Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 3 5-3 7. С. Черный «Дневник фокса Микки»

Цели: формировать такую особенность поэтического миро­восприятия, как способность создать воображаемый, фантасти­ческий мир на основе своих наблюдений; опираясь на высказыва­ния от первого лица, представлять черты характера и особенности мировосприятия главного героя.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихо­творения «Картофельные олени».)

— Какой же вывод можно сделать? (Автор обладает фантазией и воображением, а фантазерам все вокруг кажется одушев­ленным и живым.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Вспомните тему нашего занятия.

— Почему же люди фантазируют?

— У кого из вас есть домашние питомцы? Расскажите, что вы о них думаете.

— А теперь давайте пофантазируем и попробуем рассказать, что думают ваши питомцы о вас.

(Рассказы детей.)

Сегодня мы познакомимся с таким питомцем, который охотно делится своими мыслями.

— Откройте учебник на с. 103 и прочитайте название следу­ющего произведения. («Дневник фокса Микки».)

— Найдите в толковом словаре значение слов «дневник» и «фокс».

— Какие дневники вы знаете? (Школьный, дневник наблюдений, личный.)

— Какое значение слова «дневник» нам подходит? (Книга, журнал, в который записывают наблюдения, события.)

— Кто вел этот дневник? (Собака по кличке Микки породы фокс­терьер.)

(Учитель выставляет фотографию собаки этой породы.)

— Что вы знаете об этой породе собак? (Маленькая, кудрявая собачка с живым, веселым характером.)

— Кто помог фоксу Микки передать свои мысли? (Автор про­изведения Саша Черный.)

— Хотите познакомиться с автором поближе?

Материал для учителя

Александр Михайлович Гликберг (1880— 1932). 27 ноября 1905 г. — день рождения его второго имени: Саша Черный. Оно появилось в жур­нале «Зритель» под стихотворением «Чепуха».

Все, лично знавшие Сашу Черного, говоря о его любви к детям (а он и в самом деле был своим среди детворы — легко находил с ней общий язык), непременно добавляют: и к животным. Оно и понятно: есть какое-то влечение детской души ко всему живому — прыгающему, порхающему, плавающему... Там, где другой пройдет мимо, не удосто­ив вниманием крохотную тварь, попавшуюся на пути, Саша Черный обязательно наклонится и... бережно поместит это существо в стихо­творение. Но особенно неравнодушен Саша Черный был к кошкам и собакам.

— Прочитайте слово, записанное под заголовком. Что оно обозначает? (Это отрывок из произведения.)

IV. Работа по теме урока

— Найдите в первой части слова, которые требуют обращения к толковому словарю. Прочитайте их значение.

(Учитель читает первую главу.)

— От чьего лица написан этот дневник?

— Найдите подтверждение в тексте, что дневник написан именно собакой.

— Что же Микки рассказал о себе? Перечитайте и подчеркните слова и выражения, подтверждающие ваше мнение.

— Что он думает о своей хозяйке? Много ли времени он про­водит с ней? Найдите подтверждение в тексте.

— Любит ли он ее? (Да, любит, так как сравнивает с самим собой, а это высший комплимент.)

— Как фокс относится к другим людям? (Он считает, что у людей много недостатков.)

— Какими недостатками, по мнению фокса, обладают люди? (Люди много и долго едят — они обжоры; люди несправедливы и невнимательны; обладают плохим вкусом.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Каким вы представляете фокса Микки? Есть ли описание в первой главе? (Описания внешности там нет.)

— Как вы думаете, почему?

— Прочитайте слова, записанные на доске.

Наблюдательный, ворчливый, пугливый, глупый, сообразительный,

ленивый, хвастливый.

— Выберите те характеристики, которые подходят нашему герою. Подтвердите примерами из текста.

— Можно ли сказать, что мы составили портрет нашего героя?

Портрет героя может быть не только внешним, но и внутрен­ним (личностные качества героя).

— Правда ли, что Микки чрезвычайно наблюдательный? Най­дите подтверждение в тексте. (Он ставит три звездочки, когда заканчивает какую-нибудь мысль, — он заметил эту особенность в детских книжках; отмечает очень подробно, что именно едят люди.)

— О чем же мечтает Микки? Перечитайте два последних абзаца. (Он хочет, чтобы люди поняли, что нет ничего лучше, чем обедать на траве перед домом сырыми котлет­ками; потом барахтаться и визжать, как это делают они с Зиной.)

Иными словами, ему непонятны привычки людей, и он хотел бы, чтобы люди прониклись его взглядом на жизнь.

VII. Рефлексия

(Учитель читает начало предложений, ученики их заканчи­вают.)

Сегодня я прочитал...

Было интересно...

Было трудно...

Я понял, что...

Я почувствовал, что...

Теперь я могу...

Меня удивило...

Мне захотелось...

VIII. Подведение итогов урока

— Какое необычное произведение мы начали изучать?

— Чем же оно необычно?

Домашнее задание

1. Перечитать первую главу (учебник, с. 103—105).

2. Выписать краткие формулировки из прочитанной главы на тему «Мысли Микки о жизни и о себе».

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

— Какие мысли вы выписали? (Что лучше — думающий фокс или говорящий попугай? Что важнее всего в жизни? Зачем вообще варить и жарить?)

— А как он сам ответил на эти вопросы?

— Кто знает, как называется текст, который построен из вы­сказываний одного лица? (Монолог.)

III. Работа по теме урока

— Продолжим знакомиться с произведением. Прочитайте на с. 106 название следующей главы. («Осенний кавардак».)

— Предположите, о чем будет эта глава. Найдите в толковом словаре значение слова «кавардак».

— Прочитаем и узнаем, правы ли мы были. При чтении по­мните, что повествование ведется от лица собачки, которая обладает определенными чертами характера.

(Дети по цепочке читают вторую главу «Осенний кавардак».)

— В какое время происходят события в этой части? Ваши предположения оправдались?

— Почему же эта глава так называется?

— Найдите подтверждение тому, что в доме кавардак.

— Куда и почему переезжает семья Зины? (С наступлением осени семья Зины переезжает из летнего домика в Париж.)

— А где находится Париж?

— Посмотрим на карте мира, где находится этот город.

— Всем ли нравится переезд? (Нет, фоксу и папе не нравится.)

— Подтвердите словами из текста.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Посмотрите на текст главы. Что вы заметили? (Три звездочки.)

— Что они, по мнению Микки, обозначают?

— Интересны ли наблюдения Микки о смене времен года?

— Перечитайте текст и найдите размышления об осени и весне.

— Как воспринимает фокс Микки осень? А весну?

— Обратите внимание: описание весны дано не просто от лица Микки, а его глазами. Какие строчки это подтверждают? («Ивдруг потянет теплом»; «небо станет, как вымытая Зи- нина голубая юбка»; «налетают со всех сторон сумасшедшие птицы».)

— Найдите сравнение. Вам оно понравилось?

— А фантазии Микки о весенних переменах у людей и собак? Прочитайте этот отрывок.

— Какое было самое большое желание? («Все бы я на свете переделал».)

— Как это характеризует фокса Микки? (Он деятельный, ак­тивный, он все хочет сделать лучше, со своей точки зрения.)

— Вспомните, какую характеристику мы дали Микки. Что бы теперь добавили? (Он был фантазером.)

— Как вы думаете, почему Микки уже осенью думает о весне? (Скорее всего, это связано с тем, что весной хозяева вернутся в загородный дом, а вместе с ними приедет и Зина.)

— Можно ли сказать, что фокс Микки всегда думает о Зине? Какие строчки это подтверждают?

— Как можно определить их отношения? (Дружба и любовь.)

VI. Подведение итогов урока

— Какие мысли Микки о жизни и о себе вы добавили бы в наш список? («Деревья, вот даже старые, молодеют каждую вес­ну. А люди и взрослые собаки — никогда. Отчего?»)

Домашнее задание

Прочитать отрывок из произведения, ответить на вопросы

(учебник, с. 106-108).

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока

Викторина «Да — иет»

• Хозяйка Зина больше похожа на фокса, чем на девочку? (Да.)

• Фокс писал лучше, чем Зина? (Нет.)

• Уметь думать — это самое главное? (Да.)

• Породистые фоксы деликатнее всех собак? (Да.)

• Фокс любит дождь? (Нет.)

• Фоксы прилежнее девочек? (Да.)

• Фокс хочет в Париж? (Нет.)

Сегодня мы продолжим знакомиться с героем произведения фоксом Микки.

III. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 108 и прочитайте название третьей главы повести. («Яодин».)

— Предположите, о чем она.

— Как вы думаете, какое чувство выражает название этой гла­вы? (Радость, так как фокс не хотел ехать со всеми в Париж, а хотел остаться один; горесть, так как все уехали, а Микки остался один.)

— Прочитаем и узнаем, кто был прав.

(Дети читают главу по цепочке.)

— Какие чувства испытывает Микки после отъезда хозяев? (Он чувствует себя одиноким.)

— Так какое настроение у Микки? (Фоксу скучно, и он начина­ет рассуждать о разных вещах.)

— О чем он рассуждает? (О ветре; о том, зачем нужна зима и осень; о мышах; о том, почему ели зеленые.)

— Найдите и прочитайте отрывки, в которых он рассуждает о ветре. Как он воспринимает ветер? (Как живое существо: ветер — «дурак» и «бандит».)

— А почему он сравнивает ветер с собакой? Удалось ли ав­тору показать, что это не просто оригинальное сравнение, а именно собачье восприятие? Докажите вашу точку зре­ния. («Ветер пищит, скулит, подвывает, точно его мама была собакой», но Микки удивлен, что нет «ни морды, ни жи­вота, ни зада» — это все доказывает, что передано собачье восприятие.)

— С кем общается Микки на даче после отъезда хозяев? Про­смотрите не только эту, но и предыдущую главу. (Ходит в гости к дворовой собаке, общается с мясником, с садовни­ком, с кошкой и котятами, дружит с мышами, пытался за­вязать общение с петухом.)

— Подумайте, как характеризует Микки его отношение к мы­шатам. Найдите и прочитайте этот эпизод в главе. Какой же вывод можно сделать? (Он добрый, «хотя фоксам это не полагается»; он умный — сдерживает проявление чувств любви, боясь напугать мышат; он смелый — готов защитить

мышат, если им будет угрожать опасность, и в то же время перестал их любить, когда они проели в дневнике дыру.)

(Чтение диалога Миши и Маши на с. 112, обсуждение их мне­ния и подтверждение словами текста.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Как же жилось фоксу Микки без хозяев? (Плохо, он скучал, выходил на аллею и ждал их приезда.)

— Какие невзгоды обрушились на него? (Было холодно, голодно и скучно.)

— Найдите ту часть главы, где Микки рассказывает о своих огорчениях. Перечитайте ее.

— Покажите на любых двух примерах, что Микки не просто жалуется, но и размышляет о жизни. (Примерный ответ. Обнаружив в своей миске черного таракана, фокс пускает­ся в рассуждения о том, что существование птиц и зверей оправданно, а вот «...кому нужны черные тараканы?!», со­вершенно непонятно; после случая с автомобилем Мик­ки не просто негодует, а возмущается: «Почему он (авто­мобиль) не гудел на повороте?»; «Почему обрызгал меня грязью?», высказывает свой взгляд на автомобили вообще: «Ненавижу автомобили! И не по-ни-ма-ю...»; налетев в ого­роде на колючую проволоку, Микки не только жалуется, но и вспоминает правило, которое он узнал от Зины.)

— Но что является самым главным огорчением? («Зина меня забыла!»)

— Сколько раз повторяется эта фраза? Какие знаки стоят в конце?

— Почему в первых двух фразах восклицательный знак, а в по­следнем предложении поставлено многоточие? Что нам хо­тел сказать автор? (Сначала фокс Микки сердился, но надеял­ся, а потом надежда пропала.)

— Перечитайте последние три строчки. Какие чувства Микки они выражают? (Радость, восторг.)

— Чем же закончились все его неприятности?

2. Творческое задание

— Выразим чувства собачки к хозяйке, составив синквейн. Кто знает, что это такое?

Синквейн — слово происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.


Правила написания синквейна

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка — это фраза из четырех слов, показываю­щая отношение к теме.

5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать

Название (обычно существительное)______________________

Описание (обычно два прилагательных)___________________

Действия____________________________________________

Чувство (фраза)_______________________________________

Повторение сути______________________________________

(Работа в парах.)

Например:

Зина.

Милая славная.

Вспомнила, приехала, забрала.

Радость переполняет меня.

Счастье!

VI. Подведение итогов урока

— С каким произведением познакомились? Как оно написа­но? (В форме дневника.)

Дневник позволяет взглянуть на внутренний мир героев: мир его впечатлений, переживаний.

— Просмотрите весь текст от начала до конца. Найдите как можно больше подтверждений тому, что мир показан гла­зами собачки.

— Может ли собачка действительно вести такой дневник? (Нет, это выдумка, фантазия автора, попытка показать мир с точки зрения собачки.)

— Как вы думаете, чтобы написать такое произведение, нужно иметь богатую фантазию?

— Понравилось ли вам произведение?

— А знаете ли вы, к какому жанру относится это произведе­ние? (Повесть — литературное произведение, по объему боль­ше рассказа.)

Литературный пероснаж Микки имел реальный прототип — неболь­шую шуструю собачонку из породы гладкошерстных фокстерьеров, ко­торую поэт завел вскоре после того, как поселился в Париже. Беззаветно преданный хозяину и умевший выделывать всякие «штучки» песик был любимцем и поистине равноправным членом семьи. «Дневник фокса Микки» был отпечатан тиражом 200 экземпляров, каждый из которых был подписан автором. Книга моментально разошлась. Произведение это имеет традиционную дневниковую форму. Только записи ведутся от имени собачьего недоросля. Он великий озорник и фантазер, этот Микки, и к тому же мечтатель (даже стишки сочиняет). Правда, бывает он хвастлив и ворчлив. Однако о нем не скажешь, что он скучен. Главное в нем — его жизнерадостность и доброжелательность, особенно к детям.

Не покажется ли изложение однообразным? Ни в коей мере. Секрет в доверительной интонации, в вовлечении читателей в игру — ту, что на детском языке называется «понарошку». Разве не интересно узнать, что думают о нас, людях, братья наши меньшие?

В 1929 г. «Дневник фокса Микки» был переиздан — на сей раз в умень­шенном формате, зато увеличенным тиражом. На обложке был изображен Микки собственной персоной — портрет автора, выполненный с порт­ретным сходством, в чем легко убедиться, обратившись к фотографиче­ским снимкам. В отличие от хозяина М икки, видимо, любил позировать и частенько попадал в объектив. На добродушной и словно улыбающейся мордочке как бы написано: «...И в каждом доме, где есть маленькие ножки с бантиками и без бантиков, знали бы мое имя — Микки».

Домашнее задание

— Если вам понравился отрывок из произведения, то возь­мите «Дневник фокса Микки» в библиотеке и прочитайте целиком.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...