Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие Вы знаете формы расчетов по инкассо?

 

Нормативные акты

1. Конвенция ООН “О договорах международной купли-продажи товаров”. Вена. 1980 г. // Вестник ВАС РФ. 1994. № 1.

2. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993) // «Российская газета». 1993. № 237.

3. Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) от 26 января 1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

4. Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 859.

5. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) (с изм. и доп. от 01.01.2007 г.) // СЗ РФ 1995. № 11. Ст. 997.

 

Литература

1. Актуальные проблемы коммерческого права. Под ред. Пугинского Б.И. 2004.

2. Внукова В.А. К вопросу о способах правового регулирования цен на лекарственные средства // «Юрист» № 12. 2005.

3. Коммерческое право. Под ред. Постового Н.В. Изд-во «Юриспруденция». 2007.

4. Мась Л.В. Коммерческое право. Изд-во «Питер». 2005.

5. Медолазов К.Л. Правовой аспект государственного регулирования тарифов (цен) в условиях рыночной экономики» // «Юрист» № 14. 2004.

6. Попондопуло В. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. 2-е издание. Изд-во «Юристъ». 2007.

7. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Изд-во «Зерцало». 2005.

8. Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право. Учебное пособие. Изд-во «Юристъ». 2007.

9. Язев В.А., Булатецкий Ю.Е. Коммерческое (торговое) право. Изд-во «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ». Серия «Юридическая литература». 2002.

10. Якушев А.В. Коммерческое право. Изд-во «Приор». 2005.

 

 

Лекция № 12 ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ
В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ

 

Общие положения о посреднических договорах. Поручение. Комиссия. Агентирование. Коммерческое представительство

 

Посреднические договоры в торговом обороте выделяются в связи с осуществлением одной из сторон этих договоров (торговым посредником) деятельности, связанной с оказани­ем услуг, посредством которых осуществляется организация рынка. К таким договорам относятся: договор поручения (ст. 971), договор комиссии (ст. 990), договор агентирова­ния (ст. 1005), договор коммерческой концессии (ст. 1027), договор коммерческого представительства (п. 3 ст. 184), а также не упомянутый в ГК РФ, но широко используемый в торговом обороте дистрибьюторский договор. Необходимо отметить, что перечень названных в ГК РФ посреднических договоров не является закрытым. Кодекс допускает опреде­ления иных их видов в других федеральных законах, иных правовых актах (п. 2 ст. 421 ГК РФ) либо по инициативе самих субъектов.

Договоры поручения, коммерческого представительства, комиссии, агентирования и иные их виды образуют группу договоров, связанных с действиями в чужом интересе по поручению этого заинтересованного лица.

Общим в определении признаков этой группы является наделение посредника (поверенного, коммерческого предста­вителя, комиссионера или агента) полномочиями, в соответ­ствии с которыми он обязан совершить (совершать) действия в интересах и за счет лица, предоставляющего эти полномо­чия (выдавшего поручение). Все упомянутые договоры могут быть срочного или бессрочного характера.

По договору поручения поверенный на основании предо­ставленных доверителем полномочий обязуется совершить:

• юридические действия, определенные по характеру;

• в интересах и за счет доверителя;

• от имени доверителя, что означает возникновение прав и обязанностей по сделкам, совершенным поверенным на основании договора поручения, непосредственно у доверителя;

• за вознаграждение (поскольку в торговом обороте доверитель осуществляет предпринимательскую деятель­ность, то он обязан выплатить вознаграждение пове­ренному, если в договоре поручительства не оговорено иное).

В отличие от договора порученияпо договору комиссииодна сторона (комиссионер) обязуетсясовершить в интересах и за счет другой стороны (комитента) по поручению коми­тента:

• одну или несколько сделок;

• от своего имени, что означает приобретение прав и обязанностей по совершенной сделке комиссионером, независимо от того, что комиссионер мог быть назван в сделке или вступил в непосредственные отношения с третьим лицом по исполнению сделки;

• за вознаграждение.

Особо следует рассмотреть признаки агентского договора, являющегося новым в гражданском законодательстве.

Агентский договор наиболее характерен для торгового оборота, поскольку широко охватывает возможности осу­ществления деятельности посредника как предусмотрен­ные договорами комиссии и поручения, так и не предус­мотренные ими. По этому договору одна сторона (агент) обязуетсясовершать в интересах и за счет другой стороны (принципала):

• юридические и иные действия;

• как от своего имени, так и от имени принципала;

• за вознаграждение.

Широкое определение предмета агентского договора дает агенту возможность осуществлять не только юридически зна­чимые действия, но и иные действия фактического характе­ра. Такие действия агента могут включать проведение рекла­мы и иные способы продвижения товара на рынке, сбор заказов от потенциальных клиентов на товары принципала, обучение персонала клиентов, осуществление расчетов по заключаемым договорам через свой счет, хранение товаров, которые должны быть переданы агентом в счет исполнения заключенных им в интересах принципала договоров, и другие действия фактического характера.

Разнообразие, периодичность исполнения и связанность упомянутых действий обусловливает долговременный харак­тер агентского договора, что подчеркивается в употреблении термина «совершать» в ст. 1005 ГК РФ.

При рассмотрениидоговора коммерческого представитель­ства необходимо обратить внимание на спорность выделения его в самостоятельный вид. Постоянство и самостоятель­ность действий коммерческого представителя, их предприни­мательский характер, необходимость совершения им в связи с заключением договоров фактических действий при предста­вительстве сближает этот договор с агентским договором, в котором агент действует только от имени принципала.

Более узкий характер предмета договора коммерческого представительства, содержащий только юридически значи­мые действия коммерческого представителя по заключению от имени доверителя договоров в сфере предпринимательства (ст. 184 ГК РФ) и ссылки на него в Разделе о договоре поручения позволяют отнести этот договор к особому виду договора поручения, использующемуся в основном в торго­вом обороте.

Отличительные особенности содержания указанных дого­воров проявляются при рассмотрении вопросов, связанных с принятием и передачей имущества между управомачивающим лицом и управомоченным, ответственности и последствий прекращения договоров.

Если по договору поручения между сторонами складыва­ются доверительные отношения и в силу этого каждая из сторон вправе отказаться от договора в любое время (за исключением случая коммерческого представительства - п. 3 ст. 972 ГК РФ), то по договору комиссии или для агента, выступающего от своего имени, эта возможность существует не всегда.

Поверенный, добросовестно исполняющий поручение, не несет ответственности за заключение сделки перед доверите­лем и в любом случае перед третьим лицом. Комиссионер (агент, выступающий от своего имени) всегда несет ответст­венность перед третьими лицами как сторона заключенных с ними договоров, а в случаях, когда не проявил необходимой осмотрительности в выборе этих третьих лиц либо принятия на себя ручательства (делькредере), несет также ответствен­ность за исполнение сделок третьими лицами перед комитен­том (принципалом).

§2. Посреднические договоры, используемые в торговом договоре,
не закрепленные в ГК РФ

 

Дистрибьюторские договоры (называемые также иногда дилерскими, или договоры с единоличным дилером) и договоры коммерческой концессии (договоры франшизы) об­разуютгруппу договоров, связанных с передачей исключитель­ных или единоличных прав с целью организации торговли или производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) на определенной территории или без ее указания.

Общими признаками договоров этой группы являются:

• передача управомачивающей стороной прав с целью организации сбыта или производства товаров (выпол­нение работ, оказание услуг) управомачивающей сто­роны на определенной территории или без ее указания;

• оказание сопутствующих основной деятельности услуг;

• как правило, долгосрочный характер договоров.

По дистрибьюторскому договору управомачивающая сторо­на (принципал) передает управомоченной стороне (дистри­бьютору) права на торговлю определенными видами товаров на определенной территории, а дистрибьютор обязуется тор­говать только товарами принципала. При этом:

• дистрибьютор заключает с принципалом договоры купли-продажи товаров, заказы на которые были сфор­мированы по дистрибьюторскому соглашению. Поэто­му в отношении закупаемых товаров дистрибьютор действует независимо от принципала как их собствен­ник и, в частности, не обязан отчитываться перед ним о прибыли, полученной от их продажи (формируется двухуровневая система договоров между принципалом и дистрибьютором: дистрибьюторский договор и дого­воры оптовой купли-продажи, которая называется иногда системой «двойных договоров»);

• в отношениях с клиентами дистрибьютор действует от собственного имени, принципал не участвует в отно­шениях между клиентом и дистрибьютором;

• дистрибьютор осуществляет торгово-предпринимательскую деятельность и заключает с клиентами договоры торгово-предпринимательского характера;

• права, передаваемые дистрибьютору, могут носить ис­ключительный или единоличный характер.

Последний признак означает, что принципал не имеет права назначить другого дистрибьютора на оговоренную в договоре территорию. При этом если дистрибьютору были переданы исключительные права представительствовать, то принципал не имеет права конкурировать с дистрибьютором на упомянутой территории, если же были переданы не исключительные, а лишь единоличные права, то принципал имеет право самостоятельно продавать товары на упомянутой территории. В этом случае имеет место так называемая схема «параллельной» торговли, когда торговля товарами ведется как через дистрибьютора, так и непосредственно принципалом (обычно по более низким ценам), что стимули­рует дистрибьютора снижать цены и не злоупотреблять полу­ченным правом на единоличный сбыт товаров.

Хотя последняя схема договорных отношений стимулиру­ет конкуренцию, в целом соглашение имеет ограничитель­ный для предпринимательской деятельности принципала ха­рактер. Поэтому при определении его условий следует учи­тывать нормы законодательства о регулировании антимоно­полистической деятельности на товарных рынках.

В отличие от дистрибьюторского договорапо договору коммерческой концессии в торговом обороте управомачиваю­щая сторона (правообладатель) обязуется передать (предоста­вить) управомоченной стороне (пользователю):

• право осуществлять торгово-предпринимательскую дея­тельность под фирменным наименованием правообладателя или его коммерческим обозначением;

• в комплексе с правом на использование охраняемой коммерческой информации правообладателя и иных, предусмотренных договором объектов исключительных прав: товарный знак, знак обслуживания и т.д.

• за вознаграждение;

• с использованием в определенном объеме, помимо комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя;

• с указанием или без указания территории использова­ния;

• применительно к определенной сфере предпринима­тельской деятельности.

Договор коммерческой концессии по своему характеру ближе к лицензионным договорам, предметом которых явля­ется передача определенных исключительных прав, принадле­жащих правообладателю (другими словами, выдача разреше­ния - «лицензии» на их использование) на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслу­живания и т.п. Однако последние носят более узкий харак­тер, так как относятся лишь к одному из объектов исключи­тельных прав. В отличие от этого договор коммерческой концессии дает право на осуществление деятельности под именем (фирменное наименование или коммерческое обо­значение) правообладателяв комплексе с предоставлением исключительных прав, обычно передаваемых по лицензион­ным договорам, а также использование технологии, приемов, способов осуществления предпринимательской деятельности правообладателя. Поэтому в случае, когда истекает срок действия исключительного права, переданного по договору коммерческой концессии, сам договор продолжает действо­вать за исключением положений, относящихся к прекратив­шемуся праву, а пользователь вправе требовать соразмерного уменьшения причитавшегося правообладателю вознагражде­ния (ст. 1040 ГК РФ).

Следует отметить резко отличающийся характер условий договора коммерческой концессии от дистрибьюторского до­говора, хотя они находятся в одной группе посреднических договоров. Условия договора коммерческой концессии пред­полагают установление жесткого контроля за использованием предоставляемых пользователю по договору прав. Если по дистрибьюторскому договору сопутствующие услуги оказыва­ет дистрибьютор принципалу, то по договору коммерческой концессии их оказывает правообладатель пользователю.

Соответственно, по дистрибьюторскому договору принци­пал может лишь применить к дистрибьютору общие меры ответственности в виде возмещения убытков или расторгнуть договор, и при этом он не несет ответственности перед третьими лицами (за исключением ответственности перед потребителем в случаях, оговоренных в действующем законо­дательстве). По договору коммерческой концессии правооб­ладатель несет субсидиарную или полную ответственность перед клиентами (ст. 1034 ГК РФ) и, следовательно, может заявить регрессные требования пользователю.

Контрольные вопросы

1. Каковы отличительные признаки договора поручения, комиссии и агенти­рования?

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...