Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русский конструктивизм 20х годов. Творчество Мельникова, Щусева

Конструктивизм - направление в архитектуре 20-х-30-х гг. XX века. Для конструктивизма характерны простота и подчеркнутый утилитаризм архитектурных форм при полном отсутствии декора. Показной роскоши предыдущих стилей конструктивисты стремились противопоставить функциональность, простоту и геометрическую чистоту линий и форм.

Предпосылки возникновения конструктивизма появились в конце XIX века. Новые материалы позволяли создавать новые конструкции. Например, с помощью железобетона стало возможным создавать большие объемы, далеко выступающие за границы опор здания и свободно зависающие в воздухе.

Значительных успехов в 20- 30-х гг. 20 в. достигла архитектура. Бурный рост городов, промышленности, развитие транспорта приходят в резкое противоречие с не соответствующей новым требованиям планировкой старых городов, с их узкими извилистыми улицами. Необходимость разрешить осложнившуюся проблему транспортного обслуживания и обеспечить нормальные санитарные и жилищные условия населению, порождают градостроительные проекты и новые формы расселения людей. Они характеризуются стремлением смягчить в городах социальные контрасты и устранить чрезмерную концентрацию населения. Вокруг больших городов в некоторых странах возникают города-сады с индивидуальными жилыми домами, промышленные города, рабочие поселки и т. д. со строго функциональным расчленением территории. Внимание архитекторов привлекли задачи не только промышленного, но и массового жилищного строительства, разработка жилых комплексов с экономными типовыми квартирами, рассчитанными на среднюю и низкооплачиваемую категорию людей.

В конце 20-х годов конструктивизм стал распространяться за пределы Советского Союза, получив наибольшее распространение в Германии и Нидерландах. В середине 60-х - 70-х годах традиции и идеи конструктивизма нашли неожиданное продолжение в архитектуре так называемого "хай-тек", направления, демонстративно обнажающего не только работу архитектурных конструкций, но и инженерных коммуникаций.

 

Выдающимся деятелем русского (советского) конструктивизма считается Константин Мельников. Проекты Мельникова были не только новаторскими, но и принципиально необычными для своего времени. Такие проекты как павильон "Махорка", жилой комплекс показательных рабочих домов "Пила" и Дворец труда в Москве, по своим формам и стилистике резко контрастировали с работами других архитекторов тех лет.
Один из этих проектов был осуществлен— это павильон Всероссийского махорочного синдиката на сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Сложная динамическая композиция, консольные свесы, угловое остекление, открытая винтовая лестница, огромные плоскости плакатов — все это резко выделяло павильон "Махорка" из многочисленных построек выставки.
Большой вклад внес К. Мельников в разработку такого рожденного новыми социально-экономическими условиями типа общественного здания, как рабочий клуб. В 1927г. Мельников создает проекты четырех рабочих клубов для Москвы, в последующие два года—еще три проекта. За исключением одного, все проекты были осуществлены, в том числе пять клубов было построено в Москве (им. Русакова, "Свобода", "Каучук", им. Фрунзе, "Буревестник"), один под Москвой—в Дулеве.
В 1925г., осуществляя в Париже строительство выставочного павильона, К. Мельников создает там два заказных проекта гаражей. В одном из этих проектов он выдвинул оригинальную идею: разместить многоярусные гаражи над мостами через Сену. В этом проекте были как бы предвосхищены получившие развитие во второй половине XX в. идеи консольного подвешивания двух пересекающихся систем наклонных опор и пандусов, связанных поверху работающими на растяжение горизонтальными перекрытиями. Второй гараж—это квадратное в плане многоэтажное здание со сложной системой криволинейных пандусов. Фасад гаража—сетка из квадратных ячеек-панелей; часть ячеек в центре фасада, остекленная и превращенная в своеобразный экран, открывает фрагмент интерьера с внутренним пандусом, по которому мимо остекления двигаются автомашины.
По проектам Мельникова было построено полтора десятка сооружений, большая часть которых стала явлением в развитии архитектуры XX в. Это прежде всего такие произведения Мельникова, как проекты Дворца труда (1923), памятника Колумбу (1929), Дворца народов СССР (встречный проект конкурса на Дворец Советов, 1932) и здание Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве (1934).

 

Алексе́й Ви́кторович Щу́сев(1873-1949) — русский и советский архитектор.

После Октябрьской революции А. В. Щусев оказался в числе самых востребованных архитекторов. В 1918—1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва». Этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Проект был направлен на четкое зонирование территории, сохранение исторического центра и множества отдельных старинных общественных зданий и храмов, развитие «зеленых клиньев» от центра к периферии, реконструкцию ряда магистралей, московского речного порта и железнодорожного узла и пр. Важно отметить, что с генпланом «Новая Москва» был связан замысел создания вокруг Москвы (за кольцевой железной дорогой) многочисленных рабочих поселков типа европейских городов-садов.

Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Самый первый деревянный мавзолей был возведён под руководством архитектора в считанные часы ко дню похорон В. И. Ленина. Уже самое первое сооружение представляло собой кубический объём со ступенчатым завершением. Когда выяснилось, что тело вождя может быть сохранено в течение длительного времени, возникла необходимость в постройке долговременного мавзолея. Конкурс на его строительство выиграл А. В. Щусев и в октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем гранитом и лабрадоритом.

В 1925—1926 годах А. В. Щусев выполнил проект Центрального Дома культуры железнодорожников, в качестве развития его же проекта Казанского вокзала. Впоследствии он занимался пристройкой к основному зданию Третьяковской галереи новых залов (автор проекта, сотрудник мастерской, не помешавших восприятию основного фасада, выполненного до революции по рисункам В.М.Васнецова. Щусев также был членом художественного объединения «Четыре искусства».

В стиле московского конструктивизма им (с соавторами Д. Д. Булгаковым, И. А. Французом, Г. К. Яковлевым) был разработан проект здания Наркомзема, практически полностью осуществленный.

В процессе реконструкции Москвы 1930-х годов А.В. Щусев возглавлял одну из архитектурных мастерских, из стен которой вышло множество проектов, охватывающих не только столицу, но и другие города страны.

В сотрудничестве с Л. И. Савельевым и О. А. Стапраном была построена гостиница «Москва»,одна из первых больших советских гостиниц.

С 1938 года А. В. Щусев был членом Учёного совета, созданного для руководствa реставрацией Троице-Сергиевой Лавры, он разработал проект вертикальной планировки Лавры.

В 1934 году было принято решение о перемещении Академии наук СССР из Ленинграда в Москву, для чего было необходимо обеспечить академические институты рабочими помещениями. В1935 году проведён конкурс на застройку академгородка за площадью Калужской заставы. Конкурс выиграл Щусев.

Из множества институтов до войны был построен только: институт генетики. Остальные проекты были осуществлены только в послевоенные годы.

 

 

Архитектура Москвы 30-х годов.

Ста́линская архитекту́ра (сове́тский монумента́льный классици́зм) — направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до середины1950-х годов. Подразумевает под собой несколько архитектурных стилей, объединённых общими чертами, отличающими сталинскую архитектуру от других направлений в архитектуре СССР и за рубежом.

Пришедшая на смену рационализму и конструктивизму, архитектурная политика подразумевала классический и монументальный стиль, во многих чертах близкий к ампиру, эклектике и ар-деко. «Советский монументальный классицизм» был в целом сформирован к концу 1930-х годов.

Это наиболее яркое воплощение социалистической утопии в архитектуре. С этим временем связано творчество крупнейших советских архитекторов: В. Иофана, братьев А., В., Л. Весниных, Щуко, Л. Руднева, И. Голосова. В 1934 году создаётся Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединяет творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами. Началось строительство метрополитена (1935 г).

Среди крупномасштабных программ первых, «сталинских» пятилеток своей грандиозностью выделялся Генеральный план реконструкции Москвы, принятый в 1935 году.

Согласно этому плану в кратчайшие сроки Москва должна была превратиться в образцовую столицу первого в мире социалистического государства. Генеральный план предусматривал развитие центра города как единой системы магистралей, площадей и набережных с уникальными зданиями, олицетворяющими идеи и достижения социализма. План этот содержал целый ряд крупных недостатков, особенно в отношении сохранения исторического наследия города. Особенностью архитектурного процесса этого периода было то, что он всецело определялся государственными заданиями. Для их реализации организовывались масштабные архитектурные конкурсы, на которые приглашались архитекторы самых различных ориентации и творческих школ.

Особым размахом и творческими результатами выделялись Конкурс на проект Дворца Советов (1931-1933) и Конкурс на здание Наркомата тяжелой промышленности (1934). Хотя ни "Наркомтяжром", ни Дворец Советов построены не были из-за войны, материалы их конкурсов оказали заметное влияние на развитие и облик Москвы, а многие конкурсные проекты вошли в сокровищницу проектного мышления того столетия.

Идея сооружения Дворца Советов в столице, способного стать символом «грядущего торжества коммунизма», появилась уже в 20-х годах. Это должно было быть не только общественное здание, но и памятник Ленину, который было решено установить на вершине здания. Общая высота здания по плану — 420 метров. Оно бы «задавило» и Кремль, и самые высокие ближайшие строения. Дворец Советов было решено построить на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Конкурс на проект Дворца Советов объявили в 1931 году. Совет Строителей Дворца Советов принял за основу проект Б. Иофана, который и был принят к осуществлению. Строительство было начато, подведено метро «Дворец Советов», успели даже положить специальный фундамент чашеобразной формы, который впоследствии стал бассейном «Москва». Началась война и строительство было заброшено.

С 1931 году Моссовет провел закрытый конкурс на проект огромной гостиницы на 1000 номеров, самой благоустроенной по меркам тех лет. В конкурсе участвовало шесть проектов, лучшим был признан проект молодых архитекторов Л. Савельева и О. Стапрана.

Когда стены будущей гостиницы «Москва» уже возводились, руководителем авторского коллектива архитекторов был назначен академик А. Щусев. В проект гостиницы, его фасад, были внесены изменения в духе новой монументальности и ориентации на классическое наследие. Строительство было завершено в 1934 году.
Застройке улицы Горького придавалось особое значение. На ней были сосредоточены наиболее фешенебельные магазины, гостиницы, клубы и т.д. Одновременно она служила началом дороги на Петербург-Ленинград. На ней находился дом генерал-губернатора Москвы, а в советское время – Моссовет. В результате реконструкции значение улицы Горького как крупнейшего торгово-общественного и культурного центра и важнейшей магистрали было усилено. Главный фасад гостиницы «Москва» служит как бы продолжением правой стороны улицы Горького, подводя ее к Красной площади.

Снос застройки у Исторического музея, открывший широкие въезды на Красную площадь, образование Манежной площади, реконструкция Охотного ряда и расширение до 60 м «устья» улицы Горького (в том числе массовой передвижной домов, представлявших материальную и архитектурную ценность) привели к созданию системы центральных улиц и площадей Москвы.

Сооружения архитектора Л. Руднева принадлежат к числу наиболее заметных в Москве. Он руководитель авторского коллектива проекта Высотного здания МГУ на Ленинских горах (1953). В 30-е годы по проектам Руднева был выстроен ряд зданий Наркомата обороны: Военная академия РККА им. Фрунзе на Девичьем поле (1932), здания Наркомата обороны на Фрунзенской набережной (1936) и на ул. Шапошникова (1933). Для зданий этого ведомства архитектор выработал особый стиль с мотивами грозной неприступности и подавляющей мощи, отвечающий официальному образу Красной Армии. Проект здания на Арбатской площади, который был реализован лишь частично, отражает переход архитектора от мрачного величия зданий наркоматов обороны 30-х годов к мажорной помпезности, которая стала характерна для архитектуры 40-х – начала 50-х годов.

Проект Дома книги — пример характерного для начала 30-х годов решения здания как «архитектурного монумента». Трапециевидный, устремленный ввысь силуэт, упрощенные архитектурные формы и обилие скульптуры на всех частях здания. Архитектор И. Голосов в 20-е годы ярко проявил себя в русле конструктивизма, а в последующие годы создал интересные решения в духе новой советской классики.

Проект Театра Советской Армии, 1934–1940 гг., архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирцев. Пятиконечная звезда, положенная в основу плана театра, символизирует Красную Армию. Внешняя градостроительная функция сооружения подчинила себе внутреннюю функцию собственно театра, втиснутого в неестественную для него форму.

Многое из запланированного так и не было воплощено в жизнь, но в этом были свои плюсы: масштабность проектов должна была губительно сказаться на архитектурном наследии Москвы и России.

 

10. Советская живопись 30 -х гг (искусство Герасимова, Кончаловского, Дейнеки, Иогансана).

Советская станковая живопись также испытывает упомянутую выше тягу к монументальным значительным формам и образам. Живопись становится все более широкой по сюжету и менее этюдной по манере. «В станковую картину проникает героическая обобщенность».

Один из наиболее значительных представителей станковой живописи этого периода — Борис Иогансон. В своем творчестве он обратился к наиболее ценимым в это время традициям русской живописи XIX века — наследию Репина и Сурикова. Интерпретируя его, он вносит в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе»[19]. Особенно популярны две его картины: «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937). Первая впервые экспонировалась на выставке «15 лет РККА», вторая написана для выставки «Индустрия социализма»[19]. Картина "Допрос коммунистов" утверждала мысль о неизбежности победы тех сил, на стороне которых будущее. В штабе белых допрашивают пленных. Непоколебима сила духа, несокрушимо мужество этих двух простых людей, обреченных на муки и смерть. Они отнюдь не беспомощные жертвы. Напротив, идейное превосходство на их стороне. Хотя коммунисты пленники, они словно наступают на белогвардейцев. Лица, позы, жесты персонажей, композиция, цветовое решение картины были продуманы до мельчайших подробностей. Картина"На старом уральском заводе" была посвящена времени пробуждения классового самосознания у русских рабочих.

Другой важный мастер — Сергей Герасимов. В историческом жанре самая известная его работа — «Клятва сибирских партизан» (1933). Она отличается экспрессивностью, колористической выразительностью, острым рисунком и динамической композицией. Но главное внимание он уделял крестьянской теме, к решению которой он шёл через портрет, создавая ряд крестьянских образов — например, «Крестьянский сторож» (1933). Его жанровая картина «Колхозный праздник» (1937) считается одним из самых значительных произведений советского искусства этого десятилетия. По принятой в его время официальной иерархии жанров полноценным произведением живописи считалась картина с развернутым и идеологически выдержанным сюжетом. Но такие картины в известной мере удавались Герасимову лишь тогда, когда он и в них мог передать лирическое состояние, объединяющую поэтичность природной среды. Именно это мы видим в картине «Колхозный праздник».

Александр Дейнека продолжает развиваться своим путем в этот период. Он придерживается излюбленных тем, сюжетов, колористической гаммы, хотя его живописная манера несколько смягчается. Также благодаря заграничным поездкам круг его работ расширяется. Полны здоровья, ис­точают радость жизни его парни в картине «Обеденный перерыв в Донбассе» (1935). С середины 30-х годов Александр Александрович Дейнека увлекся темами современности. В своих произведениях художник уже не раз обращался к теме авиации, в 1934 году была написана картина «Парашютисты над морем», но работа в 1937 году над иллюстрациями к книге для детей летчика Г.Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (которая вышла в свет в 1938 году) поспособствовала тому, что живописец еще больше заинтересовался авиацией. Дейнека создал ряд живописных полотен, самая романтичная из которых – «Будущие летчики» (1938 год, ГТГ).В этих картинах живопись Дейнеки, как и прежде, скупая, ла­коничная, в ней строгие и четкие ритмы, рез­кие цветовые контрасты.

Бодро развивается советский портретный жанр, в котором активно и емко проявляет себя мастер старшего поколения — Петр Кончаловский («Портрет Софроницкого за роялем», «Портрет Прокофьева», «Портрет Мейерхольда»). Крайне тяготел к западу, считался сезаннистом. Начиная с 1930-х гг. в его живописи все заметнее проявляются черты академического реализма. В результате накопленного опыта работы над пейзажем и портретом и в особенности над тематической картиной Кончаловский приходит к синтезу натюрморта и пейзажа. Первые опыты такого рода появились как непосредственный результат работы над тематическими картинами. Такова, например, связь между картиной «Пушкин» (1932) и натюрмортом «Окно поэта» (1935).
Работа Кончаловского в области натюрморта, отмеченная новыми чертами, завершается созданием больших полотен. Среди произведений такого рода видное место занимает натюрморт «Мясо, дичь и овощи у окна», который был написан в 1937 году.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...