Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Д И Д А К Т И Ч Е С К И Й М А Т Е Р И А Л

Д И Д А К Т И Ч Е С К И Й М А Т Е Р И А Л

К У Р О К А М Р У С С К О Г О Я З Ы К А

В О В Т О Р О М К Л А С С Е

(для школ с украинским языком обучения)

 

 

П о с о б и е д л я у ч и т е л я

 

Винница 2006

 

 


УДК 372.4

ББК 81.2 РОС-93

Л - 24

Рекомендовано к изданию ученым советом Винницкого государственного педагогического университета имени Михаила Коцюбинского (протокол №1 от 30 августа 2002г.)

 

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

ХОЛКОВСКАЯ И.Л., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Винницкого государственного педагогического университета;

ЛЕСИНА Е.В., зав. кабинетом начального обучения Винницкого областного института последипломного образования педагогических работников

 

Л–24 ЛАПШИНА И.Н. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА во 2-м классе (для школ с украинским языком обучения): Пособие для учителя.- Винница: ВГПУ, 2006.- 104 с.

 

Пособие содержит учебные тексты и задания к ним для формирования аудиативных умений; речевые игры и артикуля-ционно-тренировочные упражнения для развития навыка говорения; практические задания для закрепления языковых знаний и умений в период устного курса русского языка.

Предназначено для учителей начальных классов, студентов педвузов и педучилищ.

 

 

© ЛАПШИНА И.Н., 2006

 


С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Дидактический материал к темам:

Т-1. Школа, урок, учебные принадлежности

Организация аудирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

Организация говорения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Т-2. Семья. Культура семейных отношений

Организация аудирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Организация говорения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29

Т-3. Речевой этикет

Организация аудирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

Организация говорения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Т-4. Друг (подруга)

Организация аудирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Организация говорения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

Т-5. Время. Погода. Времена года

Организация аудирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

Организация говорения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Т-6. Игры, развлечения

Организация аудирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79

Организация говорения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88

Т-7. Любимые книги

Организация аудирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93

Организация говорения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94

Т-8. Мир профессий

Организация аудирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98

Организация говорения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101

 

 

 


В В Е Д Е Н И Е

Процесс формирования у младших школьников речевых навыков требует высокой познавательной активности, искренней заинтересованности в изучении неродного языка, многократного повторения определённых синтаксических конструкций.

Предлагаемые дидактические материалы помогут учителю на уроках первого года обучения неродному языку без дополнительных временных затрат выработать у учащихся прочные речевые умения (аудирования, говорения), осознанное применение языковой теории.

Становление речевой деятельности школьников начинается с усвоения аудиативных умений. С этой целью учителю следует на каждом уроке целенаправленно учить своих воспитанников сосредоточенно воспринимать на слух связное высказывание, методически грамотно осуществлять проверку воспринятого текста.

Предлагаем для наиболее важных тем устного практического курса («Школа, урок, учебные принадлежности", "Семья", "Друг (подруга)", "Природа", "Игры, развлечения") разные варианты текстов для аудирования, которые различаются жанровой принадлежностью, объёмом (от 30 сек. звучания аудиотекста до 3 минут), и могут использоваться для учащихся с различной речевой подготовкой. Кроме того, учителя смогут в соответствии с возможностями школьников отобрать соответствующий вербальный способ проверки. На первых уроках изучаемой темы рекомендуем использовать невербальные способы проверки понимания прослушанного текста (выбор соответствующего рисунка из группы предложенных, расстановка в нужном порядке сюжетных рисунков, рисование по прослушанному тексту). Переходить к вербальным способам проверки следует тогда, когда школьники усвоили достаточный словарный запас по теме и научились формулировать мысль в виде сочетания слов или предложения.

На основе развитых аудиативных умений у учащихся формируются навыки говорения - самостоятельного построения высказывания во внутреннем или внешнем планах. Для этого в пособии представлены речевые подготовительные игры. С их помощью можно существенно активизировать речевую деятельность школьников, ибо именно в игре дети наиболее свободны, раскрепощены, усиливается их интуитивное начало, более продуктивны непроизвольное внимание, слуховая и речедвигательная память учащихся.

Предлагаемые игры-соревнования стимулируют младших школьников к моментальной реакции на игровое задание (самый внимательный, быстрый, словоохотливый и т.д.), значительно расширят словарный запас; игры с логической нагрузкой научат учащихся реагировать не только быстро, но и обдуманно; обосновывать правильность предложенного ответа. Такие игры требуют от учеников высокого уровня мыслительных операций (сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, установления причинно-следственных связей), чем способствуют развитию общеучебных умений и навыков. Это обязательно отразится и на результативности усвоения других школьных дисциплин.

Итогом игровой речевой подготовки являются сюжетно-ролевые игры. Данный тип творческих игр стимулирует диалогическую речь учащихся, умение мысленно продумывать план развития сюжета, быстро и точно подбирать необходимую лексику, грамотно создавать синтаксические конструкции, практически усваивать правила речевого этикета.

Максимальным эффектом в развитии произносительных навыков обладают артикуляционно-тренировочные упражнения - заучивание и многократное (с различными учебными заданиями) повторение тренировочного материала - текстов скороговорок, чистоговорок, считалок, потешек, занимательных рифмованных строк. Второклассникам целесообразно предложить повторить текст артикуляционного упражнения с изменением темпа проговаривания (очень медленно – медленно – медленнее, чем обычно – как обычно – быстрее, чем обычно – быстро – очень быстро), с различной силой голоса (только губами – шепотом – очень тихо – тихо – тише, чем обычно – как обычно – громче, чем обычно – громко – очень громко), с различной интонацией (радостно – печально, удивленно – восхищенно, с сомнением – с недоверием и т.д.).

Закреплению предметной лексики будут способствовать обобщающие беседы, тематика и перечень возможных вопросов к которым приведены в конце каждого раздела.

Такая система формирования речевых навыков обеспечит продуктивную речевую деятельность школьников-украинцев средствами русского языка, поддержит интерес второклассников к изучению неродного языка.

 


Т-1

Л.Каминский. Первый урок

Когда первоклассники уселись за парты, учительница спросила: - Кто знает, зачем нужно ходить в школу?

Витя поднял руку и сказал: - Чтобы научиться читать.

Наташа встала и сказала: - Чтобы научиться писать.

Юра сказал: - Чтобы научиться считать.

- Молодцы, - похвалила ребят учительница, - все правильно ответили!

Тут Маша встала, взяла портфель и пошла к двери.

- Ты куда? - удивилась учительница.

- Домой, - ответила Маша. - Мне не нужно ходить в школу, потому что я уже умею читать, писать и считать.

- Это хорошо, - сказала учительница. - Только мне кажется, что ты ещё не всё умеешь и не всё знаешь. Например, сколько будет, если двадцать пять умножить на пять? Как по-английски звучит слово"кошка"? Где живут пингвины?

- А разве всё это учат в школе? - спросила Маша.

- Конечно. И почему листья зелёные, и почему светят звезды, и многое другое. Ну, как, остаёшься?

- Пока остаюсь… - сказала Маша и снова села за парту.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ :

- Для чего нужно ходить в школу?

- Почему Маша решила, что ей не нужно ходить в школу?

- Чему пообещала учительница научить Машу?

 

В.Драгунский. Главные реки

Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все-таки надо учить. Хочешь - не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Я так завозился, что совершенно позабыл обо всем на свете. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор.

Утром в школу я поспел вовремя. Когда вошла в класс Раиса Ивановна, книги мои были уже на парте, и сам я сидел с Мишкой как ни в чем не бывало. Еще на ходу она сказала:

- Кораблев, к доске!

У меня сразу испортилось настроение, потому что я вспомнил, что забыл приготовить уроки. И мне ужасно не захотелось вылезать из-за своей родимой парты. Я прямо к ней как будто приклеился. Но Раиса Ивановна стала меня торопить: - Кораблев! Что же ты?

И я пошел к доске. Раиса Ивановна сказала: - Стихи!

Чтобы я читал стихи, какие заданы. А я их не знал. Я даже плохо знал, какие заданы. Поэтому я моментально подумал, что Раиса Ивановна тоже, может быть, забыла, что задано, и не заметит, что я читаю. И я бодро завел:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь...

- Это Пушкин, - сказала Раиса Ивановна.

- Да, - сказал я, - это Пушкин. Александр Сергеевич.

- А я что задала? - сказала она.

- Да! - сказал я.

- Что "да"? Что я задала, я тебя спрашиваю? Кораблев!

- Что? - сказал я.

- Что" что"? Я тебя спрашиваю: что я задала?

Тут Мишка сделал наивное лицо и сказал: - Да что он, не знает, что ли, что Вы Некрасова задали? Это он не понял вопроса.

Вот что значит верный друг. Это Мишка таким хитрым способом ухитрился мне подсказать. А Раиса Ивановна уже рассердилась:

- Слонов! Не смей подсказывать!

- Да, - сказал я. - Ты чего, Мишка, лезешь? Без тебя, что ли, не знаю, что Раиса Ивановна задала Некрасова! Это я задумался, а ты тут лезешь, сбиваешь только.

Мишка стал красный и отвернулся от меня. А я опять остался один на один с Раисой Ивановной.

- Ну? - сказала она.

- Что? - сказал я.

- Перестань ежеминутно штокать!

Я уже видел, что она сейчас рассердится как следует.

- Читай. Наизусть!

- Что? - сказал я.

- Стихи, конечно! - сказала она.

- Ага, понял. Это можно. - И громко начал: - Стихи Некрасова. Поэта. Великого поэта.

- Ну! - сказала Раиса Ивановна.

- Что? - сказал я.

- Читай сейчас же! - закричала бедная Раиса Ивановна.- Сейчас же читай, тебе говорят! Заглавие!

Пока она кричала, Мишка успел мне подсказать первое слово. Он шепнул, не разжимая рта, но я его прекрасно понял. Поэтому я смело выдвинул ногу вперед и продекламировал: - Мужичонка!

Все замолчали, и Раиса Ивановна тоже. Она внимательно смотрела на меня, а я смотрел на Мишку еще внимательнее. Мишка показывал на свой большой палец и зачем-то щелкал его по ногтю.

И я как-то сразу вспомнил заглавие и сказал: - С ноготком!

И повторил все вместе: - Мужичонка с ноготком!

Все засмеялись. Раиса Ивановна сказала: - Довольно, Кораблев!.. Не старайся, не выйдет. Уж если не знаешь, не срамись.

Потом она добавила: - Ну, а как насчет кругозора? Помнишь, мы вчера договорились всем классом, что будем читать и сверх программы интересные книжки? Вчера вы решили выучить названия всех рек Америки. Ты выучил?

Конечно, я не выучил. Этот чертов змей совсем мне всю жизнь испортил. И я хотел во всем признаться Раисе Ивановне, но вместо этого вдруг неожиданно даже для самого себя сказал: - Конечно, выучил! А как же!

Она сказала: - Ну вот, исправь это ужасное впечатление, которое ты произвел чтением стихов Некрасова. Назови мне самую большую реку Америки, и я тебя отпущу.

Вот когда мне стало худо. Даже живот заболел, честное слово. В классе была удивительная тишина. Все смотрели на меня. А я смотрел в потолок. И думал, что сейчас наверняка умру. До свидания, все! И в эту секунду я увидел, как в левом последнем ряду Петька Горбушкин показывает мне какую-то длинную газетную ленту, и на ней что-то намалёвано чернилами, толсто намалёвано, наверное, он пальцем писал. И я стал вглядываться в эти буквы, и, наконец, прочёл первую половину. И тут Раиса Ивановна снова: - Ну, Кораблев? Так какая же главная река в Америке?

У меня сразу же появилась уверенность, и я сказал:

- Миси-писи.

Дальше я не буду рассказывать. Хватит. И хотя Раиса Ивановна смеялась до слёз, но двойку она мне влепила, будь здоров. И я теперь дал клятву, что буду учить уроки всегда. До глубокой старости.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Назовите одноклассников Дениски Кораблёва.

- Кем работает Раиса Ивановна?

- Какой школьный предмет изучался на первом уроке?

- Какую клятву дал себе Денис Кораблев а) не опаздывать в школу; б) учить уроки всегда; в) быть хорошим другом?

Б.Заходер. Птичья школа

На старой липе во дворе большое оживление.

Повесил кто-то на заре такое объявление:

«Открыта ШКОЛА ДЛЯ ПТЕНЦОВ! Занятия – с пяти часов.

Здесь можно даже летом учиться всем предметам!»

И ровно в пять часов утра слетелась птичья детвора:

Воробушки, галчата, чижи, стрижи, щеглята,

Сороки, воронята, синицы и скворчата.

Щебечут и смеются, пищат, галдят, клюются,

Толкаются, дерутся… Что сделаешь – птенцы!

Но вот влетел учитель в класс, и суматоха улеглась.

Сидит смирнее голубей на ветках молодежь.

Учитель – Старый Воробей, его не проведешь!

Он справедлив, но очень строг: - Итак, друзья, начнем урок!

У нас по расписанию сейчас чистописание.

Воробушки и галочки сидят, выводят палочки…

- Второй урок – родной язык, запомним: пишется «чирик»,

А произносится «чивик» или «чилик», кто как привык!

Теперь займемся чтением любимых детских книжек.

Читаем с выражением поэму «Чижик – Пыжик ».

К доске пойдет, допустим, Чиж…

Ну, что же ты, дружок, молчишь?

- Чижик – Пыжик! Где ты был?..

А как дальше, я забыл… Но тут звонок раздался.

- Попрыгайте пока, а кто проголодался, заморит червячка!

- Теперь естествознание. Запишем два задания:

«Где собирают крошки» и «Как спастись от кошки».

Отлично! В заключение сегодня будет пение.

Все, даже желторотые, поют с большой охотою.

Вот самый лучший ученик. Отдельно по картинке:

Он спел три раза «чик-чирик» почти что без запинки!

А вот на этой ветке проставлены отметки.

У всех пятерки. Молодцы! Летите по домам, птенцы!

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Какое объявление повесили во дворе?

- Какими словами учитель начал урок?

- Какие предметы изучают птенцы в своей школе: а)математику; б) родной язык; в) рисование; г) чистописание; д) пение; ж) естествознание?

- Хорошие ли ученики в школе для птенцов?

С.Дудченко. Солнечные краски

Рано-рано проснулось Солнышко. Проснулось и сказало: - А ну-ка,

лучик, прыгай на землю!

Спрыгнул лучик с неба на землю. А на земле - трава. А на траве - роса. Отразился лучик в капельке росы, и засияла маленькая радуга. Какими цветами? А вот какими: КРАСНЫМ, ОРАНЖЕВЫМ, ЖЕЛТЫМ, ГОЛУБЫМ, СИНИМ, ФИОЛЕТОВЫМ.

Солнышко по небу катится, лучик по земле скачет - навстречу новым солнечным краскам. Петушок Гриша взлетел на забор и закукарекал: - Ку-ка-реку! И заалел от солнечного света его КРАСНЫЙ гребешок.

Бабушка Авдотья пошла на огород, выдернула из земли две морковки. Одна морковка была ОРАНЖЕВАЯ, другая - ЖЕЛТАЯ. И обе помахивали своими одинаковыми ЗЕЛЁНЫМИ косичками.

Перепрыгнул солнечный лучик через грядки и выбежал на лужок. А там цветы уже проснулись: ГОЛУБАЯ вероника, СИНИЙ василёк и ФИОЛЕТОВАЯ фиалка. К Солнышку тянутся и говорят: - Спасибо тебе, что нас разбудило!

Солнечный лучик дальше поскакал. Как кругом красиво!

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Какие краски радуги вы запомнили?

- Повторите названия цветов, которые росли на лугу: а) голубая вероника; б) синий василёк; в) розовый колокольчик; г) фиолетовая фиалка; д) красный мак.

Лексика к теме «Школа»

Школа: класс, коридор, библиотека, столовая, учительская, спортивный зал, актовый зал; новый, светлый, уютный, приветливый, многоэтажный, просторный, чистый.

Учитель: учительница, библиотекарь, воспитатель, директор; внимательный, спокойный, любимый, терпеливый, знающий, интересный; помогает, объясняет, слушает, оценивает, исправляет, учит.

Учебные предметы: родной язык, иностранный язык, чтение, математика, труд, рисование, физкультура, музыка.

Школьные принадлежности: портфель, ранец, пенал, ручка, учебник, тетрадь, резинка, карандаш, линейка, альбом, краски; новый, красивый, аккуратный, удобный, цветной, грязный; класть, положить.

 

Р Е Ч Е В Ы Е И Г Р Ы

"Зоркий глаз"

Задание к игре: в течение одной минуты назвать максимальное количество слов-названий учебных принадлежностей, которые есть в классе (слова произносить с учетом орфоэпических норм).

"Кто больше"

Задание к игре: с закрытыми глазами назвать максимальное количество слов, называющих учебные принадлежности, которые есть в классе.

"Снежный ком"

Задание к игре: первый ученик называет какой-либо учебный предмет, второй ученик называет слово предыдущего ученика, а затем произносит своё слово, третий повторяет два первых слова и добавляет своё. Игра продолжается до образования цепочки из 8-10 слов. Например: ручка – ручка, карандаш – ручка, карандаш, пенал – ручка, карандаш, пенал, резинка – ручка, карандаш, пенал, резинка, линейка - …

"Шаг - словечко"

Задание к игре: класс делится на несколько команд, от каждой команды выходит представитель. В проходе между рядами парт участники игры встают перед чертой. Затем каждый из них делает шаг и называет слово-название школьных принадлежностей. Побеждает тот, кто сделает больше шагов.

"Цепочка слов"

Задание к игре: первый ученик называет слово-название школьных принадлежностей, второй ученик называет слово, которое начинается первым звуком предыдущего слова и т.д.

Например: циркуль - линейка - альбом.

"Испорченный телефон"

Задание к игре: учитель на ухо ученику быстро называет слово, называющее учебную принадлежность. Ученик шепчет на ухо соседу по парте то слово, которое услышал. Так слово передается всем сидящим в этом ряду. Выигрывает тот ряд, который правильно передал слово от первого ученика к последнему.

"Кто быстрее"

Задание к игре: учитель предлагает назвать 5 учебных принадлежностей. Побеждает тот ученик, которому потребуется для этого минимальное время. При проговаривании слов учитывается соблюдение орфоэпических норм.

 

Школа. Правила школьной жизни

Сегодня я дежурная. Я в школу хожу со вчерашнего дня.

Дежурю в первый раз. Много уроков теперь у меня.

Я доску вытираю, Пишу я в тетради, сижу с букварём,

Проветриваю класс. А мишка с матрёшкой скучают вдвоём!

 

Школьнику на память. С.Маршак

Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь, -

Хорошо работай в школе, добросовестно учись!

Ты думал: школа – не вокзал, не страшно опоздать.

Но тех, кто в школу опоздал, она не станет ждать.

Хоть без колес устроен класс, он далеко уйдет за час!

 

Не отправится охотник без ружья стрелять гусей.

Не оставит дома плотник молотка или гвоздей.

Ты не должен оставлять дома книжку и тетрадь.

Любит летчик самолет. Пулеметчик – пулемет.

Как стекло, светло и чисто блещет мастера станок.

Содержи и ты в порядке парту, книжки и тетрадки.

Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать,

Ты сиди за партой стройно и веди себя спокойно,

На уроках не болтай, как заморский попугай.

Вставайте дружно каждый раз,

Когда учитель входит в класс!

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

Ответить хочешь – не шуми,

А только руку подыми!

В школу. В.Берестов

Тетради в портфеле шуршали, что в жизни важнее решали.

Тетрадка в линейку бормочет: - Грамматика!

А в клетку тетрадка ворчит: - Математика!

На чём примирились тетрадка с тетрадкой,

Для нас до сих пор остаётся загадкой.

 

Я - нарядная закладка. Я - линейка. Прямота -

Я нужна вам для порядка. Главная моя черта.

Зря страницы не листайте:

Где заложено - читайте!

 

И в десять лет, и в семь, и в пять Я малютка-карандашик, Все люди любят рисовать. Исписал я сто бумажек. И каждый смело нарисует А когда я начинал, Всё, что его интересует. То с трудом влезал в пенал. Всё вызывает интерес: Школьник пишет и растёт, Далёкий космос, ближний лес, Карандаш -наоборот. Цветы, машины, пляски, сказки... Всё нарисуем! Были б краски.

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле!

 

Быстро лето пролетело, Здравствуй, осень золотая!

Наступил учебный год, Школа, солнцем залитая!

Но и осень нам немало Наш просторный, светлый класс,

Дней хороших принесё Ты опять встречаешь нас.

М А С Т Е Р А М С К О Р О Г О В О Р К И

В живом уголке жили ежи да ужи.

Звенит звонок, звонок зовет,

И Зоя в класс к себе идет.

Соня – незнайка, а Зина – зазнайка.

Огорченная сорока возвращается с урока.

Весь урок болтала с сойкой

И домой вернулась с двойкой.

Задали в школе детям урок:

Прыгают в поле сорок сорок.

Десять взлетели, сели на ели.

Сколько осталось в поле сорок?

Только Таня утром встанет,

Танцевать Танюшу тянет.

Что тут долго объяснять! -

Таня любит танцевать.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

Хохотала звонко Мила – в рот смешинка угодила.

Ученица-озорница получила единицу.

Алена – плакса – в тетрадке клякса.

Возьми резинку – сотри слезинку.

 

Школьная считалка

Возле школьного крыльца посадили деревца:

Вера – вербу, ясень – Вася,

Слава – сливу, Клава – клен…

Ты работал – оставайся.

Ты ленился – выйди вон.

Т Е М Ы Б Е С Е Д И Р А С С К А З О В

· Мой любимый учебный предмет

· Почему наш класс лучший…

· Как я собираюсь в школу

· Самая необычная перемена

· Школа будущего

· Рассказ школьной парты

· О чем шепчутся тетради?


Т-2

Л.Квитко. Лемеле хозяйничает

Мама уходит, спешит в магазин.

- Лемеле, ты остаешься один.

Мама сказала: - Ты мне услужи:

Вымой тарелки, сестру уложи.

Дрова наколоть не забудь, мой сынок,

Поймай петуха и запри на замок.

Сестренка, тарелки, петух и дрова...

У Лемеле только одна голова!

Схватил он сестренку и запер в сарай.

Сказал он сестренке: - Ты здесь поиграй!

Дрова он усердно помыл кипятком,

Четыре тарелки разбил молотком.

Но долго пришлось с петухом воевать –

Ему не хотелось ложиться в кровать.

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Назовите членов семьи Лемеле.

- Кто обратился с просьбой к Лемеле?

- Кого Лемеле запер в сарае?

- Можно ли назвать Лемеле маминым помощником?

 

Я.Аким. Кто кому кто?

- Бабушка, бабушка, я чья дочка?

- Ты Федина дочь, моего сыночка.

- Мой папа большой, а совсем не сыночек.

- Сыночек. Брат четырех моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

- Да разве у дочки мы были? У тети!

- Тетю твою я в люльке качала…

- Бабушка, стой, объясни сначала,

Кто мне Наташа и два ее братца.

- Ладно, попробуем разобраться:

Их мама, племянницы мужа сестра,

Маленькой ох была и шустра!

А ты им доводишься…Хитрое дело…

- Бабушка, что-то у нас пригорело!

- Тьфу ты, пока я соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Чей разговор вы слышали?

- Кого из членов семьи бабушки вы запомнили?

В. Осеева. Хорошее

Проснулся Юра утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает: - Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!

А сестренка тут как тут: - Погуляй со мной, Юра!

- Уходи, не мешай думать!

Обиделась сестренка, отошла. А Юра думает: - Вот если бы на бабушку волки напали, а я бы их застрелил!

А бабушка тут как тут: - Убери посуду, Юрочка.

- Убери сама – некогда мне!

Покачала головой бабушка. А Юра опять думает: - Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: - Дай мне попить, Юра!

- Пошел вон! Не мешай думать!

Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошел.

- Что бы мне такое хорошее сделать?

Погладила мама Юру по голове: - Погуляй с сестренкой, помоги бабушке посуду убрать, дай водички Трезору.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Назовите членов семьи мальчика Юры.

- Вспомните, что предложила Юре мама сделать хорошее.

 

Организация говорения

Лексика к теме «Семья»

Семья: родная, большая, дружная, веселая, работящая, приветливая, гостеприимная.

Мама, дочь, бабушка: мамочка, доченька, бабуленька; нежная, заботливая, мудрая, красивая, ласковая, уставшая, работящая, гостеприимная, приветливая, внимательная, симпатичная; заботится, готовит, убирает, гладит, моет, помогает, играет, развлекает.

Отец, сын, дедушка: папа, батюшка, сынок; умелый, решительный, отважный, добрый; строит, пилит, ремонтирует, ладит.

Р Е Ч Е В Ы Е И Г Р Ы

"Моя семья - это..."

Задание к игре: имитируя высказывание учителя, дети называют членов своей семьи. Затем вспоминают, чья семья самая многочисленная. Например: Моя семья - это я, папа, мама, старшая сестра.

"Ласковые слова для мамы"

Задание к игре: назвать 5 слов, характеризующих маму (сестру,бабушку). Например: Моя мама самая нежная, ласковая, заботливая, красивая, внимательная.

"Умелые руки папы"

Задание к игре: назвать 5 слов, называющих действия, которыми в совершенстве владеет папа (дедушка, брат). Например: Мой папа умеет пилить, строгать, чинить, красить, ремонтировать, строить.

"Самый внимательный"

Задание к игре: имитируя высказывание учителя (Мой папа – инженер. Моя мама – повар), дети называют профессию своих родителей. Затем учитель предлагает вспомнить, чья мама работает ... (учителем, поваром, продавцом).

 

С ю ж е т н о – р о л е в ы е и г р ы

«Выходной в нашем доме»

Мама: - Завтра воскресенье. Давайте все вместе сходим в кукольный театр. Там премьера спектакля «Коза-дереза». Мы давно не были в театре, а там так интересно.

Папа: - А может сходим в зоопарк? Я так люблю смотреть на тигров. Я смогу быть для вас экскурсоводом.

(Разговор можно продолжать,

определив состав семьи и интересы каждого).

«На каникулы к бабушке»

Бабушка: - Здравствуй, моя дорогая внучка! Как давно я тебя не видала!

Внучка: - Здравствуй, бабушка! Я тоже скучала без тебя. У меня каникулы, и целую неделю я смогу у тебя погостить.

Бабушка: - Вот и хорошо! Мы вместе сходим в лес. Там я заприметила дупло белки. Она такая шустренькая, тебе понравится! А еще к соседке приехал внучок. Целыми днями катается на велосипеде. Ты сможешь с ним поиграть. Он забавный малыш.

(Разговор можно продолжать,

выяснив предварительно куда и на сколько приехали внуки).

Папа дома

Ребята, вы с папой моим не знакомы?

Знакомьтесь быстрее - сегодня он дома.

Сегодня ему не идти на завод,

Но дома у папы немало забот.

Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые, сильные руки!..

 

Мой дедушка. Р.Гамзатов

У меня есть дедушка, как зима седой.

У меня есть дедушка с белой бородой...

Много знает дедушка былей-небылиц:

Про луну и солнышко, про зверей и птиц.

Я вопросы разные задаю ему:

- Где? Зачем? А скоро ли? Сколько? Почему?

Мне на всё мой дедушка может дать ответ.

И не стар мой дедушка, хоть ему сто лет.

Бабушка

У мамы - работа. У папы - работа.

У них для меня остаётся суббота.

А бабушка дома - всегда.

Она не ругает меня никогда!

Усадит, накормит : - Да ты не спеши!

Ну, что там стряслось у тебя, расскажи?!

Я говорю, а бабушка не перебивает.

По крупинкам гречку сидит перебирает...

Нам хорошо вот так, вдвоём,

И дом без бабушки - не дом.

 

М А С Т Е Р А М С К О Р О Г О В О Р К И

Купила бабуся бусы Марусе.

Наши руки были в мыле. Мы посуду сами мыли,

Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.

С виду бабушка Улита и сурова, и сердита.

Вы зайдите в гости к ней да отведайте сластей.

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки.

Дед Данила делил дыню –

Дольку Диме, дольку Дине.

Маше каша надоела, Маша кашу не доела,

Маша, кашу доедай, маме не надоедай.

Т Е М Ы Б Е С Е Д И Р А С С К А З О В

 

· Вечер в нашем доме

· Моя старшая (младшая) сестра

· Мой старший (младший) брат

· Чего не умеет папа?

· Лучший подарок для мамы

· Бабушкины сказки

· В дедушкиной мастерской

· Хочу быть похожим (похожей) на папу (маму)


Т- 3 Р Е Ч Е В О Й Э Т И К Е Т

 

Организация аудирования

С.Маршак. Урок вежливости

Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести:

В гостях, медведь, нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться. Знакомым надо кланяться.

Снимать пред ними шляпу, не наступать на лапу,

И не ловить зубами блох, и не ходить на четырех.

Не надо чавкать и зевать, а кто зевает всласть,

Тот должен лапой прикрывать разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,

И уступай прохожим путь, а старых уважай.

И бабушку-медведицу в туман и гололедицу

До дома провожай!

Так Мишу лет пяти-шести учили, как себя вести…

Хоть с виду стал он вежливым, остался он медвежливым.

Он кланялся соседям – лисицам и медведям,

Знакомым место уступал, снимал пред ними шляпу,

А незнакомым наступал всей пяткою на лапу.

Совал куда не надо нос, топтал траву и мял овес.

Наваливался брюхом на публику в метро.

И старикам, старухам грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести.

Но, видно, воспитатели напрасно время тратили!

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Чему учили медведя воспитатели?

- Каким вырос медведь: а) вежливым; б) медвежливым?

 

АРТИКУЛЯЦИОННО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро - солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро длится до вечера.

 

Это слово ходит следом за подарком, за обедом.

Это слово говорят, если вас благодарят.

- Спасибо!

 

Здравствуйте, сосны, дубы, тополя!

Здравствуйте, горы, луга и поля!

Здравствуйте, избы родных деревень!

Радостным будет сегодняшний день.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!» – я кричу.

«Добрый день!» – кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» – так встречаю

Всех домой спешащих к чаю. (О.Дриз).

 

- Доброе утро! – птицы запели. –

Добрые люди, вставайте с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам. (А.Кондратьев).

 

- Доброй ночи! – молвит тишина;

Каждому сейчас она слышна;

Говорит бесшумными словами:

- Спите, я всю ночь останусь с вами. (А.Кондратьев)

Нам желают: - Доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь. (А.Кондратьев).

 

М А С Т Е Р А М С К О Р О Г О В О Р К И

Ела, ела Клаша кашу с простоквашей.

Поела – встала, «Спасибо» – сказала.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Сорока с вороной спорила.

Тараторила, тараторила,

Ворону переспорила.

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

 

Т - 4 Д Р У Г (П О Д Р У Г А)

Организация аудирования

В.Драгунский. Друг детства

Когда мне было лет шесть, я совершенно не знал, кем же буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды. То я мечтал стать капитаном дальнего плавания, стоять на капитанском мостике и посетить далекий Сингапур, чтобы купить там забавную обезьянку. А то мне хотелось превратиться в машиниста метро или в начальника станции и ходить в красной фуражке.

У меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на маленьком челноке, питаясь одной сырой рыбой.

Но на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел по телевизору розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга! А потом показали их тренировку. Они колотили уже в тяжелую кожаную грушу. По ней нужно бить, чтобы развивать в себе силу удара. Я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.

Я сказал папе: - Папа, купи мне грушу!

- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся: - Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Купи мне кожаную боксерскую грушу!

- А тебе зачем? – удивился папа.

- Тренироваться, - сказал я. – Я буду боксером. Купи, а?

- Перебейся как-нибудь без груши, - ответил папа.- Ничего с тобой не случится.

Он оделся и пошел на работу. А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. Мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала: - Я, кажется, что-то придумала.

Она вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые уже не играли. Я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, помятый волчок, обрывок паруса от лодки и много еще разного игрушечного утиля.

Вдруг мама достала со дна ко

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...