Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные предпосылки профессионализации управления персоналом

Каковы же социальные предпосылки профессионализации управления персоналом?

Необходимость обращения внимания к человеку, особенно к реализации его возможностей в трудовом процессе, потреб­ность, например, в оценке соответствия его способностей про­изводственным требованиям существовала издавна. Однако лишь на протяжении последнего столетия управление персона­лом сформировалось в относительно обособленный вид дея-


 


 


тельности в рамках принятых в организации принципов отно­шения к человеку как личности, носителю профессионального опыта, объекту вложения финансовых средств с целью повыше­ния эффективности его трудовой отдачи, субъекту и объекту со­циально-психологических отношений. В то же время управле­ние персоналом как деятельность осуществляется в рамках про­водимой и в государстве, и в организации кадровой политики, которая формируется под воздействием различных факторов, прежде всего исторического, культурного, научно-техническо­го, политического, социально-экономического, правового.

В числе важнейших предпосылок, которые обусловливают появление кадровой политики и управления персоналом как видов деятельности, следует выделить: материально-производ­ственные, научно-технические и технологические, организацион­ные, социально-экономические, правовые .

Материально-производственные предпосылки характеризуют­ся значительным ростом и изменением материальных потребно­стей людей, их структуры, а также темпов воспроизводства и по­требления. Это не могло не сказаться на структуре деятельности, прежде всего на ее предмете, условиях, средствах и результатах труда, последствиях, которые они могут вызвать в обществе.

На протяжении длительного исторического периода в обще­стве формировались и организационные предпосылки для совме-


стной деятельности людей. Они связаны с зарождением и воз­никновением инфраструктуры производства и управления, в том числе государственного управления, позволяющей выпол­нять различные виды труда, прежде всего в промышленнос­ти, — объединений ремесленников, цехов, мануфактур, пред­приятий и т.д. Со временем общество, государство, а затем и ру­ководители этих организационных форм совместной деятель­ности людей вынуждены были обращаться к решению проблем, именуемых в настоящее время кадровыми, образовательными, социальными и др.

Достижения научно-технического прогресса коренным обра­зом изменили условия, вещественно-энергетическую и инфор­мационную составляющие предметной области деятельности человека, тем самым были созданы научно-технические и техно­логические предпосылки. Это потребовало не только человека, подготовленного для профессиональных видов общественной практики, но и людей, которые могли бы заниматься непосред­ственно профессионалами.

Таким образом, появились не только идеи и открытия, кото­рые изменили функции человека в трудовом процессе, что само по себе требовало пристального внимания к нему, но и знания о самом человеке, его поведении, последовательности введения его в мир профессиональных видов труда и т.д.

Социально-экономические предпосылки характеризуют уста­новление определенных норм, требований и правил на пред­приятиях, условий оплаты труда, создание организаций по за­щите социально-экономических и профессиональных интере­сов персонала. Их многообразие, сложность, специфика требо­вали от субъектов социального управления - государства, пред­приятия, отдельного руководителя - не только их установле­ния, но и изучения, контроля, обучения, взаимодействия с про­фессиональными союзами работников и т.д. В рамках управлен­ческого труда эти задачи получали организационное оформле­ние, обособление, становились самостоятельным видом дея­тельности и требовали своих профессионалов.

Организационные предпосылки. Институционализация кадро­вой политики и управления персоналом как профессиональной деятельности становится возможной тогда, когда образуется не­обходимый минимум людей, выступающих объектом управле-


 


 


ния. Поэтому отдельные элементы этого вида профессиональ­ной деятельности начинают возникать в организациях с относи­тельно многочисленным и относительно стабильным составом персонала, прежде всего в армии, государственном аппарате, на крупных промышленных предприятиях. Большая потребность в этом виде деятельности почувствовалась и тогда, когда профес­сиональное развитие человека стало требовать от государства и от частного работодателя разнообразных материальных и фи­нансовых затрат.

Потребность в регулировании многосторонних социальных, трудовых и кадровых отношений, в которые включен человек в процессе совместной деятельности, создавала правовые предпо­сылки кадровой политики и управления персоналом. Возника­ли нормативные и правовые основы, которые устанавливались государством, работодателем и составляли правовое и норма­тивное поле, в котором должны действовать и профессионалы, и потребители их профессионального опыта.

Все это составило совокупность объективных предпосылок, которые заставили субъектов управления смотреть на профес­сиональные возможности человека, его профессиональный опыт как на объект управления, продуманно формировать фи­лософию отношения к нему в организации, применять научно обоснованные методы воздействия на его поведение, изменение и востребованность его способностей в организации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...