Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение и организационная структура спецслужб США

Стратегическая разведка США ведется четырнадцатью органами исполни­тельной власти США, образующими так называемое "Разведывательное Сооб­щество". Работа Разведывательного Сообщества (PC) де-факто началась в 1947 году после принятия Закона "О национальной безо­пасности", провозгласившего курс на "холодную войну" с СССР, но де-юре существование скоординированного PC было оформ­лено только в 1992 году (т.е. после распада СССР) Законом "Об организации разведки". В состав PC на федеративных принципах входят: ЦРУ, 8 разведывательных органов Мини­стерства обороны (85% всего бюджета PC) и 5 федеральных органов исполни­тельной власти.

Министерство обороны США представлено в PC следующими органами.

1. Разведывательное управление Мини­стерства обороны (РУМО).

2. Агентство национальной безопасности (АНБ).

3. Национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР).

4. Национальное агентство по геодезии и картографии (НАFК).

5. Войсковая разведка Армии США.

6. Службы раз­ведки, наблюдения и перехвата ВВС США.

7. Разведка ВМФ США.

8. Разведка Корпуса морской пехоты США.

Помимо органов Министерства обороны, в Разведывательное Сообщество входят:

1. Центральное разведывательное управле­ние (ЦРУ).

2. Бюро разведки и исследований (БРИ) Государственного департамента США.

3. Управление разведывательного обеспе­чения (УРО) Министерства финансов.

4. Управление разведки (УР) Министерства энергети­ки.

5. Федеральное бюро расследований (ФБР) Министерства юстиции.

6. Разведывательная составляющая службы береговой охраны Министерства транспорта.

Таким образом, "чистой" разведкой в PC занимаются только 5 федеральных органов исполнительной власти США: РУМО, АНБ, НУВКР, НАГК и ЦРУ. Осталь­ные 9 организаций, входящих в PC, занимаются разведывательной деятельно­стью с целью обеспечения своих основных функций, не имеющих прямого отно­шения к разведке. Кроме перечисленных, в США имеются и некоторые другие организации и подразделения федеральных органов исполнительной власти, ко­торые не входят в PC, но в той или иной степени занимаются разведкой и (или) контрразведкой с целью выполнения отдельных задач в своей сфере деятель­ности.

Работу PC координирует директор центральной разведки, который также является директором ЦРУ и главой Штаба PC.

Высшие органы управления PC США имеют структуру, пред­ставленную на рис. 2.

При Президенте США действуют следующие со­вещательные органы, имеющие отношение к разведке.

1. Совет по национальной безопасности (СНБ). Основная функция Совета заключается в оказании помощи президенту США в выработке решений, связанных с национальной безопас­ностью.

2. Президентский консультативный совет по внешней разведке (ПКСВР). Он рассматривает вопросы анализа разве­дывательной информации.

3. Наблюдательный совет по разведке (НСР). Основная задача НСР — контроль соблюдения законности в работе PC.

4. Оперативное управление PC осуществляет заместитель директора цен­тральной разведки (ДЦР) по руководству сообществом (DDCI/CM — Deputy Director of Central Intelligence for Community Management). Работа DDCI/CM рег­ламентируется Законом "О правах разведки" (Intelligence Authorization Act), при­нятым в 1997 году. В непосредственном подчинении DDCI/CM находятся:

5. Помощник ДЦР по сбору информации.

6. Помощник ДЦР по аналитической работе.

7. Старший администратор по закупкам.

8. Административный директор по внутренним связям.

 

Рис. 2. Структура высших органов управления PC США.

 

Административный штаб сообщества обеспечивает решение следующих задач PC:

· разработка и реализация стратегических планов PC;

· обеспечение учета интересов разведки в разрабатываемых федеральных программах и бюджетах;

· оперативное управление бюджетным процессом всего PC, включая оценку выполнения текущих программ и предоставление бюджетных запросов PC на утверждение президенту и Конгрессу США;

· соблюдение политики обработки информации, собираемой PC.

 

2.1. Центральное разведывательное управле­ние (ЦРУ)

ЦРУ занимается сбором и обработкой разведывательной информации и распространяет по миру влияние США с помощью тайных операций. К концу 2006 года ЦРУ имело структуру, приведенную на рис. 3.

Рис. 3. Структура ЦРУ к концу 2006 года

 

ЦРУ предоставляется исключительная самостоятельность. Ему выделяются средства, не предусмотрительные государственным бюджетом, причем за их использование ЦРУ не обязано отчитываться перед Конгрессом. Управление ежегодно имеет разрешение на натурализацию в США до 100 завербованных за границей агентов. Ди­ректор имеет право распоряжаться денежными средствами Управления по своему усмотрению, не считаясь с предписаниями об ограничении использова­ния правительственных средств. ЦРУ добилось права на "работу" с теми, кто по частным или служебным мотивам собирается посещать бывшие страны социалистического лагеря.

Выступая в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли в июле 1995 года, президент Клин­тон очертил перед ЦРУ круг новых задач: препятствие распространению в мире оружия массового поражения, борьба с наркоторговлей и международной пре­ступностью, в том числе и с международным терроризмом, а также экономиче­ская разведка (проще говоря — промышленный шпионаж).

Для обеспечения этих задач в структуру ЦРУ были внесены соответствующие изменения и в жизни организации начался подъем. Однако отток кадров, вы­званный реорганизацией ЦРУ в начале 90-х годов, которому, помимо внутренних проблем ЦРУ, способствовал бурный рост экономики США, особенно в высоко­технологичных областях, сказался на качестве работы ЦРУ. Например, в Разве­дывательном управлении подавляющее большинство аналитиков имеют опыт работы не более пяти лет. Примерно такая же картина и в других управлениях — изменились не только задачи организации, но и ее "человеческий фактор". А это означает, что возможности и влияние ЦРУ по сравнению с другими разведыва­тельными структурами, прежде всего военными, несколько снизились. И хотя по­сле событий 11 сентября 2001 года PC в целом и ЦРУ, в частности, не испытыва­ют недостатка в добровольцах, желающих посвятить свою жизнь работе в развед­ке, по американским меркам она давно уже перестала быть престижной.

ЦРУ подразделяется на управления, которые возглавляют заместители ди­ректора ЦРУ по соответствующим направлениям.

Разведывательное управление занимается оценкой поступающей информации, ее анализом, подготовкой разведсводок и их рассылкой.

Оперативное управление отвечает за сбор данных общей внешней разведки, разведки связи и включает в себя службу агентурной разведки.

Научно-техническое управление ведает накоплением и обработкой информации, поставляемой его техническими службами из всех доступных источников— средств визуального наблюдения, агентурной разведки, открытых источников, радиоперехвата и т.п.

Административноеуправление также является органичной частью ЦРУ наравне с вышеупомянутыми управлениями. Оно занимается медицинским обеспечением, связью, снабжением, кадрами; от­вечает за учебную подготовку и безопасность.

2.2. Разведывательное управление Мини­стерства обороны (РУМО)

Разведывательное управление Мини­стерства обороны (РУМО)— это орган боевого обеспечения Министерства обороны США, зани­мающий одно из ключевых мест в PC США. В штате РУМО числится более 7000 сотрудников, как военных, так и штатских, которые несут службу по всему зем­ному шару. К основным задачам РУМО, помимо сбора и анализа информации, относится координация всей внешней разведдеятельности в военной сфере. Кроме того, РУМО играет ключевую роль в добывании информации о зарубеж­ных системах военного назначения.

Директор РУМО является главным советником министра обороны, а также председателем Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) по вопро­сам разведки.

РУМО имеет следующую структуру.

1. Командование.

2. Секретариат.

3. Управления:

а). Управление программ, котороеко­ординирует деятельность военной разведки Армии, ВВС, ВМФ, Корпуса морской пехоты, Службы береговой охраны, командных центров разведки родов войск и РУМО.

б). Управление оперативной разведки. УОР руководит всей разведработой подразделений МО по до­быванию информации, а также ведет агентурную разведку в ин­тересах МО. В УОР сосредоточена вся работа по добыванию информации в мирное время, в ходе учений, при обострении обстановки, подготовки к боевым действиям и в ходе боевых действий, необходимой Вооруженным Силам США. Кроме того, УОР отвечает за планирование работы по соот­ветствующим направлениям в МО.

в). Центральная служба слежения занимается сбором разведывательной информации, получаемой из опре­деленных технических источников.

г). Аналитическое управление анализирует всю получаемую информацию о наиболее развитых вооруженных силах мира с целью обеспечения доми­нирования США в области военной разведки. В своей работе управление использует полу­чаемую из всех источников разведывательную информацию по регио­нальным, транснациональным, научно-техническим, ракетно-ядерным и медицинским направлениям.

д). Управление разведки ОКНШ работает в интересах председателя ОКНШ, министра обо­роны, ОКНШ и объединенных командований. Основное назначение управ­ления — обеспечение анализа разведывтельной информации, поступаю­щей РУМО во время кризисных ситуаций с участием вооруженных сил. Кроме того, управление ведет аналитическую работу в интересах МО по выявлению предкризисных ситуаций, а также выполняет запросы объе­диненных командований.

е). Управление военных доктрин пред­ставляет интересы разведки при разработке политических документов, регламентирующих развитие Вооруженных Сил США.

ж). Административное управление В веде­нии административного управления находятся службы контрразведки и внутренней безопасности, кадров, инженерного обеспечения и логистики и материально-технического обеспечения. Кроме того, в структуру Административного управления входит Учебный центр объединенной военной разведки, который обеспечивает повышение ква­лификации кадров офицеров и служащих МО, сотрудников других прави­тельственных и федеральных органов, а также офицеров, находящихся за пределами США (с использованием Internet).

з). Управление информационных систем и служб отвечает за бесперебойную работу всех информационных систем РУМО, а также за закупку новых информационных технологий. Кроме того, УИСС контролирует и аттестует информационные разведсистемы МО.

и).Колледж объединенной военной разведкиготовит профессиональных разведчиков образовательных уровней "Бакалавр разведывательных наук" и "Ма­гистр наук стратегической разведки".

Агентство национальной безопасности (АНБ)

АНБ — ключевая американская спецслужба в области разведки связи. АНБ подчиняется непосредственно министру обороны и так же, как и РУМО, имеет статус органа боевого обеспечения МО США. АНБ занимается прослушиванием радиоэфира, телефонных линий, компьютерных и модемных систем, излучений факсовых аппаратов, а также сигналов, излучаемых РЛС и установками наведе­ния ракет. АНБ также отслеживает излучения и сигналы, излучаемые космиче­скими аппаратами, а также излучения и сигналы, идущие с испытательных ра­кетных полигонов иностранных государств. Вторая задача АНБ — обеспечивать безопасность всех правительственных линий связи. АНБ не занимается откры­тыми материалами, передаваемыми по общедоступным коммуникационным ка­налам, но с некоторыми, весьма существенными оговорками, — если эти мате­риалы не предназначены для последующего шифрования и если они не содер­жат "скрытых сообщений". Важность этой оговорки в том, что АНБ, фактически, контролирует все коммуникации, осуществляя цензуру средств массовой ин­формации.

Центральная служба безопасности АНБ от­вечает в США за криптоанализ и криптобезопасность. Перед ЦСБ стоят две за­дачи: дешифрование иностранных кодов и обеспечение безопасности информа­ционных систем путем шифрования официальных материалов, передающихся средствами связи. Директор АНБ одновременно является и начальником ЦСС и руководит обеими структурами через своих заместителей— заместителя дирек­тора АНБ и заместителя директора ЦСС. Должность заместителя директора АНБ занимает гражданский сотрудник, обладающий высокой квалификацией в техни­ческой области. Должность заместителя ЦСС занимает кадровый военный (как минимум, генерал-лейтенант), назначаемый, как и директор АНБ, министром обороны.

Шифровальные службы, входящие в состав видов и родов войск, по всем во­просам, связанным с соответствующей деятельностью, подчиняются непосред­ственно ЦСС. При выполнении отдельных заданий в оперативное подчинение ЦСС могут передаваться и другие подразделения МО, занятые радиотехниче­ской разведкой и перехватом.

В состав ЦСС входят следующие подразделения (рис.4)

Рис.4. Примерная структура АНБ

 

Оперативное управление отвечает за сбор и обра­ботку информации из каналов связи. Группы, входящие в его состав, совместно с ЦСС ведут разведку каналов связи по географическим регионам. Для разведки используются как стационарные станции слежения, так и подвижные.

· Группа A. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран бывшего Советского блока.

· Группа B. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран Азии, таких, как КНР, КНДР и СРВ.

· Группа G. Ведет разведку каналов связи, находящихся на территории стран, не охваченных группами A и B.

Управление технологий и систем за­нимается разработкой новых технологий сбора и обработки разведывательной информации. Входящая в его состав группа R занимается научно-исследовательской и проектно-конструкторской работой. Эта группа изучает требования, выдвигаемые к системам разведки связи, и формирует на их основе тактико-технические характеристики оборудования, поставляемого АНБ. Она оп­ределяет требуемые показатели производительности оборудования и обеспечивает их соответствие заданному уровню во время эксплуатации. Группа разра­батывает требования к внутренним и внешним интерфейсам оборудования, оп­ределяет программы его испытаний и сопровождает все проектно-конструкторские и производственные работы до ввода нового оборудования в эксплуатацию. Группа играет роль научно-исследовательского центра по техно­логиям разведки сигналов и занимается оценкой алгоритмов, баз данных и кон­цепций отображения информации. Группа обладает оборудованием для прове­дения научно-исследовательских работ в области обработки аудио- и речевых сигналов, а также занимается оценкой технологий распознавания речи в приме­нении к задачам разведки.

Управление безопасности информационных системотвечает за безопасность коммуникаций АНБ и за­щиту информации в правительственных линиях связи.

· Группа K. Руководит криптологической работой АНБ, оказывая теоретическую и другую поддержку работам по защите линий связи правительства США и перехвату информации из каналов связи других стран.

· Группа T. Группа по телекоммуникациям. Руководит всеми работами, выпол­няющимися в области проектирования, разработки, внедрения и эксплуатации специальных коммуникационных разведсетей и систем, предназначенных для передачи данных, собираемых подразделениями технической разведки.

· Группа I. Группа программ информационной безопасности. Эта группа разра­батывает, внедряет и контролирует различные программы в области инфор­мационной безопасности, государственной тайны, образования и обеспече­ния режима.

· Группа S. Группа стандартов и оценок. Данная группа разрабатывает и вне­дряет различные стандарты в области информационной безопасности, защи­ты государственной тайны, образования и обеспечения режима, а также кон­тролирует их соблюдение..

· Группа V. Группа безопасности сетей. Эта группа разрабатывает, внедряет и контролирует различные программы в области безопасности коммуникацион­ных сетей, а также соответствующих производственных вопросов.

· Группа Y. Назначение группы неизвестно.

· Группа C . Группа технической политики и планирования ресурсов. Данная группа отвечает за разработку текущей, краткосрочной и долгосрочной техни­ческой политики, а также за планирование ресурсов, необходимых для реше­ния текущих и перспективных задач информационной безопасности.

· Группа Х. Предположительно— группа по системам специального доступа. Точное назначение группы неизвестно.

Управление планирования, политики и программотвечает за выполнение работ, обеспечивающих работу основных управлений, а также определяет генеральную линию развития АНБ.

· Группа D. Группа директора АНБ. В ведении группы находятся все задачи, программы, планы и проекты, реализуемые АНБ и ЦСС. Кроме того, группа представляет АНБ в комитетах и советах PC, координирующих работу техни­ческих разведок.

· Группа Q. Группа планов и политики. Данная группа играет роль штаба ди­ректора АНБ и высшего руководства по инициализации, разработке, интегра­ции, координации и мониторинга политики, планов, программ и проектов АНБ. Группа отвечает за контроль программ АНБ/ЦСС, контроль методов управле­ния организацией, контроль командно-штабной работы и планирования рабо­ты в чрезвычайных ситуациях, контроль проектов и научных изысканий АНБ, исследование операций и экономический анализ, стратегическое планирова­ние АНБ, допуск личного состава и кадровую работу.

· Группа J. Юридическая группа. Данная группа играет роль штаба директора АНБ и высшего руководства по юридическим вопросам.

· Группа N. Группа программ. Эта группа совместно с другими подразделения­ми АНБ определяет текущие, краткосрочные и долгосрочные потребности в дополнительных мощностях. Она устанавливает потребности в мощностях, разрабатывает критерии оценки и готовит программы развития имеющихся мощностей, а также определяет необходимость приобретения или строи­тельства новых.

· Группа U. Группа генерального юристконсульта. Обеспечивает юридическую поддержку директора и руководства АНБ по вопросам, затрагивающим инте­ресы АНБ, контролирует личный состав АНБ, работающий в области юрис­пруденции, ведет переговоры с другими учреждениями по юридическим во­просам, связанным с АНБ, а также руководит соответствующими программа­ми.

Управление вспомогательных служб зани­мается административной работой.

· Группа E. Группа сопровождения контрактов. Отвечает за разработку и со­провождения контрактов, заключаемых АНБ со всеми поставщиками.

· Группам. Административная группа. Данная группа играет роль штаба ди­ректора и высшего руководства АНБ по всем организационным вопросам, за исключением поставок оборудования и программного обеспечения, — печать и публикации; библиотечное дело; почтовые отправления; командировки; ау­диовизуальные средства; производства и выставки; делопроизводство, фор­мы и переписка; руководство работой комитетов; аутентификация публика­ций, директив и коммуникаций.

· Группа L. Группа логистики. Занимается сопровождением всех грузов и поч­товых отправлений, включая курьерскую почту МО.

АНБ находится в г. Форт Мид (штат Мэриленд). Подразделения космической разведки АНБ снимают информацию с двух типов искусственных спутников Зем­ли: с космических аппаратов, транслирующих на землю телефонные переговоры, факсовые сообщения, а также сигналы компьютерных модемов; и с военных разведывательных аппаратов, обеспечивающих двухстороннюю радиосвязь, теле­фонную связь (внутри стран) и передачу других электронных сигналов.

Спектр услуг, которые агентство способно оказывать военно-политическому руководству США, весьма широк. Если поступает заказ на слежку за какой-то оп­ределенной страной, АНБ может прослушивать внутренние и международные телефонные линии, включая: перехват звонков, которые делаются из автомоби­лей; сообщений поступающих в столицу государства из зарубежных посольств и исходящих из нее в посольство; сообщения из других держав, касающихся "це­левой" страны; радиосвязи вооруженных сил этой страны. При этом поиск может вестись по ключевым словам и выражениям, звучащим на разных языках. Одно­временно в АНБ поднимаются все ранее накопленные материалы по стране. На основе данных прослушивания создаются "психологические портреты" лидеров государств.

АНБ тесно сотрудничает с британским Штабом правительственной связи, ка­надской Службой безопасности связи, австралийским Управлением военной связи и новозеландским Бюро безопасности связи в рамках глобального между­народного договора по разведке. Начиная с 1990 года, АНБ стало основное вни­мание уделять добыванию экономической, а не военной информации, чтобы оп­равдать перед американскими налогоплательщиками свой огромный бюджет (один лишь годовой счет за потребленную электроэнергию агентства исчисляет­ся десятками миллионов долларов).

Однако, по-видимому, эти мери оказались недостаточны и с 2000 года в АНБ взят курс на перестройку обеспечения работы агентства. Основной акцент этой перестройки сделан на передачу в частный сектор сопровождения практически всех технологий, не связанных с добыванием информации по техническим кана­лам. На перестройку уйдет до 10 лет, а стоимость единого контракта составляет не менее 5 млрд. долларов.

2.4. Национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР)

НУВКР — американская спецслужба, отвечающая за ведение стратегической воздушно-космической разведки и воздушного наблюдения. Осуществляет свои функции с помощью космических спутников и самолетов-разведчиков U-2.

НУВКР несет ответственность за разработку и создание всех американских разведывательных спутников, а также за их последующее использование.

В за­дачи управления входят:

· предупреждение и оповещение о выявленных на осно­ве поставляемой спутниками информации угрозах;

· контроль за выполнением со­глашений о сокращении вооружений;

· наблюдение из космоса за военными опе­рациями и маневрами, а также за природными бедствиями и катаклизмами;

· обеспечение спутниковой поддержки программ изучения и защиты окружающей среды.

В распоряжении НУВКР имеются спутники радиолокационного дозора, разведки каналов связи и другие спутники специального назначения для обеспе­чения и контроля всех возможных видов связи. НУВКР также отвечает за добывание данных для составления компьютерных карт целеуказания, наведения управляемых ракет большой дальности.

Управление является структурным подразделением МО США, но в PC входит на правах самостоятельного участника (и, следовательно, по вопросам разведки подчиняется ДЦР). В распоряжении НУВКР находится множество наземных станций, принимающих информацию со спутников в разных точках земного ша­ра.

Структурно НУВКР состоит из аппарата директора, четырех управлений и ря­да отделов.

Основные подразделения.

· Управление радиотехнической разведки.

· Управление разведки средств связи.

· Управление визуальной разведки.

· Управление передовых систем и технологий.

· Отдел по управлению и эксплуатации.

· Отдел контрактов.

· Отдел контрразведки.

· Исторический отдел.

· Отдел протокола.

· Отдел безопасности.

· Отдел средств внутренней связи.

· Отдел запусков космических аппаратов.

Факт существования НУВКР перестал быть государственной тайной США только в 1992 году. В 1995 году была рассекречена программа CORONA (1960— 1972 гг., фоторазведка), и 800000 фотоснимков, полученных за годы существо­вания этой программы, были переданы в Управление национальных архивов и документов (NARA — National Archives and Records Administration).

2.5. Национальное агентство по геодезии и картографии (HAFK)

НАFК - это одна из ведущих разведывательных служб США, имеющая ста­тус органа боевого обеспечения МО. В качестве самостоятельной спецслужбы НАFК было образовано в 1996 году в соответствии с Законом "О Национальном агентстве по геодезии и картографии" . Она призвана обеспечивать политическое руководство и командование Воору­женных Сил США своевременной, корректной и точной информацией геодезической разведки. Эта информация получается на основе изучения и анализа фото­графической и геодезической информации, которая позволяет описать, оценить и представить визуально физические характеристики земной поверхности и гео­графические особенности деятельности в заданном регионе.

В состав НАГF входят следующие управления.

· Аналитическое управление. Предостав­ляет данные геодезической разведки политическому и военному руководству, командованию войсковых операций, а также гражданским федеральным уч­реждениям и международным организациям.

· Управление материально-технического обеспечения. Определяет потребности НАFК в системах, комплексах, услугах и бизнес-решениях и приобретает их с целью обеспечения лидирующей роли НАFК в геодезической разведке. Управление отвечает за приобретение таких систем, которые бы обеспечивали преобладание США в области визуальной, фото- и геодезической разведки. Управление занимается исследованиями, необходимыми для приобретения оборудования; разработкой программ за­купки; системным инжинирингом; научными исследованиями в области сис­темного инжиниринга, методики закупок, инжиниринга инфраструктуры, а также обработки изображений и геодезии.

· Управление инноваций и перспективного планирования. Разрабатывает прогнозы по развитию политической, военной и технической обстановки, определяет будущие потребности в геодезической разведке, разрабатывает планы по развитию ресурсов НАFК, обеспечивая их соответствие этим потребностям, а также предоставляет НАFК технологиче­ские и организационные решения, обеспечивающие в будущем лидирующие позиции США в этой области.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...