Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 2 7. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»Цели: формировать представления о менее древних сказках; провести анализ текста сказки с целью обнаружить в ней черты менее древней сказки (ценность благородного поведения героев), черты просто древней сказки (ценность хитрости и ловкого обмана) и одновременно черты самой древней сказки (этиологический смысл). Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания. Чтение текста в учебнике на с. 84 до вопросов.) — А вы сумеете различить эти черты? По каким признакам? (Примерный ответ: а) самые древние сказочные истории рассказывают о причинах природных явлений и объясняют все самое важное; б) просто древние сказочные истории рассказывают о ценности хитрости и ловкого обмана.) — Проверьте свои знания. (Самостоятельное выполнение № 8 (тетрадь для самостоятельной работы, с. 17) с последующей проверкой.) III. Работа по теме урока (Учитель продолжает читать текст на с. 84 до сказки.) — О чем рассказал Михаил Потапович? (Сказки с течением времени изменялись и стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым.) — Найдите, какое название дали таким сказкам. Digitized by Google (Учитель выставляет табличку.) Менее древние сказочные истории Познакомимся с одной из них. — Сказку какого народа мы будем читать? — Найдем на карте мира, где располагается эта страна. — Прочитайте название сказки. («Черепаха, кролик и удав-маха».) — Найдите в сноске объяснение слова «маха». (Дети по цепочке читают сказку на с. 84—88.) — Значения каких слов нужно найти в толковом словаре? Сделайте это. — Кто герои этой сказки? — Какая история произошла с героями? (Удав попал в яму, кролик помог ему выбраться, а удав решил съесть его.) IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока — Как вы оцениваете поступки удава и кролика? (Удав поступил несправедливо, так как решил съесть своего спасителя; кролик поступил благородно, так как помог удаву выбраться из ямы.) — А каково мнение кролика? Найдите и прочитайте его слова. («Ты затеял неслыханное преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом».) — Кто помогал разрешить спор? (Мул и вол.) — Найдите и прочитайте их истории. Чем они похожи? (Оба не подтверждают слова кролика.) — Кто спас кролика? Что можете сказать о черепахе? (Онаумная и хитрая, находчивая, ловко обманула удава.) — Докажите словами из текста. Какой план у нее возник? Прочитаем. (Дети читают отрывок на с. 88 по ролям.) — Что ценится в этой сказке? (Хитрость и ловкий обман; благородство и великодушие героев.) — Кто умный и хитрый? — А кто благородный и великодушный? — А что наказывается в этой сказке? (Неблагодарность и зло.) — Как вы думаете, эту сказку можно отнести: а) к самой древней сказочной истории; б) к просто древней сказочной истории; в) к менее древней сказочной истории? (В ней есть черты просто древней сказки и менее древней сказки.) — Докажите свою точку зрения. — Кто запомнил эту сказку и может ее пересказать?
— Восстановите ход событий по карточкам и попробуйте ее пересказать.
Хитрый план черепахи — Легко ли вам было пересказывать? Почему? (В сказке есть повторы слов и ситуаций.) — Найдите их и зачитайте. — На какую сказку эта сказка похожа по построению? (На сказку-цепочку.) — Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши на с. 89. VI.Рефлексия — Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, у вас все получалось, вы все поняли, то поднимите зеленый круг. Если вы чувствовали себя неуверенно, затруднялись в ответах на вопросы, то поднимите красный круг. VII. Подведение итогов урока — С какой сказкой вы познакомились? — Какой вывод сделали? — Чему же учат менее древние сказки? Домашнее задание 1. Пересказать сказку (учебник, с. 84—88). 2. Подобрать к ней пословицы (по желанию). Урок 2 8. Индийская сказка «Хитрый шакал». Сравнительный анализ двух сказок Цель: учить распознавать черты бродячих сказочных сюжетов. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) — Выполните небольшой тест по сказке «Черепаха, кролик и удав-маха». Отметьте правильные ответы. Тест 1. Кто герои сказки? а) собака, кролик, обезьяна; б) старик, старуха, рыба; в) черепаха, кролик и удав. 2. Как кролик спасал удава? а) бросил ему веревку; б) сбросил в яму ветки; в) дал ему лапу. 3. Из-за чего у животных вышел спор? а) удав хотел съесть кролика; б) кролик не захотел лезть в яму; в) удав не мог выбраться из ямы. 4. Какой человеческий порок осуждается в этой сказке? а) жадность; б) хитрость; в) неблагодарность. Проверим выполнение задания. — Вспомните, с какими индийскими сказками мы познакомились на уроках. — Чему они учили людей? — Чему же учит эта сказка? (Показывает ценность хитрости, учит быть добрым, благодарным, справедливым.) III. Постановка цели урока Сегодня мы познакомимся еще с одной индийской сказкой. — Откройте учебник на с. 89 и прочитайте ее название. («Хитрый шакал».) — Предположите по названию, какая это сказка: самая древняя сказочная история, просто древняя сказочная история или менее древняя сказочная история? Прочитаем и узнаем. IV. Работа по теме урока (Дети по цепочке читают сказку в учебнике на с. 89—95.) — Кто герои сказки? (Тигр, человек, шакал.) — Из-за чего возник спор между героями? (Они пытались выяснить, есть ли справедливость.) — Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит? — Миша нашел главные слова в конце, а Маша — ближе к началу. Кто прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос. (Правы и Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал: «справедливость есть».) — Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже? — Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ. • В этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его выручает; • за благородный поступок героя хотят съесть; • возникает спор; • герои обращаются за помощью к третьему лицу; • спор помогает разрешить хитрый и умный герой; • в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова попадает в ловушку.) — Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории.) V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока 1. Работа по учебпику — На сколько частей можно разделить эту сказку? (На две части.) В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр заключают договор. — Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго бродили человек и тигр...». — О чем говорится во второй части? (Герои обращаются к трем встречным за помощью, и только третий из них — шакал — помог человеку.) — Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.) — О чем это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней сказки.) — Вам понравился шакал? — Перечитайте вторую часть и расскажите, как ему удалось спасти человека. — Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благородный, бескорыстный, справедливый.) — Какая его черта связана с просто древними сказочными историями? (Хитрость.) — А какое его качество доказывает, что он уже герой менее древней сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.) 2. Работа в тетради для самостоятельпой работы (Выполнение № 11 (с. 22-25).) VII. Рефлексия («Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов: • зеленый — ты все понял, тебе все удалось, все понравилось; • желтый — есть вопросы, на которые ты бы хотел найти ответ; • красный — тебе было трудно. Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.) VIII. Подведение итогов урока — С какой сказкой вы познакомились? — Почему ее можно назвать бродячей сказочной историей? Домашнее задание Первый вариант — пересказать первую часть сказки, второй вариант — пересказать вторую часть сказки (учебник, с. 89—95). |
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |