Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Батальная живопись Грекова, Бродского, Дейнеки (1920х годах)В советском искусстве Б. ж. получил беспримерно широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Отправляясь от реалистических традиций Б. ж., советские баталисты выдвинули на первый план героический образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Советский Б. ж. формировался в графике пер иода Гражданской войны 1918—20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца; новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др.), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Для советского Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, с имволизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. Борьба с империалистической реакцией и фашизмом породила в искусстве социалистических государств и в прогрессивном искусстве капиталистических стран стремление возродить и переосмыслить реалистическое наследие Б. ж. — в изображениях антифашистских и революционных битв (К. Дуниковский в Польше, Дж. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Салим в Ираке), истории освободительной борьбы народов (М. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике). Зачинателем советской историко-революционной живописи явился И. И. Бродский. 7. Развитие бытовой и портретной живописи 20х годов (Иогансон, Ремский, Корин , Нестеров) В истории советского портрета Ряжскому будет, несомненно, отведено почетное место как проницательному мастеру социального типажа. Среди советских мастеров едва ли много найдется мастеров, которые так упорно и настойчиво работают над образом, как Ряжский. Большим композиционным вещам художник уделяет мало внимания. И даже его сложные, большие жанровые произведения, как «Колхозница - бригадир» или «Политбеседа», являются, по существу, групповым портретом. Но сопоставьте скупые по композиции и сложные по своей психологической проникновенности, острой характеристике «многолюдные» портреты Ряжского с большими бытовыми полотнами других мастеров - и вы увидите, что преимущество окажется на стороне портретиста Ряжского. Достаточно вникнуть уже в самую «портретную тематику» Ряжского, чтобы понять те цели и задачи, какие ставит перед собой художник. Задача эта - показать образ нового человека и в особенности новой советской женщины, принимающей активное участие в советском строительстве. Вот перечень значительных портретов, созданных художником за последние годы: «Рабфаковка», «Печатница», «Физкультурники», «Делегатка», «Вузовка», «Председательница» (1925 - 1928 гг.); «Чувашка - учительница», «Нацменка», «Лыжница» (1932 - 1933 гг.). Каждый из этих портретов показывает внутренний мир человека со всеми его переживаниями и устремлениями. В портретах Ряжского отсутствуют те равнодушные, академические, формально - стилистические приемы, которые фиксируют поверхностно, с холодком фотообъектива лишь внешний облик человека. Было бы совершенно односторонне судить о Ряжском как о художнике, целью которого является дать лишь яркий образ без заботы о цвете. Мастер реалистической живописи Ряжский много работает над формой, цветом, «живописным языком», художественным выражением. У Ряжского своя форма, свой стиль, которые отличают его от других мастеров. Это - грубость, шероховатость мазков, которыми художник не столько пишет, сколько «лепит» портрет, выявляя объемную выразительность в каждой мышце, в каждой черте лица. «Скульптурность» живописной формы при внутреннем идейном содержании образа придает ту законченность и цельность портретам художника, которые ставят Ряжского в первые ряды советских живописцев.
Картины А.М.Корина не отличаются глубиной тем, масштабностью исполнения. Однако в них всегда ощущается непосредственность восприятия жизни, выразительно используются живописно-пластические средства. Персонажи коринских портретов - близкие, хорошо знакомые художнику люди, в облике которых он способен уловить легкие движения души, передать их настроение. Образы его героев внутренне подвижны, эмоционально насыщенны. Таковы, например, портреты художника Вакшеева (1888), скульптора Домогацкого (1890-е), Марии Кориной - дочери художника (1905). "Автопортрет", созданный мастером в 1915 году (ГТГ), - одно из лучших и глубоких произведений этого ряда. Жанровые композиции Корина нередко обнаруживают прямую связь с его портретным творчеством. Персонажи бытовых картин - реальные люди из его окружения. Это коллекционер Н.В.Медынцев ("Меценат"), дед А.М. Корина ("За чайком"), жена ("Опять провалился"), дети ("Перед уходом в гимназию", "У открытого окна"). Герои представлены в привычных для художника, не раз наблюдавшихся им житейских ситуациях. В более ранних бытовых полотнах Корина видятся своего рода `драматургический` эффект, сочиненность действия, рассчитанные на соответствующую реакцию зрителя ("Больной художник", 1892; "В отсутствии жены", 1893). Со временем понимание сюжета у Корина трансформируется, перестает быть самоцелью. Для таких картин, как "За чайком", "Окно" (1912), "С.С.Корина за глаженгем. Плес" (1898), "Увлекательное чтение (За книгой)" (1900), типично не столько внимание к происходящему, сколько стремление передать глубину душевного состояния, едва уловимые внутренние связи персонажей. Характерное для многих полотен художника единство эмоциональной и пластической среды достигается тонким цветовым решением. Живопись Корина свидетельствует о богатстве его колористического видения, свободном владении кистью, уверенно выявляющей форму и пространство.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |