Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценностно-ориентационная деятельность.




Познавательная деятельность

Познавательная деятельность имеет своими объектами природу, общество, человека или саму познающую личность. В первых трех случаях познание выступает на двух уровнях Первый - уровень обыденного познания, на котором оно неотрывно от практической деятельности и сохраняет свои результаты в обыденном сознании людей а виде их жизненной мудрости или практического опыта. Это познание вплетено в процесс реальной жизнедеятельности людей. На втором уровне познавательная деятельность вырастает в научное познание, которое отделилось от практики в историческом процессе общественного развития труда и стало самостоятельной профессионализированной конкретной формой деятельности В этом своем качестве представляет собой относительно самостоятельный вид научно-теоретического и эстетического отражения мира; особый вид духовной деятельности. Познавательная деятельность бывает индивидуальной и групповой. В сфере познания мы встречаемся прежде всего с деятельностью производящей и потребляющей, одна из которых добывает новые знания, а другая - усваивает. Производство и потребление в этом смысле носят духовный характер. Без единства этих процессов невозможно, с одной стороны, их закрепление, сохранение и передача от поколения к поколению, а с другой - их обогащение, расширение и углубление. В сфере познания также существует различие между продуктивной и репродуктивной деятельностью. Продуктивная деятельность - исследовательская деятельность, приводящая к открытию новых законов бытия. Репродуктивная деятельность - научно-популяризаторская, которая тиражирует, транслирует научные открытия, придавая им форму, доступную для массового восприятия. Познавательная деятельность в социально- культурных учреждениях и общностях реализуется в этом качестве, как распространяющая и воспроизводящая знание.
Рассмотрим способы реализации этой деятельности в условиях культурно-досуговых учреждений. Один из мотивов посещения учреждения данного типа - это желание приобрести новые знания, умения, навыки. На этой основе организуется познавательная деятельность. По сути своей познавательная деятельность подразделяется на деятельность по получению новой информации, новых знаний и овладению новыми видами деятельности. В этом своем качестве она выступает как учебно-познавательная или обучающая. Обучение в данном случае понимается как процесс овладения новыми видами предметно-практической и интеллектуальной деятельности (например, хореографической, музыкальной и др. видами творческой деятельности)- Обучение з данном случае предваряет творчество, так как прежде чем что-то делать, надо научиться это делать. В ог-личие от учебных заведений, в учреждении досугового типа, не ставится цель систематического образования людей. Поэтому действуют свои, специфические критерии отбора познавательного материала: а) знания отбираются с позиции научной и социальной ценности; б) практической значимости; в) доступности для усвоения. Эффективность занятий достигается через методы обличения: метод практического показа, метод репетиционного упражнения, метод изложения, метод демонстрации и др.
По отношению к методам обучения сложились следующие требования:



· создать условия для самообразования;

· развивать поисково-творческие способности и умения;

· развивать навыки практического применения получаемых знаний.

В системе культурно-досуговых учреждений сложились четыре типа познавательных занятий:

· информационно-теоретические;

· наглядно-демонстрационные, визуальные;

· учебно-инструктивные;

· поисково-творческие

Особенности познавательной деятельности в системе культурно-досуговых и научно-просветительных учреждений заключается в том, что акцент делается на процесс самообразования. В этом случае познавательная деятельность приобретает характер просветительной самодеятельности, самостоятельного добывания знаний. Стремление к самостоятельному пополнению знаний, освоение различных видов социально-культурного и художественного творчества необходимы современному человеку в ситуации, когда требуется быстрое обновление знаний и расширение информационного поля личности.

Коммуникативная деятельность.

Общение играет огромную роль во всех видах социокультурной деятельности, поскольку общение является условием познания и выработки системы ценностей

Общение - это практическая деятельность, так как контакты между людьми предполагают воплощение передаваемой информации в той или иной системе знаков. Какой бы характер не имела сама эта информация - физический, как в спортивной игре или интеллектуальный, как в дружеской беседе, - сам процесс ее кодирования и отправления получателю (равно как и процесс ее получения и декорирования) есть род практической деятельности /1, с. 84-85/.

По своей сути общение есть непосредственно наблюдаемая и переживаемая реальность; конкретизация общественных отношений, их персонификация, личная форма. По содержанию досуговое общение может быть разделено на информативное, эмоционально-действенное и регулятивное. Это разделение условно В каждом акте общения заключены эти моменты, хотя каждый раз доминирует что-то одно.
В процессе социально-культурной деятельности общение осуществляется как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственное общение осуществляется с помощью устной речи и выразительных движений, опосредованное - с помощью средств смыслового и эмоционального воздействия. Ведущей характеристикой общения является предмет совместных действий. Предметы общения служат своеобразными "посредниками" между взаимодействующими субъектами

В учреждениях культуры различают повседневное и праздничное общение; общение в стабильных и нестабильных досуговых коллективах. Сегодня все больший удельный приобретает повседневное свободное общение. Осуществляемые здесь контакты носят нерегламентированный характер и развертываются внутри нестабильных групп. Эти нестабильные общности, группы представляют собой стихийно возникающие объединения, базирующиеся на основе временного интереса и распадающиеся по достижении поставленной цели. В этом случае коммуникативная деятельность носит спонтанный, эмоциональный и неформальный характер.

Содержание праздничного общения определяет отношение к событию, которое лежит в основе праздника. Общение людей в ситуации праздника является синтезом различных интересов, эмоциональных компонентов. Коллективные переживания обеспечивают наибольший эффект сопричастности к праздничному событию Содержание праздника и художественная форма его воплощения призваны возвысить состояние его участников до нового уровня осознания и переживания, в этом смысле участники праздника проходят путь от восприятия внешней стороны события к осознанию его внутренней сущности. Только тогда, когда значимость и его смысл будут раскрыты, произойдет переход на новый уровень осознания, где прошлое и настоящее выступают в своем синтезе Таким образом, коммуникативная деятельность в условиях праздника носит эмоционально-действенный, регулятивный характер.

Еще одна разновидность коммуникативной деятельности - общение в стабильных досуговых коллективах, где участники объединены общим предметом деятельности и целью, где складывается определенная нравственно-психологическая атмосфера и формируется особый тип личностных отношений. По сравнению со свободным нерегламентированным общением, общение внутри постоянной группы - более продуктивный вид коммуникативной деятельности, обладающий большим формирующим влиянием.

Результатами коммуникативной деятельности являются межличностные отношения, которые можно разделить на три основные группы:
1. Формальные и функционально-деловые отношения. Во всех коллективах, даже досуговых, есть определенная формальная структура. Эта структура создается для того, чтобы сделать общность управляемой. Даже самая простая деятельность невозможна без продуманного распределения обязанностей, без деловой взаимозависимости, без определенных требований друг к другу Формальная структура всегда базируется на структуре неформальных отношений.
2. Неформальные отношения. Это органично присущие досуговой сфере отношения. В условиях досуговой деятельности люди не строят контакты на чисто функциональных началах, что противоречило бы природе досуга.
3. Избирательные отношения. Данные отношения представляют собой наиболее высокую разновидность положительного отношения людей друг к другу.
В заключении необходимо отметить, что все виды социально-культурной деятельности - познавательная, ценностно-ориентационная, культурно-творческая, коммуникативная - раскрывают сложность и многозначность этого явления. В силовом поле субъектно-объектных отношений эти виды деятельности не только теоретически возможны, но и реально проявляют себя в социально-культурной практике. Эти виды социально-культурной деятельности раскрывают направления реализации социальной активности субъекта, т.е. его включенность в процессы познания, творчества общения поиска мировоззренческих смыслов и значений.

Ист.: Первушина О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): Учебное пособие для студентов дневного и заочного отделений по специальности 053100 "Социально-культурная деятельность" /Алтайский государственный институт искусств и культуры. - Барнаул: Изд-во АГИИК, 2002. - С. 56-67.

 

 

Познавательная деятельность

Познавательная деятельность имеет своими объектами природу, общество, человека или саму познающую личность. В первых трех случаях познание выступает на двух уровнях Первый - уровень обыденного познания, на котором оно неотрывно от практической деятельности и сохраняет свои результаты в обыденном сознании людей а виде их жизненной мудрости или практического опыта. Это познание вплетено в процесс реальной жизнедеятельности людей. На втором уровне познавательная деятельность вырастает в научное познание, которое отделилось от практики в историческом процессе общественного развития труда и стало самостоятельной профессионализированной конкретной формой деятельности В этом своем качестве представляет собой относительно самостоятельный вид научно-теоретического и эстетического отражения мира; особый вид духовной деятельности. Познавательная деятельность бывает индивидуальной и групповой. В сфере познания мы встречаемся прежде всего с деятельностью производящей и потребляющей, одна из которых добывает новые знания, а другая - усваивает. Производство и потребление в этом смысле носят духовный характер. Без единства этих процессов невозможно, с одной стороны, их закрепление, сохранение и передача от поколения к поколению, а с другой - их обогащение, расширение и углубление. В сфере познания также существует различие между продуктивной и репродуктивной деятельностью. Продуктивная деятельность - исследовательская деятельность, приводящая к открытию новых законов бытия. Репродуктивная деятельность - научно-популяризаторская, которая тиражирует, транслирует научные открытия, придавая им форму, доступную для массового восприятия. Познавательная деятельность в социально- культурных учреждениях и общностях реализуется в этом качестве, как распространяющая и воспроизводящая знание.
Рассмотрим способы реализации этой деятельности в условиях культурно-досуговых учреждений. Один из мотивов посещения учреждения данного типа - это желание приобрести новые знания, умения, навыки. На этой основе организуется познавательная деятельность. По сути своей познавательная деятельность подразделяется на деятельность по получению новой информации, новых знаний и овладению новыми видами деятельности. В этом своем качестве она выступает как учебно-познавательная или обучающая. Обучение в данном случае понимается как процесс овладения новыми видами предметно-практической и интеллектуальной деятельности (например, хореографической, музыкальной и др. видами творческой деятельности)- Обучение з данном случае предваряет творчество, так как прежде чем что-то делать, надо научиться это делать. В ог-личие от учебных заведений, в учреждении досугового типа, не ставится цель систематического образования людей. Поэтому действуют свои, специфические критерии отбора познавательного материала: а) знания отбираются с позиции научной и социальной ценности; б) практической значимости; в) доступности для усвоения. Эффективность занятий достигается через методы обличения: метод практического показа, метод репетиционного упражнения, метод изложения, метод демонстрации и др.
По отношению к методам обучения сложились следующие требования:

· создать условия для самообразования;

· развивать поисково-творческие способности и умения;

· развивать навыки практического применения получаемых знаний.

В системе культурно-досуговых учреждений сложились четыре типа познавательных занятий:

· информационно-теоретические;

· наглядно-демонстрационные, визуальные;

· учебно-инструктивные;

· поисково-творческие

Особенности познавательной деятельности в системе культурно-досуговых и научно-просветительных учреждений заключается в том, что акцент делается на процесс самообразования. В этом случае познавательная деятельность приобретает характер просветительной самодеятельности, самостоятельного добывания знаний. Стремление к самостоятельному пополнению знаний, освоение различных видов социально-культурного и художественного творчества необходимы современному человеку в ситуации, когда требуется быстрое обновление знаний и расширение информационного поля личности.

Ценностно-ориентационная деятельность.

Эта деятельность имеет духовный характер, как и познание. Эта деятельность дает не чисто объективную информацию, а через призму восприятия субъекта, т.е. "информацию о ценностях, а не о сущностях". /1, с. 63/. С.Л. Рубинштейн указывал на двусторонность человеческого сознания: с одной стороны, оно представляет собой "познавательный снаряд, включенный в бытие и обращенный на него"; с другой стороны, "оно не только отображение рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему данного индивида. Сознание человека, - резюмировал ученый, - включает поэтому не только знание, но и переживание того, что в мире значимо для человека..."/5, с. 150/.
В основе ценностно-ориентационной деятельности лежат потребности, идеалы, интересы личности. Ценностно-ориентационная деятельность во многом базируется на эмоциях. В социально-культурной практике эта деятельность, так же как познавательная, развертывается на двух уровнях - уровень обыденного сознания и уровень теоретической деятельности. т.е. эмпирические оценки (поступки, явления, события и т.д.) и теоретически-обобщающие суждения в виде нравственных норм, заповедей, требований. Ценностно-ориентационная деятельность также выступает и в форме производства, выработки определенных ценностей, и в форме их потребления, усвоения. Применительно к содержанию деятельности культурно-досуговых учреждений, ценностно-ориентационная деятельность разворачивается на двух уровнях. Первый уровень связан с усвоением определенных социально-духовных ценностей Второй уровень - выработка определенных взглядов, оценок отношений в результате непосредственного участия личности в различных формах социально-позитивной и культуроразвивающей деятельности (экологические движения, историко-поисковые объединения, благотворительные организации и т д) Из всех видов социально-культурной деятельности, ценностно-ориентационная наиболее трудно поддается вычленению в чистом виде. И это закономерно -ценностное ориентирование является непременным элементом любого вида деятельности Но есть занятия, где процесс оценивания играет ведущую роль (беседы, дискуссии, диспуты, вечера-встречи, клубы общения и другие досуговые формы).
Ценностно-ориентационная деятельность направлена на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических понятий, суждений и оценок. Анализируя различные события, вырабатывая определенные отношения к окружающему, человек невольно включается в оценивающую деятельность. В этой ситуации далее самые крупные, масштабные проблемы приобретают для человека глубоко личностный смысл. Ценностно-ориентационная деятельность в форме бесед, обсуждений, диспутов и дискуссий является одним из средств, обеспечивающих переход знаний в убеждения. Этому способствуют следующие обстоятельства: близость обсуждаемого личному опыту, общий авторитет коллективного разума, исконная потребность человека прислушиваться к мнению других. Культурное общение формирует ценную способность эмоционально откликаться на все. что происходит вокруг. Будучи правильно организованным, оно помогает предупреждать накопление отрицательного опыта нейтрализовать нежелательные стихийные влияния.
Ценностно-ориентационная деятельность не обязательно связана только с творчеством, поведением личности на досуге, но и проблемы общественно-политической значимости, актуальные вопросы современности входят в круг ее распространения. Очень важно, чтобы среди возникающих откликов ведущее место занимали социальные переживания. Обеспечивая человеку развитую структуру общения, учреждения культуры не только расширяют и углубляют сферу личностных интересов, но и способствуют росту их общественной ценности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...