Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г.Ладонщиков. Мои друзья от А до Я

Я люблю наш детский сад. В нём полным-полно ребят.

Все они мои друзья. Все, все, все - от А до Я..

Во дворе они сейчас, познакомлю с ними вас:

Алла клумбу поливает, Боря воду подаёт,

Вера вишенку сажает, Галя песенку поёт.

Дима шарик надувает, Ева с ёжиком играет,

Женя лепит пирожки, Зоя буквы вырезает,

Ира ходит с кратким И.

Коля строит дом с трубою, Лёня чинит самосвал,

Маша машет мне рукою, Надя чистит самовар,

Оля куклу наряжает, Петя вертится волчком,

Рая фартук вышивает, Саша хвалится сачком,

Таня мяч бросает в сетку, Уля на небо глядит,

Федя ей даёт конфетку, Харитоша, сидя, спит;

Цезарь ходит по скамейке, Чарли пляшет на доске,

Шура Щукина линейкой Ы выводит на песке.

Эмма обруч поднимает, Юра кормит голубей,

Яша смотрит и считает, сколько я назвал друзей.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Вспомните имена друзей писателя.

- Что на детской площадке делал Яша?

 

В.Драгунский. Пожар во флигеле, или подвиг во льдах...

Мы с Мишкой так заигрались в хоккей, что совсем забыли, на каком мы находимся свете, а когда спросили одного проходящего мимо дяденьку, который час, он нам сказал: - Ровно два.

Мы с Мишкой прямо за голову схватились. Уже два часа! Мы же в школу опоздали! Я подхватил портфель и закричал: - Бегом давай, Мишка!

И мы полетели, как молнии. Но очень скоро устали и пошли шагом. Мишка сказал: - Не торопись, теперь уже всё равно опоздали.

Я говорю: - Ох, влетит... Родителей вызовут! Ведь без уважительной же причины. Слушай, знаешь что? Надо придумать что-нибудь интересное и храброе, чтобы нас ещё и похвалили за опоздание, понял?

Мишка говорит: - Это как?

А я: - Ну, например, выдумаем, что где-нибудь был пожар, а мы как будто ребёнка из этого пожара вытащили, понял?

Мишка обрадовался: - Ага, понял! Можно про пожар выдумать, а то ещё лучше сказать, будто лёд на пруду проломился, и ребёнок этот - бух!.. В воду упал! А мы его вытащили ...Тоже красиво!

- Ну да, - говорю я, - правильно! Но пожар всё-таки лучше!

-Ну нет, - говорит Мишка, - именно что лопнувший пруд интереснее! - И мы с ним ещё немножко поспорили, что интересней и храбрей, и не доспорили, а уже пришли к школе.

В раздевалке наша гардеробщица тётя Паша вдруг говорит: - Ты где это так оборвался, Мишка? У тебя весь ворот без пуговиц. Нельзя таким чучелом в класс являться. Раз уж ты опоздал, давай хоть пуговицы-то пришью! Вон у меня их целая коробка. А ты, Дениска, иди в класс, нечего тебе тут торчать!

Я сказал Мишке: - Ты поскорее тут шевелись, а то мне одному, что ли, отдуваться?

Но тётя Паша шуганула меня: - Иди, иди, а он за тобой! Марш!

И вот я тихонько приоткрываю дверь нашего класса, просунул голову, и вижу весь класс. Слышу, как Раиса Ивановна диктует по книжке: - Птенцы пищат…

А у доски стоит Валерка и выписывает корявыми буквами: "Птенцы пестчат ..." Я не выдержал и засмеялся, а Раиса Ивановна подняла глаза и увидела меня. Я сразу сказал: - Можно войти, Раиса Ивановна?

- Ах, это ты, Дениска, - сказала Раиса Ивановна. - Что ж, входи! Интересно, где это ты пропадал?

Я вошел в класс и остановился у шкафа. Раиса Ивановна вгляделась в меня и прямо ахнула: - Что у тебя за вид? Где это ты так извалялся? А? Отвечай толком!

А я ещё ничего не придумал и не могу толком отвечать, а так, говорю, что попало, всё подряд, только чтобы время протянуть: - Я, Раиса Иванна, не один… Вдвоём мы, вместе с Мишкой... Вот оно как. Ого!.. Ну и дела! Так и так! И так далее.

А Раиса Ивановна: - Что-что? Ты успокойся, говори медленней, а то непонятно! Что случилось? Где вы были? Да говори же!

А я совсем не знаю, что говорить. А надо говорить. А что будешь говорить, когда нечего говорить? Вот я и говорю: - Мы с Мишкой. Да. Вот... Шли себе и шли. Никого не трогали. Мы в школу шли, чтоб не опоздать. И вдруг такое! Такое дело, Раиса Ивановна, прямо ох-ох-ох! Ух ты! Ай-яй-яй!

Тут все в классе рассмеялись и загалдели. Особенно громко - Валерка. Потому что он уже давно предчувствовал двойку за своих "птенцов". А тут урок остановился, и можно смотреть на меня и хохотать. Он прямо покатывался. Но Раиса Ивановна быстро прекратила этот базар.

- Тише, - сказала она, - дайте разобраться! Кораблёв! Отвечай, где вы были? Где Миша?

А у меня в голове уже началось какое-то завихрение от всех этих приключений, и я ни с того ни с сего брякнул: - Там пожар был!

И сразу все утихли. А Раиса Ивановна побледнела и говорит: - Где пожар?

А я: - Возле нас. Во дворе. Во флигеле. Дым валит - прямо клубами. А мы идём с Мишкой мимо этого... как его... мимо чёрного хода! А дверь этого хода кто-то доской снаружи припёр. Вот. А мы идём! А оттуда, значит, дым! И кто-то пищит. Задыхается. Ну, мы доску отняли, а там маленькая девочка. Плачет. Задыхается. Ну, мы её за руки, за ноги - спасли. А тут её мама прибегает, говорит: "Как ваша фамилия, мальчики? Я про вас в газету благодарность напишу ". А мы с Мишкой говорим: "Что Вы, какая может быть благодарность за эту пустяковую девчонку! Не стоит благодарности. Мы скромные ребята". Вот. И мы ушли с Мишкой. Можно сесть, Раиса Ивановна?

Она встала из-за стола и подошла ко мне. Глаза у неё были серьёзные и счастливые. Она сказала: - Как это хорошо! Очень, очень рада, что вы с Мишей такие молодцы! Иди садись. Сядь. Посиди ...

И я видел, что она прямо хочет меня погладить или даже поцеловать. И мне от всего этого не очень-то весело стало. И я пошёл потихоньку на своё место, и весь класс смотрел на меня, как будто я и вправду сотворил что-то особенное. И на душе у меня скребли кошки. Но в это время дверь распахнулась, и на пороге показался Мишка. Все повернулись и стали смотреть на него.

А Раиса Ивановна обрадовалась. - Входи, - сказала она, - входи, Мишук, садись. Сядь. Посиди. Успокойся. Ты ведь, конечно, тоже переволновался.

- Ещё как! - говорит Мишка. - Боялся, что Вы заругаетесь.

- Ну, раз у тебя уважительная причина, - говорит Раиса Ивановна, - ты мог не волноваться. Всё-таки вы с Дениской человека спасли. Не каждый день такое бывает.

Мишка даже рот разинул. Он видно, совершенно забыл, о чём мы с ним говорили. -Ч-ч-человека?- говорит Мишка и даже заикается. - С...с...спасли? А кк...кк...кто спас?

Тут я понял, что Мишка сейчас всё испортит. И я решил ему помочь, чтобы натолкнуть его и чтобы он вспомнил, и так ласково ему улыбнулся, и говорю: - Ничего не поделаешь, Мишка, брось притворяться... Я уже всё рассказал!

И сам в это время делаю ему глаза со значением: что я уже всё наврал и чтобы он не подвёл! И я ему подмигиваю, уже прямо двумя глазами, и вдруг вижу - он вспомнил! И сразу догадался, что надо делать дальше! Вот наш милый Мишенька глазки опустил, как самый скромный на свете маменькин сынок, и таким противным, приличным голоском говорит: - Ну зачем ты это! Ерунда какая...

И даже покраснел, как настоящий артист. Ай да Мишка! Я прямо не ожидал от него такой прыти. А он сел за парту как ни в чём не бывало и давай тетради раскладывать. И все на него смотрели с уважением, и я тоже. И, наверно, этим дело бы и кончилось.

Но тут чёрт всё-таки дёрнул Мишку за язык, он огляделся вокруг и ни с того ни с сего сказал: - А он вовсе не тяжёлый был. Кило десять - пятнадцать, не больше...

Раиса Ивановна говорит: - Кто? Кто не тяжёлый, кило десять - пятнадцать?

- Да мальчишка этот.

- Какой мальчишка?

А Мишка: - Да которого мы из-подо льда вытащили ...

- Ты что-то путаешь, - говорит Раиса Ивановна, - ведь это была девочка! И потом, откуда там лёд?

А Мишка гнёт своё: - Как - откуда лёд? Зима, вот и лёд! Все Чистые пруды замёрзли. А мы с Дениской идём, слышим - кто-то из проруби кричит. Барахтается и пищит. Карабкается. Бултыхается и хватается руками. Ну, а лёд что? Лёд, конечно, обламывается! Ну, мы с Дениской подползли, этого мальчишку за руки, за ноги - и на берег. Ну, тут дедушка его прибежал, давай слёзы лить...

Я уже ничего не мог поделать: Мишка врал, как по-писаному, ещё лучше меня. А в классе уже все догадались, что он врёт и что я тоже врал, и после каждого Мишкиного слова все покатывались, а я ему делал знаки, чтобы замолчал и перестал врать, потому что он не то врал, что нужно, но куда там! Мишка никаких знаков не замечал и заливался соловьём: - Ну, тут дедушка нам говорит: "Сейчас я вам именные часы подарю за этого мальчишку ". А мы говорим: " Не надо, мы скромные ребята!"

Я не выдержал и крикнул: - Только это был пожар! Мишка перепутал!

А он мне: - Ты что, рехнулся, что ли? Какой может быть в проруби пожар? Это ты всё позабыл.

А в классе все падают в обморок от хохота, просто помирают! А Раиса Ивановна как хлопнет по столу! Все замолчали. А Мишка так и остался стоять с открытым ртом.

Раиса Ивановна говорит: - Как не стыдно врать! Какой позор! И я-то их считала хорошими ребятами!.. Продолжаем урок.

И все сразу перестали на нас смотреть. И в классе было тихо и как-то скучно. И я написал Мишке записку: "Вот видишь, надо было говорить правду!" А он прислал ответ: "Ну конечно! Или говорить правду, или получше сговариваться".

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- С кем дружит Дениска?

- Почему Дениску и Мишку можно назвать друзьями: а) они всегда вместе; б) они помогают друг другу в сложных ситуациях; в) они вместе играют?

В.Драгунский. Друг детства

Когда мне было лет шесть, я совершенно не знал, кем же буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды. То я мечтал стать капитаном дальнего плавания, стоять на капитанском мостике и посетить далекий Сингапур, чтобы купить там забавную обезьянку. А то мне хотелось превратиться в машиниста метро или в начальника станции и ходить в красной фуражке.

У меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на асфальте белые полоски для мчащихся машин. А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны на маленьком челноке, питаясь одной сырой рыбой.

Но на другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел по телевизору розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга! А потом показали их тренировку. Они колотили уже в тяжелую кожаную грушу. По ней нужно бить, чтобы развивать в себе силу удара. Я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.

Я сказал папе: - Папа, купи мне грушу!

- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся: - Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Купи мне кожаную боксерскую грушу!

- А тебе зачем? – удивился папа.

- Тренироваться, - сказал я. – Я буду боксером. Купи, а?

- Перебейся как-нибудь без груши, - ответил папа.- Ничего с тобой не случится.

Он оделся и пошел на работу. А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. Мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала: - Я, кажется, что-то придумала.

Она вытащила из-под дивана большую плетеную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые уже не играли. Я видел мой старый трамвайчик без колес и на веревочке, помятый волчок, обрывок паруса от лодки и много еще разного игрушечного утиля.

Вдруг мама достала со дна корзины здоровущего плюшевого Мишку. Она бросила его мне на диван и сказала: - Вот. Это тот самый, что тебе подарили в два года. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Чем не груша? Еще лучше! Давай тренируйся сколько душе угодно!

Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И устроил Мишку на диван, чтобы мне удобно было об него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый. У него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а другой, большой белый – из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил мне на встречу живот, а обе руки поднял кверху, будто шутил, что уже заранее сдается.

Я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным- давно с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой и нянчил его. Сажал за стол рядом с собой обедать, кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал. Спать с собой укладывал; укачивал, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой! Я за него тогда жизнь бы отдал.

И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

- Ты что, - сказала мама.- Что с тобой?

А я не знал, что со мной. Долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или губам не догадалась, что со мной. Я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. Потом, когда успокоился немного, сказал: - Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Я никогда не буду боксером.

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Как звали друга детства Дениски Кораблева?

- Опишите Денискиного друга.

- Скажите, почему Денис передумал быть боксером: а) испугался трудностей; б) не хотел обижать друга детства; в) родители не разрешили посещать спортивную секцию.

Пузырь, соломинка и лапоть

(русская народная сказка)

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит пузырю: - Пузырь, давай на тебе переплывем!

- Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Напомните начало сказки: Жили-были …

- Можно ли назвать друзьями героев сказки?

- Почему исчезли лапоть, соломинка и пузырь: а) так сложились обстоятельства; б) они не дружили между собой; в) река оказалась очень широкой?

Организация говорения

АРТИКУЛЯЦИОННО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ

И . Мазнин. Давайте дружить

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птица - с небом, как травы - с лугом.

Как ветер - с морем, поля - с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

 

А. Кузнецова. Дружба

Мы поссорились с подругой и уселись по углам.

Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам.

Я её не обижала, только мишку подержала,

Только с мишкой убежала и сказала: - Не отдам!

Я пойду и помирюсь, дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай и скажу: - Играть давай!

 

М А С Т Е Р А М С К О Р О Г О В О Р К И

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

А Борис Ларису угостил ирисом.

У Кондрата куртка коротковата.

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Дал Макар Роману карамель,

А Роман Макару карандаш.

Михейка на скамейке плетет лапти Андрейке.

Не годятся лапти Андрейке на ножки,

А годятся лапти на лапки кошке.

Не забудут Зина с Любой синеглазых незабудок.

Много их нарвут и сразу на окне поставят в вазу.

Буйный Бука бузит, Бяка Буке грозит,

Бука Бяке дерзит, Бяка Буку тузит.

 

О Б Р А З Ц Ы Н А Р О Д Н О Й М У Д Р О С Т И

Один за всех, все за одного. Друга ищи, а найдешь – береги. Товарища всегда выручай. Одна пчела много меда не носит. Плохие друзья, коль до черного дня. Одинокое дерево и ветер валит. Все силы отдай, а друга в беде выручай. Человек без дружбы – что дерево без корней. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью. Один палец – не кулак. Вдруг не станешь друг. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Чего себе не хочешь, то и другу не желай. Старый друг лучше новых двух.

 

Т Е М Ы Б Е С Е Д И Р А С С К А З О В

 

· Мой верный друг (моя верная подруга)

· Кто первым мирится?

· Как я искал друга

· С кем я хотел бы подружиться…


Т - 5

В Р Е М Я . В Р Е М Е Н А Г О Д А .

П Р И Р О Д А Р О Д Н О Г О К Р А Я

Организация аудирования

С.Вяльял. Семь друзей Юссике

Жил на свете маленький Юссике. Ему очень нравилось воскресенье. До чего же хорошо играть и резвиться с утра до вечера без всяких забот. Захотелось Юссике, чтобы так всегда было. Решил он пойти в ту страну, где живет воскресенье, и попросить: «Приходи, мол, каждый день».

Юссике думал, что все дни живут за тем лесом, куда каждый вечер прячется солнце. Ведь когда он по утрам просыпался, солнышко всегда приводило новый день. Так и отправился Юссике в путь вслед за солнцем. Шел он, шел и забрел в дремучий лес. Солнца здесь совсем не было видно. Побежал Юссике изо всех сил, чтобы догнать солнышко, но лесу конца-краю не было. Так и не увидел мальчик, куда оно спряталось.

Пришел Юссике к сове. - Сова – мудрая голова! Не скажешь ли мне, где живет воскресенье?

Сова целый день спала и только-только проснулась, потому что наступил вечер. - До воскресенья отсюда еще далеко, - сказала сова. – Но ты смело иди вперед. И придешь в страну Понедельника. Понедельник трудолюбив и приветлив, уж он-то покажет тебе дорогу.

Долго ли, коротко ли, добрался Юссике до страны Понедельника.

- Здравствуй, Понедельник, - сказал Юссике. – Не можешь ли показать мне дорогу к Воскресенью?

- Здравствуй, здравствуй, Юссике! – ответил Понедельник.- До страны, где живет Воскресенье, много дней пути. Я покажу тебе дорогу, только сначала помоги мне сено убрать.

Юссике согласился. Работали они дружно и к вечеру сложили много копен душистого сена. Похвалил Понедельник Юссике за хорошую работу и указал ему дорогу к Вторнику.

Дошел Юссике до Вторника. А тот как раз на стройку собрался.

- Здравствуй, Вторник! Не покажешь ли дорогу к Воскресенью?

- До Воскресенья много дней пути. Показать дорогу можно, только сначала надо новый детский сад построить. Помоги мне побыстрее управиться.

Поработали они на славу и детский сад достроили. Вторник показал Юссике, как пройти в страну Среды.

- Здравствуй, Среда! Будь добра, укажи мне путь-дорогу к Воскресенью!

Но у Среды было неотложное дело: вырвался из загона теленок и давай на поле дурачиться.

- Помоги мне поймать этого озорника, - озабоченно попросила Среда. – А потом и побеседуем.

Вдвоем они быстро поймали маленького беглеца. Среда похвалила Юссике за проворство и сказала: - До Воскресенья тебе еще четыре дня идти. Ты ступай к Четвергу. Он эту дорогу лучше меня знает.

Четверг жил недалеко. Он стоял на пороге дома, словно поджидал Юссике.

- Здравствуй, Юссике! – сказал Четверг.- Слышал я, что ты славный паренек и охотно всем помогаешь. Помоги и мне. Грядки надо прополоть да цветы полить.

Поначалу такая работа не очень-то понравилась Юссике. Но когда цветы закивали своими головками, будто благодарили его, он решил, что и в саду работать неплохо. Четверг нарадоваться не мог такому хорошему помощнику. Рассказал он Юссике, что до Воскресенья осталось всего только три дня пути и проводил мальчика в дорогу.

Вскоре Юссике добрался до Пятницы. У той как раз была большая стирка. Юссике всегда нравилось возиться со стиральной машиной. Он, не дожидаясь приглашения, взялся за работу. Дело сразу пошло на лад. От Пятницы он узнал, что до Воскресенья осталось только два дня пути.

Пришел Юссике к Субботе. А у Субботы забот не перечесть.

- Здравствуй, Суббота! Не покажешь ли мне, как до Воскресенья добраться?

- До Воскресенья идти всего один день! – ответила Суббота. – Помоги мне комнаты убрать да в баню дров наносить. Управимся побыстрее да и тронемся в путь.

Юссике живо взялся за дело. Туда-сюда, раз-два – все готово. А потом Юссике и сам в бане помылся. Этак-то лучше идти к Воскресенью в гости.

В стране Воскресенья все было очень красиво, а само Воскресенье краше всего. Вскоре и гости собрались – другие дни недели, уже знакомые Юссике. Воскресенье похвалило их и сказало, что у него в стране только тому хорошо, кто целую неделю был молодцом в работе. Тогда все дни в один голос заявили, что если бы не помог им Юссике, не бывать никому из них молодцом.

Юссике пришлось это по сердцу. Пустился он вместе со всеми в пляс, да так и забыл попросить Воскресенье, чтобы приходило каждый день. Ведь теперь все дни стали его друзьями.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Перечислите всех новых друзей Юссике.

- Кому хорошо в стране Воскресенья?

 

К.Ушинский. Четыре желания

Митя катался на санках с ледяной горы, на коньках по замерзшей речке. Прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: - Как весело зимой! Я хотел бы, чтобы всегда зима была!

- Запиши твое желание в мою карманную книжку, - сказал отец. Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: - Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всегда была весна!

Опять отец вынул книжку и попросил Митю записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: - Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы хотел, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорит отцу: - Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- За что Митя хвалил времена года?

- Повторите, какими словами мальчик выражал свои чувства к каждому времени года.

Е.Трутнева. В гостях у радуги

Четверо художников, столько же картин.

Белой краской выкрасил все подряд ОДИН.

Лес и поле белые, белые луга.

У осин заснеженных ветки, как рога…

У ВТОРОГО – синие небо и ручьи.

В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

На снегу прозрачные льдинки-кружева.

Первые проталинки, первая трава.

На картине ТРЕТЬЕГО красок и не счесть:

Желтая, зеленая, голубая есть…

Лес и поле в зелени, синяя река,

Белые, пушистые в небе облака.

А ЧЕТВЕРТЫЙ золотом расписал сады,

Нивы урожайные, спелые плоды…

Всюду бусы-ягоды зреют по лесам.

Кто же те художники? Догадайся сам!

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Назовите имена художников.

- Какими красками рисовал третий художник?

- Какой любимый цвет у четвертого художника: а) желтый; б) золотой; в) лимонный.

 

Н.Сладков. Осенняя елочка

Весной елочки не было, летом не было, а осенью вдруг появилась. Раздвинула листья, травинки. Высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.

Много-много лет прошло с тех пор. Но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья вспоминают о ней и дарят подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

И стоит елочка растерянная, счастливая. Раскинула лапки, а на ладошках подарки. И уж некуда их девать, но ей все дарят и дарят.

И у всех на глазах становится елочка из колючей и хвойной мягкой и лиственной. Вся в золоте, багрянце и бронзе. Вся нарядная и разноцветная. Не то что зимой и летом – одним цветом.

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- В какое время года появилась елочка?

- Что происходит каждую осень: а) люди собирают урожай; б) птицы улетают на юг; в) деревья вспоминают о елочке и дарят подарки.

- Опишите осенний наряд елочки.

 

М.Пришвин. Деревья в лесу

Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет.

В лесной снежной тишине фигуры из снега стали так выразительны, что странно становится: "Отчего, думаешь, они ничего не скажут друг другу, разве только меня заметили и стесняются?" И когда полетел снег, то казалось, будто слышишь шёпот снежинок, как разговор между странными фигурами.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Каким предложением начинается рассказ?

- Каким предложением заканчивается рассказ?

- В какое время года писатель побывал в лесу: а) зимой; б) весной; в) летом; г) осенью?

 

Н.Сладков. Январь

Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев - словно двенадцать разных стран. Проплывают мимо зелёное лето, золотая осень, белая зима и лазоревая весна.

Мы летим вокруг Солнца.

Январь - месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья - что-то творится в лесу. К утру станет видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные белые деревья.

Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны - странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие...

Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Там, на пеньке, сидит не то белочка, не то зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко, молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку, и с мохнатых хвойных ресниц её закапали слёзы...

А вот зверёк-оборотень. Сделай шаг в сторону, посмотри чуть со стороны - и обернётся зверёк простым сучком, запорошенным снегом. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь - рассыплется в прах.

Белые медведи и белые совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят. Полон лес диковинных птиц и зверей. Хочешь увидеть их - поторопись. А то дунет ветер - поминай как звали!

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Как в рассказе автор называет январь?

- Почему январь любит белый цвет: а) другие цвета слишком яркие; б) это цвет снега; в) других цветов не бывает в природе?

- Продолжите предложение "Лес утонул в ..."

 

Н.Сладков. Медведь и солнце

Просочилась в берлогу Вода - Медведю штаны промочила.

- Чтоб ты, слякоть, пересохла совсем! - заругался Медведь. - Вот я тебя сейчас!

Испугалась Вода, зажурчала тихим голосом: - Не я, Медведушко, виновата. Снег во всём виноват. Начал таять, воду пустил. А моё дело водяное - теку под уклон.

- Ах, так это Снег виноват? Вот я его сейчас! - взревел Медведь.

Побелел Снег, испугался. Заскрипел с перепугу: - Не я виноват, Медведь, Солнце виновато. Так припекло, так прижгло - растаешь тут!

-Ах, так это Солнце мне штаны промочило? - рявкнул Медведь. - Вот я его сейчас!

А что "сейчас"? Солнце ни зубами не схватить, ни лапой не достать. Сияет себе. Снег топит, воду в берлогу гонит. Медведю штаны мочит.

Делать нечего - убрался Медведь из берлоги. Поворчал, поворчал да и покосолапил. Штаны сушить. Весну встречать.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Почему проснулся медведь?

- Кого обвинял медведь в своих бедах?

- Куда поспешил медведь? Повторите последнее предложение сказки.

 

Ю.Тувим. Овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!..

И суп овощной оказался не плох!

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Что принесла с базара хозяйка? Назовите одним словом.

- Что приготовила хозяйка из купленных овощей?

Н.Кончаловская

Показал садовод нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли, помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел, и моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Правильно назовите названия овощей с грядки.

- Вспомните, чего испугались бы садовники?

 

В.Коркин. Что растет на нашей грядке?

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Назовите по порядку, что растет на грядке.

 

Н.Сладков. Осень на пороге

- Жители леса! - закричал раз утром мудрый Ворон. - Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса: - Готовы, готовы, готовы ...

- А вот мы сейчас проверим! - каркнул Ворон. - Перво-наперво осень холоду в лес напустил - что делать станете?

Откликнулись звери:

- Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы: - Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

- Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

- Вторым делом, - Ворон кричит, - осень листья с деревьев сдирать начнёт!

- Пусть сдирает! - откликнулись птицы.- Ягоды видней будут!

- Пусть сдирает! - откликнулись звери. - Тише в лесу станет!

- Третьим делом, - не унимается Ворон, - осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы: - А мы, дрозды, на рябину навалимся!

- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

- А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

- А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

- Четвёртым делом, - гудит Ворон, - осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

- Пусть себе донимает! - дружно откликнулись птицы и звери. - Нас скукою не поймаешь!

Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми - не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел. Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый - осенний. Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- О чём спросил мудрый Ворон жителей леса?

- Почему звери не боялись прихода осени: а) они приготовились к ее приходу; б) они собирались до ее прихода перебраться в теплые края?

- Вспомните, как заканчивается рассказ?

М.Пришвин. Осенние листики

Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз. Притаится, подождёт у края, - что там только делается, на лесной поляне! В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты. Первые же лучи солнца убирают холсты, и остаётся на белом зелёное место. Мало-помалу белое все исчезает, и только в тени деревьев и кочек долго ещё сохраняются беленькие клинышки.

На голубом небе не поймешь, что творится. Уносит ветер листы, или стайками собрались мелкие птички и несутся в тёплые далёкие края. Ветер - заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного незнакомого листика. А вот осень пришла - и заботливый хозяин убирает свой урожай. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родины, то и прощайся, погиб.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Вспомните первое предложение рассказа.

- Почему автор называет ветер заботливым хозяином?

- Когда собирают урожай: а) зимой; б) весной; в) осенью?

Н.Сладков. Упрямый зяблик

Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели. Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон - хоть бы ей что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этим Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов взялся, потому что фамилия у них такая - Зяб-лик и должны они Октября бояться. Взялся - и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

- Зяблик ты, так зябни, - рассердился Октябрь. И стряхнул термометр. А Зяблик не зябнет.

- Небось озябнешь! - разбушевался Октябрь. И давай Зяблику в перо ветром дуть.

А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство - тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и температура у него нормальная: птица - плюс 44о. А с такой температурой и в октябре май!

Оказывается, зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда ещё на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, "зяблое", как говорят в народе, время. Потому, что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали её зябликом.

Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обратили внимание на какой-то признак и по этому признаку дали название.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Какие месяцы упоминаются в рассказе?

- Почему зяблика так назвали: а) зябнет от холода; б) прилетает в зяблое время?

И. Михайлова. Как обидно…

Осень длинной, тонкой кистью перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой, - как хорош ты, лист цветной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул,

И на деревья пестрые подул, подул, подул!

Красный, желтый, золотой… Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно: листьев нет, - лишь ветки видно.

 

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Вспомните первое предложение из стихотворения.

- Какие цвета осени вы запомнили?

 

В.Даль. Старик – годовик

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем.

Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег.

Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…

Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь.

СПОСОБЫ ВЕРБАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ ВОСПРИНЯТОГО НА СЛУХ:

- Что происходило с каждым взмахом старика-годовика?

- Каких птиц пускал старик-годовик: а) перелетных; б) времена года; в) прирученных?

 

В.Орлов. Живой букварь

Нас в любое время года учит мудрая природа:

Птицы учат ПЕНИЮ. Паучок – ТЕРПЕНИЮ.

Пчелы в поле и в саду обучают нас ТРУДУ.

И к тому же в их труде все

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...