Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ РОССИЙСКОГО ЖУРНАЛИСТА -ЛОЗОВСКИЙ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ Журналистика: Краткий словарь.
Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2004.-116 с.
Словарь содержит около 250 статей, в которых дается определение и раскрывается содержание терминов и понятий, используемых в теории и практике современных средств массовой информации и журналистики. Составлен на основе энциклопедических изданий, учебников и пособий, монографических исследований и специальных журналов, подготовлен с учетом требований Государственного образовательного стандарта по специальности «журналистика». Предназначен для студентов факультетов и отделений журналистики университетов, изучающих «Основы журналистики», исследователей, специалистов, работающих со средствами массовой информации, журналистов. Каждая статья (при необходимости) содержит: 1) нормативное толкование термина из словарей; 2) юридическое (при наличии такового в действующем законодательстве); 3) общепринятое в теории и практике журналистики. Список принятых сокращений: АРС - англо-русский словарь. 19-е изд. -М.; Русский язык, 1982. АРС по СМИ - англо-русский словарь по средствам массовой информации - М.; Московская школа переводчиков, 1993. ГК РФ - Гражданский Кодекс Российской Федерации - М.; «Проспект», 1997. ЗРФ- ЗаконРоссийской Федерации. КУКРФ - Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под общ. ред. Ю. И. Скуратова и В. М. Лебедева. М., Изд. группа ИНФРА. М-НОРМА, 1996. ЛЭС - Литературный энциклопедический словарь. Под общ.ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. ПС - психологический словарь. Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983. СИС - Словарь иностранных слов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
А АВТОР - 1. Создатель литературного или иного художественного произведения, научного труда, проекта, изобретения и т. п. 2. Физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение*. 3. Не состоящий в штате редакции СМИ, не имеющий статуса внештатного корреспондента, эксперт, специалист, лидер, руководитель, гражданин, который однократно или периодически готовит материалы для опубликования. Нередко это делается по специальному заказу редакции. Во многих периодических изданиях, например, существует свой «авторский актив», т. е. группа людей, постоянно пишущих в газету. *ЗРФ «Об авторском праве и смежных правах».
АВТОРИТАРНАЯ ТЕОРИЯ ПЕЧАТИ - согласно этой теории, функции и деятельность прессы контролируются правительством. Средства коммуникации должны поддерживать правительство, находящееся у власти, и помогать ему достичь поставленных целей. В качестве методов обеспечения благоприятной трактовки правительственной политики употреблялись: выдача специальных «разрешений» или, как их называли, «патентов», позволяющих избранным лицам заняться «искусством и таинством» печатного дела; лицензирование отдельных видов печати; цензура; судебные преследования за нарушение общепринятых или установленных правовых норм, в частности, за государственную измену, призывы к мятежу, распространение клеветнических слухов в подрывных целях, антиправительственную агитацию. Косвенные методы контроля над прессой: зачисление правительством на денежное содержание отдельных журналистов, выплаты газетам с секретных счетов, взимание специальных налогов, призванных урезать тиражи и доходы печатных изданий, не лояльных правительству*. *Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., Вагриус,1998.
АВТОРСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И ПИСЬМА - материалы, подготовленные не работающими в штате редакции лицами (специалисты, руководители, эксперты и т. д.), письма читателей, слушателей, зрителей. ЗРФ «О средствах массовой информации» так регламентирует работу с ними: «Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения. Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение. Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом»*. *ЗРФ «о СМИ»
АВТОРСКИЙ ЛИСТ - единица измерения объема текстового материала, равная 40 тыс. печатных знаков. Печатными знаками считаются все буквы, цифры, знаки препинания, пробелы между словами, окончания неполных строк. АВТОРСКОЕ ПРАВО - совокупность норм, регулирующих создание и использование произведений литературы, науки, искусства; принадлежащее автору (или его правопреемнику) право в отношении конкретного произведения. Объектами авторско-правовой охраны являются: литературные произведения (к их числу относятся и программы для ЭВМ), драматические, музыкальные, хореографические, живописные, скульптурные, дизайнерские и многие другие произведения. Не охраняются (в соответствии с ЗРФ «Об авторском праве и смежных правах») официальные документы (законы, судебные решения); государственные символы, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер*. *Основы права. Учебное пособие для факультетов и отделений журналистики. М., Правовое просвещение, 1999.
АГИТАЦИЯ - (от лат. agitatio - приведение в движение, побуждение к чему-либо). Устная и печатная деятельность, имеющая целью политическое воздействие на широкие народные массы. Средства массовой информации могут выступать инструментом агитации.
АККРЕДИТАЦИЯ - (от лат. accredere -доверять) 1. Назначение кого-либо представителем средства массовой информации при органе власти, общественной организации, мероприятии. 2. По Закону РФ «О СМИ» «редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Государственные органы, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями. Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия. Журналист может быть лишён аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда. Аккредитация собственных корреспондентов редакции средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи»*. *ЗРФ «О СМИ» АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - в отличие от информационных жанров, где тексты также содержат ответы на вопросы «Кто? Что? Где? Когда? Почему?>>, в аналитических материалах были подробно представлены анализ, обобщения, исторический экскурс, социальный, политический, экономический или иной контекст для установления причинно-следственных связей, оценок и выводов. К газетным аналитическим жанрам по версии A.. А. Тертычного относятся: отчет, корреспонденция, интервью, опрос, статья, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз. На телевидении (Р. А. Борецкий, B. Л. Цвик): комментарий, обозрение, беседа, дискуссия, ток-шоу, пресс-конференция, корреспонденция.
АУДИТОРИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ*. Совокупность людей, к которым обращаются средства массовой информации, отдельный журналист в своем произведении, и которые воспринимают обращенную к ним информацию. Аудитория конкретного средства массовой информации, постоянно обращаю щаяся к его материалам - это реальная аудитория. Та часть людей, которая еще не входит в реальную аудиторию, но может это сделать в результате соответствующих мер журналистского коллектива — потенциальная аудитория. Те, на кого специально рассчитано СМИ и кого оно стремится вовлечь в круг своих читателей, слушателей, зрителей - расчетная или целевая аудитория**. * Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М., 2001. ** Социология журналистики. Под ред. Е. П. Прохорова. М., 1981.
Б БЕСПЛАТНЫЕ ИЗДАНИЯ- периодические издания, распространяемые без оплаты подписки и без розничной продажи. Как правило, БП являются рекламными, за счет доходов от продажи рекламной площади покрываются расходы по производству и распространению.
БОЛЬШОЕ ЖЮРИ - корпоративный институт гражданского общества, рассматривающий конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журналистском сообществе в связи с исполнением журналистами своих профессиональных обязанностей. Учрежден Федеративным Советом Союза журналистов России в феврале 1999 года. БЖ рассматривает конфликтные ситуации как по заявлениям журналистов и их организаций, так и по инициативе иных, физических и юридических лиц, заинтересованных в нравственно-этической оценке профессиональной деятельности конкретного журналиста, главного редактора, редакции, учредителя, издателя, распространителя и собственника средства массовой информации либо государственного органа, имеющего компетенцию в сфере массовой информации. БЖ в своей деятельности преследует цели: формирование культуры профессиональной и честной журналистики; восстановление и укрепление доверия к СМИ; укрепление свободы массовой информации в РФ; противодействие политическому и другим формам экстремизма в СМИ и другие*. *Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. М., Аспект Пресс, 1999.
БЭКГРАУНД (англ. background - фон) -информация, которую можно использовать без уточнения источника. Условия договоренности могут быть различными. Собеседник имеет право потребовать от журналиста, чтобы его имя, должность и организация, которую он представляет, не фигурировали в публикации. Беседа для «фона» означает, что репортер может использовать всю информацию, переданную ему источником в беседе, и цитировать любое его высказывание, при условии, что личность источника ни в коем случае не раскрывается. См.: Э. Фихтелиус. Десять заповедей журналистики. Вэрнамо, 1999.
В
ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - метод получения информации, при котором «журналист меняет профессию», т. е. в течение определенного времени исполняет иные социальные роли для более глубокого проникновения в суть явлений и проблем или иным способом «маскирует» свою принадлежность к журналистике.
ВЛАСТЬ - 1. В общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия; политическое господство, система государственных органов. 2. Право управления государством, политическое господство (права и полномочия государственных органов). Органы государственного управления, правительство (должностные лица, начальство). Законодательную власть Российской Федерации осуществляет Федеральное собрание. В субъектах РФ законодательствуют представительные органы. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. В систему органов исполнительной власти входят федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти. В субъектах РФ исполнительную власть представляют администрации (правительства). Судебная власть в РФ осуществляется только судами.
ВНУШЕНИЕ - различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям*. Среди способов внушения, встречающихся в практике СМИ, Ю. А. Шерковин, например, выделяет: прием «приклеивания ярлыков» с целью опорочить идею, личность или предмет; прием «сияющего обобщения» — обозначение личности, вещи или идеи родовым именем, имеющим положительную окраску; прием «переноса» или «трансфера» — создание ассоциаций преподносимого понятия с бесспорной ценностью; прием «свидетельства» — цитирование уважаемых в аудитории персон; прием «игры в простонародность» (современный эквивалент - популизм) - создание видимости принадлежности личности к простым людям; прием «перетасовки» — тенденциозное предъявление только положительных или отрицательных фактов; прием «фургон с оркестром» — апелляция к большинству, т. е. подчеркивание факта, что некая ценность разделяется всеми**. *ПС **См. подробнее: Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельности журналистов - принуждение их к распространению либо отказу от распространения информации. См.: ст. 144, УК РФ.
ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ СВОБОДЫ ПЕЧАТИ - отмечается ежегодно по инициативе представителей независимой печати стран Африки, одобренной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Генеральная ассамблея ООН 29 июля 1993 года провозгласила 3 мая Всемирным днем свободы печати. ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ - каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: 1) название издания; 2) учредитель (соучредитель); 3) Фамилия, инициалы главного редактора; 4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое); 5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи; 6) тираж; 7) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»; 8) адреса редакции, издателя, типографии*. *Ст. 27 ЗРФ «О средствах массовой информации»
Г
ГАЗЕТА - (от венецианского gazzetta) -печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях; важнейшее оружие политической борьбы, одно из основных средств массовой информации и пропаганды. СЭС
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР - «лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации». ЗРФ «о СМИ» ГЛАСНОСТЬ - доступность для общественного ознакомления и обсуждения (СРЯ). Термин широко использовался в период перестройки 1985 - 1991 г. г. Введен в оборот Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым: «Мы понимаем ее (гласность - Ред.) не только как право гражданина открыто высказывать свое мнение по всем общественным и политическим вопросам, но и как обязанность правящей партии и всех органов власти и управления соблюдать принцип открытости в процессе принятия решений, держать ответ за свои действия, реагировать делом на критику, учитывать советы и рекомендации, которые предлагают трудовые коллективы, общественные организации, отдельные граждане»*. *Известия, 1988, 23 мая.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - преодоление географических границ для распространения текстовой, аудио, видео информации посредством трех технологических инноваций: спутниковой связи, компьютерных сетей, цифрового кодирования текста, звука, изображения. По мнению американского футуролога Элви-на Тоффлера новая система средства массовой информации развивается в соответствии с шестью принципами. Иитерактивностъ(например, телевизионный зритель участвует в передаче в режиме реального времени). Мобильность (сотовый телефон, миниатюрные записывающие устройства, переносные компьютеры и принтеры существенно повышают производительность труда журналистов). Обратимость (способность передавать информацию от одного СМИ к другому, например, разрабатываются технологии, преобразующие устную речь в печатную форму). Возможность взаимосвязи (простота подключения пользователя телекоммуникаций к другим устройствам, независимо от страны и изготовителя). Повсеместность (распространение СМИ по всему миру и во всех экономических слоях общества). Глобализация - преодоление географических, экономических, идеологических, духовных и прочих границ. См. подробнее: Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., «Издательство ACT», 2002.
«ГЛОБАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ» - (англ. global village) — выражение, принадлежащее широко известному в мире канадскому философу, культурологу, теоретику в области массовых коммуникаций Герберту Маршаллу Макклюэну (1911-1980). В 1968 году он спрогнозировал превращение планеты Земля в один населенный пункт благодаря развитию телевидения и средств коммуникаций. Революционные изменения в информационных технологиях, спутниковое телевидение, Internet практически подтвердили предсказания Маклюэна.
ГЛОКАЛИЗАЦИЯ - (англ. global и local) - представление в средствах массовой информации глобальных проблем страны и мира в местном (региональном) измерении.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СМИ - совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств массовой информации*. *ЗРФ «О Государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания». ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - средство массовой информации, учредителем которого выступает федеральный орган государственной власти.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации*. *ЗРФ «О государственной тайне».
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (специальность 021400 «журналистика») -утвержден Министерством образования Российской Федерации в марте 2000 г. Включает: квалификационную характеристику выпускника факультета (отделения) журналистики; требования к подготовке абитуриента; общие требования к основной образовательной программе; обязательные минимумы содержания образовательных программ по общим гуманитарным и социально-экономическим, математическим и естественнонаучным, обще-профессиональным и специальным дисциплинам. Кроме того, в ГОС сформулированы требования к уровню подготовки выпускника по специальности «журналистика». ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - совокупность социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и т. д.), реализуемыми вне сферы деятельности государства. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные, а горизональные связи - отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами. В экономической системе элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия. Социально-политическая сфера гражданского общества включает: семьи, общественные, политические организации и движения, органы общественного самоуправления, негосударственные средства массовой информации*. *См.: Политология. По ред. М. А. Василика. М., 2001.
ГУМАННОСТЬ - (от лат. humanus -человеческий) проникновение любовью к человеку, уважение к человеческой личности; человечность, человеколюбие. Принцип гуманизма советской журналистики означал понимание журналистом человека как высшей и всеобщей ценности. Г. предполагает, что при оценке технической новинки и потребительских товаров, деятельности социальных институтов и явлений духовной культуры, отношений между людьми и форм использования свободного времени журналисты должны исходить из действительных потребностей, глубоких интересов, подлинной природы человека (Е. П. Прохоров, 1988). Принцип гуманности (не навреди, предотврати ущерб, окажи нужную помощь), наряду с другими, применяется для разрешения этических затруднений в работе журналистов (Э. Ламбет, 1998).
Д
ДАЙДЖЕСТ - (англ. digest - сборник) 1. Краткое изложение; обзор (ранее опубликованных книг, газетных материалов). 2. Периодическое издание, перепечатывающее материалы из других средств массовой информации, а также иных источников. ДЕЗИНФОРМАЦИЯ - распространение искажённых или заведомо ложных сведений для достижения пропагандистских, военных (введение противника в заблуждение) и других целей.
ДЕЛОВАЯ ПРЕССА - самостоятельный сегмент рынка периодической печати. Основные цели: формирование информационной структуры, обеспечивающей потребности предпринимателей; распространение, развитие, поддержка принципов рыночной экономики; законодательное и нормативное обеспечение бизнеса; создание и укрепление положительного образа отечественного бизнесмена; информирование читательской аудитории о мире бизнеса; анализ влияния политических событий на деловую жизнь; расширение делового кругозора предпринимателей; анализ социальных проблем, вызванных изменениями в экономике, и др. См. подробнее: Деловая пресса России: настоящее и будущее. М., 1999.
ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ - профессиональная, служебная оценка предприимчивости, конкурентоспособности, состоятельности, надежности, стабильности и т. п. гражданина или юридического лица.
ДЕМОКРАТИЯ - 1. Форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод. 2. Принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное, равноправное участие в ней всех членов коллектива.
ДЕНЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ СОЛИДАРНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ - 8 сентября. Решение о ежегодном проведении было принято на состоявшемся в Бухаресте IV конгрессе Международной организации журналистов в знак солидарности с журналистами, которые подвергаются репрессиям за свою работу в пользу дела мира и взаимопонимания между народами. Дата избрана в связи с тем, что 8 сентября 1943 года гитлеровцы казнили чехословацкого журналиста и писателя Юлиуса Фучика.
ДЕНЬ ПЕЧАТИ - отмечался ежегодно 5 мая, в день выхода первого номера газеты «Правда» до утверждения Верховным Советом РФ Дня российской печати 13 января.
ДЕНЬ РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ - отмечается 7 мая.
ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ - отмечается по решению Верховного Совета РСФСР 13 января.
ДЕОНТОЛОГИЯ журналистики - (от греч. deon - долг, должное + logos - учение) -система требований, норм, принципов должного профессионального поведения журналиста; свод правовых и этических норм ответственного поведения работников СМИ; «совокупность «обслуживающих» журналистский долг обязанностей и норм их выполнения вне зависимости от их осознания, как некоей системы категорических императивов журналистского поведения, заданных природой СМИ, действующих в той или иной ситуации»*. *Е. П. Прохоров. Журналистика и демократия. М., 2001.
ДИСКУРС (англ. dicourse - рассуждение (письменное или устное); лекция, доклад, речь. Способ организации или конструирования знания о каком-нибудь предмете или явлении; набор идей, образов, практик, которые задают сами формы знания, способы их обсуждения и связанного с ними поведения. Д определяет, какие знания или практики приемлемы по отношению к конкретному предмету, виду деятельности или социальному институту; какие утверждения являются истинными, а какие ложными.
ДИФФАМАЦИЯ - распространение сведений (действительных или мнимых), порочащих другое лицо. ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Служит основой для: формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности, разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности РФ; развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере*. *Поли, текст см.: Российская газета, № 187, от 28.09.2000.
ДОКУМЕНТ - (от лат. documentum -свидетельство), материальный носитель (бумага, кино- и фотоплёнка и др.) с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для её передачи во времени и пространстве. Документы могут содержать тексты, изображения, звуки и т. п. В узком смысле документ - деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то.
ДОСТОВЕРНОСТЬ информации - 1. Информация, не вызывающая сомнений, подлинная, реальная*. 2. В ст. 57 ЗРФ «О СМИ» речь идет о сведениях соответствующих действительности, т. е. фактах, наличие которых при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами (с использованием документов, свидетелей, экспертных заключений и т. д.) 3. В практике журналистов достоверными считаются сведения, публикуемые с обязательной ссылкой на источник. * СРЯ
ДОСТУП к информации — конституционное право гражданина свободно искать и получать информацию любым законным способом. Возможность получения журналистом информации, представляющей общественный интерес. Ограничения доступа могут быть только в соответствии с действующим законодательством.
ДОТАЦИЯ - (от лат. dotatio - дар, пожертвование), ассигнования из бюджета, предназначенные для покрытия запланированных убытков или сбалансирования бюджетов нижестоящих административных и хозяйственных единиц, предприятий и организаций.
Ж
ЖАНР - тип художественной формы литературного произведения. Жанр характеризуется общностью структурно-композиционных и стилистических признаков, специфичных именно для него. Типология материалов, используемых в СМИ, включает: информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры.
«ЖЕЛТАЯ» ПРЕССА» - термин родился в XIX веке в Европе. Тогда для издания газет использовалась низкокачественная бумага желтого цвета, снижавшая стоимость газет и обеспечивавшая тем самым их массовость. Впоследствии эпитет «желтая» сопровождает популярные, массовые издания, формулу успеха у читателей которых вывел один из отцов основателей жанра Аксель Шпрингер: «Чужая постель, чужие деньги, чужая смерть». Основное содержание: сенсации, сплетни, скандалы из личной жизни известных людей. ♦Подогреть, вскипятить и сдобрить изюминкой» - принципы германской газеты Bild Zeitung, описанные в книге Гюнтера Вальрафа «Рождение сенсации. Человек, который в «Бильд» был Гансом Эссером». Характерные особенности этого типа прессы: преувеличение, использование превосходных степеней; крупные, кричащие, интригующие заголовки; основные темы - ужасы, мистика, убийства, частная жизнь известных людей; обилие иллюстраций, коллажей; систематическое использование обнаженной натуры; конфликтная, агрессивная форма подачи материала; употребление сниженной лексики.
ЖУРНАЛ - (от франц. journal) 1. Периодическое издание в виде книжки, а также отдельная книжка этого издания. 2. Книга или тетрадь для периодической записи событий.
ЖУРНАЛИСТ - лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с нею трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся таковой деятельностью по ее уполномочию. ЗРФ «О СМИ». ЖУРНАЛИСТИКА - 1. Способ деятельности, связанный с поиском, получением, обработкой и распространением общественно значимой информации. 2. Литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах, на радио, телевидении. 3. Периодическое издание в целом*. Область производственно-творческой деятельности, связанной со сбором, обработкой и распространением информации, представляющей общественный интерес, с целью адаптации аудитории печати, телевидения и радиовещания к экономическим, политическим, социальным, культурным изменениям. *СРЯ
ЖУРНАЛИСТИКА В СТИЛЕ ОНЛАЙН - сетевая журналистика. Использование современных информационных технологий (Internet, базы данных, WEB-узлы и т. п.) в работе средств массовой информации позволяет: существенно расширить возможности журналистов в обеспечении доступа к большим объемам информации, в том числе и к тем, до которых иным путем журналист добраться не может в принципе; в значительной мере сократить время сбора сведений и подготовки материалов; уменьшить зависимость журналистов от особых источников информации; повысить значимость работы сотрудников масс-медиа, т. к. их материалы становятся более информативными и компетентными. См. подробнее: Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. М., Вагриус, 1999. ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - система подготовки кадров для периодической печати, телевидения и радио в высших учебных заведениях. Журналистов в Российской Федерации готовят преимущественно в высших учебных заведениях государственной формы собственности на основе «Государственного образовательного стандарта» по специальности 021400 «журналистика» или направлению 520600 «журналистика». Стандарт определяет квалификационную характеристику выпускника и предусматривает освоение им трех циклов дисциплин: гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных, профессиональных. Факультеты, отделения, кафедры, ведущие подготовку специалистов для средств массовой информации, являются, как правило, структурными подразделениями университетов. См. подробнее: Свитич Л., Ширяева А. Журналистское образование. Взгляд социолога. М., 1997.
ЖУРНАЛИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ - «Союз журналистов Российской Федерации» -образован в 1918 году, — общероссийское творческое общественное объединение, учрежденное для осуществления деятельности по защите интересов журналистов. Председатель - В. Богданов, Генеральный секретарь - И. Яковенко; «Медиасоюз» — общероссийская общественная организация работников СМИ, образована в 2001 году, председатель - А. Любимов; «Российский профессиональный Союз журналистов», учрежден в январе 1998 года; Национальная Ассоциация Телевещателей (HAT); Союз издателей и распространителей печатной продукции и др.
З
«ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАКТИКА МАСС-МЕДИА» — ежемесячное издание. Учредитель: «Институт проблем информационного права». 101999, Москва, ул. Моховая, д. 9, факультет журналистики МГУ, к. 338. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СМИ - совокупность законодательных актов, регламентирующих работу средств массовой информации: Конституция РФ, законы «О средствах массовой информации», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «О государственной тайне», «Об авторском праве и смежных правах», «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», Гражданский, Уголовный и Административный кодексы в части статей, касающихся деятельности средств массовой информации и журналистов.
ЗАПРОС ИНФОРМАЦИИ - один из способов получения фактических сведений журналистом. «Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции». ЗРФ «О СМИ»
ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ. Честь - общественная оценка личности, мера духовных, социальных качеств гражданина; достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности. Достоинство ~ внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, своего общественного значения. Деловая репутация - профессиональная, служебная оценка предприимчивости, конкурентноспособности, состоятельности, надежности, стабильности и т. п. гражданина или юридического лица. «1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. 2. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации...» ГК РФ, ст.152.
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - «использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости». ЗРФ «о СМИ».
И
ИЗДАТЕЛЬ - издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода. «Издатель осуществляет свои права и несёт обязанности на основе данного Закона*, Фед 12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |