Главная Случайная страница Категории: ДомЗдоровьеЗоологияРнформатикаРскусствоРскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиРкологияРРєРѕРЅРѕРјРёРєР°Рлектроника |
РџРѕ прохождению летней вычислительной практикиМетодические указания РЎРїРѕСЃРѕР± решения СЃ помощью рассуждений Ртим СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј обычно решают несложные логические задачи. Примеры: 1.1.Вадим, Сергей Рё Михаил изучают различные иностранные языки: китайский, СЏРїРѕРЅСЃРєРёР№ Рё арабский. РќР° РІРѕРїСЂРѕСЃ, какой язык изучает каждый РёР· РЅРёС…, РѕРґРёРЅ ответил: "Вадим изучает китайский, Сергей РЅРµ изучает китайский, Р° Михаил РЅРµ изучает арабский". Впоследствии выяснилось, что РІ этом ответе только РѕРґРЅРѕ утверждение верно, Р° РґРІР° РґСЂСѓРіРёС… ложны. Какой язык изучает каждый РёР· молодых людей? Решение.Рмеется три утверждения: 1. Вадим изучает китайский; 2. Сергей РЅРµ изучает китайский; 3. Михаил РЅРµ изучает арабский. Если верно первое утверждение, то верно Рё второе, так как юноши изучают разные языки. Рто противоречит условию задачи, поэтому первое утверждение ложно. Если верно второе утверждение, то первое Рё третье должны быть ложны. РџСЂРё этом получается, что никто РЅРµ изучает китайский. Рто противоречит условию, поэтому второе утверждение тоже ложно. Остается считать верным третье утверждение, Р° первое Рё второе – ложными. Следовательно, Вадим РЅРµ изучает китайский, китайский изучает Сергей. Ответ:Сергей изучает китайский язык, Михаил – СЏРїРѕРЅСЃРєРёР№, Вадим – арабский. 1.2.Министры иностранных дел Р РѕСЃСЃРёРё, РЎРЁРђ Рё Китая обсудили Р·Р° закрытыми дверями проекты соглашения Рѕ полном разоружении, представленные каждой РёР· стран. Отвечая затем РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ журналистов: "Чей именно проект был РїСЂРёРЅСЏС‚?", министры дали такие ответы: Р РѕСЃСЃРёСЏ – "Проект РЅРµ наш, проект РЅРµ РЎРЁРђ"; РЎРЁРђ – "Проект РЅРµ Р РѕСЃСЃРёРё, проект Китая"; Китай – "Проект РЅРµ наш, проект Р РѕСЃСЃРёРё". РћРґРёРЅ РёР· РЅРёС… (самый откровенный) РѕР±Р° раза РіРѕРІРѕСЂРёР» правду; второй (самый скрытный) РѕР±Р° раза РіРѕРІРѕСЂРёР» неправду, третий (осторожный) РѕРґРёРЅ раз сказал правду, Р° РґСЂСѓРіРѕР№ раз – неправду. Определите, представителями каких стран являются откровенный, скрытный Рё осторожный министры. Решение.Для удобства записи пронумеруем высказывания дипломатов: Р РѕСЃСЃРёСЏ – "Проект РЅРµ наш" (1), "Проект РЅРµ РЎРЁРђ" (2); РЎРЁРђ – "Проект РЅРµ Р РѕСЃСЃРёРё" (3), "Проект Китая" (4); Китай – "Проект РЅРµ наш" (5), "Проект Р РѕСЃСЃРёРё" (6). Узнаем, кто РёР· министров самый откровенный. Если это СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ министр, то РёР· справедливости (1) Рё (2) следует, что победил китайский проект. РќРѕ тогда РѕР±Р° утверждения министра РЎРЁРђ тоже справедливы, чего РЅРµ может быть РїРѕ условию. Если самый откровенный – министр РЎРЁРђ, то тогда РІРЅРѕРІСЊ получаем, что победил китайский проект, значит РѕР±Р° утверждения СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ министра тоже верны, чего РЅРµ может быть РїРѕ условию. Получается, что наиболее откровенным был китайский министр. Действительно, РёР· того, что (5) Рё (6) справедливы, следует, что победил СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№ проект. Рђ тогда получается, что РёР· РґРІСѓС… утверждений СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРіРѕ министра первое ложно, Р° второе верно. РћР±Р° же утверждения министра РЎРЁРђ неверны. Ответ:Откровеннее был китайский министр, осторожнее – СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёР№, скрытнее – министр РЎРЁРђ. Табличный СЃРїРѕСЃРѕР± решения РџСЂРё использовании этого СЃРїРѕСЃРѕР±Р° условия, которые содержит задача, Рё результаты рассуждений фиксируются СЃ помощью специально составленных таблиц. Примеры: 2.1.Р’ симфонический оркестр приняли РЅР° работу трёх музыкантов: Брауна, Смита Рё Вессона, умеющих играть РЅР° СЃРєСЂРёРїРєРµ, флейте, альте, кларнете, РіРѕР±РѕРµ Рё трубе. Рзвестно, что:
РќР° каких инструментах играет каждый РёР· музыкантов, если каждый владеет РґРІСѓРјСЏ инструментами? Решение:Составим таблицу Рё отразим РІ ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки цифрами 0 Рё 1 РІ зависимости РѕС‚ того, ложно или истинно соответствующее высказывание. Так как музыкантов трое, инструментов шесть Рё каждый владеет только РґРІСѓРјСЏ инструментами, получается, что каждый музыкант играет РЅР° инструментах, которыми остальные РЅРµ владеют. РР· условия 4 следует, что РЎРјРёС‚ РЅРµ играет РЅРё РЅР° альте, РЅРё РЅР° трубе, Р° РёР· условий 3 Рё 5, что Браун РЅРµ умеет играть РЅР° СЃРєСЂРёРїРєРµ, флейте, трубе Рё РіРѕР±РѕРµ. Следовательно, инструменты Брауна – альт Рё кларнет. Занесем это РІ таблицу, Р° оставшиеся клетки столбцов "альт" Рё "кларнет" заполним нулями:
РР· таблицы РІРёРґРЅРѕ, что РЅР° трубе может играть только Вессон. РР· условий 1 Рё 2 следует, что РЎРјРёС‚ РЅРµ скрипач. Так как РЅР° СЃРєСЂРёРїРєРµ РЅРµ играет РЅРё Браун, РЅРё РЎРјРёС‚, то скрипачом является Вессон. РћР±Р° инструмента, РЅР° которых играет Вессон, теперь определены, поэтому остальные клетки строки "Вессон" можно заполнить нулями:
РР· таблицы РІРёРґРЅРѕ, что играть РЅР° флейте Рё РЅР° РіРѕР±РѕРµ может только РЎРјРёС‚.
Ответ:Браун играет РЅР° альте Рё кларнете, РЎРјРёС‚ – РЅР° флейте Рё РіРѕР±РѕРµ, Вессон – РЅР° СЃРєСЂРёРїРєРµ Рё трубе. 2.2.РўСЂРё одноклассника – Влад, РўРёРјСѓСЂ Рё Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что РѕРґРёРЅ РёР· РЅРёС… стал врачом, РґСЂСѓРіРѕР№ физиком, Р° третий юристом. РћРґРёРЅ полюбил туризм, РґСЂСѓРіРѕР№ бег, страсть третьего – регби. Юра сказал, что РЅР° туризм ему РЅРµ хватает времени, хотя его сестра – единственный врач РІ семье, заядлый турист. Врач сказал, что РѕРЅ разделяет увлечение коллеги. Забавно, РЅРѕ Сѓ РґРІРѕРёС… РёР· друзей РІ названиях РёС… профессий Рё увлечений РЅРµ встречается РЅРё РѕРґРЅР° Р±СѓРєРІР° РёС… имен. Определите, кто чем любит заниматься, РІ СЃРІРѕР±РѕРґРЅРѕРµ время Рё Сѓ РєРѕРіРѕ какая профессия. Решение: Здесь исходные данные разбиваются РЅР° тройки (РёРјСЏ – профессия – увлечение). РР· слов Юры СЏСЃРЅРѕ, что РѕРЅ РЅРµ увлекается туризмом Рё РѕРЅ РЅРµ врач. РР· слов врача следует, что РѕРЅ турист.
Буква "а", присутствующая в слове "врач", указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно врач – Тимур. В его имени есть буквы "т" и "р", встречающиеся в слове "туризм", следовательно второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени – Юра. Юра не юрист и не регбист, так как в его имени содержатся буквы "ю" и "р". Следовательно, окончательно имеем:
Ответ.Влад – юрист и регбист, Тимур – врач и турист, Юра – физик и бегун. Примеры. 3.1.Трое друзей, болельщиков автогонок "Формула-1", спорили о результатах предстоящего этапа гонок. – Вот увидишь, Шумахер не придет первым, – сказал Джон. Первым будет Хилл. – Да нет же, победителем будет, как всегда, Шумахер, – воскликнул Ник. – А об Алези и говорить нечего, ему не быть первым. Питер, к которому обратился Ник, возмутился: – Хиллу не видать первого места, а вот Алези пилотирует самую мощную машину. По завершении этапа гонок оказалось, что каждое из двух предположений двоих друзей подтвердилось, а оба предположения третьего из друзей оказались неверны. Кто выиграл этап гонки? Решение.Введем обозначения для логических высказываний: S– победит Шумахер; X – победит Хилл; А – победит Алези. Реплика Ника "Алези пилотирует самую мощную машину" не содержит никакого утверждения о месте, которое займёт этот гонщик, поэтому в дальнейших рассуждениях не учитывается. Зафиксируем высказывание каждого из друзей: Джон: Ник: Питер: Учитывая то, что предположения двух друзей подтвердились, а предположения третьего неверны, запишем и упростим истинное высказывание Высказывание истинно только при S=1, A=0, X=0 Ответ:Победителем этапа гонок стал Шумахер 3.2.Андрей, Аня и Маша решили пойти в кино. Каждый из них высказал свои пожелания по поводу выбора фильма. Андрей сказал: “Я хочу посмотреть французский боевик”. Маша сказала: “Я не хочу смотреть французскую комедию”. Аня сказала: “Я хочу посмотреть американскую мелодраму”. Каждый из них слукавил в одном из двух пожеланий. На какой фильм пошли ребята? Решение: 1. Выделим простые высказывания и запишем их через переменные: А - “Французский фильм” 2. Запишем логические функции (сложные высказывания). Учтем условие о том, что каждый из ребят оказался прав в одном предположении: а) “Французский боевик” - б) “Американскую мелодраму” - в) “Не французская комедия” - 3. 3апишем произведение указанных функций: 4. Упростим формулу: 5. Приравняет результат к единице: 6. Составим таблицу истинности:
7. Найдем по таблице значения переменных, для которых выражение = 1 А) Б) 8. Проанализируем результат: результат Б) не является решением, т.к. в ответе Маши оба утверждения оказываются неверными, что противоречит условию задачи. Результат А) полностью удовлетворяет условию задачи и поэтому является верным решением. Ответ:ребята выбрали американский боевик
Методические указания по прохождению летней вычислительной практики
Санкт-Петербург
УДК 681.3 Составители Р•.Рџ. Виноградова,Р’. Р. Рсаков Рецензент
Методические указания содержат описание порядка прохождения студентами летней практики, необходимые теоретические сведения и набор индивидуальных заданий для студентов. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Прикладная информатика», и могут быть использованы при прохождении студентами летней вычислительной практики.
. Подготовлены к публикации кафедрой моделирования вычислительных и электронных систем Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.
© СПбГУАП,2012
__________________________________________________________________ Редакционно-издательский отдел Отдел электронных публикаций и библиографии библиотеки Отдел оперативной полиграфии СПбГУАП 190000, Санкт-Петербург, ул. Б. Морская, 67
1. Порядок проведения летней практики. Целью проведения летних практик для студентов информационных специальностей является развитие и усовершенствование навыков последних в областях теории алгоритмизации, практического решения прикладных информационных задач и использования современной вычислительной техники. При прохождении летней практики студенты получают возможность более тесно ознакомиться с возможностями вычислительной лаборатории кафедры моделирования вычислительных и электронных систем. Летняя практика проводится после окончания летней сессии в сроки, установленные учебной частью университета. Каждый студент получает от преподавателя индивидуальное задание в соответствии с полученным от преподавателя вариантом. Аудиторные занятия в период летней практики осуществляются в консультационном режиме по расписанию, согласованному с преподавателем. По окончании летней практики каждый студент должен предоставить преподавателю, ответственному за проведение практики, индивидуальный отчет о проделанной работе. Получение зачета по летней практике осуществляется в форме защиты отчета. 2. Содержание отчета.
Отчет студента Рѕ прохождении летней практики должен содержать: ¾ титульный лист стандартного образца СЃ указанием Р¤.Р.Рћ. студента, номера РіСЂСѓРїРїС‹ Рё номера варианта задания; ¾ тексты заданий (для каждого РёР· заданий 1-5); ¾ алгоритм решения задания (РІ РІРёРґРµ блок-схемы или описательно СЃ помощью алгоритмического языка); ¾ примеры реализации алгоритмов РІ наиболее привычном средстве программирования (желательно); ¾ ответ РЅР° каждое РёР· заданий (для каждого РёР· заданий 1-5); ¾ выводы. 3. Задания для выполнения Задание 1. Составить алгоритм действий Рё решить (варианты 1-10). Вариант 1: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. Перед РЅРёРјРё лежат РґРІРµ кучки камней, РІ первой РёР· которых 1, Р° РІРѕ второй — 2 камня. РЈ каждого РёРіСЂРѕРєР° неограниченно РјРЅРѕРіРѕ камней. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє или увеличивает РІ 3 раза число камней РІ какой-то куче, или добавляет 2 камня РІ какую-то кучу. Выигрывает РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого общее число камней РІ РґРІСѓС… кучах становится РЅРµ менее 17 камней. Кто выигрывает РїСЂРё безошибочной РёРіСЂРµ РѕР±РѕРёС… РёРіСЂРѕРєРѕРІ — РёРіСЂРѕРє, делающий первый С…РѕРґ, или РёРіСЂРѕРє, делающий второй С…РѕРґ? Каким должен быть первый С…РѕРґ выигрывающего РёРіСЂРѕРєР°? Ответ обоснуйте. Вариант 2: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. Перед РЅРёРјРё лежат РґРІРµ кучки камней, РІ первой РёР· которых 3, Р° РІРѕ второй — 2 камня. РЈ каждого РёРіСЂРѕРєР° неограниченно РјРЅРѕРіРѕ камней. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє или увеличивает РІ 3 раза число камней РІ какой-то кучке, или добавляет 1 камень РІ какую-то кучку. Выигрывает РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого общее число камней РІ РґРІСѓС… кучках становится РЅРµ менее 16 камней. Кто выигрывает РїСЂРё безошибочной РёРіСЂРµ — РёРіСЂРѕРє, делающий первый С…РѕРґ, или РёРіСЂРѕРє, делающий второй С…РѕРґ? Каким должен быть первый С…РѕРґ выигрывающего РёРіСЂРѕРєР°? Ответ обоснуйте. Вариант 3: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. Перед РЅРёРјРё лежат РґРІРµ кучки камней, РІ первой РёР· которых 4, Р° РІРѕ второй — 3 камня. РЈ каждого РёРіСЂРѕРєР° неограниченно РјРЅРѕРіРѕ камней. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє или увеличивает РІ 3 раза число камней РІ какой-то кучке, или добавляет 2 камня РІ какую-то кучку. Выигрывает РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого общее число камней РІ РґРІСѓС… кучках становится РЅРµ менее 24 камней. Кто выигрывает РїСЂРё безошибочной РёРіСЂРµ РѕР±РѕРёС… РёРіСЂРѕРєРѕРІ — РёРіСЂРѕРє, делающий первый С…РѕРґ, или РёРіСЂРѕРє, делающий второй С…РѕРґ? Каким должен быть первый С…РѕРґ выигрывающего РёРіСЂРѕРєР°? Ответ обоснуйте. Вариант 4: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. Перед РЅРёРјРё лежат три кучки камней, РІ первой РёР· которых 2, РІРѕ второй — 3, РІ третьей — 4 камня. РЈ каждого РёРіСЂРѕРєР° неограниченно РјРЅРѕРіРѕ камней. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє или удваивает число камней РІ какой-то кучке, или добавляет РїРѕ РґРІР° камня РІ каждую РёР· кучек. Выигрывает РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого либо РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· кучек становится РЅРµ менее 15 камней, либо общее число камней РІРѕ всех трех кучках становится РЅРµ менее 25. Кто выигрывает РїСЂРё безошибочной РёРіСЂРµ РѕР±РѕРёС… РёРіСЂРѕРєРѕРІ — РёРіСЂРѕРє, делающий первый С…РѕРґ, или РёРіСЂРѕРє, делающий второй С…РѕРґ? Каким должен быть первый С…РѕРґ выигрывающего РёРіСЂРѕРєР°? Ответ обоснуйте. Вариант 5: Даны три кучки камней, содержащих соответственно 2, 3 Рё 4 камня. Р—Р° РѕРґРёРЅ С…РѕРґ разрешается или удвоить количество камней РІ меньшей кучке (если РёС… РґРІРµ — то РІ каждой РёР· РЅРёС…), или добавить РїРѕ 1 камню РІ каждую РёР· всех трех кучек. Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого РІРѕ всех трех кучках суммарно становится РЅРµ менее 23 камней. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. Выяснить, кто выигрывает РїСЂРё правильной РёРіСЂРµ — первый или второй РёРіСЂРѕРє. Ответ обоснуйте. Вариант 6: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. Перед РЅРёРјРё лежат РґРІРµ кучки камней, РІ первой РёР· которых 3, Р° РІРѕ второй — 4 камня. РЈ каждого РёРіСЂРѕРєР° неограниченно РјРЅРѕРіРѕ камней. РҐРѕРґСЏС‚ РёРіСЂРѕРєРё РїРѕ очереди. Делая очередной С…РѕРґ, РёРіСЂРѕРє или увеличивает РІ какой-то кучке число камней РІ 2 раза, или добавляет РІ какую-то кучку 3 камня. Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого общее число камней РІ РґРІСѓС… кучках становится РЅРµ менее 23. Кто выиграет — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий второй С…РѕРґ? Ответ обоснуйте. Вариант 7: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. Перед РЅРёРјРё лежат РґРІРµ кучки камней, РІ первой РёР· которых 2, РІРѕ второй — 3 камня. РЈ каждого РёРіСЂРѕРєР° неограниченное количество камней. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє или увеличивает число камней РІ какой-то кучке РІ 3 раза, или добавляет 3 камня РІ любую РёР· кучек. Выигрывает РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого общее число камней РІ РґРІСѓС… кучках становится РЅРµ менее 33. Кто выигрывает — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ вторым? Ответ обоснуйте. Вариант 8: Даны РґРІРµ РіРѕСЂРєРё фишек, содержащих соответственно 2 Рё 4 фишки. Р—Р° РѕРґРёРЅ С…РѕРґ разрешается или удвоить количество фишек РІ какой-РЅРёР±СѓРґСЊ РіРѕСЂРєРµ, или добавить РїРѕ РґРІРµ фишки РІ каждую РёР· РґРІСѓС… РіРѕСЂРѕРє. Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после чьего С…РѕРґР° РІ РґРІСѓС… горках суммарно становится РЅРµ менее 24 фишек. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. Кто выигрывает — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ вторым? Ответ обоснуйте. Вариант 9: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. Перед РЅРёРјРё лежат РґРІРµ кучки фишек, РІ первой РёР· которых 3, Р° РІРѕ второй — 5 фишек. РЈ каждого РёРіСЂРѕРєР° неограниченно РјРЅРѕРіРѕ фишек. РҐРѕРґСЏС‚ РёРіСЂРѕРєРё РїРѕ очереди. Делая очередной С…РѕРґ, РёРіСЂРѕРє или увеличивает РІ какой-то кучке число фишек РІ 2 раза, или добавляет РІ какую-то кучку 2 фишки. Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого общее число фишек РІ РґРІСѓС… кучках становится РЅРµ менее 21. Кто выиграет — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий второй С…РѕРґ? Ответ обоснуйте. Вариант 10: Даны три кучки камней, содержащие соответственно 3, 4 Рё 5 камней. Р—Р° РѕРґРёРЅ С…РѕРґ разрешается или удвоить количество камней РІ меньшей кучке (если таких РґРІРµ — то лишь РІ РѕРґРЅРѕР№ РёР· РЅРёС…), или добавить 2 камня РІ большую РёР· кучек (если таких РґРІРµ — то лишь РІ РѕРґРЅСѓ РёР· РЅРёС…). Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого РІРѕ всех трех кучках суммарно становится РЅРµ менее 23 камней. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. Выяснить, кто выигрывает РїСЂРё правильной РёРіСЂРµ — первый или второй РёРіСЂРѕРє. Ответ обосновать. _________________________________________________________________ Задание 2. Составить алгоритм действий Рё решить (варианты 1-10). Вариант 1: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. РќР° координатной плоскости РІ точке СЃ координатами (0;1) стоит фишка. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє перемещает фишку РёР· точки СЃ координатами (x,y) РІ РѕРґРЅСѓ РёР· трех точек: (x+3;y), (x,y+3) или (x,y+4). Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого расстояние РїРѕ РїСЂСЏРјРѕР№ РѕС‚ фишки РґРѕ начала координат (0,0) больше 10 единиц. Кто выигрывает — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ вторым? Вариант 2: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. РќР° координатной плоскости РІ точке СЃ координатами (-2;-1) стоит фишка. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє перемещает фишку РёР· точки СЃ координатами (x,y) РІ РѕРґРЅСѓ РёР· трех точек: (x+3;y), (x,y+4) или (x+2,y+2). Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого расстояние РїРѕ РїСЂСЏРјРѕР№ РѕС‚ фишки РґРѕ начала координат (0,0) больше 9 единиц. Кто выигрывает — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ вторым? Вариант 3: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. РќР° координатной плоскости РІ точке СЃ координатами (3;-5) стоит фишка. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє перемещает фишку РёР· точки СЃ координатами (x,y) РІ РѕРґРЅСѓ РёР· трех точек: (x+3;y), (x,y+4) или (x,y+5). Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого расстояние РїРѕ РїСЂСЏРјРѕР№ РѕС‚ фишки РґРѕ начала координат (0,0) РЅРµ меньше 10 единиц. Кто выигрывает — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ вторым? Вариант 4: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. РќР° координатной плоскости РІ точке СЃ координатами (-3;2) стоит фишка. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє перемещает фишку РёР· точки СЃ координатами (x,y) РІ РѕРґРЅСѓ РёР· трех точек: (x+5;y), (x,y+4) или (x+3,y+3). Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого расстояние РїРѕ РїСЂСЏРјРѕР№ РѕС‚ фишки РґРѕ начала координат (0,0) больше 12 единиц. Кто выигрывает — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ вторым? Вариант 5: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. РќР° координатной плоскости РІ точке СЃ координатами (0;-4) стоит фишка. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє перемещает фишку РёР· точки СЃ координатами (x,y) РІ РѕРґРЅСѓ РёР· трех точек: (x+4;y), (x,y+4) или (x+4,y+4). Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого расстояние РїРѕ РїСЂСЏРјРѕР№ РѕС‚ фишки РґРѕ начала координат (0,0) больше 12 единиц. Кто выигрывает — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ вторым? Вариант 6: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. РќР° координатной плоскости РІ точке СЃ координатами (2;3) стоит фишка. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє перемещает фишку РёР· точки СЃ координатами (x,y) РІ РѕРґРЅСѓ РёР· трех точек: (2x;y), (x,2y) или (x,y+2). Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого расстояние РїРѕ РїСЂСЏРјРѕР№ РѕС‚ фишки РґРѕ начала координат (0,0) больше 13 единиц. Кто выигрывает — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ вторым? Вариант 7: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. РќР° координатной плоскости РІ точке СЃ координатами (3;3) стоит фишка. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє перемещает фишку РёР· точки СЃ координатами (x,y) РІ РѕРґРЅСѓ РёР· трех точек: (2x;y), (x,2y) или (x+2,y+2). Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого расстояние РїРѕ РїСЂСЏРјРѕР№ РѕС‚ фишки РґРѕ начала координат (0,0) больше 22 единиц. Кто выигрывает — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ вторым? Вариант 8: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. РќР° координатной плоскости РІ точке СЃ координатами (0;-3) стоит фишка. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє перемещает фишку РёР· точки СЃ координатами (x,y) РІ РѕРґРЅСѓ РёР· трех точек: (2+x;y+1), (x,2+y) или (x+1,y+1). Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого расстояние РїРѕ РїСЂСЏРјРѕР№ РѕС‚ фишки РґРѕ точки СЃ координатами (-2,-2) больше 17 единиц. Кто выигрывает — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ вторым? Вариант 9: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. РќР° координатной плоскости РІ точке СЃ координатами (2;-2) стоит фишка. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє перемещает фишку РёР· точки СЃ координатами (x,y) РІ РѕРґРЅСѓ РёР· трех точек: (2+x;y+3), (x,5+y) или (x+1,y+4). Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого расстояние РїРѕ РїСЂСЏРјРѕР№ РѕС‚ фишки РґРѕ точки СЃ координатами (0,3) больше 25 единиц. Кто выигрывает — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ вторым? Вариант 10: Два РёРіСЂРѕРєР° играют РІ следующую РёРіСЂСѓ. РќР° координатной плоскости РІ точке СЃ координатами (1;2) стоит фишка. РРіСЂРѕРєРё С…РѕРґСЏС‚ РїРѕ очереди. РҐРѕРґ состоит РІ том, что РёРіСЂРѕРє перемещает фишку РёР· точки СЃ координатами (x,y) РІ РѕРґРЅСѓ РёР· трех точек: (2+x;y), (x,2+y) или (2x,y). Выигрывает тот РёРіСЂРѕРє, после С…РѕРґР° которого расстояние РїРѕ РїСЂСЏРјРѕР№ РѕС‚ фишки РґРѕ точки СЃ координатами (0,2) больше 23 единиц. Кто выигрывает — РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ первым, или РёРіСЂРѕРє, делающий С…РѕРґ вторым? _________________________________________________________________ Задание 3. Написать алгоритм программы, РїСЂРё выполнении которой СЃ клавиатуры считываются координаты точки РЅР° плоскости (x1,y1 – действительные числа) Рё определяется принадлежность точки некоторой области, включая ее границы. Область ограничена графиком y=f(x) Рё прямыми y= a , x=b Рё С…=c. Вариант 1: f(x)=sin(x), a=0, b=1, c=5.75. Вариант 2: f(x)=sin(x), a=0.5, b=0, c=3.15. Вариант 3: f(x)=cos(x)-0.25, a=0, b=0, c=3.5. Вариант 4: f(x)=cos(x), a=0, b=0.5, c=10. Вариант 5: f(x)=tg(x), a=0, b=0, c=1.5. Вариант 6: f(x)=x+5, a=0, b=0, c=5. Вариант 7: f(x)=sin(x)+1, a=0, b=2, c=7. Вариант 8: f(x)=exp(x)-1, a=0, b=0, c=2.5. Вариант 9: f(x)= -x2+5, a=0, b=0.5, c=5. Вариант 10: f(x)=xsin(x), a=0, b=0, c=6,5. Пояснить решение графически. ______________________________________________________________ Задание 4. Вариант 1: Определить, сколько единиц РІ двоичной записи произвольного числа Рђ (100<Рђ<1000)? Вариант 2: Определить, сколько нулей РІ двоичной записи произвольного числа Рђ (100<Рђ<1000)? Вариант 3: Определить, чего больше, единиц или нулей РІ двоичной записи произвольного числа Рђ (100<Рђ<1000)? Вариант 4: Вывести РІСЃРµ десятичные числа A (100<Рђ<500), РІ двоичной записи которых число единиц превосходит число нулей. Вариант 5: Вывести РІСЃРµ десятичные числа A (500<Рђ<1000), РІ двоичной записи которых число нулей превосходит число единиц. Вариант 6: Вывести РІСЃРµ десятичные числа A (300<Рђ<800), РІ двоичной записи которых число нулей РЅР° 2 превосходит число единиц. Вариант 7: Вывести РІСЃРµ десятичные числа A (300<Рђ<800), РІ двоичной записи которых число нулей РЅР° 2 превосходит число единиц. Вариант 8: Вывести РІСЃРµ десятичные числа A (0<Рђ<500), РІ двоичной записи которых число нулей РІ 2 раза превосходит число единиц. Вариант 9: Вывести РІСЃРµ десятичные числа A (200<Рђ<600), РІ двоичной записи которых число нулей РЅРµ более чем РЅР° 2 превосходит число единиц. Вариант 10: Вывести РІСЃРµ десятичные числа A (400<Рђ<900), РІ двоичной записи которых число единиц более чем РІ 3 раза превосходит число нулей. Задание 5. Решить логическую задачу. Примеры выполнения задания приведены РІ Приложении. Вариант 1. РџРѕ обвинению РІ ограблении перед СЃСѓРґРѕРј предстали Рванов, Петров, РЎРёРґРѕСЂРѕРІ. Следствием установлено следующее: 1) Если Рванов РЅРµ виновен или Петров виновен, то РЎРёРґРѕСЂРѕРІ виновен. 2) Если Рванов РЅРµ виновен, то РЎРёРґРѕСЂРѕРІ РЅРµ виновен. Виновен ли Рванов? Вариант 2. Виктор, Роман, Юрий Рё Сергей заняли РЅР° математической олимпиаде первые четыре места. РљРѕРіРґР° РёС… спросили Рѕ распределении мест, РѕРЅРё дали три таких ответа: 1) Сергей - первый, Роман - второй; 2) Сергей - второй, Виктор - третий; 3) Юрий - второй, Виктор - четвертый. Как распределились места, если РІ каждом ответе только РѕРґРЅРѕ утверждение истинно? Вариант 3. РќР° РІРѕРїСЂРѕСЃ “Кто РёР· Ваших cтудентов изучал логику?” учитель ответил: “Если логику изучал Андрей, то изучал Рё Борис. Однако неверно, что если изучал Семен, то изучал Рё Борис”. Составьте систему логических уравнений Рё определите, кто же изучал логику? Вариант 4. Приведите алгоритм рассуждения Рё дайте ответ РЅР° поставленный РІРѕРїСЂРѕСЃ: "Перед СЃСѓРґРѕРј стоит три человека, РёР· которых каждый может быть либо туземцем, либо колониалистом. РЎСѓРґСЊСЏ знает, что туземцы всегда отвечают РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ правдиво, между тем как колониалисты всегда лгут. Однако СЃСѓРґСЊСЏ РЅРµ знает, кто РёР· РЅРёС… туземец, Р° кто колониалист. РћРЅ спрашивает первого, РЅРѕ РЅРµ понимает его ответа. Поэтому РѕРЅ спрашивает сначала второго, Р° потом третьего Рѕ том, что ответил первый. Второй РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что первый РіРѕРІРѕСЂРёР», что РѕРЅ туземец. Третий РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что первый назвал себя колониалистом. Кем были второй Рё третий подсудимые?" Вариант 5. Дина, РЎРѕРЅСЏ, Коля, Р РѕРјР° Рё Миша учатся РІ институте. РС… фамилии – Бойченко, Карпенко, Лысенко, Савченко Рё Шевченко. Вариант 6. РџСЂРѕРіРЅРѕР· РїРѕРіРѕРґС‹ выглядит так: “Если РЅРµ будет ветра, то будет пасмурная РїРѕРіРѕРґР° без дождя. Если будет дождь, то будет пасмурно Рё без ветра. Если будет пасмурная РїРѕРіРѕРґР°, то будет дождь Рё РЅРµ будет ветра”. Составьте Рё решите систему логических уравнений Рё определите, какая РїРѕРіРѕРґР° может быть завтра. Вариант 7. Приведите рассуждения Рё дайте ответ РЅР° поставленный РІРѕРїСЂРѕСЃ. Профессор РљРЈРљРЈРЁРљРђ послал СЃРІРѕРёРј коллегам РІ семь стран научные труды, перепутав конверты. Чех КУКАЧКА, интересующийся орлами, получил РїРёСЃСЊРјР° РЅР° датском языке Рё статью Рѕ фламинго, которая была предназначена французу РљРЈРљРЈ. Последний получил итальянское РїРёСЃСЊРјРѕ Рё статью Рѕ клесте, предназначенную для голландца РљРћРљРћРљРђ, который получил испанское РїРёСЃСЊРјРѕ Рё монографию Рѕ лазоревке, интересующую датчанина КУКЕНА, получившего статью РѕР± орлах. Ртальянец КУКУЛО интересующийся пчелоедом, получил немецкое РїРёСЃСЊРјРѕ, Р° немец РљРЈРљРЈРљ, интересующийся ласточками, - французское. Кто получил статью, предназначенную для испанца РљРЈРљРЛО, Рё РЅР° каком языке было написано РїРёСЃСЊРјРѕ, которое РљРЈРљРЛО получил? Вариант 8. Как-то раз студенты РіСЂСѓРїРїС‹ отправились РІ лес РїРѕ РіСЂРёР±С‹. РќР° следующий день РІСЃРµ только РѕР± этом Рё говорили. Куратор СЃРїСЂРѕСЃРёР», разводили ли РѕРЅРё костер. Кто-то ответил: «Конечно, разводили! РњС‹ решили так: Пусть РґРІРѕРµ заготовят С…РІРѕСЂРѕСЃС‚, разведут костер Рё вскипятят чай, Р° остальные пусть собирают грибы». Куратор СЃРїСЂРѕСЃРёР»: «Кто же разводил костер?В» Студенты предложили: «Пусть куратор сам вычислит наших костровых. РњС‹ назовем ему несколько имен Рё посмотрим, сможет ли РѕРЅ узнать, какие ребята РЅР° самом деле были костровыми». Рто предложение всем понравилось, Рё куратору было названо пять вариантов костровых. Были названы Андрей Рё Борис, Андрей Рё Володя, Андрей Рё Галя, Галя Рё Даша, Даша Рё Сергей. Куратор сказал, что этих сведений РЅРµ достаточно. РўРѕРіРґР° староста сказал, что РІ четырех вариантах РѕРґРЅРѕ РёРјСЏ указанно правильно, Р° РѕРґРЅРѕ – неправильно, Р° РІ РѕРґРЅРѕРј варианте РѕР±Р° имени названы РЅРµ верно. После этого куратор сразу же назвал костровых. РљРѕРіРѕ РѕРЅ назвал?
Вариант 9. В театре готовились к постановке новой пьесы, и студенты решили пойти на премьеру. Двоим студентам было поручено заблаговременно купить билеты. Когда же дата премьеры была объявлена, оказалось, что все забыли, кому именно это было поручено. Студенты высказали ряд догадок. Возникли следующие предположения: Билеты должны были купить Андрей и Борис, Борис и Володя, Борис и Галя, Володя и Галя, Володя и Даша, Даша и Галя, Сергей и Даша. Пока ребята спорили, староста достал план культурных мероприятий и установил, кто должен был купить билеты. Но староста не стал называть никаких имен. Он сказал только, что в двух из обсуждаемых догадок одно имя названо правильно, а другое – неправильно; во всех же остальных догадках оба варианта неверны. После этого ребята довольно быстро обнаружили, кому же было поручено купить билеты. Староста подтвердил, что названное решение правильно. Кому же было поручено купить билеты?
Вариант 10. РќР° соревнованиях РїРѕ спортивному марафону были высказаны 2 РїСЂРѕРіРЅРѕР·Р° Рѕ местах, которые займут спортсмены Рванов, Петров, РЎРёРґРѕСЂРѕРІ, реально претендующие РЅР° призовые места. Литература: 1. Демонстрационные варианты ЕГР2004–2012 РіРі. 2. Гусева Р.Р®. ЕГР. Рнформатика: раздаточный материал трени- ровочных тестов. РЎРџР±.: РўСЂРёРіРѕРЅ, 2012. 3. Крылов РЎ.РЎ., Лещинер Р’.Р ., Якушкин Рџ.Рђ. ЕГР-2010. Рнформа- тика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / РїРѕРґ ред. Р’.Р . Лещинера / Р¤РРџР. Рњ.: Рнтеллект-центр, 2010. 4. Крылов РЎ.РЎ., Ушаков Р”.Рњ. ЕГР-2010. Рнформатика. Тематиче- ская рабочая тетрадь. Рњ.: Ркзамен, 2010. 5. Якушкин Рџ.Рђ., Ушаков Р”.Рњ. Самое полное издание типо- вых вариантов реальных заданий ЕГР-2009. Рнформатика. Рњ.: Астрель, 2009.в„– 21 / 2010 // РНФОРМАТРРљРђ 21 6. http://www.resolventa.ru. 7. http://kpolyakov.narod.ru
Приложение. Методы решения логических задач: Разнообразие логических задач очень велико. Способов их решения тоже немало. Но наибольшее распространение получили следующие три способа решения логических задач: 1. с помощью рассуждений. 2. табличный; 3. средствами алгебры логики; 12 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |