Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предпосылки иконопочитания в ВЗ.

Правила 5/6 собора

73 правило: поскольку Крест - орудие нашего спасения, запрещаем рисовать его на земле, чтобы он не был попираем. (во времена собора, по толкованию Зонары, многие чертили крест везде и даже на полу, поэтому он мог быть попираем. Поэтому правило предписывает убрать начертание креста с полов во избежание поругания).

82 правило: на многих иконах было принято изображать Христа в виде Агнца («се Агнец Божи, вземляй грех мира»). Правило устраняет этот обычай: 1) Агнец отсылает нас к ВЗ, т.е. закону, но пришествие Христа даровало нам благодать (ср.Ап.Павел). Поэтому подобает изображать Христа в человеском естестве; 2) когда мы смотрим на икону Христа в человеческом образе, мы вспоминаем Его воплощение и всю историю нашего спасения, чего не происходит, если мы смотрим на Агнца.

100 правило: запрещаются изображения, которые могут возбудить нечистые чувства. Речь идёт «о духовном реализме»: изображение должно быть таким, чтобы не нарушать мир сердца. Утверждается аскетичность христианского искусства.

Предпосылки иконопочитания в ВЗ.

1) Человек - образ и подобие Божие, как бы икона

2) Исход, 25 - ковчег из дерева ситтим (акация) С ХЕРУВИМАМИ. Без херувимов нельзя, судя по тексту.

3) 3 Царств, 6 - описание храма и ковчега Завета, изображение херувимов на занавесях.

4) Книга Чисел - медный змий (Бог велел Моисею сделать медного змия и тот, кто на него смотрел, исцелялся от укуса змеи)

Дионисий

Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Достоверно известны его работы, Расписывал: Успенский собор в Кремле (артель под его руководством), иконы для Иосифо-Волоколамского мон-ря, иконостас и росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря. Известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».

 

ЧИН СВЯТЫХ ИКОНОПИСЦЕВ: первый - ап.Лука. Ещё: Иоанн Дамаскин, Алипий и Григорий Печерские, Анания Новгородский, Лазарь, Игнатий Симоновский.

Преподобный Андрей Рублев

Св. Андрей родился около 1360 г. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника. Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире (1408 г.). Прп. Андрей Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV – начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и др.

Родился: 1360г.

Учился мастерству: Византия, Болгария.

Работал с: Феофаном Греком и Даниилом Черным.

Работал в: Троице-Сергиевой Лавре и Спасо-Андрониковым Московским монастырем.

Постригли в иноки: Спасо-Андрониковом монастыре.

Творения: "Троица" (15 век), Благовещенский собор московский Кремль, Успенский собор во Владимире, Владимирская икона Богоматери, иконостас в Звенигороде в Успенском соборе, иконостас собора Рождества пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря.

(чин св. иконописцев в Церкви?) http://zograf.ru/andrey_rublev.htm

Памятники византийского искусства. Равенна

Равенна - итальянский город. Мозаики в базиликах.

1) Мавзолей Галлы Плацидии: крест и звездное небо в куполе, Добрый Пастырь, голуби, пьющие воду из источника жизни, апостолы, 2е пришествие. Саркофаги.

2) Баптистерии: наш и арианский. Роспись купола - Небесный Иерусалим. Сцены Крещения Христа. Ионические колонны. Лица апостолов индивидуальны.

3) Архиепископская капелла: Христос-воин

4) Сант-Аполлинаре-Нуово: евангельские сюжеты (чудеса, притчи и Страсти), пророки, процессия мучеников и дев

5) Сант-Аполлинаре-ин-Классе: мозаичные полы, в апсиде - мозаика креста, св.Аполлинарий в молитвенной позе, медальон с ликом Христа, символическое изображение апостолов (12 овец)

6) Сен-Витале: мозаики - Юстиниан и Феодора со свитой. Агнец в куполе.

София Константинопольская

Храм Святой Софии в Константинополе

История Св. Софии началась при Константине Вел., кот. в 324 году основал Константинополь — новую столицу империи. А в 326 году построил первую в своей столице церковь во имя святой Софии. Имя София толкуют как «премудрость», Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума,. Император Констанций, сын Константина Вел., перестроил и расширил храм. Сто лет спустя собор сгорел во время восстания в Константинополе, вызванного несправедливым изгнанием Иоанна Златоуста. Храм, восстановленный императором Аркадием, был разрушен до основания, во время восстания 531 года. - ЭТО ДРУГАЯ СОФИЯ.

Имп.Юстиниан I заложил новый храм, который превзошел бы величием и роскошью все когда-либо построенное в мире. Главные строители храма: Исидор из Милета и Анфимий из Тралл.. Строительство храма продолжалось пять лет — с 532 по 537 год. Собор был освящен 26 декабря 538 года. Храм, построенный по типу трехнефной базилики, увенчивает огромный купол, возведенный на «парусах» — треугольных изогнутых сводах, опирающихся на четыре мощных столба. Длина храма - 81 м, ширина — 72 м, высота — 55 м, а диаметр купола превышает 31 м. Пол храма украшал узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса были установлены 12 серебряных колонн с золотыми капителями. Эти колонны служили основанием для икон. После захвата Константинополя храм был превращён в мечеть.

В 1934 г. мечеть была упразднена и открыт музей, где можно видеть расчищенные мозаичные образы Богоматери с Младенцем, Христа Пантократора и др. шедевры византийских мастеров. Мозаики выполнялись на протяжении трёх столетий, с 9 по 11 вв.

Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 г. Дело дьяка Висковатого

В 1551 году в Москве под председательством митрополита Макария состоялся Стоглавый Собор. Он был созван для упорядочивания разных сторон церковной жизни, в том числе искусства. Среди правил Стоглава, касающихся церковного искусства, одни являются определениями по частным и конкретным вопросам иконографии, а другие относятся к самым основам иконописания, а также к иконописцам.

Стоглавый Собор формулирует важное постановление: образ иконописца. Это 43 статья: "подобает быть живописцу смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабежнику, не убийце. Наипаче хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением...и приходити ко отцем духовным на часте... и жити в посте и в молитвах воздержании со смиренномудрием..."

Собор говорит о покаянии, о частом, постоянном исповедании грехов. Жить по учению и наказанию своих духовников в посте, молитве и в воздержании. Иконописец может быть семейным человеком, но в остальном его жизнь должна быть очень близка монашеской.

Осно этого образа: 1 Послание ап. Павла к Тимофею, содержащее требование, предъявляемое епископу, расширяют и дополняют его.

В этой же статье говорится: "почитати иконописцев паче простых людей". Они - чин Церкви, должны иметь специальное благословение и даже посвящение. Такой чин посвящения существовал на Афоне.

Стоглавый Собор был аннулирован на Большом Московском Соборе 1667 года, но эта глава осталась в церковном обороте, в церковной традиции.

Стоглав говорит, что иконописец должен трудиться, смотря на образ древних живописцев и с добрых образцов, "а самосмышление бы своими догадками не описывали" - утверждается необходимость канонической преемственности иконописи. Самосмышление - всевозможные фантазии, произвольное творчество. Иконописец ограничен текстами Св. Писаний или житий святых, и если в этих текстах идут какие-то подробности, их можно изобразить; если их нет, изображать нельзя.

Епископы обязаны по своим епархиям следить, чтобы иконописцы писали с добрых образцов. Епископ не имеет права вводить новшества в иконопись, а должен следить за соблюдением древней традиции.

Частные вопросы рассмотренные на Соборе:

гл.41 ст. 7. касается возможности изображения на иконах людей не святых. Эта традиция восходит к первым векам христианства, это не новшество, а обычное явление в церковном искусстве.

Гл. 41 ст. 1. касается иконографии Св. Троицы. Речь идет об изображении Троицы в виде Ангелов. Нужно ли у Одного из Ангелов изображать крестчатый нимб с надписью IC XC, или делать лишь одну надпись СТАЯ ТРЦА//. Собор определил делать надпись СТАЯ ТРЦА.

Гл. 43. Была представлена для обсуждения грамота, составленная неким дьяком Висковатым, в которой дьяк подвергает сомнению допустимость изображений Бога Отца. Сомнения эти были вызваны, видимо, росписью, производившейся во вновь отстроенном дворце царя Иоанна Грозного новгородскими иконописцами. Дьяк представил перечень икон, содержавших изображение Бога Отца, и требовал их изъятия из церковного обихода. Ходатайство дьяка было рассмотрено отдельно, уже по окончании заседаний Собора. Дьяк Висковатый не был признан правым, и ходатайство его отклонено. Решение было принято в общих чертах, без того, чтобы было рассмотрено каждое изображение в отдельности.

 

Икона Троицы Рублёва

Лучшее и самое достоверное из произведений Андрея Рублева - это знаменитая "Троица". По общепринятой в настоящий момент версии, основанной на церковном предании, икона была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона.

Вопрос о том, когда именно это могло произойти, остается открытым. «Троица», начиная по крайней мере с 1600-го года, поновлялась четыре или пять раз

Св. Сергий Радонежский построил в своей обители Троицкий собор, в котором была поставлена затем икона Рублева "Троица". В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Стремясь раскрыть догматическое учение о Св. Троице, Рублев отказывается от традиционных повествовательных деталей, которые традиционно включались в изображения Гостеприимства Авраама. Нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими.

Символика Ангелов: левый - Бог Отец, благословляет чашу, средний - Сын - благословляет и выражает согласие.

Атрибуты: дом - домостроительство Божие. Дерево, Мамврийский дуб - переосмысляется как древо жизни. Гора - символ восхищения духа.

Троичность была для Рублева не только знаком геометрического построения Вселенной, его логики, но и идеальным выражением любви, включающей в себя все мироздание. Три Ангела собраны в треугольник, треугольник вписан в восьмигранник - символ вечности, - и все объединено в круге. (Между Ангелами как бы образуется чаша - символ Евхаристии). Преп. Андрею Рублеву в своей иконе «Святая Троица» удалось достичь наивысшей степени раскрытия духовной сути Пресвятой Троицы, воплотить главный догмат христианства. Икона «Святая Троица» полна одухотворенности и высокой просветленности. Все линии в иконе– очертания фигур, нимбов, крыльев – вписаны в плавное круговое движение, создавая ощущение завершенности и покоя.

Проблема иконографии Бога Отца

Многократно возникал в Церкви вопрос о должном изображении Бога Отца. Этот вопрос имел место на Седьмом Вселенском Соборе, хотя и не в порядке формального обсуждения. Суждения, высказанные св. И. Дамаскиным и св. Ф. Студитом отклоняют изображение Бога Отца. Одна из основных причин: Бог Отец, изображенный в человеческом образе, может создавать впечатление или зародить мысль о некотором своем предвечном человекоподобии. Бог (Отец) неизобразим, но Сын Божий воплотился и поэтому может быть изображен. Лишь Иисус Христос "есть образ Бога невидимого".

В России на Стоглавом Соборе этот вопрос возник опять. Была представлена для обсуждения грамота, составленная неким дьяком Висковатым, в которой дьяк подвергает сомнению допустимость изображений Бога Отца. Ходатайство дьяка было рассмотрено отдельно, уже по окончании заседаний Собора. Дьяк Висковатый не был признан правым, и ходатайство его отклонено.

Следующее обсуждение состоялось на Вел. Московском Соборе (1655 г.), который совершенно отвергает изображение Бога Отца. Великий Московский Собор указывает на недопустимость иконы "Отечество". В иконы легло стремление изобразить Господа Иисуса Христа по вознесении Своем восседающего одесную Отца. Ликом Христос обращен к Отцу и как бы принимает от Него благословение. Вверху помещается заключенный в треугольник или же в округлую сферу голубь - Дух Святой. (Изображение «Ветхий денми», основанное на видении пророка Даниила, является изображением Христа). Запрет на изображение Бога Отца, содержавшийся в 43-й главе Бол. Московского собора, давал основание занести в запретный список целый ряд икон, широко распространенных в то время в народе и в церкви.

Бог совершенно неизобразим в Своем существе, непостижим в Своей сущности и непознаваем. От самого создания мира мы видим Бога Отца в Его непрестанном попечении о мире, в непрестанной заботе о человеческом роде и в непрестанном общении с людьми, вплоть до явления Себя, видимо и осязаемо, Аврааму и Сарре в виде одного из трех Ангелов.

Правила 5/6 собора

73 правило: поскольку Крест - орудие нашего спасения, запрещаем рисовать его на земле, чтобы он не был попираем. (во времена собора, по толкованию Зонары, многие чертили крест везде и даже на полу, поэтому он мог быть попираем. Поэтому правило предписывает убрать начертание креста с полов во избежание поругания).

82 правило: на многих иконах было принято изображать Христа в виде Агнца («се Агнец Божи, вземляй грех мира»). Правило устраняет этот обычай: 1) Агнец отсылает нас к ВЗ, т.е. закону, но пришествие Христа даровало нам благодать (ср.Ап.Павел). Поэтому подобает изображать Христа в человеском естестве; 2) когда мы смотрим на икону Христа в человеческом образе, мы вспоминаем Его воплощение и всю историю нашего спасения, чего не происходит, если мы смотрим на Агнца.

100 правило: запрещаются изображения, которые могут возбудить нечистые чувства. Речь идёт «о духовном реализме»: изображение должно быть таким, чтобы не нарушать мир сердца. Утверждается аскетичность христианского искусства.

Предпосылки иконопочитания в ВЗ.

1) Человек - образ и подобие Божие, как бы икона

2) Исход, 25 - ковчег из дерева ситтим (акация) С ХЕРУВИМАМИ. Без херувимов нельзя, судя по тексту.

3) 3 Царств, 6 - описание храма и ковчега Завета, изображение херувимов на занавесях.

4) Книга Чисел - медный змий (Бог велел Моисею сделать медного змия и тот, кто на него смотрел, исцелялся от укуса змеи)

Дионисий

Диони́сий (ок. 1440—1502) — ведущий московский иконописец конца XV — начала XVI веков. Считается продолжателем традиций Андрея Рублёва. Достоверно известны его работы, Расписывал: Успенский собор в Кремле (артель под его руководством), иконы для Иосифо-Волоколамского мон-ря, иконостас и росписи Рождественского собора Ферапонтова мон-ря. Известны: житийные иконы митрополитов Петра и Алексея (1462—1472 гг.), «Богоматерь Одигитрия» (1482 г.), «Крещение Господне» (1500 г.), «Спас в силах» и «Распятие» (1500 г.), «Сошествие в ад».

 

ЧИН СВЯТЫХ ИКОНОПИСЦЕВ: первый - ап.Лука. Ещё: Иоанн Дамаскин, Алипий и Григорий Печерские, Анания Новгородский, Лазарь, Игнатий Симоновский.

Преподобный Андрей Рублев

Св. Андрей родился около 1360 г. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевой лаврой и Спасо-Андрониковым Московским монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника. Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире (1408 г.). Прп. Андрей Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV – начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и др.

Родился: 1360г.

Учился мастерству: Византия, Болгария.

Работал с: Феофаном Греком и Даниилом Черным.

Работал в: Троице-Сергиевой Лавре и Спасо-Андрониковым Московским монастырем.

Постригли в иноки: Спасо-Андрониковом монастыре.

Творения: "Троица" (15 век), Благовещенский собор московский Кремль, Успенский собор во Владимире, Владимирская икона Богоматери, иконостас в Звенигороде в Успенском соборе, иконостас собора Рождества пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря.

(чин св. иконописцев в Церкви?) http://zograf.ru/andrey_rublev.htm

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...