Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

Завершая обзор истории орнаментальных стилей, нельзя оставить без внимания еще один период в развитии орнаментального искусства. Появление орнамента конструктивного и орнамента технического находится в непрерывной связи с теми изменениями, которые произошли в XX столетии во всех сферах жизни человеческого общества.
Перемены, наступившие в культурной жизни России, вызванные Октябрьской революцией, нашли свое отражение и в декоративном искусстве. В начале 1920-х гг. был очень популярен лозунг «Художник – в производство!», суть которого заключалось в необходимости преодолеть старый быт, изменить «буржуазные» и «мещанские» вкусы. А поскольку традиционный цветочный орнамент казался художникам провозвестником враждебного быта, перед ними всегда задача найти новые орнаментальные формы, соответствующие духу времени.
На смену классическим орнаментам приходит новый, в котором декоративное использование поверхности сменилось конструктивным построением из цветных пятен.
Основу такого орнамента составляли четкие, простые геометрические элементы, навеянные абстрактной живописью. Нашедший свое наиболее яркое воплощение в искусстве текстиля, этот узор, бесконечно продолженный в любую сторону, равномерно и ритмично заполняющий орнаментируемую поверхность, создавал ощущение четкой конструкции. В нем господствуют прямые, параллельные и пересекающиеся, иногда ломаные полосы, создающие систему резких остроугольных зигзагов.

 

Часто такой узор дополняется окружностями, квадратами, треугольниками, образующими жесткую конструкцию с разнообразно закомпонованными линиями.
Для большинства конструктивистских орнаментальных композиций характерно почти полное отсутствие фона; их отличают лаконичность цветовых контрастов и жесткая четкость ритмов. Почти параллельно с работамо художников-конструктивистов появились изображения, в основе которых лежал определенный сюжет. В отличии от конструктивистских, именуемых в литературе того времени «абстрактными», или «геометрическими», эта разновидность узоров получила название тематических и агитационных. В 1927-1931 гг. такие орнаменты стали преобладающими.
В то время технику считали знаменем эпохи, а потому совершенно уместным и своевременным было появление орнамента, составленного из изображений шестеронок, пропеллеров, электрических лампочек, тракторов и фабричных труб. По ироничному выражению одного из критиков, «заменяя розу трактором», технические формы в этом орнаменте становились символами прогресса.
Век тематического орнамента, как и конструктивистского, был недолог, поскольку художникам трудно было органически соединять сложную тему с законами орнамента, подчинять развернутый сюжет и пропагандистско-идеологические задачи декоративной природе орнаментального искусства.
Однако несмотря на ряд существенных недостатков, этот период в развитии орнамента следует рассматривать как попытку создать не имеющий аналогий новый советский стиль и через него воплотить основные черты эпохи.

Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основых средст художественного оформления произведений декоротивно-прикладного исусства: изделий из глины, цтекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.
Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика ее проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего – она находит свое выражение в композициоммом построении орнамента. Говоря о ппинципах орнаментации тех или иных изделий декоративного искусства, мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения.
Композиция (от лат. слова compositio) – это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением изделия.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня.
Бытует мненине, что композиция – предмет индивидуальный, зависящий от интуиции художника, и не может учебной дисциплиной, как, к примеру, рисунок или живопись. Но при более пристальном рассмотрении этого вопроса оказывается, что как раз живопись имеет меньше точных положений, чем композиция в своих достаточно устойчивых правилах и закономерностях, не которых она зиждется.
Многие считают, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, несмотря на то, что именно композиция любого вида изобразительного искусства заранее обдумывается. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии и пропорций, частей целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.
Композиция – это язык художественного произведения.
Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символические образы орнаментального искусства, способнуе выразить эмоционально-смысловое и образное содержание.
К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...