Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 2 7. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

Цели: формировать представления о менее древних сказках; провести анализ текста сказки с целью обнаружить в ней черты менее древней сказки (ценность благородного поведения героев), черты просто древней сказки (ценность хитрости и ловкого обма­на) и одновременно черты самой древней сказки (этиологический смысл).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания. Чтение текста в учебнике на с. 84 до вопросов.)

— А вы сумеете различить эти черты? По каким признакам? (Примерный ответ: а) самые древние сказочные истории рассказывают о причинах природных явлений и объясняют все самое важное; б) просто древние сказочные истории рассказывают о ценности хитрости и ловкого обмана.)

— Проверьте свои знания.

(Самостоятельное выполнение № 8 (тетрадь для самостоятель­ной работы, с. 17) с последующей проверкой.)

III. Работа по теме урока

(Учитель продолжает читать текст на с. 84 до сказки.)

— О чем рассказал Михаил Потапович? (Сказки с течением времени изменялись и стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым.)

— Найдите, какое название дали таким сказкам.

Digitized by Google


(Учитель выставляет табличку.)

Менее древние сказочные истории

Познакомимся с одной из них.

— Сказку какого народа мы будем читать?

— Найдем на карте мира, где располагается эта страна.

— Прочитайте название сказки. («Черепаха, кролик и удав-маха».)

— Найдите в сноске объяснение слова «маха».

(Дети по цепочке читают сказку на с. 84—88.)

— Значения каких слов нужно найти в толковом словаре? Сде­лайте это.

— Кто герои этой сказки?

— Какая история произошла с героями? (Удав попал в яму, кролик помог ему выбраться, а удав решил съесть его.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Как вы оцениваете поступки удава и кролика? (Удав поступил несправедливо, так как решил съесть своего спасителя; кролик поступил благородно, так как помог удаву выбраться из ямы.)

— А каково мнение кролика? Найдите и прочитайте его слова. («Ты затеял неслыханное преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом».)

— Кто помогал разрешить спор? (Мул и вол.)

— Найдите и прочитайте их истории. Чем они похожи? (Оба не подтверждают слова кролика.)

— Кто спас кролика? Что можете сказать о черепахе? (Онаум­ная и хитрая, находчивая, ловко обманула удава.)

— Докажите словами из текста. Какой план у нее возник? Про­читаем.

(Дети читают отрывок на с. 88 по ролям.)

— Что ценится в этой сказке? (Хитрость и ловкий обман; бла­городство и великодушие героев.)

— Кто умный и хитрый?

— А кто благородный и великодушный?

— А что наказывается в этой сказке? (Неблагодарность и зло.)

— Как вы думаете, эту сказку можно отнести: а) к самой древ­ней сказочной истории; б) к просто древней сказочной ис­тории; в) к менее древней сказочной истории? (В ней есть черты просто древней сказки и менее древней сказки.)

— Докажите свою точку зрения.

— Кто запомнил эту сказку и может ее пересказать?

Удав снова в яме

— Восстановите ход событий по карточкам и попробуйте ее пересказать.

Удав попал в яму Встреча с мулом Договор
 
Кролик помог удаву выбраться Встреча с волом
       
Удав решил съесть кролика

 

Хитрый план черепахи

— Легко ли вам было пересказывать? Почему? (В сказке есть повторы слов и ситуаций.)

— Найдите их и зачитайте.

— На какую сказку эта сказка похожа по построению? (На сказку-цепочку.)

— Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши на с. 89.

VI.Рефлексия

— Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, у вас все по­лучалось, вы все поняли, то поднимите зеленый круг. Если вы чувствовали себя неуверенно, затруднялись в ответах на вопросы, то поднимите красный круг.

VII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— Какой вывод сделали?

— Чему же учат менее древние сказки?

Домашнее задание

1. Пересказать сказку (учебник, с. 84—88).

2. Подобрать к ней пословицы (по желанию).

Урок 2 8. Индийская сказка «Хитрый шакал». Сравнительный анализ двух сказок

Цель: учить распознавать черты бродячих сказочных сюжетов. Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

— Выполните небольшой тест по сказке «Черепаха, кролик и удав-маха». Отметьте правильные ответы.

Тест

1. Кто герои сказки?

а) собака, кролик, обезьяна;

б) старик, старуха, рыба;

в) черепаха, кролик и удав.

2. Как кролик спасал удава?

а) бросил ему веревку;

б) сбросил в яму ветки;

в) дал ему лапу.

3. Из-за чего у животных вышел спор?

а) удав хотел съесть кролика;

б) кролик не захотел лезть в яму;

в) удав не мог выбраться из ямы.

4. Какой человеческий порок осуждается в этой сказке?

а) жадность;

б) хитрость;

в) неблагодарность. Проверим выполнение задания.

— Вспомните, с какими индийскими сказками мы познако­мились на уроках.

— Чему они учили людей?

— Чему же учит эта сказка? (Показывает ценность хитрости, учит быть добрым, благодарным, справедливым.)

III. Постановка цели урока

Сегодня мы познакомимся еще с одной индийской сказкой.

— Откройте учебник на с. 89 и прочитайте ее название. («Хит­рый шакал».)

— Предположите по названию, какая это сказка: самая древ­няя сказочная история, просто древняя сказочная история или менее древняя сказочная история?

Прочитаем и узнаем.

IV. Работа по теме урока

(Дети по цепочке читают сказку в учебнике на с. 89—95.)

— Кто герои сказки? (Тигр, человек, шакал.)

— Из-за чего возник спор между героями? (Они пытались вы­яснить, есть ли справедливость.)

— Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?

— Миша нашел главные слова в конце, а Маша — ближе к на­чалу. Кто прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос.

(Правы и Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал: «справедливость есть».)

— Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?

— Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ.

• В этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его выручает;

• за благородный поступок героя хотят съесть;

• возникает спор;

• герои обращаются за помощью к третьему лицу;

• спор помогает разрешить хитрый и умный герой;

• в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова попадает в ловушку.)

— Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебпику

— На сколько частей можно разделить эту сказку? (На две части.)

В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр заключают договор.

— Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго броди­ли человек и тигр...».

— О чем говорится во второй части? (Герои обращаются к трем встречным за помощью, и только третий из них — шакал — помог человеку.)

— Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)

— О чем это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней сказки.)

— Вам понравился шакал?

— Перечитайте вторую часть и расскажите, как ему удалось спасти человека.

— Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благород­ный, бескорыстный, справедливый.)

— Какая его черта связана с просто древними сказочными историями? (Хитрость.)

— А какое его качество доказывает, что он уже герой менее древней сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.)

2. Работа в тетради для самостоятельпой работы

(Выполнение № 11 (с. 22-25).)

VII. Рефлексия

(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов:

• зеленый — ты все понял, тебе все удалось, все понравилось;

• желтый — есть вопросы, на которые ты бы хотел найти ответ;

• красный — тебе было трудно.

Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.)

VIII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились?

— Почему ее можно назвать бродячей сказочной историей?

Домашнее задание

Первый вариант — пересказать первую часть сказки, второй вариант — пересказать вторую часть сказки (учебник, с. 89—95).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...