Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВСТРЕЧА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Я люблю вас

 

Я вас люблю. Люблю тебя. Я вас любил. Любви все возрас­ты покорны

Если я сейчас не остановлюсь, то книге - конец. Поэтому останавливаюсь и ограничиваюсь только нескольки­ми названиями.

А конец книге наступил бы, потому что если бы я продолжил в этом же духе перечислять все названия романсов, арий, всё в музыке со словами, где есть любовь, то все типографии мира, вместе взятые, не справились бы с печатанием этой книги. Потому что только названия заняли бы тысячи страниц, а уж для рассказа обо всех музыкальных произведениях о любви нуж­но бы издать тысячи и тысячи томов.

Так что ограничусь описанием одного.

Ему в опере Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин» - 18 лет. Он - поэт. Он успел уже поучиться в Гёттингенском университете в Гер­мании. Пушкин иронично так и называет его «красавец прямо Гёттингенский».

Он - дворянин. Его зовут Владимир Ленский.

Ленский в исполнении великого певца Сергея Яковлевича Лемешева.

Ленский безумно влюблён в хорошенькую и очень весёлую девушку. Девушке - 15. Она - тоже дворянка. Живёт в провинции, в деревне. Её зовут - Ольга Ларина.

Ленский приехал в деревню и, прогуливаясь с Ольгой вокруг имения Лариных, признаётся ей в любви. Егоариозо - признание начинается со слов: «Я люблю Вас, я люблю Вас, Ольга».

И здесь у современного русского человека возникает вопрос: как он обращается к ней? На Вы? Сколько вы сказали ему лет? А ей? Но они ведь почти дети. И, судя по текстам пушкинского романа в стихах, знакомы с самого раннего детства. Тогда почему восемнадцатилетний юноша, обращаясь к пят­надцатилетней девочке, говорит (поёт) ей: Я люблю ВАС.

ПочемуВас, а нетебя?

Так вот, дело здесь - не в возрасте. Важнее не то, сколько им лет, а то, что Ольга Ларина и Владимир Ленский -дворяне.А в обращении друг к другу русские дворяне чаще всего употребляли местоимение «Вы». Даже муж и жена большей частью говорили друг другу «Вы». Переход на «ты» означал, что в этот момент они испытывают очень интимные чувства по отношению друг к другу.

Представьте себе супружескую пару в Дворянском соб­рании. Они общаются друг с другом (как и положено) на «Вы». И вдруг Она поворачивается к Нему и очень-очень тихо гово­рит Ему: «ТЫ знаешь, я немного устала. Не пора ли нам домой?» Вы себе не представляете, как он был взволнован этим шёпо­том!

(Нет-нет, совсем не потому, что она говорит об усталости и вовсе не потому, что нужно срочно ехать домой.) Он взволнован словом «ТЫ».Это обращение было невероятно сближающим. И сей шёпот означал для него прежде всего то, что она очень соскучилась и хочет побыть с ним наедине.

Таким образом, нет ничего удивительного, когда в начале своего ариозо Ленский обращается к Ольге на «Вы». Удивительное как раз дальше. Там, где Ленский неожиданно переходит на «Ты»: «ТЫ - одна в моих мечтаньях, ТЫ - одно моё желанье, ТЫ - мне радость и страданье. Я люблю ТЕБЯ, я люблю ТЕБЯ...»

- Это невозможно себе представить! - говорили слушатели того времени. - Как он только посмел!? Ведь это переходит всякие границы!

Другие слушатели были просто потрясены от неожиданности. Надо же, прямо в опере, прямо на сцене и сказать такое! Ка­кая смелость! Так прямо и спел при всех: «Я люблюТЕБЯ!»

А Он!! Посмел!!! Он ТАК любит, что ему уже не до правил этикета.

Ведь в мыслях обезумевший от любви поэт уже давно «на ты» со своей любимой Ольгой. Он и сам потрясён своей дерзостью. Но ничего уже не может с собой поделать!

Только зная подобные детали, вы можете, насколько возможно, глубоко понять эту трёх- четырёхминутную музыку Любви. Ибо Чайковский за эти минуты звучания ариозо делает всё, чтобы музыкой оправдать поведение Владимира Ленского. Весь поток музыкальной страсти, весь свой мелодизм, всю свою эмоциональность использует русский композитор.

Ленский имеет право на «ты».

Боже! Сколько он у себя там в Гёттингснском университете про Ольгу - любовь свою - стихов написал, сколько воспоминаний о детстве, сколько поэтических слёз пролито!

И вся эта короткая ария - как любовный взрыв.Цель музы­ки - только в одном: оправдать право Ленского на это интимное «ты», на слово и чувство, которое он давно выстрадал.

Сколько бы я ни слушал этой музыки - я горжусь тем, что именнов русской музыкальной культуре создантакой шедевр Любви, равного которому по глубине, красоте, выразительности и психологизму очень трудно отыскать в музыке.

Послушайте!

Ну как? Появилось и у вас чувство гордости? (Мы не можем гордиться автомобилями, которые мы выпус­каем, не говоря уже о компьютерах. И дорогами нашими мы можем пока сравниться лишь с несколькими африканскими странами. Но из-затакой музыки, созданной на нашей земле, мы мо­жем ходить с гордо поднятой головой.)

А теперь предлагаю вам ещё повод, чтобы погордиться. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина

ЦАРСКОСЕЛЬСКАЯ СТАТУЯ

 

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

 

Вот и всё стихотворение. Четыре строчки. О чём они?

Чтобы описать прозой тот круг мыслей, который поэт заклю­чил в четырёх строчках, мне необходимо начать эту книгу сначала.

Сколько уровней восприятия нужно пройти, чтобы до конца ПОНЯТЬ этот стих? Давайте попробуем.

Первый:

Стих описывает одну из статуй в Царскосельском парке. Статуя изображает именно то, о чём написано в стихотворении.

Второй:

Стих написан античным размером, ибо статуя стилизована скульптором Соколовым под антич­ность. Таким образом, само стихотворение, описывающее статую, создано в стиле поэтов античного мира.

Третий:

Каковы самые важные или ключевые слова стихотворения? Их три: Дева, Чудо и Вечно. Почему именно они? Я провожу опыт - углубляю значение слова«Чудо».У этого слова в стихе - несколько уровней.

Уровни Чуда:

Первый уровень:это то, что«не сякнет вода», а продолжает течь ИЗ РАЗБИ­ТОЙ УРНЫ, струя никогда не прекратится.

Второй уровень:то, чтовечна - дева (никогда не состарится).

Третий: печаль не сменится радостью - печальпребудет вечно.

Четвёртый:Чудо в том, что катастрофа (разбитая урна) привела к Вечности.

Пятый:Вода, которая не иссякнет - это источник вечности или колодец вечной мудрости.

Что же это за источник, который не сякнет? Это -Кастальский ключ - ключ избранничества.

Откуда идея вечной печали? Из книги пророка Экклезиаста. (Святое писание — Ветхий завет.) Он сказал:

«Во многой мудрости многопечали и, умножая познание, умножаем и скорбь».

Вечная печаль девы связана с её вечным знанием о раз­битой урне.Это знание - умноженная скорбь.

Теперь предлагаю вам экстракт, то есть сконцентрированную идею этого и без того до предела сконцентрированного стиха:

...Урна разбита, но вода не сякнет... ...Вечно, вечно Чудо и печаль...

Но даже после всего, что я здесь написал, я не коснулся само­го главного измерения пушкинского стиха:

Этот стих - об Искусстве.

Вечное чудо, вечная дева, вечный источник, вечная пе­чаль.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...