Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 56. С. Козлов «Если меня совсем нет». Поход в «Музейный Дом»: О. Ренуар «Портрет Жанны Самари»

Цели: учить, опираясь на текст, рассуждать и делать выводы о том, что чувствуют и переживают герои; учить рассуждать о цен­ности общения, дружбы, привязанности; обнаруживать отличие сказки-переживания, сказки-размышления от сказки о животных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Постановка целей урока

— Какие сказки С. Козлова вы уже знаете?

— Какие герои этих произведений вам запомнились? Что мо­жете о них сказать? Чему они учат?

Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой этого автора и узнаем, какие вопросы волнуют героев этого произведения.

IV. Работа по теме урока

— Откройте содержание учебника и найдите произведение С. Козлова, относящееся к изучаемой нами теме. («Если меня совсем нет».)

(Дети по цепочке читают сказку на с. 170—172.)

— Какое впечатление произвела на вас сказка?

— А на Машу и Мишу?

(Чтение диалога на с. 172—173 и выполнение задания (чтение по ролям).)

— Какая ужасная мысль пришла в голову Ежику? (Он пыта­ется представить, что такое смерть и одиночество.)

— Каким переживанием он пытается поделиться с Медве­жонком? (Для Ежика смерть — не просто состояние, когда

Digitized by Google

лично его нет, но еще и состояние другого — его друга, который не представляет себе жизни без него.)

— Можно ли сказать, что Медвежонок глупый? Почему он ни­как не может понять, о чем ему говорит Ежик? (Медвежонок очень наивный; он не может себе представить то, о чем его просит Ежик; для него отсутствие друга может быть только временным и легкопоправимым.)

— Какие очень важные слова Медвежонка объясняют его «непонимание»? Найдите их в тексте. («Если тебя нет, то и меня нет».)

— Можно ли их назвать главными словами сказки? А исполь­зовать их в качестве названия сказки?

— А теперь еще раз просмотрите весь текст и найдите другие очень важные слова, которые произносит Ежик. («Как все- таки хорошо, что мы другу друга есть!»)

— А они могут быть названием сказки?

(Чтение диалога Анишит Йокоповны, Кости и Маши на с. 174.)

— А вы чье мнение разделяете? Можете по-другому ответить на этот вопрос?

— Как вы думаете, почему же эта сказка находится в главе о любви?

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

Поход в «Музейный Дом»

— Найдите в «Музейном Доме» и рассмотрите репродукцию картины художника Огюста Ренуара «Портрет Жанны Са- мари». Поделитесь впечатлениями.

Материал для учителя

Пьер Огюст Ренуар — французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишенного сенти­ментальности; он первым из импрессионистов снискал успех у состоя­тельных парижан.

В 1877—1878 гг. Ренуар создает три портрета актрисы театра Коме- ди Франсез Жанны Самари, причем каждый портрет и композицией, и колоритом, и даже своими размерами существенно отличается один от другого. Очаровательная актриса понравилась художнику. Он по­чувствовал в ее внешности, в характере что-то привлекательное — то, что можно передать только при помощи кисти. Жанна Самари жила недалеко от мастерской Ренуара и приходила к нему позировать для своих портретов.

Три портрета Жанны Самари выстраиваются как бы в музыкальный ряд, когда от тихого звучания мелодия постепенно переходит к сильным и торжественным аккордам. Так и портреты Ренуара представляют Жанну Самари сначала почти прозаичной и скромной на маленьком портрете, хранящемся в Комеди Франсез, затем изящной и изысканной на портрете из московского собрания и великолепной в парадном костюме — на порт­рете в рост из собрания Эрмитажа.

На портрете из московского музея Жанна Самари изображена в от­крытом летнем зеленовато-голубом платье, плотно облегающем стройную фигуру. На розовом фоне ее открытые руки, нежная кожа словно дышат теплом. Жанна Самари оперлась подбородком на свою руку и застыла пе­ред зрителями. Ее короткие рыжевато-золотистые волосы чуть разлетают­ся в разные стороны. Жанна смотрит открыто и непринужденно, а зрите­лей не перестает восхищать очарование актрисы и мастерство художника.

(Чтение текста на с. 174—175 до вопросов.)

— А как вы считаете? Предположите, умеет ли Жанна петь и танцевать. (Да, легко можно представить, как она поет, танцует.)

— Представьте, как она смеется: негромко, едва слышно или громко и заразительно? (Глядя на Жанну, можно легко пред­ставить, как она громко и заразительно смеется.)

— Как можно охарактеризовать ее взгляд? (Во взгляде этой мо­лодой женщины можно уловить оттенки самых разных чувств и переживаний: чувство радости и легкой грусти, доброе и со­чувственное отношение к людям.)

— А как думают Маша, Миша и Костя? Прочитаем и узнаем.

(Продолжение чтения текста на с. 175 до вопросов.)

— Вы согласны с мнением ребят? Жанна — тонко чувствую­щий, умный человек или легкомысленный и любующийся своей красотой? Как вы думаете, Жанна умеет слушать? С ней можно поделиться каким-то секретом? Посовето­ваться? Она способна заступиться за человека? Найти нуж­ные слова в его защиту? (Сама поза Жанны — одной рукой она подпирает щеку, как будто бы приготовилась выслушать чей-то длинный рассказ, ее внимательный взгляд, открытое лицо говорят о том, что она умеет слушать и способна под­держать человека в сложной ситуации.)

(Чтение вопросов Анишит Йокоповны на с. 175.)

— А как ответите вы? (Портрет передает атмосферу молодо­сти, красоты праздника, и одновременно ощущается слож­ность человеческих чувств и переживаний.)

— Маша предложила послушать какую-нибудь необыкно­венную, прекрасную музыку. Анишит Йокоповна вклю­чила запись музыкальной пьесы Клода Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». Послушаем и мы это музыкальное произведение.

(Учащиеся слушают аудиозапись, а затем делятся впечатле­ниями.)

Материал для учителя Ашиль-Клод Дебюссн — французский композитор, пианист и музы­кальный критик.

Музыку этого композитора относят к импрессионизму. Сам же он этот термин никогда не любил. Дебюсси был не только одним из самых извест­ных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX вв.; его музыка представляет собой пере­ходную форму от позднего романтизма к модернизму в музыке XX столетия.

Его 24 прелюдии для фортепьяно (1-я — 1910, 2-я — 1913) с их поэтиче­скими названиями («Дельфийские танцовщицы», «Звуки и ароматы реют в вечернем воздухе», «Девушка с волосами цвета льна» и др.) создают обра­зы мягких, порой нереальных пейзажей, имитируют пластику танцеваль­ных движений, навевают поэтическое видение, рисуют жанровые картины.

VII. Рефлексия

(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из трех предложенных ему цветных квадратов.

Зеленый — я все понял, мне все удалось, все понравилось. Желтый — есть вопросы, на которые я бы хотел найти ответ. Красный — мне было трудно. Квадраты прикрепляют на доску в виде коврика.)

VIII. Подведение итогов урока

— С какими произведениями мы познакомились?

— Почему они помещены именно в эту главу? (Они о чувствах и переживаниях героев.)

Домашнее задание

Читать сказку С. Козлова по ролям (учебник, с. 170—172).

Урок 5 7. Обобщение по теме «Учимся любить». Проверочная работа

Цель: обобщить знания, полученные в этой главе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)


Урок 57. Обобщение по теме «Учимся любить». Проверочная работа

Проверочная работа

Книгу всю мы прочитали И загадки разгадали, Мысли умные узнали. Время выполнить заданья И проверить наши знанья!

1. Соотнесите название произведения и его автора.


 

 


«Если меня совсем нет» «Слон»

«Заячьи лапы»

2. Выберите, кто из героев так сказал? «Если тебя нет, то и меня нет. Понял?»

а) Медвежонок;

б) Ежик;

в) Заяц.

«Не можете ли Вы отпустить вашего слона ко мне домой?..»

а) хозяин зверинца;

б)папа;

в) Надя.

«...я ему жизнью обязан, благодарность оказывать должен, а ты го­воришь — бросить!»

а) Ваня;

б) Карл Петрович;

в) дед Ларион.

3. Узнайте произведение по описанию. Запишите его автора и название.

Это произведение о двух друзьях, которые, глядя на звездное небо, делятся переживаниями и размышлениями о жизни.

4. Запишите еще 2—3 произведения автора из пункта 3.

5. Составьте толковый словарь.

Прогноз —___________________________________________

Зверинец —__________________________________________

Диалог —____________________________________________

6.Перед вами фамилии известных людей. Распределите их в две группы и дайте общее название каждой группе.

О. Ренуар, В. Драгунский, М. Вайсман, В. Кандинский, А. Куинджи, Т. Пономарева.

А. Куприн К. Паустовский С. Козлов

III. Физкультминутка


IV. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 176. Определите по условным обо­значениям, какие задания нам предстоит выполнить.

(Учащиеся выполняют задания.)

V. Рефлексия

(На доске картинка, изображающая ступеньки к вершине знаний.)

— С помощью сигнального кружка покажите, на какой сту­пеньке вы оказались по уровню полученных знаний в этой главе.

(Учащиеся прикрепляют фишку на выбранную ими ступеньку.)

VI.Подведение итогов урока

Сейчас простимся с книгой первой, Последнюю страницу мы закроем. А впереди уж ждет нас встреча С книгою второю.


Тема 5

НАБИРАЕМСЯ ЖИТЕЙСКОЙ МУДРОСТИ

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять структуру басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравствен­ный вывод, поучение); определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль; находить сходство морали с пословицей; объяснять происхождение сюжет­ной части басни из сказки о животных; понимать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям; понимать содержание литературного произведения: тему, главную мысль, события и их последовательность.

Урок 5 8. Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб»

Цели: познакомить с новым литературным жанром — басней; на материале басен Эзопа «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб» показать, что композиционно басня состоит из двух частей — ос­новной части (повествования) и вывода (морали); обсудить, чем похожа басня на сказку о животных, а чем от нее отличается; об­наружить, что у басен с разной темой повествования может быть сходный по основной мысли вывод.

Ход урока

I. Организационный момент

II.Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Положите перед собой учебник «Литературное чтение.

Часть 2»[3]. Рассмотрите обложку. Что вы видите? Знакомы


ли вам эти герои? (Миша и Маша на концерте, животные играют на музыкальных инструментах.)

— Можно ли что-то сказать об их игре? (Маша схватилась за голову — значит, они играют неумело.)

А вот почему это произошло, мы узнаем из второй части учеб­ника.

Страницы новой темы открываем.

Что ожидает нас — пока не знаем.

Давай названье темы прочитаем

И, как понять ее, порассуждаем.

— Откройте содержание и прочитайте название первой главы. («Набираемся житейской мудрости».)

— Как вы понимаете выражение «житейская мудрость»?

А Б в
я т А
к Б Ч
н С И

— В этой главе собраны произведения одного жанра. Расши­фруйте запись и узнайте название этого жанра.

2 3

Б2В1 БЗ A3 А1 (Басня.)

— Вам знакомо это слово? Что оно означает?

— Откройте учебник на с. 6. Найдите слово «басня» в Словаре происхождения слов. Что интересного удалось узнать? (Бас­ня — это небольшое, чаще всего стихотворное произведение. Слово это происходит от древнего слова «баять», то есть «говорить». Оно связано со словом «байка» (сказка).)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 6. Назовите авторов книг, лежащих на столе Анишит Йокоповны.

С произведением этих авторов мы будем знакомиться в этой главе.

Литературы новый жанр узнаем, Его особенности мы найдем, Произведенья вместе прочитаем И автора урок поймем.

III. Работа по теме урока

(Учитель читает текст в учебнике на с. 6.)

Материал для учителя

Согласно легенде Эзоп жил в VI в. до н. э. в Греции. Он был рабом, но благодаря своему уму и таланту ему удалось освободиться из неволи, и он даже выступал в суде. Смелость и правдивость Эзопа делали его


Урок 58. Жанр басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб» 173

популярным. Басни, сочиненные Эзопом, передавались из уст в уста и навеки вошли в историю.

— Басня действительно похожа на сказку? Прочитаем и узнаем.

(Учащиеся самостоятельно читают басню «Рыбак и рыбешка»

на с. 7.)

— О чем эта история?

— Прочитайте еще раз вывод, которым завершается басня. Чью точку зрения он выражает: рыбака или рыбешки? (Точ­ку зрения рыбака.)

— Знаете ли вы какую-нибудь сказку, которая начиналась бы точно так же, как эта басня? (Напоминает начало «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина, которую мы читали во 2 клас­се, а также начало индийской сказки «Золотая рыба», кото­рую читали в 1-м полугодии 3 класса.)

— По-разному ли развиваются события в сказке и в басне? (Да, по-разному. В сказке старик отпускает рыбку в обмен на ис­полнение желаний, а в басне старик предпочитает маленькую добычу в настоящем, чем что-то большое, но в будущем.)

— Докажите словами из текста.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Прочитаем еще одну басню Эзопа.

(Дети самостоятельно читают басню «Соловей и ястреб» на с. 8.)

— Эта басня написана на ту же тему, что и предыдущая? О чем она?

— А могут быть в баснях похожие истории или общая мысль?

— Какая же эта мысль? Прочитайте. В какой части басни она сформулирована? (Общая мысль сформулирована в последних двух строчках басни и является выводом из всей басни.)

— Можно ли сказать, что обе басни имеют сходное построе­ние: состоят из двух частей?

— Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши на с. 9. (Основная часть басни называется повествованием, а вывод из басни — моралью.)

— Найдите в толковом словаре значение этого слова.

— Найдите обе части в басне «Соловей и ястреб». Чью точку зрения отражает мораль этой басни: ястреба или соловья? (Точку зрения ястреба.)

— Заметили ли вы, что история, рассказанная в басне, повест­вует о животных, а вывод, который из нее делается, касается людей?


— Теперь можете ответить на вопрос, чем басня похожа на сказку и чем отличается? (В басне герои — животные, как и в сказке о животных. Сказка о животных часто строит­ся как цепочка, в ней есть повторы, а басня состоит из двух частей: повествования и морали.)

— Благодаря кому мы познакомились с текстами басен? (Бла­годаря переводчику М. Гаспарову.)

(Работа в парах.)

— Прочитайте пословицы.

• Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

• Лучше теленок в хлеву, чем корова за горой.

• Осторожного коня и зверь не берет.

• Не доглядишь оком, заплатишь боком.

• Кто всегда бережется, тот никогда не обожжется.

— Попробуйте выполнить трудное задание, работая в парах. Выберите пословицы, которые по смыслу близки морали басни «Соловей и ястреб».

— Можно ли использовать в качестве морали другие послови­цы? Чью точку зрения в этом случае будет отражать басня?

— Какая мораль, с вашей точки зрения, является более чело­вечной?

VI. Подведение итогов урока

— Удалось ли нам ответить на поставленный вопрос?

— Что нового вы узнали?

(Используются две сигнальные карточки: красная («нет») и зе­леная («да»).)

— Хотели бы вы познакомиться с другими баснями Эзопа? Почему?

— Что вас заинтересовало?

Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы[4]: № 1 (с. 3—4).

Урок 59. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»

Цели: формировать понятие о том, что в баснях, в кото­рых рассказаны разные истории, может быть выражена сход­ная мысль; обнаружить разные варианты размещения вывода в баснях.


Урок 59. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев>

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

— Какую тему мы изучаем? С каким новым жанром познако­мились?

Проверим, как вы выполнили домашнее задание.

— Кто перевел текст с древнегреческого языка на русский язык? (Михаил Гаспаров.)

— Какую мораль вы нашли в тексте «Путники и медведица»?

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Как вы думаете, всегда ли басня заканчивается моралью?

Сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на этот вопрос.

IV. Работа по теме урока

Познакомимся с еще двумя баснями Эзопа.

(Дети самостоятельно читают басню «Отец и сыновья» в учеб­нике на с. 10.)

— Как отец убеждал сыновей, что надо жить в согласии? (Он приказал, чтобы они жили в согласии.)

— А почему сыновья сразу не последовали совету отца?

Прочитайте, как удалось отцу убедить сыновей в своей пра­воте.

— Всегда ли приказ убеждает людей? Что оказывается более действенным — приказ или пример? (Отцу удалось убедить своих сыновей только с помощью примера.)

— Подчеркните строчки, в которых содержится поучение. Как вы понимаете его смысл? (Надо жить в согласии, и тогда никто не одолеет.)

(Дети самостоятельно читают басню «Быки и лев» на с. 11.)

— Как вы поняли, о чем эта басня?

— Какая опасность угрожала быкам?

— Почему же льву не удалось их сразу съесть? (Они были еди­нодушны.)

— Как вы понимаете значение этого выражения?

— Как же так получилось, что лев все-таки съел всех быков? (Он их перессорил путем коварных наговоров.)

— Как вы понимаете значение слов «коварные наговоры»? (Со злым умыслом рассказывал одному быку про другого.)

V. Физкультминутка


VI.Продолжение работы по теме урока

— Чем похожи эти басни? В них рассказаны похожие истории? В них выражена сходная мысль?

— Перечитайте басни и выберите подходящий ответ. Сформули­руйте общую мысль. (Если держаться вместе, то врагу сложно одержать победу, а поодиночке — врагу легко победить.)

— Найдите и прочитайте мораль второй басни. Где она распо­ложена? (В начале басни.)

— А в первой?

— Миша говорит, что в первой басне «Отец и сын» нет мора­ли. Вы с ним согласны? (В первой басне нет морали, но есть поучение в конце текста, выраженное словами отца.)

(Далее работа ведется в парах.)

— Прочитайте пословицы на с. 12 и выполните задания к ним.

— Какая пословица лучше всего подходит в качестве вывода ко второй басне? (Четвертая пословица — «В согласном ста­де волк не страшен».)

— Какие пословицы могут быть выводом для первой басни? (Первая, пятая и шестая пословицы.)

— Объясните смысл этих пословиц.

VII. Рефлексия

— Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете расска­зать родителям?

— Продолжите предложения.

Мне пришлось по душе...

Меня удивило...

Меня поразило...

Мне кажется, что...

VIII. Подведение итогов урока

— С какими баснями вы познакомились? Что о них узнали? (Имея различные сюжеты, басни имеют сходную главную мысль и мораль, или поучение, которые могут находиться как в конце, так и в начале басни.)

Домашнее задание

1. Выразительно читать басни (учебник, с. 10—11).

2. Соотнести рисунки и пословицы (учебник, с. 12—13).

Урок 6 0. Лента времени. Басни Эзопа

Цели: дать наглядно-образное представление о линейном движении времени, поместить произведения фольклора (сказки, созданные в разные периоды) на ленту времени, актуализиро-

Digitized by Google


Урок 60. Лента времени. Басни Эзопа

вать знания о различии самых древних и просто древних сказок; на ленте времени определить момент появления сказок и басен; дать представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных.

Ход урока

I. Организационный момент

Дома басню вы читали, На вопросы отвечали. Удалось мораль понять? Будем вместе проверять.

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Разгадайте кроссворд и узнайте ключевое слово нашего урока.

1. Вымысел, шуточный рассказ о том, чего не может быть. (Небылица.)

2. Словесное изложение каких-нибудь событий. (Рассказ.)

3. Произведение о вымышленных лицах и событиях с участи­ем волшебных сил. (Сказка.)

4. Художественное произведение в рифме. (Стихотворение.)

5. Краткое народное изречение с назидательным содержани­ем. (Пословица.)

— О чем мы будем говорить на уроке? (О баснях.)

— Что мы узнали об этом литературном жанре?

(Учитель выставляет карточки с ответами.)

Ответы:

1. Басня похожа на сказку о животных.

2. Басня состоит из двух частей: основной части и вывода (мо­рали).

3. Мораль может располагаться не только в конце текста, но и в начале.

4. Иногда вывод может быть сделан устами одного из героев.


— А знаете ли вы, когда появились басни? А хотите узнать?

— Сформулируйте цель урока.

Басни с вами мы читали — Сколько нового узнали! Сколько басен разных есть! Всех их нам не перечесть. Не хотите ли опять О баснях новое узнать?

IV. Работа по теме урока

(Учитель читает текст в учебнике на с. 13 до ленты времени.)

— Что вы узнали из разговора Миши и Михаила Потаповича?

— Рассмотрите ленту времени на с. 13. Кто может прочитать числа на ленте времени?

— Какие понятия соответствуют каждой дате? Выскажите свое мнение.

— Первые басни — современницы каких сказок?

— Как вы понимаете слово «современник»? Найдите ответ на плакате Летучей Мыши и прочитайте его.

— А теперь ответьте на вопрос. (Первые басни — современницы просто древних сказок.)

— Вспомните, чему учат именно эти сказки, и предположите, чему учила мораль первых басен: хитрости или мудрости? (Примерный ответ. Просто древние сказки учили человека быть хитрым, чтобы выжить в борьбе с природой. Басни Эзопа, которые являются современниками менее древних сказок, учат человека быть добрым и мудрым, справедли­вым и благородным.)

— Посмотрите на ленту времени. Что вы заметили? (Басни появились в то же время, что и менее древние сказки.)

— Вспомните, с какими баснями Эзопа мы познакомились.

— Какие из них сохранили связь с просто древними сказками? («Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».)

— Перечитайте их.

— Чему они учат? (Быть хитрым и расчетливым.)

— А теперь докажите на примере двух других басен, что они содержат такие же уроки для человека, как менее древняя сказка.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Вспомните, что такое пословица.

— Как вы думаете, когда появились пословицы?

— Прочитайте на с. 14 высказывание Михаила Потаповича. Что вы узнали?

— А вы заметили, что пословицы очень похожи на выводы из басен (на мораль)?

— Как вы думаете, чему учили первые пословицы: быть хит­рым и расчетливым или мудрым и благородным?

— Прочитайте диалог Миши и Михаила Потаповича на с. 15 до рисунка. Как понимаете смысл пословиц?

— Приведите свои примеры из жизни, подходящие к этим пословицам.

— Прочитайте высказывание Михаила Потаповича. Что но­вого вы узнали? (Примерный ответ.

1. У басен есть повторы.

2. Это литературные произведения, в которых пословицы использовались в качестве морали.

3. Если пословицы не подходили, то баснописцы придумы­вали свою мораль.)

— Работая в парах, выполните задание «Выскажи свое мне­ние» на с. 16.

— Что нового вы узнали?

VII. Подведение итогов урока

— Вспомните, на какие вопросы мы искали ответ.

— Как бы вы теперь ответили на них?

— Вам понравился урок?

— Чью бы работу на уроке вы особо отметили? Выскажите свое мнение.

Домашнее задание

1. Перечитать басни выразительно; рассмотреть иллюстрации к ним (учебник, с. 6—11).

2. Нарисовать свои рисунки (по желанию).

Урок 61. Лента времени. Эзоп «Ворон и лисица». И. Крылов «Ворона и Лисица». Иллюстрация В. Серова к басне

Цели: учить понимать смысл басен Эзопа и специфику басни вообще; показать, что занимательный басенный сюжет, героя­ми которого часто являются животные, служит основанием для поучения, обращенного к людям; сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок литературы начинаем И снова с басней встречу ожидаем.

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Прочитайте слова, записанные на карточках. Составьте пары связанных между собой слов.


 

 


  Писатель   Басня
Стихотворение
Поэт

 

Сказка
Рассказ

Сказочник


 

 


— Какие пары у вас получились? (Сказка — сказочник; стихо­творение — поэт; рассказ — писатель.)

— Какое слово осталось без пары? Продолжите закономер­ность. (Басня — баснописец.)

— С каким баснописцем мы уже познакомились? (С Эзопом.)

— Что о нем узнали?

— Известны ли вам другие баснописцы?

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством одного из них и узнаем, как оно связано с баснями Эзопа.

IV. Работа по теме урока

Откройте учебник на с. 16.

(Чтение текста на с. 16 до ленты времени.)

— Что вы поняли? (Писатели и поэты пересказывают сюжеты басен Эзопа по-своему.)

— Рассмотрите ленту времени. Что можете сказать?

— Прочитаем две басни на одну тему: басню Эзопа и басню И. Крылова.

— Отгадайте загадки и узнайте героев этих басен.

Носит черненький жилет, И у крыльев черный цвет. Видишь, кружат двадцать пар И кричат: «Карр, карр, карр!» (Ворон.)

Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса.)

(Учитель выставляет рисунки с изображением этих животных.)

— Какие ассоциации возникают при виде этих животных? (Лиса: плутовка, рыжая, хитрая, вороватая. Ворон: глупый, крикливый, черный.)

— Прочитаем басню «Ворон и лисица» и узнаем, какими по­казал их нам Эзоп.

(Дети самостоятельно читают басню на с. 16—17.)

— Чему посвящена первая часть басни — ее повествование: взаимоотношениям животных или людей? А мораль басни?

— Знаете ли вы еще какой-нибудь жанр фольклора, более древний, чем жанр басни, где взаимоотношения зверей напоминают отношения людей? (Сказки о животных.)

— А в сказках о животных вам встречались уже сделанные вы­воды, относящиеся к людям?

— Теперь вы можете сказать, чем отличается басня от сказки о животных?

— Перечитайте басню и ответьте на вопрос: какого испытания не выдержал ворон? (Испытания похвалой.)

— Прочитайте на плакате Летучей Мыши, что означают слова «лесть» и «льстить». Применимы ли они в данном случае? Кто кому льстит?

— Кого осуждает басня: глупого ворона или хитрую лису? До­кажите словами из текста.

— А что, как правило, осуждается в просто древней сказке: глупость или хитрость?

— Какой вывод можно сделать? (В басне Эзопа и в просто древ­ней сказке осуждается глупость, а хитрость поощряется.)

— Прочитайте пословицы на с. 18. От чего они предостере­гают?

— Кому сочувствуют: льстецу или тому, кто стал жертвой лести?

— Применимы ли они в качестве морали к этой басне Эзопа? (Да, так как предостерегают глупого человека, способного поддаться лести.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

Другую нам басню пора прочитать, Мораль ее тоже надо понять И с басней Эзопа сюжет сравнить, Их сходства, отличия вместе открыть.

— Прочитайте на с. 19 фамилию и имя следующего баснопис­ца. (Иван Крылов.)


Материал для учителя

Иван Андреевич Крылов (1769—1844) — русский писатель, баснописец.

Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

К тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком, журналистом и стихотворцем. Но прославился он как великий баснописец. Пушкин сказал о нем: «Он превзошел всех нам известных баснописцев».

Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылаты­ми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

Басни Крылова не стареют. Каждое новое поколение воспитывает­ся на них. Они вошли в золотой фонд национальной культуры. Строки из басен закрепились в нашей речи, стали привычными.

Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах мира. Они переведены более чем на 50 языков.

Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памят­ник 12 мая 1855 г. работы Т. Клодта «Дедушке Крылову» в Летнем саду.

(Учитель читает басню «Ворона и Лисица» на с. 19.)

— Вам понравилась басня?

— История, рассказанная Иваном Крыловым, — та же самая, что и в басне Эзопа? (Это та же самая история, только некоторые детали в ней другие.)

— Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов? (.Бродячие сюжеты.)

— В чем сходство и различие этих двух басен? (У Эзопа дей­ствует ворон, а у Крылова — Ворона, у Эзопа ворон держит кусок мяса, а у Крылова Ворона хочет позавтракать сыром.)

— Перечитайте обе басни. Какая из них в прозе, а какая в сти­хотворной форме?

— Какая басня помогает вам лучше представить животных: их внешний вид и поведение? (В басне Крылова описываются пластичные движения Лисицы, интонации ее голоса, неуклю­жие и неповоротливые движения Вороны.)

— Какая басня кажется более смешной и почему? (Ярко описанная неповоротливость Вороны, ее наивная радость, ужимки и уловки хитрой Лисы делают басню Крылова более смешной.)

— Найдите контраст в описании внешнего вида и голоса Во­роны из басни Крылова. (Контраст создается при сопостав­лении ожидаемого «ангельского голоска» и того, что звучит в реальности, а также при сопоставлении льстивого описания

внешности Вороны («голубушка, как хороша...») и ее грубого карканья.)

— Миша не обнаружил морали в басне Крылова, а Маша ее нашла. Как вы думаете, кто прав? (Мораль находится в са­мом начале басни.)

Прочитайте басню вслух по цепочке несколько раз. Старай­тесь читать выразительно.

Рассмотрите иллюстрацию к басне, сделанную художником Валентином Серовым.

— Это рисунок карандашом. Сравните величину фигурок Во­роны и Лисицы. Высоко ли она сидит? Можно ли с такого расстояния рассмотреть, какие у Вороны «перушки» и ка­кой у нее «носок»?

— Понимаете теперь, почему художник выбрал такой угол зре­ния? (Зрительный контраст — большой Вороны и крошечной Лисицы — создает комический эффект, так как понятно, что с такого расстояния Лисица никак не может разглядеть, ка­кие у Вороны «перушки», «носок» и «глазки».)

VII. Подведение итогов урока

— Закончите предложения.

Что было интересно...

Мне было трудно...

Мне было легко...

VIII. Рефлексия

— Что нового вы узнали? (В баснях рассказывается одна и та же история, но по-разному.)

— Чему же учат басни Крылова и Эзопа?

Домашнее задание

Выучить басню «Ворона и Лисица» наизусть (учебник, с. 19).

Урок 62. Эзоп «Лисица и виноград», И. Крылов «Лисица и виноград»

Цель: сравнить две басни, в которых рассказывается одна и та же история.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

— Прочитайте записи на карточках. Разделите на две группы. Дайте название каждой группе.

Эзоп А. Куприн И. Крылов Т. Пономарева

 

(Ответ: писатели и баснописцы.)

— Можете ли дополнить каждую группу?

— Вспомните произведения, которые написали эти авторы.

Продолжим знакомство с баснями.

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 21 и прочитайте название басни Эзопа. («Лисица и виноград».)

— Познакомьтесь с ней.

— Кто герой? (Лисица.)

— Какая история с ней произошла?

— Найдите мораль.

— Прочитайте на плакате Летучей Мыши объяснение значе­ния слова «обстоятельства».

— А теперь попробуйте объяснить значение выражения «ви­нить обстоятельства».

— Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?

— Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили об­стоятельства?

— А вот Миша тоже вспомнил такой случай. Прочитаем его на с. 22.

— На какие обстоятельства Миша свалил свою неудачу?

— Маша рассказала свою историю. Прочитайте ее.

— Попробуйте закончить Машину историю так, чтобы она по смыслу была похожа на историю из басни «Лисица и ви­ноград».

— А вы можете так же честно и бесстрашно, как Маша и Миша, рассказать подобную историю о себе?

— Прочитайте пословицы на с. 23. Каков их общий смысл?

— Можно ли эти пословицы использовать в качестве вывода к басне «Лисица и виноград»?

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

— Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор?

— Что вы узнали об Иване Андреевиче Крылове?

— Послушайте басню.

(Учитель выразительно читает басню «Лисица и виноград» на с. 24.)

— Какие слова требуют обращения к толковому словарю? Найдите и прочитайте их значение.

— Вы узнали в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом?

Перечитайте басню Эзопа, а затем басню Крылова.

— Какую басню вам интереснее читать: написанную в прозе или в стихах?

— Какая из басен помогает вам представить виноградные кисти?

— А внешний вид лисицы и ее поведение? Где выразительнее речь лисицы?

— Сравним две басни, работая в парах, по плану:

1. Форма изложения.

2. Сюжет.

3. Герой.

4. Действия героя.

Эзоп И. Крылов
1. Басня написана в прозе 1 .Басня написана в стихотворной форме
Сюжет одинаковый
2. Сюжет короткий, только факты 2. Описывается реакция лисицы на виноград и то, как она старает­ся достать его
3. Герой — лисица 3. Герой — лисица
4. Лисица хотела съесть виноград, но не смогла достать и винила об­стоятельства

 

— Докажите словами из текста.

— Найдите в басне пословицу. («Видит око, да зуб неймет».)

— Как вы понимаете ее смысл? (Иногда бывают у человека такие ситуации, когда цель близка, но достичь ее по разным причинам он не может.)

— Может ли она послужить моралью? Перечитайте басню Эзопа и подумайте.

— Применима ли мораль басни Эзопа к басне И. Крылова? (Нет.)

Попробуем разобраться.

— Как рассказывает историю про лисицу Эзоп? (Он серьезен и делает очень нравоучительный вывод.)

— А в каком тоне рассказывает И. Крылов? (Крыловрассказы­вает эту историю остроумно, в шуточной форме.)


— Перечитайте басню Крылова и подчеркните слова и выра­жения, доказывающие это.

— Можно ли историю про лисицу и виноград считать бродя­чей историей?

— Рассмотрите иллюстрацию Валентина Серова к басне. Что вы видите?

— Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья?

— Рассмотрите фигурку и мордочку лисы. Как можно понять, что виноград висит очень высоко? (Телолисицы изогнуто, она не просто стоит на задних лапах, а слегка откинулась назад и при этом задр

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...