Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 6 6. Л. Каминский «Сочинение»

Цели: показать, что на одну и ту же проблему могут быть раз­ные точки зрения; поставить проблему: можно ли при написании сочинения выдумывать и фантазировать; выяснить, над чем сме­ется автор рассказа и насколько эмоционален его смех.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

— Какова же цель басни? (Обратить внимание людей на их про­блемы и недостатки, на то, что смех она вызывает особый — не веселый, а с оттенком грусти и горечи.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

— Прочитайте название новой темы. («Продолжаем разгады­вать секреты смешного».)

— Как вы понимаете название темы? Почему в ней говорит­ся, что мы продолжаем? (Разговор о смешном был начат при изучении басен.)

Урок 66. Л. Каминский «Сочинение»

— Откройте учебник на с. 46 и рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен?

— Что вы можете сказать о настроении членов клуба? (У них веселое настроение, они смеются и приглашают нас посме­яться вместе с ними.)

(Чтение текста на с. 46.)

— Что вы поняли? Вы согласны с высказыванием Михаила Потаповича и Анишит Йокоповны?

— О чем мы будем говорить на очередном заседании клуба?

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте на с. 46 фамилию автора и название произве­дения. (Л. Каминский «Сочинение».)

— Знаком ли вам этот автор?

(Выставляет портрет писателя.)

Материал для учителя

Жил в городе Петербурге удивительный и замечательный человек. Его звали Леонид Давидович Каминский. Он член сразу четырех твор­ческих союзов: писателей, художников, журналистов и театральных деятелей. Но главное, он великий специалист по детскому творчеству, вернее по одной, но весьма весомой его части: юмору. У Леонида Да­видовича второе имя: «Учитель смеха» — оно родилось, когда он начал вести на страницах журнала «Костер» юмористический раздел «Весе­лый звонок». В 1986 г. в издательстве «Детская литература» вышла книга Л. Каминского «Урок смеха». Он стал писать и рисовать для детей. Он стал постоянным автором журнала «Веселые картинки». В его жизни не­вероятное количество забавных историй, которые он часто любил вспо­минать. Он собирал, возможно, самую необычную и самую веселую кол­лекцию в нашей стране — детские высказывания и, прежде всего, отрывки из школьных сочинений, которые ему присылали дети.

«ЛД. Каминский представляется мне вот таким "стариком Хотта- бычем" — добрым, отзывчивым и стремящимся что ни минуту делать добро и помогать детям. Потому что юмор в нашей жизни, — может быть, самый незаменимый витамин для того, чтобы вырасти умным, талантли­вым и веселым, точь-в-точь таким, как сам Леонид Давидович», — писал Михаил Яснов.

— Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? А кто знает значение слова «сочинение»?

— Прочитаем и узнаем, как это понимают герои произведения.

(Дети по цепочке читают произведение в учебнике на с. 46—49.)

— По-разному ли Лена и Оля понимают значение слова «со­чинение»? (Да, по-разному: Оля считает, что в сочинении нужно писать правду, а Лена думает, что можно выдумывать что угодно.)


— Объясните, какие два значения есть у глагола «сочинять» и у существительного «сочинение». (Примерный ответ. Со­чинять: 1) составлять, писать какой-то текст; 2) выдумы­вать, придумывать, лгать. Сочинение: 1) вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей на заданную тему; 2) не литературное или музыкальное произведение, но результат выдумки, фантазии.)

— Как вы считаете, можно ли при написании сочинения вы­думывать? Или нужно непременно писать только правду? (Ответы детей.)

— Какой же вывод можно сделать? (Сочинение должно быть основано на реальных событиях, наблюдениях, впечатлениях, но в зависимости от темы можно сочинять и фантазиро­вать.)

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

Прочитайте записанные на доске темы сочинений.

«Жизнь незаметных вещей в моем доме».

«Как я провел каникулы».

«О чем думает мой кот Васька».

— Какие из них предполагают выдумку и фантазию, а ка­кие — изложение реальных событий? Объясните вашу точ­ку зрения.

(Чтение диалога Михаила Потаповича и Кости Погодина на с. 49.)

— Вспомните, по какой теме Лена писала сочинение. Ее со­чинение основано на наблюдениях или на реальных собы­тиях? Найдите строчки в тексте, которые показывают, что Костя прав.

— А теперь подтвердите словами текста, что даже приход по­други Лена использовала в своем сочинении.

— Перечитайте произведение и подчеркните строчки, из ко­торых составлено сочинение Лены. Вам понравилось оно?

— Как рос список дел по дому?

— Какое чувство у вас вызвало это сочинение?

(Чтение текста на с. 50 до вопроса.)

— Вы тоже считаете, что Лене некогда помогать маме?

— А как считает Ленина мама? Найдите и прочитайте глаголы, характеризующие поведение мамы.

— А у Оли есть время помогать маме? Какие слова доказывают ваше мнение?


Урок 67. И. Пивоварова «Сочинение»

— Над чем же смеется автор? Чтобы ответить на этот вопрос еще раз прочитайте название, начало и конец текста.

— Какой прием использовал автор? (Контраст между реаль­ным положением дел и тем, что Лена написала (выдумала) в своем сочинении.)

— Можете ли вы теперь ответить на вопрос? (Смешно, когда человек приписывает себе результаты чужого труда. Самое смешное, что Лена обманывает саму себя: свою ложь она стре­мится оправдать и представить как творческую выдумку.)

— Смех у автора веселый или грустный?

VII. Подведение итогов урока

— Какую тему мы начали изучать?

— С каким произведением познакомились?

— Что объединяет это произведение с басней?

— Какой секрет смешного мы разгадали?

— Что же хотел высмеять автор? (Человеческие слабости и не­достатки — лень, стремление выглядеть лучше, чем есть.)

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Поделитесь впечатлениями.

Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы: № 8 (с. 11 — 13).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...