Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 4 0. Т. Пономарева «В шкафу»Цели:учить отличать особенности сказки, рассказа, небылицы по цели; представлять черты характера и особенности мировосприятия героев. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихотворения Валентина Берестова «Про паука и трех слонов».) — К какому жанру можно отнести это произведение: небылица, сказка или рассказ? III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока — Вспомните название главы, которую мы изучаем. — С какими произведениями вы познакомились? — Какие качества характерны для авторов этих произведений? (Фантазия и наблюдательность.) — С какими понятиями познакомила нас Летучая Мышь? (Небылицы, сказки, рассказы.) — Какова цель каждого из этих жанров? Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением Т. Пономаревой «В шкафу» и выясним, к какому литературному жанру оно относится. IV. Работа по теме урока (Дети самостоятельно читают произведение в учебнике нас. 118—119 и диалог Миши и Михаила Потаповича на с. 119.) — Попробуем ответить на поставленные вопросы. (Это рассказ, так как произведение помогает понять характер бабушки.) — Какой же характер у бабушки? (Она добрая, внимательная, смелая и мудрая.) — Подтвердите словами из текста. — Как вы думаете, какая одежда из шкафа напомнила бабушке о театре, музыке, об оркестре — неужели теплая кофта? Перечитайте начало текста (первый абзац) и найдите нужные отрывки. (Это платье, оно праздничное, в блестках, развевалось легким парусом, возможно, в этом платье бабушка ходила в театр или на концерты.) — Какие разные чувства вызывает у бабушки оркестр в шкафу? (Она испытывает удовольствие, ей понравился оркестр, она пыталась вспомнить название музыкального произведения, затем забеспокоилась о здоровье музыкантов и стала размышлять о жизни.) — Что же можно добавить к характеру бабушки? (Она обладает фантазией и воображением, обычные вещи кажутся ей живыми.) — Прочитайте высказывание Кости Погодина. Вы согласны с ним? Подтвердите свое мнение словами из текста. — Как вы думаете, бабушка из этих двух рассказов Т. Пономаревой — одна и та же? Перечитайте оба произведения и обоснуйте свое мнение. (Это одна и та же бабушка — она добрая и внимательная, с готовностью и без удивления впускает в свою жизнь сказочный, фантастический мир — потерявшийся автобус или оркестр в шкафу и проявляет заботу о них.) — А автор — человек с фантазией? с развитым воображением? (Да, Т. Пономарева обладает фантазией и воображением; под ее взглядом обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения.) V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока — Какие же качества делают воображение богатым? (Это умения наблюдать, видеть все предметы живыми и одушевленными, уметь «перешагивать порог» реального мира, «отпускать на волю» свою фантазию.) Герой сказки С. Козлова обладает именно таким воображением. — Откройте хрестоматию на с. 40 и прочитайте название сказки. («Звуки и голоса».) — Предположите, о чем эта сказка. Прочитаем и узнаем. (Учитель читает сказку на с. 40—42.) — Вам понравилась сказка? Вы узнали этих героев? Урок 40. Т. Пономарева «В шкафу» 125 — Почему именно Ежик способен фантазировать, воображать, а у Медвежонка это не получается? — Вспомните сказку «Разрешите с вами посумерничать». Какие в ней действуют герои? (Ежик, Медвежонок и Заяц.) — Кто из них самый восприимчивый, кто умеет наблюдать? (Ежик.) — Может, теперь вы сможете объяснить, почему именно у Ежика очень развито воображение? (Он умеет молчать, он умеет концентрироваться на наблюдении и полностью погружаться в переживание красоты окружающего мира.) — Сравните эту сказку с другими сказками С. Козлова — сказками, которые вы читали во 2 классе, и теми, которые помещены в учебнике 3 класса. — Распределите все сказки С. Козлова по двум сборникам: «Учимся наблюдать» и «О любви».
(Анализ деятельности на уроке: дети отвечают по очереди.) — Может, хотите кому-то дать совет? — Что бы вы пожелали товарищам? VIII. Подведение итогов урока — С какими произведениями вы познакомились? — Что можете сказать об их авторах? Домашнее задание 1. Тетрадь для самостоятельной работы: № 14 (с. 32—33). 2. Ответить на вопросы (учебник, с. 120). Урок 41. Э. Мошковская «Вода в колодце». Поход в «Музейный Дом»: П. Филонов «Нарвские ворота» Цель: подвести к пониманию того, что важнейшими секретами творчества являются развитое воображение и фантазия. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Постановка цели урока Вы поработали прекрасно! Сюжеты разные нашли. Все потрудились не напрасно, Рассказы ваши хороши! А в чем же творчества секрет? Сегодня мы найдем ответ. — Определите цель нашего урока. (Узнать, в чем секрет творчества.) А поможет нам в этом поэтесса Эмма Мошковская. Продолжим знакомство с ее творчеством. IV. Работа по теме урока (Учитель читает стихотворение в учебнике на с. 121.) — Вам понравилось стихотворение? — Кто его герой? — О чем оно? — Вы когда-нибудь пили воду из колодца? Какая она? (Студеная, холодная, чистая.) — Верите ли вы, что это вкусная вода? Найдите подтверждение тому, что для поэта вода обладает почти волшебными свойствами. (В нее падают звезды, кто напьется, тот обязательно засмеется.) — А удалось ли поэтессе передать запах воды? — Перечитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните нужные строчки. — А самое главное, вода пахнет «деньками счастливыми». Как вы понимаете эти слова? (Это связано с детством.) — Подтвердите свое мнение строчками из текста. — Ценит ли герой-рассказчик время, проведенное в этом месте? (Ценит и часто вспоминает, об этом говорят те запахи, которые хранит в памяти герой.) Урок 41. Э. Мошковская «Вода в колодце» — Как вы думаете, у поэтессы особое обоняние или особый взгляд на мир? (Так описать воду может тот, у кого отменное обоняние и особый взгляд на мир.) — Чтобы так видеть мир, человеку нужна фантазия? (Поэтесса обладает богатой фантазией.) — Миша вспомнил еще одно произведение про чудесную воду из ручья. О каком произведении говорит Миша? (Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами».) — Найдите в этом рассказе строчки, в которых описывается вкус ключевой воды. Есть ли сходство между произведениями? (Да, авторы описывают вкус воды очень поэтично, вода вызывает много воспоминаний и ассоциаций, пить ее — значит не только утолять жажду, но и погружаться в волшебный мир впечатлений и переживаний.) V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока — Найдите в «Музейном Доме» фотографию «Нарвские ворота» и репродукцию картины Павла Филонова «Нарвские ворота». Рассмотрите их. Что вы видите? — Откроем учебник на с. 122 и прочитаем рассказ ученика про Нарвские ворота. — Рассмотрите Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова. Видите коней? фигуру наездника? А арку под конной группой? — Догадываетесь, какое время года изобразил художник? Почему вы так думаете? (Это зима, так как люди одеты тепло.) — А какой день: погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажите свое мнение. (День погожий и солнечный: золотисто-оранжевые пятна оживляют всю картину и создают ощущение солнечных бликов.) — А теперь сравните ворота на картине и на фотографии. Где ворота слились с городом в единое целое? А где они стоят обособленно, отдельно от города? — Где видно, что ворота — это вход в большой город с многоэтажными домами? — Сравните изображение коней на картине и на фотографии. (Чтение текста на с. 123—124 и обсуждение мнения членов клуба.) — Что вы можете сказать о художнике? (Для того чтобы изобразить Нарвские ворота так, как это сделал Павел Филонов, нужно обладать воображением и фантазией, так как фанта VII. Рефлексия — Расскажите мне по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок.
VIII. Подведение итогов урока — Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на уроке. — В чем же секрет творчества? (В развитой фантазии и воображении.) Домашнее задание Выучить стихотворение наизусть (учебник, с. 121). Уроки 4 2-4 4. Б.Житков «Как я ловил человечков» Цель: подвести к пониманию различия между враньем и фантазией. Ход урока 1 I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока — Вспомните название главы, которую мы изучаем. — Произведения каких авторов мы уже читали? Откройте содержание учебника и проверьте себя. — Что объединяет этих авторов? (Их герои обладают такой силой воображения, которая позволяет им видеть то, чего не замечают обычные люди.) — Найдите на с. 124 название следующего произведения, которое будем читать на уроке. Кто его автор? (Борис Житков.) — Вам знаком этот писатель? (Выставляет портрет писателя.) Материал для учителя Борис Стенанович Житков родился в семье математика и пианистки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Он был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером-судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Житков был прирожденным рассказчиком. С 1924 г. он начал печататься и постепенно ушел в детскую литературу. В его книгах: «Морские истории», «Что бывало», «Рассказы о животных» — четко видны добро и зло, мужество и трусость, благородство и непорядочность. — Прочитайте название произведения. («Как я ловил человечков».) Это рассказ из цикла «Морские истории». (Учитель выставляет макет пароходика.) — Посмотрите на этот замечательный макет пароходика и скажите, какие ассоциации возникают у вас при виде этой игрушки. (Маленький, красивый, хочется потрогать его, поплавать на нем.) — Предположите, как связано название рассказа с пароходиком. Прочитаем этот рассказ и узнаем. IV. Работа по теме урока (Учащиеся по цепочке читают первую часть рассказа в учебнике нас. 124—127.) — Кто герой произведения? (Автор-рассказчик.) — Из каких слов это видно? («Когда я был маленький...») — Ваши предположения оправдались? (Герой считает, что на этом маленьком кораблике живут маленькие человечки, которых он хочет увидеть.) — Чем пароходик понравился мальчику? Перечитайте эту часть и подчеркните нужные слова и выражения. (Он был маленький, но совсем как настоящий, все его детали были сделаны тщательно и искусно.) — Какой разговор идет между бабушкой и внуком? Перечитаем его по ролям. Как называется разговор двух лиц? (Диалог.) — Как вы думаете, почему бабушка не позволяет внуку поиграть пароходиком? (Пароходик для нее — дорогая вещь; возможно, это подарок близкого ей человека, память о нем.) — Найдите в тексте подтверждение того, что бабушка боится, что внук повредит или сломает пароходик. («Не то что играть — трогать не смей. Никогда!») — Как вы думаете, почему бабушка не спрятала пароходик? (Внук дал ей «честное-расчестное» слово.) V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока 1. Работа по учебпику — Найдите и прочитайте описание пароходика. Чьими глазами мы видим этот пароходик? (Глазами мальчика.) — Что вы можете сказать о мальчике по этому описанию? (Мальчик очень наблюдателен, он хорошо знает названия всех частей парохода, возможно, в его семье были моряки.) — Почему мальчик решил, что на пароходике живут человечки? (Пароходик был сделан очень искусно, он все больше и больше казался мальчику настоящим, поэтому его фантазия и заселила пароходик человечками.) — Перечитайте первую часть и найдите, какими способами он пытался это проверить. Можно ли его назвать хитрецом? (Можно, потому что он придумывал разные способы, как перехитрить человечков, и даже перехитрил бабушку, сказав ей, что не может спать без света.) — А можно ли его назвать фантазером и выдумщиком? (Можно, так как придуманные человечки — это его фантазия.) — Найдите в тексте, как он представляет себе человечков: их рост, поведение, привычки. (Учащиеся читают первый и второй абзацы на с. 126.) — Причиняют ли его фантазии кому-то неприятности? (Нет, он фантазер, который верит в собственную выдумку.) 2. Обобщепие — Кто из вас понял, как зовут мальчика? (Боря.) Это Борис Степанович Житков рассказывает эпизод из своей жизни. VII. Рефлексия — Какой момент урока показался вам наиболее интересным? — Что вызвало затруднения? Домашнее задание Подробно пересказать отрывок рассказа (учебник, с. 124—127). Ход урока 2 I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока — Чем же так привлекал пароходик Борю? — Представьте себя на месте героя. Что бы вы сделали для того, чтобы убедиться, есть ли человечки в пароходике или нет? — Прочитаем и узнаем, как поступил наш герой. IV. Работа по теме урока (Чтение по цепочке второй части произведения Б. Житкова в учебнике на с. 128—130.) — Так что же придумал Боря? (Примерный ответ. • Решил положить кусочек леденца и дождаться, когда человечки будут втаскивать его внутрь пароходика. • Положил на пароходик кусочек хлеба. • Хотел положить перед дверцей на пароходике тряпочку, испачканную чернилами, чтобы увидеть следы человечков.) — Найдите подтверждение в тексте. Можно ли назвать мальчика умным и изобретательным? (Да, он делает все продуманно.) — Докажите словами из текста. V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока 1. Работа по учебпику — Перечитайте вторую часть и подчеркните фрагменты, которые доказывают, что мальчику по-прежнему удается обманывать бабушку. (Он лазал на стол, трогал пароходик и положил на него леденец, все следы на столе мальчик тщательно стер; бабушка верит, что на прогулке стало холодно, и возвращается с внуком домой; бабушка не замечает, что ночью он устраивает домик из одеяла.) — Чем вы объясните то, что однажды ночью Боря услышал на пароходике шорох? что с пароходика исчез кусочек леденца, а потом и хлеба? (Скорее всего, в доме есть мыши.) 2. Обобщепие — Вспомните, что вы узнали о мальчике, о его новых качествах. (Он умный и изобретательный.) VII. Подведение итогов урока Домашнее задание Пересказать вторую часть рассказа (учебник, с. 128—130). Ход урока 3 I. Организационный момент Вы услышали звонок, Вам сказал он: «На урок!» Что ж, его пора начать И заданье проверять. Мы послушаем сейчас Ваш домашний пересказ. II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Работа по теме урока — Как вы думаете, удастся ли Боре увидеть человечков? Предположите, чем закончится эта история. Прочитаем и узнаем. (Дети по цепочке читают третью часть рассказа на с. 131 — 133.) — Чем же заканчивается эта история? (Боря сломал пароходик.) — Удалось ли ему увидеть и поймать человечков? (Нет, ведь они — его фантазия.) — Что еще использовал Боря в своих фантазиях? (Обман и хитрость.) — Какие строчки из третьей части подтверждают, что мальчик — хитрец и ему удается обвести бабушку вокруг пальца? (Чтобы остаться дома одному, Боря убедил бабушку, что он болен.) — Прочитайте, как он это сделал. Зачем ему нужно было остаться одному? («Он решил для себя непременно взять и поймать хоть одного человечка».) — Что же он предпринял? (Взял пароходик. Потряс его. Начал поднимать палубу. Обрезал веревочные лестницы. Откинул палубу. Прихлопнул внутри рукой.) — Как вы относитесь к поступку Бори? IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока — Думал ли мальчик в тот момент, что совершает плохой поступок? (Нет, он думал только о человечках.) — Какое чувство он испытывал в тот момент? (Азарт, он хотел любыми путями достичь цели.) — Когда и почему изменилось его настроение? (Когда откинул палубу и ничего не увидел, его охватила досада; когда не смог починить пароходик, его охватил страх («Все пропало»); когда пришла бабушка, наступило раскаяние.) — Выходит, что мальчик хулиган? (Нет, он не хулиган, но его фантазии увели его слишком далеко, он не смог вовремя остановиться.) — А то, что он сломал кораблик, можно назвать хулиганским поступком? (Нет, он сломал кораблик потому, что верил в маленьких человечков, он фантазер.) — Составим синквейн, в котором выразим свое отношение к главному герою. (Работа в парах.) Например: Мальчик. Маленький, изобретательный. Увидел, мечтал, сломал. Хотел увидеть маленьких человечков. Фантазер! VI. Подведение итогов урока — Сдержал ли Боря свое слово? (Нет.) — Почему? (Ему помешали азарт и желание увидеть человечков.) — Что бы вы посоветовали герою? (Не нарушать данное слово.) — Прочитайте пословицу, записанную на доске. Дал слово — держись, а не давши — крепись. — Какие чувства вы испытываете после прочтения произведения? Домашнее задание Перечитать произведение и соотнести иллюстрации с текстом. Урок 45. Тим Собакин«Игра в птиц» Цели: продолжить обращать внимание на знакомые по первому и второму классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов; продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям; при помощи вопросов побудить неоднократно перечитывать и просматривать текст: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа; отметить, что благодаря яркой фантазии автора создается впечатление, что необычные способности могут обнаружиться у любого человека; подвести к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока — Вспомните название главы, которую мы изучаем. Удалось ли вам понять, почему люди фантазируют? (Без фантазии жизнь была бы скучной и однообразной.) Сегодня нас ждет встреча с новым произведением. А писатель нам уже знаком. Имя автора узнайте — Головоломку разгадайте.
Б1 ВЗ A3 А2 В1 А1 Г2 БЗ ВЗ A3 В2 Ответ: Тим Собакин. Материал для учителя А знаете ли вы, что Тим Собакин — это псевдоним? Настоящее имя автора — Андрей Викторович Иванов. Он много печатается в детской периодике. «Основной творческий принцип писателя — интеллектуальная игра. Автор предлагает читателю представить мир иным, сдвинуть привычные представления о реальности» (И. Арзамасцева). В его поэзии и прозе много фантазии, изящного, тонкого юмора; произведения отличаются своеобразным синтаксисом, многочисленными аллюзиями, большая роль отводится интонации. Тим Собакин писал и под другими псевдонимами: Тихон Хоботов, Сидор Тяфф, Ника Босмит, Савва Босмит. — Кто помнит его «необычное стихотворение» про бегемота и муху? Послушайте его и вспомните. — Что оно вам напоминает? (Игру.) — А какие игры вы знаете? — Откройте содержание учебника и найдите тему нашего урока. (Тим Собакин «Игра в птиц».) — Предположите, что это за игра. Откроем учебник на с. 134. Прочитаем и узнаем. IV. Работа по теме урока (Учитель читает произведение на с. 134—137.) — Вам понравилось произведение? Кто рассказал нам эту историю? — Кто герой? (Катя и папа.) — На сколько частей поделен текст? — Найдите первую часть. Что вы заметили? (Есть слова, помеченные синими полосками.) — Как вы думаете, для чего некоторые буквы выделены жирным шрифтом и цветом? (Цветные пометки помогут ориентироваться.) — Сколько здесь действующих лиц? (Три: автор, Катя и папа.) (Чтение по ролям.) — Найдите в этой части самые главные слова произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете. («Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!») — Вы согласны с утверждением Катиного папы? — Какой эпизод из этой части вам понравился больше всего? Прочитайте его. — Объясните, что понравилось. V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока — Прочитайте вторую часть самостоятельно. — Какое удивительное событие произошло? (Папа оторвался от земли.) — Как отреагировали Катя и папа на это событие? (Примерный ответ. Катя и папа по-разному реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли. Папа: «...слегка перепугался, перестал размахивать руками и чуть не свалился в лужу». Папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произошло: «Ну вот, ботинки испачкались, — вздохнул папа, стряхивая со шляпы грязные капли». Катя же, наоборот, пришла в восторг оттого, что папа смог взлететь: «Папа! У тебя получилось! Ты же летал!» Папа не совсем понял, что с ним произошло. Катя поверила, что и она сможет взлететь.) — Прочитайте самостоятельно третью часть. — А в этой части какое событие является главным? (Катя научилась летать.) — Как папа Кати сначала воспринял то, что его дочь полетела по воздуху? Зачитайте строчки, подтверждающие ваш ответ. (Когда Катин папа увидел, что его дочь полетела по воздуху, он сначала остолбенел от удивления: «застыл, как вкопанный».) — Кто помог папе отнестись к полету дочери, как к проявлению обычных земных способностей? Быстро ли папа привык к тому, что дочь может летать? Что в тексте подтверждает ваше мнение? (Примерный ответ. После разговора со старушкой папа смог отнестись к полету дочери, как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришел в себя и стал давать дочери обычные родительские советы, как если бы она каталась на велосипеде: «Дочка! Над водою прохладно. Долго не летай! И шарфик потуже завяжи!») — Сколько понадобится человек, чтобы прочитать эту часть по ролям? Какие это роли? (Чтение по ролям.) — «Игра в птиц» — это рассказ или сказка? Обоснуйте свою точку зрения. Чтобы ответить на этот вопрос, вернитесь к плакату Летучей Мыши на с. 116—117 и вспомните, в чем заключается отличие сказки от рассказа. (Примерный ответ. Несмотря на чудесные события, которые там происходят, «Игра в птиц» — это не сказка, а рассказ и по цели, и по построению. Цель этого текста — рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характеры реальных людей (папа и Катя) и показать их взаимоотношения. События в этом тексте развиваются, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю, а не строгим сказочным законам.) — Автор этого произведения — большой фантазер? Почему он нафантазировал именно полеты людей в небе? У вас не появилось мысли, что любой человек при большом желании может научиться летать? (Примерный ответ. Да, автор — большой фантазер. Он выбирает такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно птица, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.) VII. Подведение итогов урока — С каким произведением вы познакомились? — Почему оно так названо? (Игра в птиц помогла девочке поверить папиным словам, что если очень захотеть, то можно научиться всему на свете.) — Что же главное? (Иметь большое желание чего-то добиться.) — Вам понравилось произведение? Поделитесь впечатлениями. Домашнее задание Прочитать рассказ и озаглавить части (учебник, с. 134—137). Урок 4 6. К. Бальмонт «Гномы». Поход в «Музейный Дом»: В. Кандинский «Двое на лошади». Слушаем музыку С. Прокофьева «Мимолетности № 1». Обобщение по теме Цели: формировать понятие «поэтическое мировосприятие»; обсудить такую особенность поэтического мировосприятия, как способность создать воображаемый, фантастический мир на основе своих наблюдений за обычными явлениями; развить представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость мировосприятия их авторов. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. — Эти строки принадлежат поэту М.Ю. Лермонтову. О чем они? (О поэзии.) — А вы любите стихи? Давайте поиграем и вспомним стихотворения и поэтов. (Работа в парах. Учитель раздает по одной карточке на парту, дети закрывают фишками правильные ответы.)
2.Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над солнечной поляной. (И. Бунин «Листопад».) 3.Облака, Белогривые лошадки, Облака, Что вы мчитесь без оглядки? (С. Козлов «Мимо белого яблока луны...».) 4.Плащ — героический наряд. Какое счастье — в плащ одетым... (В. Берестов «Плащ».) 5.Ростки извивались, ветвились, Как будто оленьи рога, И эти рога появились, Как будто при виде врага. (Н. Матвеева «Картофельные олени».) — Какая фамилия осталась незакрытой? (К Бальмонт.) — Что вы о нем знаете? (Выставляет портрет поэта.) Материал для учителя Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — поэт, переводчик, дворянин, его прадед, сержант кавалерии, носил фамилию Баламут (по-видимому, впоследствии фамилия была облагорожена путем переделки на иностранный лад). Родился Константин Дмитриевич в деревне Гумнище Шуйского уезда Владимирской губернии 3/15 июня 1867 г. Он был третьим ребенком в большой и дружной семье. Отец, Дмитрий Константинович, не отличался ни богатством, ни какими-то особыми талантами, но был человеком мягким и нежнейшим, ни разу в жизни ни на кого не повысившим голос. Он до самозабвения был предан детям и жене Вере Николаевне, женщине страстной и деятельной. Первые десять лет жизни в деревенской глуши были порой гармонического блаженства. Поэтому когда в 1876 г. его вырвали из уютного рая, отправив в Шуйскую классическую гимназию, он пережил сильное потрясение. Именно гимназические годы выработали в робком мальчике непримиримость ко всякому угнетению и насилию. Осенью 1886 г. Бальмонт поступает на юридический факультет Московского университета. Но стать дипломированным правоведом ему не удается: он знакомится с настоящим большим писателем — В.Г. Короленко, дарит ему тетрадь своих стихов и в феврале получает от Короленко письмо с подробным разбором стихов и благожелательным отзывом. Бальмонт стал поэтом-символистом. Символическая поэзия говорит своим особым языком, более, чем другой род поэзии, вызывает слуховые и зрительные впечатления. Смысл символического произведения всегда скрыт. Каждый образ в творчестве поэта-символиста — символ. К.Д. Бальмонт оставил огромное литературное наследство. Он знал 16 языков, занимался переводами зарубежных поэтов. — Найдите название произведения этого поэта в содержании. («Гномы».) Поэт Природой даром наделен — Во всем обычном видит чудо он. Мы в мир фантазии, воображения войдем, Когда стихотворение читать начнем. — Как вы понимаете цель урока? Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «поэтическое мировосприятие», будем обсуждать художественное произведение К. Бальмонта «Гномы» и работать с живописным произведением В. Кандинского «Двое на лошади». IV. Работа по теме урока — Откройте учебник на с. 139. Предположите, о чем стихотворение. Прочитаем и узнаем. (Учитель читает произведение.) — Ваши предположения оправдались? Почему? (Воображение унесло лирического героя в сказочный мир, а в реальной жизни все оказалось очень обыденно.) — Вы заметили что-то необычное? Что именно? — Прочитайте первое четверостишие. — Какую картину вы представили? — А теперь прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом. Как вы думаете, почему этот вопрос выделен? (Эти слова делят стихотворение на две части: реальное и фантастическое.) Костя Погодин сказал, что в этих словах не просто вопрос. Они — как порог. Через него можно переступить в другой мир, а можно никуда не переступать и остаться здесь же, на лугу. — Вы поняли, что хотел сказать вам Костя Погодин? — Прочитайте на с. 140, как объяснила Анишит Йокоповна мысль Кости. — Теперь понятно? — От чьего имени ведется повествование? (От имени героя- рассказчика.) — Герой-рассказчик — фантазер? Что именно он представляет себе? — Почему полет его фантазии вдруг прервался: что-нибудь произошло? Он кого-нибудь увидел? — А что вы себе представили? — Какие именно слова «переворачивают» смысл стихотворения? (Две последние строчки.) — Перечитайте их. Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите? — Как вы думаете, почему стихотворение названо «Гномы», а не «Кроты»? (Воображение лирического героя нарисовало ему такую картинку, и он придумал целую историю, которую назвал «Гномы».) — Что подтолкнуло фантазию автора к созданию таких образов? (Обычные кучки земли, насыпанные кротами.) — А вам приходилось видеть подобное? Что вам подсказывало ваше воображение? — Перечитайте стихотворение и подумайте, какой еще заголовок можно к нему подобрать. («Подземные города», «Чудеса под землей», «Сказка прямо под ногами»...) — Как называется прием, на котором строится стихотворение? (Прием контраста: с одной стороны, фантазия, воображение, сказка — гномы, а с другой стороны, обыденная жизнь — черные кроты.) — Какие предложения по цели высказывания использует автор? (Повествовательные и вопросительные.) — Одинаково ли надо читать все эти строфы? (Первую строфу—с интонацией сообщения; вторую и третью строфы и две строчки четвертой строфы — с интонацией таинственности, загадочности; две последние строчки — с интонацией легкой иронии.) — Прочитайте это стихотворение выразительно. V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока Поход в «Музейный Дом» Волшебница Анишит Йокоповна приглашает нас сегодня в «Музейный Дом» рассмотреть репродукцию картины Василия Кандинского «Двое на лошади». — Найдите и рассмотрите ее. Что вы видите? (Чтение текста в учебнике на с. 140—141.) — «Кто же эти двое?» — спросил Михаил Потапович. «Царевич с царевной!» — не задумываясь сказал Миша. А вы как думаете? Что вас в этом убеждает? (Примерный ответ. Да, это царевич с царевной. Это можно определить по их одежде: царевна в кокошнике, в расшитой кофте и сарафане, царевич в алой шапке и алых сапожках. Одежда героев, так же как и попона, покрывающая лошадь, кажется сверкающей, расшитой богатой вышивкой или украшенной камнями, сказочной.) (Продолжение чтения текста на с. 140.) — Вам Машино наблюдение представляется ценным? (Да, мы согласны с Машей, оттого, что лошадь важно вышагивает, вся картина кажется торжественной и сказочной.) — Миша тоже считает, что на картине все как будто сказочное. Подумайте: почему все кажется призрачным, фантастическим, ненастоящим? Как художник добивается такого впечатления? — Миша говорит, что это похоже на мозаику из разноцветных точек и пятнышек: то совсем маленьких, то побольше. Вам нравится такое наблюдение? Прием мозаики мы уже встречали в картине П. Филонова «Нарвские ворота». Но там он помогал передать игру солнечных бликов на поверхности снега, свет окон большого города, создавал ощущение праздника. В картине Василия Кандинского благодаря такой мозаике все кажется сказочным, таинственным, драгоценным, немножко призрачным. — Вы догадываетесь, какое время года имел в виду художник? А мимо каких деревьев проезжают герои картины? (Примерный ответ. Художник изобразил осень, потому что под ногами лошади красные и бурые листья; на березках, мимо которых проезжают герои, сохранились еще мелкие золотые листочки; вода на реке покрыта рябью; чувствуется осенний прохладный ветер; небо затянуто облаками и тучами.) — Рассмотрите внимательно городской пейзаж за рекой. Чтобы понять, где именно проезжают царевич с царевной, посмотрите на фотографию, где изображен фрагмент кремлевской стены. За стеной располагаются кремлевские соборы, а перед ней — Москва-река. Теперь вы догадываетесь, где находятся наши герои? Видите на картине Москву-реку? Сумеете точно найти фрагмент кремлевской стены и высокую башню — колокольню Ивана Великого? — Сопоставьте картину с фотографией «Соборы Кремля. Вид с Москвы-реки», при помощи рамочки выделите на репродукции картины тот фрагмент кремлевской стены и колокольню Ивана Великого, которые увидели на фотографии. — Что вы обнаружили, сравнив картину с фотографией? В чем же секрет картины? (Мы увидели, что художник в своем произведении соединил настоящую жизнь и фантазию; он смотрит на городской пейзаж, а воображение уносит его в мир сказки.) — С какими произведениями вы познакомились? — Что нам хотели сообщить авторы этих произведений? (Можно в самом обычном явлении увидеть чудо, а фантазия и воображение могут унести в мир сказки.) В заключение Анишит Йокоповна предлагает послушать пьесу Сергея Прокофьева «Мимолетности № 1». (Учащиеся прослушивают аудиозапись.) 2. Обобщение — Вспомните тему наших уроков. («Пытаемся понять, почему люди фантазируют».) — Вы поняли, почему? Вспомните прочитанные произведения и их авторов. Если затрудняетесь, посмотрите в содержании. — Чему научили нас герои этих произведений? Тему сегодня мы завершаем, Итоги подводим. Немало мы знаем! Знания в тесте свои прояви, Вопросы читай и ответы найди. 3. Проверочная работа Чужое яйцо Рано утром встала старушка Дарья, положила в корзину на мягкое сено 13 яиц и посадила на них курицу. Чуть светало, и старушка не разглядела, что одно яйцо было зеленоватое и поменьше прочих. Сидит курица прилежно, греет яйца. Только изредка сбегает поклевать зерен, попить воды — и опять на место. Прошло три недели, и стали из яиц один за другим цыплята выклевываться. Позже всех проклюнулся цыпленок из зеленоватого яйца. И какой же странный он вышел: сам желтый, ножки короткие, носик широкий. Петух смотрит на него, удивляется. Стала курица малышей учи |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |