Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛИСТА -

ЛОЗОВСКИЙ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

Журналистика:

Краткий словарь.

 

 

Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004.-116 с.

 

Словарь содержит около 250 статей, в кото­рых дается определение и раскрывается содер­жание терминов и понятий, используемых в тео­рии и практике современных средств массовой информации и журналистики. Составлен на осно­ве энциклопедических изданий, учебников и посо­бий, монографических исследований и специаль­ных журналов, подготовлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности «журналистика».

Предназначен для студентов факультетов и отделений журналистики университетов, изучаю­щих «Основы журналистики», исследователей, специалистов, работающих со средствами массовой информации, журналистов.

Каждая статья (при необходимости) содержит:

1) нормативное толкование термина из слова­рей;

2) юридическое (при наличии такового в дей­ствующем законодательстве);

3) общепринятое в теории и практике журна­листики.

Список принятых сокращений:

АРС - англо-русский словарь. 19-е изд. -М.; Русский язык, 1982.

АРС по СМИ - англо-русский словарь по средствам массовой информации - М.; Московская школа переводчиков, 1993.

ГК РФ - Гражданский Кодекс Российской Федерации - М.; «Проспект», 1997.

ЗРФ- ЗаконРоссийской Федерации.

КУКРФ - Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под общ. ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. М., Изд. группа ИНФРА. М-НОРМА, 1996.

ЛЭС - Литературный энциклопедический словарь. Под общ.ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М.: Советская энцик­лопедия, 1987.

ПС - психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ло­мова и др. — М.: Педагогика, 1983.

СИС - Словарь иностранных слов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

 

А

АВТОР - 1. Создатель литературного или иного художественного произведения, научного труда, проекта, изобретения и т. п. 2. Физическое лицо, творческим трудом кото­рого создано произведение*. 3. Не состоя­щий в штате редакции СМИ, не имеющий статуса внештатного корреспондента, эксперт, специалист, лидер, руководитель, гражданин, который однократно или периодически гото­вит материалы для опубликования. Нередко это делается по специальному заказу редакции. Во многих периодических изданиях, напри­мер, существует свой «авторский актив», т. е. группа людей, постоянно пишущих в газету.

*ЗРФ «Об авторском праве и смежных правах».

 

АВТОРИТАРНАЯ ТЕОРИЯ ПЕЧАТИ - согласно этой теории, функции и деятельность прессы контролируются правительством. Сред­ства коммуникации должны поддерживать правительство, находящееся у власти, и помо­гать ему достичь поставленных целей. В каче­стве методов обеспечения благоприятной трак­товки правительственной политики употреб­лялись: выдача специальных «разрешений» или, как их называли, «патентов», позволяю­щих избранным лицам заняться «искусством и таинством» печатного дела; лицензирование отдельных видов печати; цензура; судебные преследования за нарушение общепринятых или установленных правовых норм, в частно­сти, за государственную измену, призывы к мятежу, распространение клеветнических слу­хов в подрывных целях, антиправительственную агитацию. Косвенные методы контроля над прессой: зачисление правительством на денеж­ное содержание отдельных журналистов, вып­латы газетам с секретных счетов, взимание специальных налогов, призванных урезать тиражи и доходы печатных изданий, не ло­яльных правительству*.

*Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре те­ории прессы. М., Вагриус,1998.

 

АВТОРСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПИСЬМА - материалы, подготовленные не ра­ботающими в штате редакции лицами (специ­алисты, руководители, эксперты и т. д.), пись­ма читателей, слушателей, зрителей. ЗРФ «О средствах массовой информации» так рег­ламентирует работу с ними: «Редакция обяза­на соблюдать права на используемые произве­дения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную соб­ственность. Автор либо иное лицо, обладаю­щее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения. Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граж­дан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение. Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не пре­дусмотрено законом»*.

*ЗРФ «о СМИ»

 

АВТОРСКИЙ ЛИСТ - единица измере­ния объема текстового материала, равная 40 тыс. печатных знаков. Печатными знаками счита­ются все буквы, цифры, знаки препинания, пробелы между словами, окончания неполных строк.

АВТОРСКОЕ ПРАВО - совокупность норм, регулирующих создание и использование произведений литературы, науки, искусства; принадлежащее автору (или его правопреем­нику) право в отношении конкретного произ­ведения. Объектами авторско-правовой охра­ны являются: литературные произведения (к их числу относятся и программы для ЭВМ), драматические, музыкальные, хореографичес­кие, живописные, скульптурные, дизайнерские и многие другие произведения. Не охраняются (в соответствии с ЗРФ «Об авторском праве и смежных правах») официальные документы (законы, судебные решения); государственные символы, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер*.

*Основы права. Учебное пособие для факультетов и отделений журналистики. М., Правовое просвеще­ние, 1999.

 

АГИТАЦИЯ - (от лат. agitatio - приве­дение в движение, побуждение к чему-либо). Устная и печатная деятельность, имеющая целью политическое воздействие на широкие народные массы. Средства массовой информа­ции могут выступать инструментом агитации.

 

АККРЕДИТАЦИЯ - (от лат. accredere -доверять) 1. Назначение кого-либо предста­вителем средства массовой информации при органе власти, общественной организации, мероприятии. 2. По Закону РФ «О СМИ» «редакция имеет право подать заявку в госу­дарственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккре­дитацию при них своих журналистов. Госу­дарственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккреди­туют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предвари­тельно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стено­граммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для произ­водства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводи­мых аккредитовавшими его органами, органи­зациями, учреждениями, за исключением слу­чаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

Журналист может быть лишён аккредита­ции, если им или редакцией нарушены установ­ленные правила аккредитации либо распрост­ранены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство орга­низации, аккредитовавшей журналиста, что под­тверждено вступившим в законную силу реше­нием суда.

Аккредитация собственных корреспондентов редакции средств массовой информации осу­ществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи»*.

*ЗРФ «О СМИ»

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - в отличие от информационных жанров, где тексты также содержат ответы на вопросы «Кто? Что? Где? Когда? Почему?>>, в аналитических материалах были подробно представлены анализ, обобщения, исторический экскурс, социальный, политический, экономический или иной контекст для установления при­чинно-следственных связей, оценок и выводов. К газетным аналитическим жанрам по версии


A.. А. Тертычного относятся: отчет, корреспон­денция, интервью, опрос, статья, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мо­ниторинг, рейтинг, рецензия, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, про­гноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз. На телевидении (Р. А. Борецкий, B. Л. Цвик): комментарий, обозрение, беседа, дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция, кор­респонденция.

 


АУДИТОРИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - неопределенно многочис­ленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ*. Совокупность людей, к которым обращаются средства массовой информации, отдельный журналист в своем произведении, и которые воспринимают обращенную к ним информацию. Аудитория конкретного средства массовой информации, постоянно обращаю


щаяся к его материалам - это реальная ауди­тория. Та часть людей, которая еще не входит в реальную аудиторию, но может это сделать в результате соответствующих мер журнали­стского коллектива — потенциальная аудито­рия. Те, на кого специально рассчитано СМИ и кого оно стремится вовлечь в круг своих читателей, слушателей, зрителей - расчетная или целевая аудитория**.

* Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001.

** Социология журналистики. Под ред. Е. П. Про­хорова. М., 1981.

 

Б

БЕСПЛАТНЫЕ ИЗДАНИЯ- периоди­ческие издания, распространяемые без опла­ты подписки и без розничной продажи. Как правило, БП являются рекламными, за счет доходов от продажи рекламной площади по­крываются расходы по производству и рас­пространению.

 

БОЛЬШОЕ ЖЮРИ - корпоративный институт гражданского общества, рассматри­вающий конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журна­листском сообществе в связи с исполнением журналистами своих профессиональных обязанностей. Учрежден Федеративным Советом Союза журналистов России в феврале 1999 года. БЖ рассматривает конфликтные ситуа­ции как по заявлениям журналистов и их организаций, так и по инициативе иных, физи­ческих и юридических лиц, заинтересованных в нравственно-этической оценке профессио­нальной деятельности конкретного журнали­ста, главного редактора, редакции, учредителя, издателя, распространителя и собственника средства массовой информации либо государ­ственного органа, имеющего компетенцию в сфере массовой информации. БЖ в своей деятельности преследует цели: формирование культуры профессиональной и честной жур­налистики; восстановление и укрепление до­верия к СМИ; укрепление свободы массовой информации в РФ; противодействие полити­ческому и другим формам экстремизма в СМИ и другие*.

*Лазутина Г. В. Профессиональная этика жур­налиста. М., Аспект Пресс, 1999.

 

БЭКГРАУНД (англ. background - фон) -информация, которую можно использовать без уточнения источника. Условия договореннос­ти могут быть различными. Собеседник имеет право потребовать от журналиста, чтобы его имя, должность и организация, которую он представляет, не фигурировали в публикации. Беседа для «фона» означает, что репортер может использовать всю информацию, пере­данную ему источником в беседе, и цитировать любое его высказывание, при условии, что личность источника ни в коем случае не рас­крывается.

См.: Э. Фихтелиус. Десять заповедей журналис­тики. Вэрнамо, 1999.

 

В

 

ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - ме­тод получения информации, при котором «журналист меняет профессию», т. е. в течение определенного времени исполняет иные соци­альные роли для более глубокого проникно­вения в суть явлений и проблем или иным способом «маскирует» свою принадлежность к журналистике.

 

ВЛАСТЬ - 1. В общем смысле способ­ность и возможность оказывать определяю­щее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия; политическое гос­подство, система государственных органов. 2. Право управления государством, полити­ческое господство (права и полномочия госу­дарственных органов). Органы государствен­ного управления, правительство (должностные лица, начальство). Законодательную власть Российской Федерации осуществляет Феде­ральное собрание. В субъектах РФ законода­тельствуют представительные органы. Испол­нительную власть осуществляет Правитель­ство РФ. В систему органов исполнительной власти входят федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти. В субъектах РФ исполнительную власть представляют админи­страции (правительства). Судебная власть в РФ осуществляется только судами.

 

ВНУШЕНИЕ - различные способы вер­бального и невербального эмоционально ок­рашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям*. Среди способов внушения, встречающихся в практике СМИ, Ю. А. Шерковин, например, выделяет: прием «приклеивания ярлыков» с целью опорочить идею, личность или предмет; прием «сияющего обобщения» — обозначение личности, вещи или идеи родовым именем, имеющим положительную окраску; прием «пе­реноса» или «трансфера» — создание ассоци­аций преподносимого понятия с бесспорной ценностью; прием «свидетельства» — цитиро­вание уважаемых в аудитории персон; прием «игры в простонародность» (современный эквивалент - популизм) - создание видимости принадлежности личности к простым людям; прием «перетасовки» — тенденциозное предъявление только положительных или от­рицательных фактов; прием «фургон с орке­стром» — апелляция к большинству, т. е. подчеркивание факта, что некая ценность разделяется всеми**.

*ПС

**См. подробнее: Шерковин Ю. А. Психологи­ческие проблемы массовых информационных процес­сов. М., 1973.

 

ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельности жур­налистов - принуждение их к распространению либо отказу от распространения информации.

См.: ст. 144, УК РФ.

 

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ СВОБОДЫ ПЕ­ЧАТИ - отмечается ежегодно по инициативе представителей независимой печати стран Африки, одобренной Организацией Объединен­ных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Генеральная ассамблея ООН 29 июля 1993 года провозгласила 3 мая Всемирным днем свободы печати.

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ - каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

1) название издания;

2) учредитель (соучредитель);

3) Фамилия, инициалы главного редактора;

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по гра­фику и фактическое);

5) индекс - для изданий, распространяе­мых через предприятия связи;

6) тираж;

7) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;

8) адреса редакции, издателя, типографии*.

*Ст. 27 ЗРФ «О средствах массовой информации»

 

Г

 

ГАЗЕТА - (от венецианского gazzetta) -печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событи­ях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из основных средств массовой инфор­мации и пропаганды.

СЭС

 

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР - «лицо, воз­главляющее редакцию (независимо от наиме­нования должности) и принимающее оконча­тельные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации».

ЗРФ «о СМИ»

ГЛАСНОСТЬ - доступность для обще­ственного ознакомления и обсуждения (СРЯ). Термин широко использовался в пе­риод перестройки 1985 - 1991 г. г. Введен в оборот Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым: «Мы понимаем ее (глас­ность - Ред.) не только как право граждани­на открыто высказывать свое мнение по всем общественным и политическим вопросам, но и как обязанность правящей партии и всех органов власти и управления соблюдать принцип открытости в процессе принятия решений, держать ответ за свои действия, ре­агировать делом на критику, учитывать сове­ты и рекомендации, которые предлагают тру­довые коллективы, общественные организа­ции, отдельные граждане»*.

*Известия, 1988, 23 мая.

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВ МАССО­ВОЙ ИНФОРМАЦИИ - преодоление гео­графических границ для распространения текстовой, аудио, видео информации посред­ством трех технологических инноваций: спут­никовой связи, компьютерных сетей, цифро­вого кодирования текста, звука, изображения. По мнению американского футуролога Элви-на Тоффлера новая система средства массо­вой информации развивается в соответствии с шестью принципами. Иитерактивностъ(например, телевизионный зритель участвует в передаче в режиме реального времени). Мобильность (сотовый телефон, миниатюрные записывающие устройства, переносные компь­ютеры и принтеры существенно повышают производительность труда журналистов). Обратимость (способность передавать ин­формацию от одного СМИ к другому, напри­мер, разрабатываются технологии, преобразую­щие устную речь в печатную форму). Возмож­ность взаимосвязи (простота подключения пользователя телекоммуникаций к другим устройствам, независимо от страны и изгото­вителя). Повсеместность (распространение СМИ по всему миру и во всех экономических слоях общества). Глобализация - преодоление географических, экономических, идеологичес­ких, духовных и прочих границ.

См. подробнее: Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., «Издательство ACT», 2002.

 

«ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ» - (англ. global village) — выражение, принадлежащее широко известному в мире канадскому фило­софу, культурологу, теоретику в области мас­совых коммуникаций Герберту Маршаллу Макклюэну (1911-1980). В 1968 году он спрогнозировал превращение планеты Земля в один населенный пункт благодаря разви­тию телевидения и средств коммуникаций. Революционные изменения в информацион­ных технологиях, спутниковое телевидение, Internet практически подтвердили предсказа­ния Маклюэна.

 

ГЛОКАЛИЗАЦИЯ - (англ. global и local) - представление в средствах массовой информации глобальных проблем страны и мира в местном (региональном) измерении.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СМИ - совокупность организационных, орга­низационно-технических, правовых, экономи­ческих и иных мер, устанавливаемых госу­дарством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств массовой информа­ции*.

*ЗРФ «О Государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФЕДЕРАЛЬ­НОЕ СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОР­МАЦИИ - средство массовой информации, учредителем которого выступает федераль­ный орган государственной власти.

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА - защи­щаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безо­пасности Российской Федерации*.

*ЗРФ «О государственной тайне».

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВА­ТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРО­ФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (специальность 021400 «журналистика») -утвержден Министерством образования Рос­сийской Федерации в марте 2000 г. Включает: квалификационную характеристику выпуск­ника факультета (отделения) журналистики; требования к подготовке абитуриента; общие требования к основной образовательной про­грамме; обязательные минимумы содержания образовательных программ по общим гумани­тарным и социально-экономическим, матема­тическим и естественнонаучным, обще-про­фессиональным и специальным дисциплинам. Кроме того, в ГОС сформулированы требования к уровню подготовки выпускника по специ­альности «журналистика».

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - сово­купность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства. В гражданском об­ществе в отличие от государственных струк­тур преобладают не вертикальные, а горизональные связи - отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправ­ными партнерами. В экономической системе элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия. Социально-политическая сфера гражданского общества включает: семьи, общественные, политические организации и движения, органы обществен­ного самоуправления, негосударственные сред­ства массовой информации*.

*См.: Политология. По ред. М. А. Василика. М., 2001.

 

ГУМАННОСТЬ - (от лат. humanus -человеческий) проникновение любовью к че­ловеку, уважение к человеческой личности; человечность, человеколюбие. Принцип гума­низма советской журналистики означал по­нимание журналистом человека как высшей и всеобщей ценности. Г. предполагает, что при оценке технической новинки и потребительс­ких товаров, деятельности социальных инсти­тутов и явлений духовной культуры, отноше­ний между людьми и форм использования свободного времени журналисты должны ис­ходить из действительных потребностей, глу­боких интересов, подлинной природы человека (Е. П. Прохоров, 1988). Принцип гуманности (не навреди, предотврати ущерб, окажи нуж­ную помощь), наряду с другими, применяется для разрешения этических затруднений в ра­боте журналистов (Э. Ламбет, 1998).

 

Д

 

ДАЙДЖЕСТ - (англ. digest - сборник) 1. Краткое изложение; обзор (ранее опубли­кованных книг, газетных материалов). 2. Пе­риодическое издание, перепечатывающее мате­риалы из других средств массовой информации, а также иных источников.

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ - распространение искажённых или заведомо ложных сведений для достижения пропагандистских, военных (введение противника в заблуждение) и дру­гих целей.

 

ДЕЛОВАЯ ПРЕССА - самостоятельный сегмент рынка периодической печати. Основ­ные цели: формирование информационной структуры, обеспечивающей потребности предпринимателей; распространение, развитие, поддержка принципов рыночной экономики; законодательное и нормативное обеспечение бизнеса; создание и укрепление положитель­ного образа отечественного бизнесмена; ин­формирование читательской аудитории о мире бизнеса; анализ влияния политических событий на деловую жизнь; расширение де­лового кругозора предпринимателей; анализ социальных проблем, вызванных изменениями в экономике, и др.

См. подробнее: Деловая пресса России: настоя­щее и будущее. М., 1999.

 

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ - профессио­нальная, служебная оценка предприимчивости, конкурентоспособности, состоятельности, на­дежности, стабильности и т. п. гражданина или юридического лица.

 

ДЕМОКРАТИЯ - 1. Форма политичес­кой организации общества, основанная на признании народа в качестве источника вла­сти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. 2. Принцип организации коллективной дея­тельности, при котором обеспечивается актив­ное, равноправное участие в ней всех членов коллектива.

 

ДЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЛИ­ДАРНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ - 8 сентября. Решение о ежегодном проведении было при­нято на состоявшемся в Бухаресте IV конг­рессе Международной организации журнали­стов в знак солидарности с журналистами, которые подвергаются репрессиям за свою работу в пользу дела мира и взаимопонима­ния между народами. Дата избрана в связи с тем, что 8 сентября 1943 года гитлеровцы казнили чехословацкого журналиста и писа­теля Юлиуса Фучика.

 

ДЕНЬ ПЕЧАТИ - отмечался ежегодно 5 мая, в день выхода первого номера газеты «Правда» до утверждения Верховным Сове­том РФ Дня российской печати 13 января.

 

ДЕНЬ РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ - отмечается 7 мая.

 

ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ - от­мечается по решению Верховного Совета РСФСР 13 января.

 

ДЕОНТОЛОГИЯ журналистики - (от греч. deon - долг, должное + logos - учение) -система требований, норм, принципов должно­го профессионального поведения журналиста; свод правовых и этических норм ответствен­ного поведения работников СМИ; «совокуп­ность «обслуживающих» журналистский долг обязанностей и норм их выполнения вне зави­симости от их осознания, как некоей системы категорических императивов журналистского поведения, заданных природой СМИ, действу­ющих в той или иной ситуации»*.

*Е. П. Прохоров. Журналистика и демократия. М., 2001.

 

ДИСКУРС (англ. dicourse - рассужде­ние (письменное или устное); лекция, доклад, речь. Способ организации или конструиро­вания знания о каком-нибудь предмете или явлении; набор идей, образов, практик, кото­рые задают сами формы знания, способы их обсуждения и связанного с ними поведения. Д определяет, какие знания или практики приемлемы по отношению к конкретному предмету, виду деятельности или социальному институту; какие утверждения являются истинными, а какие ложными.

 

ДИФФАМАЦИЯ - распространение све­дений (действительных или мнимых), поро­чащих другое лицо.

ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ­РАЦИИ - представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, прин­ципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Служит основой для: формиро­вания государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, подготовки предложений по совершенствова­нию правового, методического, научно-техни­ческого и организационного обеспечения информационной безопасности, разработки целевых программ обеспечения информаци­онной безопасности РФ; развивает Концеп­цию национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере*.

*Поли, текст см.: Российская газета, № 187, от 28.09.2000.

 

ДОКУМЕНТ - (от лат. documentum -свидетельство), материальный носитель (бу­мага, кино- и фотоплёнка и др.) с зафиксиро­ванной на нем информацией, предназначенной для её передачи во времени и пространстве. Документы могут содержать тексты, изобра­жения, звуки и т. п. В узком смысле доку­мент - деловая бумага, юридически подтверж­дающая какой-либо факт или право на что-то.

 

ДОСТОВЕРНОСТЬ информации - 1. Ин­формация, не вызывающая сомнений, подлин­ная, реальная*. 2. В ст. 57 ЗРФ «О СМИ» речь идет о сведениях соответствующих дейст­вительности, т. е. фактах, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридичес­ки корректными процедурами (с использова­нием документов, свидетелей, экспертных зак­лючений и т. д.) 3. В практике журналистов достоверными считаются сведения, публикуе­мые с обязательной ссылкой на источник.

* СРЯ

 

ДОСТУП к информации — конституци­онное право гражданина свободно искать и получать информацию любым законным спо­собом. Возможность получения журналистом информации, представляющей общественный интерес. Ограничения доступа могут быть только в соответствии с действующим зако­нодательством.

 

ДОТАЦИЯ - (от лат. dotatio - дар, по­жертвование), ассигнования из бюджета, пред­назначенные для покрытия запланированных убытков или сбалансирования бюджетов ни­жестоящих административных и хозяйствен­ных единиц, предприятий и организаций.

 

Ж

 

ЖАНР - тип художественной формы литературного произведения. Жанр характе­ризуется общностью структурно-композицион­ных и стилистических признаков, специфичных именно для него. Типология материалов, ис­пользуемых в СМИ, включает: информацион­ные, аналитические, художественно-публицис­тические жанры.

 

«ЖЕЛТАЯ» ПРЕССА» - термин родился в XIX веке в Европе. Тогда для издания газет использовалась низкокачественная бумага желтого цвета, снижавшая стоимость газет и обеспечивавшая тем самым их массовость. Впоследствии эпитет «желтая» сопровождает популярные, массовые издания, формулу успеха у читателей которых вывел один из отцов основателей жанра Аксель Шпрингер: «Чужая постель, чужие деньги, чужая смерть». Основное содержание: сенсации, сплетни, скандалы из личной жизни известных людей. ♦Подогреть, вскипятить и сдобрить изюминкой» - принципы германской газеты Bild Zeitung, описанные в книге Гюнтера Вальрафа «Рождение сенсации. Человек, который в «Бильд» был Гансом Эссером». Характерные особенности этого типа прессы: преувеличе­ние, использование превосходных степеней; крупные, кричащие, интригующие заголовки; основные темы - ужасы, мистика, убийства, частная жизнь известных людей; обилие иллю­страций, коллажей; систематическое исполь­зование обнаженной натуры; конфликтная, агрессивная форма подачи материала; упот­ребление сниженной лексики.

 

ЖУРНАЛ - (от франц. journal) 1. Пе­риодическое издание в виде книжки, а также отдельная книжка этого издания. 2. Книга или тетрадь для периодической записи событий.

 

ЖУРНАЛИСТ - лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или под­готовкой сообщений и материалов для редак­ции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с нею трудовыми или иными договорными отношениями либо зани­мающееся таковой деятельностью по ее упол­номочию.

ЗРФ «О СМИ».

ЖУРНАЛИСТИКА - 1. Способ деятель­ности, связанный с поиском, получением, об­работкой и распространением общественно значимой информации. 2. Литературно-публи­цистическая деятельность в журналах, газетах, на радио, телевидении. 3. Периодическое из­дание в целом*. Область производственно-творческой деятельности, связанной со сбо­ром, обработкой и распространением инфор­мации, представляющей общественный инте­рес, с целью адаптации аудитории печати, телевидения и радиовещания к экономичес­ким, политическим, социальным, культурным изменениям.

*СРЯ

 

ЖУРНАЛИСТИКА В СТИЛЕ ОН­ЛАЙН - сетевая журналистика. Использование современных информационных технологий (Internet, базы данных, WEB-узлы и т. п.) в работе средств массовой информации позволя­ет: существенно расширить возможности жур­налистов в обеспечении доступа к большим объемам информации, в том числе и к тем, до которых иным путем журналист добраться не может в принципе; в значительной мере сокра­тить время сбора сведений и подготовки мате­риалов; уменьшить зависимость журналистов от особых источников информации; повысить значимость работы сотрудников масс-медиа, т. к. их материалы становятся более инфор­мативными и компетентными.

См. подробнее: Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. М., Вагриус, 1999.

ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - система подготовки кадров для периодичес­кой печати, телевидения и радио в высших учебных заведениях. Журналистов в Россий­ской Федерации готовят преимущественно в высших учебных заведениях государственной формы собственности на основе «Государ­ственного образовательного стандарта» по спе­циальности 021400 «журналистика» или на­правлению 520600 «журналистика». Стандарт определяет квалификационную характеристику выпускника и предусматривает освоение им трех циклов дисциплин: гуманитарных и социально-экономических, математических и естествен­нонаучных, профессиональных. Факультеты, отделения, кафедры, ведущие подготовку спе­циалистов для средств массовой информации, являются, как правило, структурными подраз­делениями университетов.

См. подробнее: Свитич Л., Ширяева А. Журна­листское образование. Взгляд социолога. М., 1997.

 

ЖУРНАЛИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ - «Союз журналистов Российской Федерации» -образован в 1918 году, — общероссийское творческое общественное объединение, учреж­денное для осуществления деятельности по защите интересов журналистов. Председатель - В. Богданов, Генеральный секретарь - И. Яковенко; «Медиасоюз» — общероссийская общественная организация работников СМИ, образована в 2001 году, председатель - А. Лю­бимов; «Российский профессиональный Союз журналистов», учрежден в январе 1998 года; Национальная Ассоциация Телевещателей (HAT); Союз издателей и распространителей печатной продукции и др.

 

З

 

«ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА МАСС-МЕДИА» — ежемесячное издание. Учредитель: «Институт проблем информаци­онного права».

101999, Москва, ул. Моховая, д. 9, факультет жур­налистики МГУ, к. 338.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СМИ - сово­купность законодательных актов, регламенти­рующих работу средств массовой информа­ции: Конституция РФ, законы «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах», «О го­сударственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», Гражданский, Уголовный и Адми­нистративный кодексы в части статей, касаю­щихся деятельности средств массовой инфор­мации и журналистов.

 

ЗАПРОС ИНФОРМАЦИИ - один из способов получения фактических сведений журналистом. «Редакция имеет право запра­шивать информацию о деятельности государ­ственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую инфор­мацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объедине­ний, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в преде­лах их компетенции».

ЗРФ «О СМИ»

 

ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ. Честь - обще­ственная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина; достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. Достоинство ~ внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, своего общественного значения. Деловая репутация - профессиональная, слу­жебная оценка предприимчивости, конкурен­тноспособности, состоятельности, надежности, стабильности и т. п. гражданина или юриди­ческого лица.

«1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не дока­жет, что они соответствуют действительности.

2. Если сведения, порочащие честь, достоин­ство или деловую репутацию гражданина, рас­пространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же сред­ствах массовой информации...»

ГК РФ, ст.152.

 

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - «исполь­зование средств массовой информации в це­лях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охра­няемую законом тайну, для призыва к захва­ту власти, насильственному изменению кон­ституционного строя и целостности государ­ства, разжигания национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для про­паганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости».

ЗРФ «о СМИ».

 

И

 

ИЗДАТЕЛЬ - издательство, иное учрежде­ние, предприятие (предприниматель), осуществ­ляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издате­лю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основ­ной либо не служит главным источником дохода. «Издатель осуществляет свои права и несёт обязанности на основе данного Зако­на*, Фед

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...