Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы гуманизации социальной политикиОткрыто прагматичное и откровенно потребительское отношение к возможностям человека было характерно на протяжении длительной истории становления рыночных отношений и свойственно в настоящее время странам с переходной экономикой. Однако под действием ряда объективных факторов отношение к человеку на производстве эволюционировало в сторону гуманизации социальных отношений именно путем изменения содержания социальной политики. Это стало заметно в социальной политике промышленно развитых стран в 60—70-х, а особенно в 80-х и 90-х гг. XX столетия. Среди этих факторов следует указать: возрастание роли интеллектуальной составляющей человеческих способностей в процессе производства; повышение культурного уровня персонала; увеличение затрат на образование и профессиональную подготовку человека; расширение спектра возможностей для профессиональной самореализации личности; рост конкурентоспособности профессионалов; профессиональная мобильность человека; признание профессионального опыта специалиста одной из важнейших ценностей организации; развитие практики переманивания высококвалифицированных специалистов и некоторые другие. Немалая заслуга в повышении роли социальной политики в жизни предприятия принадлежит государству и институтам гражданского общества, прежде всего профессиональным союзам, и — как следствие — развитой в обществе системе социального партнерства.
Профессиональный потенциал и социальный капитал На что оказывает влияние социальная политика? В промышлен-но развитых странах социальная политика предприятия, формируемая под действием перечисленных обстоятельств, создает условия для развития и реализации человеком его творческого и профессионального потенциала. И это существенным образом влияет на проведение эффективной кадровой политики. Предприятие может нанимать лучших работников, обеспечивать достойные условия для трудовой деятельности, платить более высокую заработную плату, создавать условия для реализации их профессиональных интересов, создавать комфортную социальную среду. Кроме того, возрастают возможности развития профессионального потенциала персонала путем различных форм его профессионального обучения. Нацеленная на интересы человека, социальная политика субъекта управления становится важным фактором эффективной кадровой стратегии организации и обеспечения тем самым качества ее кадрового состава. С одной стороны, это прямое воздействие результатов социальной политики на профессиональные характеристики персонала. С другой стороны, социальная политика напрямую влияет на формирование и развитие социального капитала организации. В понятии «социальный капитал» отражаются характер сложившихся в организации социальных отношений, прежде всего нравственных, культура взаимодействия, принятая и действующая система корпоративных ценностей. В организации с неэффективной социальной политикой социальный капитал, как правило, низкий. Он характеризуется неразвитостью межличностных коммуникаций, большой диф-ференцированностью и обособленностью интересов отдельного человека и малых групп, низким уровнем доверия и мобилизационной готовности персонала к выполнению производственных задач в экстремальных условиях, слабовыраженной патриотической настроенностью по отношению к интересам и репутации организации и рядом других характеристик. Социальный капитал не возникает одновременно с возникновением организации. Он формируется целенаправленно и в течение определенного времени. Действительно, чтобы сформировать в организации высокую культуру общения, уважительное отношение человека к человеку, создать атмосферу готовности к сотрудни- честву и доверия, выработать умение работать в единой команде, усвоить, принять и строить отношения в соответствии с принятыми корпоративными ценностями, необходимы время, кропотливая работа с людьми и соответствующий социальный ресурс. Этим социальным ресурсом и является социальная политика. Эффективная социальная политика играет стимулирующую роль для персонала, создает условия для постоянного роста социального капитала и имеет большие ресурсные возможности для субъекта управления. Понятия человеческого капитала В процессе выработки и реализации кадровой политики органы государственной власти и управления промышленно развитых стран уделяют особое внимание формированию социального капитала, прежде всего потому, что он обеспечивает решение важнейшей задачи - полноценной реализации человеческого потенциала, потенциала профессионалов, или, как еще принято называть, человеческого капитала, или человеческих ресурсов, посредством управления персоналом. В самом общем виде понятие «человеческий капитал» характеризует качество и ценность способностей человека. В содержании этого понятия целесообразно выделить ту часть способностей, которая непосредственно необходима и/или пригодна для выполнения профессиональных задач в организации, - это профессиональный капитал, или профессиональный потенциал человека. Прежде всего эти понятия характеризуют профессиональные знания, умения, навыки, профессиональный психологический опыт, т. е. все то, что относится к профессиональному опыту человека. Действительно, потребность организации в человеке в первую очередь продиктована его ценностью для достижения ее целей. Сама же ценность человека может быть обусловлена различными обстоятельствами, связанными как с деятельностью организации, так и с характеристиками человека. Например, на протяжении длительного времени организация вкладывала средства в профессиональное развитие человека. Это может быть также профессионал с большими потенциальными возможностями, реализация которых даст хороший экономический эффект для организации, и ряд других. Понятие «человеческий капитал» в большей степени отражает ценностно-функциональный смысл бытия человека в организации. Если говорить о «человеческих ресурсах» организации, то этим понятием характеризуются возможности, человеческий потенциал, духовные и физические способности, определенный уровень общей и профессиональной культуры для достижения целей организации. Если рассматривать это понятие в контексте всего общества, страны, т. е. в широком смысле слова, то его синонимом является понятие «трудовые ресурсы». В большей степени в понятии «человеческие ресурсы» отражаются потенциально-функциональные возможности персонала, которые при эффективном управлении — управлении человеческими ресурсами — превращаются в важнейший фактор функционирования организации, а в масштабах страны — в фактор устойчивого и динамичного социально-экономического развития. В содержательном смысле понятия «человеческий капитал» и «человеческие ресурсы» не следует противопоставлять. При определенном допущении их можно рассматривать как синонимы. В настоящее время в общественном труде промышленно развитых стран главенствующую роль играет и будет играть в будущем профессионал, его интеллект, образованность. Для того чтобы он оставался в организации, ее социальная политика должна быть конкурентоспособной, т. е. более выгодной для человека, чем в других организациях. Выгодно это и самой организации, и социуму, поскольку вклад в ее благополучие, развитие производства, рост валового внутреннего продукта страны в первую очередь зависит от интеллекта профессионалов. Так, по оценкам Всемирного банка (1994 г.), 76% национального богатства США составляет человеческий капитал, т. е. накопленный населением профессиональный опыт — знания, умения, навыки. Физический капитал дает 19% богатства, а на природные факторы приходится всего лишь 5% богатства этой страны. В Западной Европе это соотношение составляет соответственно 74%, 23%, 2%. В России ее благосостояние формируется только лишь на 50% за счет интеллектуального богатства, 10% дает физический капитал и 40% обеспечивают природные ресурсы. Высокая составляющая интеллектуального наци- опального богатства в США дает 50% роста валового внутреннего продукта. 1.2. Управление человеческими ресурсами и социальная политика Управление человеческими ресурсами Управление человеческими ресурсами следует рассматривать как целенаправленное воздействие субъекта управления, обеспечивающее воспроизводство, качество и рациональное использование человеческих ресурсов. Термин «управление человеческими ресурсами» впервые появился в литературе по управлению в 60-х гг. прошлого столетия. В широком, общегосударственном смысле это область социальной практики, прежде всего социального управления, которая создает условия и обеспечивает целенаправленное воздействие на процессы формирования высокого качества физических, духовных и интеллектуальных способностей граждан, рационального воплощения их возможностей в различных сферах общественной жизни. Цель деятельности по управлению человеческими ресурсами — это воспроизводство и обеспечение востребованности трудовых ресурсов общества, создание условий для развития их общей и профессиональной трудоспособности. Общая трудоспособность предполагает наличие у человека физических, психофизиологических, возрастных и иных качеств, определяющих его способность к труду вообще, не требующему специальной подготовки1. Особая роль в развитии общей трудоспособности принадлежит государству. Она проявляется в создании социально-экономических условий для воспроизводства количества и качества населения (их части — трудовых ресурсов) и, как следствие, увеличении продолжительности трудоспособного возраста граждан, развитии системы дошкольного воспитания и системы об- .
щего образования, обеспечении занятости трудовых ресурсов и равных условий для реализации их способностей, создании экологически безопасных условий труда для человека и безопасности общества от результатов и процесса труда человека. В этом смысле управление человеческими ресурсами можно рассматривать как одно из важнейших направлений социальной политики и социального управления. В узком смысле слова управление человеческими ресурсами следует рассматривать как часть стратегии организации, предприятия, включающей целенаправленное комплексное обеспечение ее функционирования необходимым составом персонала, а также создание благоприятных социально-психологических условий для его продуктивной деятельности. При этом эффективное достижение целей организации и интересов персонала обеспечивается за счет максимальной самоотдачи профессиональных, творческих, интеллектуальных и физических возможностей человека, создания комфортной социальной среды. В таком смысле управление человеческими ресурсами правомерно рассматривать как синоним понятия «управление персоналом», однако тождества между ними нет. Управление человеческими ресурсами в организации шире содержания деятельности по управлению персоналом. В процесс управления человеческими ресурсами вовлекаются все возможности социальной политики предприятия. В результате этой деятельности, во-первых, создаются условия, способствующие высокой общей трудоспособности; во-вторых, воспроизводится удовлетворяющая потребностям организации высокая профессиональная трудоспособность персонала; в-третьих, формируется социальный капитал организации. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |