Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с

Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с

Задержкой психического развития.

Методическое пособие

 

Введение.

Чтение и русский язык – основные предметы начальной школы, знание которых является необходимым условием для овладения основами других учебных дисциплин.

Эти предметы – одни из самых трудных, требующие от ребёнка больших усилий, связанных с формированием беглого, осознанного чтения, с запоминанием значительного числа правил, орфограмм, словарных слов. Особую трудность в овладении навыками чтения и письма испытывают дети с ЗПР.

Известно, что чем больше и «качественнее» читает ребёнок, тем грамотнее он пишет. Если систематически и целенаправленно работать по совершенствованию навыка чтения по специально подобранным методикам, то это позволит повысить и уровень орфографической грамотности школьников с ЗПР.

Важнейшим элементом обучения грамоте является целенаправленная и систематическая работа по формированию у школьников умения последовательно выделять звуки в словах, осознанно осуществлять звукобуквенный анализ слов.

Учитывая возрастные особенности младших школьников и типологические особенности учащихся с ЗПР, одним из наиболее эффективных путей достижения результата в обучении детей чтению и письму является преподнесение учебного материала в игровой, занимательной для ребёнка форме. При этом очень важно, чтобы задание одновременно могло выполнять две функции: и обучающую, и развивающую. Одним из наиболее эффективных путей снятия нервной и физической перегрузки ученика является введение яркого, эмоционального учебного материала.

В данном пособии даны апробированные в практике упражнения и задания, которые наиболее эффективны для повышения орфографической грамотности учащихся.

 

 

Игра «Теремок»

Назначение: работа над звукобуквенным анализом слов.

Цель игры: учить групповой работе.

 

На доске висит красочный теремок.

 

    Внизу справа наклеивается длинный карманчик, куда вставляются буквы, например: «С», «Т», «О», «Л». - Стоит в поле теремок – теремок, Он не низок, не высок, не высок. - Бежала мимо буква … Ученик берёт в руки карточку с буквой «С» и продолжает сказку:

 

- Буква «С» обозначает согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой.

- Смотрит: нет никого в теремке. Вошла буква «С» в теремок и стала там жить.

- На следующий день шла мимо ещё одна буква …

- Тук – тук – тук. Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт?

- Это я, буква «С», обозначаю согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой. А ты кто?

Если буква рассказала о себе всё правильно, то получает разрешение жить в теремке. А если нет, то те дети, которые вызваны к доске, по количеству букв в кармане, должны помочь дать характеристику данной букве.

Примечание:

· при работе с гласными учащиеся объясняют роль гласного звука (служит для обозначения твёрдости и мягкости согласного звука);

· после того, как всем буквам дана характеристика, и они заселились в теремок, учитель предлагает ученикам: «Чтобы буквы подружились, давайте составим из них слово».

· Возможны различные виды работ с этим словом: деление слова на слоги, выделение ударного слога, печатание слова в тетрадях, составление схемы слова, составление предложения с этим словом.

Упражнение «Тим и Том»

 

Назначение: дифференциация согласных по твёрдости – мягкости.

 

Цель: формировать у учащихся умение распознавать твёрдые и мягкие

согласные звуки.

 

 

На доску вывешиваются две картинки с изображением клоунов Тима и Тома.

 

 

 

 

 


Тим Том

 

- Тим – клоун весёлый, жизнерадостный. К этой картинке будем подбирать слияния, где согласный звук произносится мягко.

- Том – клоун грустный, не смеётся. К этой картинке будем подбирать слияния, где звук произносится твёрдо.

При первом проведении игры, надо осуществлять анализ слов:

· НАПИСАНИЕ

· ЗВУЧАНИЕ

 

Тим Том

слияние с мягким слияние с твёрдым

согласным звуком согласным звуком

 

Работа проводится как на слух, так и при использовании разрезных или записанных на доске слогов и слов. Например, на доске – столбик слогов или слов. Дети должны соотнести слог или слово с изображением клоунов. Соответствие можно показать стрелками, или, если работа осуществляется с напечатанными на карточках слогами и словами, размещать карточки в соответствии с изображениями на картинках клоунами.

Усложнённый вариант этого упражнения заключается в том, что учитель предлагает слоги и слова учащимся на слух.

Упражнение – игра «Дождик»

 

Цель:формирование умения распознавать гласные и согласные

звуки.

На доску вывешивается «солнышко». Каждому ученику выдана буква (гласная или согласная). Детям предлагается «погулять по полянке».

На доску вывешивается два зонтика, один – красный, другой – синий, а солнышко исчезает.

 

 

 

 


- Буквы, пошёл дождь. Прячьтесь скорее под зонты! Согласные буквы – под синий, гласные буквы – под красный.

Дальше идёт проверка, если допущены ошибки, надо подвести детей, чтобы они сами их нашли и исправили.

- Буквы, выглянуло солнышко! Можно погулять и познакомится друг с другом (гласные и согласные буквы должны объединится в слог).

По сигналу учителя на магнитную доску дети выставляют получившийся слог. Идёт проверка слогов: если допущена ошибка – найти, исправить.

- Дети, а сейчас придумайте слова, чтобы они начинались с тех слогов, которые вы создали.

- С понравившимся словом придумайте предложение.

 

 

 

Упражнение «Экран чтения»

 

Цель: формирование навыка чтения и его понимания.

 

В классе вывешен экран «Солнышко с лучиками». Каждый лучик солнца соотнести с конкретным учеником. Еженедельно, желательно в определённый день, проводить чтение в 1 минуту и фиксировать количество слов на лучике солнца. Экран должен быть доступным для обозрения детям и их родителям. В конце каждой четверти подводить итог, определять лучшего чтеца класса.

 

 

 


ТАНЯ 30, 20, 12 ДИМА

 

 


 

 

Тетрадь по чтению для 1 класса

 

Цель:развивать мелкую моторику, повышать навык чтения,

работать над развитием речи.

Что должно находится на каждой странице тетради для чтения (общей, 48 листов):

1. На каждой странице печатная буква обведена соответствующим цветом (звукобуквенный анализ, закрашивание буквы).

2. Рядом с буквой рисунок предмета или животного, название которого начинается на эту букву (рисунок раскрашивают дети).

3. Слоги в цвете (АП – ПА). Чтение слогов, различие гласных и согласных.

4. Чистоговорки:

РА – РА – РА – начинается игра.

Чистоговорки проговариваются за учителем.

5. Стихотворение. Детям нужно найти изучаемую букву. Некоторые

стихи учатся наизусть. Дети подчёркивают изучаемые буквы в

стихах.

6. Слова для прочтения (печатаются ступенями, столбиками, или

лесенками).

7. Игровые моменты (замени букву, составь другое слово, составь

слово по первым буквам).

Дети печатают в тетради новые слова.

1. РА – РА – РА – начинается игра. 2. РУ – РУ – РУ – продолжаем мы игру. 3. РЫ – РЫ – РЫ – у ребят шары. р о н лис сыр рос . . . . . . . . . Рыбке рак – не страшен враг. Рыбке рак ни друг, ни брат. Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок. РЫ РЫЛА РЫЛ НА - РЫЛ СЫ СЫРО СЫР РОС – ЛА РО РОМА ШАР РО – МАН  
1. ЧА – ЧА – ЧА – горит в комнате свеча. 2. ЧУ – ЧУ – ЧУ – молотком стучу. На часок мы зашли Черепашка подала К черепашке. Чайник, чашки. ча чи лет ту сы жи чик ПОЛУ КА ОТВЕ ЧАЙ НИК ВЫКЛЮ НАЯ

 

Упражнения по формированию фонематических процессов.

 

1. На расчленение названных слов на слоги, слогов на звуки (например, «сад», «весна»).

2. На выбор из числа названных слов таких, в которых содержится определённый звук (например, звуки «С», «Ш», «Л», «Р»).

3. На определение места звука в слове (в начале, в конце), например: звук «Ж» в словах «пассажир», «жар».

4. На придумывание слов, которые включали бы тренируемый звук. Например, звуки «С», «Ш».

5. На преобразование звукового состава слова (например: «МАК - РАК», «КОСА – КОЗА»). Задания типа:

· на парную ей глухую;

· «РАК» – первую согласную заменить так, чтобы получилось название цветка.

6. На различие звуков, близких по звучанию или артикуляции: «З – С», «С – Ш», «З – Ж», «Л – Р», «Б – П», и т.д. Например: балка – палка, дочка – точка.

7. На различие твёрдости и мягкости звуков. Например: мал – мял, брат – брать.

 

 

Упражнение реши ребус

 

Цель:развивать логическое мышление и внимание учащихся.

1. Учитель на доске пишет несколько букв и под ними ставит по порядку цифры:

О А И К Т Н У

1 2 3 4 5 6 7

 

Затем шифрует цифрами слова:

4 1 5 ?
4 1 6 3 ?
7 5 4 2 ?

 

Предлагает детям расшифровать данные слова:

5 1 5 КОТ
5 1 6 3 КОНИ
7 5 4 2 УТКА

 

Дальше идёт работами над этими словами.

- Что общего можно сказать об этих словах? (Возможны разные варианты ответа: обозначают предметы, отвечают на вопрос кто, обозначают домашних животных).

 

2.

А О И У К Н Т Л 1 2 3 4 5 6 7 8 2 5 4 6 3 ОКУНИ
8 3 6 3 ЛИНИ
4 7 5 1 УТКА

 

- Лишнее слово «УТКА», обозначает птицу.

- Лишнее слово «ОКУНИ», оно трёхсложное.

- Лишнее слово «УТКА», в этом слове нет мягких согласных.

- Лишнее слово «ЛИНИ», ударение падает на второй слог.

 

3.

А О И Ы Р С Т Н 1 2 3 4 5 6 7 8 3 5 3 6 4 ИРИСЫ
1 6 7 5 4 АСТРЫ
6 2 6 8 1 СОСНА

 

- Эти слова называют растения, обозначают предметы, отвечают на вопрос «ЧТО?».

- Лишнее слово «СОСНА», оно обозначает дерево, а слова «ИРИСЫ» и «АСТРЫ» – цветы.

- Лишнее слово «ИРИСЫ», оно трёхсложное.

- Лишнее слово «СОСНА», в нём ударный слог – второй, в остальных словах – первый.

- Лишнее слово «ИРИСЫ», в нём есть мягкие согласные.

- Лишнее слово «СОСНА», оно в единственном числе.

Это упражнение может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе, изменяя уровень сложности выполнения.

 

Примечание:

При составлении задания на поиск «лишнего» слова, учителю важно иметь несколько вариантов правильного ответа.

 

Упражнение «Запомни слова»

 

Цель:грамотное безошибочное написание словарных слов.

 

Запоминание происходит легче, если ученик мысленно представляет себе предметы, явления, действия, которые обозначают слова. Объединённые в группы предметы должны «оживать» и «двигаться». Словарные слова можно распределять в группы, объединяя их одной сюжетной линией.

 

ПОГОДА Стояла хорошая погода. Мы поехали по дороге на огород. И стали сажать овощи: горох, морковь, огурцы, помидоры.
ДОРОГА
ОГОРОД
ОВОЩИ
ГОРОХ
МОРКОВЬ
ОГУРЕЦ
ПОМИДОР

 

СОРОКА Сорока – ворона кашку варила, Кашку на молоке, На молоке от коровы. В городе был сильный мороз, Прилетел голодный воробей И всю кашку съел.
ВОРОНА
МОЛОКО
КОРОВА
ГОРОД
МОРОЗ
ВОРОБЕЙ

 

ДЕРЕВНЯ В деревне стоит школа. В первом классе учатся ребята. Дежурный ученик проверяет тетради и пенал.
РЕБЯТА
УЧЕНИК
ДЕЖУРНЫЙ
ТЕТРАДЬ
ПЕНАЛ

 

 

Упражнение, развивающее внимание, способствующее запоминанию правильного написания словарных слов, грамотному использованию их в речи, увеличению темпа чтения.

 

Этапы работы:

1. Работа проводится индивидуально. Каждому ученику выдаётся карточка, на которой написано 12 – 15 слов. Слова написаны разным шрифтом и разным цветом (если ученик читает плохо, то на первых порах надо давать карточку со словами, написанными одинаково). Среди слов: 2 – 3 словарных слова написаны в начальной форме; 1 словарное слово – 1 раз в начальной форме и к нему родственные слова; 2 – 3 не словарных слова с проверяемой орфограммой с родственными словами.

Задание:

· прочитать слова (за ограниченное время);

· закрыть карточку;

· записать слова, повторяющиеся на карточке несколько раз;

· проверить по карточке (самопроверка, взаимопроверка);

· подчеркнуть буквы в словарных словах, требующие запоминания.

Очень важно:

· желательно, чтобы слова были объединены одной темой;

· составить из данных слов предложение;

 

 

2. На другой стороне карточки дан текст (предложение) с пропущенными словами.

Задание:

· вставить подходящие по смыслу слова из карточки (но слов перед глазами учеников нет);

· самопроверка или взаимопроверка с опорой на карточку со словами.

 

 

 
 
  ( обратная сторона карточки)   За деревней большое . . . . . . . . . . . . . . .   Много . . . . . . . . . . . на . . . . . . . . . , да боимся мы ходить туда сами.

Кроссворды

(1 класс)

Кроссворд – один из известнейших видов грамматической игры – может быть с успехом использован на уроках по русскому языку и чтению. Кроссворды, зашифрованные в форме загадок, не требуют значительного времени на расшифровку, посильны младшим школьникам. Для составления таких игр по простейшим схемам, включающим от 4 до 10 слов, также не требуется много времени. Работа с кроссвордом возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна при закреплении важнейших орфограмм.

 

Словарные слова

  1.   2. По горизонтали
3.         3. Какой это мастер на стёкла нанёс и
        листья, и травы, и заросли роз? ( мороз) 4. В поле родился, на заводе творился,
   
   
4.         в стакане растворился. ( сахар )

По вертикали

1. С хозяином дружит, Домик сторожит, Живёт под крылечком И хвостик колечком. ( собака )   2. Ручка есть, а не грабли, Землю роет, а не плуг. ( лопата )

Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...