Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок 81. Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Цель: учить видеть черты характера героя, понимать его инте­ресы, определять тему и главную мысль текста.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

(Звучит песня «Улыбка» В. Шаинского.)

— Может ли человек жить без улыбки?

— Когда человек улыбается? (Когда ему хорошо, когда он видит прекрасное, когда он делает хорошее, доброе дело, когда полу­чает пятерки.)


Урок 81. Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

— Что значит «поделиться улыбкой своей»? Американская писательница Лилиан Муур написала произ­ведение об одном дне из жизни забавного зверька, с которым мы сегодня познакомимся.

— Отгадайте загадку.

Он обычно спит в дупле, А не на сырой земле. Не помыв, не тянет в рот Даже вкусное... (енот).

— Кто такой енот?

— Что вы узнали из загадки о жизни енотов?

Еноты — очень смешные и легко приспосабливающиеся жи­вотные. Они предпочитают селиться в дуплистых деревьях побли­зости от пресных водоемов. Едят они практически все. Но особое лакомство для енотов — осока.

IV. Работа по теме урока

— Откройте хрестоматию на с. 101 и прочитайте название про­изведения. («Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».)

Кто же сидит в пруду, мы узнаем, прочитав произведение. (Дети по цепочке читают первую часть произведения нас. 101-104.)

— Каким маршрутом шел Крошка Енот? (Через густой-прегу- стойлес.)

— Какое у него было настроение? Докажите строчками из текста.

— Крошка Енот действительно маленький, но храбрый?

— В какое время суток он пошел за раками?

— Кого он встретил на пути к пруду?

— На сколько частей можно разделить отрывок? (На четыре части.)

— О чем они? (Как мама посылает сына за раками. Как Крошка Енот встретил Старого Дикобраза. Как Крошка Енот встре­тил Большого Скунса. Как Крошка Енот встретил Толстого Кролика.)

— А сколько здесь похожих частей? Найдите и прочитайте их. Чем они похожи?

(Дети по цепочке читают вторую часть произведения нас. 104-106.)

— Настоящему герою на пути к цели должно встретиться пре­пятствие. Встретил ли такое препятствие Крошка Енот?

— Вы догадываетесь, что это было за препятствие? (Его препят­ствие оказалось надуманным, его испугал Толстый Кролик.)


(Чтение диалога Миши и Маши на с. 107.)

— Что имел в виду Миша, когда назвал Крошку Енота тру­сишкой?

— Почему Маша не согласилась с братом? (Конечно, он стру­сил, однако делал попытки преодолеть препятствие.)

— Какой способ общения подсказали ему Большой Скунс и Старый Дикобраз?

— Что из этого вышло?

— Предположите, что скажет мама.

Это мы узнаем после небольшой паузы.

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

(Дети по цепочке читают третью часть сказки на с. 107—109.)

— Как вы думаете, почему Мама Енотиха не сразу сказала Крошке Еноту, что в пруду он видел свое отражение? Чему она хотела научить своего сына?

— Как вы считаете, по-настоящему храбрый — это тот, кто никого не боится? Или тот, кто побеждает свой страх?

— Можно ли Крошку Енота считать настоящим храбрецом? Докажите свою точку зрения строчками из текста.

— Что же понял Крошка Енот? (Находит друзей тот, кто сам встречает их улыбкой.)

— Подумайте, является ли Крошка Енот настоящим героем сказки. Докажите. (Он уходит из дома. На пути встречает препятствие (собственный страх) и преодолевает его. Воз­вращается домой поумневшим и повзрослевшим.)

— А что вы можете сказать об авторе этого замечательного произведения?

(Учитель выставляет портрет писательницы.)

Материал для учителя

Лилиаи Муур выросла в Нью-Йорке, получила высшее педагогиче­ское образование в Хан тер-колледже. Она написала много-много чудес­ных сказочных историй для малышей. Эти истории разлетелись по всему свету. А история про «маленького, но храброго» Крошку Енота, сначала ужасно боявшегося того, кто сидел в пруду, а потом подружившегося с ним, — самая известная из сказок Лилиан Муур. Она впервые была из­дана в Америке в 1963 г., но от времени ничуть не утратила популярность.

VII. Подведение итогов урока

— С каким произведением вы познакомились?

— Как вы думаете, к какому жанру относится это произведение?

— Кто помог нам прочитать американскую сказку? (Перевод­чик О. Образцова.)

— Чему учит произведение Лилиан Муур? (Надо быть вни­мательным к окружающим, приветливым, и тогда и к тебе так же будут относиться.)

— Какими чертами характера должен обладать настоящий друг? (Он должен быть добрым, порядочным, честным, не дол­жен бросать в беде.)

И в заключение урока послушайте песню «Дорогою добра».

(Учитель включает аудиозапись.)

Домашнее задание

1. Прочитать сказку по ролям (хрестоматия, с. 101 — 109).

2. Продолжить сказку (по желанию).

Уроки 8 2-84. Н.Гарин-Михайловский «Детство Темы»

Цели: учить делить текст на части по смыслу; учить делать вы­вод о характере героев, опираясь на их высказывания и поступки; выяснить, что в сказке и в рассказе для того, чтобы стать главным, герою нужно совершить поступок и преодолеть препятствия; об­судить черты сходства и различия между героем сказки и героем рассказа.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II.Подготовка к восприятию. Постановка целей урока

(Учитель читает текст в учебнике на с. 114.)

— Какие цели мы ставим перед собой на уроке? (Узнать, чем отличаются герои рассказов. Выяснить, похож ли герой рас­сказа на сказочного героя.)

— Откройте содержание и прочитайте фамилию автора и на­звание произведения, которое поможет найти ответы на во­просы. (Николай Гарин-Михайловский «Детство Темы».)

— Вам знаком этот писатель?

(Выставляет портрет писателя.)

Материал для учителя

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский родился в богатой семье: его отец был высокопоставленным военным. Настоящая фамилия писате­ля — Михайловский. Псевдонимом «Гарин» он обязан своему маленькому сыну, которого звали Гари. По образованию Гарин-Михайловский был инженером путей сообщения, строил железные дороги и мосты, объехал почти всю Россию, бывал в других странах, даже совершил кругосветное путешествие. Профессия позволяла ему многое увидеть. Благодаря своему характеру, лишенному даже намека на лень, он терпеливо фиксировал путевые впечатления, записывая поразившие его факты на чем придется, а благодаря природному литературному дару смог впоследствии поразить читателей достоверностью и красочностью своих рассказов. Современни­ки считали Гари на-Михайловского выдающейся личностью и выдающим­ся писателем, человеком редкого благородства, талантливым педагогом.

— Прочитайте еще раз название. О ком будет этот отрывок?

Сейчас предстоит нам героя узнать, Через поступки характер понять.

III. Работа по теме урока

— Сейчас я вам прочитаю историю про Тему и Жучку. А вы следите за мной по учебнику на с. 106.

(Учитель читает первую часть рассказа на с. 114—117.)

— Кто рассказал нам эту историю? (Автор-рассказчик.)

— В какое время суток происходили события?

— Что узнал Тема, когда проснулся?

— Подберите синонимы к слову «ирод». (.Жестокий, грубый, злой.)

А знаете ли вы, что раньше был такой царь, который завоевал трон с помощью войск? Звали его Ирод. Он был очень жестокий, грубый, черствый и уничтожал всех, кто пытался с ним соперни­чать. С тех пор злых людей называют иродами.

— Этот отрывок можно разделить на 3 части. Сможете рас­сказать коротко, о чем говорится в каждой части? (В пер­вой части говорится о том, как Тема проснулся ночью и узнал от няни о судьбе Жучки, о том, как он строит планы по спа­сению Жучки. Во второй части дается описание утреннего беспорядка в столовой, сада после дождя, говорится о том, какие необходимые вещи берет с собой Тема для спасения Жучки. В третьей части говорится о том, как Тема спешит преодолеть расстояние до колодца.)

— Перечитайте отрывок и найдите начало и конец каждой части.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Найдите и зачитайте описание, которое можно было бы назвать натюрмортом.

(Учащиеся читают описание стола в столовой.)

— А теперь найдите пейзажное описание. (Это описание сада.)

— Этот беспорядок видит Тема или автор? (И Тема, и автор.)

— Что общего в этих описаниях? Соответствуют ли они ду­шевному состоянию мальчика? (В душе мальчика царит смятение.)

— Подтвердите словами из текста.

— Прочитайте последнюю часть отрывка. Как строчки, выде­ленные цветом, характеризуют отношение Темы к Жучке? (Примерный ответ. Узнав от няни, что случилось с Жучкой, Тема сразу обдумывает пути ее спасения. Едва дождавшись рассвета, он начал быстро одеваться. Тема боится причи­нить Жучке вред; он торопится к колодцу, выбирая корот­кий путь, действует быстро и проворно.)

— Почему Теме в это утро было тяжело перелезать через забор? (Ему нездоровилось, но он все равно пошел спасать Жучку.)

— Как эти поступки характеризуют Тему?

— Что взял с собой Тема, чтобы спасти Жучку?

— Вы догадались, какой план придумал Тема? Но об этом мы узнаем на следующем уроке.

VI. Подведение итогов урока

— С каким произведением вы начали знакомиться?

— Кто герой? Что мы о нем узнали?

— Вы хотели бы узнать продолжение этой истории?

— Предположите, как дальше будут разворачиваться события.

Домашнее задание

1. Читать отрывок из произведения (учебник, с. 114—117).

2. Составить рассказ о Теме.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Работа по теме урока

— Кто герой рассказа? (Мальчик Тема.)

— Чтобы стать главным героем, что ему нужно совершить? (Поступок.)

— Продолжим читать отрывок из произведения «Детство Темы» и узнаем, какой поступок совершил мальчик.

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 118. Какой момент изобра­зил художник?

— Представьте себя на месте Темы. Что бы вы увидели, загля­нув в колодец?

— А что бы почувствовали?

— Прочитаем и узнаем, как чувствовал себя Тема.

(Учитель читает продолжение рассказа на с. 118—120.)

— Что же чувствовал Тема, стоя у колодца?

— Как вел себя вначале? (Подбежал, вполголоса позвал, замер в ожидании, ничего не слышал, кроме биения своего сердца.)

— Что нам хотел сказать автор?

— О чем думал в этот момент Тема, что ощущал?

— Что в поведении Темы говорит о его любви к собачке?

— С помощью каких слов и выражений автор передает чув­ство жалости Темы к Жучке? Перечитайте реплики Темы, передавая душевное состояние мальчика.

— Каким предстает перед нами Тема в этом отрывке?

— Что придает ему силу? (Любовь Жучки.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Какие строчки в этом отрывке можно было выделить жел­тым цветом?

— Перечитайте эту часть и отметьте их на полях простым ка­рандашом черточками. (Жучка радостно завизжала. Тему тронуло до слез. Жучка ответила новым радостным визгом. Тема радовался.)

— Какой план придумал Тема?

— Как это его характеризует?

— Почему же план не удался? Найдите нужные строчки в тексте.

— Предположите, как поступит Тема. Об этом мы узнаем на следующем уроке.

Домашнее задание

1. Прочитать вторую часть рассказа (учебник, с. 118—120).

2. Нарисовать иллюстрацию к этой части текста.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Работа по теме урока

(Дети по цепочке читают продолжение рассказа на с. 121—124.)

— Подтвердились ли ваши предположения?

(Чтение текста на с. 125.)

— Ребятам понравился Тема. А вам?

— А теперь подтвердим примерами из текста то впечатление, которое произвел на всех нас Тема.

— Как Тема поступил?

— Легко ли ему было?

— Найдите во второй и третьей частях описание колодца.

— А теперь перечитайте строчки, в которых говорится о том, как он готовился спуститься в колодец.

— Думал ли Тема о том, что это опасно?

— Тема решил две непростые задачи: спустился в колодец и выбрался обратно. С какими трудностями он сталкивался по пути вниз и как он их преодолевал? Найдите и зачитайте нужные строчки.

— Что помогало ему в этом?

— Найдите и зачитайте фрагмент, в котором описывается путь наверх.

— Что мешало Теме подниматься наверх? Постарайтесь найти все причины.

— Какие чувства он испытывал?

— Как вы думаете, почему автор поставил многоточие?

— Зачем мальчик вслух разговаривает сам с собой? (Чтобы преодолеть свой страх.)

— Почему вспоминает родителей? (Он пытается преумень­шить опасность, сравнивая с ситуацией, в которой побывал его отец; он хочет, чтобы родители им гордились.)

— Докажите строчками из текста, что Тема не терял самооб­ладания во время подъема наверх. («Снова ждет спокойно прилива сил».)

— Как вы понимаете эти строчки?

— Какие разные чувства испытывал Тема во время опасного предприятия? (Страх и отвращение; радость; терял веру в свои силы и обретал вновь.)

— Докажите строчками из текста.

— Какова главная причина того, что Тема справился с непро­стой задачей: вылез из колодца сам и спас Жучку?

— Прочитаем мнения членов клуба на с. 125—126.

— А вы как думаете? (Ум, ловкость, мужество помогли преодо­леть все препятствия, но самое главное — любовь к Жучке.)

IV. Физкультминутка


V. Продолжение работы по теме урока

— Анишит Йокоповна просит подумать еще над одним вопро­сом. Найдите и прочитайте его. («Поведение Темы похоже на поведение героя сказки?»)

— Вернемся к плакату Летучей Мыши на с. 87. Работая в па­рах, постарайтесь ответить на этот вопрос. (Тема ведет себя так же, как сказочный герой, он:

• уходит из дома навстречу опасностям и трудностям;

• преодолевает все трудности и препятствия, которые встре­чаются ему по дороге;

• возвращается домой повзрослевший и поумневший.)

— Вспомните, в чем сходство и отличие героя сказок и героя рассказа.

— Костя Погодин сказал: «Но ведь Тема настоящий, а не при­думанный парень! Он же не сказочный герой! Почему же ведет себя так же, как герой сказок?» Вы можете дать ответ Косте?

— Прочитайте объяснения Анишит Йокоповны. В чем разли­чие между героем сказки и героем рассказа?

— Прочитайте информацию на плакате Летучей Мыши на с. 126. Что вы поняли? (Сказка не рассказывает о том, что чувствует герой, когда встречается с очередной угрозой или опасностью.)

— А теперь вы можете доказать, что Тема — главный герой рассказа?

VI.Подведение итогов урока

— С каким произведением вы познакомились?

— Какова его главная мысль? (Любовь помогает преодолевать все трудности и опасности.)

— Как вы думаете, почему это произведение помещено имен­но в эту главу?

— Вы хотели бы иметь такого друга, как Тема?

— Можно ли поступок Темы назвать подвигом?

— Кто автор этого произведения?

— Рассмотрите портрет Н.Г. Гарина-Михайловского. Попро­буйте, глядя на изображение, предположить, каким он был человеком.

Его самая известная книга «Детство Темы» — произведение автобиографическое. Первое издание повести в 1892 г. (114 лет назад) вызывало единодушное одобрение читателей.

— Как вы понимаете смысл слова «автобиографическое»?

Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Подвиг Темы», которое начина­лось бы так: «Я считаю, что Тема совершил подвиг, потому что...»

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...