Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчёт платы за выбросы маневровых тепловозов

Для новых ДВС и двигателей тепловозов со сроком службы до двух лет плата за выбросы вредных веществ в атмосферу определяется по формуле (3.1).

При увеличении срока службы двигателей тепловозов увеличивается количество выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ, так как возрастает количество сожжённого топлива в Kf раз. При наличии согласования с экологическими службами плата за эти выбросы определяется по формуле:

П = GΣ · Цт · Ки · Кэ · Кг · Кт + (G΄ – GΣ) ·5 · Цт · Ки · Кэ · Кг· Кт.

С учётом формулы (3.7) получим:

П΄ = GΣ · Цт · Ки · Кэ · Кг · Кт + 0,2 GΣ ·5 · Цт · Ки · Кэ · Кг· Кт =

= 2 GΣ · Цт · Ки · Кэ · Кг· Кт , руб./год. (3.8)

Пример 3.1

Рассчитать годовую плату за загрязнение окружающей среды выбросами 15 новых маневровых тепловозов серии ТЭМ2. Тепловозы находятся на станции Ростов-Главный.

Установить, как изменятся платежи за загрязнение окружающей среды через два года их эксплуатации.

Расчёт

1 Принимая, что в году 252 рабочих дня, с учётом данных табл. 3.2 определяем расчётное время работы каждого тепловоза в различных режимах.

Из табл. 3.2 следует, что 45,6 % времени тепловоз работает в режиме холостого хода; 39,8 % – при нагрузке, составляющей 25 % Рен, 12,9 % – при нагрузке 50 % Рен; 1,2 % – при нагрузке 75 % Рен и 0,5 % – при номинальной нагрузке Рен.

Если принять, что суммарное время работы тепловозов в сутки равно 22,5 ч, общая продолжительность работы за год составит:

22,5 · 252 = 5670 ч/год.

Тогда время работы в каждом режиме равно:

τх.х. = 5670 · 0,456 = 2585,5 ч/год;

τ 0,25Рен = 5670 · 0,398 = 2256,7 ч/год;

τ 0,5Рен = 5670 · 0,129 = 731,4 ч/год;

τ0,75Рен = 5670 · 0,012 = 68,0 ч/год;

τРен = 5670 · 0,005 = 28,4 ч/год.

Итого: 5670 ч/год.

2 Определяем годовые выбросы оксида углерода одной секцией по формуле (3.2):

МСО = ΣgCOj,k · τk,

где gCOj,k – удельные выбросы оксида углерода в разных режимах, определяемые по табл. 3.1 и равные для тепловоза ТЭМ2:

– для режима холостого хода – 0,63 кг/ч;

– для 25 % Ре – 1,89 кг/ч;

– для 50 % Ре – 2,23 кг/ч;

– для 75 % Ре – 7,75 кг/ч;

– для Ре – 15,19 кг/ч.

Тогда

МСО = 0,63 · 2585,5 + 1,89 · 2256,7 + 2,23 · 731,4 + 7,75 · 68 +

+ 15,19 · 28,4 = 8483,5 кг/год,

или 8,48 т/год.

3 Аналогичным образом определяем годовые выбросы диоксида азота одной секцией тепловоза:

МNO2 = 0,11 · 2585,5 + 4,67 · 2256,7 + 15,53 · 731,4 + 27,1 · 68 +

+ 41,63 · 28,4 = 25206,9 кг/год, или 25,21 т/год.

4 Определяем годовые выбросы сернистого ангидрида одной секцией тепловоза:

МSO2 = 0,18 · 2585,5 + 0,99 · 2256,7 + 2,26 · 731,4 + 2,14 · 68 +

+ 1,87 · 28,4 = 4551,1 кг/год, или 4,55 т/год.

5 Определяем годовые выбросы сажи одной секцией тепловоза:

Мс = 0,003 · 2585,5 + 0,09 · 2256,7 + 0,28 · 731,4 + 0,33 · 68 +

+ 0,38 · 28,4 = 448,9 кг/год, или 0,45 т/год.

6 Определяем годовые выбросы оксида углерода 15 тепловозами:

МСОΣ = 15 · 8,48 = 127,2 т/год.

7 Определяем годовые выбросы диоксида азота 15 тепловозами:

МNO2Σ = 15 · 25,21 = 378,2 т/год.

8 Определяем годовые выбросы сернистого ангидрида 15 тепловозами:

МSО2Σ = 15 · 4,55 = 68,25 т/год.

9 Определяем годовые выбросы сажи 15 тепловозами:

МсΣ = 15 · 0,45 = 6,75 т/год.

Все вычисления сводим в табл. 3.4.

Таблица 3.4

Выбросы тепловозов

 

Загрязняющее вещество Годовые выбросы, т/год
Оксид углерода 127,2
Диоксид азота 378,2
Сернистый ангидрид 68,25
Сажа 6,75

Всего: 580,4 т/год.

Следовательно, 15 новых маневровых тепловозов выбрасывают ежегодно 580,4 т загрязняющих веществ. Через два года их эксплуатации это количество возрастёт в 1,2 раза и составит 696,5 т/год.

10 Определяем расход топлива на одну секцию нового тепловоза ТЭМ2.

По данным табл. 3.3 устанавливаем значения удельного расхода дизельного топлива на каждом режиме, которые составляют:

qх.х. = 46 Рен, г/ч;

q25 %Рен = 280 г/кВт·ч;

q50%Рен = 260 г/кВт·ч;

q75%Рен = 245 г/кВт·ч;

qРен = 230 г/кВт·ч при Рен = 880 кВт.

Тогда расход дизельного топлива в каждом режиме работы двигателя составит:

Gх.х. = 46 · 880 · 2585,6 · 10-6 = 104,7 т/год;

G25%Рен = 280 · 0,25 · 880 · 2256,7· 10-6 = 138,0 т/год;

G50%Рен = 260 · 0,5 · 880 · 731,4 · 10-6 = 84,4 т/год;

G75%Рен = 245 · 0,75 · 880 · 68 · 10-6 = 11,0 т/год;

GРен = 230 · 880 · 28,4 · 10-6 = 5,7 т/год.

Суммарный годовой расход дизельного топлива на одну секцию нового тепловоза ТЭМ2 равен:

G = 104,7 + 139,0 + 84,4 + 11,0 + 5,7 = 344,4 т/год.

11 Расход топлива на 15 новых тепловозов составит:

344,4 · 15 = 5166 т/год.

12 Плата за выбросы загрязняющих веществ 15 новыми тепловозами ТЭМ2 определяется по формуле (3.1):

П = GΣ · Цт · Ки · Кэ · Кг · Кт, руб./год,

где Цт – норматив платы за выбросы при сжигании 1 т дизельного топлива, Цт = 2,5 руб./т;

Кэ = 1,6 для г. Ростова-на-Дону;

Кг = 1,2;

Кт = 1;

Ки = 1,1 в 2004 г.

П = 5166 · 2,5 · 1,1 · 1,6 · 1,2 = 27276,5 руб./год.

Через два года их эксплуатации плата составит:

П΄ = 2 · 27276,5 = 54553 руб./год.

Таким образом установили, что через два года эксплуатации 15 маневровых тепловозов их выбросы в атмосферу возрастут с 580,4 т/год до 696,5 т/год, а платежи, рассчитанные по расходу топлива, с 27276,5 руб./год до

54553 руб./год.

Контрольная работа № 4

Рассчитать годовую плату за загрязнение атмосферного воздуха выбросами нового тепловоза серии N, если на станции находятся m тепловозов и их фактические выбросы равны предельно допустимым значениям (табл. 3.5).

Как изменится плата за выбросы загрязняющих веществ через два года эксплуатации этих локомотивов?

 

Таблица 3.5

Исходные данные

 

№ варианта Тип тепловоза N Количество тепловозов m № варианта Тип тепловоза N Количество тепловозов m
ТЭ3 2Д100 ТЭМ1
То же То же
» »
» ЧМЭ3
» То же
2ТЭ10Л (В) »
То же »
» »
» ТЭМ2

 

Окончание табл. 3.5

 

» То же
2ТЭ10Л »
То же »
» »
2ТЭ10Л ТЭ3
То же То же
2М62 »
то же »
» »
» 2ТЭ
» То же
ТЭМ1 »
То же »

 

 

Определение расчётного расхода топлива при работе

Автотранспорта

 

Расчётный расход топлива при работе автотранспорта зависит от типа автомашины (легковые, грузовые, автобусы), мощности двигателя, условий эксплуатации, состояния трассы, времени года, рельефа местности, степени износа двигателя. Если эти данные известны, то расход топлива G, т/год, можно найти по формуле

G = 10-5 · HS · L · (1 + 0,01ΣĀ) · ρ, (3.9)

где HS – базовая норма расхода топлива на 100 км пробега автомобиля,

л/100 км, (приложение 2);

L – годовой пробег автомобиля, км/год;

ρ – плотность топлива, кг/л;

ΣĀ – поправочный коэффициент, учитывающий сумму процентных добавок к нормативному расходу топлива в зависимости от условий работы автотранспортных средств, %, определяемый по табл. 3.6.

Плотность бензина ρб. = 0,7…0,76 кг/л, плотность дизельного топлива ρд.т. = 0,84…0,88 кг/л.

Таблица 3.6

Процентные добавки Ā к нормативному расходу топлива

 

Условия работы автотранспортных средств   Процентная добавка
«Зимняя» добавка: в южных районах в северных в остальных на Крайнем Севере   До 5 % До 15 % До 10 % До 20 %

 

Окончание табл. 3.6

 

«Высотная» добавка: высота Н от 500 до 1500 м 1500 м < Н ≤ 2000 м 2000 м < Н ≤ 3000 м Н > 3000 м   До 5 % До 10 % До 15 % До 20 %
«Городская» добавка: в городах с численностью более 2,5 млн. чел. менее 0,5 млн. чел. остальные   До 20 % До 10 % До 15 %
«Режимная» добавка при частых остановках (более 1 на 1 км)   До 10 %
«Скоростная» добавка: движение со скоростью до 20 км/ч (колонна, характер груза)     До 10 %
«Поворотная» добавка: сменный план дороги (на 100 км пути более 501 поворота)     До 10 %
«Возрастная» добавка: для возраста автомобиля более 8 лет   До 5 %
«Комфортная» добавка: езда с кондиционером   До 5 %

 

Нормативное значение расхода топлива HS для известных марок машин определяется по прил. 2. Если марки не заданы, то в учебных целях допускается принимать среднее значение HS: для легковых автомашин – 85, для грузовых дизельных – 44,7, для автобусов – 32,7 литров на 100 км пробега [14].

Если же условия эксплуатации и состояние автотранспортного средства неизвестны, то расход топлива можно рассчитать следующим образом. Фактический расход топлива Q в кг на 100 км пробега по эксплуатационным данным определяется по формуле [6]

Q = HS · ρ = 3,36 + 16,149 · 104 П + 10,277 · 108 П2, кг/100 км, (3.10)

где П – комплексный показатель, равный для:

– легковых автомобилей, Пл.а. = (0,2…0,3) · 104, кг·л/кВт2·мин-1;

– автобусов, работающих на бензине, Павт. = (0,4…1,3) · 104, кг·л/кВт2·мин-1;

– грузовых автомобилей и автобусов, работающих на дизельном топливе, Пдиз =(2…4)·104, кг·л/кВт2·мин-1.

Тогда расход топлива автотранспортным средством при пробеге L км/год равен:

G = Q · L · 10-5, т/год, (3.11)

или G = (3,36 + 16,149 · 104 П + 10,277 · 108 · П2) L · 10-5, т/год (3.12)

Пример 3.2

Определить плату за выбросы грузовых автотранспортных средств, работающих на дизельном топливе в Северо-Кавказском регионе, годовой пробег которых составил 10 тыс. км.

Расчёт расхода дизельного топлива следует выполнять по формуле (3.12), так как условия эксплуатации и состояние автомобилей не конкретизированы:

G = (3,36 + 16,149 · 104П + 10,277 · 108 П2) L · 10-5, т/год,

где П = 3 · 10-4 кг·л/кВт2·мин-1 для грузовых автомашин, работающих на дизельном топливе.

Тогда G = (3,36 + 16,149 · 104·3 · 10-4 + 10,277 · 108 32 ·10-8) 104 · 10-5 =

= 1443 т/год.

Плата за выбросы загрязняющих веществ при сжигании 1443 т/год дизельного топлива составит:

П = G ·Цт · Ки · Кг · Кт · Кэ, руб./год.

Норматив платы за выбросы загрязняющих веществ автотранспортным средством, работающим на дизельном топливе по табл. 1.3 составляет

2,5 руб./т. В 2004 г. коэффициент индексации Ки = 1,1. «Городской» коэффициент Кг = 1, так как автомобили работают в полевых условиях; Кт = 1. Коэффициент экологической ситуации в Северо-Кавказском регионе Кэ = 1,6.

Тогда

П = 1443 ·2,5 · 1 · 1 · 1,6 = 6349,2, руб./год,

что составляет плату за загрязнение среды выбросами грузовых автомашин, подсчитанную по расходу топлива.

Пример 3.3

Рассчитать плату за загрязнение атмосферы выбросами автомашин ГАЗ 24-3, ЗиЛ - 157, «Икарус - 365», работающих ежесуточно по 9 ч со средней скоростью 41 км/ч. Принять, что годовая продолжительность их работы в г. Кисловодске составляет 310 дней в году. Нормы расхода топлива автомашинами приведены в прил. 2.

Расчёт

По формуле (3.9) определяется расход топлива каждой машины, г/км:

Gт = 10 HS (1 + 0,01Ā) · ρ,

где НS – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км (см. прил. 2);

ρ – плотность топлива, кг/л;

Ā – поправочный коэффициент (процентные добавки к нормативному расходу топлива в зависимости от условий работы автотранспортного средства), % (определяется по табл. 3.6);

– работа в зимнее время (южные регионы) – 5 %;

– работа в горных условиях (H от 500 м до 1500 м) – 5 %;

– «городская» добавка при населении менее 0,5 млн чел. – 16 %;

– «возрастная» добавка (при эксплуатации более 8 лет) – 5 %;

– «поворотная» добавка – 10 %;

– «остановочная» добавка – 10 %.

Тогда для автомашины ГАЗ 24-03:

GтГАЗ = 10 · 13,5 (1 + 0,01 · 41) · 0,7 = 133,245 г/км;

– для автомашины ЗиЛ - 157:

GтЗиЛ = 10 · 39 · (1 + 0,01 · 41) · 0,7 = 384,93 г/км;

– для автобуса «Икарус - 365»:

GтИ = 10 · 34 (1 + 0,01 · 41) · 0,85 = 436,39 г/км.

При средней скорости 41 км/ч и ежедневной продолжительности работы этих машин 9 ч/сут годовой пробег каждой машины составит:

L = 41 · 9 · 310 = 114390 км/год.

Тогда расход бензина автомашиной ГАЗ 24-03 равен:

GΣГАЗ = 133,245 · 114390 · 10-6 = 15,24 т/год.

Расход бензина автомашиной ЗиЛ - 157 составит:

GΣЗиЛ = 384,93 · 114390 · 10-6 = 44,03 т/год.

Расход дизельного топлива автобусом «Икарус - 365» равен:

GΣИ = 436,39 · 114390 · 10-6 = 49,92 т/год.

При нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источникам, равными для бензина 1,3 руб./т, а для дизельного топлива – 2,5 руб./т, плата за выбросы каждой машиной равна:

Пi = GΣi · Ц · Ки · Кэ · Кг · Кк, руб./год,

где Ки – коэффициент индексации, равный в 2005 г. 1,2;

Кэ – коэффициент экологической ситуации в Южном федеральном округе, равный 1,6;

Кг – «городской» коэффициент, равный 1,2;

Кк – «курортный» коэффициент, равный 2.

Тогда плата за выбросы в атмосферу автомашиной ГАЗ 24-03 составит:

ПГАЗ = 15,24 · 1,3 · 1,2 · 1,6 · 1,2 · 2 = 91,29 руб./год.

Плата за выбросы автомашиной ЗИЛ - 157 составит:

ПЗиЛ = 44,03 · 1,3 · 1,2 · 1,6 · 1,2 · 2 = 263,75 руб./год.

Плата за выбросы автобусом «Икарус - 365» составит:

ПИ = 49,92 · 2,5 · 1,2 · 1,6 · 1,2 · 2 = 575,08 руб./год.

Суммарные годовые платежи за выбросы загрязняющих веществ автомашинами составят:

ПΣ = 91,29 + 263,75 + 575,08 = 930,12 руб./год.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...