Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура торгового законодательства
Главным законом, регулирующим торговую деятельность, в настоящее время является ГК РФ. Он состоит из четырех частей. Последняя из них, посвященная интеллектуальной собственности, принятая в 2006 году вступившая в силу с 1 января 2008 года. Наряду с ним издан ряд законов торгового права. Таковы Закон РФ 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле», Федеральный закон от 26 октября 2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кодекс торгового мореплавания (Федеральный закон от 30.04.99 № 81-ФЗ), Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», группа федеральных законов о регулировании закупок товаров для государственных нужд, федеральные законы о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств и др. Нормы международного права применяются к соответствующим отношениям в результате их трансформации, т. е. преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации, издания актов о применении международного договора или издания иного внутригосударственного акта (ст. 2, 5, 6 Федерального закона РФ «О международных договорах Российской Федерации»). Имеются важные федеральные законы, затрагивающие наряду с торговлей также интересы других предпринимателей или всего населения. Таковы, например, Федеральный закон от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Закон РФ (в ред. Федерального закона от 17.12.99 № 212-ФЗ) «О защите прав потребителей» и др. Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает многочисленные важные требования, которые должны учитываться не только розничными торговыми организациями во взаимоотношениях с потребителями, но также оптовыми организациями и изготовителями товаров, чтобы не нарушать законные интересы граждан-потребителей. В связи с намечаемым вступлением России в ВТО предусмотрено принятие пакета законов для приведения национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО. Правительство РФ на основании Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры к ее реализации; принимает меры по защите отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ содержат не противоречащие законам акты коммерческого права. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ признаются составной частью правовой системы России. Это важное положение относится и к коммерческому праву. В качестве источника коммерческого права выступают торговые обычаи. На их формирование в России существенное влияние оказывают внешнеторговые обычаи, документированные в изданиях авторитетных общественных организаций. Контрольные вопросы 1. Дайте определение и назовите характерные черты торгового законодательства. 2. Охарактеризуйте правовые акты, составляющие систему торгового законодательства. Отметьте недостатки правового регулирования торгового оборота. Назовите основные правовые акты, регулирующие международную куплю-продажу. Расскажите о значении обычаев делового оборота в торговых отношениях. Нормативные акты 1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993) // «Российская газета». 1993. № 237. 2. Гражданский кодекс РФ (Ч. 1-4). М. 2007. 3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1. 4. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 № 61-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 1.04.2007 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066. 5. Федеральный закон РФ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 № 68-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1798. 6. Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13 марта 2007 № 38-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 12. Ст. 1232. 7. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров» // СЗ РФ. 1998. № 4. Литература 1. Беляева О.А. Коммерческое право России: Курс лекций. – М.: Юридический Дом Юстицинформ, 2005. 2. Еременко В.И. Новое российское законодательство о рекламе // «Адвокат». № 5. 2007. 3. Коммерческое право. Под ред. Постового Н.В. Изд-во «Юриспруденция». 2007. 4. Мась Л.В. Коммерческое право. Изд-во «Питер». 2005. 5. Попондопуло В. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. 2-е издание. Изд-во «Юристъ». 2007. 6. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Изд-во «Зерцало». 2005. 7. Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право. Учебное пособие. Изд-во «Юристъ». 2007. 8. Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. 2007. 9. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Изд-во «Статут». 2005. 10. Язев В.А., Булатецкий Ю.Е. Коммерческое (торговое) право. Изд-во «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ». Серия «Юридическая литература». 2002. 11. Якушев А.В. Коммерческое право. Изд-во «Приор». 2005.
Лекция № 3 СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА ТОВАРНОГО РЫНКА
Структура товарного рынка
Становление рыночных отношений в России требует формирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры. Структура товарного рынка представляет собой совокупность звеньев, участвующих в продвижении товарной массы от изготовителей к потребителям. Такие звенья подразделяются на три основные группы: 1) изготовители товара, 2) оптовые торговые и иные посреднические организации, 3) организации-потребители и розничные торговые организации. Процесс перехода к рыночным отношениям вызвал изменения в целях деятельности и во внутреннем построении каждого из названных субъектов рынка, привел к созданию новых звеньев, способных успешно осуществлять Торговые операции. Такие изменения осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, большим числом федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по вопросам построения в России системы рыночных экономических отношений. Так, постановлением Правительства РФ от 31.03.97 № 360 утверждена программа «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 гг.». Для производственных организаций основной целью деятельности стало не просто изготовление товаров, но успешная их реализация и получение прибыли. Данное обстоятельство потребовало расширения и укрепления на предприятиях сбытовых служб, создания коммерческих и маркетинговых подразделений. Практикуется объединение несколькими изготовителями совместных усилий по сбыту производимых товаров, создание дочерних (зависимых) фирм, на которые возлагается реализация товаров. Значительные изменения происходят в построении и деятельности оптовых торговых и иных посреднических организаций, участвующих различными способами в товарном обращении. Одним из проявлений формирования структуры товарного рынка стала специализация этих организаций на определенных видах деятельности и закрепление определенных функциональных видов организаций. Так, среди оптовых торговых и посреднических организаций различают такие, которые: 1) осуществляют сделки с товаром от своего имени и за свой счет; 2) совершают сделки по покупке и последующей перепродаже товаров в качестве представителей: брокеры, торговые агенты, иные торговые представители; 3) содействуют продвижению товара, не совершая непосредственно сделок: товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки-продажи. Наряду с позитивными процессами количественного роста и функциональной специализации оптовых и посреднических организаций им присущи серьезные недостатки. Удельный вес участия этих организаций в общем объеме отгружаемых изготовителями товаров составляет около 25%, тогда как в развитых странах эта доля достигает 75 %. Складские площади оптовых торговых организаций загружены наполовину, остальные площади используются для деятельности, не связанной с реализацией товаров. Главным недостатком является отсутствие у оптовых торговых организаций развитых сетей сбыта, обеспечивающих оперативное и равномерное продвижение товаров по территории страны. Перед крупными и средними оптовыми организациями стоит проблема создания периферийных звеньев, находящихся в организационной и финансовой зависимости от головной фирмы. Важным сектором товарного рынка должна стать система контрактных закупок для государственных нужд. Ее центральными звеньями являются федеральная государственная корпорация «Росконтракт» и Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка. Вместе с тем целостная, координировано работающая система контрактных закупок для государственных нужд в стране пока не создана. Для организации-потребителей необходимые структурные изменения состоят в развитии собственных служб снабжения, создании дочерних (зависимых) снабженческих фирм, обслуживающих одного или нескольких учредителей. Инфраструктура товарного рынка
Наряду со структурными изменениями постепенно осуществляется формированиеинфраструктуры товарного рынка. Под инфраструктурой понимается совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность основных субъектов рынка, содействующих осуществлению товарного обращения. Внутри инфраструктуры выделяют несколько основных подсистем: складское хозяйство, транспорт, тароупаковочная индустрия, информационное обеспечение и др. Все эти подсистемы находятся в стадии развития. Одной из первоочередных задач признается создание подсистемы информационного обеспечения участников рынка данными об изготовителях товаров, их производственном потенциале, наличии запасов готовых товаров, имеющихся запросах покупателей. В настоящее время среди большого числа фирм, специализирующихся на информационных услугах, ни одна не располагает надежной и полной информацией, что крайне затрудняет товародвижение. Хозяйствующие субъекты не имеют доступа к качественной и полной информации о товарных рынках. Решение данной проблемы предполагает создание на всей территории страны информационных служб с налаженными системами сбора сведений, накопления баз данных и взаимного обмена информацией, оперативного обслуживания пользователей. Требуют разработки договоры между такими службами и пользователями на оказание информационных услуг. Предусматриваются меры по развитию товароупаковочной индустрии, из-за несовершенства которой велики потери товарной продукции. Удельный вес российских товаров, продаваемых в расфасованном и упакованном виде, пока не превышает 30%, что значительно снижает конкурентоспособность изделий. Постепенно совершенствуется подсистема транспортно-экспедиционных услуг. Ее развитие требует создания транспортных терминалов, осуществляющих перевозку и обработку грузов. Зарубежный опыт свидетельствует о достигаемом при этом сокращении транспортных издержек, сроков доставки, уменьшении потерь и порчи грузов. Широкий круг мер по решению названных задач предусмотрен Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 15.06.98 № 593. Органам исполнительной власти субъектов федерации и органам местного самоуправления также предложено осуществлять необходимые меры по развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка. Контрольные вопросы |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |