Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источник: Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. -672с.

Источник: Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. -672с.

Часть 3 Психология отношений.

Из главы 9: с. 279-294, 314-315.

 

 

С момента своего рождения человек, вступая в мир, фактически вступает в мир человеческих отношений. Исследования в этой области показывают, что люди — эмоционально и социально зависимые существа. На нашу повседневную жизнь оказывают глубокое влияние отношения с другими людьми, страх потерять привя­занность одних, угроза приобрести недоброжелателей и даже врагов среди других. Мы испытываем чувство удовлетворенности жизнью или ужасного дискомфорта вследствие складывающихся отношений с разными людьми. Настроение может испортиться даже от грубого столкновения с незнакомцем в толпе, с которым нас ничто не связывает. Тем более наш душевный комфорт зависит от того, каковы наши отношения с близкими людьми, с соседями и друзьями, партнерами в сфере профессиональной деятельности. В понимание важности взаимоотношений людей значительный вклад внесла социальная психология.

Вся вторая часть нашей книги была посвящена социальной психологии лично­сти, поскольку нам необходимо было предварительно уяснить истоки и основные признаки социальности человека. Однако любой анализ человеческих качеств становится возможным только в ситуации, когда один человек вступает в контакт с другим. Эти контакты описываются как отношения между субъектами. Вне этих отношений все наши характеристики личности повисают в воздухе. Только во взаимодействии с другими люди создают мир и свою жизнь в нем. Это закон, которому подчиняется каждый из нас, потому что все мы строим собственную систему отношений с нашими близкими, друзьями и коллегами. Мир можно описать как сложнейшую и кажущуюся хаотичной систему отношений между людьми. Социальная психология вместе с другими науками стремится к такому анализу мира, который бы позволил упорядочить наши представления о нем.

Особый вклад в развитие такого взгляда на мир социальных отношений внесли К. Левин, Я. Морено, С. Московичи, Г. М. Андреева, П. Н. Шихирев и другие психологи.

Социальные и межличностные отношения

Психологические проблемы отношений заинтересовали социальных психологов еще на заре развития науки, когда Норманн Триплет (Тпр1еИ, 1898) заметил, что поведение велосипедистов изменяется в присутствии болельщиков. Начало ис­следований человеческих отношений было положено знаменитыми Хоторнскими экспериментами, длившимися с 1925 по 1936 г. В современном информационном обществе человеческие взаимоотношения приобретают особую значимость, так как именно они начали определять эффективность социальной и производственной деятельности.

Основные понятия психологии отношений

Социальная психология, будучи наукой о взаимовлиянии людей и их отноше­ний, разработала целый ряд понятий, которые позволяют анализировать эти от­ношения с разных точек зрения. С одной стороны, мы можем рассмотреть их как научный термин, имеющий свою историю исследований, а с другой — это слово обыденной речи, которое мы употребляем, не задумываясь о его содержании, так как оно естественно присутствует в языке любого народа.

Отношения— это наиболее общая категория, которая описывает все формы связей между людьми и все человеческие контакты.

Особенностью отношений является их непроизвольность. Люди начинают устанавливать отношения с первых секунд встречи, особенно если ситуация за­ряжена эмоционально (например, зарождение любовных отношений или агрес­сивные намерения одной из сторон). Социальные контакты, продолжающиеся больше нескольких минут, также связаны с непроизвольным установлением от­ношений, главная составляющая которых — определение статуса другого. Такие отношения содержат неявную разведку потенциальных возможностей еще не партнера, но уже собеседника, с тем чтобы правильно определить свою позицию. Аналогичным образом ведут себя все приматы, так что данные реакции достались нам в наследство от предков. Известный российский теоретик театра П. М. Ершов называл это «пристройкой» сверху, снизу и рядом. Современные люди в постин­дустриальных странах чаще придерживаются партнерской стратегии в деловых контактах и стараются избегать эмоциональных отношений, «пристраиваясь рядом».

В русском языке все варианты отношений определяются через прилагательные: социальные, деловые, дружеские, приятельские и т. д. В латинском языке есть не менее 15 разных слов, обозначающих разные виды отношений, как по их эмоцио­нальной составляющей, так и по ситуации взаимодействия. Часть из них перешла во французский и английский языки, а из них современным русским, например, было заимствовано слово «контакт».

Социальные отношения — это такие отношения, в которые индивиды вступают как представители социальных классов, слоев населения или этносов, жителей той или иной местности, как специалисты в определенной области знания, то есть как носители безличных социальных ролей.

В такие контакты мы вступаем по несколько раз в день, оплачивая проезд в об­щественном транспорте, покупая продукты, слушая лекции, участвуя в собраниях, посещая различные учреждения. В психологии установлено, что поведение может быть одно, а отношение может быть совершенно другое. Например, мы принимаем участие в массовых действиях (собрания, митинги, демонстрации) или участвуем в выборах своих представителей в управление общиной, областью и государством. В этих случаях мы не вступаем в личные контакты, но проявляем «гражданское или вежливое невнимание» к окружающим (И. Гофман). Разновидностью соци­альных отношений являются деловые, когда контакты поддерживаются в силу производственной необходимости и отличаются большей продолжительностью, не переходя в личные.

Деловые отношения — это межличностные отношения, которые имеют опреде­ленную цель и продолжаются так долго, как это необходимо для реализации по­ставленной одним, двумя и более участниками цели.

Приходя ежедневно на работу, обсуждая деловые вопросы с коллегами и клиен­тами, посещая органы власти для решения рабочих вопросов, отвечая на экзамене и участвуя в семинарских занятиях и дискуссиях, мы вступаем в разнообразные деловые отношения, которые чаще всего не сопровождаются установлением более близких личных отношений. Мы можем знать имя нашего партнера, однако такое знание не является обязательным. В то же время деловые отношения, которые требуют активного сотрудничества, ведут к более тесным контактам, хотя и редко перерастают в личные отношения.

Личные/межличностные отношения — это близкие отношения между людьми, в которые они вступают как неповторимые личности. В таких отношениях мы выступаем в роли детей, родителей, друзей, любимых, а наши контакты носят продолжительный и эмоциональный характер.

Социальные, деловые и межличностные отношения не разделены глухой стеной. В реальной жизни они могут смешиваться, носить двойной характер, перетекать из одной формы в другую. Иногда люди, плохо чувствующие социальную дистанцию, стремятся перевести свои социальные или деловые по своей сути отношения в лич­ные, которые им кажутся более надежными. При этом они прибегают к стратегии подношений и мелких подарков, добровольно занимая подчиненную позицию, которая дает возможность обратиться к должностному лицу с просьбами личного характера.

В современной жизни каждый человек имеет множество контактов, которые можно квалифицировать как социальные, деловые и личные отношения. Сегодня к ним добавились виртуальные, через Интернет. Это говорит о следующем:

Чем более сложными являются формы социальной жизни общества, тем более дифференцированный характер носят отношения между людьми.

Например, в Древнем Риме в условиях ежегодных выборов на многочисленные должности в системе исполнительной власти, несмотря на отсутствие современных средств информации, существовали все виды отношений. Социальные отношения основных политических сил сопровождались соперничеством и конкуренцией. Эти общественные отношения люди стремились укрепить с помощью деловых отноше­ний, личных связей и браков между представителями политических группировок и партий. Следовательно, взаимная проницаемостьразных видов отношений, их переход из одной формы в другую, имела место и в древности.

Проницаемость отношенийэто способность отношений трансформиро­ваться из одной формы в другую, например из социальных отношений в личные и наоборот.

Другая отличительная особенность отношений — их взаимозависимость.Она была описана в европейской социальной философии достаточно давно. В Новое время на взаимозависимость и взаимовлияние общественных и личных отношений обратил внимание немецкий социолог Георг Зиммель. В конце XIX в. Зиммель выдвинул идею о «молекулярной социологии», предметом которой является взаимозависимость индивидуального и коллективного. Зиммель считал, что со­циология должна изучать не только общественные институты, но и взаимодействие индивидов в ассоциациях (группах), а также процессы социализации внутри них. С. Московичи указывает, что, с одной стороны, Зиммель видит социальную реаль­ность как множество отношений и видов поведения, «вульгарных, но нуждающихся в исследовании», а с другой — он «переворачивает существующую иерархию, ибо полагает, что эти банальные факты и обыденные движения, день за днем объеди­няющие людей, представляют собой питательную влагу, орошающую социальное тело».Принимая именно их за основу, можно исследовать важнейшие способности индивида — сознание, волю, мотивацию, равно как и видимые органы общества -государство, семью, разделение труда и т. д. [120, с. 350-351]. Иными словами, социологический аспект исследований сосредоточен на анализе организационных основ общества, а социально-психологический — на взаимоотношениях людей в этих организациях, от семьи до государства.

На стиль и способы межличностных отношений оказывают влияние большое количество факторов: например, такие как принадлежность к определенной культу­ре, индивидуальные особенности людей, вступающих в контакт, мировоззренческие позиции участников, их ценностные ориентации, умение использовать разно­образные коммуникативные средства, а также те конкретные ситуации, в которых оказываются участники. Но вся совокупность социальных отношений чаще всего реализуется в межличностных контактах в процессе общения. Как подчеркивает Г. М. Андреева, взаимодействие личности и системы социальных связей (как ма­кроструктуры — общества в целом, так и микроструктуры — непосредственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущ­ностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества [7, с. 70].

Взаимодействиеэто определенная система действий одной стороны (чет-века или группы) по отношению к другой, и наоборот. В процессе взаимодействия всегда есть возможность повлиять на поведение людей, которые, в свою очередь, мо/ут руководствоваться аналогичной целью.

Цели взаимодействия реализуются в процессе общения людей друг с другом. Этот процесс может носить безличный характер, когда непосредственный контакт отсутствует: например, при просмотре телепередачи, чтении книги или газеты. В та­ким случае взаимодействие представляет собой процесс отправления и принятия информации. Коммуникатор передает информацию, а реципиент — воспринимает и перерабатывает ее. При условии личного контакта взаимодействие осуществля­ется как процесс общения даже в том случае, если партнеры находятся за тысячи километров друг от друга, например переписываются по электронной почте или ведут телефонные переговоры.

Общение — это процесс обмена вербальной и невербальной информацией, мнениями, суждениями, ценностями и позициями, в ходе которого складываются определенные отношения между людьми. Общение есть способ реализации отно­шений.

Такие отношения строятся как на основе занимаемого индивидами положения в обществе, так и на основе возникающих симпатий и антипатий в непосредствен­ных контактах. Однако отношения могут складываться и за пределами непосред­ственного общения, а именно на основе получаемой об индивиде информации. Чаще всего такая информация не является точной, исчерпывающей и полной, но она всегда содержит моральную оценку качеств индивида и довольно часто сообща­ет об этнической принадлежности. Такая информация эмоционально воздействует на содержание атрибуций и формирование отношения (аттитюда) к тому или ино­му руководителю, политическому лидеру и любому другому человеку.

Поддерживая личные отношения, мы исполняем роли, о которых у нас тоже есть свои представления. В жизни каждый человек играет множество социальных ролей, но чаще всего мы становимся свидетелями только одной из них, той, что проявляется в ситуации конкретного контакта, в непосредственно наблюдаемом процессе коммуникации. Латинское слово регзопаозначает и личность, и маску, и роль. Актер античного театра при смене ролей менял маски, представляясь то злодеем, то героем; одновременно он менял голос, жесты, настроение и телодви­жения своего персонажа.

Социальная рольэто стереотипная модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или личных от­ношений. Роль определяется: названием; статусом индивида; выполняемой функцией в системе социальных отношений; ожиданиями окружающих.

При социальных контактах, когда человек выступает как гражданин, член об­щины, общества или политической партии, социальная роль отражает его мировоз­зренческие позиции, ценности, ожидания, представление о правах и обязательствах. В межличностных отношениях также есть свои поведенческие паттерны, они зави­сят от степени близости общающихся индивидов и индивидуальных характеристик, трисущих каждому из нас.

Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает от или иной индивид в системе общественных отношений. Исполнению социальной роли каждый человек обучается в процессе социализации, ориентируясь на те ожидания, которые предъявляет ему ближайшее окружение. Роль как бы ставит исполнителю поведенческие пределы, выход за которые означает нарушение обще­принятых норм. Обычно ненормативное исполнение социальной роли карается, но случаются и поощрения.

У ролей есть пределы дозволенности или, как пишет Г. М. Андреева, «каждая социальная роль имеет некоторый диапазон возможностей». Диапазон этой ролевой свободы может быть шире или уже, строгость соблюдения «ролевых» правил -слабее или сильнее. Например, актеру или представителю другой творческой профессии позволительно многое, чего не может позволить себе политик. Однако чем выше у индивида социальное положение и чем увереннее он себя чувствует в своем статусе, тем чаще он может себе позволить «странное поведение». Напри­мер, японского премьер-министра Коидзуми соратники прозвали «Король-Лев», а оппозиция — «Лохматый барбос» за необычную для политических деятелей страны прическу.

Для нас, как исполнителей социальных ролей, важно понять закономерности процесса установления отношений, эффективного общения, в результате которого достигаются цели взаимодействия. Но не менее важно понять и те аспекты отноше­ний, которые препятствуют установлению контакта, когда общение носит деструк­тивный характер, а отношения в результате разрушаются. Все содержание данной и следующих глав третьей части будет посвящено этим вопросам в связи с их огромной значимостью для проблем культурной трансформации России в ближай­шие десятилетия. В своем изложении мы будем придерживаться принципа от обще­го к частному, анализируя и социальные, и психологические аспекты отношений.

Резюме

Мир человеческих отношений многообразен и изменчив. Для ориентации в нем человечество разработало систему понятий. В латинском языке существует не менее 15 разных слов, характеризующих разные виды отношений. В русском языке все варианты отношений определяются через прилагательные: социальные, деловые, дружеские, личные и другие.

Социальные отношения— отношения, в которые индивиды вступают как пред­ставители социальных классов, слоев населения или этносов, жителей той или иной местности, как специалисты в определенной области знания, то есть как носители безличных социальных ролей.

Деловые отношения— это межличностные отношения, которые имеют опреде­ленную цель и продолжаются так долго, как это необходимо для реализации по­ставленной одним, двумя и более участниками цели.

Личные/межличностные отношения— это близкие отношения между людьми, в которые они вступают как неповторимые личности. Чем сложнее формы социаль­ной жизни общества, тем более дифференцированный характер носят отношения между людьми.

Отношения — это и процесс, и некий результат. Наши отношения устанавли­ваются с помощью общения и реализуются в его процессе, когда мы исполняем определенную социальную роль. Социальная роль— это стереотипная модель поведения, объективно заданная социальной позицией человека в системе обще­ственных или личных отношений. Роль определяется: названием, статусом инди­вида, выполняемой функцией в системе социальных отношений и ожиданиями окружающих.

В XX в. начались исследования человеческих отношений. Теория «человеческих отношений» была впервые сформулирована Э. Мейо после нескольких лет экс­периментальной работы в начале 30-х гг.

К. Левин разработал методику наблюдений за поведенческими моделями, которые определяют стиль взаимоотношений — атмосферу жизни группы. Ле­вин воссоздал демократическую, авторитарную и попустительскую атмосферу в экспериментальной ситуации. Он пришел к выводу: стиль руководства группой определяет взаимоотношения между людьми. При авторитарном руководстве формируются враждебные индивидуалистические отношения, а при демократи­ческом — чувство «мы».

Отношения между людьми связаны с этапами социальной эволюции. В со­циологии новую периодизацию социально-экономического развития предложил Д. Белл. Он ввел понятия «традиционное» (аграрное), «индустриальное» и «пост­индустриальное» общество.

Традиционное общество отличали чрезмерная воинственность правящих классов, строгая иерархичность в быту, патернализм в отношениях, повышенная эмоциональность, участие в эстетически оформленных ритуалах, которые были направлены на поддержку главного принципа феодального государства и тради­ционного общества — иерархии как основы правопорядка.

Отношения в индустриальном обществе связаны со всеобщим принципом рационализации, который присутствует в науке, культуре и в человеческих отно­шениях. Рационализация— поведение, при котором вступающие в контакт люди руководствуются мотивами делового сотрудничества и взаимной выгоды, пытаясь абстрагироваться от собственных эмоций и впечатлений. Этические принципы отношений эпохи капитализма соотносили все деловые отношения по шкале «вы­годно — невыгодно». Индустриальное общество сделало выгодными честность, любовь к труду, аккуратность.

Те же принципы разделяли все крупные капиталисты дореволюционной России. Они были «русскими протестантами» — старообрядцами и опирались на абсолют­ное доверие друг к другу в старообрядческих общинах.

Теория социального обмена Дж. Хоманса имеет своим источником вполне определенный контекст — условия капиталистического общества и описывает от­дельные аспекты диадического взаимодействия по типу рыночного обмена.

Незавершенность трансформации социально-экономических отношений перио­да индустриализации в СССР связана с сохранением в обществе иерархических отношений предыдущего этапа развития. Рационализация поведения и отношений в индустриальном обществе призвана привести людей к более высокому мораль­ному уровню на иных, чем в традиционном обществе, основах, на осознании вы­годности моральных качеств для повышения эффективности не только деловых отношений, но и всей производственной деятельности.

Отношения в постиндустриальном, или информационном, обществе связаны с приходом глобальной интеллектуальной революции. Общей тенденцией развития всей системы общественных и межличностных отношений стала их усиливаю­щаяся рационализация и гармонизация. Гармонизация отношений— это процесс рационализации всех видов отношений в группе и обществе, которые предполагают доверие и честность взаимодействия, как в деловых, так и в личных отношениях внутри групп.

В начале 90-х гг. было разработано понятие «социальный капитал», которое связывает проблему человеческих отношений с экономической эффективностью общества. Социальный капитал— отношения между членами общества, которые основаны на доверии и честности взаимодействия, а в социально-экономической жизни предполагают равноправие и справедливость в распределении доходов, со­циальную подвижность, доступность образования и культуры.

Социальные структуры задаются человеческими отношениями; устойчивость, законченность структур обусловливаются их повторяемостью. Все действия людей подвержены влиянию структурных характеристик обществ. В то же время своими действиями мы способны изменить стиль взаимодействий и структурные харак­теристики общества.

 

Стили делового общения

 

Поскольку стиль поведения и общения это устоявшийся способ отношений с другими людьми, то необходимо проанализировать, как люди вступают в контакт, как общаются и как поддерживают отношения с другими. Стили могут быть следующих видов: партнерский, императивный (силовой), дружеский, приспо­сабливающийся, официальный, пренебрежительный, деловой, располагающий к дальнейшему общению и т. д.

Стиль общенияэто устоявшиеся привычные формы поведения человека по отношению к другим для достижения тех или иных целей в отношениях.

Характер отношений между людьми зависит от целей, которые люди ставят перед собой, вступая в контакт. Каждый человек придерживается в отношениях определенного стиля, который определяется следующими факторами:

• врожденные коммуникативные качества (генетический фактор);

• особенности воспитания и коммуникативной культуры в семье;

 

• нормы национальной культуры;

• способы осуществления власти в обществе.

Ориентация на дело


 

Таблица 12.2. Описание качеств людей, которые определяют стиль их деловых отношений [цит. по 238, с. 26]

 

Сосредоточенность на деле Сосредоточенность на людях
В центре внимания - факты Чтения контролируются Серьезность в отношениях Не интересуется слухами и болтовней «зтаИ 1а1К» Четко отслеживает время Контроль процесса отношений В качестве шефа опирается на формальные отношения Выразительность лица небольшая Принятие решений основано больше на фактах, чем на чувствах В центре внимания - чувства Движения расслаблены Играющий отношениями Интересуется слухами и болтовней «зта11 №» Гибкое, точно не установленное время В качестве шефа устанавливает личностные отношения Выразительное лицо Принятие решений основано больше на интуиции и чувствах, чем на фактах
Приспосабливающийся Руководящий
Двигается медленно Больше спрашивает Когда сидит, опирается назад Медленно принимает решение Избегает риска Не настаивает на принятии собственных решений Говорит медленно и часто очень тихо Двигается быстро Больше рассказывает, чем слушает Сидит прямо или нагибаясь вперед Быстро принимает решение Способен рисковать Настаивает на предлагаемых им решениях Говорит быстро, часто громким голосом

Коммуникативная компетентность

Коммуникативной компетентностью, как и социальной грамотностью, нужно овладевать. Здесь есть свои «таланты» и свои «бездари». Причем «бездари» нередко встречаются среди по-настоящему талантливых в какой-либо области людей. Гени­альный физик или выдающийся философ может обнаруживать коммуникативную безграмотность, которая в лучшем случае делает его чудаком, снисходительно вос­принимаемым другими, а в худшем — человеком «не от мира сего», подлежащим изгнанию. Так, например, погиб Сократ, которого афинский трибунал приговорил к смерти только за то, что он ходил по городу и убеждал афинян заботиться «не о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше» [142, с. 287]. Афиняне не выдержали не столько навязчивости проповеди, сколько стиля общения, которого придерживался Сократ, беседуя на улице с малознакомыми людьми. Нередко секрет успешной карьеры и продвиже­ния по общественной лестнице связан именно с «коммуникативными талантами» среднего по своим способностям человека.

Коммуникативные умения особенно важны в настоящее время, когда развитие информационных технологий привело человечество к следующей стадии развития. Социологи называют ее постиндустриальной фазой(В. ВеП), «информационным обществом» (У. Мазида), «обществом знаний» (Е МасЫир), постмодерным обще­ством (А. Ет,гют). На данном этапе развития главным фактором экономической эффективности стали человеческие отношения. Их изменение в сторону большей благожелательности и товарищеских отношений в рамках профессиональной дея­тельности заставляет по-новому оценить коммуникативный потенциал каждого человека.

О значимости коммуникативной компетентности и необходимости практиче­ского обучения писала еще в конце 1980-х гг. Л. А. Петровская, один из пионеров социально-психологического тренинга в России. Она чутко уловила главный нерв современности: «Ощутимым фактором интенсификации общения является влияние научно-технического прогресса на материальные, вещественные средства реализации межличностных контактов. Быстро приближается ситуация, когда техника даст возможность в любой момент из любой точки мгновенно связаться с любым человеком, и тогда основная задача будет заключаться в том, чтобы суметь овладеть потенциально неограниченным потоком общения, эффективно реализовать его возможности, опираясь, в частности, и на возросший уровень социально-психологической компетентности» [141, с. 11].

Коммуникативная компетентностьэто совокупность средств общения, ко­торыми владеет индивид.

Она может быть большей или меньшей, что зависит как от врожденных качеств человека, так и от приобретенных им в процессе взросления знаний, умений и на­выков. В процессе социализации усваиваются разнообразные паттерны поведения, которые наблюдает растущий человек. Однако не всегда простого наблюдения достаточно. К сожалению, практическое социально-психологическое обучение и сегодня все еще остается малодоступным и сосредоточено только в очень крупных городах. На данный момент общество еще не осознало его значимости для социаль­ного развития. Поэтому вопросы развития коммуникативных человеческих умений остаются чаще предметом теоретического рассмотрения без их практического освоения. Для развития России овладение эффективными коммуникативными умениями — одна из важнейших задач культурной трансформации общества.

Анализ процесса общения

Каким образом человек действует, когда устанавливает связи с известными и нужными людьми или намеренно рвет прежние отношения, прекращая общение по разным причинам? Какие способы и средства использует для организации и поддержания процесса общения? Чтобы ответить на эти вопросы, Г. М. Андреева из целостного процесса общения искусственно выделила три стороны, присутствую­щие в нем одновременно. Это было сделано российским психологом для удобства анализа и для более подробного рассмотрения всех аспектов такой «простой» и вместе с тем такой сложной человеческой деятельности. Андреева выделила три взаимосвязанные стороны:

коммуникативная,анализирующая общение с точки зрения передачи и обмена
информацией;

интерактивная,рассматривающая общение как взаимодействие индивидов;

перцептивная,в которой предметом анализа является взаимное восприятие партнерами друг друга [7, с. 82].

С точки зрения здравого смысла коммуникативный процесс, или коммуни­кативная сторона общения, может выглядеть достаточно просто. Известный политолог Г. Ласуэлл (Н. ЬазшеП, 1948) является автором следующей формулы коммуникации: «Кто и что передал, с помощью какого канала, кому и с каким эффектом». В данной формуле делается акцент на инструментальной и информационной составляющей акта коммуникации. Действительно, первый уровень анализа и в обыденной жизни всегда касается того, что именно сказали люди, вступившие в диалог. При таком подходе изучение процесса общение разбивается на анализ источника информации, содержания сообщения, канала передачи, соответствия воспринятой и переданной информации и эффекта влияния. И хотя это только небольшая часть процесса коммуникации, она все-таки очень важна, потому что именно на основании произнесенных слов и наблюдаемых жестов мы часто судим о смысле и содержании коммуникативного процесса в целом.

Только люди наделены даром речи. Именно устная речь позволяет человеку выйти за пределы собственной личности, давать названия предметам, размышлять о них, воспринимать их в связи с прошлым или будущим. Более того, речь дает человеку возможность делиться своими мыслями. Наверняка свои способы мыш­ления есть у собак и кошек, долго живущих рядом с человеком, есть они и у при­матов. Животные умеют «рассказать» о своих потребностях, но не способны поде­литься своими мыслями с сородичами; такая способность есть только у человека, и она является главным критерием отличия человека от животных. Человеческая культура обязана своим существованием именно этому человеческому свойству, обеспеченному даром речи.

Г. М. Андреева указывает, что при всей четкости и ясности схемы общения в терминах теории информации существует целый ряд особенностей человеческой коммуникации, без учета которых трудно понять, как общаются люди друг с дру­гом. Она выделяет следующие отличительные признаки.

1. Коммуникативный процесс предполагает не только обмен информацией, но и налаживание совместной деятельности. Поэтому здесь важны мотивы деятельности, цели, позиции общающихся индивидов. Люди не просто общаются, но, как отмечает А. Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Поэтому «главная «прибавка» в обмене информацией — это значимость информации для каждого участника.

2. Процесс обмена информацией предполагает оказание влияния на партнеров. «Это означает, что при обмене информацией происходит изменение типа отношений, который сложился между участниками коммуникации».

3. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда партнеры «обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации». На обыденном языке это означает, что все должны говорить на доступном участникам общения языке.

4. У партнеров должно быть одинаковое понимание ситуации общения. Это положение можно было бы назвать правилом Выготского, который отмечал, что мысль никогда не равна прямому значению слов. Пример из жизни хорошо поясняет это положение: муж, встреченный у двери словами жены: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничиться их бук­вальным истолкованием, муж должен понять, что его задача пойти на кухню и заменить сгоревшую лампочку [7, с, 85-86].

5. При человеческом общении нередко возникают коммуникативные барьеры, как носящие социально-психологический характер, например взаимная неприязнь партнеров, так и обусловленные психологическими характеристиками участни­ков, например застенчивость, неумение четко сформулировать мысль, особен­ности восприятия. Еще Ф. Тютчев, интуитивно чувствуя различия в восприятии слов людьми и их способностей к сопереживанию, писал:

«Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать...»

Интерактивная и перцептивная стороны общения были отчасти рассмотрены нами в предыдущих главах, поэтому больше внимания мы уделили коммуника­тивной стороне. Завершая анализ общения как акта коммуникации, следует под­черкнуть следующие системные признаки.

1. Коммуникация, как общение и связь, — это всеохватывающий процесс, в котором реализуются общественные и межличностные отношения. Процесс коммуникации включает:

а) умения и навыки вступления в контакт и его поддержания;

б) уровень понимания вербальной и невербальной информации;

в) достижение цели общения (если она предварительно ставится), то есть эффективность самого процесса.

2. Общение — это сложный процесс, в котором люди реализуют свои ценности, мировоззренческие позиции, чувства и мысли по отношению к себе и партнеру, а также цели и задачи общения. Умение общаться часто определяет положение и статус человека в группе, позволяет поддерживать доброжелательные межличностные отношения в семье и обществе, в трудовом коллективе и разнообразных группах.

3. Общение между людьми, реализуемое через непосредственную коммуникацию, — важная культурная составляющая общественных отношений. Поэтому коммуникативную компетентность следует рассматривать как один из компонентов социального капитала. Его формирование и развитие связано с налаживанием положительных межличностных контактов, основанных на доверии, честности взаимодействия и помощи людей друг другу. При этом следует учитывать и то обстоятельство, что социальный капитал нельзя нарастить за счет правительственных постановлений и законов. Социальный капитал напрямую зависит от позиций людей в контакте и тех отношений, которые складываются в ежедневном общении. Кроме того, человек может быть исполнен самых благих намерений относительно своего взаимодействия с другими, но не в состоянии наладить эти отношения из-за отсутствия нужных коммуникативных умений, например из-за застенчивости, скованности, вербальных затруднений, недо­статочного знания языка и т. д.

4. Способы общения и выбор средств коммуникации определяют стиль отношений, который также связан с коммуникативной компетентностью индивида.

Таким образом, передача информации осуществляется при помощи знаков, а точнее, знаковых систем, которые сложились в процессе эволюции. Знаковые системы первоначально состояли из отдельных звуков, мимики и жестов, по­степенно развиваясь и усложняясь. Они продолжают развиваться и сегодня, что дает антропологам основание утверждать: чем сложнее структуры человеческих сообществ, тем сложнее системы общения.

 

Источник: Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. -672с.

Часть 3 Психология отношений.

Из главы 9: с. 279-294, 314-315.

 

 

С момента своего рождения человек, вступая в мир, фактически вступает в мир человеческих отношений. Исследования в этой области показывают, что люди — эмоционально и социально зависимые существа. На нашу повседневную жизнь оказывают глубокое влияние отношения с другими людьми, страх потерять привя­занность одних, угроза приобрести недоброжелателей и даже врагов среди других. Мы испытываем чувство удовлетворенности жизнью или ужасного дискомфорта вследствие складывающихся отношений с разными людьми. Настроение может испортиться даже от грубого столкновения с незнакомцем в толпе, с которым нас ничто не связывает. Тем более наш душевный ко

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...