Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся сУпражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с Задержкой психического развития. Методическое пособие
Введение. Чтение и русский язык – основные предметы начальной школы, знание которых является необходимым условием для овладения основами других учебных дисциплин. Эти предметы – одни из самых трудных, требующие от ребёнка больших усилий, связанных с формированием беглого, осознанного чтения, с запоминанием значительного числа правил, орфограмм, словарных слов. Особую трудность в овладении навыками чтения и письма испытывают дети с ЗПР. Известно, что чем больше и «качественнее» читает ребёнок, тем грамотнее он пишет. Если систематически и целенаправленно работать по совершенствованию навыка чтения по специально подобранным методикам, то это позволит повысить и уровень орфографической грамотности школьников с ЗПР. Важнейшим элементом обучения грамоте является целенаправленная и систематическая работа по формированию у школьников умения последовательно выделять звуки в словах, осознанно осуществлять звукобуквенный анализ слов. Учитывая возрастные особенности младших школьников и типологические особенности учащихся с ЗПР, одним из наиболее эффективных путей достижения результата в обучении детей чтению и письму является преподнесение учебного материала в игровой, занимательной для ребёнка форме. При этом очень важно, чтобы задание одновременно могло выполнять две функции: и обучающую, и развивающую. Одним из наиболее эффективных путей снятия нервной и физической перегрузки ученика является введение яркого, эмоционального учебного материала. В данном пособии даны апробированные в практике упражнения и задания, которые наиболее эффективны для повышения орфографической грамотности учащихся.
Игра «Теремок» Назначение: работа над звукобуквенным анализом слов. Цель игры: учить групповой работе.
На доске висит красочный теремок.
- Буква «С» обозначает согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой. - Смотрит: нет никого в теремке. Вошла буква «С» в теремок и стала там жить. - На следующий день шла мимо ещё одна буква … - Тук – тук – тук. Кто в теремочке живёт, кто в невысоком живёт? - Это я, буква «С», обозначаю согласный звук, твёрдый «С», мягкий «С '», глухой. А ты кто? Если буква рассказала о себе всё правильно, то получает разрешение жить в теремке. А если нет, то те дети, которые вызваны к доске, по количеству букв в кармане, должны помочь дать характеристику данной букве. Примечание: · при работе с гласными учащиеся объясняют роль гласного звука (служит для обозначения твёрдости и мягкости согласного звука); · после того, как всем буквам дана характеристика, и они заселились в теремок, учитель предлагает ученикам: «Чтобы буквы подружились, давайте составим из них слово». · Возможны различные виды работ с этим словом: деление слова на слоги, выделение ударного слога, печатание слова в тетрадях, составление схемы слова, составление предложения с этим словом. Упражнение «Тим и Том»
Назначение: дифференциация согласных по твёрдости – мягкости.
Цель: формировать у учащихся умение распознавать твёрдые и мягкие согласные звуки.
На доску вывешиваются две картинки с изображением клоунов Тима и Тома.
Тим Том
- Тим – клоун весёлый, жизнерадостный. К этой картинке будем подбирать слияния, где согласный звук произносится мягко. - Том – клоун грустный, не смеётся. К этой картинке будем подбирать слияния, где звук произносится твёрдо. При первом проведении игры, надо осуществлять анализ слов: · НАПИСАНИЕ · ЗВУЧАНИЕ
Тим Том слияние с мягким слияние с твёрдым согласным звуком согласным звуком
Работа проводится как на слух, так и при использовании разрезных или записанных на доске слогов и слов. Например, на доске – столбик слогов или слов. Дети должны соотнести слог или слово с изображением клоунов. Соответствие можно показать стрелками, или, если работа осуществляется с напечатанными на карточках слогами и словами, размещать карточки в соответствии с изображениями на картинках клоунами. Усложнённый вариант этого упражнения заключается в том, что учитель предлагает слоги и слова учащимся на слух. Упражнение – игра «Дождик»
Цель:формирование умения распознавать гласные и согласные звуки. На доску вывешивается «солнышко». Каждому ученику выдана буква (гласная или согласная). Детям предлагается «погулять по полянке». На доску вывешивается два зонтика, один – красный, другой – синий, а солнышко исчезает.
- Буквы, пошёл дождь. Прячьтесь скорее под зонты! Согласные буквы – под синий, гласные буквы – под красный. Дальше идёт проверка, если допущены ошибки, надо подвести детей, чтобы они сами их нашли и исправили. - Буквы, выглянуло солнышко! Можно погулять и познакомится друг с другом (гласные и согласные буквы должны объединится в слог). По сигналу учителя на магнитную доску дети выставляют получившийся слог. Идёт проверка слогов: если допущена ошибка – найти, исправить. - Дети, а сейчас придумайте слова, чтобы они начинались с тех слогов, которые вы создали. - С понравившимся словом придумайте предложение.
Упражнение «Экран чтения»
Цель: формирование навыка чтения и его понимания.
В классе вывешен экран «Солнышко с лучиками». Каждый лучик солнца соотнести с конкретным учеником. Еженедельно, желательно в определённый день, проводить чтение в 1 минуту и фиксировать количество слов на лучике солнца. Экран должен быть доступным для обозрения детям и их родителям. В конце каждой четверти подводить итог, определять лучшего чтеца класса.
ТАНЯ 30, 20, 12 ДИМА
Тетрадь по чтению для 1 класса
Цель:развивать мелкую моторику, повышать навык чтения, работать над развитием речи. Что должно находится на каждой странице тетради для чтения (общей, 48 листов): 1. На каждой странице печатная буква обведена соответствующим цветом (звукобуквенный анализ, закрашивание буквы). 2. Рядом с буквой рисунок предмета или животного, название которого начинается на эту букву (рисунок раскрашивают дети). 3. Слоги в цвете (АП – ПА). Чтение слогов, различие гласных и согласных. 4. Чистоговорки: РА – РА – РА – начинается игра. Чистоговорки проговариваются за учителем. 5. Стихотворение. Детям нужно найти изучаемую букву. Некоторые стихи учатся наизусть. Дети подчёркивают изучаемые буквы в стихах. 6. Слова для прочтения (печатаются ступенями, столбиками, или лесенками). 7. Игровые моменты (замени букву, составь другое слово, составь слово по первым буквам). Дети печатают в тетради новые слова.
Упражнения по формированию фонематических процессов.
1. На расчленение названных слов на слоги, слогов на звуки (например, «сад», «весна»). 2. На выбор из числа названных слов таких, в которых содержится определённый звук (например, звуки «С», «Ш», «Л», «Р»). 3. На определение места звука в слове (в начале, в конце), например: звук «Ж» в словах «пассажир», «жар». 4. На придумывание слов, которые включали бы тренируемый звук. Например, звуки «С», «Ш». 5. На преобразование звукового состава слова (например: «МАК - РАК», «КОСА – КОЗА»). Задания типа: · на парную ей глухую; · «РАК» – первую согласную заменить так, чтобы получилось название цветка. 6. На различие звуков, близких по звучанию или артикуляции: «З – С», «С – Ш», «З – Ж», «Л – Р», «Б – П», и т.д. Например: балка – палка, дочка – точка. 7. На различие твёрдости и мягкости звуков. Например: мал – мял, брат – брать.
Упражнение реши ребус
Цель:развивать логическое мышление и внимание учащихся. 1. Учитель на доске пишет несколько букв и под ними ставит по порядку цифры: О А И К Т Н У 1 2 3 4 5 6 7
Затем шифрует цифрами слова:
Предлагает детям расшифровать данные слова:
Дальше идёт работами над этими словами. - Что общего можно сказать об этих словах? (Возможны разные варианты ответа: обозначают предметы, отвечают на вопрос кто, обозначают домашних животных).
2.
- Лишнее слово «УТКА», обозначает птицу. - Лишнее слово «ОКУНИ», оно трёхсложное. - Лишнее слово «УТКА», в этом слове нет мягких согласных. - Лишнее слово «ЛИНИ», ударение падает на второй слог.
3.
- Эти слова называют растения, обозначают предметы, отвечают на вопрос «ЧТО?». - Лишнее слово «СОСНА», оно обозначает дерево, а слова «ИРИСЫ» и «АСТРЫ» – цветы. - Лишнее слово «ИРИСЫ», оно трёхсложное. - Лишнее слово «СОСНА», в нём ударный слог – второй, в остальных словах – первый. - Лишнее слово «ИРИСЫ», в нём есть мягкие согласные. - Лишнее слово «СОСНА», оно в единственном числе. Это упражнение может использоваться на протяжении всего обучения в начальной школе, изменяя уровень сложности выполнения.
Примечание: При составлении задания на поиск «лишнего» слова, учителю важно иметь несколько вариантов правильного ответа.
Упражнение «Запомни слова»
Цель:грамотное безошибочное написание словарных слов.
Запоминание происходит легче, если ученик мысленно представляет себе предметы, явления, действия, которые обозначают слова. Объединённые в группы предметы должны «оживать» и «двигаться». Словарные слова можно распределять в группы, объединяя их одной сюжетной линией.
Упражнение, развивающее внимание, способствующее запоминанию правильного написания словарных слов, грамотному использованию их в речи, увеличению темпа чтения.
Этапы работы: 1. Работа проводится индивидуально. Каждому ученику выдаётся карточка, на которой написано 12 – 15 слов. Слова написаны разным шрифтом и разным цветом (если ученик читает плохо, то на первых порах надо давать карточку со словами, написанными одинаково). Среди слов: 2 – 3 словарных слова написаны в начальной форме; 1 словарное слово – 1 раз в начальной форме и к нему родственные слова; 2 – 3 не словарных слова с проверяемой орфограммой с родственными словами. Задание: · прочитать слова (за ограниченное время); · закрыть карточку; · записать слова, повторяющиеся на карточке несколько раз; · проверить по карточке (самопроверка, взаимопроверка); · подчеркнуть буквы в словарных словах, требующие запоминания. Очень важно: · желательно, чтобы слова были объединены одной темой; · составить из данных слов предложение;
2. На другой стороне карточки дан текст (предложение) с пропущенными словами. Задание: · вставить подходящие по смыслу слова из карточки (но слов перед глазами учеников нет); · самопроверка или взаимопроверка с опорой на карточку со словами.
Кроссворды (1 класс) Кроссворд – один из известнейших видов грамматической игры – может быть с успехом использован на уроках по русскому языку и чтению. Кроссворды, зашифрованные в форме загадок, не требуют значительного времени на расшифровку, посильны младшим школьникам. Для составления таких игр по простейшим схемам, включающим от 4 до 10 слов, также не требуется много времени. Работа с кроссвордом возможна на всех этапах урока, но особенно эффективна при закреплении важнейших орфограмм.
Словарные слова
По вертикали
Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |