Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Производственной практики (по профилю специальности)МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
г. Курск 2015г. Пояснительная записка Преддипломная практика направлена на проверку готовности студента к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной (дипломной) работы в организациях различных организационно - правовых форм. По окончании практики студент сдаёт дневник, отчёт в соответствии с содержанием по форме, установленной ОБОУ СПО «КАТК, и аттестационный лист, установленной ОБОУ СПО «КАТК» формы, характеристику. Целью преддипломной практики является: – подготовка студентов к выполнению выпускной квалификационной работы, – формирование общих и профессиональных компетенций, – комплексное освоение студентами видов профессиональной деятельности: – Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, – Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, – Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, – Составление и использование бухгалтерской отчетности, - Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации, – Выполнение работ по профессии кассир, по профессии «Бухгалтер». Итогом преддипломной практики является оценка, которая выставляется руководителем практики от учебного заведения на основании наблюдений за самостоятельной работой практиканта, выполнения им индивидуальных заданий, а также характеристики и предварительной оценки руководителя от организации. Преддипломная практика по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» проводится на завершающем этапе подготовки бухгалтеров после освоения программ профессиональных модулей, освоения теоретического и практического обучения и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных ФГОС СПО по данной специальности. Преддипломная практика проводится в течении 4 недель, или 144 часов. Итоговая аттестация проводится в форме зачёта. ВВЕДЕНИЕ Учебный семестр, в котором завершается обучение студентов, начинается с прохождения студентами преддипломной практики в различных организациях и на коммерческих предприятиях. В этом процессе преследуется достижение двух целей: 1.Комплексное ознакомление студентами-выпускниками непосредственно на рабочих местах в действующих предприятиях с общей организацией, функциями и особенностями работы бухгалтерской службы предприятия. 2.Сбор материалов, позволяющих наполнить конкретными данными первичных документов, показателями первичных бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учета, отчетных бухгалтерских документов, учетной и налоговой политики предприятия практическую часть дипломной работы.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Местом прохождения преддипломной практики может выступать коммерческое предприятие, функционирующее в любой отрасли промышленности, транспорта, торговли, строительства, сельского хозяйства и др. Студент проходит преддипломную практику в структурном подразделении организации или предприятия, которое занимается бухгалтерским делом. В период преддипломной практики студент может ознакомиться с работой бухгалтера, ведущего различные группы бухгалтерских операций, заместителя главного бухгалтера, главного бухгалтера предприятия. За время прохождения преддипломной практики студент должен изучить учетную и налоговую политику предприятия, его документооборот, систему, форму и организацию бухгалтерского финансового учета, особенности управленческого учета, распределение функций между работниками бухгалтерской службы по внутрипроизводственным отношениям на предприятии (между структурными подразделениями, филиалами, дочерними предприятиями) и по его внешним связям (с налоговыми органами, банками, поставщиками и иными участниками его деятельности). По результатам прохождения преддипломной практики студент представляет в образовательное учреждение: договор с места прохождения преддипломной практики на официальном бланке, подписанную руководителем организации с заверением печатью и ее работником. 2.Отчет о преддипломной практике, включающий две части: Первая часть. Отчет об организации бухгалтерского дела, бухгалтерской отчетности, учетных операциях, проводимых в структуре финансового и управленческого учета предприятия, аудите и анализе эффективности хозяйственной деятельности предприятия, на котором проходилась преддипломная практика. (Состав вопросов, входящих в эту часть задания на преддипломную практику рассмотрен ниже.) Вторая часть. Краткая характеристика материалов для практической части дипломной работы, включая количественные характеристики объекта анализа и планирования в дипломной работе, данные бухгалтерской отчетности, первичные данные финансового и управленческого учета. Собранные по предприятию данные прилагаются к отчету по преддипломной практике и затем используются в дипломной работе. Использование документооборота предприятия в дипломной работе должно в письменной форме согласовываться с его руководством в целях сохранения коммерческой тайны. Например, если тема дипломной работы – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит основных средств на примере предприятия «А»», то для практической части подобной дипломной работы необходимо изучить на предприятии и получить разрешение на использование следующих практических материалов за анализируемый, предыдущий и частично за планируемый периоды: 1. Учетная и налоговая политика предприятия в области основных средств (постановка на баланс, начисление амортизации, оценка, реализация и списание объектов основных средств). 2. Бухгалтерский баланс в части движения основных средств. 3. Пояснения к бухгалтерскому балансу в части движения основных средств и начисления их амортизации. 4.Бизнес-план предприятия, особенно вопросы планирования приобретения, списания, реконструкции и модернизации объектов основных средств. 5.Первичные документы по учету объектов основных средств. 6.Данные по реализуемым и предполагаемым к реализации инвестиционным проектам. 7.Договоры аренды и лизинга (действующие и предполагаемые). 8.Документы по регистрации сделок с недвижимостью. 9.Документы по формированию себестоимости продукции в части начисления амортизации по объектам основных средств.
По окончании преддипломной практики в течение одного дня студент сдает отчет и защищает его, получая в зачетную книжку оценку за преддипломную практику. Защита принимается преподавателем ответственным за преддипломную практику. ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ Результаты преддипломной практики студенты отражают в дневниках, которые имеют следующие разделы: день практики по порядку, место практики, краткое содержание выполненных работ, замечания и подписи мастеров и руководителей практики от предприятий. Отчеты по преддипломной практике с приложением аттестационного листа, проверенные и подписанные руководителями практики на местах, заверенные печатью предприятия, студенты сдают на следующий день после окончания практики. Обязательными элементами оформления отчета по практике являются: наименование учебного заведения и его вышестоящего органа, наименование этапа практики, место ее проведения, период практики, фамилия, имя, отчество студента, проходившего практику. Содержание отчета определяется программой практики и ее продолжительностью. Приложение к отчету, как и сам отчет, каждым студентом оформляется самостоятельно.
Структура отчета: - титульный лист - содержание (перечень приведенных в отчете разделов с указанием страниц); - введение (цель и задачи практики, объект (изучаемая часть предприятия, вида деятельности, программное обеспечение и т. д.)), предмет (содержание сущности и особенности всех видов деятельности предприятия (организации), особенности программного продукта, и. д.); - содержательная часть (в соответствии с заданием, планом по практике и : - заключение (на основе представленного материала в основной части отчета подводятся итоги практики, отмечаются выполнение цели, достижение задач, получение новых знаний, умений, практического опыта, пожелания и замечания по прохождению практики, предложения по совершенствованию изученного предмета практики на предприятии); - список используемой литературы (включая нормативные документы, методические указания); - приложения (в качестве приложения к дневнику практики студент оформляет графические, аудио-, фото-, видео -, материалы, наглядные образцы изделий, подтверждающие практический опыт, полученный на практике. Эти материалы при определении общего объема не учитываются).
Формой оценкирезультативности обученияявляется традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка Методом оценки результатов обучения выступает мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся и готовности к выполнению ВКР.
ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЁТА О ПРАКТИКЕ По ГОСТ 7.32-2001 текст печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта - чёрный. Размер шрифта (кегль) – 14, шрифт «Times New Roman». Размеры полей: правое - не менее 10мм, верхнее и нижнее - не менее 20мм, левое - не менее 30мм. Абзацный отступ 15мм. Страницы работы нумеруются арабскими цифрами (нумерация сквозная по всему тексту). Номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включается в общую нумерацию, номер на нём не ставится. По всей работе не допускается обрамление текста с применением рамок, уголков и т.п. объектов. По ГОСТ 7.32-2001 заголовки структурных элементов работы располагают в середине строки без точки в конце и печатают заглавными буквами без подчёркивания. Каждый структурный элемент следует начинать с новой страницы. В тексте работы не допускается сокращение, исключения составляют общепринятые описанные соответствующим стандартом или правилом русской орфографии или пунктуации. Например, и так далее – и т. д.; год (годы) - г (гг.); рубли, тысячи рублей, миллионы рублей – руб., тыс. руб., млн. руб., открытое акционерное общество – ОАО и т.д. По ГОСТ 7.32-2001 на все таблицы в тексте должны быть ссылки. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Все таблицы нумеруются. В целях удобства размещения и восприятия информации в табличной форме допустимо уменьшить размер шрифта до 10 – 12-го кегля, а также межстрочный интервал – до одинарного.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКА - ОТЧЕТА
1) Дневник является основным документом, по которому студент отчитывается о прохождении практики.
2) Дневник должен вестись ежедневно и содержать краткий перечень заданий, выполненных за день.
3) По окончании практики дневник заверяется печатью предприятия, где студент проходил практику.
4) В конце практики студенту выдается характеристика от руководителя практики на предприятии, в которой указывается вид работ, выполненных практикантом, и выставляется оценка о работе.
5) Дневник и характеристика от руководителя практики предприятия прикладываются к отчету по практике и сдаются руководителю практики от образовательного учреждения. СТУДЕНТ ОБЯЗАН 1) По прибытию на предприятие студент должен предоставить руководителю дневник по прохождению практики. 2) Вести дневник практики ежедневно. РУКОВОДИТЕЛЬ ПРАКТИКИ ОТ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЯЗАН: 1) Провести инструктаж по технике безопасности, ознакомить студента с рабочим местом, правилами эксплуатации оборудования.
Содержание преддипломной практики и виды учебной работы
Примечание: Ø рабочая неделя 36 часов (6 рабочих дней). Ø рабочий день практиканта составляет 6 часов. Тематический план и содержание производственной (преддипломной) практики
Календарно – тематический план ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преддипломная практика направлена на то, чтобы, с одной стороны, студент более полно ознакомился с работой бухгалтера, которой ему предстоит заниматься по завершении высшего образования, а с другой, получил практические материалы для проведения экспериментальной проверки суждений, положений, точек зрения и выводов по поводу тех или иных аспектов бухгалтерского дела, которые сформулированы в теоретической части дипломной работы. Таким образом, преддипломная практика является важным подготовительным этапом как к успешной защите дипломной работы, так к удачной профессиональной карьере. Приложение 1
Для проведения экономической характеристики следует воспользоваться данными табл. 1 – табл. 4.
Таблица 1 –Динамика производства и реализации продукции «______» (название предприятия) за 201 – 201 -годы
Таблица 2 – Анализ производительности труда и средней заработной платы «_____________» за 201 – 201годы
По данным таблицы сопоставьте темпы роста производительности труда и средней заработной платы и сделайте соответствующий вывод.
Таблица 3 – Анализ эффективности использования основных фондов и оборотных средств «_____________» за 201 – 201годы
Таблица 4 – Анализ финансовых результатов «___________________» за 201 – 201 годы
Приложение 2
По данным бухгалтерской отчётности следует провести анализ: - ликвидности и платёжеспособности предприятия (табл. 5 и 6 ); - финансовой устойчивости (табл. 7); - финансовой гибкости и деловой активности (табл.8).
Таблица 5 - Анализ ликвидности баланса «_____________» за 201-201гг.
Группы активов баланса Все активы фирмы в зависимости от степени ликвидности, т. е. скорости превращения в денежные средства, можно условно разделить на несколько групп. Наиболее ликвидные активы (А1) — суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно. В эту группу включают также краткосрочные финансовые вложения. Быстро реализуемые активы (А2) — активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), прочие оборотные активы. Медленно реализуемые активы (А3) — наименее ликвидные активы — это запасы, дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты), налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, при этом статья «Расходы будущих периодов» не включается в эту группу. Труднореализуемые активы (А4) — активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени. В эту группу включаются статьи раздела I актива баланса «Внеоборотные активы». Первые три группы активов в течение текущего хозяйственного периода могут постоянно меняться и относятся к текущим активам предприятия, при этом текущие активы более ликвидны, чем остальное имущество предприятия. Группы пассивов баланса Пассивы баланса по степени возрастания сроков погашения обязательств группируются следующим образом. Наиболее срочные обязательства (П1) — кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенные в срок (по данным приложений к бухгалтерскому балансу). Краткосрочные пассивы (П2) — краткосрочные заемные кредиты банков и прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты. При определении первой и второй групп пассива для получения достоверных результатов необходимо знать время исполнения всех краткосрочных обязательств. На практике это возможно только для внутренней аналитики. При внешнем анализе из-за ограниченности информации эта проблема значительно усложняется и решается, как правило, на основе предыдущего опыта аналитика, осуществляющего анализ. Долгосрочные пассивы (П3) — долгосрочные заемные кредиты и прочие долгосрочные пассивы — статьи раздела IV баланса «Долгосрочные пассивы». Постоянные пассивы (П4) — статьи раздела III баланса «Капитал и резервы» и отдельные статьи раздела V баланса, не вошедшие в предыдущие группы: «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов». Для сохранения баланса актива и пассива итог данной группы следует уменьшить на сумму по статьям «Расходы будущих периодов» и «Убытки». Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия:
Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.
Таблица 6 - Коэффициенты, характеризующие платёжеспособность
Таблица 7 - Показатели финансовой (рыночной) устойчивости
Таблица 8 - Коэффициенты деловой активности
Примечание: Т = 360 дней, средние величины рассчитываются как полусумма данных на начало и конец года.
Приложение 3 Результатом прохождения преддипломной программы практики является овладение студентами видом профессиональной деятельности: – Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации, – Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, – Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, – Составление и использование бухгалтерской отчетности, - Осуществление налогового учета и налогового планирования в организации, – Выполнение работ по профессии кассир, по профессии «Бухгалтер». В том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
|