Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 6 6. Л. Каминский «Сочинение»Цели: показать, что на одну и ту же проблему могут быть разные точки зрения; поставить проблему: можно ли при написании сочинения выдумывать и фантазировать; выяснить, над чем смеется автор рассказа и насколько эмоционален его смех. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) — Какова же цель басни? (Обратить внимание людей на их проблемы и недостатки, на то, что смех она вызывает особый — не веселый, а с оттенком грусти и горечи.) III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока — Прочитайте название новой темы. («Продолжаем разгадывать секреты смешного».) — Как вы понимаете название темы? Почему в ней говорится, что мы продолжаем? (Разговор о смешном был начат при изучении басен.) Урок 66. Л. Каминский «Сочинение» — Откройте учебник на с. 46 и рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? — Что вы можете сказать о настроении членов клуба? (У них веселое настроение, они смеются и приглашают нас посмеяться вместе с ними.) (Чтение текста на с. 46.) — Что вы поняли? Вы согласны с высказыванием Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны? — О чем мы будем говорить на очередном заседании клуба? IV. Работа по теме урока — Прочитайте на с. 46 фамилию автора и название произведения. (Л. Каминский «Сочинение».) — Знаком ли вам этот автор? (Выставляет портрет писателя.) Материал для учителя Жил в городе Петербурге удивительный и замечательный человек. Его звали Леонид Давидович Каминский. Он член сразу четырех творческих союзов: писателей, художников, журналистов и театральных деятелей. Но главное, он великий специалист по детскому творчеству, вернее по одной, но весьма весомой его части: юмору. У Леонида Давидовича второе имя: «Учитель смеха» — оно родилось, когда он начал вести на страницах журнала «Костер» юмористический раздел «Веселый звонок». В 1986 г. в издательстве «Детская литература» вышла книга Л. Каминского «Урок смеха». Он стал писать и рисовать для детей. Он стал постоянным автором журнала «Веселые картинки». В его жизни невероятное количество забавных историй, которые он часто любил вспоминать. Он собирал, возможно, самую необычную и самую веселую коллекцию в нашей стране — детские высказывания и, прежде всего, отрывки из школьных сочинений, которые ему присылали дети. «ЛД. Каминский представляется мне вот таким "стариком Хотта- бычем" — добрым, отзывчивым и стремящимся что ни минуту делать добро и помогать детям. Потому что юмор в нашей жизни, — может быть, самый незаменимый витамин для того, чтобы вырасти умным, талантливым и веселым, точь-в-точь таким, как сам Леонид Давидович», — писал Михаил Яснов. — Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? А кто знает значение слова «сочинение»? — Прочитаем и узнаем, как это понимают герои произведения. (Дети по цепочке читают произведение в учебнике на с. 46—49.) — По-разному ли Лена и Оля понимают значение слова «сочинение»? (Да, по-разному: Оля считает, что в сочинении нужно писать правду, а Лена думает, что можно выдумывать что угодно.) — Объясните, какие два значения есть у глагола «сочинять» и у существительного «сочинение». (Примерный ответ. Сочинять: 1) составлять, писать какой-то текст; 2) выдумывать, придумывать, лгать. Сочинение: 1) вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей на заданную тему; 2) не литературное или музыкальное произведение, но результат выдумки, фантазии.) — Как вы считаете, можно ли при написании сочинения выдумывать? Или нужно непременно писать только правду? (Ответы детей.) — Какой же вывод можно сделать? (Сочинение должно быть основано на реальных событиях, наблюдениях, впечатлениях, но в зависимости от темы можно сочинять и фантазировать.) V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока Прочитайте записанные на доске темы сочинений. «Жизнь незаметных вещей в моем доме». «Как я провел каникулы». «О чем думает мой кот Васька». — Какие из них предполагают выдумку и фантазию, а какие — изложение реальных событий? Объясните вашу точку зрения. (Чтение диалога Михаила Потаповича и Кости Погодина на с. 49.) — Вспомните, по какой теме Лена писала сочинение. Ее сочинение основано на наблюдениях или на реальных событиях? Найдите строчки в тексте, которые показывают, что Костя прав. — А теперь подтвердите словами текста, что даже приход подруги Лена использовала в своем сочинении. — Перечитайте произведение и подчеркните строчки, из которых составлено сочинение Лены. Вам понравилось оно? — Как рос список дел по дому? — Какое чувство у вас вызвало это сочинение? (Чтение текста на с. 50 до вопроса.) — Вы тоже считаете, что Лене некогда помогать маме? — А как считает Ленина мама? Найдите и прочитайте глаголы, характеризующие поведение мамы. — А у Оли есть время помогать маме? Какие слова доказывают ваше мнение? Урок 67. И. Пивоварова «Сочинение» — Над чем же смеется автор? Чтобы ответить на этот вопрос еще раз прочитайте название, начало и конец текста. — Какой прием использовал автор? (Контраст между реальным положением дел и тем, что Лена написала (выдумала) в своем сочинении.) — Можете ли вы теперь ответить на вопрос? (Смешно, когда человек приписывает себе результаты чужого труда. Самое смешное, что Лена обманывает саму себя: свою ложь она стремится оправдать и представить как творческую выдумку.) — Смех у автора веселый или грустный? VII. Подведение итогов урока — Какую тему мы начали изучать? — С каким произведением познакомились? — Что объединяет это произведение с басней? — Какой секрет смешного мы разгадали? — Что же хотел высмеять автор? (Человеческие слабости и недостатки — лень, стремление выглядеть лучше, чем есть.) — С каким настроением вы заканчиваете урок? Поделитесь впечатлениями. Домашнее задание Тетрадь для самостоятельной работы: № 8 (с. 11 — 13). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |