Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Целерациональная направленность поведенияЦелевое воздействие на организационное поведение включает в себя определение целей профессиональной деятельности служащих - ближайших, промежуточных и отдаленных. Умение ставить цели и вовлекать работников в их реализацию является исходным компонентом управленческой деятельности руководителя. Трудность целевой организации поведения работников заключается в том, что цели организации (государственных и муниципальных органов) не всегда совпадают с жизненными целевыми ориентирами индивидов. Социологические исследования1 показывают, что в настоящее время основными мотивами поступления людей на государственную службу являются персонализированные (личные) факторы — гарантия постоянной работы, стабильности положения (42,2% опрошенных), стремление реализовать свои профессиональные качества (35,5%) и повысить свое материальное благополучие (11,9%), желание иметь широкие связи с людьми, которые могут быть полезны в жизни (9,2%), стремление занять престижное место в обществе (9,2%). Социально значимые мотивы профессиональной деятельности (желание принести пользу обществу и государству) не столь важны для служащих (31,2% респондентов). Реформирование системы государственной службы Российской Федерации предъявляет особые требования к целевой организации поведения служащих. Исследование проведено в рамках научного проекта «Разработка теоретических основ концепции государственной кадровой политики в федеральных органах исполнительной власти» учеными кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ (май 2001 г.; выборочная совокупность — 2707 человек, руководитель проекта — профессор А.И. Турчинов). Информационно-коммуникативный фактор Формирование системы информационно-коммуникативного взаимодействия основывается на выявлении значимых организационных интересов. Для формирования «коммуникативного пространства» важно упорядочение системы организационных коммуникаций, что предполагает выявление функционально-технологических и организационно-управленческих взаимодействий. В целях развития информационно-коммуникативной системы, адекватной целям и задачам организации, используют различные технологии. По Г.Саймону, в административных организациях важное значение имеют следующие технологии коммуникаций: — организация распространения информации (доведение — использование методов контроля и согласования инфор —- создание системы регистрации и хранения информации; — организация специальных информационно-коммуникаци Технология оценки эффективности деятельности Приемы и методы оценки результативности и эффективности служебной деятельности имеют конечной целью поддержание позитивной мотивации работников к труду. Развернутая оценка деятельности включает в себя такие параметры, как: определение «стратегической эластичности» конечного результата; выявление диапазона воздействия управленческого решения (краткосрочный или долгосрочный эффект); взвешивание влияния на различные интересы (внешние и внутренние); определение временных ресурсов; анализ формы использования исполнительского (человеческого) потенциала; выявление стимулирующего механизма; уровень индивидуально-
психологической совместимости руководителя и подчиненных1. Социокультурные факторы управления Управление посредством организационной культуры позволяет использовать возможности и преимущества социокультурных факторов. Концептуальное определение миссии государственной службы (главной целевой функции), повышение культуры профессиональной деятельности работников, использование самоорганизационных технологий (организационных традиций и ритуалов, межличностных коммуникаций и пр.) способны воздействовать на организационное поведение, закрепить наиболее «желательные» для организации государственных служащих стандарты деятельности. Социокультурный контекст поведения опирается на косвенные методы воздействия, использует ресурсы, способности и творческий потенциал каждого работника. Учет и использование социокультурных факторов профессиональной деятельности являются одним из эффективных способов выживаемости организаций в современном мире. Не внешние, жесткие детерминанты в виде направляющих управленческих воздействий, а организационная культура как комплекс институциональных и нравственных норм и регуляторов приобретает определяющее значение для профессиональной деятельности и организационного поведения в государственной и муниципальной службе. Культурные мотивации поведения отличаются большей осознанностью, нежесткостью стиля деятельности. Они учитывают личностные и групповые особенности, основываются на социальных нормах, принятых и разделяемых большинством членов организации и потому более эффективных. Выводы Таким образом, организационное поведение представляет со-; бой систему адаптации личности (группы) к условиям функци- онирования организации как социального института, способ деятельности в конкретной организационно-административной среде. Структура организационного поведения обладает сложной конфигурацией и варьируется от стандартных (алгоритмизированных), нормативно предписанных действий до уникальных (характерологических) реакций и поступков. Поведенческая модель государственных и муниципальных служащих складывается под значительным влиянием функционального ядра профессиональной деятельности, регламентируется принципами правомочности и служебной ответственности. Управление организационным поведением государственных служащих включает в себя технологии целерационального воздействия, формирование системы коммуникативного взаимодействия, внедрение методов оценки эффективности деятельности, социокультурные технологии. Контрольные вопросы 1. Каковы основные теории организационного поведения? 2. В чем заключается сущность нормативно-должностной и 3. Что представляет собой личностный и групповой уровень 4. Каковы особенности общеорганизационного фактора по 5. В чем заключается специфика организационного поведе 6. Каковы основные технологии управления организацион 7. В чем смысл метода «управление посредством организа © Литвинцева Е.А., 2002
Концептуальные подходы к управлению персоналом В процессе развития управления как науки использовались и используются различные подходы к пониманию категорий «управление персоналом», «кадровый менеджмент». За столетие (период промышленной революции) роль и отношение к человеку в организации существенно менялись. В настоящее время сложились и продолжают складываться научные школы управления персоналом. В той или иной мере одни из них основываются на целостных концептуальных положениях, другие базируются на фрагментарных, а иногда и сугубо прагматичных подходах к профессиональным способностям человека. Чаще всего в литературе, посвященной управлению персоналом, за концепцию управления персоналом выдается теория мотивации, что конечно же сужает ее содержание. Мотивационный механизм, действующий в управлении персоналом, - важнейшая составляющая концепции управления персоналом. О некоторых концептуальных подходах к управлению персоналом и пойдет речь в этой главе. Классические теории управления Школа научного управления Первый научный подход к управлению возможностями человека в организации, основанный на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован и стать более эффективным, был сделан Ф.-У.Тейлором (1856-1915). Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что положило начало развитию школы научного управления. В 1911 г. вышла в свет книга Ф.-У.Тейлора «Принципы научного управления», в которой была изложена система научного управления производством, получившая название «тейлоризм». Концепция научного управления, выдвинутая Ф.-У.Тейлором, стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление получило повсеместное признание как самостоятельная область научных знаний. Тейлоровская рационалистическая концепция организации управления персоналом переросла в классическую школу менеджмента. Тейлоризм получил развитие в трудах супругов Ф. и Л. Гилбрет, Г. Эмерсона, Г. Форда и др. Гаррингтон Эмерсон в 1900 г. выпустил книгу «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912г. опубликовал свой главный труд «Двенадцать принципов производительности». В этой работе сформулированы широко известные и в настоящее время применяемые 12 принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда Не менее известным разработчиком менеджмента является Генри Форд (1863—1947), основатель американского автомобилестроения и создатель теории, получившей название «фордизм» В своих книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра» Г. Форд сформулировал основные положения фордизма: высоко оплачивать труд каждого работника и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше; обеспечивать оптимальное состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать окружающих и самих себя. Таким образом, благодаря данным разработкам к 1916 г. сформировалось научное направление в исследованиях: первая науч-
ноя школа, получившая несколько названий — школа научного менеджмента, классическая, традиционная. Разновидность классической школы управления - административная школа. Создателем классического (административного) менеджмента является Анри Файоль (1841-1925), который в течение 30 лет руководил крупной французской горнодобывающей и металлургической компанией «Комамбо», которая была на грани банкротства, а стала процветающей. Обобщая опыт руководства, А. Файоль создал теорию администрации. Он разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые до сих пор с успехом используются в управлении организацией, - это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. Разработанные А. Файолем принципы управления следует также признать самостоятельным результатом науки управления — «администрирования» (отсюда и название «административная школа»). Подчеркивая универсальный характер принципов, А. Файоль считал, что применять их надо с учетом специфики организации и конкретных условий, отмечая, что система принципов никогда не может быть завершена — напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому количество принципов не ограничено. Среди качеств, необходимых управленцу, А.Файоль особо выделял компетентность и наличие знаний. Заслугой А. Файоля является то, что он поставил вопрос о необходимости рассмотрения собственно управленческой деятельности (менеджмента) как объекта исследования и науки. Приблизительно в одно время с Ф.Тейлором и АФайолем немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) сформулировал свои идеи об идеальном управленческом подходе к большим организациям. М. Вебер разработал концепцию идеального типа организации, в которой видел современную ему бюрократию. Суть его идей выражена в характеристиках идеальной формализованной организации. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |