Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология педагогических жанров




Раздел 4. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Задания

1. Изучите текст нескольких параграфов учебника по русскому языку. Какие разновидности объяснительной речи вам встретились?

2. Обратитесь к письменному объяснительному тексту научного стиля (по русскому языку, математике или другой дисциплине) и на его основе создайте устное высказывание, адекватное учебной речи с точки зрения жанрообразующих признаков.

Жанр лекции

Рассмотрение в учебном пособии жанров преимущественно монологического характера определяется желанием авторов показать, что:

1) активность обучаемых не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся;

2) работа над подготовкой целостного текста дает логичное, содержательно и структурно стройное произведение, на основе которого возможны импровизации;

3) слово учителя оправданно при изучении новых тем, отличающихся сложным или детальным учебным материалом, а также при повторном обращении к тому материалу, который, по мнению учителя, не был усвоен во всех необходимых взаимосвязях, в системе;

4) слово учителя незаменимо, когда необходимо личное эмоциональное воздействие на школьников с целью повлиять на формирование их взглядов, становление личности;

5) речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь.

Лекция способна не только сообщать информацию, но, выстраивая систему знаний, убеждая, может формировать мировоззрение слушателей. Слово учителя вызывает эмоционально-эстетическое отношение, пробуждает «чувства добрые», помогает становлению личности. Наконец, с помощью учебной лекции осуществляется руководство различными видами деятельности учащихся на уроке и вне урока, формируются разнообразные умения.

Лекции присущи все признаки монологической речи: предварительный отбор материала и обдумывание речи, последовательное изложение мыслей одним лицом, отсутствие смены речевых ролей. Все это нередко способствует к формальному отнесению ее лишь к жанрам научного дискурса.

Но лекция – жанр, который существует в своих разновидностях, выделяющихся по разным основаниям. По общим целям выделяются лекции агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие. В риторике также выделяется тип лекции ритуального назначения. Это также лекции, которые произносятся, анпример, при получении различного рода премий. Актовая лекция представляет собой выступление с программными положениями и оценками актуальной ситуации в науке или политике.

По месту в организации учебного процесса (в основном в вузе) выделяются лекции вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные и обзорные. По уровню информативности адресата противопоставляются научные лекции (участники – равные по научному уровню специалисты) и учебные лекции (специалист и обучаемые в этой области). Кроме того, выделяются научно-популярные лекции, которые адресованы неспециалистам. Содержание учебной и научно-популярной лекций сходно. Отличие заключается в том, что научно-популярная лекция в большей степени ориентирована на бытовое, а не на научное общение (по языку и характеру привлекаемых примеров), хотя тоже рассчитана на заинтересованного слушателя.



Целью создания учебной лекции является не решение научной проблемы, а передача знаний обучаемым, и строится такой текст с учетом адресата, поэтому есть все основания для того, чтобы отнести эту разновидность лекции к педагогическому типу дискурса. Не случайно П. Флоренский назвал лекцию особым родом словесного произведения дидактического характера.

Учебная лекция – информативный жанр профессиональной педагогической речи, представляющий собой собой развёрнутый подготовленный диалогизированный устный монолог на определенную тему, содержащий особым образом организованную учебно-научную информацию, а также запись этого изложения.

В зависимости от материала лекция в одном случае представляет собой взволнованную речь-монолог учителя, в другом — приближается к комментированному чтению, в третьем — включает в себя беседу, консультирование, самостоятельную работу с учебником или справочной литературой, заочную экскурсию или элементы диспута.

При подготовке к учебной лекции отбираются новые для учеников данного класса факты, предполагается их осмысление и самостоятельный анализ содержания, определение своей точки зрения, позиции по отношению к излагаемому, «провоцируется» продолжение исследования проблемы.

В связи с имеющимся представлением своей роли в организации этого жанра учитель старается ограниченно использовать лекции лишь в старших классах, а для более младших классов сократить информацию до нескольких сухих цифровых фактов из жизни писателя, художника, хотя ученик ждет от учителя другой информации. Лекция способна не только сообщать информацию, но вызывать эмоционально-эстетическое отношение, помогать становлению личности. Ученик должен приобщаться к слову учителя, поэтому интересный, доступный материал с использованием ярких эпизодов из жизни героя повествования, должен осваиваться школьниками в разном возрасте.

В начальной школе лекция - биографии реализуется на уроке в такой разновидности как рассказ о биографии человека, которая сохраняет все особенности подготовки и реализации лекции.

Коммуникативная цель. При основной информационной цели лекция реализует одновременно комплекс коммуникативных интенций, направленных на активизацию интеллектуально-речевой деятельности учеников. Сложный жанр лекции, являясь средством передачи информации, в школьном обучении немыслим без реализации задач пробуждения интереса школьников, их убеждения. Таким образом, лекция, выстраивая систему знаний, убеждая, пробуждая активность познавательной деятельности, призвана формировать мировоззрение учеников. Так, еще в дореволюционных школах сложилась традиция изучения писательских биографий прежде всего как средства воспитания человека и гражданина. Принцип воспитывающего обучения на примерах биографий актуален и в настоящее время.

Образ автора. Для учителя обращение к жанру лекции предполагает большую предварительную подготовку: отбор необходимого материала, его переработку, оценку, то есть включает элементы исследовательской работы. Кроме того, хорошая лекция зависит от умения учителя преподнести материал так, чтобы у учеников не пропал интерес к изучаемому.

Самая распространенная ошибка учителя в учебной лекции– презентативный тип изложения. Объективное, но бесстрастное изложение биографических сведений может способствовать формированию стойкого невосприятия этого жанра школьниками. Сравните фрагменты лекций:

1. «… Растёт общеевропейская слава писателя: в 1878 году на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 году он становится почётным доктором Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 году Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятнику Пушкину в Москве. В 1879-81 года старый писатель переживает увлечение актрисой М. Г. Савиной. Последние годы жизни Тургенев обращается к мемуаристике) и «Стихотворениям в прозе», где представлены почти все основные темы его творчества».

2. Под руководством опытных гувернеров Грибоедов получил прекрасное домашнее воспитание и очень рано проявил замечательные способности. В возрасте 7-8 лет был зачислен в Московский университетский пансион – одно из лучших в ту пору средних учебных заведений. Знал 5 европейских языков, и не просто знал, а читал! Серьезно занимался музыкой, историей, литературой.

3. «Гений – всегда народен», – всем известны слова А. Блока. Сергей Есенин. Гениальный народный поэт. Его романтически – легендарная и реальная – земная жизнь – всегда напряженно – драматична, контрастно – противоречива, всегда – чудо!

Энергичный, юный, живой…».

Как вы можете заметить, первый текст содержит много новой информации, но слово учителя почти полностью повторяет материал письменного источника. Второй и третий текст более выразительны, что достигается за счет использования качественных прилагательных: (прекрасное, замечательные, лучших; энергичный, юный, гениальный), сложных прилагательных (романтически – легендарная), восклицательных предложений, повторов, усиливающих впечатление (Знал 5 европейских языков, и не просто знал, а читал!) и других языковых средств.

Эффективно, если автор уместно включает поликодовые элементы. Для биографии это, например, записи с голосом самого писателя, поэта, портреты, иллюстрации к его произведениям и т. д.

Есть еще одна яркая особенность авторского изложения в биографии: включение в биографическое повествование автобиографических воспоминаний того человека, о ком идет речь на уроке. Например, в лекции учителя о Б.М.Пастернаке:

«… Летом 1913 года, живя на подмосковной даче, он отдался поэтической стихии и почувствовал себя уже не дилетантом в поэзии, а…: «Я читал Тютчева и писал впервые в жизни, писал не в виде редкого исключения, а часто и постоянно, как занимаются живописью или пишут музыку» .

Такие «вкрапления» элементов художественной автобиографии вносят своеобразную динамику в изложение учителя. В них обычно содержатся сигналы припоминания, которые оживляют повествование, используются изобразительно-выразительные средства и проявляется творческая индивидуальность автора– известной личности.

В старших классах изучение биографии носит самостоятельный и законченный характер. Чем младше школьники, тем тщательней должен быть отбор материалов к уроку, тем большая ответственность на учителе при организации сложной работы знакомства с биографией. Важно не перегружать школьников многочисленными сведениями, но сохранять сюжетность, интересные факты, компоненты, которые создают живой образ писателя, представление именно о творческой личности, о таланте. Нейтральная информация, которая передается так для краткости, не способствует полному пониманию творческой индивидуальности известной личности. Для того, чтобы учащиеся не только запоминали, но обдумывали факты на уроке по биографии, учитель постоянно должен их ставить перед решением определенной задачи.

Другая крайность, которую тоже требуется избегать, ­- излишний субъективизм учителя.

Адресат. Адресатом лекции чаще является аудитория старшего школьного возраста. Возможности раскрыть во всей полноте историю жизни и творчества писателя ограничиваются возрастными особенностями школьников. Но элементы учебной лекции – микролекции как законченные речевые произведения, формирующие культуру слушания и восприятия информации, возможны на более ранних ступенях обучения.

В этой связи учет адресата для учителя особенно важен. Прагматическая пресуппозиция общий фонд знаний, общечеловеческий опыт участников коммуникации («world knowledge interpretation conditions» - Dijk) предъявляет особые требования подготовки лекционного материала биографического характера. Чтобы подготовить такой фрагмент урока для начальной школы (рассказ о биографии человека), учитель должен осуществить, пожалуй, даже более тщательную и трудоемкую работу по отбору материала, его интерпретации, продумывания его представления, чем для старшеклассников.

Таким образом, основная особенность проявления данного параметра для жанра лекции заключается в учете возрастных особенностей обучаемых, в учете разных возможностей и разного уровня сформированности культуры слушания.

Ориентация на адресованность обязывает обучаюшего организовать в тексте учебной лекции адекватную устную интерпретацию подчеркнуто книжно — письменных средств, создав тем самым эффективное взаимодействие сторон, участвующих в устной коммуникации.

Языковые приемы активизации внимания – адресации — на лекции разнообразны. Это и сигналы припоминания: как вы знаете, внимательно следите, обратите внимание, вспомните, представьте, вслушайтесь, вот вам такой факт. Это и вопросы к слушателям, и разные точки зрения на поднимаемые вопросы, и актуализация определенных фактов, деталей, и взгляд на предмет речи с непривычной точки зрения: глазами человека другой эпохи, литературного героя, глазами ребенка. Лекция биографического характера в этом отношении предоставляет большие возможности для творческой работы. К участию в подготовке к лекции можно привлечь учащихся с выразительным чтением отрывка, элементами рассказа о жизни известной личности.

Важна мотивация адресата –лекция должна отвечать на собственные запросы слушателей.

По присутствию или отсутствию адресата в момент общения лекция может быть контактная или дистантная. В настоящее время как частотный жанр рассматривается контактная учебная лекция, хотя возможности дистантного обучения нельзя не учитывать на перспективу, и первые опыты в этом направлении у учителей уже есть.

Фактор прошлого. Лекция – инициативный подготовленный жанр. Содержательно лекция должна включать в себя новый для адресата материал с опорой на старые знания, поэтому учитель может выстроить «мост из прошлого к новому», опираясь на уже знакомое детям (эпоху, место, уже известные личности). Кроме того, инициативность жанра обязывает учителя включить в начало помимо этикетных фраз нечто такое, что может привлечь, «зацепить» внимание слушателей. Это может быть какой‑то факт из жизни, что‑либо неожиданное, вопрос к аудитории, вопросно-ответный ход, уместное интересное замечание, парадокс, и др.

Задания

Задания.

1.Проанализируйте определение ясности речи. Какие основные признаки лежат в основе определения? Опишите языковые сферы и ситуации, в которых нельзя нарушать ясность речи. А может ли ясность речи нарушаться сознательно? Если да, то приведите примеры таких сфер общения и таких коммуникативных ситуаций.

2. Прочитайте афоризмы про ясность: «Если мысль нельзя выразить простыми словами, значит, она ничтожна и надо ее отбросить (Люк де Клапье Вовенарг); «Длинные речи способствуют делу настолько же, насколько платье со шлейфом помогает ходьбе» (Фрэнсис Бэкон); «Тот истинный мудрец, кто многое сказать умеет коротко и ясно» (Аристофан). Согласны ли вы с этими высказываниями? Проанализируйте их.

3. Вы рассмотрели приемы достижения ясности устной речи. А теперь составьте перечень приёмов достижения ясности в письменной книжной речи (с учётом образа адресата).

4.Приведите примеры двусмысленности, связанной со знаком препинания (казнить нельзя помиловать).

5. На примере одного научного понятия из любой школьной дисциплины продемонстрируйте возможные разнообразные способы его введения в речь.

 

 

Задания

1.Найдите жанры непрямой коммуникации воздействующего характера в рассказе М. М. Жванецкого «Учителю русского». Выразительны ли они? Являются ли они корректными, уместными? Каково восприятие своего учителя учениками? Однозначное ли оно? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание не только на характеристики, которые давали ему ученики, но и на заключительную часть рассказа? Расскажите о своих впечатлениях о личности учителя?

Борис Ефимович Друккер, говорящий со страшным акцентом, преподаватель русского языка и литературы в старших классах, орущий, кричащий на нас с седьмого класса по последний день, ненавидимый нами самодур и деспот. Лысый, в очках, которые в лоб летели любому из нас. Ходил размашисто, кланяясь в такт шагам. Бешено презирал все предметы, кроме своего.

— Бортник, вы ударник, он не стахановец, он ударник. Он кошмарный ударник по своим родителям и по моей голове. И если вас не примут в институт, то не потому, о чем вы думаете, кстати, потому, о чем - вместе или раздельно? Что ты скажешь? Получи 2 и думай дальше.

— Это мальчик имеет на редкость задумчивый вид. О чем вы думаете, Лурье? Как написать стеклянный, оловянный, деревянный? Вы думаете о шахматах: шах - мат. Вы мне - шах, я вам - мат. Это будет моя партия, я вам обещаю. И вы проиграете жизнь за вашей проклятой доской.

— Повернись. Я тебе дал пять. О чем ты с ним говоришь? Он же не знает слова стреляный. Не дай бог, вы найдете общий язык. Пусть он гибнет один.

—Внимание! Вчера приходила мама Жванецкого. О переживает: я дал ему два, чтоб ты исправил ту и плакал над этой. Посмотри на свой диктант. Красным я отметил твои ошибки. Это кровавая, простреленная в шести местах тетрадь. Но я тебе дал три с плюсом, тебе и маме.

— Сейчас, как и всегда, я вам буду читать сочинение Григорьянца. Вы будете плакать над ним, как плакал я.

— Мусюк, ты будешь смотреть в окно после моей гибели, а сейчас смотри на меня до боли, до слез, от отвращения!

Борис Ефимович Друккер! Его брат, литературный критик, был арестован в 48-м или 47-м. Мы это знали. От этого нам было тоже противно: брат врага народа.

Борис Ефимович Друккер, имевший в классе любимчиков и прощавший им все, кроме ошибок в диктанте…

Мы собрались сегодня, когда нам по сорок. «Так выпьем за Бориса Ефимовича, за светлую и вечную память о нем», - сказали закончившие разные институты, а все равно ставшие писателями, поэтами, потому что в нас неистребимо, от этого нельзя убежать.

— Встанем в память о нем, - сказали фотографы и инженеры, подполковники и моряки, которые до сих пор пишут без единой ошибки. - Вечная память и почитание. Спасибо судьбе за знакомство с ним, за личность, за истрепанные нервы его, за великий, чистый, острый русский язык - его язык, ставший нашим. И вовеки веков. Аминь.

2.Проанализируйте строчки А.К.Толстого о цели притчи. Дайте свои методические рекомендации о возможностях использования притчи на уроке как средства воспитания личности ученика.

А сказана притча не в осуждение,

Не в укор сказана —­в поучение,

Людям добрым в уразумение.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К РАЗДЕЛУ

1. Что такое речевой жанр? По каким признакам противопоставляются речевые жанры?

2. Назовите жанры педагогической речи учителя, опираясь на параметр «коммуникативная цель».

3.Назовите жанры другой сферы общения, например, сферы официально‑делового общения?

4. Какие коммуникативные цели реализует учитель в ходе обучения? Какова коммуникативная цель объяснительной речи учителя? Почему цель называется исследователями речевого жанра наиболее типологически значимым признаком жанра?

5. В какой зависимости находится жанровая форма речи от ее автора? Какие параметры речи задает нам адресат - коллективная ученическая аудитория?

6. Каким образом в объяснительной речи учителя может проявляться реактивность жанра? Приведите примеры. Для чего учителю необходимо умение предвосхищать возможные реакции учеников на свою речь?

7. Какие разновидности объяснения с точки зрения изучаемого материала существуют? Какие лингвистические средства объяснительной речи выбираются автором под давлением передаваемой информации?

8. Чем может вызываться такой недостаток речи, как неясность?

9. Назовите разновидности (по разным основаниям), в которых может существовать лекция? Каковы особенности лекции как педагогического жанра?

10. Интересной проблемой сегодняшней лингвистики и методики является вопрос Как извлекается смысл из несказанного? Ответ на этот вопрос ответ следует искать в исследованиях непрямой коммуникации. Подготовьте сообщение на эту тему.

11. Как Вы оцениваете значение притч, их влияние на формирование и развитие нравственных ценностей у учащихся?

 

Задание 1. Проанализируйте урок, связанный с вашей профессией (русский язык, математика, изобразительное искусство), и выделите в нем этапы урока и учебно-речевые ситуации. Обозначьте место каждой учебно-речевой ситуации в структуре урока, цель педагогической деятельности учителя.

Задание 2.Проанализируйте речевой жанр учителя (на выбор), составьте его «паспорт», опираясь на основные признаки.

Задание 3. Расскажите о приемах популяризации речи учителя. Разработайте фрагмент урока русского языка (учебно-речевая ситуация – на выбор) с использованием подобных средств.

Задание 4.Чем отличается начало объяснительной речи в следующих случаях? Что будет лежать в основе дальнейшего «развёртывания» первых двух текстов?

1. «Вращается ли Солнце вокруг своей оси?»

2. «Почему с помощью рентгеновских лучей можно увидеть скелет живого человека?».

3. «Тема нашего урока «Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных». Запишите и запомните предлоги, которые пишутся раздельно: в течение, в продолжение, по причине, в целях и слитно: насчёт, ввиду…».

 

Задание 5. Используя различные виды и средства интерпретации, преобразуйте традиционные жанровые формы профессиональной педагогической коммуникации в нетрадиционные (например: опрос-интервью, объяснение-судебная речь, объяснение-реклама, объяснение–сказка, обобщение-похвала, объяснение-обман).

Задание 6.Прочитайте текст.Отметьте, какими средствами и приемами вызывается интерес читателя. Дайте определение применяемых способов.

«Может ли с течением времени меняться род имен существительных в нашем языке?

«Как это так меняться? — спросит недоверчивый читатель. Чтобы вместо «зеленый дуб» стали вдруг говорить «зеленая дуб»? Не бывает!» Бывает, дорогой читатель…

Вряд ли кто скажет сам или признает правильным такой оборот речи: «Смотрите, какая красивая лебедь!…» И К. Д. Бальмонт в начале нашего века писал: «Это плачет лебедь умирающий…»

А между тем Пушкин в «Царе Салтане» писал: «Лебедь белая плывет…»

Ну, а может ли случиться, что один и тот же поэт признаёт одно и то же слово словом то женского рода, то мужского?

Вы скажете — «нет»?

Посмотрим, дорогой читатель…

В 1814 году юный Пушкин в стихотворении «Воспоминание о Царском Селе» писал: «… с тополем сплелась младая ива…»

Отсюда явствует, что «топол(ь)»— мужского рода. Прошло тринадцать лет, и в 1827 году тот же Пушкин в стихотворении «Сто лет минуло, как тевтон…» пишет:

«… Хмель литовских берегов

Немецкой тополью плененный…»

Здесь «тополь» уже не мужского, а женского рода.

В настоящее время тополь окончательно утвердился в мужском роде. В этом легко убедиться, прочитав почти каждое стихотворение о… Севастополе: к наименованию города-героя братья-поэты очень охотно подбирают «проверенную» рифму «тополь» с каким‑нибудь «мужским» эпитетом: «стройный», «высокий», «гордый» и т. д». (Б. Н. Тимофеев «Правильно ли мы говорим»).

Задание 7. Подготовьте письменный рассказ о биографии известной личности, связанной с программным школьным материалом, для учеников младших классов или лекцию биографического характера для старшеклассников. Укажите на полях конспекта для предстоящего выступления с информационной речью, какие методы вы собираетесь применить, чтобы внести ясность и вызвать интерес слушателей. Реализуйте свой замысел на практическом занятии в устной форме. При подготовке обязательно учитывайте фактор устности. Учитывайте также поликодовывй характер лекции.

Задание 8. При подготовке к рассказу о жизни великого ученого в старших классах учитель включил в план такие блоки, как: 1) информация о детстве ученого; 2) факторы, воздействующие на формирование личности ученого; 3) образ жизни, хобби ученого; 4) нравственные качества ученого; 5) отношение ученого к искусству, политике, религии, Отечеству, дружбе.

Вас предстоит провести урок подготовки к написанию сочинения по картине в начальной школе. Какие сведения вы включите в план рассказа о жизни художника? Что вы измените в своем плане, если урок будет проходить в среденей школе?

Задание 9. Прочитайте отрывок из биографии Н. И.Сладкова. 1. Представьте рассказ о писателе для учеников начальной школы, используя для подготовки также другие источники.

Николай Иванович Сладков (1920—1996) — писатель, автор более 60 книг о природе.

Николай Сладков родился 5 января 1920 года в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.

В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

Первую книгу «Серебряный хвост» написал в 1953 г. Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса». Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах. Много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов, воспитания бережного отношения к природе. Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве, но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любилприроду и интересовался ей. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения (Викепедия).

2. Создайте любой другой жанр, в котором будет использоваться собранный вами биографический материал (экскурсионная речь, автобиография и т. д.)

Задание 10.Типология императивных речевых жанров включает такие жанры, как “просьба”, “требование”, “совет”, “предложение”, “распоряжение” и др. Назовите общие и различные компоненты этих жанров. Создайте тексты этих жанров для последующего их определения аудиторией.

ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ

1. Барнет Вл. Проблемы изучения жанров устной научной речи // Современная русская устная научная речь / Под ред. О. А. Лаптевой. –М.: МГУ, 1985. Т. I.

2. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // эстетика словесного творчества.– М.: Искусство, 1986.

3. Валгина Н. С. Теория текста: учебное пособие. ­- М.: Логос. 2003

4. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. Издание 3. / Т. Г. Винокур. – М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

5. Вострикова Т. И. Профессионально-педагогический диалог на уроке русского языка: структурно-содержательные особенности и речевая организация: монография. – Астрахань: Издательский дом «Астраханский государственный университет», 2010.

6. Головин, Б. Н. Основы культуры речи: учебное пособие. –М.: Высшая школа, 1990.

7. Дементьев В. В. Непрямая коммуникация: монография. –М.: Гнозис, 2006…

8. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. –Волгоград: Перемена, 2002

9. Ладыженская Т. А. Уроки риторики в школе: кн. Для учителя. – М.: Ювента: Баласс, 2004

10. Пидкасистый А. А. и др. Структура и методы проведения лекции. – М., 1999.

11. Риторика: Учебник. /Под ред. проф. Ипполитовой Н.– А. – М.: Проспект, 2010.

12. Эффективная коммуникация. История, теория, практика. Словарь-справочник.– М.: Олимп, 2005, 960 с.

13. Шмелева Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи. – Саратов, 1997.

14. Щербинина Ю. В. Педагогический дискурс: мыслить, говорить, действовать: учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2010.

 


[160] Большинство современных лингвистов при изучении речевых жанров опирается на работы М. М. Бахтина, который относил к ним «и короткие реплики бытового диалога…, и бытовой рассказ…, и короткую военную команду, и развернутый и детализированный приказ и довольно пестрый репертуар деловых документов… и разнообразный мир публицистических выступлений…; …и все литературные жанры от поговорки до многотомного романа». Определяя речевые жанры как «относительно устойчивые типы высказываний» М. М. Бахтин считал, что они «даны нам так же, как нам дан родной язык» и «научиться говорить – значит научиться строить высказывание».

 

[161] Профессионально-педагогический диалог как жанр учительской речи детально анализируется в монографии Т. И. Востриковой «Профессионально-педагогический диалог на уроке русского языка: структурно-содержательные особенности и речевая организация».

 

[162] Экстралингвистический – не входящий в круг предметов, изучаемых лингвистикой, т. е. не являющийся языковой сущностью, но влияющий на язык или речь и находящий в них свое отображение.

[163] Синонимичные понятия: намерение, задача, интенция, воля, замысел.

 

[164] Декарт Рене (1596-1650), выдающийся французский философ, математик, физик и физиолог.

 

 

[165] Дронова Г. Е… Коммуникативная категория "ясность речи" в жанре лекции: дис… канд. филологических наук, Екатеринбург, 2006.

 

[166] Исследователем Л. Е. Туминой предлагается система обучения притче как устному речевому жанру повествовательного характера.

 

Раздел 4. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ

Типология педагогических жанров

 

Жанры художественной литературы исследованы подробно и многосторонне. Вы наверняка сразу можете вспомнить и назвать многие из них.

Но жанры выявляются не только в художественном тексте, они отражают самые разнообразные ситуации социального взаимодействия людей. Впервые жанр как основную категорию речевого общения более полувека назад рассмотрел М. М. Бахтин. Он определял речевой жанр как относительно устойчивое высказывание, выработанное определенной сферой использования языка, и отмечал, что каждая сфера общения обладает своей, только ей присущей совокупностью жанров, в которые отливается человеческая речь в типичных ситуациях[160]. Именно высказывание в такой концепции необходимо рассматривать базовой единицей общения.

Другими словами, речевой жанр – это разновидность устных и письменных текстов, которые существуют в самых различных сферах общения, воспроизводятся говорящими и пишущими и узнаются по их языковым (вербальным и невербальным) средствам (Т. А. Ладыженская).

С помощью системы жанров упорядочивается производимый человеком текст в любой сфере и в любой его форме, тем самым упорядочивается наше общение. Жанр структурирует коммуникативный процесс, создавая «разделяемые» ожидания о форме и содержании общения и таким образом облегчая производство и воспроизводство коммуникации (L. Breure).

Жанровую картину коммуникации поможет представить перечисление некоторых оппозиций, выявленных и описанных исследователями в разное время. Эти дихотомии помогают увидеть деление речевых жанров в самом общем виде, на основе различных принципов: устные – письменные; «первичные» – образующиеся в условиях непосредственного речевого общения – «вторичные», возникающие в рамках художественного, научного и других форм сложного культурного общения (М. М. Бахтин); чистые и гибридные (в последних наблюдается взаимодействие стилей), моно– и полиадресатные (адресат – несколько лиц) коллективные и индивидуальные (адресант – конкретный человек),диалогичные и монологичные(по способу отправления коммуникации);неаргументативные и аргументативные (преобладают доказательства каких‑либо положений);воздействующие на адресата и информационного характера; элементарные и комплексные (состоящие из компонентов, каждый из которых, в свою очередь обладает относительной завершенностью и представляет собой текст определенного жанра; регламентированные и нерегламентированные (предоставляющие говорящему или пишущему более широкие возможности в выборе вер­бальных способов оформления высказывания – неклишированные); монокодовые и полиокодовые (сочетающие в себе элементы разных знаковых систем – вербального текста в устной или письменной форме, изображения, а также знаков иной природы); контактные и дистантные (по положению коммуникантов в пространстве и времени).

Проблема жанровой упорядоченности может рассматриваться с разных позиций. В настоящее время даже сформировалась специальная наука, которая занимается вопросами изучения особенностей возникновения и функционирования жанров, ­- генристика (жанроведение). Чтобы выявить основные отличительные признаки, разграничивающие педагогические жанры, важен критерий целеполагания (Зачем создается высказывание?), который многими учеными рассматривается как основной для определения речевого жанра: необходимо сначала «выделить основную коммуникативную цель каждого жанра» (Вежбицкая А.).

Эффективность педагогического общения находится в прямой зависимости от уровня владения учителем речевыми жанрами, которые включают как различные операции с информацией, так и установку на речевой контакт, обеспечивают поддержание с собеседником речевых и социальных отношений, их регулирование. Поэтому для педагогической речи выявление полюсов информатики и фатики (Т. Г. Винокур) – важнейший критерий разделения жанров.

Информатика включает в себя общение, имеющее целью сообщение о чем‑либо. Под фатикой в широком смысле понимается коммуникация, имеющая цель само общение.Основой фатической интенции является удовлетворение потребности в общении с разными формами, тональностью, отношениями между коммуникантами.

В реальной коммуникации все речевые жанры педагогического общения можно разделить на информативные по преимуществу жанры (в которых автор главным образом передает новую для адресата информацию); и фатические по преимуществу (где суть общения в большей степени в выражении разнообразных нюансов взаимоотношений между участниками коммуникации, а не в передаче информации).

Т. В. Шмелева, определяя цель основополагающим признаком для типологии речевых жанров, выделяет четыре класса речевых жанров: информативные, императивные, оценочные и этикетные жанры. Нетрудно заметить преемственность этой классификации по отношению к предложению выделять две основные функции – информативную и фатическую.

Исходя из критерия «коммуникативная цель», представим частотные жанры педагогической речи в таблице 8.

Таблица 8. Жанры педагогической речи

Цели Классы речевых жанров по цели Речевые жанры
Совершение различных операций с информацие: ее предъявление или запрос, подтверждение или опровержение Информативные Устные: педагогический диалог, дискуссия, объяснительный монолог (объяснительная речь), доклад, учебная лекция, обобщающая речь, вступительное слово, объявление, экскурсионная речь. Письменные: аннотация, тезисы, реферат, отзыв, рецензия, конспект, характеристика ученика, педагогический дневник. Отчет, протокол, биография и автобиография (жанры делового общения)
Содействие осуществлению/неосуществлению каких‑либо событий, поступков   Императивные Просьба, совет, требование, разрешение, запрещение, приказ, напутственное слово  
Изменение самочувствие участников общения, соотнося их поступки, качества и др. с принятой в данном обществе шкалой ценностей Оценочные Похвала, порицание, утешение    
Формируют события социальной действительности Этикетные Поздравление, приветствие, прощание, представление классу, приглашение, извинение

 

Любой из жанров, представленных в таблице, с учетом специфики общения может иметь аналоги в других сферах деятельности. Это относится даже к таким жанрам, которые характерны именно для педагогического дискурса (педагогический диалог, объяснительный монолог и др.). В педагогическом дискурсе могут функционировать также жанры из других сфер общения, которых нет в таблице в силу того, что они «вплетаются» в какой-либо из названных педагогических жанров, оформляют его (притча, сказка, реклама и др.).

Сравните тексты с точки зрения реализации основной коммуникативной цели:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11; просмотров: 1082

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...