Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВСТРЕЧА ДВЕНАДЦАТАЯ. Задача и сверхзадача

 

У меня к вам один вопрос:

- Знаете ли вы сказку Пушкина, которая называется «Сказка о попе и работнике его Балде»?

- Странный вопрос, - скажет большинство читателей. - Кто же не читал этой сказки?

- Тогда о чём она? - ещё один странный вопрос.

Содержание этой сказки знает даже тот, кто её не читал. Сказка о том, как поп нанял Балду в работники с очень не­обычным условием оплаты за труд - три щелбана, которые Балда отвесит попу по окончании срока работы. А для того чтобы не рассчитываться, когда срок расплаты стал приближаться, попытался расправиться с Балдой при помощи чертей. Но Балда перехитрил даже чертей. И пришлось попу подстав­лять лоб.

Всё правильно, вы знаете содержание сказки.

Но у меня есть второй вопрос - ещё более странный. Зачем Пушкин написал эту сказку? Какова её СВЕРХЗАДАЧА?

Сверхзадача - это понятие ввёл гениальный режиссёр Станиславский в работе c актёрами. Если задача актёра - сыграть роль, то сверхзадача - раскрыть глубинные аспекты роли.

У такого гениального поэта, как А.С. Пушкин, не может не быть сверхзадачи. Особенно, если знать о том, что почти в каждом стихе, поэме, сказке Пушкина существует множество измерений. И учесть, что одно из высочайших качеств его поэзии - неви­данная музыкальность. Приведу один пример.

А. С. Пушкин. «Соловей и кукушка »:

 

В лесах, во мраке ночи праздной,

Весны певец разнообразный

Урчит, и свищет, и гремит;

Но бестолковая кукушка,

Самолюбивая болтушка,

Одно куку своё твердит,

И эхо вслед за нею тоже.

Накуковали нам тоску!

Хоть убежать.

Избавь нас, боже,

От элегических куку!

 

О чём это стихотворение?

Уровень первый (тот, на котором большинство читателей останавливается).

Поэт сравнивает прекрасное пение соловья с примитивным однообразием кукушки. И всё? Стоило ли ради этого писать стих? Да ещё Пушкину!

Да, конечно же, есть и

Уровень второй .

Его нам подсказывает одно слово в стихе. Слово «элегические». Введением этого слова в ткань «лесного» стиха поэт мгновен­но «выбрасывает» стих из лесу. Ведь элегия - это вид лирического стихотворения! Чаще всего печального, ностальгического, т.е. страдающего от чего-то из прошлого, когда-то счастливого.

Сам Пушкин писал элегии. Среди них «Брожу ли я вдоль улиц шумных» (это стихотворение смотрите в модуляции 25, оно - в числе лучших пушкинских стихов).

Но что же это за «элегические куку», от которых «избавь нас боже»?

Я заметил, что Пушкин особенно трепетно относился к жан­ру элегии и давал это название своим самым глубоким стихам. И когда какой-нибудь неталантливый поэт в очередной раз из­давал сборники своих стихов, называя некоторые из них элегиями, то Пушкин, видимо, вы­ходил из себя. Вот он и решил сравнить бездарность элегий многочислен­ных посредственных поэтов с «элегическими куку» обыкновен­ной лесной кукушки.

Итак, речь у нас идёт о наличии в стихотворении двух измере­ний - лесных и литературных.

И всё же, зная об этих измерениях, мы опять можем сказать о недостаточной глубине пушкинского стиха. Подумаешь! Покритиковал плохих поэтов и не самых лучших певчих птиц - кукушек! Но Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не сущест­вовало ещё одного измерения (или, как мы условились называть, уровня.)

Уровень третий - музыкальный. (И безусловно, главный).

Я сейчас попробую показать вам, как Пушкин мыслит звуками. Читаем сначала:

 

В лесах, во мр-р-р-раке ночи пр-р-р-аздной,

Весны певец р-р-р-азнообр-р-р-азный

Ур-р-р-чит, и свищет, и гр-р-р-емит...

 

Слышите, что вытворяет Пушкин!? Какие тр-р-р-ели звучат в словах! (Шесть трелей в трёх строчках!!!) Но это ещё не всё! Сейчас я вытащу слова, показывающие, что соловей не только поёт трелями, ибо он - «разнообразный». Выписываю их в ряд.

В лес-с-с-ах, ноч-ч-чи, вес-с-с-ны, певец-ц-ц, с-с-свищ-щ-щ-ет.

Слышите? Вот это пилотаж!!! (И тр-р-рели, и щ-щ-щ-ебетанье)

А теперь - к кукушке.

 

Но-бес-тол-ко-ва -я-ку-куш-ка,

Са -мо-лю-би-ва-я -бол-туш-ка.

Од-но-ку-ку-сво-ё-твер-дит,

На-ку-ко-ва-ла-нам-то с-ку!

Хоть убежать.

 

Чувствуете, какая невероятная музыкальная пародия?

ВАЯ-ВАЯ КУШ-КА - ТУШ-КА КУ-КУ - ТВЕР-ДИТ КУ-КО-КУ ОТЬ-АТЬ

Чтобы понять всю невиданную гениальность музыки это­го стиха, поработайте в паре с партнёром.

Клянусь, это будет веселейший изо всех возможных лите­ратурно-музыкальный номер.

Перед вами - музыкальная партитура этого стиха. Чтобы понять всю невиданную гениальность музыки это­го стиха, поработайте в паре с партнёром. (В скобках после каждой строки - система ритмического произнесения.)

1) чтец: мр-р-р-аке-мр-р-р-аке (та-та-та-та)

2) чтец вая-вая! (та-та-та-та))

1) пр-р-р-аздной пр-р-раздной (та-та-та-та)

2) кушка-тушка, (та-та-та-та-)

1) р-р-раазно-обр-р-раазный ( тааа-та-тааа-та)

2) к у-у-к у-у-тве-е-ер -дит (таа-та-таа-та)

1) ур-р-р -чит (тааа-та)

2) ку-ко-ку (та-та-та)

1) г ре-е-е -мит (тааа-та)

2) оть-ать (так-так)

1) ноч-ч-и свищ-щ-ет (та-та-та-та)

2) о-о -д-но- к у-у-ку (таа-та-таа-та)

(В скобках дан только ритмический вариант, его произносить не надо.)

Если вы добьётесь абсолютной виртуозности в ритме и про­изношении, то, во-первых, это будет довольно весёлый день в вашей жизни. А во-вторых... скажу одну (уж совсем невероятную!) вещь. Вам это может понадобиться, если вас кто-то очень-очень рас­строил.

Произнесите её как заклинание и вы увидите, как мгновенно улучшится ваше настроение.

(Если вас не очень-очень расстроили, а только немного, то хватит ба-ба-ба-ба-ри-хи).

Пошутили? Поиграли? Побаловались? Повеселились? Теперь самое время послушать музыку, которая продолжит это состояние нашего весёлого пушкинского хулиганства.

Её автор - один из самых задорных и остроумных в истории музыки. Он жил в той же стране, что и Шостакович, но спастись пытался не воссозданием образов Зла, а гигантским чувством музыкального юмора.

«Улыбнись!» - словно говорит композитор Сергей Сергее­вич Прокофьев (модуляция 21). Победи улыбкой страх и смерть!

Вот как интересно! В одной и той же стране жили самый трагедийный и са­мый весёлый музыкальные гении. И этот факт показывает, как разнообразны пути искусст­ва и его величайшего вида - музыки.

Послушайте одну очень «хулиганскую» «Мимолётность» Прокофьева. Она звучит всего несколько секунд. Ровно столько, сколько должна звучать дразнилка. А звучать долго она не может (по крайней мере, не должна), ибо как только человек, которого дразнят, расплачется, то дразнилку нужно немедленно прекратить!

(Вообще, дразниться нехорошо, но если не все это понимают, то, по крайней мере, дразнилка должна быть хотя бы короткой и не обидной!!!) Как «Мимолётность» Прокофьева!

Слушайте!

И ещё одно произведение - Марш из оперы Прокофьева «Любовь к трём апельсинам».

У этого Марша есть одна особенность. Он невероятно остроумный, но... (Очень хочется открыть вам одну вещь!) Дело в том, что прокофьевский марш отличается ото всех ос­тальных маршей на Планете.

А впрочем... Меня всегда ругают за несдержанность.

Если я приготовил подарок задолго до дня рождения родных или друзей, то мне всегда стоит очень больших усилий дождаться этого дня и не преподнести подарок раньше времени.

А про то, чем марш Прокофьева отличается от всех остальных маршей, предлагаю вам написать на чистом листе бумаги.

Если же не догадаетесь после, скажем, пятого прослушива­ния, то посмотрите (так и быть!) модуляцию в самом конце книги. Но, пожалуйста, только после пятого и не раньше!

Если вы напишете что-то не совпадающее с моим приложе­нием, не спешите вытирать то, что написали вы. Вполне возможно, что вы сделали открытие.

Я помещу это в своей следующей книге и назову имя и фамилию первооткрывателя.

А на следующей встрече вернёмся к «Сказке о попе и работ­нике его Балде» и, используя музыкально-поэтический опыт этой встречи, попробуем разобраться в невероятной музыке этой сказки А.С. Пушкина.

Обещаю вам, что следующая встреча будет не менее интерес­ной, и нам опять предстоит очень необычное сотрудничество.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...