Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОДУКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ -

продажа, (подписка, доставка, раздача) перио­дических печатных изданий, аудио- или видео­записей программ, трансляция радио-, теле­программ (вещание), демонстрация кинохро­никальных программ.

ЗРФ «О СМИ»

 

РАСПРОСТРАНИТЕЛЬ - лицо, осущест­вляющее распространение продукции сред­ства массовой информации по договору с ре­дакцией, издателем или на иных законных основаниях.

ЗРФ «О СМИ»

РАССЛЕДОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТ­СКОЕ - особый метод сбора, проверки, обра­ботки информации, а также форма (жанр) журналистского выступления. РЖ предпо­лагает: наличие необходимого и достаточного количества не только открытых, но и конфи­денциальных источников информации, юри­дическую поддержку и защиту журналистов, деловых связей с силовыми и контрольными ведомствами, развитых аналитических способ­ностей, соблюдение специфических правил «техники безопасности». Цель РЖ - в обнаро­довании фактов правонарушений, обеспечении функции общественного контроля за деятель­ностью облеченных властью и влиянием лиц.

 

РЕГИСТРАЦИЯ СРЕДСТВА МАССО­ВОЙ ИНФОРМАЦИИ - процедура оформ­ления права на деятельность СМИ, заканчи­вающейся выдачей свидетельства о регистра­ции. Регистрирующими органами являются: Министерство печати, телевидения, радиове­щания и массовых коммуникаций (МПТР); территориальные управления того же мини­стерства. В заявлении о регистрации СМИ указываются: сведения об учредителе (соучре­дителях); название СМИ; язык; адрес редак­ции; форма периодического распространения массовой информации; предполагаемая тер­ритория распространения продукции; при­мерная тематика и (или) специализация; предполагаемая периодичность выпуска, максимальный объем СМИ; источники фи­нансирования; сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является уч­редителем, собственником, главным редакто­ром, издателем, распространителем; доку­мент, удостоверяющий уплату регистраци­онного сбора.

ЗРФ «О СМИ»

 

РЕДАКЦИЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации*.

*ЗРФ «о СМИ»

 

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ - кол­лективный орган руководства средством массовой информации; в РК входят, как пра­вило, должностные лица редакции, ведущие журналисты, менеджеры. РК занимается: стра­тегическим и тактическим планированием работы издания (канала, станции), определе­нием и контролем за исполнением обществен­ной миссии, экономической политикой, подбо­ром и расстановкой кадров и т. п.

 

РЕЙТИНГ - показатель популярности программы; измеряется в процентах количества зрителей (слушателей), приемники которых включены на данную программу в известное время.

АРС по СМИ

 

РЕКЛАМА - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или под­держивать интерес к этим физическому, юри­дическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

ЗРФ «О рекламе»

РЕКЛАМОДАТЕЛЬ - юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы.

ЗРФ «О рекламе»

 

РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЬ - юриди­ческое или физическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.

ЗРФ «О рекламе»

 

РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЬ - юридическое или физическое лицо, осуществ­ляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизи­онного вещания, а также каналов связи, эфир­ного времени и иными способами.

ЗРФ «О рекламе»

 

С

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИ­СТИКИ - процесс упорядочения и нормиро­вания журналистской деятельности корпора­тивными способами и средствами. СЖ про­исходит в форме принятия ассоциациями и объединениями журналистов норм, правил, прецедентов «профессионально правильного» поведения, соединяемых в документах (кодек­сах, хартиях, положениях, меморандумах и т.п.), и создания контрольных, экспертных, квалифи­цирующих нормы структур. Примеры: Герман­ский Совет по печати, английская Комиссия по жалобам на прессу, Совет прессы Норве­гии, датский Совет по делам прессы, россий­ское Большое Жюри при Союзе журналис­тов РФ. Основные задачи БЖ: укрепление доверия к СМИ со стороны общества; досудебное урегулирование информационных споров и конфликтов; повышение уровня професси­ональной квалификации журналистов; профес­сионально-моральное нормотворчество; защита от внешних угроз воздействия на журналис­тику государственными санкциями.

 

СВЕДЕНИЕ - утверждение о факте.

 

СВОБОДА - возможность действовать в какой-либо области без ограничений.

 

СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМА­ЦИИ - беспрепятственное распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов. Ст. 29, п. 5 Консти­туции РФ содержит норму: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура зап­рещается». Однако Закон РФ «О СМИ» предусматривает ответственность журналистов за злоупотребление свободой массовой инфор­мации, а именно: не допускается использование средств массовой информации в целях совер­шения уголовно наказуемых деяний, для раз­глашения сведений, составляющих государст­венную или иную, охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильствен­ному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания нацио­нальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ наси­лия и жестокости.

 

СВОБОДА ПЕЧАТИ - представляет со­бой возможность создавать, учреждать, произ­водить и распространять информационную продукцию в форме периодического издания. С момента возникновения печати в разных государствах такая возможность представля­лась отнюдь не всем, более того, ограничения носили характер от крайне либеральных до жестко тоталитарных условий предоставле­ния права издавать периодические издания. Например, в авторитарных государствах пользоваться прессой могли только те, кто получил патент (разрешение, лицензию) от верховной власти; в экономически продвину­тых странах с развитыми демократическими институтами право производить и распростра­нять печатную продукцию получали те, у кого существовали экономические возможности. В странах, где государственной идеологией признавался коммунизм, пресса могла при­надлежатьтолько определенным социальным слоям и классам. В Советском Союзе, напри­мер, основными учредителям, издателями ивладельцами газет, журналов (телевидения и радио) являлись государственные и партий­ные структуры. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информа­цию любым законным способом». Законные способы определяются принятыми в Россий­ской Федерации законами, а именно: «О сред­ствах массовой информации», «О государ­ственной тайне», «Об информации, информа­тизации и защите информации», «О рекламе» и другими. Кроме того, отдельные стороны деятельности прессы регулируются соответ­ствующими статьями Уголовного, Граждан­ского, Административного, иных кодексов.

 

СВОБОДА СЛОВА - возможность вы­ражать мнения, оценки, суждения беспрепят­ственно, без ограничений. Однако и эта воз­можность в разных обществах имеет свои пределы, ст. 29, например, Конституции РФ содержит норму: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Одновременно в Основном законе России прокламируются: права граждан на неприкосновенность част­ной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграф­ных и иных сообщений (ст. 23); недопусти­мость пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или рели­гиозную ненависть и вражду (ст. 29).

 

СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА - возмож­ность создавать произведения в области ли­тературы, искусства, живописи, театра, кино, музыки и т. д. беспрепятственно, без ограни­чений. В ст. 44 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется свобода литератур­ного, художественного, научного, техническо­го и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законами». Ограничения в этой сфере связа­ны, прежде всего, с законными правами и интересами других людей, а также общепри­нятыми нормами морали.

СВОБОДНЫЙ РОССИЙСКО-ГЕР­МАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПУБЛИЦИС­ТИКИ МГУ им. М. В. ЛОМОНОСОВА (СвРГИП) — официально открыт 18 октября 1994 г. Учредители: институты публицистики Майнцкого и Мюнстерского университетов, институт журналистики Дортмундского уни­верситета, Институт развития СМИ и комму­никаций газеты «Франкфутер альгемайне цайтунг» и факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.

 

СЕНСАЦИЯ - 1. Сильное, ошеломляю­щее впечатление от какого-либо события, из­вестия. 2. Событие, сообщение, производящее такое впечатление.

СРЯ

 

СЕТЕВЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - группа вещательных станций, объединенных контрактом с центральным каналом (станцией) и ведущих одновременно трансляцию одних и тех же программ; группа периодических изданий, распространяемых в различных регионах страны, реализующих единую содержательную и экономическую концепцию центрального (головного) издания.

 

СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - совокупность средств массовой информации, имеющих необходимое и достаточное количество функций, позволя­ющих удовлетворять информационные (комму­никационные, партиципарные*) потребности личности, всех групп населения, государства, общества в целом.

*См.: партиципарные коммуникации.

 

СКРЫТАЯ ЗАПИСЬ - распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозапи­си, кино- и фотосъемки. Согласно ст. 50 ЗРФ «О СМИ» скрытая запись допускается:

1) если это не нарушает конституционныхправ и свобод человека и гражданина;

2) если это необходимо для защиты обще­ственных интересов и приняты меры против
возможной идентификации посторонних лиц;

3) если демонстрация записи производитсяпо решению суда.

 

СЛУХИ- известия, сведения, достоверность которых не установлена*. Один из источни­ков журналистской информации, требующий осмотрительного использования, в частности, принятия мер по дополнительной проверке, маркировки таких сведений в текстах как не проверенных или не подтвержденных каким-либо образом.

*СРЯ

 

СОБСТВЕННИК СМИ - физическое или юридическое лицо, учредившее средство мас­совой информации, принявшее на себя бремя его содержания и создавшее организацию, осуществляющую выпуск данного средства массовой информации, либо заключившее до­говор с физическим или юридическим лицом о его выпуске*.

*Федотов М. А. Закон о средствах массовой информации. Ред. 2001 г. Инициативный авторский проект. М., 2000

 

СОБСТВЕННЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ - журналист, работающий не в центральном аппарате издания (канала, станции), а в кон­кретном регионе, информацию из которого он и поставляет для выхода в свет или в эфир.

 

СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ТЕОРИЯ ПЕЧАТИ - теория социальной ответственности исходит из главной по­сылки: свобода несет с собой сопутствующие обязательства, и пресса обязана нести ответ­ственность перед обществом, выполняя опреде­ленные важные функции. В той мере, в какой пресса не берет на себя свои обязательства, какая-то другая сила должна следить за тем, чтобы основные функции массовой коммуни­кации были реализованы. Теория СО осно­вывается на понятии позитивной свободы, «свободы для чего-то», в отличие от либерта­рианской теории, где свобода понималась как «свобода от внешнего ограничения». Согласно теории СО основные требования к прессе та­ковы: правдивый, исчерпывающий и вдумчи­вый отчет о событиях дня, данный в контексте, который делает их значимым; сообщать факт правдиво уже недостаточно, необходимо со­общать правду об этом факте, искать «всю правду». Пресса должна служить «форумом для обмена замечаниями и мнениями», высту­пать средством общественной дискуссии, пред­ставлять все существенные точки зрения, да­вать слово всем группам, которые составляют общество; представлять и разъяснять задачи общества и его ценности; обеспечивать граж­данам полный доступ к сведениям, полученным за день; переводить социальные конфликты из плана насилия в план обсуждения.

См. подробнее: Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.,1998.

 

СОЦИОЖУРНАЛИСТИКА - научная дисциплина, исследующая проблемы, связан­ные с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, с их общественными функ­циями и воздействием социально-психологи­ческих факторов на журналиста, пиэрмена*. Есть иная версия: социожурпалистика - осо­бый тип журналистской деятельности, харак­теризующийся высокой социологической культурой мышления, поиска, сбора и интер­претации информации, а также социальной ответственности за последствия своей дея­тельности, где журналист - активный иссле­дователь-практик, использующий социологи­ческий инструмент длля изучения проблем­ных ситуаций в общественной жизни и дея­тельности самих СМИ**.

* См.: Олешко В. Ф. Социожурналистика: праг­матическое моделирование технологий массово-комму­никационной деятельности. - Екатеринбург, 1996.

** Социология журналистики: Очерки методоло­гии и практики: пособие для студентов вузов по спе­циальности «Журналистика» / Под ред. С. Г. Кор-коносенко. М., 1998.

СОЦИОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ -1. Отрасль социологии, изучающая: журна­листику (средства массовой информации) как социальный институт; аудиторию и рынок СМИ; журналистские тексты; использование социологических методов в работе журналистов; специфику соцологического мышления журналистов и др. 2. Учебная дисциплина, предусмотренная Государственным стандартом по специально­сти 021400 «журналистика» для вузов, веду­щих подготовку журналистов.

 

СОЮЗ ЖУРНАЛИСТОВ РОССИЙ­СКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - федерация журна­листских организаций России. История СЖ РФ восходит к 1956 году, когда ЦК КПСС принял решение о создании Союза журнали­стов СССР.

 

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЖУРНАЛИСТА - приоритетные направления в его работе, свя­занные с функциональными, должностными, тематическими, жанровыми характеристиками его труда.

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - для реги­страции или распространения его продукции Законом РФ «О СМИ» устанавливаются специальные правила.

ЗРФ «О СМИ»

 

СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ - журналист, выполняющий специальные задания руководства редакции.

 

СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМА­ЦИИ - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

ЗРФ «О СМИ»

 

СТЕРЕОТИП- 1. Копия типографского набора на металлической, резиновой или пла­стмассовой пластине для печатания тиража. 2. Неоригинальный, копирующий, сделанный по шаблону; стандартный. 3. Упрощенный образ мира в целом, явлений действительности, общественных и иных проблем в сознании людей (аудитории СМИ). По мнению У. Липп-мана (1922) пресса не только создает стерео­типы в общественном мнении, но и сами жур­налисты пользуются стереотипами в отборе событий для представления на газетной полосе, а также в их интерпретации.

 

СТРИНГЕР — (англ. stringer) - внештат­ный корреспондент; репортер, получающий плату за объем представленного материала. Часто в качестве стрингеров выступают мест­ные (freelance - свободные) журналисты, их услугами пользуются средства массовой информации и информационные агентства, по тем или иным причинам не посылающие на место событий штатных, специальных коррес­пондентов.

 

СУДЕБНАЯ ПАЛАТА ПО ИНФОРМА­ЦИОННЫМ СПОРАМ - создана Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина 31 декабря 1993 г., закрыта Указом Президента РФ В. В. Путина 3 июня 2000 г. Основными функ­циями являлись:

- содействие Президенту Российской Федера­ции в защите прав и свобод в сфере массовой информации;

- обеспечение объективности и достоверности сообщений;

- обеспечение принципа равноправия в сфере массовой информации;

- обеспечение защиты нравственных инте­ресов детства и юношества в средствах мас­совой информации;

- обеспечение принципа плюрализма в ин­формационных и общественно-политических телерадиопрограммах;

- разрешение споров о распределении време­ни вещания на радио и телевидении для фрак­ций, создаваемых в Федеральном Собрании;

- исправление фактических ошибок в ин­формационных сообщениях средств массовой информации, затрагивающих общественные интересы;

- вынесение предупреждений средствам мас­совой информации в соответствии со статьей 16 Закона российской Федерации «О сред­ствах массовой информации» в условиях от­сутствия Министерства печати и информации Российской Федерации.

Судебная палата не входила в систему федеральных судов России. Круг вопросов, которые ставила и разрешала палата, чрезвы­чайно широк: доступ журналистов к инфор­мации, иски к редакциям и журналистам, нарушения правовых и этических норм газет­чиками и телерадиорепортерами, необоснован­ность тарифов на услуги почтовой связи, не­соблюдение правил предвыборной агитации, регистрация СМИ, конфликты между испол­нительными органами власти и редакциями, свобода массовой информации и злоупотреб­ления ею и многие другие. За годы своего существования Судебная палата накопила уникальный опыт анализа, правовой и этичес­кой оценки, влияния на теорию и практику российской журналистики.

См. подробнее: Судебная палата по информаци­онным спорам при Президенте Российской Федерации. 1994-1996. Нормативные акты. Практика. Коммента­рии. Под ред. А. Б. Венгерова. М., Право и Закон, 1997.

 

Т

ТВОРЧЕСТВО - 1. Деятельность чело­века, направленная на создание культурных или материальных ценностей. 2. Творчество журналистское - процесс создания текстов для СМИ, в котором удовлетворяются мате­риальные и духовные потребности журналиста, реализуются его способности в познании и интерпретации фактов реальной действитель­ности, а также умения придавать своим мате­риалам форму, обеспечивающую взаимодей­ствие с аудиторией.

 

ТЕМА ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗ­ВЕДЕНИЯ (от греч. thema - то, что положе­но в основу) - 1. Совокупность фактов дей­ствительности, отобранных журналистом для описания, оценки, анализа в тексте материала, т. е. то, что отражено. 2. Основная идея, объясняющая собранный и интерпретирован­ный в тексте фактический материал, т. е. то, что выражено.

 

«ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ» в работе журналиста - совокупность правил юриди­чески и этически корректного профессиональ­ного поведения журналиста. ТБ предполагает: тщательную проверку достоверности получа­емой и распространяемой журналистом ин­формации; осмотрительное использование оценочной лексики и предположений; пред­ставление конкурирующих точек зрения; зна­ние условий, при которых журналист и ре­дакция освобождается от ответственности за распространение сведений, не соответству­ющих действительности и т. п. Отдельные правила ТБ существуют для журналистов, ра­ботающих в «горячих точках», а именно: зна­комство с географическими, политическими, социальными, конфессиональными и прочи­ми особенностями региона; подготовка «на­бора безопасности» — одежды, лекарств, про­дуктов питания; аккредитация; знание усло­вий пропускного режима, порядка поведения журналистов в зонах конфликтов и военных действий и др.

 

ТЕОРИИ МАССОВОЙ КОММУНИКА­ЦИИ - «Теория социального научения» -люди усваивают модели поведения, глядя, как окружающие ведут себя определенным обра­зом, а затем имитируя их действия. Роль СМИ приобретает значимость, когда примеры, де­монстрируемые в них, становятся источником научения. «Теория культивирования» многократное, экстенсивное воздействие СМИ (в первую очередь телевидения) на протяже­нии продолжительного времени постепенно меняет представления людей о мире и соци­альной реальности. Одно из основных поло­жений этой теории является унификация, т. е. направление различных взглядов людей на социальную реальность в единое русло. «Тео­рии социализации» - акцентируют внимание на том, как СМИ, благодаря своему положи­тельному воздействию, становятся источника­ми знаний людей о мире и их роли в нем, условием приобретения и освоения людьми общественных норм и ценностей. «Теория ис­пользования и удовлетворения» - характер воздействия СМИ частично зависит от того, как человек их использует и какое удовлет­ворение от них получает. «Навязывание по­вестки дня» - СМИ формируют отношение людей к вопросам, которые содержатся в ин­формационных сообщениях. Не всегда СМИ говорят как следует людям думать по той или иной проблеме, но чаще предлагает то, о чем следует размышлять. «Когнитивная (конст­руктивистская) теория» - общий принцип теории в том, что люди не просто восприни­мают информацию, но усваивают ее, интер­претируя в соответствии с уже имеющимися знаниями и представлениями, а также контек­стом, в котором получено сообщение.

См. подробнее: Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.-М., 2001.

 

ТИПОЛОГИЯ СМИ - 1. Научный метод изучения печати, ТВ и РВ посредством разде­ления их на группы с помощью обобщенных моделей или типов. 2. Результат типологи­ческого описания и сопоставления средств массовой информации.

 

ТИРАЖ - количество экземпляров разо­вого выпуска периодического издания, обус­ловленное объемами подписки и розничной продажи. Т. - один из показателей успешности газеты (журнала, еженедельника) на инфор­мационном рынке. Цифры тиражей относятся к выходным данным и обязательны к опубли­кованию.

 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - в Декларации принципов толерантности, утвержденной в 1995 году Генеральной конференцией ЮНЕС­КО, толерантность предлагается рассматри­вать как: уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и прояв­ления человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в между­народно-правовых актах в области прав че­ловека.

 

У

УСТАВ РЕДАКЦИИ - один из основ­ных юридических документов, регламентиру­ющий деятельность СМИ. УР принимается на общем собрании коллектива журналистов -штатных сотрудников редакции - большин­ством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредите­лем. В уставе определяются: взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора; полномочия коллектива журнали­стов - штатных сотрудников редакции; поря­док назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией; основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации; передача и (или) сохранение права на название, иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, из­менения ее организационно-правовой формы; порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения.

ЗРФ «О СМИ»

УЧЕТНО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЛИСТ - единица измерения объема произведения, рав­ная 40 тыс. знаков. В отличие от авторского листа, которым измеряется только объем литературного материала, УИЛ измеряет и прочий текстовой и графический материал (редакционные предисловия, оглавления, сноски, примечания и т. п.). К нему приравниваются 700 строк стихотворных произведений или 3 тысячи квадратных сантиметров графичес­кого материала.

 

УЧРЕДИТЕЛЬ - тот, кто принимает уча­стие в организации чего-либо, основатель*. Учредителем (соучредителем) средства мас­совой информации может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган. Не может выступать учредителем: гражданин, не дос­тигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевно­больной, признанный судом недееспособным; объединение граждан, предприятие, учрежде­ние, организация, деятельность которых зап­рещена по закону; гражданин другого госу­дарства или лицо без гражданства**.

*СРЯ

** ЗРФ «О СМИ»

Ф

ФАКТ (от лат. factum - сделанное, совер­шившееся) - событие, результат; знание, досто­верность которого доказана. Факты в журна­листике - основа для выводов, оценок, анализа и обобщений в материалах любого жанра.

 

ФИНИШИНГ - (англ. finishing - дове­дение до конца) доведение разработки темы журналистских выступлений до логического конца - разрешения поставленной проблемы, что обеспечивается возвращением к прежним публикациям, привлечением аудитории для обсуждения, опубликованием ответов офици­альных структур.

ФОНД ЗАЩИТЫ ГЛАСНОСТИ - право­защитная организация, образованная в 1991 году в г. Москве. Основная задача Фонда: защита журналистов и журналистики в первую очередь путем совершенствования правового прост­ранства для средств массовой информации. Президент - Симонов А. К. Направления дея­тельности Фонда: мониторинг конфликтов и правонарушений, связанных с прессой, на тер­ритории России; юридическая помощь жур­налистам и представителям СМИ в конфлик­тных ситуациях, консультации по вопросам их профессиональной деятельности; практичес­кая помощь семьям погибших журналистов и сотрудникам СМИ, пострадавшим при выполнении профессионального долга; научные исследования правовых и этических проблем журналистики; экспертиза законов о СМИ и внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства; выпуск юри­дической, научной, правозащитной и справоч­ной литературы по проблемам СМИ.

 

ФОРМАТ- 1. Формат издания, записи. 2. Формат набора. 3. Стандарт вещания. 4. Вид, структура вещательной программы. Формат может представлять собой совокупность усло­вий и правил сбора, обработки и распростра­нения информации, принятых в газете, на те­леканале, радиостанции. Ф, как правило, вклю­чает: формулировку общественной миссии, политической или иной позиции СМИ; прин­ципы отбора материала для опубликования; особенности подачи материалов; основные правила работы с источниками информации, героями и персонажами журналистских ма­териалов; названия постоянных и сезонных рубрик; принципы работы с аудиторией. Ф - документ для внутреннего пользования, по­этому нередко снабжается грифом «Для слу­жебного пользования», т. к. представляет собой know how редакции.

 

ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ СМИ - государственная, частная, акционерная, сме­шанная.

 

ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ - наи­более дискуссионная тема в журналистикове-дении. В советской теории и практике журна­листики долгое время господствовало ленин­ское представление о роли прессы в жизни общества: «Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но так­же и коллективный организатор» (В. И. Ле­нин. Поли. собр. соч. Т.5. С. 11). В после­дней трети двадцатого века в оборот был введен иной набор: информационная, просве­тительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Классификация Е. П. Про­хорова предполагает социальные, идеологичес­кие, культурно-рекреативные, непосредст­венно-организаторские функции. С. Г. Кор-коносенко в качестве системообразующего признака предложил использовать субъектный подход к группировке функций журналистики.

С позиции генерального субъекта - общества журналистика выполняет функции: интегра­ции, познания (самопознания). С точки зре­ния отдельных социальных институтов и групп: пропаганда, агитация (результатом испол­нения становится специфическое содержание общественного мнения), организация. С точ­ки зрения личности: функции ориентации (социализации индивида), психологического разрядки, психогигиены. Для самих работни­ков печати, радио и телевидения журналистика выполняет служебпо-профессиональную ф. (исполнение профессионального и обществен­ного долга, заработок) и творческую (лично­стная самореализация и саморазвитие). По мнению В. Т. Третьякова, журналистика вы­полняет четыре основные функции: инфор­мационную, воздействия па власть, социали­зации личности, управления сознанием и по­ведением людей.

Х

 

ХРОНИКАЛЬНАЯ ЗАМЕТКА - инфор­мационный жанр, в котором содержится ко­роткое сообщение (публикуется обычно без заголовка); вид информации.

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИ­ЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - 1. В периодической печати (А. А. Тертычный): очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирическийкомментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпита­фия, анекдот, шутка, игра. 2. На телевиде­нии: очерк, зарисовка, эссе (Р. А. Борецкий, В. Л. Цвик).

 

Ц

ЦЕНЗУРА - 1. Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации, а также учреждение, осуществ­ляющее такой надзор*. 2. Требование от редакции средства массо­вой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреж­дений или общественных объединений пред­варительно согласовывать сообщения и мате­риалы, а равно наложение запрета на распрост­ранение сообщений и материалов, их отдельных частей**.

*СРЯ

**ЗРФ «О СМИ»

 

Ч

ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ - сфера жизни гражданина вне исполнения им производ­ственных и общественных обязанностей, со­ставляющая его личную или семейную тайну. Согласно ст. 24 Конституции РФ сбор, хране­ние, использование и распространение инфор­мации о частной жизни лица без его согласия, не допускаются. Исключение сделано для журналистов в ст. 49 ЗРФ «О средствах массовой информации», согласно которой со­гласия не требуется, если распространение сведений о личной жизни необходимо для защиты общественных интересов.

 

ЧЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - внутрикорпоративная оценка профессиональ­ных качеств журналиста. Нарушениями про­фессиональной чести считаются: использование статуса журналиста для получения преиму­ществ для себя; получение вознаграждения, влияющего на независимость при исполнении профессионального долга; получение информа­ции при помощи лжи, провокации, иными способами, противоречащими нормам права и нравственности; плагиат; нарушение конфи­денциальности источника информации.

 

«ЧЕТВЁРТАЯ ВЛАСТЬ» (Fourth Estate -«четвертое сословие») — метафорическое оп­ределение места и роли журналистики, средств массовой информации в обществе наряду с традиционными ветвями власти: законодатель­ной, исполнительной, судебной. Английский политик Эдмунд Берк, нарекший этим име­нем прессу еще в конце XVIII в., явно не ожидал, что оно будет принято всерьез, ибо его высказывание было пронизано иронией в большей степени, чем уважением к журна­листской профессии*.

*Беглов С. И. Четвертая власть: британская мо­дель. М., 2002

 

Э

ЭРОТИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ - перио­дическое издание или программа, которые в целом и систематически эксплуатируют инте­рес к сексу. В ЗРФ «О СМИ» указывается, что распространение выпусков специализиро­ванных радио и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допуска­ется только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией. Розничная продажа продук­ции средств массовой информации, специали­зирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в спе­циально предназначенных для этого помеще­ниях, расположение которых определяется местной администрацией.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ДЕЙСТВЕН­НОСТЬ ЖУРНАЛИСТКИ(действенность, результативность) - совокупность результа­тов воздействия на сознание, психологию и поведение аудитории, человека, социальной группы и общественной системы*. Существуют прямые эффекты от выступлений в печати и эфире, когда результат воздействия на реаль­ную практику совпадает с задачей журнали­ста, и обратные, когда ситуация развивается в прямо противоположном задуманному жур­налистом (редакцией) направлению. Содержа­тельный показатель эффективности журнали­стских выступлений - принятие уполномо­ченными структурами решений, меняющих жизненную ситуацию. Формальные показа­тели: ответы заинтересованных организаций и граждан, письма-отклики, звонки в редак­цию. ЭЖ повышается: при поддержке СМИ органами власти, общественными объедине­ниями, политическими организациями, граж­данами; профессионально корректной разра­боткой журналистами общественно значимых проблем.

* Корконосенко С. Г. Основы журналистики. СПб., 2001.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...