Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Так, обучая школьников создавать текст рассказа о биографии В. И. Даля, преподватель Н. Г. Пундикова (festival.1september. ru ) предлагает ученикам самим выбрать наиболее удачное начало.




1. «Среди множества словарей есть такие, которые составляют гордость науки. К таким работам относится «Толковый словарь живого великорусского языка созданный Владимиром Ивановичем Далем. Кто он, создатель всемирно известного словаря? Ему было 11 лет, когда началась Отечественная война против французских завоевателей… Он был почти ровесником А. С. Пушкина. Он знал многих из декабристов. Он был свидетелем отмены крепостного права. Но главное дело его жизни – создание словаря, который стал гордостью русского народа…».

2. «В 1863 году академик М. П. Погодин, выступая перед коллегами, сказал: “Словарь Даля кончен. Теперь русская академия без Даля немыслима. Но свободных мест для избрания в академики нет. Предлагаю: всем нам, академикам, бросить жребий, кому выйти из академии, и освободившееся место предоставить Далю. Выбывший же займёт своё место, как только появится первая свободная должность. Нужно отдать должное академикам: Даль был избран единогласно. Кем же был Даль, которому академики оказали уважение таким необычным способом?».

Нужно учесть, что достаточно объемный лекционный материал учебного характера нуждается в форме речевого выражения, постоянно обращающей слушателей к предшествующему изложению. Ретроспекция достигается при помощи различных формул такого типа: «Как уже было сказано ранее, Как вы все уже знаем, Вернёмся к мысли о том, что…, Вы помните, что…, Вы помните, как мы… и т. п».

Фактор будущего. Учителю необходимо заранее представить реактивные речевые действия школьников во время лекции и вообще их учебные действия: слушать, осмысливать, активно участвовать. При подготовке к лекции учитель должен принять решение, будут ли ученики кратко записывать информацию (тезисы) или им целесообразно дать задание составить план лекции. Считается, что такая работа целесообразна во время лекций информативного характера, в отличие, например, от воодушевляющей. В качестве «будущего» учитель может запланировать подготовку ответа ученика на вопрос по теме лекции, пересказ, то есть дальнейшее освоение материала. При этом необходимо учитывать возраст школьников.

Лекционный материал учебного характера предполагает также раскрытие информации, о которой будет идти речь в дальнейшем - проспекцию. Учитель может сказать о вопросах, которые будут рассмотрены в ходе дальнейшего изложения - ближайшее будущее, а также обозначить темы, связанные с данной, для дальнейшего изучения -­ отдаленное будущее.

Диктум. Событийная основа лекции о биографии – пропозиция представления жизни человека, повествование о ней. Таким же диктумным содержанием могут наполняться и другие жанры (или компоненты жанровой формы) и разновидности в различных сферах и стилях общения: художественная биография, деловая биография, портретный очерк, репортаж.



«Рамочной» жанровой формой для элементов рассказа о биографии учитель может выбрать экскурсионную речь, автобиографию, письмо, интервью, дневник, загадку.

«Отгадайте, кто же я? Я древнегреческий математик, физик, механик и инженер. Родился я давно, в 287 году до нашей эры, в Сиракузах. Это была греческая колония на острове Сицилия.

Учился в Александрии Египетской. Это научный и культурный центр, который славился своей библиотекой с тысячами рукописей, что было целым кладом для меня. Я увлекался разными науками, но узнают меня по одной истории, которую все знают, ­- истории с ванной. Может, вы сами мне ее расскажете, а я проверю, так ли все было? Кстати, а какой закон был открыт в этот момент?

Когда мне уже было 75 лет, даже во время осады я старался не давать покоя римлянам. Вот, например, что я придумал. Римский флот был сожжён моими соратниками, защитниками города, которые при помощи зеркал и отполированных до блеска щитов сфокусировали на них солнечные лучи. Знаменитый историк древности Полибий написал обо мне: «Такова чудесная сила одного человека, одного дарования, умело направленного на какое‑либо дело… римляне могли бы быстро овладеть городом, если бы кто‑либо изъял из среды сиракузян одного старца. Так кто же я?».

В приведенном примере диктумное содержание рассказа о биографии представлено в речи посредством другого жанра – загадки. Такая «переакцентуация» (трансформация жанровой формы – термин М. М. Бахтина) позволяет делать вывод, что биография - сценарный жанр.

Кроме того, «рамка» биографии может служить для других жанров, что проявляется, например в названии темы «Биография русского дома».

Характер диктума и другие жанровые признаки (в первую очередь-возраст школьников) также влияют на функционирование жанра. Так, например, протяженность лекции не произвольна, она ограничена возрастными особенностями интеллекутуально-речевой деятельности школьников. В связи с этим формы лекции о биографии в школе разнообразны: урок-лекция, микролекция, лекция-беседа, комментарий но всегда это законченное речевое произведение учителя, содержащее новое, неизвестное школьникам о биографии человека.

Языковое воплощение учебной лекции основано на сочетании языковых средств, выполняющих информативную функцию, средств, выражающих собственное отношение автора речи к излагаемому, и средств, обеспечивающих связь адресанта с адресатом.

Лекция - комплексный жанр, включающий элементы других жанровых форм (беседы, эпидейктической речи, личного письма, критической статьи и множества других).

В практике учебного общения лекция переходит в диалог, что вызвано необходимостью установления контакта с аудиторией, стремлением к эффективному усвоению слушателями излагаемого материала. Это и прямой диалог, и использование вопросно-ответного хода, и обращение к фоновым знаниям слушателей (как уже было сказано ранее, как уже отмечалось, на предыдущем занятии мы говорили, как мы выяснили, вспомним, как вы помните).

Для лекции о биографии важны языковые элементы, подчёркивающие последовательность и взаимосвязь частей, например, слова, выражающие временные и пространственные отношения (во-первых, во-вторых, далее отметим, следующее).

Важны лексические единицы, показывающие субъективное отношение к высказанной мысли (с моей точки зрения, представляется, думается, по моему мнению и т. п.)

Жанр лекции характеризуется языковыми средствами, характерными для устного общения. В связи с поликодовым характером учебных лекций в ней присутствуют указательные элементы, организующие общение: «Обратите внимание…».

Результативная учебная лекция невозможна без использования языковых средств – конструкций, в том числе вопросительных, активизирующих мыслительную деятельность (Давайте вспомним, Представим, что, Почему…, хотя…? Почему…, несмотря…? Если…, то почему…? Если…, то можно ли…?)

Увидеть неповторимость облика героя—важнейшая задача при подготовке к лекции о биографии.

Представим необходимые действия при подготовке к такой учебной лекции.

1. Сбор материала по теме. 2. Систематизация материала: определить основные мысли, положения, тезисы. 3. Расположение их в определенной последовательности, с учетом устного характера лекции. 4. Подбор к каждому тезису доказательства: факты, цифры, цитаты и т. д. 5. Разъяснение вводимых названий, понятий, потенциально сложных для учеников. 6. Продумывание активных форм реализации материала на уроке: (элементы беседы, предполагающей прямой диалог со слушателями в ходе лекции; вопросы, направленные на раскрытие основных положений; обращение к фоновым знаниям слушателей, проблемные задачи). 7. Придание лекции поликодового характера (голоса героев биографии в записи, музыкальное сопровождение рассказа учителя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни героя биографии, слушание любимых им музыкальных произведений; реальные предметы быта героя биографии и т. д.). 8. Рассмотрение возможностей включения в лекцию самостоятельных сообщений учащихся (чтение стихотворений, пересказ отрывков из воспоминаний, сообщение о произведении литературы, жи­вописи или музыки; о важном открытии, сделанном героем биографии). 9. Подготовка обобщений, выводов, интересного смыслового заголовка. 10. Работа над произнесением.

 

Таким образом, лекция о биографии призвана сформировать у школьников представление о личности героя биографии, удивить, восхитить талантом, создать живой образ. При соблюдении этих условий она останется в памяти у школьников независимо от их возраста.

Задания

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...