Осетров — выстав­лял от предприятия свою кандидатуру на должность внешнего управ­ляющего, но не прошел конкурс.

Из молодых руководителей можно отметить заместителя директора по маркетингу Ю.А. Федотова — специалиста в области рекламы, проработавшего на предприятии четыре месяца и старающегося найти для предприятия варианты сбыта двигателей, а также А. В. Капитонова, начальника отдела снабжения (40 лет), имеющего широкие контак­ты с предприятиями-смежниками.

Руководитель отдела кадров Н. Н. Филимонова (50 лет), педагог по образованию, работает на предприятии два года, прошла кратко­срочные курсы по переподготовке, имеет хороший контакт как с руководителями, так и с рабочими. Она душой болеет за предприятие и с надеждой смотрит на нового руководителя.

Евгений понимает, что успех первых месяцев во многом будет за­висеть от авторитета, который он сможет завоевать у управленцев, рабочих, а также тех кадровых решений, которые он примет.

Завтра у Евгения первый официальный рабочий день.

Материал о заводе:

Н-ский машиностроительный завод по выпуску двигателей для большегрузных автомобилей

На заводе работает около 1200 человек (ранее работало около 5 тыс.), объем производства снизился в 15 раз. Объем заказов, как правило, неизвестен даже на один месяц вперед, предприятие работает "на склад".

Из 1200 работников предприятия: руководство — 100 человек, ИТР — 250 человек, рабочие — 850 человек.

Из подразделений, организованных менее года назад, можно особо выделить дирекцию по маркетингу и отдел рекламы. Начальник отдела кадров смог показать:

• штатное расписание, составленное в 2009 г. и включающее 2 500 рабочих мест (в настоящее время существует 1 300 вакансий);

• положения о дирекции по маркетингу, отделу рекламы, отделу кадров;

• личные дела руководителей.

За последние пять лет на завод принято 25 сотрудников. Как пра­вило, они приглашены лично генеральным директором, который на­ходил их по своим собственным каналам, привлекая к поиску старых знакомых из министерства. Из них сейчас работает только зам. дирек­тора по маркетингу. Остальные увольнялись в следующей динамике:

10 человек — после двух лет работы, 8 — после одного года работы, 6 — до одного года работы. Среди основных причин увольнений — низ­кая заработная плата, невозможность профессиональной работы, от­сталая технология, семейные обстоятельства.

Среди сотрудников предприятия Среди управленческого персонала
10% старше 50 лет (80% мужчи­ны) 75% старше 50 лет (100% мужчины)
75% старше 40 лет (65 % жен­щины) 20% старше 40 лет (85 % мужчины)
10% старше 30 лет (55% мужчи­ны) 5 % старше 30 лет (75% муж­чины)
5% старше 20 лет (100 % жен­щины)    

85 % — городские жители, 15 % — имеют собственные дома в ближайшем к городу поселке.

Система стимулирования. По Положению о системе стимулирова­ния (от 2008 г.) 85% — повременная оплата труда, 15% — премии. Зарплата не выплачивалась последние пять месяцев, до этого состав­ляла в среднем — 23 тыс. руб. в месяц.

Затраты на обучение (темы: экономика, управление, технология производства) в последние пять лет:

2001 г. — 5% от фонда заработной платы (ФЗП) (обучение выс­шего управленческого персонала — зарубежные учебные центры — двухнедельные курсы (Германия, Франция);

2002 г. — 10% от ФЗП (обучение высшего и среднего управленче­ского персонала — месячные программы подготовки — Россия, Изра­иль);

2003 г. — 5% от ФЗП (краткосрочные семинары для высшего и среднего управленческого персонала — Россия);

2004 г. — 2% от ФЗП (программы годичной подготовки);

2005 г. - 0; 2006 г. - 0; 2008 г. - 0; 2009 г. - 0.

Краткая формальная характеристика управленческого персонала:

Параметр кадрового аудита Управленческий персонал
высший средний низший
Ориентация на задачу Ориентация на отношения 35% 65% 65% 35% 100%
Распределение управленческих ролей (%)
Руководители Администраторы
Организаторы
Управленцы
Инновационный потенциал Высокий (10%) Высокий (5%) Высокий (15%)
Сверхнормативная актив­ность Высокая (5%) Высокая (10%) Высокая (0%)
Способность к обучению Высокая (5%) Высокая (25%) Высокая (10%)
Ролевой репертуар в групповой работе (%)
"Лидер"
"Генератор идей"
"Критик"
"Эрудит"
"Организатор"
"Эмоциональный лидер"
"Психотерапевт"
"Наставник"

 

 

ФГОУВПО «Волгоградская Академия Государственной службы»

Кафедра Финансов и кредита

Брехова Ю.В.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Антикризисное управление (факультатив)

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № ……..от «…..» .........................2010г.     Подпись Заведующего кафедрой Экономики и финансов Т.Б.Иванова ………………………………..    

 

Волгоград 2010

Содержание

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
1.4. Тематический план учебной дисциплины
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Пожелания к изучению отдельных тем курса
2.2. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций
Раздел 4. Словарь основных терминов

 

 


РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа факультатива «Антикризисное управление»

 

1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактически единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт

_________

1.2. Цели и задачи учебной дисциплины

Программой курса предусмотрено рассмотрение различных аспектов управления кризисными ситуациями на предприятии, а также конкретных способов и инструментов финансового оздоровления организации.
Дисциплина «Антикризисное управление предприятием» предназначена для того, чтобы дать будущим финансовым менеджерам комплекс знаний и методических приемов для диагностики причин возникновения кризисной ситуации на предприятии и разработки стратегии предприятия в условиях банкротства, включающей мероприятия финансового оздоровления.

Курс базируется на знаниях в области финансов, экономики, бухгалтерского учета, анализа финансового – хозяйственной деятельности предприятия, рынка ценных бумаг и служит углублению и расширению полученных знаний, а также их систематизации с целью практического использования в условиях кризиса и банкротства.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

1. Изучение основ теории экономических кризисов;

2. Знакомство с современным состоянием финансовой несостоятельности промышленных предприятий;

3. Рассмотрение основных положений законодательства и нормативных документов о финансовом оздоровлении и банкротстве;

4. Практическое овладение методами диагностики причин возникновения кризисной ситуации на предприятии;

5. Рассмотрение основных процедур финансового оздоровления и способов их применениям в антикризисном управлении.

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

ИМЕТЬ представление о круге проблем осуществления антикризисного управления в России, о существующих подходах к финансовому оздоровлению предприятия, о современных научных методах планирования в области финансов и об основных сферах применения полученных знаний;

ЗНАТЬ сущность, цели и задачи антикризисного управления, основные понятия, связанные с процедурами банкротства и финансового оздоровления, предпосылки возникновения кризисных ситуаций в финансовом обороте предприятия, методы финансового оздоровления и их связь с разработкой финансовой стратегии и тактики предприятия в условиях банкротства;

УМЕТЬ проводить диагностику финансовой несостоятельности предприятия, выбирать способы и методы финансового оздоровления, разрабатывать финансовую стратегию и тактику для обеспечения выхода из кризиса и стабильного развития предприятия.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Антикризисное управление»

для студентов Ф-500 (факультатив)

№ п Наименование тем Очное
Лек (ч) Сем (ч)
Государственное регулирование финансового оздоровления и реструктуризации предприятия .
  Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия
Инструменты диагностики кризиса
Планирование и моделирование деятельности предприятия в кризисной ситуации
Управление оборотным капиталом в период финансового оздоровления предприятия .
Инвестиции и инновации при финансовом оздоровлении предприятия
Подходы к оценке бизнеса предприятия находящегося в кризисе
Организация работы по финансовому оздоровлению предприятия
  Итого
  Форма контроля Зачет

1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11; просмотров: 299

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...