Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Батальная живопись Грекова, Бродского, Дейнеки (1920х годах)

В советском искусстве Б. ж. получил беспримерно широкое развитие, выражая идеи защиты социалистического отечества, единства армии и народа, раскрывая классовую природу войн. Отправляясь от реалистических традиций Б. ж., советские баталисты выдвинули на первый план героический образ советского воина-патриота, его стойкость и мужество, любовь к Родине и волю к победе. Советский Б. ж. формировался в графике пер иода Гражданской войны 1918—20, а затем в картинах М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Ф. С. Богородского, П. М. Шухмина, К. С. Петрова-Водкина, А. А. Дейнеки, Г. К. Савицкого, Н. С. Самокиша, Р. Р. Френца; новый подъём он пережил в период Великой Отечественной войны и послевоенные годы — в плакатах и «Окнах ТАСС», фронтовой графике, картинах Дейнеки, Кукрыниксов, членов Студии военных художников имени М. Б. Грекова (П. А. Кривоногов, Б. М. Неменский и др.), в скульптуре Ю. И. Микенаса, Е. В. Вучетича и др. Для советского Б. ж. характерны стремление дать исторически верную широкую картину современных военных действий (отсюда развитие искусства панорамы и диорамы), темы героической военной истории Родины, боевой готовности армии, флота и военно-воздушных сил в мирных условиях, психологически конкретные образы советских полководцев, офицеров, рядовых воинов, а также обобщённые образы, с имволизирующие могущество, несокрушимую волю и героизм советского народа и его вооружённых сил. Борьба с империалистической реакцией и фашизмом породила в искусстве социалистических государств и в прогрессивном искусстве капиталистических стран стремление возродить и переосмыслить реалистическое наследие Б. ж. — в изображениях антифашистских и революционных битв (К. Дуниковский в Польше, Дж. Андреевич-Кун в Югославии, Дж. Салим в Ираке), истории освободительной борьбы народов (М. Лингнер в ГДР, Р. Гуттузо в Италии, Д. Сикейрос в Мексике).

Зачинателем советской историко-революционной живописи явился И. И. Бродский.
«Великая Октябрьская революция,— писал он в своей автомонографии,— с первых же дней глубоко захватила меня. Мне сразу сделалось ясно, что позорно современнику, а тем более художнику, пройти безучастно мимо тех великих событий, которые не по дням, а по часам развивались перед глазами. Я понял, что отобразить революционную эпоху и ее великих людей—долг художника».
Среди послереволюционных работ Бродского мы находим и многофигурные исторические композиции, и жанровые картины, и портреты, и пейзажи. Значительным достижением художника является цикл исторических картин, в которых запечатлены выдающиеся события революционной эпохи, героика борьбы народных масс. В 1920-е годы художник создает монументальные полотна «Торжественное заседание II конгресса Коминтерна» (1924), «Расстрел 26 бакинских комиссаров» (1925), «Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (1929) и ряд других произведений, имеющих большое художественно-документальное значение.
Будучи выдающимся портретистом, Бродский исполнил серию портретов передовых людей Советского государства. Особенно много творческих сил он отдал образу В. И. Ленина, которого имел возможность рисовать с натуры. Лучшим воплощением ленинского образа в творчестве Бродского стала его картина «В. И. Ленин в Смольном» (1930). В ней Ленин запечатлен таким, каким он живет в сознании миллионов людей — простым и великим. В этой картине, как и в других работах Бродского, проявилось высокое реалистическое мастерство художника.
Пейзажные картины Бродского отличаются поэтичностью, законченностью формы, завершенностью композиции. Таковы «Летний сад осенью» (1928), «Аллея парка» (1930), «Терраса» (1930) и другие.
Как художник и общественный деятель Бродский активно боролся с чуждыми советскому искусству проявлениями буржуазной идеологии, с формалистическим искусством. Большое значение имела его деятельность как педагога и директора Всероссийской Академии художеств. Под его руководством воспитывались кадры молодых художников, успешно овладевающих реалистическим мастерством.
В один ряд с Бродским, сыгравшим большую роль в истории советского искусства, следует поставить крупнейшего советского художника-баталиста М. Б. Грекова — создателя замечательной галереи картин, посвященных Первой Конной армии. В полотнах Грекова запечатлены яркие страницы борьбы нашего народа с контрреволюцией на юге России. Они выражают народный характер гражданской войны, раскрывают образы рабочих и крестьян, поднявшихся на защиту завоеваний революции. Таковы его картины «В отряд к Буденному» (1923), «Разгром корпуса генерала Кржыжановского» (1924), «Бой под Егорлык-ской» (1927), «Бой за Ростов у Генеральского моста» (1928), «На Кубань!» (1934). Написанные по живым впечатлениям, они отличаются достоверной конкретностью. Это свидетельства художника-очевидца, изобразительная летопись народной борьбы за землю и волю. Несколько иной характер носят картины Грекова «Тачанка» (1925), «Трубачи Первой Конной» (1934), «Знаменщик и трубач» (1934), в которых созданы обобщенные романтически взволнованные образы, проникнутые пафосом побед Советской Армии.
Большую роль в картинах Грекова играет пейзаж, просторы Донского края, родной Кубани, где родился и вырос художник. Греков был одним из зачинателей советской панорамы. В диораме «Взятие Ростова» (1929) художник превосходно решил сложные композиционные задачи.
Ему было поручено создание панорамы «Перекоп», которую он не успел завершить.
Деятельность Грекова имеет важное значение в истории советской батальной живописи. Продолжая традиции Верещагина, Греков успешно развивал их в новых исторических условиях. Его имя присвоено Студии военных художников.
Героика гражданской войны нашла яркое воплощение также в картинах Н. С. Самокиша «Атака» (1919), М. И. Авилова «Прорыв Польского фронта Первой Конной армией в 1920 году» (1927), П. М. Шухмина «Приказ о наступлении» (1927), П. П. Соколова-Скаля «Таманский поход» (1927), Г. К. Савицкого «Первые дни Октября» (1929), Ф. С. Богородского «Матросы в засаде» (1928).
В произведениях советских художников-баталистов Красная Армия показана как армия народная, ведущая справедливую войну против врагов своей Родины, как армия, «которая в первый раз в истории знает, за что она борется» (Ленин). Это во многом определило характер советской батальной живописи, ее гуманистическое содержание.
Большим творческим достижением советской живописи явилась картина А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928). В ней с полнотой проявились характерные черты его художественного почерка. Выразительными, почти графическими средствами художник решает большую революционную тему. Лаконичная, четкая по ритму и экспрессии композиция хорошо передает суровую обстановку тех лет, героизм защитников Петрограда, их уверенность в победе.

7. Развитие бытовой и портретной живописи 20х годов (Иогансон, Ремский, Корин , Нестеров)

В истории советского портрета Ряжскому будет, несомненно, отведено почетное место как проницательному мастеру социального типажа.

Среди советских мастеров едва ли много найдется мастеров, которые так упорно и настойчиво работают над образом, как Ряжский. Большим композиционным вещам художник уделяет мало внимания. И даже его сложные, большие жанровые произведения, как «Колхозница - бригадир» или «Политбеседа», являются, по существу, групповым портретом. Но сопоставьте скупые по композиции и сложные по своей психологической проникновенности, острой характеристике «многолюдные» портреты Ряжского с большими бытовыми полотнами других мастеров - и вы увидите, что преимущество окажется на стороне портретиста Ряжского. Достаточно вникнуть уже в самую «портретную тематику» Ряжского, чтобы понять те цели и задачи, какие ставит перед собой художник.

Задача эта - показать образ нового человека и в особенности новой советской женщины, принимающей активное участие в советском строительстве. Вот перечень значительных портретов, созданных художником за последние годы: «Рабфаковка», «Печатница», «Физкультурники», «Делегатка», «Вузовка», «Председательница» (1925 - 1928 гг.); «Чувашка - учительница», «Нацменка», «Лыжница» (1932 - 1933 гг.). Каждый из этих портретов показывает внутренний мир человека со всеми его переживаниями и устремлениями. В портретах Ряжского отсутствуют те равнодушные, академические, формально - стилистические приемы, которые фиксируют поверхностно, с холодком фотообъектива лишь внешний облик человека.

Было бы совершенно односторонне судить о Ряжском как о художнике, целью которого является дать лишь яркий образ без заботы о цвете. Мастер реалистической живописи Ряжский много работает над формой, цветом, «живописным языком», художественным выражением.

У Ряжского своя форма, свой стиль, которые отличают его от других мастеров. Это - грубость, шероховатость мазков, которыми художник не столько пишет, сколько «лепит» портрет, выявляя объемную выразительность в каждой мышце, в каждой черте лица. «Скульптурность» живописной формы при внутреннем идейном содержании образа придает ту законченность и цельность портретам художника, которые ставят Ряжского в первые ряды советских живописцев.

 

Картины А.М.Корина не отличаются глубиной тем, масштабностью исполнения. Однако в них всегда ощущается непосредственность восприятия жизни, выразительно используются живописно-пластические средства.

Персонажи коринских портретов - близкие, хорошо знакомые художнику люди, в облике которых он способен уловить легкие движения души, передать их настроение. Образы его героев внутренне подвижны, эмоционально насыщенны. Таковы, например, портреты художника Вакшеева (1888), скульптора Домогацкого (1890-е), Марии Кориной - дочери художника (1905). "Автопортрет", созданный мастером в 1915 году (ГТГ), - одно из лучших и глубоких произведений этого ряда.

Жанровые композиции Корина нередко обнаруживают прямую связь с его портретным творчеством. Персонажи бытовых картин - реальные люди из его окружения. Это коллекционер Н.В.Медынцев ("Меценат"), дед А.М. Корина ("За чайком"), жена ("Опять провалился"), дети ("Перед уходом в гимназию", "У открытого окна"). Герои представлены в привычных для художника, не раз наблюдавшихся им житейских ситуациях.

В более ранних бытовых полотнах Корина видятся своего рода `драматургический` эффект, сочиненность действия, рассчитанные на соответствующую реакцию зрителя ("Больной художник", 1892; "В отсутствии жены", 1893). Со временем понимание сюжета у Корина трансформируется, перестает быть самоцелью. Для таких картин, как "За чайком", "Окно" (1912), "С.С.Корина за глаженгем. Плес" (1898), "Увлекательное чтение (За книгой)" (1900), типично не столько внимание к происходящему, сколько стремление передать глубину душевного состояния, едва уловимые внутренние связи персонажей.

Характерное для многих полотен художника единство эмоциональной и пластической среды достигается тонким цветовым решением. Живопись Корина свидетельствует о богатстве его колористического видения, свободном владении кистью, уверенно выявляющей форму и пространство.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...