Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура торгового законодательства

 

Главным законом, регулирующим торговую деятельность, в настоящее время является ГК РФ. Он состоит из четырех частей. Последняя из них, посвященная интеллектуальной собственности, принятая в 2006 году вступившая в силу с 1 января 2008 года.

Наряду с ним издан ряд законов торгового права. Таковы Закон РФ 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле», Федеральный закон от 26 октября 2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кодекс торгового мореплавания (Федеральный закон от 30.04.99 № 81-ФЗ), Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», группа федеральных законов о регулировании закупок товаров для государственных нужд, федеральные законы о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лекарственных средств и др.

Нормы международного права применяются к соответствующим отношениям в результате их трансформации, т. е. преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осу­ществляется путем ратификации, издания актов о применении меж­дународного договора или издания иного внутригосударственного акта (ст. 2, 5, 6 Федерального закона РФ «О международных договорах Рос­сийской Федерации»).

Имеются важные федеральные законы, затрагивающие наряду с торговлей также интересы других предпринимателей или всего населения. Таковы, например, Федеральный закон от 27.12.02 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Закон РФ (в ред. Федерального закона от 17.12.99 № 212-ФЗ) «О защите прав потребителей» и др. Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» предусматривает многочисленные важные требования, которые должны учитываться не только розничными торговыми организациями во взаимоотношениях с потребителями, но также оптовыми организациями и изготовителями товаров, чтобы не нарушать законные интересы граждан-потребителей.

В связи с намечаемым вступлением России в ВТО предусмотрено принятие пакета законов для приведения национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО.

Правительство РФ на основании Федерального конституционного закона от 17.12.97 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры к ее реализации; принимает меры по защите отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ содержат не противоречащие законам акты коммерческого права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ признаются составной частью правовой системы России. Это важное положение относится и к коммерческому праву.

В качестве источника коммерческого права выступают торговые обычаи. На их формирование в России существенное влияние оказывают внешнеторговые обычаи, документированные в изданиях авторитетных общественных организаций.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение и назовите характерные черты торгового законодатель­ства.

2. Охарактеризуйте правовые акты, составляющие систему торгового зако­нодательства.

Отметьте недостатки правового регулирования торгового оборота.

Назовите основные правовые акты, регулирующие международную куплю-продажу.

Расскажите о значении обычаев делового оборота в торговых отношениях.

Нормативные акты

1. Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993) // «Российская газета». 1993. № 237.

2. Гражданский кодекс РФ (Ч. 1-4). М. 2007.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.

4. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 № 61-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу с 1.04.2007 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

5. Федеральный закон РФ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 № 68-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1798.

6. Федеральный закон РФ «О рекламе» от 13 марта 2007 № 38-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 12. Ст. 1232.

7. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 № 55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров» // СЗ РФ. 1998. № 4.
Ст. 482.

Литература

1. Беляева О.А. Коммерческое право России: Курс лекций. – М.: Юридический Дом Юстицинформ, 2005.

2. Еременко В.И. Новое российское законодательство о рекламе // «Адвокат». № 5. 2007.

3. Коммерческое право. Под ред. Постового Н.В. Изд-во «Юриспруденция». 2007.

4. Мась Л.В. Коммерческое право. Изд-во «Питер». 2005.

5. Попондопуло В. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. 2-е издание. Изд-во «Юристъ». 2007.

6. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Изд-во «Зерцало». 2005.

7. Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право. Учебное пособие. Изд-во «Юристъ». 2007.

8. Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. 2007.

9. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Изд-во «Статут». 2005.

10. Язев В.А., Булатецкий Ю.Е. Коммерческое (торговое) право. Изд-во «ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ». Серия «Юридическая литература». 2002.

11. Якушев А.В. Коммерческое право. Изд-во «Приор». 2005.

 

 

Лекция № 3 СТРУКТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА ТОВАРНОГО РЫНКА

 

Структура товарного рынка

 

Становление рыночных отношений в России требует фор­мирования структуры товарного рынка и обслуживающей его инфраструктуры.

Структура товарного рынка представляет собой совокуп­ность звеньев, участвующих в продвижении товарной массы от изготовителей к потребителям. Такие звенья подразделяются на три основные группы:

1) изготовители товара,

2) оптовые торговые и иные посреднические организации,

3) организации-потребители и розничные торговые организа­ции.

Процесс перехода к рыночным отношениям вызвал изме­нения в целях деятельности и во внутреннем построении каждого из названных субъектов рынка, привел к созданию новых звеньев, способных успешно осуществлять Торговые операции. Такие изменения осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским ко­дексом РФ, большим числом федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по во­просам построения в России системы рыночных экономичес­ких отношений.

Так, постановлением Правительства РФ от 31.03.97 № 360 утверждена программа «Структурная перестройка и экономи­ческий рост в 1997-2000 гг.».
В качестве одного из основ­ных направлений программа предусматривает проведение реструктуризации предприятий, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики, стимулирование их деятельности по повышению эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции (СЗ РФ. 1997. № 19. Ст. 2230). Комплекс соответствующих мер предусмотрен также постановлением Правительства РФ от 30.10.97 № 1373 «О реформе предприятий и иных коммерчес­ких организаций» (СЗ РФ. 1997. №27. Ст.3004).

Для производственных организаций основной целью дея­тельности стало не просто изготовление товаров, но успеш­ная их реализация и получение прибыли. Данное обстоятель­ство потребовало расширения и укрепления на предприятиях сбытовых служб, создания коммерческих и маркетинговых подразделений. Практикуется объединение несколькими из­готовителями совместных усилий по сбыту производимых товаров, создание дочерних (зависимых) фирм, на которые возлагается реализация товаров.

Значительные изменения происходят в построении и деятельности оптовых торговых и иных посреднических орга­низаций, участвующих различными способами в товарном обращении. Одним из проявлений формирования структуры товарного рынка стала специализация этих организаций на определенных видах деятельности и закрепление определен­ных функциональных видов организаций.

Так, среди оптовых торговых и посреднических организа­ций различают такие, которые: 1) осуществляют сделки с товаром от своего имени и за свой счет; 2) совершают сделки по покупке и последующей перепродаже товаров в качестве представителей: брокеры, торговые агенты, иные торговые представители; 3) содействуют продвижению товара, не совершая непосредственно сделок: товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки-продажи.

Наряду с позитивными процессами количественного роста и функциональной специализации оптовых и посредни­ческих организаций им присущи серьезные недостатки. Удельный вес участия этих организаций в общем объеме отгружаемых изготовителями товаров составляет около 25%, тогда как в развитых странах эта доля достигает 75 %. Складские площади оптовых торговых организаций загруже­ны наполовину, остальные площади используются для дея­тельности, не связанной с реализацией товаров.

Главным недостатком является отсутствие у оптовых тор­говых организаций развитых сетей сбыта, обеспечивающих оперативное и равномерное продвижение товаров по терри­тории страны. Перед крупными и средними оптовыми орга­низациями стоит проблема создания периферийных звеньев, находящихся в организационной и финансовой зависимости от головной фирмы.

Важным сектором товарного рынка должна стать система контрактных закупок для государственных нужд. Ее цент­ральными звеньями являются федеральная государственная корпорация «Росконтракт» и Федеральное агентство по регу­лированию продовольственного рынка. Вместе с тем целост­ная, координировано работающая система контрактных заку­пок для государственных нужд в стране пока не создана.

Для организации-потребителей необходимые структурные изменения состоят в развитии собственных служб снабжения, создании дочерних (зависимых) снабженческих фирм, обслу­живающих одного или нескольких учредителей.

Инфраструктура товарного рынка

 

Наряду со структурными изменениями постепенно осу­ществляется формированиеинфраструктуры товарного рынка. Под инфраструктурой понимается совокупность орга­низаций, обеспечивающих нормальную деятельность основ­ных субъектов рынка, содействующих осуществлению товар­ного обращения.

Внутри инфраструктуры выделяют несколько основных подсистем: складское хозяйство, транспорт, тароупаковочная индустрия, информационное обеспечение и др. Все эти подсистемы находятся в стадии развития.

Одной из первоочередных задач признается создание под­системы информационного обеспечения участников рынка данными об изготовителях товаров, их производственном потенциале, наличии запасов готовых товаров, имеющихся запросах покупателей. В настоящее время среди большого числа фирм, специализирующихся на информационных услу­гах, ни одна не располагает надежной и полной информа­цией, что крайне затрудняет товародвижение. Хозяйствую­щие субъекты не имеют доступа к качественной и полной информации о товарных рынках. Решение данной проблемы предполагает создание на всей территории страны информа­ционных служб с налаженными системами сбора сведений, накопления баз данных и взаимного обмена информацией, оперативного обслуживания пользователей. Требуют разра­ботки договоры между такими службами и пользователями на оказание информационных услуг.

Предусматриваются меры по развитию товароупаковочной индустрии, из-за несовершенства которой велики потери товарной продукции. Удельный вес российских товаров, продаваемых в расфасованном и упакованном виде, пока не превышает 30%, что значительно снижает конкурентоспособ­ность изделий.

Постепенно совершенствуется подсистема транспортно-экспедиционных услуг. Ее развитие требует создания транс­портных терминалов, осуществляющих перевозку и обработку грузов. Зарубежный опыт свидетельствует о достигаемом при этом сокращении транспортных издержек, сроков доставки, уменьшении потерь и порчи грузов.

Широкий круг мер по решению названных задач предус­мотрен Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 гг., одобренной постановлением Правительства РФ от 15.06.98 № 593. Органам исполнительной власти субъектов федера­ции и органам местного самоуправления также предложено осуществлять необходимые меры по развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка.

Контрольные вопросы

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...