Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель и задачи дипломного проектирования

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

 

Учебное пособие

по дипломному проектированию

для студентов всех форм обучения с квалификацией

экономиста – менеджера или инженера – экономиста

по специальности 080502.65 «Экономика и управление

на предприятии (в городском хозяйстве)»

 

Набережные Челны

УДК 658.62.018:69 (076)

Завадский В.В. Экономика и управление на предприятии: Учебное пособие по дипломному проектированию для студентов всех форм обучения с квалификацией экономиста – менеджера или инженера – экономиста по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в городском хозяйстве)». – Набережные Челны: Издательство Камской государственной инженерно-экономической академии, 2009. – 153 с.

 

Учебное пособие по дипломному проектированию разработано на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».

Рассматриваются вопросы организации дипломного проектирования, выбора темы дипломного проекта, определяется содержание преддипломной практики, формулируются требования к содержанию и оформлению дипломных проектов, даются рекомендации по сбору и обработке информации, приводятся методические указания по выполнению дипломных проектов различной направленности и порядок подготовки к защите и защиты дипломного проекта.

Предназначено для студентов всех форм обучения, руководителей и рецензентов по дипломному проектированию, членов Государственной аттестационной комиссии с целью выработки единых требований при разработке и оценке дипломных проектов.

 

Рецензенты:

докт. экон. наук, профессор Темный Ю.В.

канд. экон. наук, доцент Балабанова О.Н.

 

Печатается по решению научно-методического совета Камской государственной инженерно-экономической академии от 22 мая 2006 г.

© Камская государственная

инженерно-экономическая академия, 2009г.

© Завадский В.В., 2009 г.


ВВЕДЕНИЕ

 

Дипломное проектирование является завершающим этапом подготовки специалиста в высшем учебном заведении, а дипломный проект – его аттестационной работой. В ходе выполнения проекта дипломник должен проявить способности самостоятельно решать сложные задачи в области экономики, организации и управления предприятием, умение обосновать и защищать проектные решения перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК). Успешная защита дипломного проекта и сдача итогового междисциплинарного экзамена по специальности является основанием для присвоения студенту квалификации экономиста-менеджера или инженера-экономиста.

Целями написания настоящего учебного пособия являются:

1. Оказать методическую и организационную помощь студентам и руководителям дипломных проектов в решении вопросов, связанных с заключительным этапом обучения студентов в вузе.

2. Выработать единые требования для руководителей, рецензентов и членов ГАК при разработке и оценке дипломных проектов.

Задачи руководства по дипломному проектированию следующие:

1. Рассмотреть вопросы организации, выполнения, подготовки к защите и защиты дипломного проекта.

2. Сформулировать требования по тематике, к содержанию и оформлению дипломных проектов.

3. Определить содержание преддипломной практики.

4. Дать рекомендации по сбору информации, необходимой для успешного выполнения дипломного проектирования.

5. Разработать и привести методические указания по разработке дипломных проектов по различным направлениям.

В руководстве по дипломному проектированию даются основные рекомендации по выполнению дипломного проекта применительно к квалификации экономист-менеджер или инженер-экономист по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в городском хозяйстве)».

Руководство по дипломному проектированию состоит из пяти разделов и 17-ти приложений и разработано на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» [1] и «Методических указаний к дипломному проектированию для студентов института региональной экономики и управления Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии» [5,76] и других источников, приведенных в разделе «Список использованных источников и литературы».

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выбор темы дипломного проекта и организация

Дипломного проектирования

Тематика дипломных проектов разрабатывается выпускающей кафедрой. Она должна отвечать профилю студентов по будущей специальности, быть актуальной, соответствовать состоянию и перспективам развития науки и техники и решать конкретные задачи, стоящие перед предприятиями и организациями. В качестве тем дипломных проектов выбираются проблемы, существующие в реальной деятельности предприятий и организаций, на которые студенты направляются для прохождения преддипломной практики или работают (заочное обучение). Тематика доводится до сведения студентов, приступающих к изучению специальных дисциплин. Им предоставляется право выбора темы дипломного проекта или они могут предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследований. Как правило, тема дипломного проекта является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых и научных работ (проектов). Тема дипломного проекта по прибытии студента на базу преддипломной практики может быть изменена в соответствии с проблематикой предприятия, причем в первые дни практики совместно с руководителем проекта. В дипломных проектах научно-исследовательского характера, как правило, тему формулирует руководитель проекта.

Название темы должно быть кратким, отражать суть проекта и объект исследования. Например, «Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Татгражданпроект» и разработка мероприятий по повышению ее эффективности» или «Социально-экономическое обоснование комплекса социально-трудовой реабилитации инвалидов в г.Набережные Челны».

Дипломные проекты могут быть индивидуальными и групповыми. В групповом проекте каждый студент разрабатывает отдельные составные части общей темы, что отражается в названии проекта, и оформляет свой дипломный проект. Например, «Пути повышения эффективности хозяйственной деятельности ООО ТЭФ «Каматранссервис»:

1. Логистический подход к системе материально-технического снабжения и управления материально-производственными запасами.

2. Разработка бизнес-плана по расширению сервисных услуг.

3. Разработка бизнес-плана по снижению себестоимости услуг.

4. Разработка комплекса мероприятий по повышению эффективности работы транспортно-экспедиционного цеха.

Желательно, необходимость и целесообразность разработки конкретной темы дипломного проекта подтвердить письмом руководителя предприятия, на котором выполняется дипломный проект (приложение А).

В соответствии с действующим графиком учебного процесса дипломный проект выполняется в течение двенадцати недель после завершения теоретического курса обучения, успешной сдачи междисциплинарного экзамена и сбора необходимых информационных материалов во время преддипломной практики, т. е. фактически дипломное проектирование начинается со дня начала преддипломной практики.

Для руководства дипломным проектированием кафедра «Экономика и менеджмент» как выпускающая по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (в городском хозяйстве)», выделяет квалифицированных преподавателей вуза или специалистов предприятия в качестве руководителей проектов, которые оказывают методическую помощь в выполнении дипломного проекта, контролируют сроки выполнения проекта. Но основная работа выполняется студентом самостоятельно.

Выбранная тема согласовывается с руководителем проекта, вносится студентом в задание по дипломному проекту и утверждается выпускающей кафедрой. Утвержденная тема может быть изменена только в крайних случаях при обосновании студентом невозможности выполнения проекта по теме по причинам, не зависящим от него. Тогда кафедра повторно рассматривает другую тему, которая уже не может быть изменена.

 

 

СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

Дипломных проектов

 

Дипломный проект состоит из пояснительной записки и прилагаемого к ней иллюстративного материала.

Пояснительная записка (ПЗ) представляется по следующей структуре:

1. Титульный лист (приложение Д).

2. Задание на дипломный проект.

3. Аннотация.

4. Содержание.

5. Введение.

6. Основная часть – разделы проекта.

7. Заключение.

8. Список используемых источников и литературы.

9. Приложение.

Объем пояснительной записки дипломного проекта приблизительно 80-120 страниц печатного текста.

Иллюстративный материал, прилагаемый к пояснительной записке, включает иллюстрационный альбом, содержащий 5-10 листов формата А4 иллюстраций, и 1-2 листа графического материала формата А1 с наиболее значимыми результатами дипломного проекта. Разрешается иллюстрационный альбом не представлять, тогда иллюстративный наглядный (графический) материал, выносимый на защиту дипломного проекта, должен быть выполнен на 4-6 листах ватмана формата А1.

Объем отдельных частей пояснительной записки и иллюстративного материала, требования к содержанию и оформлению приведены ниже в разделе 2, 3 и 4 настоящего руководства по дипломному проектированию.

Дипломный проект должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к научно-исследовательской работе и другой проектной документации, поэтому структура, требования к содержанию и оформлению пояснительной записки и иллюстрационного альбома должны соответствовать ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления» [3], а графического материала – Единой системе конструкторской документации (ГОСТ 2.104-68, ГОСТ 2.301-68 и др.) [6]. Правила оформления схем алгоритмов и программных продуктов по ГОСТ 19.002-80.

Содержание основной части дипломного проекта зависит от темы дипломного проекта, но вместе с тем необходимо учитывать общую рекомендательную структуру основной части и перечень обязательных вопросов, которые необходимо решить при выполнении дипломного проекта. Рекомендуется следующая структура основной части в виде 3-х разделов:

1. Теория вопроса и характеристика изучаемого объекта. Проблемы развития (теоретическая или научно - исследовательская часть).

2. Анализ фактического состояния изучаемого объекта (аналитическая часть).

3. Разработка и обоснование мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия или бизнес-плана инвестиционного или инновационного проекта (проектная часть).

Методологическая цепочка выполнения основной части такова: в результате изучения теории вопроса и характеристики изучаемого объекта выявляются проблемы его развития; анализ хозяйственной деятельности и обобщение его результатов позволяет установить причины проблем в развитии изучаемого объекта и предложить направления для устранения этих причин; в проектной части на основе технико- и социально-экономических обоснований разрабатываются конкретные мероприятия по решению проблем развития изучаемого объекта. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер, должны быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Базой для разработки конкретных мероприятий и предложений служит проведенный анализ исследуемой проблемы во 2-ом разделе, а также имеющийся прогрессивный отечественный и зарубежный опыт, рассмотренный в 1-ом разделе. Эта общая линия выполнения проектов экономистов-менеджеров или инженеров-экономистов по специальности 080502.65 должна быть выдержана, но она имеет определенные вариации в зависимости от видов дипломных проектов.

По содержательному направлению дипломные проекты по специальности 080502.65 можно разделить на следующие виды:

1) проекты, содержащие анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработку мероприятий по повышению эффективности его деятельности;

2) проекты, нацеленные на разработку какого-либо направления технико-экономической, организационно-управленческой деятельности предприятия, организации, учреждения или органа управления;

3) бизнес-проект или бизнес-план организации крупномасштабного производства или социально-экономически значимой для региона деятельности;

4) проекты научно-исследовательской направленности.

Рекомендуемый перечень тем дипломных проектов [5,37] для студентов преимущественно дневного обучения приведен в приложении Е, который охватывает широкий круг проблем функционирования организаций и предприятий городского хозяйства. В связи с тем, что желательно выполнять дипломные проекты по месту работы (студенты-заочники) или по месту будущей работы (студенты всех форм обучения), предлагается более расширенная тематика дипломных проектов (приложение Ж), охватывающая как градообслуживающие отрасли городского хозяйства и системы управления, так и связанные с ними градообразующие отрасли народного хозяйства. Каждая из предложенных тем может быть соответствующим образом сформулирована и отнесена к одному из четырех видов дипломных проектов по направленности разработки.

Дипломные проекты первого вида выполняются на базе конкретного предприятия, поэтому в названии темы обязательно указывается предприятие. Например, «Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО ПФ ««ТрансТехСервис» и разработка бизнес-плана по организации гарантийного обслуживания легковых автомобилей фирмы «Фольксваген»» или «Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Газсервис» и разработка мероприятий по повышению её эффективности».

Эти дипломные проекты состоят из трех разделов, имеющих следующую формулировку:

1. Общая характеристика объекта дипломирования. Постановка проблем развития.

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

3. Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятия или бизнес-плана инвестиционного или инновационного проекта.

Дипломные проекты второго вида (более 90% тем в приложениях Е и Ж) основываются на анализе какой-либо стороны деятельности предприятия, выявлении проблем в этой области и разработке мероприятий по их преодолению. Примеры тем проектов второго вида: «Разработка информационного обеспечения процессов управления подразделениями Автомобильного завода ОАО «КАМАЗ» при переходе к выпуску продукции по заказам» или «Совершенствование системы безналичных расчетов ЗАО «Камдорстрой» и разработка бизнес-плана по внедрению электронной системы расчетов».

Эти дипломные проекты состоят из трех разделов со следующей формулировкой:

1. Анализ состояния проблемы. Общая характеристика объекта дипломирования.

2. Анализ проблемы на объекте дипломирования за последние 3-5 лет.

3. Разработка мероприятий и оценка их технико-экономической эффективности или бизнес-плана инвестиционного или инновационного проекта.

Дипломные проекты третьего вида имеют ту особенность, что разработки в них часто не опираются на базовые предприятия, т. е. ведутся на «ровном поле». В связи с этим увеличиваются объемы работ по маркетинговому исследованию рынка, организации самого предприятия и производства. В крупномасштабных проектах требуется тщательное обоснование целесообразности реализации проекта. Пример темы проекта третьего вида: «Разработка бизнес-проекта по организации утилизации автотранспортных средств» или «Бизнес-план реконструкции очистных сооружений г.Набережные Челны».

Разделы дипломного проекта третьего вида могут совпадать с разделами типового бизнес-проекта или бизнес-плана инвестиционного проекта, но разделы плана должны разрабатываться более детально, чем в бизнес-планах внутреннего назначения.

Научно-исследовательские дипломные проекты направлены на разрешение социально-экономических проблемных ситуаций. Такие ситуации возникают в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений. В дипломе должна быть четко сформулирована проблема, т. е. указана «граница» между знанием и незнанием о предмете исследования и пути решения проблемы. Предлагаемые положения должны быть научно обоснованы. Исходя из этих требований, дипломный проект может содержать разделы:

Анализ состояния вопроса. Формулирование проблемы.

Методология решения или исследования (выдвижение новых положений и их обоснование).

Научно-практические аспекты применения предлагаемых научно-методических разработок (исследовательская или экспериментальная часть).

Разделы основной части могут подразделяться на подразделы, подразделы – на пункты, а пункты на подпункты (для примера см. раздел 2 настоящего руководства по дипломному проектированию).

 

Требования к содержанию структурных

Элементов дипломного проекта

 

Аннотация

 

Аннотация аналогична по содержанию реферату научно-исследовательской работы, общие требования к ней – по ГОСТ 7.32-2001 [3]. Она включает наименование и объем проекта, перечень ключевых слов, объект исследования, цель разработки, методы исследования, краткое содержание и оценку полученных результатов. Объем аннотации составляет от половины до одной страницы (приложение З).

Содержание

 

В содержании приводятся заголовки дипломного проекта и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации (деления) необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы в правом столбце содержания (для примера см. содержание данного пособия по дипломному проектированию).

 

Введение

 

Во введении обосновывается выбор темы, определяемый ее актуальностью, формулируются проблема и круг вопросов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению для раскрытия темы; указываются объект исследования, используемые методы анализа и литературные источники.

При выполнении научно-исследовательского дипломного проекта во введении указывается актуальность, цель и задачи исследования, научная новизна, практическая ценность, апробация работы и публикации по работе.

Объем введения 2-3 страницы машинописного текста.

 

Ристика объекта дипломирования

 

Рования

 

Общая характеристика объекта должна быть краткой, содержать цифровой и фактический материал в динамике развития, обосновывать суть проблемы в целом, так и в основных составляющих проблемы. Этот раздел (подраздел) может включать следующие подразделы (пункты):

1. Основные параметры объекта (особенности объекта, специализация, технический уровень, качество продукции, количественные характеристики по объему продукции, показатели эффективности и прибыльности производства в динамике). Желательно заполнить формы учета результатов хозяйственной деятельности предприятия, рекомендуемые в работе [83];

2. Структура и схема управления объекта (предприятия).

3. Рынки снабжения и сбыта (взаимодействие с внешней средой).

4. Характеристика основных факторов производственного процесса (в развитии на цифровом и табличном материале, состав и структура основных и оборотных фондов, структура и характеристики работающих, структура затрат на производство продукции и ее реализацию, система организации, планирования и управления производством и др.).

5. Финансовое состояние предприятия.

6. Проблемы развития объекта. Четко формулируется проблема(ы) с расшифровкой ее (их) отдельных аспектов.

Объем раздела (подраздела) приблизительно составляет 10-15 страниц.

 

Объекта

 

Исследования проблемы и анализ производственно-хозяйственной деятельности объекта должны выявить недостатки в его работе, вскрыть неиспользованные резервы и наметить направления их использования. В аналитической части должны быть использованы современные методы анализа (системный подход, функционально-стоимостной анализ, экономико-метематические методы исследования операций, факторный, корреляционный и другие методы анализа), указываться источники информации, даваться оценка надежности, стабильности используемых статистических данных. Для выполнения аналитической части в общем случае рекомендуется использовать источники [16, 21, 54, 57, 59, 62, 63, 64, 74, 76, 77] и др. В зависимости от темы анализ может иметь различные направления.

При выполнении дипломных проектов первого вида («Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия и разработка мероприятий...») производится анализ:

1) производства и реализации продукции;

2) использования трудовых ресурсов;

3) использования основных производственных фондов;

4) использования материальных ресурсов;

5) себестоимости продукции;

6) финансовых результатов;

7) прибыли и рентабельности;

8) финансового состояния предприятия;

9) финансовой устойчивости предприятия;

10) ликвидности баланса;

11) деловой активности.

При проведении анализа по п.п.1-7 рекомендуется литература [16, 21, 54, 57, 59, 62, 74, 77]; при освещении финансового анализа – п.п. 8-11 – литература [21, 57, 63, 64, 74, 76 ].

При выполнении дипломных проектов второго вида анализ зависит от темы дипломного проекта и может иметь следующие направления:

- анализ эффективности хозяйственной деятельности (производственной, организационно-управленческой, экономической, технической, социальной, финансовой и др.);

- анализ эффективности использования ресурсов объекта (трудовых, материальных, основных и оборотных фондов, общих затрат на производство и т.д.);

- анализ эффективности использования инвестиций, заемных фондов и прибыли предприятия;

- анализ техники, технологии, организации и управления производства, соответствие их тенденциям развития в мировом хозяйственном процессе;

- оценка финансового положения предприятия;

- анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия;

- анализ эффективности производства;

- анализ рынков сбыта, спроса и предложения;

- анализ рынков капитала, потенциально возможных инвестиций;

- анализ рынков средств производства;

- анализ рыночной конъюнктуры в целом;

- анализ рынка труда;

- социально-политическая конъюнктура в зоне действия предприятия и другие.

При выполнении дипломных проектов анализ должен быть направлен конкретно на рассматриваемую в дипломном проекте проблему, так как его назначение быть инструментом для выявления причин данной проблемы. Если тема дипломного проекта «Разработка и обоснование мероприятий по снижению себестоимости услуг предприятия», то необходимо углубленно производить анализ себестоимости услуг предприятия в динамике (за последние 3-5 лет), а не анализ всей финансово-хозяйственной деятельности. Это типовая ошибка многих дипломников.

Рассмотрим наиболее часто проводимые в дипломных проектах и на практике направления:

1. Анализ эффективности хозяйственной деятельности.

2. Оценка финансового положения предприятия.

3. Анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия.

Анализ эффективности хозяйственной деятельности должен включать управленческий анализ и внешний финансовый анализ.

Управленческий анализ включает:

- анализ в обосновании и реализации бизнес-планов;

- анализ в системе маркетинга;

- комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;

- анализ технико-организационного уровня;

- анализ использования производственных ресурсов;

- анализ объема продукции;

- анализ взаимосвязи, себестоимости, объема продукции и прибыли.

Внешний финансовый анализ включает:

- анализ эффективности авансируемого капитала;

- анализ абсолютных показателей прибыли;

- анализ относительных показателей рентабельности;

- анализ ликвидности, платежеспособности и рыночной устойчивости;

- анализ использования собственного капитала;

- анализ использования заемных средств;

- рейтинговая оценка предприятия-эмитента.

Оценка (анализ) финансового состояния предприятия осуществляется на основе анализа стандартных форм годовой бухгалтерской отчетности:

- баланса предприятия (форма №1) за 2-5 лет;

- отчета о прибылях и убытках (форма № 2) за 2-5 лет.

При необходимости углубления анализа, используются данные о структуре затрат (журнал – ордер № 10), данные о среднесписочной численности и фонде заработной платы, приложение к годовому балансу предприятия (форма № 5), а также другие формы государственной статистической отчетности.

Оценка финансового состояния должна включать использование методов горизонтального и вертикального анализа баланса и давать динамику оценки за анализируемый период следующих показателей:

- общей стоимости имущества предприятия;

- стоимости иммобилизованных активов;

- стоимости оборотных (мобильных) средств;

- стоимости материальных оборотных средств;

- величины дебиторской задолженности;

- суммы свободных денежных средств;

- стоимости собственного капитала;

- величины заемного капитала;

- величины долгосрочных кредитов и займов;

- величины краткосрочных кредитов и займов;

- величины кредиторской задолженности.

Кроме того, должен быть выполнен анализ состояния запасов и затрат, включающий динамику:

- производственных запасов;

- незавершенного производства;

- расходов будущего периода;

- объемов готовой продукции на складах;

- прочих запасов и затрат;

- общей величины запасов и затрат.

Анализ финансовой устойчивости предприятия выполняется на основе балансовой модели:

F + Z + Ra = Иc + KТ + Kt + Ko + Rp , (2.1)

где F - основные средства и вложения;

Z - запасы и затраты;

Ra - денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, расчеты (дебиторская задолженность) и прочие активы;

Иc - источники собственных средств;

KТ - долгосрочные кредиты и заемные средства;

Kt - краткосрочные кредиты и заемные средства;

Ko - ссуды, не погашенные в срок;

Rp - расчеты (кредиторская задолженность) и прочие пассивы.

В качестве обязательных показателей оценки финансовой устойчивости должны быть использованы:

- динамика собственных оборотных средств;

- излишек или недостаток собственных оборотных средств;

- излишек или недостаток средств для формирования запасов и затрат;

- излишек или недостаток средств с учетом иммобилизации;

- источники, ослабляющие финансовую напряженность;

- величина неплатежей.

Анализ ликвидности баланса должен включать получение следующих показателей:

1. Динамику:

- наиболее ликвидных активов;

- быстрореализуемых активов;

- медленнореализуемых активов;

- труднореализуемых активов;

- наиболее срочных обязательств;

- краткосрочных пассивов;

- долгосрочных пассивов;

- постоянных пассивов.

2. Сравнение соответствующих активов и пассивов.

3. Определение платежных излишек или недостатков.

4. Расчет общего показателя ликвидности по формуле:

 

, (2.2)

 

где Аj, Пj -итоги соответствующих групп по активу и пассиву;

аj – весовые коэффициенты.

Анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия должен включать анализ:

- коэффициентов рентабельности;

- коэффициентов деловой активности;

- коэффициентов оборачиваемости и эффективности использования нематериальных активов;

- коэффициентов фондоотдачи основных средств;

- коэффициентов оборачиваемости и эффективности использования оборотных средств;

- коэффициент дебиторской и кредиторской задолженности.

Таким образом, в аналитической части рассматриваются и оцениваются результаты деятельности объекта дипломирования. Систематизируются недостатки, выявляются их причины и разрабатываются направления совершенствования объекта дипломирования (в виде дерева решений), которые по мнению дипломника ведут к повышению эффективности работы объекта, его прибыльности и конкурентоспособности.

Раздел должен заканчиваться выводами, органически вытекающими из анализа. Выводы должны соответствовать конкретной теме дипломного проекта, отвечать на вопросы, сформулированные во введении. Объем аналитической части приблизительно составляет 30-35 страниц.

 

Чистый доход

Чистым доходом называется накопленный текущий эффект (доход, сальдо накопленного потока) за расчетный период. ЧД определяется по формуле:

, (2.3)

где Т – продолжительность расчетного периода; (год, квартал);

t – шаг расчета (номер расчетного шага, плановый период), год, квартал, месяц;

Pt – текущий доход от проекта в t-м году, квартале, месяце;

Jt – инвестиции в t –ом году, квартале, месяце.

В состав дохода Pt входит чистая прибыль, амортизация, изменение оборотных средств и уплаченные проценты за банковские кредиты (в пределах нормы). При увеличении выпуска продукции в t-м году (квартале, месяце) приращение оборотных средств производится за счет чистой прибыли, т.е. доход уменьшается. При снижении объема выпуска продукции лишние оборотные средства реализуются, т.е. доход возрастает.

Расчетный период – жизненный цикл проекта от проведения прединвестиционных исследований до прекращения проекта.

Чистый дисконтированный доход

Чистый дисконтированный доход (чистая текущая стоимость, интегральный экономический эффект, экономический эффект за расчетный период) – накопленный дисконтированный эффект за расчетный период (сумма текущих доходов за весь расчетный период, приведенных к году начала инвестирования или сальдо накопленного дисконтированного потока). ЧДД определяется по формуле:

, (2.4)

 

где KDt- коэффициент дисконтирования в t-ом году, квартале, месяце, характеризующий степень неравноценности равномерных затрат и результатов.

Если ЧДД > 0, то вложения инвестиций являются эффективными. Чем выше при этом величина ЧДД, тем эффективнее в этом случае планируемый проект.

Если ЧДД < 0, то инвестиции являются неэффективными; при ЧДД = 0 – от инвестиций нет ни прибыли, ни убытков. При выборе альтернативного варианта проекта с одинаковым значением ЧДД, предпочтение должно отдаваться лучшему варианту, устанавливаемому по другим критериям, например, по сроку окупаемости, величине затрат и иным экономическим критериям.

Коэффициент дисконтирования определяется по формуле:

, (2..5)

 

где r – ставка дисконтирования;

i – годовой темп инфляции;

p – доля премии за риск;

d – принятая норма дисконта или принятая норма эффективности капитала (откорректированная на инфляцию и риск ставка дисконтирования), далее в тексте норма дисконта или норма эффективности капитала.

Ставку дисконтирования «r» принимают равной:

- рентабельности производства, если инвестиции осуществлены за счет доходов предприятия;

- ставке дивидендов по акционерному капиталу, если инвестиции осуществлены за счет акционерного капитала;

- процентной ставке инвестора, если инвестиции осуществлены за счет кредита банка, кредитной организации или другого инвестора.

Доля премии за риск колеблется, как правило, между нулем и ставкой дисконтирования. Ставка реинвестирования (рефинансирования) Центрального Банка РФ учитывает темп инфляции и величину риска, поэтому может являться верхним пределом нормы эффективности проекта, если инвестиции осуществляются за счет кредита банка:

. (2.5)

В 2009 году ставка рефинансирования равна 13 %, т.е. . Часто банки дают кредит под ставку рефинансирования ЦБ РФ плюс 3 %, так как процент по банковским кредитам в рамках ставки рефинансирования плюс 3 % включаются в состав себестоимости, тогда в 2009 году . Нижним пределом нормы эффективности является среднегодовой темп инфляции, который в бюджете на 2009 год РФ составляет 10 – 12 %, т.е. .

Если инвестиции осуществляются за счет доходов предприятия, то норма дисконта «d» равна:

- проект коммерческий: нерисковый - (рентабельность производства плюс годовой темп инфляции), рисковый - ;

- проект некоммерческий – обязательные инвестиции (экология, охрана труда, промсанитария, невозвратные инвестиции общественных фондов или государственных фондов и т.д.) - .

Если шаг расчета квартал, то «d» год необходимо уменьшить в 4 раза, если месяц – то в 12 раз.

В общем можно сказать, что «d» - это норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.

Слишком завышая «d», можно сделать отрицательный вывод по инвестициям и наоборот. Для инвестиций капитал необходимо приобретать там, где он дешевле всего, тогда и эффективность инвестиций от данного капитала будет более высокой. Так как ставка рефинансирования, инфляция и рентабельность производства изменяются по годам расчетного периода, то необходимо по каждому году в расчетах использовать свое «di» или предварительно рассчитать «dср» по всему расчетному периоду. Таким образом, норму дисконта «d» необходимо объективно оценивать в зависимости от способа привлечения капитала.

Таким образом, ЧДД представляет собой разницу суммы дисконтированного денежного потока и дисконтированной суммы инвестиций. Для ее определения сначала необходимо определить чистый денежный поток (ЧДП) в каждом году (квартале, месяце) и его сумму за расчетный период и коэффициент дисконтирования в каждом году (квартале, месяце) расчетного периода, затем определить дисконтированный денежный поток (ДДП) в каждом году (квартале, месяце) и его сумму за расчетный период. Аналогичным образом определяются текущие и дисконтированные инвестиции по годам (кварталам, месяцам) их вложения и дисконтированная сумма инвестиций (ДИ) за расчетный период [39,44].

ЧДП и ДДП являются исходными для расчета показателей эффективности инвестиционного проекта, поэтому они часто рассматриваются в качестве самостоятельных показателей эффективности проекта. В приложении Н и К приведена последовательность формирования и расчета ЧДП и ДДП в табличном виде [39, 44, 83]. Приведенную таблицу необходимо привести в дипломном проекте при расчете ЧДП и ДДП.

Внутренняя норма доходности.

 

Внутренняя норма доходности (ВНД) инвестиций (используются равнозначные термины:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...