Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 7 7. Как рождается герой. Б. Заходер «История Гусеницы», Ю. Мориц«Жора Кошкин»

Цели: проследить, как рождается герой современной автор­ской сказки; продолжить учить детей определять тему и главную мысль текста; учить сравнивать и обнаруживать сходный смысл в текстах; оценивать черты характера героев, опираясь на их по­ступки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

— Назовите тему раздела.

— Вспомните, какие значения имеет слово «герой». Дома вы должны были написать сказочную историю. (Отвечают 2—3 учащихся.)

— Ведет ли себя ваш сказочный герой по всем правилам? До­кажите.

III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

(Учитель читает диалог Анишит Йокоповны и Кости Погоди­на в учебнике на с. 88.)

— Какую цель мы ставим перед собой на уроке? (Выяснить, как ведут себя герои в современных авторских сказках.)

— Что же утверждает Анишит Йокоповна?

Давайте с нашими героями проверим это утверждение.

— Откройте содержание и найдите фамилию автора и назва­ние произведения, которое будем изучать. (Б. Заходер «Ис­тория Гусеницы».)

— Вам знаком этот писатель?


Урок 77. Как рождается герой. Б. Заходер «История Гусеницы»

Материал для учителя

Борис Заходер в жизни умел тонко подмечать повадки животных, их особенности и рассказывал нам о них в своих произведениях. Он перевел на русский язык такие хорошо знакомые вам произведения, как «Вин- ни-Пух и все, все, все», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Алиса в стране чудес».

— С какими произведениями вы знакомы? Познакомимся еще с одним.

IV. Работа по теме урока

(Дети по цепочке читают первую часть сказки на с. 88—92.)

— Вам понравилось начало этой истории? О ком она? (О гу­сенице.)

— Как жила Гусеница?

— Перечитайте первые три части этого отрывка.

— Можно ли сказать, что у каждой из них своя тема? О чем каждая часть?

— Прочитайте слова Миши на с. 92. Вы согласны с ним? А почему?

— Теперь еще раз посмотрите эти три части. Какова главная мысль каждой из них? Прочитайте утверждение Маши.

— Какова главная мысль первой части? Найдите ее в тексте.

— Какую главную мысль второй части определила Маша? Прочитайте.

— Кто сможет закончить Машино высказывание?

— Маша считает, что главная мысль третьей части может быть выражена словами Клопа. Найдите эти слова Лесного Кло­па и прочитайте.

— Как вы их понимаете? Что значит «духовные интересы»? (Интересы, связанные с внутренним миром, с чувствами и пе­реживаниями.)

— Просмотрите конец первой части и начало второй. Найдите выделенные цветом слова.

— Кто их произносит?

— Можно ли сказать, что слово «хорошо» в обоих случаях на­полнено одним и тем же смыслом, означает одно и то же? (Примерный ответ. В первой части это слово произносится от лица Гусеницы и выражает ее взгляд на мир: хорошо — это когда много крапивы, то есть еды. Слово «хорошо» во второй части наполнено совсем другим смыслом: оно произносится от лица автора и означает, что с наступлени­ем весны вокруг все очень красиво.)


— Закройте глаза и представьте: начало весны, солнце при­гревает все сильнее и сильнее, появились первые цветы
и травы, все теплее ветер, а луг покрывается цветами. Хо­рошо?

— В какой части говорится о Кузнечике? (В 5-й.)

— В какой части говорится о птицах? (В 4-й.)

— Как Гусеница называет Кузнечика и птиц?

— Как вы думаете, почему? (Она считает, что пение и музы­ка — это пустое занятие.)

— Найдите и прочитайте ее высказывание.

— Вы догадываетесь, что произошло с Гусеницей в последнем отрывке?

— Почему с ней это произошло?

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

(Чтение диалога ребят на с. 93—94.)

— Хотите и вы послушать это стихотворение?

(Учитель читает стихотворение на с. 94.)

— Вам понравилось стихотворение? Какие еще стихотворения этого автора вы помните? («Хвостики», «Букет Котов».)

— О ком рассказал нам автор-рассказчик?

— Почему именно такую фамилию придумала поэтесса герою? (Он, словно кошка, утащил из гнезда вороненка.)

— Прочтите строчки, выделенные одинаково, сравните их между собой. (Сначала ворон пострадал от Жоры, а потом Жора — от ворона.)

— Можете сказать, что в этом стихотворении смешного? (Смешно то, что ворон и Жора меняются местами: сначала ворон боится за вороненка, а затем Жора боится высоты; Жора оказывается на месте того, кого хотел обидеть.)

— Как Жора себя ведет в такой ситуации?

(Чтение стихотворения по ролям.)

— Предположите, почему это стихотворение поместили после отрывка из текста Б. Заходера.

VII. Подведение итогов урока

— С какими произведениями вы познакомились?

— Чем они похожи?

— Итак, наш сказочный герой покидает дом. Вы хотели бы узнать продолжение этой истории?

— Предположите, как дальше будет развиваться история с Гу­сеницей.

Домашнее задание

Выразительно читать стихотворение (учебник, с. 86).

Урок 78. Б. Заходер «История Гусеницы»(продолжение), Л. Яхнин «Лесные жуки»

Цели: учить определять тему и главную мысль произведения; представлять себе черты главного героя, опираясь на его выска­зывания и поступки; кратко пересказывать основные моменты текста своими словами; сравнить два текста и обнаружить в них сходный смысл.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Работа по теме урока

— Вспомните, какое произведение мы начали изучать.

— Что узнали о Гусенице?

— Чем закончилась первая часть истории?

— Хотите узнать о ее приключениях?

(Чтение по цепочке со с. 95 до слов «И она увидела...».)

— Предположите, что увидела Гусеница.

— Как вы думаете, почему автор поставил многоточие?

— Прочитаем дальше и узнаем.

(Дети по цепочке читают сказку на с. 96—98.)

— Вы ожидали такой поворот событий?

— Маша считает, что Гусеница мало изменилась. О чем она по-прежнему думает, по ее мнению?

— Что же, ничего не изменилось в ее взглядах на окружаю­щий мир? Маша считает, что у Гусеницы появилось то, чего раньше не было. Вы догадываетесь, на что Маша обратила внимание? (Да, она по-прежнему думает только о крапиве, но у нее появился определенный интерес к окружающему миру; она стала задавать вопросы Жуку.)

— Как вы думаете, почему Жук разбирается в окружающем мире намного лучше Гусеницы? Что позволяет ему пови­дать мир? (Он умеет летать и имеет возможность видеть мир с высоты своего полета.)

— А каким он видит мир? Найдите и перечитайте его выска­зывания.

— Расскажите своими словами.

— Что вы можете сказать о Жуке?

— Догадываетесь, почему Жук такой самоуверенный и жиз­нерадостный? (Ему нравится отвечать на вопросы, он чув­ствует себя знатоком окружающего мира.)

— На сколько частей вы бы разделили этот отрывок? Маша и Миша разделили его на три части и придумали название для каждой из них. Прочитайте и расставьте их в нужном порядке. (7. Скворушка отпускает Гусеницу, и она спасается. 2. Жук объясняет Гусенице, что такое речка, небо, лес. 3. Жук приглашает Гусеницу путешествовать вместе с ним.)

Эти названия очень подробные и имеют повествовательный характер, в них рассказывается о том, что произошло в сказке.

— Атеперь прочитайте, какие названия предложил Костя По­годин. Они стоят в правильном порядке? Наведите порядок. (7. Неожиданное спасение. 2. Открытие мира. 3. Несостояв­шееся совместное путешествие.)

— Чем отличаются заголовки, которые дал Костя, от тех, ко­торые предложили Маша и Миша? (Они короче и выражают смысл каждой части сжато.)

— А как бы вы озаглавили каждую часть?

Названия частей могут служить планом, по которому мы бу­дем пересказывать весь отрывок.

— Чьим планом вы воспользуетесь?

— А как сделать пересказ более коротким? (Сказать самое главное.)

— Для этого надо выделить смысловые слова-помощники. Пе­речитайте первую часть отрывка и подчеркните такие слова. (Не знал, брось немедленно, выпустил Гусеницу, полетела вниз, не потеряла головы, выпустила шелковицу, уселась на сучке.)

(Заслушивают 2—3 кратких пересказа.)

— Прочитаем диалог Гусеницы и Жука по ролям.

— Какими предстают перед нами эти герои?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Миша предлагает прочитать стихотворение J1. Яхнина «Лес­ные жуки».

(Дети самостоятельно читают стихотворение на с. 100.)

— Почему жуки именно усами приветствуют окружающий мир? Прочитайте, как ответил на этот вопрос Михаил По­тапович.

— А откуда у жуков такой кругозор? Кстати, что означает это слово? (По словарю Ожегова: 1. Пространство, которое можно окинуть взором. 2. Объем, широта интересов, знаний.)

— Многое ли видят жуки вокруг себя? Найдите подтверждение в тексте.

— Какие научные факты вы узнали о жуках?

VI. Подведение итогов урока

— С какими произведениями вы познакомились на уроке?

— Что их объединяет? (В этих произведениях общий смысл.)

Домашнее задание

Кратко пересказать отрывок по плану (учебник, с. 95—98).

Уроки 7 9, 80. Б. Заходер «История Гусеницы»(окончание), М. Яснов «Гусеница - Бабочке». Поход в «Музейный Дом»: С. Жуковский «Плотина»

Цели: учить представлять черты характера героя, его интересы; учить определять тему и главную мысль текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Работа по теме урока

— Вспомните, какую тему изучаем.

— Что нового узнали?

— Вспомните, как началась история про Гусеницу.

— Как закончилась первая часть? (Гусеница осталась одна, оби­делась на Жука и пообещала, что у нее тоже будут крылья.)

(Дети по цепочке читают сказку на с. 101 —104. По ходу чтения выясняют значение непонятных слов и выражений.)

— Меняется ли характер Гусеницы?

— Почему ей хотелось иметь крылья? (Сначала — чтобы съесть весь лес, а затем причина изменилась: ей захотелось увидеть весь мир.)

— Подтвердите словами из текста.

— В какое время года началась эта история?

— Просмотрите весь текст. Вспомните самое начало. Сколь­ко времени длится эта история? (Началась история весной, продолжалась все лето, а сейчас осень, значит, эта история длится несколько месяцев.)

— Какое высказывание Гусеницы говорит о том, что уже осень? («Птицы перестали петь».)

— Найдите все фрагменты, выделенные цветом. Какой из них подтверждает, что с Гусеницей произошли серьезные пере­мены?

— Что же ей хочется? (Ее тянет к прекрасному, говоря словами Клопа, у нее появились «духовные интересы».)

— Вы можете определить главную мысль этого отрывка? (Сна­ступлением осени Гусеница сильно изменилась, ее интересует уже не только еда, но и то, что происходит в окружающем мире.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Хотите прочитать эту историю до конца?

— Предположите, чем она закончится.

— Скоро наступит «роковой» день. Что означает это слово? (Несущий горе, несчастье, страдание, как бы предопределен­ный роком, то есть судьбой.)

(Дети читают последнюю часть истории на с. 105—109.)

— Какой же день в этой истории назван роковым? Как вы ду­маете, писатель в шутку или всерьез называет его роковым?

— Что же случилось с Гусеницей?

— Что такое кокон? Подтвердите строчками из текста, что кокон — это выдающееся изобретение природы. («...Под листом, крепко-накрепко привязанный к толстому стеблю, висел плотный шелковистый кокон... Он так прочно устро­ен, так надежно прикреплен, что ему не страшны ни дожди поздней осени, ни снег... ни метели... ни морозы».)

— Прочитайте сообщение Кости Погодина. Как теперь назы­вается состояние Гусеницы?

— В какое время началось превращение Гусеницы в куколку?

— А в какое время куколка превратилась в Бабочку?

(Учитель выставляет два изображения: гусеницы и бабочки.)

— Сколько же всего времени длилось превращение? (Примерно пять месяцев.)

— Помнит ли Бабочка свою прежнюю жизнь, когда была Гу­сеницей? Подтвердите строчками из текста.

— Прочитаем диалог Бабочки и Улитки на с. 100 по ролям.

— Изменился ли характер Гусеницы после превращения? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследования по плану:

1. Речь.

2. Поведение.

3. Желания.

— К какому выводу вы пришли? (Да, характер изменился, речь стала вежливой, нет резкости суждений и самоуве­ренности, у нее теперь другие желания: любоваться всем на свете.)

— Как вы думаете, теперь Бабочка поняла, для чего нужны крылья? Найдите эти строчки в тексте. С какой интонацией их нужно читать? (Срадостью, восхищением.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебпику

— Костя Погодин предложил нам почитать шуточное стихо­творение про гусеницу и бабочку Михаила Яснова. Прочи­тайте на с. 110, как оно называется. («Гусеница — Бабочке».)

— Познакомьтесь с ним.

— Понравилось стихотворение? Чем?

(Чтение текста на с. 110—112.)

2. Обобщепие

Мы сказку о Гусенице прочитали, О ее превращении все мы узнали. Осталось один разгадать нам секрет, На последний вопрос мы отыщем ответ.

— Прочитайте вопрос Михаила Потаповича на с. 112.

— Хотите присоединиться к исследованию? Прочитайте во­просы под символом «Трудное задание».

— Вспомните, что характерно для сказочного героя. Прочи­тайте подсказку на с. 87.

(Работа ведется в группах. 1-я группа ищет доказательства по 1-му пункту плаката Летучей Мыши, 2-я группа — по 2-му пункту, 3-я группа — по 3-му пункту.

По окончании работы заслушивается отчет каждой группы.)

Ответ

• Гусеница покинула свой «дом», когда ее унес Скворец; ей грозила серьезная опасность: она могла быть съедена и мог­ла разбиться, падая вниз.

• Она преодолела все препятствия: удержалась на своей шел­ковинке, совершила долгое путешествие по стволу вниз.

• Вернулась домой обновленной — превратилась в Бабочку и стала иначе смотреть на мир.

— Какой же вывод можно сделать? (Гусеница обладает всеми чертами сказочного героя.)

— Вспомните, что интересовало Костю Погодина до изучения этого произведения.

— А что ответила Анишит Йокоповна?

— Значит, эта сказка написана по сказочным законам?

— Сказочный герой ведет себя по всем правилам?

Поход в «Музейпый Дом»

— Найдите в «Музейном Доме» пейзаж Станислава Жуковско­го «Плотина». Рассмотрите репродукцию. Что вы видите?

(Далее работа ведется по учебнику на с. 112—113.)

VIII. Подведение итогов урока

В заключение Анишит Йокоповна и Михаил Потапович про­сят послушать пьесу «Ручеек в лесу» Антона Аренского и «Прелю­дию Соль мажор № 5» Сергея Рахманинова. (Учащиеся слушают аудиозаписи.)

— В каком из этих музыкальных произведений вам удалось услышать музыку воды?

— А какая пьеса, с вашей точки зрения, лучше передает ощу­щение наступающей весны?

Домашнее задание

Выразительно читать стихотворение (учебник, с. 110).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...