Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 7. Показатели эффективности деятельности предприятия.

 

Экономический эффект – экономическая категория, характеризующая абсолютный результат деятельности.

Экономическая эффективность – экономическая категория, характеризующая отношение полученного эффекта к затратам, произведенным для его достижения или ресурсам, необходимым для его достижения.

Экономический эффект выражается прибылью (объемом продаж, выручкой от реализации и др.) предприятия. При этом следует иметь в виду, что прибыль – это абсолютный эффект и сам по себе он не может характеризовать уровень эффективности работы предприятия без соотнесения с авансированными или потребленными ресурсами.

Экономическая эффективность деятельности предприятия выражается показателями рентабельности. При этом в расчете большинства показателей рентабельности в качестве полученного эффекта выступает показатель чистой прибыли, однако может использоваться прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения и др. На практике наибольшее распространение получил показатель чистой прибыли.

В качестве затрат могут выступать различные показатели, в частности, средняя величина стоимости активов, собственного капитала, себестоимости продукции, выручки и др.

Помимо приведенных показателей рассчитывают также коэффициенты рентабельности по всей продукции и отдельным ее видам.

Показатели рентабельности имеют отраслевую специфику, поэтому у них отсутствуют общепринятые рекомендуемые значения.

Совокупность показателей рентабельности можно представить следующим образом:

1. Рентабельность реализованной продукции:

,

, где

 

Ррп – рентабельность реализованной продукции, %;

Ппр – прибыль от продаж;

Сп – полная себестоимость;

Ризд – рентабельность производства продукции, %;

С – себестоимость производства продукции.

 

2. Рентабельность активов (оборотных, внеоборотных):

, где

 

Ра – рентабельность активов, %;

ЧП – чистая прибыль;

А – средняя стоимость активов за расчетный период.

 

При расчете показателей рентабельности активов более целесообразным является использование среднегодовой величины активов, так как при этом учитываются все изменения в процессе формирования активов в течение всего анализируемого периода и, следовательно, расчет будет более точным.

Кроме того, необходимо выбрать показатель прибыли, который будет использоваться в расчете коэффициента рентабельности активов. Для этого можно использовать следующие показатели прибыли:

· валовая прибыль;

· прибыль от продаж;

· прибыль до налогообложения;

· чистая прибыль;

· чистый денежный поток.

 

3. Рентабельность собственного капитала (чистых активов):

Коэффициент рентабельности собственного капитала отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль собственного капитала и позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками, и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие виды деятельности.

 

, где

 

Рск – рентабельность собственного капитала, %;

СК – средняя стоимость собственного капитала за расчетный период.

 

При расчете коэффициента рентабельности собственного капитала целесообразно использовать показатель чистой прибыли. Это объясняется тем, показатель характеризует уровень прибыли, которые получают собственники на единицу вложенного капитала. Поэтому с точки зрения собственников наилучшей оценкой результатов финансово–хозяйственной деятельности предприятия и качества работы его менеджмента является наличие чистой прибыли, представляющей тот конечный финансовый результат, который остается в распоряжении собственников на вложенный капитал.

 

или

 

4. Рентабельность инвестиций:

, где

 

Ри рентабельность инвестиций по бухгалтерскому балансу, %;

И – инвестиционный капитал (собственный капитал + долгосрочные обязательства).

 

5. Рентабельность продаж:

, где

 

В – выручка от реализации продукции.

 

Показатель рентабельности продаж характеризует эффективность производственной и сбытовой деятельности и показывает сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Увеличение рентабельности продаж может осуществляться путем:

· увеличения объемов продаж и объемов производства продукции в натуральном выражении;

· увеличения цен на продаваемую продукцию;

· снижения расходов на производство единицы или 1 руб. продукции, коммерческих и управленческих расходов;

· улучшение использования производственных ресурсов, формирующих себестоимость (снижение фондоемкости, материалоемкости, зарплатоемкости, амортизациоемкости продукции или повышение обратных им показателей фондоотдачи, материалоотдачи и т.д.).

Контрольные вопросы:

1. Какие виды доходов и расходов существуют у предприятия?

2. Могут ли расходы измеряться в не денежной форме?

3. Что входит в состав коммерческих и управленческих расходов?

4. Почему совокупность затрат, относимых на себестоимость продукции регламентируется государством?

5. Какой вид себестоимости включает в себя максимальное количество затрат?

6. Включает ли выручка косвенные налоги?

7. Каковы функции прибыли?

8. В чем разница между понятиями доходы и прибыль предприятия?

9. В чем отличие понятий экономический эффект и экономическая эффективность?

10. Какой вид рентабельности является важнейшим для собственников предприятия?

Тестовые задания:

1. Затраты предприятия подразделяются на …

а) прямые

б) постоянные

в) временные

г) косвенные

 

2. Расходы предприятия подразделяются на …

а) расходы по обычным видам деятельности

б) переменные расходы

в) прочие расходы

 

3. В состав прочих расходов включают …

а) коммерческие расходы

б) управленческие расходы

в) штрафы, пени, неустойки

г) курсовые разницы

 

4. Затраты на производство и реализацию продукции подразделяются на …

а) материальные расходы

б) расходы на оплату труда

в) суммы начисленной амортизации

г) проценты по кредитам

 

5. Понятие «доход» по отношению к понятию «выручка» означает …

а) доход более емкое понятие

б) доход менее емкое понятие

в) доход равнозначен выручке

 

6. Классификация прибыли включает …

а) валовая прибыль

б) прибыль от продаж

в) чистая прибыль

г) упущенная прибыль

 

7. На предприятии распределению подлежит …

а) валовая прибыль

б) бухгалтерская прибыль

в) прочая прибыль

г) чистая прибыль

8. В состав показателей рентабельности входят …

а) рентабельность активов

б) рентабельностьпассивов

в) рентабельность продаж

г) рентабельность покупок

 

9. Рентабельность продаж – это …

а) отношение прибыли к себестоимости

б) отношение прибыли к выручке

в) отношение прибыли к активам

 

10. Рентабельность собственного капитала определяется с использованием …

а) прибыли от продаж

б) чистой прибыли

в) валовой прибыли

г) налогооблагаемой прибыли

Литература

 

Нормативно–правовые акты:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 № 208–ФЗ «Об акционерных обществах».

4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете».

5. Федеральный закон от 08 февраля 1998 № 14–ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

6. Положение ЦБ РФ от 12 апреля 2001 № 2–П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

7. ПБУ 9/99 «Доходы организации».

8. ПБУ 10/99 «Расходы организации».

9. ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

10. ПБУ 5/01 «Учет материально–производственных запасов».

 

Основная литература:

1. Экономика и финансы предприятия / Под ред. Новашиной Т.С. – М.: Маркет ДС, МФПА, 2010.

 

Дополнительная литература:

1. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. Экономика организации (предприятия). – М.: КНОРУС, 2009.

2. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий: Учеб. пособие. – М.: Проспект, 2009.

3. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю., Скамай Л.Г. Финансы организаций (предприятий). – М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Практикум по экономике организации (предприятия): Учеб. пособие/ Под ред. П.В.Тальминой и Е.В.Чернецовой. – М.: Финансы и статистика, 2007.

5. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: Юнити, 2009.

6. Экономика фирмы / Под ред. Н.П. Иващенко – М.: Инфра-М, 2006.

7. Экономика организации (предприятия) / Под ред. Н.А. Сафронова. – М.: Магистр, 2009.

8. Экономика предприятия. / Под ред. В.К. Скляренко – М.: Инфра-М, 2009.

 

Интернет–ресурсы:

1.http://www.aup.ru

2.http://www.cbr.ru

3.http://www.cfin.ru

4.http://www.eup.ru

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...