Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюционный путь больших предприятий

Опыт массового появления больших предприятий свидетельствует, что возникновение его возможно только на базе крупномасштабных инвестиций. Существует три направления инвестиций:

1) создание большого производства;

2) создание общенациональной (а затем интернациональной) сбытовой и маркетинговой сети;

3) создание дееспособного управленческого аппарата.

Следующим шагом после крупномасштабных инвестиций является этап быстрого роста. Именно на этой стадии большое предприятие приобретает черту того типа больших фирм, каким Х.Фризервикель дал название “гордые львы”. Основные черты:

* четкий производственный профиль;

* мало диверсифицированные производства;

* технологические лидеры в “собственном” массовом товаре;

* владение техническими или организационными преимуществами в важном и перспективном сегменте рынка. (“Филлипс” – электролампы; “Нестле” – растворимый кофе и шоколад);

* сила сконцентрирована на узком кругу товаров, но они очень массовые и перспективные;

* именно на этой стадии создаются научно исследовательские структуры;

* само ускорение роста – популярность продукта растет в связи со снижением цен и ростом потребительской ценности продукта. Последние характеристики улучшаются, поэтому что продукт становится все более популярным.

Активная эволюция большой фирмы обычно заканчивается состоянием не “гордого льва”, а позицией “могучего слона”, теряя свой динамизм, приобретая повышенную стабильность. Длительная стойкость обеспечивается преимущественно тремя факторами: большими размерами, диверсификацией и наличием широкой международной сети филиалов.

В условиях жесткой конкуренции достаточно сложно быть первыми в выпуске новинок на рынок, потому “слоны” сознательно отказываются быть первыми – риск первопроходца всегда значительный, а большое производство не прощает ошибок - слишком большие расходы. Потому известные корпорации используют свои возможности, когда уже есть определенный успех, выжимая при этом компанию – новатора. В связи с этим появился специальный термин “ловкого второго”. Потому что открытия, сами по себе, имеют преимущественно сугубо научное значение, коммерческую выгоду они приобретают лишь при массовом тиражировании и применении в разных отраслях. Именно большие предприятия, благодаря широкодиверсифицированному и массовому производству получают наибольшую пользу из внедрения нововведений в самих разных отраслях. Закат большого предприятия связан с состоянием “неповоротливого бегемота”. Причинами такого состояния становятся:

во-первых, стратегические ошибки фирмы в распыленности активности по широкому кругу направлений (избыточная диверсификация) ;

во-вторых, общим упадком отрасли, и как следствие отмирания значительной части капитала в производствах, которые потеряли перспективы.

Типичный жизненный путь большой компании:

1)Новые большие фирмы чаще всего появляются в новых отраслях, а в международном масштабе - в новых странах, которые динамично развиваются.

2)Компании, которым не повезло не деградируют, медленно снижаясь по рангу, а совсем исчезают в результате захвата могучими конкурентами.

Большие предприятия были основой советской экономики. Большинство их еще до настоящего времени не усвоила надлежащей рыночной стратегии, их адаптация к рыночным условиям идет медленно, а текущее состояние очень сложно (не большая загрузка мощностей, массовые убытки, избыток персонала в сравнении с производством, которое пришло в упадок).

 

 
1.повышение цен

Монополисты снижения объемов

производства

 

Украинские 2.пассивная потеря

виоленты Екс - монополисты позиций

банкротство

 
 


 
изменение менеджмента

3.создание сбытовой сети

Фирмы, которые адаптировались Переориентация

на рынке производства, дезинвес-

тиции в нерентабельной

отрасли

 

Рис. 6.3. Три типа советских (украинских) виолентов и их рыночная стратегия.

Реакция больших предприятий на становление рыночных отношений:

1.Использование монополистических преимуществ. Этот тип поведения на начальных этапах превращений испытали почти все предприятия. В последующем эту стратегию избрали те предприятия, которые не имеют ни отечественных, ни иностранных конкурентов и выпускают важную для экономики продукцию.

2.Такое поведение свойственно многим предприятиям машиностроения, легкой и военной промышленности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...