Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВСТРЕЧА ВОСЬМАЯ. Лекарство от головной боли
Кто-то однажды мудро сказал: «Сердиться - это мстить себе за недостатки других». Как точно сказано! Однажды Александр Сергеевич Пушкин написал звуковое средство для снятия головной боли. Вы никогда не задумывались, почему бабу из «Сказки о даре Салтане» зовут Бабарихой? А вы произнесите вслух. Только не так, как это написано, а так, как мы читаем: АТКА ЧИХА СПАВА РИХАЙ ССВАТТИ БАБАЙ БАБА РИХАЙ. Узнали? Ну конечно, это:
А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой, Извести её хотят, Перенять гонца велят...
Представляете себе? Ведь все три персонажа - ужасные. Чуть не погубили князя Гвидона. Почему же Пушкин подаёт их деяния как весёлую детскую считалочку? Да потому что у него - замечательная задача: написать поэтическую сказку с абсолютно бессильным злом! Зло бессильно перед величием Слова. К тому же у меня есть к вам предложение: если вас кто-то расстроил или обидел, то подойдите к зеркалу, надуйте губы и, как маленький обиженный ребёнок, произнесите: БА-БА-БА-БА. Головная боль или обида пройдёт. Во-первых, потому что наши губные мышцы связаны с мышцами головы и БА-Ба-Ба-Ба снимает напряжение. Во-вторых, потому что один из законов для снятия обиды, переживаний, расстройств - это сыграть роль обиженного, расстроенного, переживающего. Вот вас обидели - подойдите к зеркалу и дайте себе задание - СЫГРАТЬ РОЛЬ ОБИЖЕННОГО, РАССТРОЕННОГО, ПЕРЕЖИВАЮЩЕГО. И скажите себе: вот так я выгляжу, когда я обижен. Ведь обида всё равно пройдёт, и поэтому важно поберечь нервные клетки для более серьёзных обид, чем данная. А тотак израсходуетесь, что, когда придёт большая радость, нечем будет воспринимать, ибо все эмоции израсходованы на мелкие обиды. И здесь вы уже приближаетесь к одному из видов искусства - ТЕАТРУ. А если вы, сердясь на кого-то, хотите поругаться, то скажите себе: Вот сейчас я собираюсь ругаться. Сумею ли я сыграть ЭТУ РОЛЬ - ругающегося? Если нет, потому что я слишком добр, то лучше этого не делать. Оказывается, искусство - это ещё и взгляд со стороны. Из Космоса, из себя, с позиции другого. Поэтому искусство обладает огромной преобразующей силой. Если бы мы могли заполнить свою жизнь и жизнь других искусством, насколько человечнее стала бы наша жизнь, скольких ужасных смертей, трагедий, насилия нам удалось бы избежать! Можно ли ходить из угла в угол, не зная, как расправиться с тоской и пустотой, пока вы не открыли Пушкина и не прочитали:
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день.
Думаю, вы в недоумении пожали плечами: какое же это средство от тоски! Хрестоматийные стихи Пушкина! Да? Хрестоматийные? А вы когда-нибудь задумывались над тем, что в первой строке этого стиха - девять слогов, во второй - тоже девять, а в третьей - восемь. Почему? Да потому, что ДЕНЬ СТАЛ КОРОЧЕ!!! А если вы и этому не улыбнулись, то у вас среди прочего должна быть запись симфонии Иозефа Гайдна «Сюрприз». (Модуляция 15.) Гайдн - один из самых остроумных композиторов в истории музыки. Если вы послушаете вторую часть симфонии «Сюрприз» и у вас не улучшится настроение, то дело серьёзно. Тогда уж точно нужно идти к врачу. Но перед этим всё-таки попробуйте. Во всех книжках написано, что эту часть Гайдн написал для того, чтобы подшутить над жителями Лондона, которые ухитрялись засыпать в своих удобных креслах, когда звучали медленные части симфоний. А некоторые даже похрапывали. Гайдн начинает эту часть с очень-очень тихого изложения очень-очень простой мелодии. Всё словно сделано для того, чтобы слушатель уснул. Но именно в тот момент, когда он, слушатель, только начал просмотр первого из сладчайших снов, навеянных бесхитростной, словно убаюкивающей, музыкой, в оркестре происходит громовой удар. И весь ужас в том, что удар только один. И когда слушатель, проснувшись, подскакивает, то причина пробуждения ему неясна. Ибо оркестр вновь звучит так тихо, как только возможно. Слушателю становится ясно, что причина его внезапного пробуждения - в неполадках нервной системы. И спасение - немедленно уснуть вновь. Но лучше бы он этого не делал. Ибо второе пробуждение - куда хуже. Звучат три громовых удара. Вот так сюрприз!!! Эта история более или менее подробно описана в разных книгах. Но описание сие - неполная правда о том, почему симфония называется «Сюрприз». В ней сюрпризы рассыпаны на протяжении всей части. Их такое количество в течение пяти минут, что стоило бы написать ЦЕЛУЮ КНИГУ под названием «Сюрпризы симфонии «Сюрприз». Честно говоря, я сам с удовольствием написал бы такую книгу. Но я дарю эту идею тому, у кого приличное чувство юмора, к тому же музыкального юмора. Единственное условие: для выявления всех сюрпризов музыку нужно прослушать множество раз. А ещё лучше - выучить наизусть. Тогда вы насладитесьтакими сюрпризами! - Стоп! - скажете вы. - Если выучить эту часть наизусть, то какие могут быть сюрпризы? Просто те, кто рассуждают подобным образом, ещё не знают особенностей великой музыки. Чем больше слушаешь, тем больше сюрпризов. Я сам, зная эту Симфонию много лет, только недавно обнаружил в ней ещё несколько сюрпризов. Предлагаю вам послушать первую часть симфонии. И учтите, что под сюрпризами Гайдн имеет в виду не только сюрпризы громкости, но и массу других. Ужасно хочется рассказать о них! Но я буду с нетерпением ждать вашего творчества. Прослушайте музыку столько раз, сколько вам будет достаточно, чтобы описать все неожиданности, которые происходят с этой очень простой мелодией. Возьмите чистый лист бумаги.
ВСТРЕЧА ДЕВЯТАЯ.«О, братья! Довольно печали!»
Это произошло в Белорусской сельхозакадемии в Горках. На протяжении многих лет я проводил там концерты для студентов. В них принимали участие симфонический и камерный оркестры, крупнейшие музыканты, хоры. Зал Академии стал, по сути, настоящим филармоническим залом. Мы давали по два концерта в день несколько дней подряд. И всегда огромный зал был забит до предела. Во всех наших концертах была традиция - мы не только слушали музыку, я не только рассказывал о ней, но во время любого концерта любой из слушателей мог задать вопрос, отправив на сцену записку. Или высказать свою точку зрения о музыке, о жизни. В конце концертов наше общение могло продолжаться сколько угодно времени, ибо музыка активизирует мыслительные процессы и позволяет общаться невероятно интересно и глубоко. Однажды я получил на сцену записку, содержание которой удивило меня до глубины души. Вот что там было написано: «Огромное спасибо за концерты. Я начинаю чувствовать, понимать и любить классическую музыку. Даже удивительно, что ещё год назад этой музыки для меня не существовало. Кроме одного произведения - Девятой симфонии Бетховена. Я люблю эту симфонию уже несколько лет. И я очень прошу вас исполнить её в вашем концерте по заявкам. С уважением, студент пятого курса Академии». Надо ли удивляться, что, прочитав записку, я немедленно попросил её автора после окончания концерта появиться у меня в артистической. Шутка ли! Не любил классическую музыку, КРОМЕ ДЕВЯТОЙ СИМФОНИИ БЕТХОВЕНА! А как тогда быть с Пятой, Третьей, Шестой, Седьмой? Когда автор записки зашёл ко мне после концерта, я задал ему единственный вопрос: при какихособенных обстоятельствах он впервые услышал Девятую симфонию. - А почему вы думаете, что были какие-тоособенные обстоятельства? - Я уверен! - Да, точно, были. Только откуда вы это можете знать? - Чтобы ответить на ваш вопрос, мне придётся очень много говорить. Но если хотите, то расскажите, как это произошло. И вот что рассказал мой собеседник. Ещё в седьмом классе школы он полюбил одноклассницу. И было это взаимно. Все школьные годы они провели вместе. Сначала их дразнили, потом повзрослели и перестали дразнить. Даже начали завидовать. Окончили школу - она сказала, что хочет поступать в Академию. Ему не очень хотелось. Но не расставаться же! Поступили оба! И по-прежнему всегда вместе. На втором курсе в начале весенней сессии Любимая вдруг сообщила, что им нужно расстаться на короткий срок - на период сессии. Он был очень удивлён, но раз Любимая хочет... Даже интересно, как это получится - расстаться после семи неразлучных лет. У него никак не получалось. Каждый день, встречая Любимую, он вопросительно смотрел на неё: когда, мол, закончится этот странный эксперимент? Сессия подошла к концу - остался последний экзамен. И он не выдержал, подошёл к ней и прямо спросил о причине разлуки. Любимая ответила, что сегодня вечером они наконец встретятся. И что она должна ему сказать что-то очень важное. Он с трудом дождался вечера. А вечером, не глядя на него, она тихо-тихо прошептала, что она полюбила другого. Что она поняла для себя одну вещь. Оказывается, то, что было между ними, - не любовь, а идущая с детства привязанность. И только теперь, встретившись с другим, она узнала,что такое любовь. Потому что тот человек совсем не такой добрый, как он, и очень эгоистичный, и не такой внимательный. И ещё. Она хорошо понимает, что со своим старым надёжным и заботливым другом ей было бы в тысячу раз лучше. Но она ничего не может с собой поделать. Потому что любит того, другого. И вообще, она теперь совсем сумасшедшая. И пусть он её простит. Он - хороший, замечательный. Он достоин того, чтобы его полюбила самая замечательная женщина, а не такая ненормальная, как она... ...Он остался один... ...Вначале сидел как парализованный. Куда идти, с кем говорить, о чём? ...Отправился куда-то в лес. ...Бродил, бродил, чуть не заблудился. Затем вернулся в общежитие. Все учат, зубрят - дело идёт к последнему экзамену. ...Зашёл в комнату, где телевизор. (Тогда в общежитиях была единственная на весь дом комната с телевизором и называлась она «красный уголок». Это потому, что в этой комнате висели многочисленные портреты Ленина, Брежнева, красные знамёна, агитация за советскую власть в плакатах.) В «красном уголке» - никого. Все готовятся к экзаменам. ...Он включил телевизор. Просто чтобы что-то говорило, светилось, двигалось. А там - открытие сезона, трансляция из Концертного зала филармонии. Вначале ведущая начала рассказывать о Бетховене. О его Девятой симфонии. Ему хорошо запомнилось то, что Бетховен писал эту музыку, будучи совсем глухим. А затем музыка зазвучала. И случилось что-то неожиданное. Он слушал музыку, как никогда в жизни. Музыка потрясла его.Каждый звук проникал в Душу, волновал, удивлял, радовал. А затем началась четвёртая часть, и вскоре в музыке, до сих пор звучавшей без единого слова, появился могучий человеческий голос, который запел:
О, братья! Довольно печали! Давайте гимны петь Безбрежному веселью И вечной радости.
А затем - другие голоса. А затем - огромный хор:
Радость, пламя неземное, Райский дух, слетевший к нам, Опьяненные тобою, Мы вошли в твой светлый храм. Ты сближаешь без усилья Всех разрозненных враждой, Там, где ты раскинешь крылья, Люди - братья меж собой.
Он по-прежнему помнит то невероятной силы впечатление, то состояние, которое он испытал. Бетховен, глухой и одинокий, нашёл в себе силы длятакойрадости. На следующий день наш молодой человек проснулся с двумя ощущениями. Первое - пустота, а второе - потребность немедленно заполнить образовавшуюся пустоту той энергией, которую он ощутил вчера, слушая Девятую. Но где и как её теперь услышать? Ведь то были не нынешние времена, где к нашим услугам Интернет, лазерные диски. Это были советские семидесятые годы. Наш молодой человек немедленно написал письмо на радио в передачу «Концерт по заявкам» с просьбой как можно быстрее исполнить Девятую симфонию Бетховена. В течение целого месяца он слушал все концерты по заявкам. Но никакой Девятой так и не исполнили. Тогда он написал ещё одно письмо на радио, теперь уже угрожающее, где сообщил, что вопрос идёт о жизни и смерти. Они испугались и ответили ему, мол, молодой человек, не умирайте, а купите себе пластинку с записью симфонии, ведь в концерте по заявкам исполняются только произведения протяжённостью в две-три минуты. В конце концов он купил пластинку с записью симфонии и каждый раз, как только получал доступ к проигрывателю, слушал эту музыку. Через некоторое время слушал уже не один. Они познакомились на наших концертах. Она - первокурсница и он - выпускник. На этом и закончился его рассказ. ...Прошли годы. Через десять лет я принимал участие в фестивале «Мастера искусств - труженикам села». Приезжаю в деревню, а там - полный клуб! Даже на полу сидят. Такого я ещё в деревне не видал. Чтобы столько народу собралось слушать скрипку и фортепиано! Оказывается, председатель этого колхоза и его жена - главный специалист - безумные меломаны. В деревне все знают, что по вечерам он и его жена, уложив детей спать, слушают какие-то симфонии да сонаты. А когда председатель и его жена узнали, что я приезжаю в их деревню со своей скрипкой и рассказами - сами обошли все дома и сказали всем сельчанам, что концерт этот ни за что пропустить нельзя. Вот почему собрался полный зал. После концерта они пригласили меня к себе в гости. Всё как обычно: деревенский дом, старые фотографии, часы с маятником, только вдоль целой стены полки, где всё уставлено коробками с сотнями пластинок. В разгар пира мой герой поднялся, подошёл к полкам, из самого центра собрания достал пластинку с Девятой симфонией Бетховена и показал мне. Мы с ним переглянулись и понимающе улыбнулись друг другу. Вот и вся история. Но вы, дорогие читатели, наверное, тоже не успокоитесь, пока я не раскрою секрета, почему, прочитав записку, я сразу понял, что любовь моего собеседника к Девятой симфонии Бетховена не случайна, а вызвана какими-то особенными обстоятельствами. Да ведь именно на этом построены все принципы моих выступлений, бесед, концертов, книг! Восприятие классической музыки связано прежде всего с особым состоянием Души, с её открытостью навстречу музыкальному Космосу. В отличие от всех видов популярной музыки, классическая музыка не может звучать просто как заполнение свободного времени. Потому что восприятие такой музыки - это огромная душевная работа. Воспринятая классика даёт наслаждение такого масштаба, какое незнакомо ни одному потребителю любой другой музыки. Музыка Бетховена настигла нашего молодого человека именно в тот момент его жизни, когда его Душа была как открытая рана. В такой момент можно покончить жизнь самоубийством, а можно написать самые великие в мире стихи или музыку, можно совершить открытие всепланетного масштаба. Ибо проснувшаяся в своих страданиях Душа сотрудничает с Вечностью. С трагедиями Шекспира, с симфониями Бетховена и фугами Баха, с картинами Рембрандта и поэзией Данте. Именно поэтому моя задача в любом выступлении и в книгах - обострить все органы чувств моих слушателей и все их способности к восприятию, вывести их из состояния повседневности, открыть специальные клапаны высокого общения. - Ну вот, - скажете вы, - значит, для того чтобы воспринимать классическую музыку, нужно, чтобы любимая бросила или ещё какая-нибудь беда случилась. Уж лучше тогда любая попса, чем страдать и мучиться. Нет-нет, совсем необязательно, чтобы любимая бросила. Просто случай, который я вам рассказал, - совпадение, приоткрывающее завесу над тайнами восприятия великого искусства. И то, что Душа должна быть очень чуткой, это правда. И то, что в душе всё должно быть обострено, - это тоже правда. Да и жизнь, увы, не угощает ежедневно радостями... Сколько Зла приходится встречать нашей Душе! Только реакция у разных людей может быть разной. Один скажет: «С волками жить - по волчьи выть», - и начнёт подвывать волчьему стаду. У другого же существование волчьего стада вызывает протест и даёт реальное основание для ухода от стадности в мир богатейших личностей, в мир индивидуума, где познаётся радость полёта, творчества и свободы. И наконец, предвижу следующее соображение: если общение с великим искусством - работа, то зачем человеку, работающему в другой сфере, вновь идти на работу? Не пора ли отдохнуть? Ответом может быть только то, что отдыхом для человека духовно богатого может быть прежде всего смена рода деятельности.Это ещё Рахметов сказал. Существует понятие полной релаксации. И здесь я ничего не имею против. Но деятельность Души, познающей свои космические корни через классическую музыку, никак не сравнима со всеми видами работ. И тем не менее общение с искусством - это работа. Только прежде всего работа Души, которая «обязана трудиться». Но это общение - также и отдых ото всех земных и материальных структур. Сегодня я предлагаю вам понять, что случилось с героем этой главы. Почему он воспринял музыку Бетховена, не имея никакой предварительной подготовки? Итак, представьте себе: поздний вечер, одиночество, потрясение от потери любимой... То, с чего начинается Финал Девятой симфонии Бетховена, другой великий композитор Рихард Вагнер назвал «фанфарами ужаса». Это - первая в книге ссылка не на моё собственное восприятие. Но ничего точнее и лучше я придумать бы не смог. «Фанфары ужаса», а затем - фрагмент начала первой части. Это как бы напоминание о начале великой борьбы человека против судьбы. Всё это прерывается вступлением виолончелей - инструментов, которые невероятно глубоко передают дух и интонацию человеческой речи. Эти виолончели словно пытаются в чём-то убедить слушателя. И вновь - фанфары ужаса. За ними - крохотный фрагмент из второй части симфонии. Всего несколько звуков, пытающихся увести слушателя в мир философского одиночества. Или покоя среди природы. И опять виолончели. Как будто Человечество пытается сказать что-то необычайно важное. Звучит фрагмент третьей части. Эта часть называется Скерцо, что по-итальянски означает «Шутка». Но именно в этой симфонии Бетховен впервые переосмыслил скерцо как шутку и дал первый образец того, что впоследствии назовут инфернальным скерцо. То есть адской шуткой (от итальянского inferno - «ад»). В финале звучат только несколько звуков, как бы напоминание о странном движении. И вновь - протест виолончелей. Теперь становится понятным, почему после каждого фрагмента предыдущих частей появлялись виолончели. Они протестовали против воспоминаний о печали и страданиях. А что взамен? И вот, словно из тьмы, появляется тема радости. Она звучит еле слышно, лишь постепенно набирая размах и всеобщность. Этот путь из мрака к ослепительному свету относится к высшим достижениям музыкальной мысли на Земле. Тема радости играется разными группами инструментов, становясь всё светлее и ближе. И наконец, когда оркестр уже набрал всю мощь радости, вновь появляются фанфары ужаса. Но могучий человеческий голос прерывает их:
О, братья! Довольно печали! Давайте гимны петь Безбрежному веселью И вечной радости!
Дальше я не буду описывать всего, что произойдёт в музыке, ибо слова отступают перед этим грандиознейшим развитием идеи вселенской радости. Единственное, о чём я должен сказать, - это то, что немецкий поэт Фридрих Шиллер, написавший Оду к Радости, имел в виду другое слово. Но по цензурным соображениям он был вынужден заменить это слово словом Радость. Бетховен это знал. И он тоже имел в виду другое слово. Но ничего страшного для слушателей музыки Бетховена и читателей Оды Шиллера нет. Ибо РАДОСТЬ - это то, что нам даётся в результате познания чувства, обозначенного этим словом. И это - важнейшее понятие Демократии, ибо без этого основополагающего понятия жизнь любого государства мертва. Попробуйте сами догадаться, какое слово было цензурно невозможно во времена Шиллера, во времена Бетховена, произнесите его, а затем переверните страницу. Там оно написано крупными буквами. Назвали? ПЕРЕВОРАЧИВАЙТЕ! С-В-О-Б-О-Д-А!!! И на чистом листе бумаги попробуйте определить, что такое по вашему мнению - свобода. Только учтите, что это слово - одно из самых сложных философских понятий в истории Человечества. И не один философ уже заблудился, пытаясь дать определение этому понятию. А вдруг вы сможете его сформулировать? ИТАК, ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?
Постлюдия. Гегель сказал: «Свобода - это осознанная необходимость». Согласны? Свобода - это безграничность или ограничение. На тему свободы рассуждали величайшие философы от Сократа до Владимира Соловьёва. И до сих пор определение свободы невозможно дать без того, чтобы кто-нибудь умело не опроверг, не оставив и камня на камне от такой, казалось бы, красивой идеи. В фильме Марка Захарова «Убить дракона», поставленному по замечательной пьесе Евгения Шварца «Дракон», есть один очень грустный эпизод. Когда рыцарь Ланцелот, убив Дракона, возвращается в город и говорит его жителям: «Люди, вы свободны. Я убил Дракона», то все немедленно падают перед рыцарем на колени. Потому что раз он убил дракона, значит, он теперь новый Дракон. Потому что он - ещё сильнее. «Вы меня неправильно поняли, - повторяет рыцарь, - Вы - С-В-О-Б-О-Д-Н-Ы!!!» И тогда люди бросаются бить витрины магазинов. И хватают товары. Потому что они свободны. Печально? Итак, что вы думаете о свободе?
ВСТРЕЧА ДЕСЯТАЯ. О Добре и Зле
Собрались как-то любители музыки и стали спорить, у кого из композиторов была самая тяжёлая жизнь. - УБетховена, - сказал кто-то, - шутка ли, глухой композитор? - Нет-нет,у Моцарта - ведь он прожил на свете всего 36 лет. Очень мало. - Если исходить из продолжительности жизни, тоу Шуберта(модуляция 16). Он прожил ещё меньше - 31 год. - Нет, самая тяжёлая жизнь былау Мусоргского - его никто не понимал, даже ближайшие друзья. - Но уж если говорить о непонимании, то, наверное, самое страшное случилось в жизни у француза Жоржа Бизе (модуляция 17). Он написал оперу «Кармен», которая сегодня - самая любимая и самая исполняемая опера на Земле. Премьера же оперы в 1875 году в Париже потерпела страшный провал, композитора так затравили, что он умер через три месяца после премьеры. И было ему всего-навсего 37 лет - всего на год больше, чем Моцарту. - Но всё-таки, видимо, самая страшная жизнь была у Петра Ильича Чайковского. Он даже жизнь самоубийством покончить пытался. От хорошей жизни такое не делают. Да к тому же известно, что у Чайковского была такая ранимая нервная система, что он, как ребёнок, плакал. Представляете себе? Такой взрослый, солидный, а готов заплакать из-за любого пустяка! - Кстати, о самоубийстве: Роберт Шуман (модуляция 18) даже в воды Рейна бросился - хотел утонуть. Его успели вытащить, но после этого он прожил недолго. - Нет-нет! Самым несчастным был, видимо, Фредерик Шопен. Он ведь заболел туберкулёзом в совсем юном возрасте. И в какой-то страшной форме. Его друзья и поклонники опасались, что Шопен может умереть в любой момент. Но он всё-таки дожил до 39 лет. А ведь это так мало... - Вот это разговор, - скажете вы, - да что это за разнесчастная жизнь была у великих композиторов?! Попытки самоубийства, ранняя смерть, болезни!!! Но, конечно же, были и другие судьбы. Существовали на Земле композиторы, которые жили долго и счастливо. Гендель и Телеман, Глюк и Стравинский, Гайдн и Верди, Россини и Сибелиус. Но вы же помните тему, которая обсуждалась любителями музыки: у кого из композиторов была самая тяжёлая жизнь. Так у кого же всё-таки? Имени этого композитора не прозвучало в споре. А между тем, то, что пришлось пережить, пожалуй, самому выдающемуся композитору XX века Дмитрию Шостаковичу, трудно даже описать. Дмитрий Дмитриевич Шостакович не пытался покончить жизнь самоубийством, не болел никакими страшными болезнями в юности, не оглох, не испытал трагедий в личной жизни (по крайней мере, не больше, чем многие другие), он не... не... и ещё много НЕ, которые миновали композитора. И тем не менее, осмелюсь утверждать, что по расходам нервной энергии, по тому непрерывному чувству страха, которое Шостакович испытывал на протяжении большей части своей жизни, его не сравнить ни с кем другим. Вся жизнь композитора напоминает фильм ужасов, главного героя которого в любой момент ждёт смерть. Утверждают, что было время, когда, опасаясь ареста, Шостакович не спал в своей квартире и в своей кровати, а, дождавшись, когда его родные засыпали, выходил с чемоданчиком на лестничную клетку, садился на табуретку около лифта и ждал. Каждое ночное движение лифта воспринималось им как приход смерти. Но почему же он не спал в своей кровати? Да просто не хотел, чтобы те, кто придут арестовывать его, чтобы вести на смерть, разбудили его родных. Они приедут за ним на лифте, а он уже готов к смерти!. Шостакович ждал ареста многие годы. Что же за преступление совершил композитор, что его обязательно должны были посадить в тюрьму, а затем расстрелять? Он совершил такое же преступление, как и миллионы людей, которых уничтожили в те далёкие странные годы. То есть не совершил никакого преступления. Но это - с точки зрения правосудия. А вот с позиции того странного времени - преступление его заключалось в том, что он был великий, глубоко мыслящий композитор, один из величайших творцов в истории мировой музыки. Осмелюсь сказать, что по глубине мышления, по силе и выразительности музыки Шостакович, пожалуй, один из немногих, кто приближается к самому Иоганну Себастьяну Баху. Но ни Баху, ни Моцарту и никому другому ни в какие времена не угрожала смерть от власти, от правителей страны, в которой они жили. Из великих композиторов в человеческой истории такая угроза висела ТОЛЬКО над Шостаковичем. С каждым годом у него оставалось всё меньше друзей: их поглотила страшная система уничтожения, машина смерти, которая существовала тогда в нашей с вами стране. Любое название и точка на карте «Архипелаг Гулаг» - это лагерь уничтожения людей. Каждый день, звоня оставшимся в живых, он опасался, что ему не ответят. Ибо пришёл их черёд погибать. Но как такое могло произойти? Почему страна в мирное время уничтожаласвоих собственных композиторов, художников, поэтов, писателей, да и вообще миллионы мирных, замечательных и ни в чём не повинных людей? Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, вам необходимо прочитать совсем другие книжки. И сделать это нужно обязательно, потому что если люди забудут, почему так произошло, то это может повториться опять. В этой же книге нам придётся только учитывать, что это так было . Но какую же музыку мог написать композитор, который столкнулся со столь невиданным, нечеловеческим злом? В прошлой встрече-главе мы говорили и слушали музыку, рождённую невероятной верой в человека, верой в братство людей, верой в радость. Глухой, одинокий и больной композитор нашёл в себе силы обратиться к человечеству с призывом отбросить печали и познать Радость (Свободу). Давайте сейчас вспомним, как происходит становление Радости в музыке бетховенской Девятой симфонии. Я неслучайно прошу вас послушать музыку Бетховена на двух встречах подряд. Эта музыка обладает таким зарядом энергии, что способна говорить от имени всей нашей Планеты! Она - знамя цивилизации, неожиданно расцветшей на нашей маленькой планете на дальней окраине Млечного пути. Но цель прослушивания сегодня - это не только чтобы повторить пройденное. Просто нам, как настоящим экспертам, предстоит сравнить два фрагмента из двух музыкальных произведений, которые отделены друг от друга расстоянием почти в 130 лет. Сравнить музыку совершенного Добра и абсолютного Зла. Случилось так, что XX век отказался от призывов всех композиторов, философов, поэтов и художников всех предыдущих культурных эпох. Такого количество зла, которое проявилось в XX веке, человечество ещё никогда не знало! Итак, слушайте фрагмент из Девятой симфонии Бетховена. А теперь прослушайте 3-ю часть из 8-й симфонии Дмитрия Шостаковича. Признаюсь, я очень сомневался в том, нужно ли предлагать вам принять в себя эту часть из Восьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. А потом решился, но при условии, что мы сделаем это на контрасте между музыкой Бетховена и Шостаковича. Но зачем же нужна музыка, воссоздающая такое зло? Оказывается, психологи давно заметили, что в человеческой психике есть одна интересная особенность: умение вырабатывать сопротивление Злу во имя Добра. Оказывается, для того чтобы понять красоту и необходимость Добра, важно узнать, как выглядит Зло. (В данном случае - как оно звучит.) Оказывается, потрясённый гигантской Энергией Зла, человек создаёт Энергию противостояния. И перед тем, как вы начнёте слушать, я расскажу вам одну странную и важную вещь. В основе безостановочного движения, которым начнётся музыка, лежат интонации музыки Барокко (модуляция 19), можно даже сказать - интонации музыки самого Баха, а также Антонио Вивальди, Арканджелло Корелли. Зачем же Шостакович строит свою музыку зла на интонациях гармоничнейшей музыки Барокко? Это - столь серьёзный вопрос, что я попрошу вас самих попытаться на него ответить. И не бойтесь предполагать, ибо может случиться, что кто-то из вас даст настолько глубокий ответ, который будет глубже и серьёзнее, чем любые предположения, существовавшие до сих пор.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |