Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок 7 7. Как рождается герой. Б. Заходер «История Гусеницы», Ю. Мориц«Жора Кошкин»Цели: проследить, как рождается герой современной авторской сказки; продолжить учить детей определять тему и главную мысль текста; учить сравнивать и обнаруживать сходный смысл в текстах; оценивать черты характера героев, опираясь на их поступки. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) — Назовите тему раздела. — Вспомните, какие значения имеет слово «герой». Дома вы должны были написать сказочную историю. (Отвечают 2—3 учащихся.) — Ведет ли себя ваш сказочный герой по всем правилам? Докажите. III. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока (Учитель читает диалог Анишит Йокоповны и Кости Погодина в учебнике на с. 88.) — Какую цель мы ставим перед собой на уроке? (Выяснить, как ведут себя герои в современных авторских сказках.) — Что же утверждает Анишит Йокоповна? Давайте с нашими героями проверим это утверждение. — Откройте содержание и найдите фамилию автора и название произведения, которое будем изучать. (Б. Заходер «История Гусеницы».) — Вам знаком этот писатель? Урок 77. Как рождается герой. Б. Заходер «История Гусеницы» Материал для учителя Борис Заходер в жизни умел тонко подмечать повадки животных, их особенности и рассказывал нам о них в своих произведениях. Он перевел на русский язык такие хорошо знакомые вам произведения, как «Вин- ни-Пух и все, все, все», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Алиса в стране чудес». — С какими произведениями вы знакомы? Познакомимся еще с одним. IV. Работа по теме урока (Дети по цепочке читают первую часть сказки на с. 88—92.) — Вам понравилось начало этой истории? О ком она? (О гусенице.) — Как жила Гусеница? — Перечитайте первые три части этого отрывка. — Можно ли сказать, что у каждой из них своя тема? О чем каждая часть? — Прочитайте слова Миши на с. 92. Вы согласны с ним? А почему? — Теперь еще раз посмотрите эти три части. Какова главная мысль каждой из них? Прочитайте утверждение Маши. — Какова главная мысль первой части? Найдите ее в тексте. — Какую главную мысль второй части определила Маша? Прочитайте. — Кто сможет закончить Машино высказывание? — Маша считает, что главная мысль третьей части может быть выражена словами Клопа. Найдите эти слова Лесного Клопа и прочитайте. — Как вы их понимаете? Что значит «духовные интересы»? (Интересы, связанные с внутренним миром, с чувствами и переживаниями.) — Просмотрите конец первой части и начало второй. Найдите выделенные цветом слова. — Кто их произносит? — Можно ли сказать, что слово «хорошо» в обоих случаях наполнено одним и тем же смыслом, означает одно и то же? (Примерный ответ. В первой части это слово произносится от лица Гусеницы и выражает ее взгляд на мир: хорошо — это когда много крапивы, то есть еды. Слово «хорошо» во второй части наполнено совсем другим смыслом: оно произносится от лица автора и означает, что с наступлением весны вокруг все очень красиво.) — Закройте глаза и представьте: начало весны, солнце пригревает все сильнее и сильнее, появились первые цветы — В какой части говорится о Кузнечике? (В 5-й.) — В какой части говорится о птицах? (В 4-й.) — Как Гусеница называет Кузнечика и птиц? — Как вы думаете, почему? (Она считает, что пение и музыка — это пустое занятие.) — Найдите и прочитайте ее высказывание. — Вы догадываетесь, что произошло с Гусеницей в последнем отрывке? — Почему с ней это произошло? V.Физкультминутка VI.Продолжение работы по теме урока (Чтение диалога ребят на с. 93—94.) — Хотите и вы послушать это стихотворение? (Учитель читает стихотворение на с. 94.) — Вам понравилось стихотворение? Какие еще стихотворения этого автора вы помните? («Хвостики», «Букет Котов».) — О ком рассказал нам автор-рассказчик? — Почему именно такую фамилию придумала поэтесса герою? (Он, словно кошка, утащил из гнезда вороненка.) — Прочтите строчки, выделенные одинаково, сравните их между собой. (Сначала ворон пострадал от Жоры, а потом Жора — от ворона.) — Можете сказать, что в этом стихотворении смешного? (Смешно то, что ворон и Жора меняются местами: сначала ворон боится за вороненка, а затем Жора боится высоты; Жора оказывается на месте того, кого хотел обидеть.) — Как Жора себя ведет в такой ситуации? (Чтение стихотворения по ролям.) — Предположите, почему это стихотворение поместили после отрывка из текста Б. Заходера. VII. Подведение итогов урока — С какими произведениями вы познакомились? — Чем они похожи? — Итак, наш сказочный герой покидает дом. Вы хотели бы узнать продолжение этой истории? — Предположите, как дальше будет развиваться история с Гусеницей. Домашнее задание Выразительно читать стихотворение (учебник, с. 86). Урок 78. Б. Заходер «История Гусеницы»(продолжение), Л. Яхнин «Лесные жуки» Цели: учить определять тему и главную мысль произведения; представлять себе черты главного героя, опираясь на его высказывания и поступки; кратко пересказывать основные моменты текста своими словами; сравнить два текста и обнаружить в них сходный смысл. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Работа по теме урока — Вспомните, какое произведение мы начали изучать. — Что узнали о Гусенице? — Чем закончилась первая часть истории? — Хотите узнать о ее приключениях? (Чтение по цепочке со с. 95 до слов «И она увидела...».) — Предположите, что увидела Гусеница. — Как вы думаете, почему автор поставил многоточие? — Прочитаем дальше и узнаем. (Дети по цепочке читают сказку на с. 96—98.) — Вы ожидали такой поворот событий? — Маша считает, что Гусеница мало изменилась. О чем она по-прежнему думает, по ее мнению? — Что же, ничего не изменилось в ее взглядах на окружающий мир? Маша считает, что у Гусеницы появилось то, чего раньше не было. Вы догадываетесь, на что Маша обратила внимание? (Да, она по-прежнему думает только о крапиве, но у нее появился определенный интерес к окружающему миру; она стала задавать вопросы Жуку.) — Как вы думаете, почему Жук разбирается в окружающем мире намного лучше Гусеницы? Что позволяет ему повидать мир? (Он умеет летать и имеет возможность видеть мир с высоты своего полета.) — А каким он видит мир? Найдите и перечитайте его высказывания. — Расскажите своими словами. — Что вы можете сказать о Жуке? — Догадываетесь, почему Жук такой самоуверенный и жизнерадостный? (Ему нравится отвечать на вопросы, он чувствует себя знатоком окружающего мира.) — На сколько частей вы бы разделили этот отрывок? Маша и Миша разделили его на три части и придумали название для каждой из них. Прочитайте и расставьте их в нужном порядке. (7. Скворушка отпускает Гусеницу, и она спасается. 2. Жук объясняет Гусенице, что такое речка, небо, лес. 3. Жук приглашает Гусеницу путешествовать вместе с ним.) Эти названия очень подробные и имеют повествовательный характер, в них рассказывается о том, что произошло в сказке. — Атеперь прочитайте, какие названия предложил Костя Погодин. Они стоят в правильном порядке? Наведите порядок. (7. Неожиданное спасение. 2. Открытие мира. 3. Несостоявшееся совместное путешествие.) — Чем отличаются заголовки, которые дал Костя, от тех, которые предложили Маша и Миша? (Они короче и выражают смысл каждой части сжато.) — А как бы вы озаглавили каждую часть? Названия частей могут служить планом, по которому мы будем пересказывать весь отрывок. — Чьим планом вы воспользуетесь? — А как сделать пересказ более коротким? (Сказать самое главное.) — Для этого надо выделить смысловые слова-помощники. Перечитайте первую часть отрывка и подчеркните такие слова. (Не знал, брось немедленно, выпустил Гусеницу, полетела вниз, не потеряла головы, выпустила шелковицу, уселась на сучке.) (Заслушивают 2—3 кратких пересказа.) — Прочитаем диалог Гусеницы и Жука по ролям. — Какими предстают перед нами эти герои? IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока Миша предлагает прочитать стихотворение J1. Яхнина «Лесные жуки». (Дети самостоятельно читают стихотворение на с. 100.) — Почему жуки именно усами приветствуют окружающий мир? Прочитайте, как ответил на этот вопрос Михаил Потапович. — А откуда у жуков такой кругозор? Кстати, что означает это слово? (По словарю Ожегова: 1. Пространство, которое можно окинуть взором. 2. Объем, широта интересов, знаний.) — Многое ли видят жуки вокруг себя? Найдите подтверждение в тексте. — Какие научные факты вы узнали о жуках? VI. Подведение итогов урока — С какими произведениями вы познакомились на уроке? — Что их объединяет? (В этих произведениях общий смысл.) Домашнее задание Кратко пересказать отрывок по плану (учебник, с. 95—98). Уроки 7 9, 80. Б. Заходер «История Гусеницы»(окончание), М. Яснов «Гусеница - Бабочке». Поход в «Музейный Дом»: С. Жуковский «Плотина» Цели: учить представлять черты характера героя, его интересы; учить определять тему и главную мысль текста. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний (Проверка домашнего задания.) III. Работа по теме урока — Вспомните, какую тему изучаем. — Что нового узнали? — Вспомните, как началась история про Гусеницу. — Как закончилась первая часть? (Гусеница осталась одна, обиделась на Жука и пообещала, что у нее тоже будут крылья.) (Дети по цепочке читают сказку на с. 101 —104. По ходу чтения выясняют значение непонятных слов и выражений.) — Меняется ли характер Гусеницы? — Почему ей хотелось иметь крылья? (Сначала — чтобы съесть весь лес, а затем причина изменилась: ей захотелось увидеть весь мир.) — Подтвердите словами из текста. — В какое время года началась эта история? — Просмотрите весь текст. Вспомните самое начало. Сколько времени длится эта история? (Началась история весной, продолжалась все лето, а сейчас осень, значит, эта история длится несколько месяцев.) — Какое высказывание Гусеницы говорит о том, что уже осень? («Птицы перестали петь».) — Найдите все фрагменты, выделенные цветом. Какой из них подтверждает, что с Гусеницей произошли серьезные перемены? — Что же ей хочется? (Ее тянет к прекрасному, говоря словами Клопа, у нее появились «духовные интересы».) — Вы можете определить главную мысль этого отрывка? (Снаступлением осени Гусеница сильно изменилась, ее интересует уже не только еда, но и то, что происходит в окружающем мире.) IV. Физкультминутка V. Продолжение работы по теме урока — Хотите прочитать эту историю до конца? — Предположите, чем она закончится. — Скоро наступит «роковой» день. Что означает это слово? (Несущий горе, несчастье, страдание, как бы предопределенный роком, то есть судьбой.) (Дети читают последнюю часть истории на с. 105—109.) — Какой же день в этой истории назван роковым? Как вы думаете, писатель в шутку или всерьез называет его роковым? — Что же случилось с Гусеницей? — Что такое кокон? Подтвердите строчками из текста, что кокон — это выдающееся изобретение природы. («...Под листом, крепко-накрепко привязанный к толстому стеблю, висел плотный шелковистый кокон... Он так прочно устроен, так надежно прикреплен, что ему не страшны ни дожди поздней осени, ни снег... ни метели... ни морозы».) — Прочитайте сообщение Кости Погодина. Как теперь называется состояние Гусеницы? — В какое время началось превращение Гусеницы в куколку? — А в какое время куколка превратилась в Бабочку? (Учитель выставляет два изображения: гусеницы и бабочки.) — Сколько же всего времени длилось превращение? (Примерно пять месяцев.) — Помнит ли Бабочка свою прежнюю жизнь, когда была Гусеницей? Подтвердите строчками из текста. — Прочитаем диалог Бабочки и Улитки на с. 100 по ролям. — Изменился ли характер Гусеницы после превращения? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем исследования по плану: 1. Речь. 2. Поведение. 3. Желания. — К какому выводу вы пришли? (Да, характер изменился, речь стала вежливой, нет резкости суждений и самоуверенности, у нее теперь другие желания: любоваться всем на свете.) — Как вы думаете, теперь Бабочка поняла, для чего нужны крылья? Найдите эти строчки в тексте. С какой интонацией их нужно читать? (Срадостью, восхищением.) VI. Физкультминутка VII. Продолжение работы по теме урока 1. Работа по учебпику — Костя Погодин предложил нам почитать шуточное стихотворение про гусеницу и бабочку Михаила Яснова. Прочитайте на с. 110, как оно называется. («Гусеница — Бабочке».) — Познакомьтесь с ним. — Понравилось стихотворение? Чем? (Чтение текста на с. 110—112.) 2. Обобщепие Мы сказку о Гусенице прочитали, О ее превращении все мы узнали. Осталось один разгадать нам секрет, На последний вопрос мы отыщем ответ. — Прочитайте вопрос Михаила Потаповича на с. 112. — Хотите присоединиться к исследованию? Прочитайте вопросы под символом «Трудное задание». — Вспомните, что характерно для сказочного героя. Прочитайте подсказку на с. 87. (Работа ведется в группах. 1-я группа ищет доказательства по 1-му пункту плаката Летучей Мыши, 2-я группа — по 2-му пункту, 3-я группа — по 3-му пункту. По окончании работы заслушивается отчет каждой группы.) Ответ • Гусеница покинула свой «дом», когда ее унес Скворец; ей грозила серьезная опасность: она могла быть съедена и могла разбиться, падая вниз. • Она преодолела все препятствия: удержалась на своей шелковинке, совершила долгое путешествие по стволу вниз. • Вернулась домой обновленной — превратилась в Бабочку и стала иначе смотреть на мир. — Какой же вывод можно сделать? (Гусеница обладает всеми чертами сказочного героя.) — Вспомните, что интересовало Костю Погодина до изучения этого произведения. — А что ответила Анишит Йокоповна? — Значит, эта сказка написана по сказочным законам? — Сказочный герой ведет себя по всем правилам? Поход в «Музейпый Дом» — Найдите в «Музейном Доме» пейзаж Станислава Жуковского «Плотина». Рассмотрите репродукцию. Что вы видите? (Далее работа ведется по учебнику на с. 112—113.) VIII. Подведение итогов урока В заключение Анишит Йокоповна и Михаил Потапович просят послушать пьесу «Ручеек в лесу» Антона Аренского и «Прелюдию Соль мажор № 5» Сергея Рахманинова. (Учащиеся слушают аудиозаписи.) — В каком из этих музыкальных произведений вам удалось услышать музыку воды? — А какая пьеса, с вашей точки зрения, лучше передает ощущение наступающей весны? Домашнее задание Выразительно читать стихотворение (учебник, с. 110). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |