Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 4 0. Т. Пономарева «В шкафу»

Цели:учить отличать особенности сказки, рассказа, небылицы по цели; представлять черты характера и особенности мировос­приятия героев.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания: выразительное чтение стихо­творения Валентина Берестова «Про паука и трех слонов».)

— К какому жанру можно отнести это произведение: небыли­ца, сказка или рассказ?

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Вспомните название главы, которую мы изучаем.

— С какими произведениями вы познакомились?

— Какие качества характерны для авторов этих произведений? (Фантазия и наблюдательность.)

— С какими понятиями познакомила нас Летучая Мышь? (Небылицы, сказки, рассказы.)

— Какова цель каждого из этих жанров?

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведе­нием Т. Пономаревой «В шкафу» и выясним, к какому литератур­ному жанру оно относится.

IV. Работа по теме урока

(Дети самостоятельно читают произведение в учебнике нас. 118—119 и диалог Миши и Михаила Потаповича на с. 119.)

— Попробуем ответить на поставленные вопросы. (Это рас­сказ, так как произведение помогает понять характер ба­бушки.)


— Какой же характер у бабушки? (Она добрая, внимательная, смелая и мудрая.)

— Подтвердите словами из текста.

— Как вы думаете, какая одежда из шкафа напомнила бабушке о театре, музыке, об оркестре — неужели теплая кофта? Пе­речитайте начало текста (первый абзац) и найдите нужные отрывки. (Это платье, оно праздничное, в блестках, разве­валось легким парусом, возможно, в этом платье бабушка ходила в театр или на концерты.)

— Какие разные чувства вызывает у бабушки оркестр в шкафу? (Она испытывает удовольствие, ей понравился оркестр, она пыталась вспомнить название музыкального произведения, затем забеспокоилась о здоровье музыкантов и стала размыш­лять о жизни.)

— Что же можно добавить к характеру бабушки? (Она обла­дает фантазией и воображением, обычные вещи кажутся ей живыми.)

— Прочитайте высказывание Кости Погодина. Вы согласны с ним? Подтвердите свое мнение словами из текста.

— Как вы думаете, бабушка из этих двух рассказов Т. Поно­маревой — одна и та же? Перечитайте оба произведения и обоснуйте свое мнение. (Это одна и та же бабушка — она добрая и внимательная, с готовностью и без удивления впуска­ет в свою жизнь сказочный, фантастический мир — потеряв­шийся автобус или оркестр в шкафу и проявляет заботу о них.)

— А автор — человек с фантазией? с развитым воображением? (Да, Т. Пономарева обладает фантазией и воображением; под ее взглядом обычные предметы становятся чудесными, спо­собными на превращения.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Какие же качества делают воображение богатым? (Это уме­ния наблюдать, видеть все предметы живыми и одушевленны­ми, уметь «перешагивать порог» реального мира, «отпускать на волю» свою фантазию.)

Герой сказки С. Козлова обладает именно таким воображением.

— Откройте хрестоматию на с. 40 и прочитайте название сказ­ки. («Звуки и голоса».)

— Предположите, о чем эта сказка. Прочитаем и узнаем.

(Учитель читает сказку на с. 40—42.)

— Вам понравилась сказка? Вы узнали этих героев?


Урок 40. Т. Пономарева «В шкафу» 125

— Почему именно Ежик способен фантазировать, воображать, а у Медвежонка это не получается?

— Вспомните сказку «Разрешите с вами посумерничать». Ка­кие в ней действуют герои? (Ежик, Медвежонок и Заяц.)

— Кто из них самый восприимчивый, кто умеет наблюдать? (Ежик.)

— Может, теперь вы сможете объяснить, почему именно у Ежика очень развито воображение? (Он умеет молчать, он умеет концентрироваться на наблюдении и полностью по­гружаться в переживание красоты окружающего мира.)

— Сравните эту сказку с другими сказками С. Козлова — сказ­ками, которые вы читали во 2 классе, и теми, которые по­мещены в учебнике 3 класса.

— Распределите все сказки С. Козлова по двум сборникам: «Учимся наблюдать» и «О любви».

«Учимся наблюдать» «О любви»
«Как оттенить тишину» (начало) «Звуки и голоса»
«Разрешите с вами посумерничать» «Как оттенить тишину» (конец)
«Если меня совсем нет» (начало) «Разрешите с вами посумерничать»
«Ежик в тумане» «Если меня совсем нет»
«Красота» «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»
«Когда ты прячешь солнце, мне грустно» «Теплым тихим утром посреди зимы»
«Заяц и Медвежонок» «Заяц и Медвежонок»
VII. Рефлексия — Закончите фразы. Я научился... Я повторил... Я узнал... Другое мнение.

 

(Анализ деятельности на уроке: дети отвечают по очереди.)

— Может, хотите кому-то дать совет?

— Что бы вы пожелали товарищам?

VIII. Подведение итогов урока

— С какими произведениями вы познакомились?

— Что можете сказать об их авторах?

Домашнее задание

1. Тетрадь для самостоятельной работы: № 14 (с. 32—33).

2. Ответить на вопросы (учебник, с. 120).


Урок 41. Э. Мошковская «Вода в колодце». Поход в «Музейный Дом»: П. Филонов «Нарвские ворота»

Цель: подвести к пониманию того, что важнейшими секретами творчества являются развитое воображение и фантазия.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Постановка цели урока

Вы поработали прекрасно! Сюжеты разные нашли. Все потрудились не напрасно, Рассказы ваши хороши! А в чем же творчества секрет? Сегодня мы найдем ответ.

— Определите цель нашего урока. (Узнать, в чем секрет твор­чества.)

А поможет нам в этом поэтесса Эмма Мошковская. Продол­жим знакомство с ее творчеством.

IV. Работа по теме урока

(Учитель читает стихотворение в учебнике на с. 121.)

— Вам понравилось стихотворение?

— Кто его герой?

— О чем оно?

— Вы когда-нибудь пили воду из колодца? Какая она? (Сту­деная, холодная, чистая.)

— Верите ли вы, что это вкусная вода? Найдите подтвержде­ние тому, что для поэта вода обладает почти волшебными свойствами. (В нее падают звезды, кто напьется, тот обя­зательно засмеется.)

— А удалось ли поэтессе передать запах воды?

— Перечитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните нужные строчки.

— А самое главное, вода пахнет «деньками счастливыми». Как вы понимаете эти слова? (Это связано с детством.)

— Подтвердите свое мнение строчками из текста.

— Ценит ли герой-рассказчик время, проведенное в этом ме­сте? (Ценит и часто вспоминает, об этом говорят те запахи, которые хранит в памяти герой.)


Урок 41. Э. Мошковская «Вода в колодце»

— Как вы думаете, у поэтессы особое обоняние или особый взгляд на мир? (Так описать воду может тот, у кого отмен­ное обоняние и особый взгляд на мир.)

— Чтобы так видеть мир, человеку нужна фантазия? (Поэтесса обладает богатой фантазией.)

— Миша вспомнил еще одно произведение про чудесную воду из ручья. О каком произведении говорит Миша? (Ю. Коваля «Вода с закрытыми глазами».)

— Найдите в этом рассказе строчки, в которых описывается вкус ключевой воды. Есть ли сходство между произведения­ми? (Да, авторы описывают вкус воды очень поэтично, вода вызывает много воспоминаний и ассоциаций, пить ее — значит не только утолять жажду, но и погружаться в волшебный мир впечатлений и переживаний.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Найдите в «Музейном Доме» фотографию «Нарвские во­рота» и репродукцию картины Павла Филонова «Нарвские ворота». Рассмотрите их. Что вы видите?

— Откроем учебник на с. 122 и прочитаем рассказ ученика про Нарвские ворота.

— Рассмотрите Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова. Видите коней? фигуру наездника? А арку под конной группой?

— Догадываетесь, какое время года изобразил художник? По­чему вы так думаете? (Это зима, так как люди одеты тепло.)

— А какой день: погожий и солнечный или хмурый и пасмур­ный? Докажите свое мнение. (День погожий и солнечный: золотисто-оранжевые пятна оживляют всю картину и со­здают ощущение солнечных бликов.)

— А теперь сравните ворота на картине и на фотографии. Где ворота слились с городом в единое целое? А где они стоят обособленно, отдельно от города?

— Где видно, что ворота — это вход в большой город с много­этажными домами?

— Сравните изображение коней на картине и на фотографии.

(Чтение текста на с. 123—124 и обсуждение мнения членов

клуба.)


— Что вы можете сказать о художнике? (Для того чтобы изо­бразить Нарвские ворота так, как это сделал Павел Филонов, нужно обладать воображением и фантазией, так как фанта­
зия и воображение преображают действительность, делая ее необычной, яркой и праздничной.)

VII. Рефлексия

— Расскажите мне по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок.


 

VIII. Подведение итогов урока

— Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на уроке.

— В чем же секрет творчества? (В развитой фантазии и вооб­ражении.)

Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть (учебник, с. 121).

Уроки 4 2-4 4. Б.Житков «Как я ловил человечков»

Цель: подвести к пониманию различия между враньем и фан­тазией.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Вспомните название главы, которую мы изучаем.

— Произведения каких авторов мы уже читали? Откройте со­держание учебника и проверьте себя.

— Что объединяет этих авторов? (Их герои обладают такой силой воображения, которая позволяет им видеть то, чего не замечают обычные люди.)

— Найдите на с. 124 название следующего произведения, ко­торое будем читать на уроке. Кто его автор? (Борис Житков.)

— Вам знаком этот писатель?

(Выставляет портрет писателя.)

Материал для учителя

Борис Стенанович Житков родился в семье математика и пианист­ки. С детских лет он пристально изучал мир и людей. Он был морским офицером, штурманом дальнего плавания, инженером-судостроителем, учителем, плотником, объездил полстраны. Житков был прирожденным рассказчиком. С 1924 г. он начал печататься и постепенно ушел в детскую литературу. В его книгах: «Морские истории», «Что бывало», «Рассказы о животных» — четко видны добро и зло, мужество и трусость, благород­ство и непорядочность.

— Прочитайте название произведения. («Как я ловил человеч­ков».)

Это рассказ из цикла «Морские истории».

(Учитель выставляет макет пароходика.)

— Посмотрите на этот замечательный макет пароходика и ска­жите, какие ассоциации возникают у вас при виде этой иг­рушки. (Маленький, красивый, хочется потрогать его, по­плавать на нем.)

— Предположите, как связано название рассказа с пароходи­ком. Прочитаем этот рассказ и узнаем.

IV. Работа по теме урока

(Учащиеся по цепочке читают первую часть рассказа в учеб­нике нас. 124—127.)

— Кто герой произведения? (Автор-рассказчик.)

— Из каких слов это видно? («Когда я был маленький...»)

— Ваши предположения оправдались? (Герой считает, что на этом маленьком кораблике живут маленькие человечки, которых он хочет увидеть.)

— Чем пароходик понравился мальчику? Перечитайте эту часть и подчеркните нужные слова и выражения. (Он был маленький, но совсем как настоящий, все его детали были сде­ланы тщательно и искусно.)

— Какой разговор идет между бабушкой и внуком? Пере­читаем его по ролям. Как называется разговор двух лиц? (Диалог.)

— Как вы думаете, почему бабушка не позволяет внуку поиг­рать пароходиком? (Пароходик для нее — дорогая вещь; воз­можно, это подарок близкого ей человека, память о нем.)

— Найдите в тексте подтверждение того, что бабушка боится, что внук повредит или сломает пароходик. («Не то что иг­рать — трогать не смей. Никогда!»)

— Как вы думаете, почему бабушка не спрятала пароходик? (Внук дал ей «честное-расчестное» слово.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебпику

— Найдите и прочитайте описание пароходика. Чьими глаза­ми мы видим этот пароходик? (Глазами мальчика.)

— Что вы можете сказать о мальчике по этому описанию? (Мальчик очень наблюдателен, он хорошо знает названия всех частей парохода, возможно, в его семье были моряки.)

— Почему мальчик решил, что на пароходике живут чело­вечки? (Пароходик был сделан очень искусно, он все больше и больше казался мальчику настоящим, поэтому его фантазия и заселила пароходик человечками.)

— Перечитайте первую часть и найдите, какими способами он пытался это проверить. Можно ли его назвать хитрецом? (Можно, потому что он придумывал разные способы, как пе­рехитрить человечков, и даже перехитрил бабушку, сказав ей, что не может спать без света.)

— А можно ли его назвать фантазером и выдумщиком? (Мож­но, так как придуманные человечки — это его фантазия.)

— Найдите в тексте, как он представляет себе человечков: их рост, поведение, привычки.

(Учащиеся читают первый и второй абзацы на с. 126.)

— Причиняют ли его фантазии кому-то неприятности? (Нет, он фантазер, который верит в собственную выдумку.)

2. Обобщепие

— Кто из вас понял, как зовут мальчика? (Боря.)

Это Борис Степанович Житков рассказывает эпизод из своей

жизни.

VII. Рефлексия

— Какой момент урока показался вам наиболее интересным?

— Что вызвало затруднения?

Домашнее задание

Подробно пересказать отрывок рассказа (учебник, с. 124—127).

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Чем же так привлекал пароходик Борю?

— Представьте себя на месте героя. Что бы вы сделали для того, чтобы убедиться, есть ли человечки в пароходике или нет?

— Прочитаем и узнаем, как поступил наш герой.

IV. Работа по теме урока

(Чтение по цепочке второй части произведения Б. Житкова

в учебнике на с. 128—130.)

— Так что же придумал Боря? (Примерный ответ.

• Решил положить кусочек леденца и дождаться, когда чело­вечки будут втаскивать его внутрь пароходика.

• Положил на пароходик кусочек хлеба.

• Хотел положить перед дверцей на пароходике тряпочку, испачканную чернилами, чтобы увидеть следы человеч­ков.)

— Найдите подтверждение в тексте. Можно ли назвать маль­чика умным и изобретательным? (Да, он делает все проду­манно.)

— Докажите словами из текста.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебпику

— Перечитайте вторую часть и подчеркните фрагменты, ко­торые доказывают, что мальчику по-прежнему удается обманывать бабушку. (Он лазал на стол, трогал пароходик и положил на него леденец, все следы на столе мальчик тща­тельно стер; бабушка верит, что на прогулке стало холодно, и возвращается с внуком домой; бабушка не замечает, что ночью он устраивает домик из одеяла.)

— Чем вы объясните то, что однажды ночью Боря услышал на пароходике шорох? что с пароходика исчез кусочек ле­денца, а потом и хлеба? (Скорее всего, в доме есть мыши.)

2. Обобщепие

— Вспомните, что вы узнали о мальчике, о его новых качест­вах. (Он умный и изобретательный.)

VII. Подведение итогов урока

Домашнее задание

Пересказать вторую часть рассказа (учебник, с. 128—130).


Ход урока 3

I. Организационный момент

Вы услышали звонок, Вам сказал он: «На урок!» Что ж, его пора начать И заданье проверять. Мы послушаем сейчас Ваш домашний пересказ.

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Работа по теме урока

— Как вы думаете, удастся ли Боре увидеть человечков? Пред­положите, чем закончится эта история. Прочитаем и узнаем.

(Дети по цепочке читают третью часть рассказа на с. 131 — 133.)

— Чем же заканчивается эта история? (Боря сломал пароходик.)

— Удалось ли ему увидеть и поймать человечков? (Нет, ведь они — его фантазия.)

— Что еще использовал Боря в своих фантазиях? (Обман и хитрость.)

— Какие строчки из третьей части подтверждают, что маль­чик — хитрец и ему удается обвести бабушку вокруг пальца? (Чтобы остаться дома одному, Боря убедил бабушку, что он болен.)

— Прочитайте, как он это сделал. Зачем ему нужно было остаться одному? («Он решил для себя непременно взять и поймать хоть одного человечка».)

— Что же он предпринял? (Взял пароходик. Потряс его. Начал поднимать палубу. Обрезал веревочные лестницы. Откинул палубу. Прихлопнул внутри рукой.)

— Как вы относитесь к поступку Бори?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Думал ли мальчик в тот момент, что совершает плохой по­ступок? (Нет, он думал только о человечках.)

— Какое чувство он испытывал в тот момент? (Азарт, он хотел любыми путями достичь цели.)

— Когда и почему изменилось его настроение? (Когда откинул палубу и ничего не увидел, его охватила досада; когда не смог починить пароходик, его охватил страх («Все пропало»); когда пришла бабушка, наступило раскаяние.)

— Выходит, что мальчик хулиган? (Нет, он не хулиган, но его фантазии увели его слишком далеко, он не смог вовремя оста­новиться.)

— А то, что он сломал кораблик, можно назвать хулиганским поступком? (Нет, он сломал кораблик потому, что верил в маленьких человечков, он фантазер.)

— Составим синквейн, в котором выразим свое отношение к главному герою.

(Работа в парах.)

Например:

Мальчик.

Маленький, изобретательный.

Увидел, мечтал, сломал.

Хотел увидеть маленьких человечков.

Фантазер!

VI. Подведение итогов урока

— Сдержал ли Боря свое слово? (Нет.)

— Почему? (Ему помешали азарт и желание увидеть человечков.)

— Что бы вы посоветовали герою? (Не нарушать данное слово.)

— Прочитайте пословицу, записанную на доске.

Дал слово — держись, а не давши — крепись.

— Какие чувства вы испытываете после прочтения произве­дения?

Домашнее задание

Перечитать произведение и соотнести иллюстрации с текстом.

Урок 45. Тим Собакин«Игра в птиц»

Цели: продолжить обращать внимание на знакомые по пер­вому и второму классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов; продолжить работу над формиро­ванием умений и навыков осознанного и выразительного чте­ния, используя чтение текста по ролям; при помощи вопросов побудить неоднократно перечитывать и просматривать текст: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа; отметить, что благодаря яркой фантазии автора создается впечатление, что необычные спо­собности могут обнаружиться у любого человека; подвести к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чу­десными.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Вспомните название главы, которую мы изучаем. Удалось ли вам понять, почему люди фантазируют? (Без фантазии жизнь была бы скучной и однообразной.) Сегодня нас ждет встреча с новым произведением. А писатель нам уже знаком.

Имя автора узнайте — Головоломку разгадайте.

А Б В Г
Б Т о У
С X н А
м к И Ф

 

Б1 ВЗ A3 А2 В1 А1 Г2 БЗ ВЗ A3 В2

Ответ: Тим Собакин.

Материал для учителя

А знаете ли вы, что Тим Собакин — это псевдоним? Настоящее имя автора — Андрей Викторович Иванов. Он много печатается в детской периодике.

«Основной творческий принцип писателя — интеллектуальная игра. Автор предлагает читателю представить мир иным, сдвинуть при­вычные представления о реальности» (И. Арзамасцева). В его поэзии и прозе много фантазии, изящного, тонкого юмора; произведения от­личаются своеобразным синтаксисом, многочисленными аллюзиями, большая роль отводится интонации. Тим Собакин писал и под други­ми псевдонимами: Тихон Хоботов, Сидор Тяфф, Ника Босмит, Савва Босмит.

— Кто помнит его «необычное стихотворение» про бегемота и муху? Послушайте его и вспомните.

— Что оно вам напоминает? (Игру.)

— А какие игры вы знаете?

— Откройте содержание учебника и найдите тему нашего уро­ка. (Тим Собакин «Игра в птиц».)

— Предположите, что это за игра. Откроем учебник на с. 134. Прочитаем и узнаем.

IV. Работа по теме урока

(Учитель читает произведение на с. 134—137.)

— Вам понравилось произведение? Кто рассказал нам эту ис­торию?

— Кто герой? (Катя и папа.)

— На сколько частей поделен текст?

— Найдите первую часть. Что вы заметили? (Есть слова, по­меченные синими полосками.)

— Как вы думаете, для чего некоторые буквы выделены жир­ным шрифтом и цветом? (Цветные пометки помогут ори­ентироваться.)

— Сколько здесь действующих лиц? (Три: автор, Катя и папа.)

(Чтение по ролям.)

— Найдите в этой части самые главные слова произведения: они объясняют, почему возможно любое чудо на свете. («Если очень захотеть, то можно научиться всему на свете!»)

— Вы согласны с утверждением Катиного папы?

— Какой эпизод из этой части вам понравился больше всего? Прочитайте его.

— Объясните, что понравилось.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте вторую часть самостоятельно.

— Какое удивительное событие произошло? (Папа оторвался от земли.)

— Как отреагировали Катя и папа на это событие? (Примерный ответ. Катя и папа по-разному реагируют на то, что папе удалось оторваться от земли. Папа: «...слегка перепугался, перестал размахивать руками и чуть не свалился в лужу». Папа как будто хочет отвлечься от того, что с ним произо­шло: «Ну вот, ботинки испачкались, — вздохнул папа, стря­хивая со шляпы грязные капли». Катя же, наоборот, пришла в восторг оттого, что папа смог взлететь: «Папа! У тебя по­лучилось! Ты же летал!» Папа не совсем понял, что с ним произошло. Катя поверила, что и она сможет взлететь.)

— Прочитайте самостоятельно третью часть.

— А в этой части какое событие является главным? (Катя на­училась летать.)

— Как папа Кати сначала воспринял то, что его дочь полете­ла по воздуху? Зачитайте строчки, подтверждающие ваш ответ. (Когда Катин папа увидел, что его дочь полетела


по воздуху, он сначала остолбенел от удивления: «застыл, как вкопанный».)

— Кто помог папе отнестись к полету дочери, как к проявле­нию обычных земных способностей? Быстро ли папа при­вык к тому, что дочь может летать? Что в тексте подтвер­ждает ваше мнение? (Примерный ответ. После разговора со старушкой папа смог отнестись к полету дочери, как к проявлению обычных земных способностей. Он немного пришел в себя и стал давать дочери обычные родительские советы, как если бы она каталась на велосипеде: «Дочка! Над водою прохладно. Долго не летай! И шарфик потуже завяжи!»)

— Сколько понадобится человек, чтобы прочитать эту часть по ролям? Какие это роли?

(Чтение по ролям.)

— «Игра в птиц» — это рассказ или сказка? Обоснуйте свою точку зрения. Чтобы ответить на этот вопрос, вернитесь к плакату Летучей Мыши на с. 116—117 и вспомните, в чем заключается отличие сказки от рассказа. (Примерный ответ. Несмотря на чудесные события, которые там происходят, «Игра в птиц» — это не сказка, а рассказ и по цели, и по по­строению. Цель этого текста — рассказать случай из жизни, чтобы раскрыть характеры реальных людей (папа и Катя) и показать их взаимоотношения. События в этом тексте развиваются, как в обычной жизни, то есть подчиняются случаю, а не строгим сказочным законам.)

— Автор этого произведения — большой фантазер? Почему он нафантазировал именно полеты людей в небе? У вас не по­явилось мысли, что любой человек при большом желании может научиться летать? (Примерный ответ. Да, автор — большой фантазер. Он выбирает такую фантастическую для человека способность, как возможность летать, словно пти­ца, для того, чтобы показать, что при наличии веры в свои силы, огромного желания и приложенных усилий может произойти чудо: можно научиться очень сложным вещам, которые казались невозможными.)

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением вы познакомились?

— Почему оно так названо? (Игра в птиц помогла девочке по­верить папиным словам, что если очень захотеть, то можно научиться всему на свете.)

— Что же главное? (Иметь большое желание чего-то добиться.)

— Вам понравилось произведение? Поделитесь впечатлениями.

Домашнее задание

Прочитать рассказ и озаглавить части (учебник, с. 134—137).

Урок 4 6. К. Бальмонт «Гномы». Поход в «Музейный Дом»: В. Кандинский «Двое на лошади». Слушаем музыку С. Прокофьева «Мимолетности № 1». Обобщение по теме

Цели: формировать понятие «поэтическое мировосприятие»; обсудить такую особенность поэтического мировосприятия, как способность создать воображаемый, фантастический мир на ос­нове своих наблюдений за обычными явлениями; развить пред­ставление о том, что сходство и близость произведений, принад­лежащих к разным видам искусства, — это сходство и близость мировосприятия их авторов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них.

— Эти строки принадлежат поэту М.Ю. Лермонтову. О чем они? (О поэзии.)

— А вы любите стихи? Давайте поиграем и вспомним стихо­творения и поэтов.

(Работа в парах. Учитель раздает по одной карточке на парту, дети закрывают фишками правильные ответы.)

В. Берестов С. Козлов И. Бунин
А. Пушкин К. Бальмонт Н. Матвеева
— Кому из поэтов принадлежат следующие строчки? 1. ...Дохнул, завыл — и вот сама Идет волшебница зима. (Л. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...».)

 

2.Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной. (И. Бунин «Листо­пад».)

3.Облака, Белогривые лошадки, Облака,

Что вы мчитесь без оглядки? (С. Козлов «Мимо белого яблока луны...».)

4.Плащ — героический наряд.

Какое счастье — в плащ одетым... (В. Берестов «Плащ».)

5.Ростки извивались, ветвились, Как будто оленьи рога,

И эти рога появились,

Как будто при виде врага. (Н. Матвеева «Карто­фельные олени».)

— Какая фамилия осталась незакрытой? (К Бальмонт.)

— Что вы о нем знаете? (Выставляет портрет поэта.)

Материал для учителя

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867—1942) — поэт, переводчик, дворянин, его прадед, сержант кавалерии, носил фамилию Баламут (по-видимому, впоследствии фамилия была облагорожена путем пере­делки на иностранный лад). Родился Константин Дмитриевич в дерев­не Гумнище Шуйского уезда Владимирской губернии 3/15 июня 1867 г. Он был третьим ребенком в большой и дружной семье. Отец, Дмитрий Константинович, не отличался ни богатством, ни какими-то особыми та­лантами, но был человеком мягким и нежнейшим, ни разу в жизни ни на кого не повысившим голос. Он до самозабвения был предан детям и жене Вере Николаевне, женщине страстной и деятельной. Первые десять лет жизни в деревенской глуши были порой гармонического блаженства. Поэтому когда в 1876 г. его вырвали из уютного рая, отправив в Шуй­скую классическую гимназию, он пережил сильное потрясение. Именно гимназические годы выработали в робком мальчике непримиримость ко всякому угнетению и насилию. Осенью 1886 г. Бальмонт поступает на юридический факультет Московского университета. Но стать дипло­мированным правоведом ему не удается: он знакомится с настоящим большим писателем — В.Г. Короленко, дарит ему тетрадь своих стихов и в феврале получает от Короленко письмо с подробным разбором сти­хов и благожелательным отзывом. Бальмонт стал поэтом-символистом. Символическая поэзия говорит своим особым языком, более, чем дру­гой род поэзии, вызывает слуховые и зрительные впечатления. Смысл символического произведения всегда скрыт. Каждый образ в творчестве поэта-символиста — символ.

К.Д. Бальмонт оставил огромное литературное наследство. Он знал 16 языков, занимался переводами зарубежных поэтов.

— Найдите название произведения этого поэта в содержании. («Гномы».)

Поэт Природой даром наделен — Во всем обычном видит чудо он. Мы в мир фантазии, воображения войдем, Когда стихотворение читать начнем.

— Как вы понимаете цель урока?

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «поэтическое мировосприятие», будем обсуждать художественное произведение К. Бальмонта «Гномы» и работать с живописным произведением В. Кандинского «Двое на лошади».

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 139. Предположите, о чем стихотво­рение. Прочитаем и узнаем.

(Учитель читает произведение.)

— Ваши предположения оправдались? Почему? (Воображение унесло лирического героя в сказочный мир, а в реальной жизни все оказалось очень обыденно.)

— Вы заметили что-то необычное? Что именно?

— Прочитайте первое четверостишие.

— Какую картину вы представили?

— А теперь прочитайте слова, выделенные жирным шрифтом. Как вы думаете, почему этот вопрос выделен? (Эти слова делят стихотворение на две части: реальное и фантастиче­ское.)

Костя Погодин сказал, что в этих словах не просто вопрос. Они — как порог. Через него можно переступить в другой мир, а можно никуда не переступать и остаться здесь же, на лугу.

— Вы поняли, что хотел сказать вам Костя Погодин?

— Прочитайте на с. 140, как объяснила Анишит Йокоповна мысль Кости.

— Теперь понятно?

— От чьего имени ведется повествование? (От имени героя- рассказчика.)

— Герой-рассказчик — фантазер? Что именно он представляет себе?

— Почему полет его фантазии вдруг прервался: что-нибудь произошло? Он кого-нибудь увидел?

— А что вы себе представили?

— Какие именно слова «переворачивают» смысл стихотворе­ния? (Две последние строчки.)

— Перечитайте их. Рассмотрите иллюстрацию к стихотворе­нию. Что вы видите?

— Как вы думаете, почему стихотворение названо «Гномы», а не «Кроты»? (Воображение лирического героя нарисовало ему такую картинку, и он придумал целую историю, которую назвал «Гномы».)

— Что подтолкнуло фантазию автора к созданию таких обра­зов? (Обычные кучки земли, насыпанные кротами.)

— А вам приходилось видеть подобное? Что вам подсказывало ваше воображение?

— Перечитайте стихотворение и подумайте, какой еще заголо­вок можно к нему подобрать. («Подземные города», «Чудеса под землей», «Сказка прямо под ногами»...)

— Как называется прием, на котором строится стихотворение? (Прием контраста: с одной стороны, фантазия, воображение, сказка — гномы, а с другой стороны, обыденная жизнь — чер­ные кроты.)

— Какие предложения по цели высказывания использует ав­тор? (Повествовательные и вопросительные.)

— Одинаково ли надо читать все эти строфы? (Первую стро­фу—с интонацией сообщения; вторую и третью строфы и две строчки четвертой строфы — с интонацией таинственно­сти, загадочности; две последние строчки — с интонацией легкой иронии.)

— Прочитайте это стихотворение выразительно.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

Поход в «Музейный Дом»

Волшебница Анишит Йокоповна приглашает нас сегодня в «Музейный Дом» рассмотреть репродукцию картины Василия Кандинского «Двое на лошади».

— Найдите и рассмотрите ее. Что вы видите?

(Чтение текста в учебнике на с. 140—141.)

— «Кто же эти двое?» — спросил Михаил Потапович. «Царевич с царевной!» — не задумываясь сказал Миша. А вы как ду­маете? Что вас в этом убеждает? (Примерный ответ. Да, это царевич с царевной. Это можно определить по их одежде: царевна в кокошнике, в расшитой кофте и сарафане, царе­вич в алой шапке и алых сапожках. Одежда героев, так же как и попона, покрывающая лошадь, кажется сверкающей, расшитой богатой вышивкой или украшенной камнями, сказочной.)

(Продолжение чтения текста на с. 140.)

— Вам Машино наблюдение представляется ценным? (Да, мы согласны с Машей, оттого, что лошадь важно вышагивает, вся картина кажется торжественной и сказочной.)

— Миша тоже считает, что на картине все как будто сказочное. Подумайте: почему все кажется призрачным, фантастиче­ским, ненастоящим? Как художник добивается такого впе­чатления?

— Миша говорит, что это похоже на мозаику из разноцветных точек и пятнышек: то совсем маленьких, то побольше. Вам нравится такое наблюдение?

Прием мозаики мы уже встречали в картине П. Филонова «Нарвские ворота». Но там он помогал передать игру солнечных бликов на поверхности снега, свет окон большого города, создавал ощущение праздника. В картине Василия Кандинского благодаря такой мозаике все кажется сказочным, таинственным, драгоцен­ным, немножко призрачным.

— Вы догадываетесь, какое время года имел в виду худож­ник? А мимо каких деревьев проезжают герои картины? (Примерный ответ. Художник изобразил осень, потому что под ногами лошади красные и бурые листья; на березках, мимо которых проезжают герои, сохранились еще мелкие золотые листочки; вода на реке покрыта рябью; чувству­ется осенний прохладный ветер; небо затянуто облаками и тучами.)

— Рассмотрите внимательно городской пейзаж за рекой. Что­бы понять, где именно проезжают царевич с царевной, по­смотрите на фотографию, где изображен фрагмент кремлев­ской стены. За стеной располагаются кремлевские соборы, а перед ней — Москва-река. Теперь вы догадываетесь, где находятся наши герои? Видите на картине Москву-реку? Сумеете точно найти фрагмент кремлевской стены и вы­сокую башню — колокольню Ивана Великого?

— Сопоставьте картину с фотографией «Соборы Кремля. Вид с Москвы-реки», при помощи рамочки выделите на репро­дукции картины тот фрагмент кремлевской стены и коло­кольню Ивана Великого, которые увидели на фотографии.

— Что вы обнаружили, сравнив картину с фотографией? В чем же секрет картины? (Мы увидели, что художник в своем про­изведении соединил настоящую жизнь и фантазию; он смо­трит на городской пейзаж, а воображение уносит его в мир сказки.)

— С какими произведениями вы познакомились?

— Что нам хотели сообщить авторы этих произведений? (Можно в самом обычном явлении увидеть чудо, а фантазия и воображение могут унести в мир сказки.)

В заключение Анишит Йокоповна предлагает послушать пьесу Сергея Прокофьева «Мимолетности № 1».

(Учащиеся прослушивают аудиозапись.)

2. Обобщение

— Вспомните тему наших уроков. («Пытаемся понять, почему люди фантазируют».)

— Вы поняли, почему? Вспомните прочитанные произведе­ния и их авторов. Если затрудняетесь, посмотрите в содер­жании.

— Чему научили нас герои этих произведений?

Тему сегодня мы завершаем, Итоги подводим. Немало мы знаем! Знания в тесте свои прояви, Вопросы читай и ответы найди.

3. Проверочная работа

Чужое яйцо

Рано утром встала старушка Дарья, положила в корзину на мягкое сено 13 яиц и посадила на них курицу. Чуть светало, и старушка не разгля­дела, что одно яйцо было зеленоватое и поменьше прочих. Сидит курица прилежно, греет яйца. Только изредка сбегает поклевать зерен, попить воды — и опять на место. Прошло три недели, и стали из яиц один за дру­гим цыплята выклевываться. Позже всех проклюнулся цыпленок из зе­леноватого яйца. И какой же странный он вышел: сам желтый, ножки короткие, носик широкий. Петух смотрит на него, удивляется.

Стала курица малышей учи

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...