Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Управление с позиции социальных системМ Вебера, Э.Дюркгейма и В.Парето считают создателями организационной теории, или подхода к управлению с позиции соци-
алъных систем. Французский ученый Э. Дюркгейм в своей работе «Правила социологического метода» подчеркивал, что группы посредством установления своих ценностей и норм контролируют поведение людей в любой социальной организации. Итальянец французского происхождения В. Парето благодаря работам, опубликованным между 1896 и 1917 гг., получил право называться основоположником подхода к организации и управлению с позиции социальных систем. В.Парето рассматривал общество как переплетающееся скопление взаимосвязанных единиц или элементов, т.е. как социальную систему со многими подсистемами. Среди ряда выдвинутых им идей заслуживает внимания мысль о том, что социальные системы проявляют тенденцию к поиску равновесия после того, как подвергнутся внешнему или внутреннему воздействию. Его тезис заключался в том, что социальные воззрения или чувства функционируют так, чтобы побудить систему искать равновесие после того, как она подверглась воздействию социальных сил. Он считал, что задачей элиты (правящего класса) во всяком обществе является обеспечение руководства для сохранения социальных систем. Завершая анализ классической школы, как научной, так и административной, следует подчеркнуть, что вклад ее представителей в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности. Теории человеческих отношений Школа человеческих отношений В первой половине XX в. в условиях быстрого развития научно-технического прогресса становилось все более очевидным, что административная концепция менеджмента в недостаточной степени учитывает человеческий фактор в организации и управлении производством, роль которого неуклонно возрастает. В 30-х гг. прошлого столетия в теории административно-го- сударственного управления возникла «школа человеческих от-i ношений». Движение за человеческие отношения во многом появилось в ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. И поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школу человеческих отношений иногда называют неоклассической. Родоначальником «школы человеческих отношений» (середина 30-х гг. XXв.) принято считать американского ученого Элтона Мэйо (1880-1949). Но для восстановления исторической справедливости в науке следует сказать, что концепция «человеческих отношений» появилась в СССР в первой половине 20-х гг. XX в. и связана с именем НА. Витке — крупного ученого и организатора нотовского движения, а также его соратников (Я. Улицкий, Р. Майзельс, С. Стрельбицкий, Г. Нефедов и др.). Понятие «научный менеджмент» (Ф. Тейлор) в начале XX в. переводилось на русский язык как «научное управление», а на французский — «научная организация труда», в Германии — «рационализация»1. Однако значительно раньше, еще на рубеже XIX-XXвв., получило развитие такое ведущее направление в менеджменте, как бихевиоризм. Этот термин буквально означает «наука о поведении». Родоначальниками бихевиоризма являются американские ученые Эдуард Торндайк (1874-1949) и Джон Уотсон (1878-1958). Именно они и их сторонники создали научно обоснованную «технологию поведения человека». При этом по аналогии с животными понятие поведения сводилось к простейшей формуле: «стимул - реакция». Есть стимулы, т.е. те или иные побудительные воздействия на людей, и есть реакция — ответные действия на них. К примеру, начавшийся дождь (стимул) заставляет нас раскрыть зонт (реакция). Некоторые «схемы поведения» даны человеку от рождения (дыхание, глотание, откашливание и т.п.). Другим реакциям можно научить, а соответствующие упражнения помогут довести их до автоматизма. Тем самым открывается возможность регулировать поведение людей и создавать гармонию в обществе. Однако критики бихевиоризма усмотрели в нем упрощение человека и его поведения, неправомерное отождествление жизни жи-
вотных и социального бытия людей. Из формулы «стимул - реакция», в частности, выпадают факторы сознания человека и влияния на него общества, окружающих людей. И в самом деле, как без учета сознания объяснить, например, разное поведение людей в одинаковых ситуациях? Почему одни откликаются на крик о помощи, а другие нет, одни берут взятку, а другие брезгливо отворачиваются? Подобные «нестыковки» впоследствии подорвали популярность бихевиоризма, хотя в 1930-х гг. он самообновился и был преобразован в необихевиоризм. Развитие поведенческого подхода в управлении персоналом связано с тем, что остро возросла необходимость проявлять заботу о людях, а не только о производстве. Исследователи обнаружили, что простое проявление внимания к людям оказывает большое влияние на рост производительности труда. Активно начались поиски путей повышения эффективности организации за счет лучшего использования человеческих ресурсов. Хоторнский эксперимент Широко известен в этом плане хоторнский эксперимент, проведенный на заводе «Вестерн электрик Хоторн» в Цицеро (штат Иллинойс). Исследования были начаты с целью изучения влияния изменений условий труда на производительность рабочих. Эксперимент проводился совместно с национальной академией наук. Группу ученых возглавлял Элтон Мэйо. Результаты эксперимента показали, что рабочие трудятся высокопроизводительно, если они участвуют в процессе принятия решений и являются важной составной частью процесса производства. Этот феномен был назван эффектом Хоторна. Такого рода «специальное» обращение к испытуемым субъектам привело к возникновению управленческого понятия «человеческие отношения». Самым важным результатом проведенного эксперимента стало возросшее понимание человеческой мотивации и выявление причин удовлетворения рабочих выполненной работой. Из других ученых, плодотворно работавших в рамках поведенческого подхода, можно выделить М.П. Фоллет (1863-1933), проанализировавшую стиль руководства и разработавшую теорию лидерства. Теории мотивации Большой вклад в развитие «школы человеческих отношений» внесли в 40-60-х гг. XX в. ученые-бихевиористы, разработавшие несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей А. Маслоу (1908-1970). Он предложил следующую классификацию потребностей личности: 1) физиологические; I 2) в безопасности своего существования; 3) социальные (приверженность к коллективу, общение, вни 4) престижность (авторитет, служебный статус, чувство собст 5) в самовыражении, полном использовании своих возмож В своих работах А. Маслоу показал, что мотивация действует только до тех пор, пока потребность не удовлетворена. Его теория рассматривает потребности концептуально, однако он создавал ее для удовлетворения потребностей индивида прежде всего, а не организации. Не менее популярно в «школе человеческих отношений» и ' учение Д. Макгрегора (1960 г.). В основе его теорий (X и Y) лежат следующие характеристики работников: теория X — средний индивид туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности; теория Y — люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать. Методы управления персоналом в рамках теории X имеют свои достоинства: авторитарное руководство обеспечивает выполнение большого объема работ и в более сжатые сроки. Но при этом
трудно рассчитывать на оригинальные решения, творческую инициативу. Более того — угрожающе растет агрессивность во взаимоотношениях с руководителем и между членами коллектива, царит всеобщая атмосфера настороженности и тревоги, что может привести к конфликтам, неуправляемым ситуациям. Управление персоналом, основанное на концепции Y, имеет более рациональную материальную и психологическую основу. Работник достигает личных целей успешнее, если применение его творческих способностей будет способствовать достижению стратегических целей коллектива, если внешний управленческий контроль трансформируется в естественный самоконтроль и самоорганизацию. Теория Y опирается на веру в моральный потенциал человека. Она предполагает, что человек будет работать хорошо, если удовлетворен не только своим заработком, но и местом и ролью в трудовом процессе. Его не нужно заставлять трудиться, угрожая наказанием. Преданный целям своей организации, он готов активно сотрудничать, проявляя при этом инициативу и творчество. Важно поддерживать и развивать эту инициативу исполнителя. Методы, разработанные школой «человеческих отношений», оказались эффективными в достаточно узкой сфере управления персоналом — когда необходимо личное и конкретное воздействие на сотрудников для своевременного принятия решений и успешной реализации намеченных планов. Однако в области стратегического управления роль этих методов несущественна. Теории человеческих ресурсов |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |