Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ -продажа, (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ. ЗРФ «О СМИ»
РАСПРОСТРАНИТЕЛЬ - лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях. ЗРФ «О СМИ» РАССЛЕДОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ - особый метод сбора, проверки, обработки информации, а также форма (жанр) журналистского выступления. РЖ предполагает: наличие необходимого и достаточного количества не только открытых, но и конфиденциальных источников информации, юридическую поддержку и защиту журналистов, деловых связей с силовыми и контрольными ведомствами, развитых аналитических способностей, соблюдение специфических правил «техники безопасности». Цель РЖ - в обнародовании фактов правонарушений, обеспечении функции общественного контроля за деятельностью облеченных властью и влиянием лиц.
РЕГИСТРАЦИЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - процедура оформления права на деятельность СМИ, заканчивающейся выдачей свидетельства о регистрации. Регистрирующими органами являются: Министерство печати, телевидения, радиовещания и массовых коммуникаций (МПТР); территориальные управления того же министерства. В заявлении о регистрации СМИ указываются: сведения об учредителе (соучредителях); название СМИ; язык; адрес редакции; форма периодического распространения массовой информации; предполагаемая территория распространения продукции; примерная тематика и (или) специализация; предполагаемая периодичность выпуска, максимальный объем СМИ; источники финансирования; сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором, издателем, распространителем; документ, удостоверяющий уплату регистрационного сбора. ЗРФ «О СМИ»
РЕДАКЦИЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации*. *ЗРФ «о СМИ»
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ - коллективный орган руководства средством массовой информации; в РК входят, как правило, должностные лица редакции, ведущие журналисты, менеджеры. РК занимается: стратегическим и тактическим планированием работы издания (канала, станции), определением и контролем за исполнением общественной миссии, экономической политикой, подбором и расстановкой кадров и т. п.
РЕЙТИНГ - показатель популярности программы; измеряется в процентах количества зрителей (слушателей), приемники которых включены на данную программу в известное время. АРС по СМИ
РЕКЛАМА - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. ЗРФ «О рекламе» РЕКЛАМОДАТЕЛЬ - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы. ЗРФ «О рекламе»
РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЬ - юридическое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме. ЗРФ «О рекламе»
РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЬ - юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами. ЗРФ «О рекламе»
С САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ - процесс упорядочения и нормирования журналистской деятельности корпоративными способами и средствами. СЖ происходит в форме принятия ассоциациями и объединениями журналистов норм, правил, прецедентов «профессионально правильного» поведения, соединяемых в документах (кодексах, хартиях, положениях, меморандумах и т.п.), и создания контрольных, экспертных, квалифицирующих нормы структур. Примеры: Германский Совет по печати, английская Комиссия по жалобам на прессу, Совет прессы Норвегии, датский Совет по делам прессы, российское Большое Жюри при Союзе журналистов РФ. Основные задачи БЖ: укрепление доверия к СМИ со стороны общества; досудебное урегулирование информационных споров и конфликтов; повышение уровня профессиональной квалификации журналистов; профессионально-моральное нормотворчество; защита от внешних угроз воздействия на журналистику государственными санкциями.
СВЕДЕНИЕ - утверждение о факте.
СВОБОДА - возможность действовать в какой-либо области без ограничений.
СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - беспрепятственное распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов. Ст. 29, п. 5 Конституции РФ содержит норму: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». Однако Закон РФ «О СМИ» предусматривает ответственность журналистов за злоупотребление свободой массовой информации, а именно: не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную, охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
СВОБОДА ПЕЧАТИ - представляет собой возможность создавать, учреждать, производить и распространять информационную продукцию в форме периодического издания. С момента возникновения печати в разных государствах такая возможность представлялась отнюдь не всем, более того, ограничения носили характер от крайне либеральных до жестко тоталитарных условий предоставления права издавать периодические издания. Например, в авторитарных государствах пользоваться прессой могли только те, кто получил патент (разрешение, лицензию) от верховной власти; в экономически продвинутых странах с развитыми демократическими институтами право производить и распространять печатную продукцию получали те, у кого существовали экономические возможности. В странах, где государственной идеологией признавался коммунизм, пресса могла принадлежатьтолько определенным социальным слоям и классам. В Советском Союзе, например, основными учредителям, издателями ивладельцами газет, журналов (телевидения и радио) являлись государственные и партийные структуры. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Законные способы определяются принятыми в Российской Федерации законами, а именно: «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе» и другими. Кроме того, отдельные стороны деятельности прессы регулируются соответствующими статьями Уголовного, Гражданского, Административного, иных кодексов.
СВОБОДА СЛОВА - возможность выражать мнения, оценки, суждения беспрепятственно, без ограничений. Однако и эта возможность в разных обществах имеет свои пределы, ст. 29, например, Конституции РФ содержит норму: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Одновременно в Основном законе России прокламируются: права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23); недопустимость пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ст. 29).
СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА - возможность создавать произведения в области литературы, искусства, живописи, театра, кино, музыки и т. д. беспрепятственно, без ограничений. В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законами». Ограничения в этой сфере связаны, прежде всего, с законными правами и интересами других людей, а также общепринятыми нормами морали. СВОБОДНЫЙ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПУБЛИЦИСТИКИ МГУ им. М. В. ЛОМОНОСОВА (СвРГИП) — официально открыт 18 октября 1994 г. Учредители: институты публицистики Майнцкого и Мюнстерского университетов, институт журналистики Дортмундского университета, Институт развития СМИ и коммуникаций газеты «Франкфутер альгемайне цайтунг» и факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.
СЕНСАЦИЯ - 1. Сильное, ошеломляющее впечатление от какого-либо события, известия. 2. Событие, сообщение, производящее такое впечатление. СРЯ
СЕТЕВЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - группа вещательных станций, объединенных контрактом с центральным каналом (станцией) и ведущих одновременно трансляцию одних и тех же программ; группа периодических изданий, распространяемых в различных регионах страны, реализующих единую содержательную и экономическую концепцию центрального (головного) издания.
СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволяющих удовлетворять информационные (коммуникационные, партиципарные*) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом. *См.: партиципарные коммуникации.
СКРЫТАЯ ЗАПИСЬ - распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки. Согласно ст. 50 ЗРФ «О СМИ» скрытая запись допускается: 1) если это не нарушает конституционныхправ и свобод человека и гражданина; 2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против 3) если демонстрация записи производитсяпо решению суда.
СЛУХИ- известия, сведения, достоверность которых не установлена*. Один из источников журналистской информации, требующий осмотрительного использования, в частности, принятия мер по дополнительной проверке, маркировки таких сведений в текстах как не проверенных или не подтвержденных каким-либо образом. *СРЯ
СОБСТВЕННИК СМИ - физическое или юридическое лицо, учредившее средство массовой информации, принявшее на себя бремя его содержания и создавшее организацию, осуществляющую выпуск данного средства массовой информации, либо заключившее договор с физическим или юридическим лицом о его выпуске*. *Федотов М. А. Закон о средствах массовой информации. Ред. 2001 г. Инициативный авторский проект. М., 2000
СОБСТВЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ - журналист, работающий не в центральном аппарате издания (канала, станции), а в конкретном регионе, информацию из которого он и поставляет для выхода в свет или в эфир.
СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТЕОРИЯ ПЕЧАТИ - теория социальной ответственности исходит из главной посылки: свобода несет с собой сопутствующие обязательства, и пресса обязана нести ответственность перед обществом, выполняя определенные важные функции. В той мере, в какой пресса не берет на себя свои обязательства, какая-то другая сила должна следить за тем, чтобы основные функции массовой коммуникации были реализованы. Теория СО основывается на понятии позитивной свободы, «свободы для чего-то», в отличие от либертарианской теории, где свобода понималась как «свобода от внешнего ограничения». Согласно теории СО основные требования к прессе таковы: правдивый, исчерпывающий и вдумчивый отчет о событиях дня, данный в контексте, который делает их значимым; сообщать факт правдиво уже недостаточно, необходимо сообщать правду об этом факте, искать «всю правду». Пресса должна служить «форумом для обмена замечаниями и мнениями», выступать средством общественной дискуссии, представлять все существенные точки зрения, давать слово всем группам, которые составляют общество; представлять и разъяснять задачи общества и его ценности; обеспечивать гражданам полный доступ к сведениям, полученным за день; переводить социальные конфликты из плана насилия в план обсуждения. См. подробнее: Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.,1998.
СОЦИОЖУРНАЛИСТИКА - научная дисциплина, исследующая проблемы, связанные с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, с их общественными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журналиста, пиэрмена*. Есть иная версия: социожурпалистика - особый тип журналистской деятельности, характеризующийся высокой социологической культурой мышления, поиска, сбора и интерпретации информации, а также социальной ответственности за последствия своей деятельности, где журналист - активный исследователь-практик, использующий социологический инструмент длля изучения проблемных ситуаций в общественной жизни и деятельности самих СМИ**. * См.: Олешко В. Ф. Социожурналистика: прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. - Екатеринбург, 1996. ** Социология журналистики: Очерки методологии и практики: пособие для студентов вузов по специальности «Журналистика» / Под ред. С. Г. Кор-коносенко. М., 1998. СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ -1. Отрасль социологии, изучающая: журналистику (средства массовой информации) как социальный институт; аудиторию и рынок СМИ; журналистские тексты; использование социологических методов в работе журналистов; специфику соцологического мышления журналистов и др. 2. Учебная дисциплина, предусмотренная Государственным стандартом по специальности 021400 «журналистика» для вузов, ведущих подготовку журналистов.
СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - федерация журналистских организаций России. История СЖ РФ восходит к 1956 году, когда ЦК КПСС принял решение о создании Союза журналистов СССР.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЖУРНАЛИСТА - приоритетные направления в его работе, связанные с функциональными, должностными, тематическими, жанровыми характеристиками его труда.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - для регистрации или распространения его продукции Законом РФ «О СМИ» устанавливаются специальные правила. ЗРФ «О СМИ»
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ - журналист, выполняющий специальные задания руководства редакции.
СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. ЗРФ «О СМИ»
СТЕРЕОТИП- 1. Копия типографского набора на металлической, резиновой или пластмассовой пластине для печатания тиража. 2. Неоригинальный, копирующий, сделанный по шаблону; стандартный. 3. Упрощенный образ мира в целом, явлений действительности, общественных и иных проблем в сознании людей (аудитории СМИ). По мнению У. Липп-мана (1922) пресса не только создает стереотипы в общественном мнении, но и сами журналисты пользуются стереотипами в отборе событий для представления на газетной полосе, а также в их интерпретации.
СТРИНГЕР — (англ. stringer) - внештатный корреспондент; репортер, получающий плату за объем представленного материала. Часто в качестве стрингеров выступают местные (freelance - свободные) журналисты, их услугами пользуются средства массовой информации и информационные агентства, по тем или иным причинам не посылающие на место событий штатных, специальных корреспондентов.
СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ СПОРАМ - создана Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина 31 декабря 1993 г., закрыта Указом Президента РФ В. В. Путина 3 июня 2000 г. Основными функциями являлись: - содействие Президенту Российской Федерации в защите прав и свобод в сфере массовой информации; - обеспечение объективности и достоверности сообщений; - обеспечение принципа равноправия в сфере массовой информации; - обеспечение защиты нравственных интересов детства и юношества в средствах массовой информации; - обеспечение принципа плюрализма в информационных и общественно-политических телерадиопрограммах; - разрешение споров о распределении времени вещания на радио и телевидении для фракций, создаваемых в Федеральном Собрании; - исправление фактических ошибок в информационных сообщениях средств массовой информации, затрагивающих общественные интересы; - вынесение предупреждений средствам массовой информации в соответствии со статьей 16 Закона российской Федерации «О средствах массовой информации» в условиях отсутствия Министерства печати и информации Российской Федерации. Судебная палата не входила в систему федеральных судов России. Круг вопросов, которые ставила и разрешала палата, чрезвычайно широк: доступ журналистов к информации, иски к редакциям и журналистам, нарушения правовых и этических норм газетчиками и телерадиорепортерами, необоснованность тарифов на услуги почтовой связи, несоблюдение правил предвыборной агитации, регистрация СМИ, конфликты между исполнительными органами власти и редакциями, свобода массовой информации и злоупотребления ею и многие другие. За годы своего существования Судебная палата накопила уникальный опыт анализа, правовой и этической оценки, влияния на теорию и практику российской журналистики. См. подробнее: Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. 1994-1996. Нормативные акты. Практика. Комментарии. Под ред. А. Б. Венгерова. М., Право и Закон, 1997.
Т ТВОРЧЕСТВО - 1. Деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей. 2. Творчество журналистское - процесс создания текстов для СМИ, в котором удовлетворяются материальные и духовные потребности журналиста, реализуются его способности в познании и интерпретации фактов реальной действительности, а также умения придавать своим материалам форму, обеспечивающую взаимодействие с аудиторией.
ТЕМА ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (от греч. thema - то, что положено в основу) - 1. Совокупность фактов действительности, отобранных журналистом для описания, оценки, анализа в тексте материала, т. е. то, что отражено. 2. Основная идея, объясняющая собранный и интерпретированный в тексте фактический материал, т. е. то, что выражено.
«ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ» в работе журналиста - совокупность правил юридически и этически корректного профессионального поведения журналиста. ТБ предполагает: тщательную проверку достоверности получаемой и распространяемой журналистом информации; осмотрительное использование оценочной лексики и предположений; представление конкурирующих точек зрения; знание условий, при которых журналист и редакция освобождается от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и т. п. Отдельные правила ТБ существуют для журналистов, работающих в «горячих точках», а именно: знакомство с географическими, политическими, социальными, конфессиональными и прочими особенностями региона; подготовка «набора безопасности» — одежды, лекарств, продуктов питания; аккредитация; знание условий пропускного режима, порядка поведения журналистов в зонах конфликтов и военных действий и др.
ТЕОРИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ - «Теория социального научения» -люди усваивают модели поведения, глядя, как окружающие ведут себя определенным образом, а затем имитируя их действия. Роль СМИ приобретает значимость, когда примеры, демонстрируемые в них, становятся источником научения. «Теория культивирования» многократное, экстенсивное воздействие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяжении продолжительного времени постепенно меняет представления людей о мире и социальной реальности. Одно из основных положений этой теории является унификация, т. е. направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. «Теории социализации» - акцентируют внимание на том, как СМИ, благодаря своему положительному воздействию, становятся источниками знаний людей о мире и их роли в нем, условием приобретения и освоения людьми общественных норм и ценностей. «Теория использования и удовлетворения» - характер воздействия СМИ частично зависит от того, как человек их использует и какое удовлетворение от них получает. «Навязывание повестки дня» - СМИ формируют отношение людей к вопросам, которые содержатся в информационных сообщениях. Не всегда СМИ говорят как следует людям думать по той или иной проблеме, но чаще предлагает то, о чем следует размышлять. «Когнитивная (конструктивистская) теория» - общий принцип теории в том, что люди не просто воспринимают информацию, но усваивают ее, интерпретируя в соответствии с уже имеющимися знаниями и представлениями, а также контекстом, в котором получено сообщение. См. подробнее: Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М., 2001.
ТИПОЛОГИЯ СМИ - 1. Научный метод изучения печати, ТВ и РВ посредством разделения их на группы с помощью обобщенных моделей или типов. 2. Результат типологического описания и сопоставления средств массовой информации.
ТИРАЖ - количество экземпляров разового выпуска периодического издания, обусловленное объемами подписки и розничной продажи. Т. - один из показателей успешности газеты (журнала, еженедельника) на информационном рынке. Цифры тиражей относятся к выходным данным и обязательны к опубликованию.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - в Декларации принципов толерантности, утвержденной в 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕСКО, толерантность предлагается рассматривать как: уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека.
У УСТАВ РЕДАКЦИИ - один из основных юридических документов, регламентирующий деятельность СМИ. УР принимается на общем собрании коллектива журналистов -штатных сотрудников редакции - большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем. В уставе определяются: взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора; полномочия коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции; порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией; основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации; передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы; порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения. ЗРФ «О СМИ» УЧЕТНО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ - единица измерения объема произведения, равная 40 тыс. знаков. В отличие от авторского листа, которым измеряется только объем литературного материала, УИЛ измеряет и прочий текстовой и графический материал (редакционные предисловия, оглавления, сноски, примечания и т. п.). К нему приравниваются 700 строк стихотворных произведений или 3 тысячи квадратных сантиметров графического материала.
УЧРЕДИТЕЛЬ - тот, кто принимает участие в организации чего-либо, основатель*. Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Не может выступать учредителем: гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону; гражданин другого государства или лицо без гражданства**. *СРЯ ** ЗРФ «О СМИ» Ф ФАКТ (от лат. factum - сделанное, совершившееся) - событие, результат; знание, достоверность которого доказана. Факты в журналистике - основа для выводов, оценок, анализа и обобщений в материалах любого жанра.
ФИНИШИНГ - (англ. finishing - доведение до конца) доведение разработки темы журналистских выступлений до логического конца - разрешения поставленной проблемы, что обеспечивается возвращением к прежним публикациям, привлечением аудитории для обсуждения, опубликованием ответов официальных структур. ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ - правозащитная организация, образованная в 1991 году в г. Москве. Основная задача Фонда: защита журналистов и журналистики в первую очередь путем совершенствования правового пространства для средств массовой информации. Президент - Симонов А. К. Направления деятельности Фонда: мониторинг конфликтов и правонарушений, связанных с прессой, на территории России; юридическая помощь журналистам и представителям СМИ в конфликтных ситуациях, консультации по вопросам их профессиональной деятельности; практическая помощь семьям погибших журналистов и сотрудникам СМИ, пострадавшим при выполнении профессионального долга; научные исследования правовых и этических проблем журналистики; экспертиза законов о СМИ и внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства; выпуск юридической, научной, правозащитной и справочной литературы по проблемам СМИ.
ФОРМАТ- 1. Формат издания, записи. 2. Формат набора. 3. Стандарт вещания. 4. Вид, структура вещательной программы. Формат может представлять собой совокупность условий и правил сбора, обработки и распространения информации, принятых в газете, на телеканале, радиостанции. Ф, как правило, включает: формулировку общественной миссии, политической или иной позиции СМИ; принципы отбора материала для опубликования; особенности подачи материалов; основные правила работы с источниками информации, героями и персонажами журналистских материалов; названия постоянных и сезонных рубрик; принципы работы с аудиторией. Ф - документ для внутреннего пользования, поэтому нередко снабжается грифом «Для служебного пользования», т. к. представляет собой know how редакции.
ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ СМИ - государственная, частная, акционерная, смешанная.
ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ - наиболее дискуссионная тема в журналистикове-дении. В советской теории и практике журналистики долгое время господствовало ленинское представление о роли прессы в жизни общества: «Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч. Т.5. С. 11). В последней трети двадцатого века в оборот был введен иной набор: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Классификация Е. П. Прохорова предполагает социальные, идеологические, культурно-рекреативные, непосредственно-организаторские функции. С. Г. Кор-коносенко в качестве системообразующего признака предложил использовать субъектный подход к группировке функций журналистики. С позиции генерального субъекта - общества журналистика выполняет функции: интеграции, познания (самопознания). С точки зрения отдельных социальных институтов и групп: пропаганда, агитация (результатом исполнения становится специфическое содержание общественного мнения), организация. С точки зрения личности: функции ориентации (социализации индивида), психологического разрядки, психогигиены. Для самих работников печати, радио и телевидения журналистика выполняет служебпо-профессиональную ф. (исполнение профессионального и общественного долга, заработок) и творческую (личностная самореализация и саморазвитие). По мнению В. Т. Третьякова, журналистика выполняет четыре основные функции: информационную, воздействия па власть, социализации личности, управления сознанием и поведением людей. Х
ХРОНИКАЛЬНАЯ ЗАМЕТКА - информационный жанр, в котором содержится короткое сообщение (публикуется обычно без заголовка); вид информации.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - 1. В периодической печати (А. А. Тертычный): очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирическийкомментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра. 2. На телевидении: очерк, зарисовка, эссе (Р. А. Борецкий, В. Л. Цвик).
Ц ЦЕНЗУРА - 1. Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации, а также учреждение, осуществляющее такой надзор*. 2. Требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей**. *СРЯ **ЗРФ «О СМИ»
Ч ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ - сфера жизни гражданина вне исполнения им производственных и общественных обязанностей, составляющая его личную или семейную тайну. Согласно ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, не допускаются. Исключение сделано для журналистов в ст. 49 ЗРФ «О средствах массовой информации», согласно которой согласия не требуется, если распространение сведений о личной жизни необходимо для защиты общественных интересов.
ЧЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - внутрикорпоративная оценка профессиональных качеств журналиста. Нарушениями профессиональной чести считаются: использование статуса журналиста для получения преимуществ для себя; получение вознаграждения, влияющего на независимость при исполнении профессионального долга; получение информации при помощи лжи, провокации, иными способами, противоречащими нормам права и нравственности; плагиат; нарушение конфиденциальности источника информации.
«ЧЕТВЁРТАЯ ВЛАСТЬ» (Fourth Estate -«четвертое сословие») — метафорическое определение места и роли журналистики, средств массовой информации в обществе наряду с традиционными ветвями власти: законодательной, исполнительной, судебной. Английский политик Эдмунд Берк, нарекший этим именем прессу еще в конце XVIII в., явно не ожидал, что оно будет принято всерьез, ибо его высказывание было пронизано иронией в большей степени, чем уважением к журналистской профессии*. *Беглов С. И. Четвертая власть: британская модель. М., 2002
Э ЭРОТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ - периодическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу. В ЗРФ «О СМИ» указывается, что распространение выпусков специализированных радио и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией. Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ДЕЙСТВЕННОСТЬ ЖУРНАЛИСТКИ(действенность, результативность) - совокупность результатов воздействия на сознание, психологию и поведение аудитории, человека, социальной группы и общественной системы*. Существуют прямые эффекты от выступлений в печати и эфире, когда результат воздействия на реальную практику совпадает с задачей журналиста, и обратные, когда ситуация развивается в прямо противоположном задуманному журналистом (редакцией) направлению. Содержательный показатель эффективности журналистских выступлений - принятие уполномоченными структурами решений, меняющих жизненную ситуацию. Формальные показатели: ответы заинтересованных организаций и граждан, письма-отклики, звонки в редакцию. ЭЖ повышается: при поддержке СМИ органами власти, общественными объединениями, политическими организациями, гражданами; профессионально корректной разработкой журналистами общественно значимых проблем. * Корконосенко С. Г. Основы журналистики. СПб., 2001.
12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |