Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности расположения в пространстве

Особенности рисунка Интерпретация
1 2
Рисунок по средней линии, чуть выше и правее Норма
Ближе к верхнему краю листа Чем выше, тем выше самооценка – неудовлетворенность положением в обществе, – потребность в признании и продвижении, – тенденция к самоутверждению
Ближе к нижнему краю листа Чем ниже, тем ниже самооценка – неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, отсутствие самоутверждения, – не заинтересованность в признании, – фиксирование на препятствиях к удовлетворению ситуативных потребностей
Голова и ее заменяющая часть направлена вправо Устойчивая тенденция к действию – планируемое осуществляется, – настрой на реализацию своих намерений.


Окончание табл.

1 2
Направлена влево Тенденция к размышлениям, к рефлексии («человек не действия») – нерешительность, страх перед действием, – только небольшая часть замыслов осуществляется
Положение анфас Эгоцентризм. Иногда прямота, бескомпромиссность
Сдвиг рисунка вправо Акцентуирование будущего, мужских черт характера – стремление к контролю над собой, – экстраверсия
Сильный сдвиг вправо Бунтарство, неподчинение.
Сдвиг рисунка влево Акцентирование прошлого. Бездеятельность – принятие вины на себя, застенчивость, – интроверсия
Двух- и более головые животные Противоречивость тенденций
Маленький рисунок Высокая тревожность
Маленький рисунок в левом верхнем углу – склонность к фантазированию, уходу в прошлое, – избегание новых переживаний


Интерпретируя пространство, обратите внимание на свои ощущения, вызванные рисунком. Например, шаткость – устойчивость, что относится к самооценке и пр. Представьте, куда движется животное: вправо, влево, вниз, вверх или оно остается на месте.

Графологические аспекты интерпретации

Графика. Особенности Интерпретация
Анализ линий Перекрывающие друг друга линии Легкая напряженность
Несоединенные углы Невротизм
«Запачканный» рисунок Повышенная тревожность
Размытость контуров рисунка, волосатость Неуверенность
Недорисованность конечностей Невротизм
Непомерное увеличение кистей, стоп Невротизм
Характер линий Паутинообразная, без нажима Экономия энергии. Астенизация. Снижение тонуса
Продавленная линия Увеличение тонуса мышц (не энергии!) в связи с тревожностью
Наличие штриховки внутри контура и различных деталей Тревожность
Направление линий «Падающие» линии Истощаемость. Возможна депрессия
«Поднимающиеся» линии Агрессивность

Содержательный анализ рисунка

Особенности Интерпретация
Значение деталей лица Уши Заинтересованность в информации, в значимости мнения о себе
Рот без прорисовки губ Облегченность речевого общения, болтливость
Рот с прорисовкой губ Чувственность
Рот открытый, особенно зачерченный Облегченность возникновения опасений, страхов, недоверия
Рот с зубами Вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная (огрызается, грубит в ответ)
Глаза Символ переживания страха, особенно при резкой прорисовке радужки
Зрачки, ресницы, их прорисовка Заинтересованность в восхищении окружающими внешней красотой и манерой одеваться. Придание этому большого значения
Голова увеличенного размера Ценит рациональное начало. Возможно эрудицию в себе и окружающих
Наличие рогов Защита от агрессии
Перья Самоукрашение, демонстративность
Грива Чувственность
Несущая опорная часть, основательность Обдуманность принимаемых решений, опора на существенную информацию
Неосновательность Поверхностность суждений, легкомысленность в выводах, импульсивность принимаемых решений
Повторяемость форм ног, лап Конформность суждений и установок, стандартность, банальность
Разнообразие этих форм Своеобразие решений, самостоятельность
Уподобление животного человеку Инфантилизм

 

Необычные детали Вмонтирование механических частей в ткань животного (тракторные гусеницы, пропеллер, электрические провода) Может быть у шизофреника или продиктовано особой оригинальностью
Название Рациональное содержание смысловых частей «летающий заяц», «бегокот» Рациональность, конкретная установка
Словообразование с «книжно-научным» латинским суффиксом «ретилетус» Демонстративность, подчеркивание своего развития, эрудиции
Поверхностно-звуковые, без всякого смысла «грягэр», «лалио» Легкомысленность отношения к окружающему
Ироническо – юмористические названия «пельмеш», «пузыроид», «риночурка» Иронически снисходительное отношение к окружающему
Непомерно удлиненные названия Склонность к фантазированию
Повторяющиеся элементы в названии «тру-тру», «кус-кус» Инфанти

Графическая методика «Кактус»


Цель: определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности.

Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет.

При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги стандартного размера и простой карандаш. Возможно и использование восьмицветных карандашей «люшеровских» цветов.
В этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов во внимание принимаются указанные выше данные, которые свойственны всем графическим методам. В этой методике также учитываются специфические показатели – та кие, как характеристики иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке могут проявиться следующие качества ребенка:

Агрессия – наличие сильно торчащих иголок. Длинные, близко расположенные друг от друга иглы показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, центр листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположение внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов, «радостные «кактусы».

Тревога – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одиночества – дикорастущие, «пустынные» кактусы.

Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в выводах после обработки данного теста. Ведь кроме учета изобразительных навыков, детских стереотипов, возрастных особенностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например, наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитанная книга о кактусах пустыни и прочее. Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.

Графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).

Автопортрет


Стимульный материал: лист белой бумаги, цветные карандаши.

Инструкция. «Нарисуй себя таким, каким представляешь. Я не буду смотреть на качество».

Формы автопортретов:


  • Изображение лица как центрального (очень часто это графическое изображение).

  • Изображение портрета в интерьере.

  • Изображение одновременно нескольких автопортретов, различ­ных по возрасту.

  • Автопортрет – метафора. Например, изображение молодой
    женщины в экстравагантном платье на подвешенном в воздухе
    канате.

  • Сюжетный автопортрет.

  • Исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходившем
    в действительности.

  • Изображение вымышленной ситуации, в которой автор никогда не находился, и все это происходило без него.

Интерпретация № 1


Тест адаптирован Р. Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл).

ГОЛОВА. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.

Рисунок маленькой головы отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

ГЛАЗА. Большие – подозрительность, проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые – самопоглощенность и тенденция к интроверсии.

УШИ И НОС. Большие уши – чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выде­ленные ноздри – склонность к агрессии.

РОТ. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможные затруднения с речью. Отсутствие рта – депрессия или вялость в общении.

РУКИ. Символизируют контакт личности с окружающим миром; скованные – жесткая, обязательная, замкнутая личность. Вяло опущенные – неэффективность. Хрупкие, слабые – физическая или психологическая слабость. Длинные, сильные – амбициозность и сильная вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие – чувство неадекватности и отсутствие амбициозности.

НОГИ. Длинные – потребность в независимости. Большие – потребность в безопасности. Без ног – нестабильность и отсутствие основы.

Интерпретация № 2
(интегративно-оценочная)


Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека.

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером
10 ´ 15 см.

Инструкция: «Нарисуй свой портрет».


  • Эстетическое изображение – выполняется лицами, имеющими художественные способности. Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа.

  • Схематичное изображение – в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованного в профиль или анфас, – интеллектуальный склад ума. Изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

  • Реалистическое изображение — выполнено с более тщательными подробностями, то есть с прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды – это люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитическому когнитивному стилю.

  • Метафорическое изображение – человек изображает себя в виде какого-то предмета, например, чайника. Это люди художественного склада, обладающие развитой фантазией, творческими способностями; чувством юмора.

  • В интерьере – лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, направлена на внешнее предметное окружение.

  • Эмоциональный автопортрет – человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, рисунок часто является шаржем или напоминает его – лица, обладающие высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственные состояния. Причем изображаемая эмоция может быть противоположна настоящей.

  • Изображение позы или движения – свойственно людям
    с выразительными движениями, увлеченным спортом, танцами и т. д.

  • Изображение со спины – вместо лица рисуют затылок. Это свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, исследователю и т. д., либо при нежелании рисовать лицо.
№ п/п Выделенный показатель Оценка
1 2 3
1 Изображение в виде одного лица
2 В виде бюста
3 В полный рост
4 Профиль
5 Анфас
6 Схематичное изображение
7 Реалистическое
8 Метафорическое
9 В интерьере


Окончание табл.

1 2 3
10 Более 1 изображения: 2, 3 и т. д.
11 На фоне пейзажа
12 В декоративной рамке
13 В эмоциональном состоянии
14 В виде литературного персонажа
15 Выполняется в виде движущегося изображения
16 С предметом в руках
17 Размер изображения в квадратных сантиметрах
18 Высота изображения
19 Степень сходства изображения с оригиналом (1, 2, 3 балла)
20 Степень нажима, толщины линии (1, 2 балла)
21 Наличие штриховки (1 , 2, 3 балла)
22 Эмоциональная выразительность изображения (1, 2, 3 балла)
23 Степень прорисовки лица (1 , 2, 3 балла)
24 Наличие глаз носа рта бровей ресниц. И т. д.


Вид:


  • Перечисляющий – изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один – мыслительный экстраверт.

  • Органический – на фоне изображения живой природы,
    в окружении растений, животных и т. д. – мыслительный интроверт.

  • Гаптический – изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни – «болит зуб», «болит голова» – сенсорный интроверт.

  • Эмфатический – изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне, – сенсорный экстраверт.

  • Декоративный – изображение портрета в явно приукрашенном виде в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора – сенсорный экстраверт.

  • Имажинарный – изучение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении – эмоциональный интроверт.

  • Ритмический – изображение, в котором подчеркивается движение, то есть изображается движущийся человек – идущий, бегущий по лестнице и т. д. – интуитивный экстраверт.

  • Структурный рисунок – изображение себя как есть – интуитивный интроверт.

Тест «Страхи в домиках»


В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т. д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.

Цель: диагностика страхов у детей дошкольного возраста. Из 29 типов страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов,
у городских современных детей эта норма доходит до 15. Метод А. И. Захарова по диагностике страхов целесообразно использовать в соединении с тестом «Красный дом – черный дом».

Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей. После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами нарисуют,
а ключ – выбросить или потерять (это несколько успокаивает актуализированные страхи). Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Тест А. И. Захарова прост в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься...?» Постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу.

В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» – говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов?

Инструкция. «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком – нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома» (дошкольники показывают соответствующий дом).

Страхи:

1) дома один;

2) нападение бандитов;

3) заболеть, заразиться; когда остаешься один;

4) умереть;

5) того, что умрут твои родители;

6) боязнь каких-то людей;

7) мамы или папы;

8) того, что они тебя накажут;

9) сказочных персонажей: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10) опоздать в детский сад;

11) перед тем, как заснуть;

12) страшных снов;

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших улиц, площадей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови (когда идет кровь);

27) уколов;

28) боли (когда больно);

29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту), являющееся нормативным (по А. И. Захарову) показывает следующая таблица.

Возраст Число страхов
Мальчики Девочки
3 9 7
4 7 9
5 8 11
6 9 11
7 (дошкольники) 9 12
7 (школьники) 6 9


Возрастные особенности проявления страхов:


  • 8 месяцев – боязнь незнакомых людей;

  • 1,5 года – беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановки в семье, боязнь врачей, боли, уколов;

  • после 1 года – страх одиночества, иногда страх высоты, страх глубины;

  • 2 года – страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.


Младший дошкольный возраст – могут присутствовать страхи:


  • боязнь сказочных персонажей;

  • уколов;

  • боли;

  • крови;

  • высоты;

  • неожиданных звуков;

  • типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.


Старший дошкольный возраст – могут присутствовать страхи:


  • смерти;

  • смерти родителей;

  • животных;

  • сказочных персонажей;

  • глубины;

  • страшных снов;

  • огня;

  • пожара;

  • нападения;

  • войны;

  • у девочек: страх заболеть, наказания, перед засыпанием, боязнь сказочных персонажей.

Тест «Два домика»


Начинается исследование со вступления в контакт с ребёнком и обсуждения с ним дома, в котором он живёт.

Далее экспериментатор говорит: «А теперь давай построим для тебя прекрасный, красивый, красный дом».

Нарисовать дом, подчёркивая его привлекательность.

«Давай этот дом, заселим. Конечно, в нём будешь жить ты, ведь мы его для тебя построили».

Около дома записывается имя ребёнка.

«Здесь в этом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой. Поселяй, кого хочешь!» Около дома записываются имена будущих обитателей. Нейтральным тоном спрашивается: «А кто это?»

Записав новосёлов в красный дом, нарисовать рядом ещё один дом – чёрный, но никак не характеризовать его: «Это просто другой дом. Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Надо, чтобы им тоже было, где жить. Кого туда поселим?» Около дома записываются имена обитателей. Если чёрный дом не заселяется, ребёнка к этому мягко побудить: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?»

Далее списки жильцов обоих домов пополняются. Если кто-то из реального окружения ребёнка останется не упомянутым, то о нём нейтральным тоном спрашивается: «Ой, а (имя) вообще никуда не поселили. А ведь ему где-то надо жить».

При анализе учитываются:

а) количественные показатели: сколько людей ребёнок охотно вселяет в свой дом и сколько в другой;

б) качественные показатели: куда вселяет родителей, родных, куда поселяет воспитателей, куда поселяет сверстников; учитываются выразительные внешние симптомы (мимика, жесты, эмоции и др.), а также словесные реакции.

1.10. Тест «Рука» (Hand test)
(Э. Вагнер)


Цель: проективная методика исследования личности. Диагностика вероятности агрессивных проявлений у ребенка.

Возрастной аспект: применяется для обследования детей дошкольного и школьного возраста с 5 лет.

Содержание теста: стимульный материал состоит из стандартных 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой ребенка просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.

В теоретическом обосновании авторы теста исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность.

Следовательно, предлагая обследуемым детям в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Инструкция. Посмотри внимательно на рисунок с изображением руки и ответь, пожалуйста, на вопрос – какое действие по твоему мнению она выполняет, а также, что способен выполнить человек с такой рукой? Представь кисть руки и опиши ее воображаемые действия.

Процедура проведения: изображения предъявляются в определенной последовательности и положении. Обследуемый ребенок должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнить человек с такой рукой)

Применение: индивидуально.

Анкета-протокол № ___


Фамилия______________ Имя______________ ____лет,

группа сада___ детский сад №____ дата__________ 200_ г.

Анализ результатов


Положение, в котором обследуемый держит таблицу (опишите)

1 рис.________ 2 рис.__________ 3 рис.______________

4 рис.________ 5 рис.__________ 6 рис.______________

7 рис.________ 8 рис.__________ 9 рис.______________

Ответь на вопросы:


  • Какое действие по твоему мнению выполняет рука?

  • Что способен выполнять человек с такой рукой?


Оценка полученных данных по следующим 11 категориям:

Агрессия ___________________________________

Указания ___________________________________

Страх ______________________________________

Привязанность ______________________________

Коммуникация ______________________________

Зависимость ________________________________

Эксгибиционизм ____________________________

Увечность __________________________________

Активная безличность ________________________

Пассивная безличность _______________________

Описание ___________________________________

Количественный показатель
открытого агрессивного поведения

1) Агрессия – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет.

2) Указания – рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими (ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению).

3) Страх – рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого – либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.

4) Привязанность – рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.

5) Коммуникация - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.

6) Зависимость – рука выражает подчинение другим лицам.

(четыре эти категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социуму, вероятность агрессивного поведения незначительна).

7) Эксгибиционизм – рука разными способами выставляет себя на показ.

8) Увечность – рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям.

9) Активная безличность – ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия.

10) Пассивная безличность – также проявление тенденции
к действию, завершение которого не требует присутствия др. человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.

11) Описание - ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

Количественный показатель открытого агрессивного поведения –рассчитывается путем вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям:

Е («агрессия» + «указания») – Е («страх» + «коммуникация» + «зависимость»). Ответы, подпадающие под категории Эксгибиционизм и Увечность при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, так как их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.

Методика «Линеограмма»


Назначение– выявить уровень различения эмоций у ребёнка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления.

Материал –чистый альбомный лист, набор разноцветных карандашей или фломастеров (обязательно должен быть простой или чёрный карандаш).

Инструкция.

«Сейчас я вам расскажу сказку, а вы её у себя нарисуете. Жила – была точка. Однажды она побежала по листу и оставила за собой след – линию. Точка эта была грустная и линию оставила тоже грустную. Возьмите любой карандаш и нарисуйте грустную линию.

Другая точка была весёлая и оставила после себя весёлую линию (каждую линию психолог помечает значком).

Третья точка была очень тихая и линию оставила тоже тихую (при необходимости психолог может указать, что карандаши можно менять).

Четвёртая точка была очень громкая и линия тоже громкая.

Следующая точка была очень-очень лёгкая, а после неё была тяжёлая точка, которая оставила тяжёлый след. А самая интересная точка была добрая, и линия её тоже была добрая. К сожалению, была и злая точка, остался после неё злой след».

Для младших детей можно исключить одну – две пары, чтобы сократить объём работы. Пары могут быть заменены другими.

Оценка– линии могут различаться по цвету, форме, оригинальным элементам.

1 – уровень – есть оригинальные элементы, которые выражают суть различий, линии разные по цвету, ребёнок смог дать минимальное объяснение (последнее необязательно).

2 – уровень – линии разнятся по цвету, толщине.

3 – уровень - есть различие либо по цвету, либо в характере линий.

4 – уровень – линии не различаются. (Не различение эмоций или состояние глубокого дискомфорта.)

Тревогу вызывают рисунки 3-го и 4-го уровней.

Примечание.Также в рисунках можно отметить хаотичность, неорганизованность, экспансию линий, выход за пределы листа, вычурность. Или наоборот, рисунок зажат в одном углу, робкие слабые линии, страх перед пространством листа. Значимо и то, какие цвета используются для выражения тех или иных эмоций.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...