Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 5 4, 5 5. К. Паустовский «Заячьи лапы»

Цель: учить, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что происходит в душе героев рассказа, что их волнует и что является мотивом их поступков.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— С произведением каких писателей мы познакомились, из­учая тему «Учимся любить»? Проверьте себя по содержанию.

Сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного писате­ля. А героя узнаете, отгадав загадку.

Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая — для лета, Для зимы — другого цвета. (Заяц.)

— Найдите фамилию автора и название его произведения по содержанию. (К. Паустовский «Заячьилапы».)

— Знаком ли вам этот писатель?

Материал для учителя

Константин Паустовский родился в 1892 г. в Москве. Детство про­вел на Украине у деда и бабки. Учился в киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако окончить его не смог в связи с переез­дом в Москву. Работал репетитором, санитаром, кондуктором, рабочим. Писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путеше­ствовать.

(Учитель выставляет портрет писателя.)

— Предположите, о чем или о ком будет произведение.

— Хотите узнать, почему это произведение так названо?

— А почему оно помещено именно в эту главу? Прочитаем и узнаем.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 163. Что вы заметили? (Произведение дано в сокращении.)

(Дети по цепочке читают произведение на с. 163—169. По ходу чтения ведется словарная работа.)

— Вам понравилось произведение? Чем?

— Кто рассказал нам эту историю? О чем она? (О том, как дед и внук спасали зайца.)

— Из-за чего произошла эта история?

— Найдите слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что лето было жаркое.

Проверим, внимательно ли вы читали текст.

— Как вы думаете, заяц, которого с помощью доктора спас дед, — тот самый, в которого он стрелял? Из какого эпизода это видно?

— Найдите и прочитайте, что рассказал дед доктору Карлу Петровичу. Какая деталь подтверждает, что это один и тот же заяц? (Заяц был с рваным ухом.)

— Какие чувства пережил дед во время пожара? (Он почувство­вал приближение смерти.)

— Найдите подтверждение в тексте. («Смерть настигала деда...».)

— Найдите самый напряженный момент в рассказе деда. Перечитайте его и подчеркните действия деда во время пожара одной чертой, а действия зайца — волнистой ли­нией.

— Что можно сказать о поведении деда? (Он был в панике и не знал, что делать.)

— Как же ему удалось спастись? Прочитайте, как это объяс­няет автор.

— Как вы думаете, почему дед так упорно стремится спасти зайца: ведь он хотел убить его на охоте? (Дед хотел отпла­тить спасением за спасение.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Кто участвовал в спасении зайца? (Ваня Малявин, дед Ларион Малявин, бабка Анисья, доктор Карл Петрович, аптекарь.)

— Что вы можете сказать о Ване? (Он добрый, чуткий, вынос­ливый, упорный, заботливый мальчик.)

— Подтвердите словами из текста, постарайтесь ничего не упу­стить. (Примерный ответ. Ваня очень переживает, когда сельский ветеринар отказывается лечить зайца. По дороге домой он старается накормить зайца мягкими листьями. Ваня бежит напрямик через лес к озеру, чтобы в жару дать напиться зайцу.)

— А теперь докажите, что почти все, кто так или иначе участ­вовал в судьбе зайца, очень хорошие люди.

— Какое участие приняла в судьбе зайца бабка Анисья?

— Найдем на с. 164 и перечитаем разговор Вани и бабки Ани­сьи. Какие ее действия вы можете отметить? (Не прошла мимо; посочувствовала; пожалела зайца; дала совет.)

— Как эти поступки ее характеризуют? (.Жалостливая, любо­знательная, душевная, добрая.)

— Какие слова подтверждают, что она пожилая деревенская жительница? («Прошамкала», «не умреть», «пущай», «сер­дешный».)

— А как Ваня и дед нашли доктора? Кто им помог?

— Перечитайте диалог аптекаря и деда.

— Каким вы представляете себе аптекаря? (Толстый, старый, в пенсне, нервный, раздражительный, сердитый.)

— Как вы думаете, почему сначала аптекарь не захотел помочь деду? (Примерный ответ. Аптекарь, услышав историю про зайца, сначала раздумывал над тем, что неловко беспокоить старого, уже не практикующего детского врача по такому делу, но затем проникся рассказом и выкрикнул адрес.)

— Кто же вылечил зайца? Почему доктор согласился лечить его?

— Перечитаем разговор деда и доктора и составим словесный портрет Карла Петровича. (Старик с седыми взъерошенными бровями, интеллигентный, образованный, строгий, добрый, умел играть на рояле.)

— Какие действия предпринял дед по спасению зайца? (От­правился в город; выспросил адрес; убедил доктора лечить зайца.)

— Какие человеческие качества при этом он проявил? (На­стойчивость, не стал наживаться на зайце, выпустил на волю.)

— Какое у вас отношение к каждому из действующих лиц?

— А как автор относится к людям, о которых рассказывает? (Автор небезразличен к участникам истории, о которой он нам повествует.)

VII. Подведение итогов урока

— Подведем итог. Как вы поняли, о чем произведение: о зайце, о лапах зайца или о чем-то другом? (О людской доброте, отзывчивости; о том, что добрых людей на све­те больше, чем плохих; больной заяц в центре событий, и каждый персонаж проходит проверку на доброту и чело­вечность.)

— Чему же учит произведение К. Паустовского? (Необходи­мо бережно и аккуратно относится к природе; люди должны помогать друг другу и животным, так как животные тоже помогают человеку.)

— Можете ли вы привести такие примеры?

— Так почему этот рассказ помещен именно в эту главу?

— Что вас взволновало? О чем задумались?

Домашнее задание

Рассказать о случае с зайцем от лица деда.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

Мы послушаем сейчас Ваш подробный пересказ.

III. Работа по теме урока

— Является ли история, пересказанная вами, самостоятельной частью рассказа?

— А сколько еще частей в этом произведении? Перечитайте его и разделите текст на части.

— Что вы заметили? (Нарушена последовательность событий.)

— Озаглавим каждую часть. (Примерный ответ.

1. Ваня у ветеринара.

2. Карл Петрович вылечил зайца.

3. На лесном пожаре.

4. Снова на воле.)

— В каких частях нарушена последовательность событий?

— С какой целью писатель использовал такой прием? (Чтобы подчеркнуть самый напряженный эпизод и гуманное отноше­ние человека к животным.)

— Легко ли далось Ване и деду исцеление зайца? (Они прило­жили большие усилия и проявили настойчивость.)

— Приведите примеры.

— О чем главном хотел сказать нам автор? (Животные — наши друзья, к ним необходимо относиться бережно и заботливо, они тоже иногда приходят на помощь человеку.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— В каком еще произведении отражена эта же тема? (А. Куприн «Слон».)

— Что объединяет эти произведения?

— Кто проявил наибольшую настойчивость и упорство в спа­сении Нади? (Ее папа.)

— Найдите в тексте отрывки, подтверждающие это.

— Как авторы относятся к своим героям?

— А вы?

VI.Рефлексия

Выразим свое отношение к Ване и его деду, составив син- квейн.

— Вспомните, как составляется синквейн. (См. образец в уро­ке 37.)

Например: Дед и внук.

Добрые, отзывчивые, заботливые. Переживали, спасали, вылечили. Проявили настойчивость и упорство. Спасибо им!

VII. Подведение итогов урока

— Вам понравился рассказ?


— Как вы думаете, почему он помещен в тему «Учимся лю­бить»? (Проявление заботы, доброты и человечности — это и есть проявление любви.)

Домашнее задание

Подобрать народные пословицы, подходящие к этому про­изведению.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...